ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 14 (18) 2009
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 14 (18) 2009
УДК 612. 63/66
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ И СТАРШЕЕ ЗВЕНО ОБУЧЕНИЯ
© и. н. САХАРОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: [email protected]
Сахарова И. Н. - Эмоциональное состояние учащихся при переходе в среднее и старшее звено обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). С. 92-97. - Изучалась динамика психоэмоционального состояния и психофизиологических функций учащихся переходных классов. Установлено, что дезадаптация к обучению наблюдается только при переходе из начальной школы в среднюю. Прослеживается связь между эмоциональным состоянием и психофизиологическими функциями.
Ключевые слова: активность, самочувствие, настроение, память, мышление.
Sakharova I. N. - Ето^опа1 state of schoolchildren it Transitional grades // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2009. № 14 (18). P. 92-97. - The joint dynamics of emotional state and psychophysiological functions of school children from transitional grades (fifth and tenth years of education) was studied. It was shown that loss of adaptation to the school environment happens only during the transition from the elementary to the middle school (fifth grade). A connection between emotional state and psychophysiological functions is demonstrated.
Keywords: healtti, memory, concentration of memory, mood.
Сложные социальные условия, сложившиеся в последние десятилетия в нашей стране, не обошли стороной и школу. Выполняя новый социальный заказ - реализацию принципов гуманизации, построение вариативных форм образования, школа пошла по пути не всегда обоснованных инноваций и увеличения учебной нагрузки. При этом приходится константиро-вать, что при определенных условиях - недостатках в постановке педагогической работы, в нарушении гигиенических условий обучения, в неблагоприятном эмоционально-психологическом климате в школе могут создаваться предпосылки для ущерба здоровью обучаемых, в том числе и психическому, развитию пограничных состояний. В последние годы отмечается рост подобных состояний среди детей и подростков: у 42-80 % из них выявлены чувства тревоги и нейро-тизма, состояние напряжения в психоэмоциональной сфере. Наиболее выраженный эмоциональный дискомфорт наблюдается в подростковом возрасте - от 11 до 16 лет. Это период полового созревания, связанный с изменением деятельности желез внутренней секреции. Гормональный сдвиг, происходящий в это время, сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы (ЦНС) и прежде всего ее высшего отдела - коры больших полушарий. В начале этого периода нарушается уравновешенность нервных процессов в сторону преобладания возбуждения [1-3].
Это влияет на поведение подростков, приводит к эмоциональной неустойчивости и быстрой утомляемости [1-3]. Необходимо также отметить повышенную раздражительность подростков. на начальном этапе полового созревания возникает небольшой «физиологический гипертиреоз», который оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему, что вызывает повышенную возбудимость и эмоциональную лабильность младших подростков.
У подростков этого возраста происходят серьезные сдвиги во всей психической деятельности, в характере мыслительных процессов, в эмоциональной сфере [6]. Некоторые авторы считают, что в младшем подростковом возрасте замедляются темпы роста познавательных процессов, учебных возможностей, наблюдается понижение внимания и памяти [7].
В старшем подростковом возрасте происходит постепенная концентрация возбудительного процесса, уравновешивание возбуждения и торможения, развитие внутреннего торможения. В связи с этим у многих старших подростков налицо большая внутренняя психологическая готовность к таким действиям, которые требуют усилий, длительного напряжения, сосредоточенного внимания.
Существенной особенностью эмоциональной жизни подростка, его настроения является то, что его эмоции противоречивы, положительные и отрицатель-
ные эмоциональные состояния сменяют друг друга. В связи с этим часто меняется и самочувствие подростка, и его настроение, что проявляется и в изменении его активности.
Все эти особенности эмоциональной жизни подростка, возникающие на фоне его быстрого умственного и физического развития, должны учитывать педагоги. Это особенно важно еще и потому, что подростковый возраст приходится на критические периоды -переход в среднее и старшее звено обучения [5-7].
В связи с этим актуальным является изучение эмоционального состояния подростков и его влияния на психофизиологические функции именно в переходные периоды обучения.
