Научная статья на тему 'Эмоциональное содержание современных детских игрушек'

Эмоциональное содержание современных детских игрушек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / игрушка / современный рынок игрушек / эмоциональное содержание / дошкольный возраст / ведущий вид деятельности / риск нарушения развития / game / toy / modern toy market / emotional content / preschool age / leading type of activity / risk of developmental disorders

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, Лидин Константин Львович

Актуальность. Игрушка является носителем сильных эмоционально нагруженных образов. Она исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Вместе с тем современный рынок игрушек никак не регулируется в плане эмоционально-образного содержания. Это обусловливает необходимость анализа эмоционально-образных качеств игровой продукции для детей с позиции ее развивающей функции. Организация исследования. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание игрушек, рекомендуемых производителями и продавцами для детей дошкольного возраста. Осуществлена выборка из 150 фотографий игрушек для детей дошкольного возраста, сделанных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсов. Для обработки данных использовалась программа «Image expert», включающая батарею измеряемых параметров изображения, учитывающих модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции. Результаты исследования. Количественный анализ ассортимента вошедшей в исследовательский комплекс игровой продукции, предлагаемой для детей дошкольного возраста изготовителями, магазинами, электронными торговыми площадками, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. В набор для анализа также вошли мягкие и интерактивные игрушки, профессионально-бытовые игровые наборы, куклы, роботы, детское оружие. Анализ эмоционального наполнения игрушек показал невысокую интенсивность, невыразительность игрушек несмотря на яркие краски и причудливую форму. Перцептивные свойства игрушек противоречивы, что снижает их суммарную эмоциональную наполненность и придает игрушкам обманчивый, неискренний характер. В целом игрушки, предлагаемые для дошкольников, апеллируют в большей мере к разуму, а не к эмоциям ребенка, а также в неявной форме несут информацию о неискренности и недостоверности окружающего мира. Выводы. Эмоциональное благополучие детерминирует полноценное развитие ребенка, одним из средств обеспечения которого является детская игрушка как особый социокультурный и психологический феномен. Поэтому осознанный и ответственный выбор игрушек взрослыми должен стать устойчивым элементом здорового образа жизни ребенка. Сегодняшние игрушки психологически опасны, они способны затормозить развитие эмоциональной сферы современного ребенка. Полученные данные позволяют наметить научную перспективу и определить тематику дальнейших исследований, а также будут информативны для родителей, педагогов образовательных учреждений в целях формирования у них чувства ответственности при выборе игрушек для детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобрыкина Ольга Альфонсасовна, Лидин Константин Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional content of modern children’s toys

Relevance. The toy is a carrier of strong emotionally loaded images. Historically, it acts as an intergenerational translator of culture and is one of the most important factors in the socialization of a child. At the same time, the modern toy market is not regulated in any way in terms of emotional and figurative content. This makes it necessary to analyze the emotional and imaginative qualities of game products for children from the perspective of its developmental function. Progress of the study. The aim of the study is to identify the emotional content of toys recommended by manufacturers and sellers for preschool children. A sample of 150 photos of toys for preschool children taken in children’s goods stores, on manufacturers’ websites and the most popular marketplaces was carried out. To process the data, the “Image Expert” program was used, which includes a battery of measured image parameters that take into account the modalities of human perception in their expression through specific emotions. Research results. A quantitative analysis of the range of gaming products included in the research complex, offered for preschool children by manufacturers, stores, and electronic trading platforms, showed that intellectual and constructive toys predominate in the total volume. The analysis set also included soft and interactive toys, professional and household play sets, dolls, robots, and children’s weapons. The analysis of the emotional content of the toys showed a low intensity, inexpressiveness of the toys despite the bright colors and bizarre shape. The perceptual properties of toys are contradictory, which reduces their overall emotional content and gives the toys a deceptive, insincere character. In general, toys offered for preschooler’s appeal more to the child’s mind rather than to the emotions, and also implicitly convey information about the insincerity and unreliability of the world around them. Conclusions. Emotional well-being determines the full-fledged development of a child, one of the means of ensuring which is a child’s toy as a special socio-cultural and psychological phenomenon. Therefore, a conscious and responsible choice of toys by adults should become a sustainable element of a child’s healthy lifestyle. The data obtained make it possible to outline a scientific perspective and determine the subject of further research, and will also be informative for parents and teachers of educational institutions in order to form their sense of responsibility when choosing toys for preschool children.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное содержание современных детских игрушек»

������������� ����������

����������� ������� �������

�.�. �����������1., �.�. �����2

1 ������������� ��������������� �������������� �����������, �����������, ������-

���� ���������

2 ��������� ����� ������������������, �����, ���������� ��������

. olga.belobrykina@gmail.com

������

������������. ������� �������� ��������� ������� ������������ ����������� �������. ���

����������� ��������� ������������� ������������ �������� � ������������ ����� ���� ��

��������� �������� ������������ �������. ������ � ��� ����������� ����� ������� ����� ��

������������ � ����� ������������-��������� ����������. ��� ������������� �������������

������� ������������-�������� ������� ������� ��������� ��� ����� � ������� �� ��������-

��� �������.

����������� ������������. ���� ������������ � ������� ������������� ���������� ����-

���, ������������� ��������������� � ���������� ��� ����� ����������� ��������. �������-

����� ������� �� 150 ���������� ������� ��� ����� ����������� ��������, ��������� � ����-

����� ������� �������, �� ������ �������������� � �������� ���������� �������������. ���

��������� ������ �������������� ��������� �Image expert�, ���������� ������� ����������

���������� �����������, ����������� ����������� ���������� �������� � �� ��������� �����

���������� ������.