Изучалось эмоциональное состояние и недельная динамика некоторых психофизиологических показателей у 62 (32 девочки и 30 мальчиков) учащихся пятых и 58 учащихся десятых классов (30 девушек и 28 юношей). Обследование проводилось в начале и конце первого полугодия. Эмоциональное состояние оценивалось с помощью методики САН (самочувствие, активность, настроение). Исследовались также объем и распределение внимания по методике «Расстановка чисел» и объем произвольной кратковременной слуховой памяти (ПКСП). Эмоциональное состояние оценивалось по 9-бальной, а объем внимания и памяти -по 10-бальной шкале.
как видно из табл. 1, мальчики 5 класса в начале учебного года свое эмоциональнее состояние оценивают как удовлетворительное и хорошее. Средний балл составляет 6,6-7,3.
При этом средние показатели самочувствия и настроения в начале и в конце недели у них практически одинаковы, однако показатели настроения выше, чем самочувствия. Обращает на себя внимания тот факт, что эти показатели резко возрастают в среду. Особенно значительно, на 1,6 балла, улучшается самочувствие. Оценивая индивидуальные параметры самочувствия и настроения, следует отметить, что в понедельник и в пятницу 25,3-29,4 % мальчиков отмечали плохое самочувствие, усталость, низкую работоспособность, плохое настроение, недовольство собой. Примерно такое же количество учащихся чувствовали себя, напротив, бодрыми, отдохнувшими, жизнерадостными и были довольны собой.
Активность мальчиков плавно снижается в течение недели - от 7,0 ± 0,10 в понедельник до 6,1 ± 0,12 баллов в пятницу. Однако, на фоне общего снижения активности, и в среду, и в пятницу выявляются подростки, которые готовы приступить к работе, внимательно выслушать задание и выполнить его правильно. Таких учащихся среди мальчиков - 30,1 %.
Низкие показатели самочувствия и настроения по сравнению со средой в понедельник, объясняется, по-видимому, периодом врабатывания, а в пятницу утомлением учащихся. Повышение этих показателей в среду закономерно - середина недели характеризуется высокой работоспособностью, получением хороших результатов, а это в значительной степени повышает и настроение, и самочувствие. В то же время на фоне этих
показателей снижение активности уже со среды свидетельствует о развитии утомления. На протяжении всей недели от 30 до 40 % мальчиков медлительны, бездеятельны, испытывают потребность в отдыхе. О развитии утомления свидетельствует и резкое уменьшение к концу недели показателей внимания (на 38,5 %) и ПкСП (на 46,0). В то время как объем ПкСП в понедельник и среду находится в пределах физиологической нормы и снижается только к пятнице, объем внимании я ниже нормы на протяжении всей недели.
Такое значительное снижение психофизиологических показателей на фоне средних значений эмоционального состояния может свидетельствовать о напряжении адаптивных процессов, связанном с переходом в среднее звено, с новым режимом обучения.
Девочками в начале учебного года эмоциональное состояние оценивается как хорошее и очень хорошее. Средний балл изменяется в течение недели от 7,5 до 7,0. Причем, все показатели, определяющие эмоциональный статус, у них выше в понедельник по сравнению с другими днями неделями. В отличие от мальчиков, самочувствие и настроение девочек падают в среду (на 15,0 и 12,7% соответственно) и увеличиваются к пятнице, в то время как активность в течение недели снижается с 7,4 ± 0,16 до 6,8 ± 0,20 баллов.
Психофизиологические показатели - объем внимания и ПКСП - в течение всей недели значительно ниже физиологической нормы. к пятнице объем внимания снижается на 33,4%, а объем ПКСП - на 25,0%. Следует заметить, что снижение психофизиологических показателей у девочек начинается уже с середины недели.
Обращает на себя внимание тот факт, что у девочек практически все показатели эмоционального состояния выше, чем у их одноклассников. Причем вариабельность в оценке эмоционального статуса у девочек более высокая, чем у мальчиков. Такая высокая эмоциональность сопровождается очень низкими показателями психофизиологических функций.
Все это указывает на то, что адаптация девочек к обучению в среднем звене происходит очень трудно и вызывает значительное напряжение адаптационных процессов.