���������� ������������. �������������� ������ ������������ �������� � �������������-

���� �������� ������� ���������, ������������ ��� ����� ����������� �������� ������������-

��, ����������, ������������ ��������� ����������, �������, ��� � ����� ������ �������-

���� ������� ���������������� � �������������� ��������������. � ����� ��� ������� �����

����� ������ � ������������� �������, ���������������-������� ������� ������, �����, ��-

����, ������� ������. ������ �������������� ���������� ������� ������� ��������� ��������-

�����, ����������������� ������� �������� �� ����� ������ � ����������� �����. ���������-

��� �������� ������� �������������, ��� ������� �� ��������� ������������� �������������

� ������� �������� ����������, ����������� ��������. � ����� �������, ������������ ���

������������, ���������� � ������� ���� � ������, � �� � ������� �������, � ����� � �������

����� ����� ���������� � ������������� � ��������������� ����������� ����.

������. ������������� ������������ ������������� ����������� �������� �������, ����� ��

������� ����������� �������� �������� ������� ������� ��� ������ ��������������� � �������-

�������� �������. ������� ���������� � ������������� ����� ������� ��������� ������ �����

���������� ��������� ��������� ������ ����� �������. ����������� ������� ��������������

������, ��� �������� ����������� �������� ������������� ����� ������������ �������. ����-

������ ������ ��������� �������� ������� ����������� � ���������� �������� ���������� ��-

����������, � ����� ����� ������������ ��� ���������, ��������� ��������������� ����������

� ����� ������������ � ��� ������� ��������������� ��� ������ ������� ��� ����� �����������

��������.

��� �����������: �����������, �.�., �����, �.�. (2024). ������������� ���������� ��������-

��� ������� �������. ����������� ���������� �����������, 122(2), 48�59. https://doi.org/10.24412/2782-

4519-2024-2122-48-59

� �����������, �.�., �����, �.�., 2024

���������: 11.02.2024.

������� � ����������:

10.03.2024.

�������� �����:

����, �������,

�����������

����� �������,

�������������

����������,

���������� �������,

������� ���

������������, ����

��������� ��������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-48-59

��� / UDC 159.922.7

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

48

Emotional content of modern children�s toys

Olga A. Belobrykina.1, Konstantin L. Lidin2

1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

2 Federation �Union of Compatriots�, Sofia, Republic of Bulgaria

. olga.belobrykina@gmail.com

Abstract

Relevance. The toy is a carrier of strong emotionally loaded images. Historically, it acts as an

intergenerational translator of culture and is one of the most important factors in the socialization

of a child. At the same time, the modern toy market is not regulated in any way in terms of

emotional and figurative content. This makes it necessary to analyze the emotional and imaginative

qualities of game products for children from the perspective of its developmental function.

Progress of the study. The aim of the study is to identify the emotional content of toys recommended

by manufacturers and sellers for preschool children. A sample of 150 photos of toys

for preschool children taken in children�s goods stores, on manufacturers� websites and the most

popular marketplaces was carried out. To process the data, the �Image Expert� program was used,

which includes a battery of measured image parameters that take into account the modalities of

human perception in their expression through specific emotions.

Research results. A quantitative analysis of the range of gaming products included in the research

complex, offered for preschool children by manufacturers, stores, and electronic trading

platforms, showed that intellectual and constructive toys predominate in the total volume. The

analysis set also included soft and interactive toys, professional and household play sets, dolls,

robots, and children�s weapons. The analysis of the emotional content of the toys showed a low

intensity, inexpressiveness of the toys despite the bright colors and bizarre shape. The perceptual

properties of toys are contradictory, which reduces their overall emotional content and gives the

toys a deceptive, insincere character. In general, toys offered for preschooler�s appeal more to the

child�s mind rather than to the emotions, and also implicitly convey information about the insincerity

and unreliability of the world around them.

Conclusions. Emotional well-being determines the full-fledged development of a child, one of the

means of ensuring which is a child�s toy as a special socio-cultural and psychological phenomenon.

Therefore, a conscious and responsible choice of toys by adults should become a sustainable

element of a child�s healthy lifestyle. The data obtained make it possible to outline a scientific

perspective and determine the subject of further research, and will also be informative for parents

and teachers of educational institutions in order to form their sense of responsibility when choosing

toys for preschool children.

For citation: Belobrykina, O.A., Lidin, K.L. (2024). Emotional content of modern children�s toys. Preschool Education

Today, 18(2), 48�59 (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-48-59

� Belobrykina, O.A., Lidin, K.L., 2024

Received: 11.02.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accepted: 10.03.2024.

Keywords:

game, toy, modern

toy market, emotional

content, preschool age,

leading type of activity,

risk of developmental

disorders

��������

� ������� ������������ � ������� ������

�������� ������� ����������� ���������-

�� ��������������� ������������� �����-

��, ��������� ������� ����������� � ���-

�������� ��� ���� (�������, ��������, 2017;

�����������, 2021), ������������ �������

��������� � ��������� � ��������� ����-

���� ����������������, ����������� �����-

��� ����������� ���� (�����������, 2006;

2008; ������� ���������, 2017) � ���������-

���� ����������� ������� ����������� � ���.

�������� ������������ �������� � �������

������ ������������ ����������� �������,

������� ������������ ����� ���� �� ��������

������������ �������.

���������� ����� ������� ���������, ���-

������������ �� ��������� �����������, � ���-

������ ����������� ���������� ������������ ��-

���������������� �������������� � ���������

� ������������ � ������ ����� �����������.

�������� ��������� ������������ ����� ����-

��� ���������� ����� ����������� �����������-

��� ������������ ��������� ��� ����, � �� ����-

�� ���� �������, �� � ��������� ����������,

� ����������, �������������� ��. ������ ���

������������ �������� ����������� ��� ������

� ������ �������� � �������� ����������,

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

49

���������� ����� �� ������ ������������

� ����������� ���� ����� ������������� ��-

��������� (������� 1), � ��������� �������

��������� ����, ����� ����, ���������� � ����-

�������� ���������, ����������� � ������ ��-

���������� �������� (� ������ ����������,

2023; �����������, 2024).