для подростков этого возраста характерно неуравновешенное, возбужденное состояние ЦНС, неспособность в течение длительного времени концентрировать внимание, повышенная утомляемость. Отмечается, что у девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - им свойственна быстрая смена настроения, переход от активного деятельного состояния к пассивному, безразличному. Повышенная эмоциональность девочек объясняется тем, что у них гораздо сильнее, чем у мальчиков, снижен тонус коры головного мозга, что ведет к значительному повышению возбудимости ЦНС. В связи с этим у девочек часто бывают нарушения вегетативных функций - сердцебиение, боль в области сердца, сосудистые расстройства. Таким образом, для девочек подростковый кризис более тяжел, чем для мальчиков, у которых контроль коры относительно сильнее и функциональные расстройства выражены слабее.
Таблица 1
и
ц
*
=
X
и
*
а
и
г
и
-
с
л
с
и
«
и
-е
с
* я
и
§ в
я 1
К
О К
о
X
и
3
а
X
с
и
ц
с
§
«
с
X
и
о
=
и
л
V
(-
а
я
а
а
с
С
Память о о~ +1 + Г- сч о со +1 + о 00 00 о со +1 + СО, со +1 со
и н а м и н Ю о ■о +1 + сч со +1 + сь о со +1 + г- 00 см со +1 + © 00
Л 8 Я н к и е и н я о т V о V е о н ь л а н о и о м о К 00 ■о +1 о со 00 со +1 со +1 00 00 о со +1 см
< сч ■о +1 + со о сч со +1 + 00 00 со +1 00 00 со +1 + см
О ■о +1 00 сч со +1 + о со со +1 + ю 00 см со +1 см
ь т я м а И сч ■о +1 ю сч со +1 + 00 00 со +1 + 00 Ю ю со +1 + СО,
Внимание 00 ■о +1 + СО, сь о со +1 + о, сч 00 со +1 + СО Ю сь © со +1 + СО 00
Л <и а О <и и н я о т V о V е о н ь на о и о м о к со ■о +1 + ю 00 со +1 + съ 00 со со +1 00 со +1
< со +1 + ю со +1 + съ 00 00 со +1 ю 00 сч со +1 г- 00
о со +1 + 00 со +1 + 00 сь со +1 00 со со +1 00
ь т я м а и сч со +1 о ю со +1 о, сч со +1 о Ю 00 со +1 с*] 1^0
Понедельник внимание со +1 о 00 сь о со +1 г- сч со +1 ю сч со +1 * Ч!^
Эмоциональное состояние к 00 со +1 оо 00 сч со +1 о сч со +1 см 00 сь с^ со +1
< о со +1 о со со +1 со +1 ** 00 со +1 со 00
о 00 со +1 00 00 со +1 00 со +1 см 00 ю со +1 00
о о
чё9кхнзэ чс^вяэН
К концу 1 полугодия эмоциональное состояние мальчиков стабилизируется и устанавливается на среднем уровне. Средний балл, характеризующий эмоциональный фон, в течение недели составляет 6,3 - 6,4 балла (табл. 1). От понедельника к пятнице все показатели практически не меняются. однако, уровень эмоционального состояния мальчиков-пяти-классников в декабре снижен по сравнению с началом учебного года.
На этом фоне изменение психофизиологических показателей - объема ПКСП и произвольного внимания - носят закономерный характер (табл. 1). В понедельник объем внимания равен 5,1 ± 0,11 балла, в среду он несколько повышается и составляет
5,6 ± 0,13 балла и значительно снижается в пятницу. Следует заметить, что хотя объем внимания и невысок, все же он статически значимо выше, чем в начале учебного года. Аналогичная картина наблюдается и в недельной динамике объема ПкСП, и также ее объем в течение всей недели больше, чем в сентябре.
как видно, к концу 1 полугодия эмоциональный статус мальчиков пятого класса понижается, становится более ровным, а психофизиологические показатели (объем внимания и памяти) возрастают, приближаясь к физиологической норме.