������������ ������������

����������� ������� ������ ������� � �������

������������ �������� ��������������� ���, ���:

1. ���� (� ������� ������ �����) ����� ������-

�������� ��������������� � ��������� ������ �

���������� ��������� ������������. ���������-

�� �������� ������������� � ���������� ����-

���������� �����, �� ��������������� ���������

�������� ������� (�����������, 2021), � ���-

�������� ��������� ������������ �� �������-

�� ��� ������� ����������, �������� ���������

��� ����� (������� ��������, 2018, �. 5). ��������-

�� �������� ��������, ��� ��� ��������� ����-

���� ��� � � �� �� (����� ������, ������� ���-

���, ����� �����, ���� � �������, �������� �� ����

������, ���� ����� ����� �����������?�, �����-

�� �� �������, ������ �����, ����������, �����-

�� �������� � ������ ������), � �� ����� (����-

��� �������, ����������, �������-�����, �������

� ��������, ������ �������, ����������� � ��.),

� � ������� ����������� ��� ������� ��������

������������ (����������, �������, ��������

��������� ����� � ��.) ���� �� �������� ���-

��������� � �������� ����, ��� ���������� ����-

���� �������� ����� ��� �� �����������. ���

����� �������� ������ �����������, ��� � �����

���������� ��������� ������ ���� � ��������

������� ��������� � ��� ����� ������ ������ ���-

��, ����� ������� �������� ����, � ���� �� ����

���� ��������� �� ��������. ������ ��� � ��������

. ������� 1

��������

����������� �������

��� ������������

. Figure 1

Variations of modern toys

for preschoolers

������� Star Wars ���� Animatronic HSB0034 (�����)

Toy Star Wars Yoda Animatronic HSB0034 (China)

������� ����������� ��� ������� ������� ������

������� �Musadik Toy� (������)

Toy �New Year�s Dog Pochita� from the soft toy factory

�Musadik Toy� (Russia)

������� �� ������ �������� � ��������� ���� (������)

Toy from the Myakishi brand � �Monster Oops� (Russia)

������� �� ������ �Dragon-i� � �Skeleton Blast� (���-�����)

Toy from the Dragon-i brand � �Skeleton Blast�

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

50

�������� ���������� ����������� ��������� (��-

���������, ��������, ���������, 2021), ������-

���� ����� ��������� � ����������� ����������

������� � ������������� ���������.

2. �� ���������� ����� ����������� ������-

��� ������� (�������� ������������� � �����)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� ����������� �� ������������� �������� ��-

����� ���������. � ��������� ����� ��������

����������� ����������, ����������������

�������� � ������������ �������, �������� ���-

�������� ��������� ����������� ����� �� ����-

�������� �������� (�� �� 008/2011), ����������

� ���� � 1 ���� 2012 ����, ������������ ������

���������-������������� �������� ����������,

�� ������� ����������� �������, � �� �������-

������ ��������� � ����� ������ ��������. ���-

������� � ����������� ���������� ������������

������� ����������� ��������� �������������

����� ������� ������� �������, ������� �� ���-

������� ������������ ���������-��������������

������������ �����, ��� ��������� ��������������

���������� ������ ��������� �������� (�����-

������������, �����������, �������-���������-

����, ����������� � ��.) ����� ������������� ��-

�������.

3. � ������ ����� ���������� ���������� ��-

����� ������������� ���� (����� ����� Monster

High, ����, �����, �������, ��������, �������-��-

��, �������-������� ����, ��������, ���������,

������� � ��.), ����������� �� ������ �������-

��� ������������ ���, ������������, ��������.

���������� � ����������� ������������ �����-

��� �������, ������� �� ���������� �����������-

�� (��������, 2017; ������� ���������, 2017, 2018;

�����������, 2023) �������� ���������� �����

������ ���������, ����������� �� �������� ��

���� ������������ ������, �������, ������ ����,

���������� ������, ���, ��������, �������������,

������� ������������� ������� � ������������-

��� ����. �������� ������� �� ����������� ���

� ������������, ���������� ����������� ���-

�������, ������� ������������ ����� (���-

������, ���������������, ����������� �����

�HWN�, ������������, ��������, ������� Uneeda�,

������, �����-������������, ������� ���� ��-

����� � ���� ���������, ��������� ����� �Chenza

Dolls�, ����������� ��� ������� � ��.), ��������

������������ ���������� (����� ����� �������,

�����, �Winx Club�, �Integrity Toys�, �Obitsu�, �L.O.L

Surprise�, �Action Figure� � ��.). ��� ������������-

��� ������ ����� �������: ���� ��������, �� ��-

����� ������, ����� �������� (� �� ����), �����-

�������, � �� ������������ (������� ���������

2018, �. 59). �������, �������� �. ������ (H. Retter),

�������� ������ �������� ������� � ���, �����

�� ��������� ��������������� �������, ������,

���������� ��� ������������ ����������� ��-

����� ��� � ������������ ���������� �����-

���� (Retter, 2003). �������������, ��� �������

����� ������� �� �������� ������� ����� �����-

�������� ������ ����������, ����� ��� ���� � ����

� ��������� ������������ ������������� � ����

����� ���������������� ����������� �������

(�� ���� ��������������� �������� �� ����� ��-

�����, � ������� ���������� ������������ ����

� ���� ���������� ���������� ������ �����1)

� �������� ���� ������������� �������� (����-

�������, 2014; �����������, 2023).

4. ����������� ������������ ������� � ��-

��� �������� (����� � �������� ��������, ��-

�������, �����, ���� � ��.), �� � ��������� ����

��� ���������� �� ���� ����� (������� NPK�, ���-

����������� (����������� ������������ ����-

���), �Blyth ICY DBS�) � ��������-������� (�����-

�����, ����������, �������� � ������ ��������).

������ � ��� ��� ���������, ���������������

� ����������� ������� ������������� �������

��� ��������� ������� (�������� ��� ���������),

��� ������ ��� �������� ��� ���������, ����-

������ ���� ��-�� ����� �����������, ��������-

����� � ����������� ������� � �������� ����.

������ �������������� ������� ������������

����� ����������� ������� �� ����������, ��-

������ ���������� ������ � ���������� �����-

��������� � ���������� ����������� � ��������,

������� � ��������� �� ����� (������� ������-

���, 2018; �����, 2006).

5. ������������ ������������������ ����-

���, ���������� �� ������������� �����������

������� ���������� (������������� ������, ���-

��, ��������, ������������ ��������, ������

� ��������� ��������� ��� �������� �������-

�� � ��.), ��������� ������� ���������� �����-

��. �������� ������� ���������� ������ ���-

������ ������������ � ������������ ��������.

��� ��������� ����� �������� � ����, ����, ��-

������� �� �������������, �������������, ��-

���� ���� �������� � ����������� �� ���������

�������, ��������� �����, ��������� ��, ������-

������ ������, ��������� ��� ��������� � ��.,

�� ��� ��� �������� ����������� (��������, ����-

���� ������������� ������� �������, ��������

(�����, ����, ������, �����), ���������������

1 ����� �����: ������ ���������� �����. � URL: https://autogear.

ru/article/165/109/jivaya-barbi-jertvyi-znamenitoy-kuklyi/; �����

��������� ����� �����: ���������� � ������, ���� ��� �����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������? � URL: https://kulturologia.ru/blogs/280216/28611/;

�����. ����� 1. ������� / �������. ������ �� 19.03.2018. � URL:

https://www.1tv.ru/shows/muzhskoezhenskoe/vypuski/kukly-chast-1-

muzhskoe-zhenskoe-vypusk-ot-19-03-2018; ��������� �����������

����. � URL: https://www.mk.ru/social/2011/10/20/634958-rossiyankiraskatyivayut-

gubyi.html; ����-�����: 12 ����� ���������� ������

������. � URL: https://www.kp.ru/daily/26502.7/3370337/; �����

�����: ��� �������� �������, ������������ ���� � �����. � URL: https://

www.parents.ru/article/bolshe-chem-kukly-lyudi-kotorye-prevratili-

sebya-v-barbi-i-kenov/; ������ ���� � ���� � �����: ����� �����

� ���� (13.12.2013) � URL: https://vk.com/video-48747096_167393219;

����� ����� � ����: 6 ����������� �������, ������� �������

���, ����� ����� �������� �� �������. � URL: https://omorfia.ru/users/

98502/blog/28223; � ���������� ���� � �����. � URL: https://www.

youtube.com/watch?v=l77u2xiBKZk.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

51

������, ������� � ������������� �����������

� ��.). ������� � ���� �� ����� ��������� ��-

����� ��������, ����������� � ����������, ��

���� ��������� ����������� ��������� � �����-

���� ����������� ����� �������� �� ������� ��-

�����. ����� ���������� ���������� �������

������� �����������������, ������ ���, ������-

�� �.�. ��������, ��� ������ ��������� ���� ���������

������� ����, �� � ������������ ��������

������� ������������: ��� ��������� ����������

������� � ���������� ���� ����. � ���� �� ���-

�� ������, � ����� ���������, ��� ��� ����, ���-

����, ���� ������� � ��. � ���������� �������

���� �������� � ������������� ������������

���������� ���������� ������� � ����������-

�� � ������� ���������������. ������� ��������

������� ���� � ������� ��������, �������������

������������, ���������� ����������, ��������-

���������, ��� ���� ���������� �� ��������� � ��

������������ (��������, 2017, �. 15).

6. ����� ������� (��� � ����� ������ ���-

��� ��������������� �������) ������������� ��-

����� ����������� ������������. �������, ���

����� ������� ����������� �����. �� �����

����� ����� ������� �� ������ ����������, ���-

��� ������ � ������� �������, ������ �� �����-

���, ����������� ���� �������. �� ����������

����������� ����������� ������� ���������

� ����� ����� ��������� ������������ � ���-

���������� �������. ����� ���������� �������

� ��������� ������������ ���������. ���� ��-

��� ������������� ����� ������������ ��������,

����� ������� �� ������� ����� ������, �����

�� �����. ������ ���������� � �������� �����

����������� ��� ���������� �������� �������.

� ����� ������, ����� � ������������ �������

�������������� ���������� �����������, ���-

�����, ���� ������ ����/�������/����������-

��, ���� �� ����������� ���������, ���� �� ���-

����� �� ������ ���� � � ����� ������� ������,

���� ������������ �� ���� ����, ���� ��������

���� ������� ����� � �.�., �� ��� ����� ��������-

��� ������� � ���������� �����������, �����-

����-��������������� ������������ ������������

�������, � ��� ����, ����� ������� ���� ������

�������������������. �� ����, ������� ������� �

������ ���������� � ����� ��������� (������

�����, ���������) ��� �������� � ���������� ��-

�������� �������. ������ �������, � ��������

������� �� �������� ����������� ��� �� �����, ���

� ���� ������, �� ������ ������ ��������������,

�������� ����������, ������������� �������,

�������� � ���� ��������, ������� ������� (����-

��� ���������, 2017, 2018).

� ����� � ���, ��� ����������� ����� ����-

��� ����� ���������������� ��� ���������, ��

����� ����������� �������, �������� ������-

������ ������������� ������� �������� ����-

��� ��������� � ������� ������ �� �����������

�������. � ��������� ���� ���������� �����-

��� ����� ��������� ������ ���������-������-

�������� ���������� ������� (�����, 2006; ���-

����, �������, ������, ��������, ��������, 2016;

��������, 2017). � ���� ����� � 2004 �. �� ����

����� �� ���������� ������� ���������������

����, ���������� �.�. ��������� ���� �����-

�� ���������� �� ����� ������������ ������-

������� � ����� ���� � �������. ��������� ��

�������� ������� �������, �������������

� ����������� ���������� �������� ����������-

�� �������, �� ���������-�������������� ������

������������� ������ �������������� �� ����

����������: 1) �����-������������ ����������-

���� � ����������������� �������; 2) �������-

���� ��������� �������� ��������; 3) �������-

�������-����������� �������������� �������

(��������, 2017, �. 16�17).