У девочек эмоциональный фон продолжает оставаться достаточно высоким, однако, как и у мальчиков, он выравнивается и поддерживается в течение недели в среднем на уровне 7,1 - 7,2 балла. На протяжении всей недели самочувствие, активность и настроение оцениваются ровно. Наиболее высокая оценка (7,4 ± 0,09 баллов) дается настроению, наименьшим баллом (6,6 ± 0,11) девочки характеризуют свою активность, что может свидетельствовать об их утомлении. как и в начале учебного года, эмоциональное состояние девочек выше, чем у мальчиков. Показатели произвольного внимания и кратковременной памяти выше, чем в сентябре, но остаются все еще ниже сред-§ них значений физиологической нормы. Обращает на
н себя внимания и тот факт, что уже начиная со среды и
объем произвольного внимания, и ПКСП снижаются, что тоже является признаком развивающегося утомления. Следовательно, для девочек - пятиклассниц и § в конце I полугодия характерна повышенная эмоцио-
нальность, сопровождающаяся низкими психофизио-
х
с
X
ч логическими показателями.
§ Ё Таким образом, как у мальчиков, так и девочек
и “ пятого класса к концу первого полугодия эмоциональ-
| | ное состояние выравнивается и несколько снижается
по сравнению с началом учебного года. Это приводит к некоторому улучшению произвольного внимания и
а а
памяти, показатели которых увеличиваются, хотя и 8 8 остаются еще низкими. По-видимому адаптация пя-
о о тиклассников к обучению в новых условиях к концу
У у первого полугодия еще не завершена.
а а Несколько иная картина наблюдается у учащих* ся, перешедших в старшее звено обучения.
* Как следует из табл. 2, в течение недели эмо-
циональное состояние юношей находится на среднем уровне.
Таблица 2
35
и
ц
И
X
-&
X
и
а
о
V
и
-
с
л
с
и
я
и
-&
* Я
X
с
и
ц
с
§
«
с
и
и
о
=
и
л
V
(-
а
я
а
а
с
С
Память «ч © +1 о, 00 о" +1 00 со~ 00 о" +1 о со~ сь сэ +1
и н а м и н Ю © +1 00 о" +1 + сь ю о" +1 о со~ со о" +1
Л 8 Я н к и е и н я о т V о V е о н ь на о и о м о X СО о" +1 00 со~ 00 о" +1 + со~ о" +1 со со~ 00 сэ +1
< ю о" +1 со~ о" +1 + см со~ см о" +1 00 со~ сэ +1 о со~
о см о" +1 00 со~ ю о" +1 + со~ 00 о" +1 со~ ю сэ +1 00 со~
ь т я м а И ю см о" +1 + г- со~ см о" +1 + см со~ 00 о" +1 + СО со~ с^ сэ +1 см со~
Внимание см о" +1 + о со~ сь о" +1 + о ю см о" +1 + со со~ 00 сэ +1 о ю
Л <и а О Эмоциональное состояние X см о" +1 + ю 00 о" +1 + со ю 00 о" +1 + см 00 сэ +1 + оэ
< о" +1 + со ю о" +1 00 ю 00 о" +1 + со со~ сэ +1 + оэ
о 00 о" +1 00 со~ о" +1 + о ю о" +1 + СО со~ о" +1 + оэ
ь т я м а И СО см о" +1 со см о" +1 см о" +1 ю с^ сэ +1 с^ оэ
Понедельник <и и н а м и н в 00 о" +1 СО со~ см см о" +1 ю ю 00 сэ +1 см см о" +1
е и н я о т с о с е о н ь на о и ц о м э X 00 о" +1 со~ см о" +1 о со~ о с^ сэ +1 со оэ см сэ +1
< см о" +1 00 со см о" +1 о ю сь сэ +1 см о" +1
о о см о" +1 00 со~ ю о" +1 о со~ см сэ +1 ю ю сэ +1 0^
о о
чё9кхнзэ чё9вмз1/
При этом их самочувствие не меняется на протяжении недели и составляет 6,3 балла. На этом фоне в среду по сравнению с понедельником наблюдается статически значимое снижение активности (с 6,3 ± 0,12 до
5,6 ± 0,14) и настроения (с 6,4 ± 0,18 до 5,4 ± 0,21). Однако в пятницу показатели, характеризующие эти состояния, возвращаются к исходным значениям.