�������� �� ���������� �������������� ���-

���������� ������ ������������, ������� ����-

����, ��� � ������������ ����� ���������-����-

���������� ������ ������� �� �������������

������� ��������� �������������� ���������.

������, ������ �� ����, ��� ����� ������� ����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� ��������������� ����������� ������

������� ����� ��������������������� ����������

(�����, 2020, �. 117), ����������� ���������� ���-

����������� ������� ������� �� ����� �����.

��� ����������� � ���, ��� ��������� ����������

����������� �������, �������� ��� ����������-

���� �������� �������, ���������� ��� ����� ���-

������ ��������������� (�����������, 2006;

�����������, 2006, 2008, 2014), � ������ �������

�������� ����������� ������� ��� ����������

���������� �������� �������� ��������.

�������� ������ �������������� ������� ��-

����� ������������ �� ����� � ������������

������������� �������������, ���������������

�.�. ������������ ��� ����������� ������� ���-

������ ���� �� ����� �������, ����������� ����-

���������� �� ������������� � ������ ���������,

������������� ������� ������� � �������� ���

������ ������������ ��������� � ��� ��� � ��-

��� ���������, ������� � ������� � ����������

��������� �� ������������� ������ (���������-

��, 2008). �� ������ ������� ��� (A.J. Pugh), ���-

������ ������� �������������� �������������

������� ����������, ��������������, ������

�����, ����� ����������� � ���������� ���������

�������� ��������� (Pugh, 2005).

��������������, ���� ���������������� ���-

���������-�������� ���������� ����������� ��-

�����, ���������� ����������� ���������������

������������� ����� �� ���������������� ����-

��� �� �������.

����������� ������������

���� ������������ � ������� ������������� ��-

�������� �������, ������������� �����������-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

52

���� � ���������� ����� ����������� ��������,

������������ ������������� ������� �� �����-

��� ������������� ����� �������.

�������� ������������ �������� ���������

� ���, ���: 1) �������, ��������������� �� ��-

�������� �������, �������� �������������-

�� ���������������� ���������������, ��� �����

��������� ��������������� ������� �� ��������

������������� ����� �������; 2) ������������

�������� ������� ��� ������������ ���������-

����, � ���������� ���� �� ������������-�����-

��� ���������� �������� ��������� ����������

� �����������, �������� �� ������� �������

� �������������.

��������� ������� �� ����� ��������� 3�5 ������

���������� ���������� �������������� ����������������

��������������� ������������ �����������

���� ������������ ��������� �� ��������

(���������� ������� (�������� � � ���������, ��-

������ � � ��������-���������, ������������� � ��

������ ��������������), ������� ������������ ��-

��� �� 3 ���), �� ��� ������ ��� ����������� ������

����������� ��� ���������� ������ ����������-

���� ���������� �������.

����������, ������������� � ����������� ��-

�����: ��� ������ ���� �������������; �����-

�� ������ ���� ����� ������� (�� ���� ����), � ��

����������; ��� �� ������ ���� ����� (�����-

���) � � ��������� ������ ���������-����������

�� ������ ������������������ ��� �� ��������.

������������ �������� �� �������: ��� �� �������

(��������) � ��� ���� (�������������� ���������-

�����, �������������� ������� ��������), ��� ���-

�������� � �����, ��� ������ �������� �����������-

��, �� ������ ��������� ������� � �.�.

���� ������� ����� 550 ����������� �������,

�� ������� �������� 150 ���������� ������� ���

����� ����������� ��������.

���������������� ������� ��� ������� ���-

������ ������ ������������� ������� (�����,

2004). ��� ��������� ������ �������������� ��-

������, ������������� �.�. �������, �������-

���� �������������� ������� ������� ������

��� ������������� �������������� ����������

�����������. �������� �������� ������� ���-

��������������� ��������������, �����������

����������� ���������� (����������, �������-

���, ���������������, ���������� � ����������)

� �� ��������� ����� ���������� ������. ������

������� ������������� �������������� ������-

�� ����� ������������ ������� ������, ������-

���� ���� �� ������� ������ ������� ������ �

�� ����������: ������� � ������, ������� � �����-

�����, ���� � ����, ����� � ������� (�����, 2004,

2006, 2016). ��� ������� �������� �����������

�������������� ������������ ��������� �Image

expert�, ���������� ������� ��������������,

��������������� ��������, ��������� � �����-

��������� �������� ����������� (�����, 2016).

���������� ������������

�������������� ������ ������������ ����-

��� ���������, ������������ ��� ����� ��-

��������� �������� ��������������, ������-

����, ������������ ��������� ����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �.�. � �������� � ����������������� ��������,

�������, ��� � ����� ������ ����������� (29%)

������� ���������������� ����������: ���-

��, ������������� �����, ���������� ����, ��-

���������, ��������� � ��., � ����� �������

�������������� ��������������: ������������,

������������, �������, ��������� � ��. � �����

��� ������� ����� ����� ������ (24%) � �����-

�������� ������� (15%), ��������� ����������

������������ (9%), ���������������-�������

(����������, ���������, ��������� ��������,

����������������, �������� �������� � ��.), ��-

����� ������ (9%), ����� (8%), ������ (4%), ��-

����� ������ (2%).

������ ���������� � �������������� �����-

����� ������� �������, ��� ������������� �����-

���� ����� ���� �������, ���������� �� �� ����

(������ �������, �����, ���������� ����, ����-

�������� � ��.) � �������� ����� (3, 5 ��� 7 ���),

��������������, �������� �� ����� ������ � ���-

�������� �����. ���������� �������������

������� ������� ����������� �� ������� 2.

^ ������� 2

���������� ������� ���������� �������, �����������

��� ��������� ����� ����������� ��������. ������ �����

������������� �������������� ���������� ������

�����������. ���������� ����� ���������� ����� �������

�������� �����

^ Figure 2

Results of the analysis of photographs of toys labeled for

the category of preschool children. Each dot corresponds

to the emotional content of one image. The highlighted point

represents the center of gravity of the point cluster

��� �������� �� �������, ������� ����� ��-

������ ����� ������� � ����������. ���

�������������,

��� ������������� ����������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

53

������������ ������� �������� �����������,

������� (�������� �� ������� �������� � ���-

��, �������, ���������������� � ����������)

����� ������ �� ������ ������������-�������-

�� ����������.

^ ������� 3

����� �LOL OMG Sunshine Makeover Bubble gum DJ� ��������

MGA Entertainment (���)

^ Figure 3

Doll �LOL OMG Sunshine Makeover Bubble gum DJ� by MGA

Entertainment (USA)

����� ������� �������� ��������� ������

� ������ ��������� ������������� �������, ��-

����� ������������� ���������� �����������,

�����������, ������������. ����� ����� ������

� ������� ������������� (������� ������ ���-

������), �� � ����� ����� ����������, ��� ��-

�����, ������������ ��� ������������, � ��-

������ ���������� �� � �������, � � ������.

�� �������� 3�5 ��������� �������� �����-

��. ���, ����� �� ������� 3 �� ������ ������ ��-

������ �����, ������������� �� �����, ���� ��-

������. �� ������ ����������, ��� ���������

����������� ���������, ���� ������������, ���

�� ������������� ��� ������������. ������

���� (�������, ������) ������������� �������-

����, �� �������� (�����, �������) ����� �����-

�� ������������. ��������� ���� ������������,

��� ���������, �� ������� ������� �����, ������

�� ����� ���������� ��������� � ���� ��������-

�� �� �����. � ����� �������� �������� �����-

�������, �� ���� ����������� � �������������,

�� ��������� ������� ������, ������ ��������

� ��������� ����� ������� �������� �������-

�������, ��� ������������� ��������� ������

������� ����� ������ (����� ������ � ����). ��-

������� ����������� ������� ����� � ���������-

��� ���� �����, � ��� ������� ��������, ��� ���

������.

^ ������� 4

���� ���������� ����������, ������������ FiolaYoden (�����)

^ Figure 4

Board game �Crocodile�, produced by FiolaYoden (China)

�� ������� 4 �������� ���������� ���� ������-

����. ������� ���� ������������, ��� ��������

�� ������� �������� �� ���� ���������, ���� ��

����� ��������� � ��� ������� ����� ���� �����

�����������, ������ ������ �� ������. ���������

���� ��������� ������� ��������. �� ������

������ �������, ��� ����� ���� ������ �������-

��� � ������������� ����, ������������ � ���-

�������� ��������, �������� ������� � ������

�������� ���. ������� �������� �����, ��������

� ��������� ������������ ���������� ���� �����-

�� �� ���������. ������ ������� ��� ��������

������ �� ����������, � ����� �������� �����

���. �� ����� ���� ���� ���������� ������� (���

����������� ����������� ������������ � ���-

�������), � ������� � ������������� ������, ���-

���������. ���������� ������ ����������, ���

������������� ���������� ���� ������� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ����� � ��������� � �������, �������

� ����������. ������ �������� �������� ��, ���

�������� ����� �� ��������������� ���� � ���-

���, ���, ��������, � ������������ ���� � ���-

������ (��� ���� ����� ��������� �������� �����-

�� �� ����, � ��� ������ ������� ��������� ����).

� ���� ���������� ������ ������� ������� � ��-

������� � ������� ����������� ������ ������-

�������� � ��������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

54

^ ������� 5

�������� �������� Pets Alive Puppy Rescue Surprise, ��

����������, Zuru (�����)

^ Figure 5

Plush animals Pets Alive Puppy Rescue Surprise, battery operated,

Zuru (China)

��������� ������ (������� 5) � ������ ��-

�����, � ������� ������������ ����������,

����������� ������������� ����� � �����-

��� ����� � �����. ��������� ����� ��������,

��� ����� ����� ����� �������� � ������� �����

�� ��� �����! ��� ������ � ��� �������������,

������� ��� � ����� �������. � ����� ������� ��-

����-�� ������ �����, ��������, ������ � ���-

��� ����������� �����. ����� ������� ������,

������� � ������� ������� ����� ����� � ������-

�� ����������.

������ ����������, ��� �������� ����� ��-

����� ����� �� ������������ � ��������������,

��� � ���������� ��������. � ���� �� �����

�������� ���� ����� �������� (�����, �������,

����������), ��� ������������ ������ ��������

������� �������. ������� �������� � ������

���������� ������, ����� ���������� �� ����.

������� � ����� ����� ������������ ���������

�� �������������, �� ��� ������� �����������

� ������������ ��������������� ������������

����. � ����� �� ������� �������� �������� ��-

����, �� ����� ������������ � ������� ������,

��� �������� ���� �������.

������ ������� �������, ��� �����������

��� ������� �������� ������ ������ ������ ���-

���� � � ���������������� �������� �� ������-

��� ���������� � �����������. ������������

�������� ������� �������������, ��������

���� �����. ��������, ��� �������� � �������-

��� ���������� ��������� ����������� ������

����� ������� ���������� ������� ��������-

���� ��� ������ ��� ����������, �����������

� �������� ������� (�����, 2006, �. 134). ���

��� �� ���������� ����������, �� ��������

��������� ����� ������� ���� ����� �����-

������� ������ ������������ ��������� ��-

������, �����������, �� ������ �. ������,

����������� ������������ (�����, 2019), ��-

��������� ������� ���������� ����.

������������ ����� �� �.�. ���������� ��-

����� �� ������ ��� ������� ����, �� � ��� ��-

�������-���������������� ������ ������� �����,

�� ������� �������� � ��� ������� �����, � �

��� � ���������� ���������, ����������� ��-

������������ (���������� ������, 2023), ���-

�� ��������, ��� ����������� ������� �������-

�� ����������� ����� � ������������ ��������,

���������� �� ������������ ������ �����, ��-

������ �������, ����������� � �����������,

�� � ����� �������� ���������� �����������

��� ������������ �������������� �������� ���-

���������� �����. ���������� ����� �������-

���� ��� ������� � ���� � 3 ��� �������� ������,

� 5 ��� ��������� ������ ����������, � 9�13 ���

��������� � ����, � � ������������� ���������

�������� ���������� (���������, 2021; �������-

����, 2006, 2016, 2021; �����, 2020; ����������,

2021).