оценивая индивидуальные показатели по тесту САН, следует отметить, что только 28,3 - 42,6% юношей в течение недели имеют хорошее, веселое и приподнятое настроение, оптимистический спокойный позитивный настрой на предстоящую работу. У остальных юношей наблюдается плохое, мрачное настроение, предстоящая работа вызывает у них уныние или равнодушие. Таким же образом распределяются юноши и по активности. Количество учащихся, желающих быстрее приступить к работе составляет 30,1 - 39,7 %, другие же пассивны, медлительны, рассеяны.
Несмотря на стабильное среднее самочувствие в течение недели индивидуальные характеристики этого показателя очень вариабельны. В начале недели хорошее самочувствие отмечают 39,0 % юношей, в среду их количество снижается до 31,0 %, а к пятнице повышается до 44,0%.
В течение недели психофизиологические функции также изменяется. В целом, показатели, характеризующие объем внимания и ПКСП соответствуют средним значениям физиологической нормы.
однако, в среду эти показатели снижаются по сравнению с понедельником на 0,6 и 0,7 балла соответственно. К концу недели объем внимания и памяти увеличивается, достигая значений понедельника.
Следует отметить, что юноши-десятиклассники оценивают свое эмоциональное состояние так же, как и пятиклассники, однако психофизиологические показатели, у них значительно выше.
Таким образом, несмотря на стабильное самочувствие в течение недели, снижение активности и н настроения в среду приводит к уменьшению объема
В внимания и памяти.
к Однако, учитывая улучшение психоэмоциональ-
| ного состояния и психофизиологических функций к
к концу недели, их снижение в среду можно рассматри-
| щ вать как проявление лишь кратковременного утомле-
ч ^ ния. При анализе расписания уроков среды обращает
на себя внимания, что в этот день в него включены наиболее трудные уроки - математика, физика, инфор-
й й матика, что и послужило, вероятно, причиной разви-
к я
£ £ тия утомления.
КИ т/** - К концу первого полугодия все показатели по
тесту САН у юношей несколько выше, чем в начале 8 8 учебного года. Причем, как и у пятиклассников, эмоцией о ональный фон становится более ровным. При этом его
значения незначительно увеличиваются от понедельника к среде и снижаются к пятнице, т.е. к концу недели ухудшается самочувствие и настроение, снижается активность юношей. Психофизиологические показатели претерпевают в декабре закономерные изменения. Отмечается значительное уменьшение объема внимания
Е
Л ^
& а
а а
и памяти по сравнению с сентябрем. В течение недели объем внимания меньше, чем в начале учебного года -на 8,9-11,0%, а памяти - на 23,9-31,1%. Наблюдается и закономерное изменение этих показателей от начала к концу недели. В понедельник объем внимания и памяти соответствуют средним значениям. В среду они достоверно увеличиваются (на 11,0 и 15,2% соответственно). К пятнице эти показатели снижаются и становятся такими же, как и в понедельник.
Таким образом, при переходе в старшее звено обучения у юношей не наблюдается каких-либо значимых непредвиденных изменений в эмоциональной сфере. Отмечается некоторое повышение эмоционального состояния и выравнивание его к концу первого полугодия по сравнению с началом учебного года.
Однако, на этом фоне отчетливо проявляется снижение психофизиологических показателей, и хотя они остаются в пределах средних значений, все же они меньше, чем в сентябре. При этом недельная динамика и объема внимания, и объема памяти является благоприятной.
у девушек в начале учебного года все показатели по тесту САН ниже, чем у юношей. Свое самочувствие в понедельник они оценивают в 6,0 ± 0,15 балла, однако в среду оно достоверно снижается до 5,0 ± 0,17 баллов, а к пятнице опять повышается. Оценка индивидуальных показателей показывает, что в среду хорошее самочувствие испытывают 33,3% девушек, в то время как в понедельник и пятницу - 40,0%. Плохое самочувствие в среду испытывают 27,0% девушек, а в понедельник и пятницу - только 15,0%
Активность девушек также меняется в течение недели. Наиболее высокая - 5,9 ± 0,12 балла - она в понедельник, в среду статистически значимо снижается до 5,3 ± 0,11 ( р<0,05). А в пятницу опять повышается и достигает максимальной величины за неделю -
6,2 ± 0,17. В среду же отмечается и самое большое количество (40,0%) девушек с низкой активностью, нежеланием браться за работу, с неуверенностью результатов предстоящей работы, с пассивным отношением к труду.