������

������������ ���������-�������������� ����-

�� �������� ����������� ������� ���������

��� ����� ��������, ��������� ������� �����-

���� ����� �� ������������ ���� ��������.

���� � ������� ��� ������� ������ ��������-

�� � �����������, � ��� ��������� �������

�� �������� ������������� ����, ��� � ����-

��������� ��������� ������� �� ���������� ��

�������� �������.

��������������� �������������� ��������,

��� ����������� �������� ������� ������������,

������ �����, ��� ������������� ������������,

����� �� ������� ����������� �������� ������-

�� ������� ������� ��� ������ ���������������

� ��������������� �������. ������� ����������

� ������������� ����� ������� ��������� � ��-

��������, ���������� � ������� ����� �������-

��� ��������� ��������� ������ ����� � ���� ��

����� ������� ����� ������ (�����, 2006, �. 141).

���������������� ������ ����������� ����-

���, ������������� ��������������� � ������-

���� ��� ����� ����������� ��������, �������,

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55

��� �� ������������ �������� �� �����������,

������������� � ������� ���������� ���� ���-

��. � ���������� ��������� ������������� �����-

����� ������� ��������� ������ �������������-

�� ����� � ��������� ���������� � �����������.

������� �� �������� ���������� �������������

������� � �����, ��� ����� ������������ � ���

����� �� ����������� ��������� � �����������

����. ����� ����������� ������ �� �������� ���-

����������� ��������� � ��������� ���������-

��� �������� ��� �������� ������������� ���-

�� �������.

��������� ���� ����������������� ��������

�� ������������ ����������� ������ �������

��������� ��� ����� ��������� � ����������

����������, ������ ��� ������ ����� ��������-

����, ��� ��������� ������� ����������� �� ���

�������, ������� ��������� �� ������ �������

������������.

������������ ���������� ������������ �����-

������� ������� � ���, ��� ���������� �������-

������ ������ �������������� ���������� ���-

�������� ������� ��������� ������������ �����

���� ������� ���������, ��������� ��������-

������� ����������, �������, ������� ��������

�������� � ��. � ������������ � ��� ������� ��-

������������� ��� ������ ������� ��� ����� ��-

��������� ��������.

���������� ������ ��������� ��������

� ������� �����������, �������������� ��-

������� �������������� ���������� �������

���������, ������������� ��� ����� ������-

�� ��������� � ������������� ���������, � ���-

�� ���������� ����������� ������������ ��

����������� ������� ��������� ����� �����-

������ ������� �� ������������� ��������

�����.

������ ����������

�����������, �.�. (2006). �� ��� ������ ���� ����: ������� � �����������. ������: �����-

�����, ����, �����. 640.

�����������, �.�. (2023). ����� ��� ���������� ���: ��������� VS ����� [����������� ��-

����]. ��������������� ������. 20.09. URL: https://psy.su/feed/11600/ (���� ���������: 04.01.2024).

�����������, �.�. (2008). ���������� ���������� �������: ������� �������. � �.: ��� ��. 431.

���������, �. (2021). ������������ ����� ��������� ����� ����� ����� ���� ���������� � ���-

��� [����������� ������]. ���������� ������. 28.07. � URL: https://rg.ru/2021/07/28/deviatiletniaiaalisa-

tepliakova-mozhet-stat-samoj-iunoj-studentkoj-v-rossii.html (���� ���������: 12.01.2024).

�������, �.�., �������, �.�., ������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�. (2016). �����-

����-�������������� ���������� �������. ������: ����. 112.

�����������, �.�. (2008). ������� ��� ������� ������������ ���������������� �������� ��-

�����. ��������������� �������� ��� ������� �������������� ��������. ��� ���. �.�. ���������,

�.�. ��������. ����: �����. 125�138.

�����������, �.�. (2016). ����������� �������������� �������� ������������ � �����������

��������. �������. 1. 9�15.

�����������, �.�. (2021). ������� ��� ����: ������������� ������� ������������ � ��������-

��� �������. ����������� ���������� �����������. 3 (105). 24-32. DOI: 10.24412/1997-9657-2021-

3105-24-32

�����������, �.�. (2014). ������������� �������� ��������� ������� ������� ��� ���������-

������� ��������. ������� ������� �� ������� �������������� ������ �����������. �. 12: ��-

���� ����������� �������������� � ����������� ������. ������ �������: ���������� ��������

�� ��� ������ �������. 225�235.

�����������, �.�. (2006). ���� ������� � ������������� ������������ �������. ���������-

��������������, ��������������� � ����������� ������� ������������ �������� � �������� �����-

������ ������. �����: �������. 154�167.

�����������, �.�., ��������, �.�., ���������, �.�. (2021). ����������-�������� ������

����������� ���������-���������������� ������� �������� �������. ����������� ���������� �

���������-��������������� ��������� � 2021: ������� ������� ������. ��� ����. ���. �.�. ����-

��������, �.�. ���������. �����������: ���-�� ����. 172�180.

�����������, �.�., ���������, �.�. (2006). ������� ��� ���������� ������. ���������-

��������������, ��������������� � ����������� ������� ������������ �������� � ��������

����������� ������. �����: �������. 199�207.

� ������ ��������� ����������� �������� ����� ������� ������ [����������� ������]. ��-

�����������������.�� [����]. 29.06.2023. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/

news/v-rossii-nagradili-pobediteley-konkursa-novykh-brendov-strany (���� ���������: 18.01.2024).