Настроение девушек также снижается от понедельника к среде с 6,0 ± 0,12 до 5,6 ± 0,13 и вновь повышается до 6,4 ± 0,18 в пятницу. Как и у юношей, подъем настроения в пятницу связан, по-видимому, с окончанием рабочей недели и предстоящими выходными днями. По индивидуальным оценкам, в пятницу 40,0% девушек - с хорошим, веселым, приподнятым настроением, а в понедельник и среду их количество составляет 33,3%.
Таким образом, как у юношей, так и у девушек 10 класса, среда является днем, когда все показатели теста САН снижены. Это тем более странно, что среда для старшеклассников считается днем наиболее высокой работоспособности. Как уже указывалось, причина этого заключается в особенностях расписания. Включение в среду трудоемких, требующих сосредоточенного внимания уроков, приводит к утомлению
учащихся, снижению активности и настроения, ухудшению самочувствия.
Подобное состояние девушек влияет и на их психофизиологические функции. Объем внимания и памяти в среду ниже, чем в понедельник и пятницу на 11,0-15,0%. Обращает на себя внимание тот факт, что психофизиологические показатели девушек, как и показатели, характеризующие психоэмоциональное состояние ниже, чем у юношей.
К концу первого полугодия все показатели по тесту САН у девушек, как и у юношей в течение всей недели выше, чем в начале учебного года.
Свое самочувствие девушки в понедельник оценивали в 6,3 ± 0,18 балла (гистограмма 12). В среду оно в отличие от начала учебного года, достоверно увеличивается до 6,8 ± 0,19 баллов, а в пятницу опять снижается до 6,3 ± 0,14. Такая же динамика наблюдается и в изменениик активности. В понедельник девушки оценивают ее довольно низко - в 5,8 ± 0,12 баллов, однако, в среду она увеличивается на 0,9 баллов и становится равной 6,7 ± 0,15 баллов, в пятницу же опять снижается до 6,0 ± 0,14 балла. Настроение девушек увеличивается от понедельника (6,1 ± 0,16 балла) к среде и пятнице (6,7 ± 0,18).
Таким образом, у девушек, в среду показатели активности и самочувствия выше, чем в понедельник и пятницу, а настроение повышается в среду и остается таким же в пятницу.
Однако психофизиологические показатели не всегда соответствуют эмоциональному статусу. Так, объем произвольного внимания на протяжении всей недели остается низким - 5,0-5,1 балла, что является для десятиклассников очень плохим показателем. Не лучше обстоит дело и с объемом слуховой кратковременной памяти. Он уменьшается от понедельника к пятнице. Если в понедельник он оценивался в
6,2 ± 0,21 балла, то в среде упал до 5,8 ± 0,18 баллов, а в пятницу еще снизился и составил всего 5,0 ± 0,19 балла.
Таким образом, к концу первого полугодия девушки испытывают большее утомление, чем юноши. Однако развитие утомления к этому времени является закономерным и обычно не вызывает тревоги у педагогов.
В целом же, следует отметить, что переход в старшее звено обучения не вызывает ни у юношей, ни у их одноклассниц дезадаптации, которая наблюдается при переходе в среднее звено. Вероятно, это связано с тем, что в возрасте 15-16 лет состояние ЦНС улучшается, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются, что приводит к стабилизации психоэмоционального состояния подростков и улучшению их психофизиологических функций.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батцев А. С. Высшая нервная деятельность: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1991. 257 с.
2. Бугаев К. Е. Маркусенко Н. Н. и др. Возрастная физиология: Учебное пособие. Ростов-на Дону: Пед. ин-т, 1975. 167 с.
3. Возрастная физиология. Руководство по физиологии: Учебник / Отв. ред. В.Н.Черниговский. Л.: Наука, 1975. 691 с.
4. Крушельницкая О., Третьякова А. Школьный стресс // Народное образование. 2001. № 6. С. 121-124
5. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. 2002. № 1. С. 111-121
6. Матвеева О. А. Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов // Психологическая наука и образование. 2001. № 3. С.57-79.
7. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.