������� �������� ������������ �������: ��������� I ������������� ������-������������

����������� (2017). ��� ���. �.�. ��������. � 2 �. �. 1. ������: ����. 366.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

56

������� �������� ������������ �������: ������� ������ II ������������� ������-���������-

��� ����������� (2018). ��� ���. ������� �.�., ������� �.�., �������� �.�., ������ �.�., �����-

���� �.�., ����������� �.�. ������: ����. 184.

�������, �.�., ��������, �.�. (2017). ���������� ����. ���������-������������ ������. ������:

����. 344.

����������, �. (2021). ���������� ��� ����������, ��� ���������� �� �����������-����������

[����������� ������]. ������.��. 23.08. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/08/23/n_16418000.

shtml?updated (���� ���������: 05.01.2024).

�����, �.�. (2006). � ������� � ��������������� ���������� ������� (�� ������� ����� �����).

�������� �������� � ����������� ����: ��������� ������������� ������-������������ ���-

��������. ��� ����. ���. �.�. ������������, �.�. ����������. �����������: ���. ����. 128�140.

�����, �.�. (2004). ��������������� ��������� ����������� ������ �� ������������� �����

��������. �������: ����. 112.

�����, �.�. (2016). ��������������� ���������� � �����������. ��������������� ����������:

������������� � ��������� ��������: ����������. ��� ����. ���. �.�. ������������, �.�. �������-

������. �����������: ���� �����. 128�160.

�����, �.�. (2020). ������������� ��������� � ��� ���� � ������������� �����������. ���-

�������� ���������� � ���������-��������������� ��������� � 2020: ������� ������� ������.

��� ����. ���. �.�. ������������, �.�. ���������. �����������: ����. 108�119.

���������� ��������� ���� [����������� ������]. ������: ������� �������� �������. URL:

https://myakishi.ru/katalog/razogrelki/igrushka-grelka-so-svetyashchimisya-glazkami-monstrik-ups-

3-v-1-igrushka-grelka-3-v-1-s-vishnevymi-k/ (���� ���������: 12.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������, �.�. (2017). ����������� �������: ������ � ���������-�������������� ����������.

������� �������� ������������ �������: ��������� I ������������� ������-������������

�����������. ������: ����. �.2. 13�20.

�����, �. (2019). �������� ��������. ������: ���. 528.

���������� ����� ������ �������� ����������� ������ ����� ������. 24.04.2023 [��������-

��� ������]. ���������� ����������� ��������� ������� �������. URL: https://acgi.ru/news/

association/ekspertnyy-sovet-premii-zolotoy-medvezhonok-podvel-itogi-raboty/ (���� ���������:

04.01.2024).

Pugh, A.J. (2005). Selling compromise: toys, motherhood, and the cultural deal. Gender & Society.

Vol. 19. Is. 6. 729�749.

Retter, H. (2003). Evaluation of toys today � against the background of contemporary changes in

society and socialization. Toys in educational and socio-cultural contexts. Toy research in the late twentieth

century. Part 1. Stockholm: Stockholm International Toy Reasearch Centre (SITREC). 171�180.

References

Abramenkova, V.V. (2006). What Our Children Play? Toy and anti-toy. Moscow. Lepta-press, YAuza,

Eksmo Publ. 640.

Abramenkova, V.V. (2008). Social psychology of childhood: a textbook. Moscow. PER SE Publ. 431.

Abramenkova, V.V. (2023). The Doll as a Cultural Code: Barbie Wrap. Psihologicheskaya

gazeta [Psychological newspaper]. URL: https://psy.su/feed/11600/ (data obrashcheniya:

04.01.2024).

Agranovich, M. (2021). Nine-year-old Alice Teplyakova may become the youngest student in Russia.

Rossijskaya gazeta [Russian newspaper]. URL: https://rg.ru/2021/07/28/deviatiletniaia-alisa-tepliakova-

mozhet-stat-samoj-iunoj-studentkoj-v-rossii.html (data obrashcheniya: 12.01.2024).

Akimova, Yu.A., Vachkova, S.N., Klyuchko, O.I., Savenkov, A.I., Smirnova, P.V. (2016). Psychological

and pedagogical examination of toys. Moscow. MGPU Publ. 112.

Awarded in Russia Winners of the contest of new brands of the country (2023). Nacional�nyeproekty.rf

[National projects.Rf] [website]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/v-rossiinagradili-

pobediteley-konkursa-novykh-brendov-strany (data obrashcheniya: 18.01.2024).

Belobrykina, O.A. (2006). The role of toys in the emotional well-being of the child. Social�no-pedagogicheskie,

psihologicheskie i filosofskie aspekty formirovaniya lichnosti v kul�ture sovremennoj Rossii

[Social and pedagogical, psychological and philosophical aspects of the formation of personality in

the culture of modern Russia]. Birsk: BirGSPA Publ. 154-167.

Belobrykina, O.A. (2008). Toy as a condition for the normalization of the psychological health of the child.

Psihologicheskoe zdorov�e kak uslovie samorealizacii lichnosti [Psychological health as a condition for selfrealization

of the personality]. Edit. M.I. Koshenova, V.M. Fizikov. Omsk: OmGPU Publ. 125-138.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

57

Belobrykina, O.A. (2014). Retrospective of a problem of semantics of a children�s toy as psychological

phenomenon. Collection of reports from the Annual University Scientific Conference. T. 12: Scientific

direction �Pedagogical and humanitarian sciences�. Veliko Tarnovo: Publishing complex of Vasil Levski

National University. 225-235.

Belobrykina, O.A. (2016). Features of emotional development of preschool children in modern conditions.

Smal�ta [SMALTA]. 1. 9-15.

Belobrykina, O.A. (2021). Child Out of the Game: Transforming Olay Activities in Modern Childhood.

Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 3 (105). 24-32. DOI: 10.24412/1997-

9657-2021-3105-24-32

Belobrykina, O.A., Sergeeva, E.A., Shamanaeva, M.A. (2021). Regulatory framework for verification

of socio-psychological profile of game addict. Modern reality in a socio-psychological context 2021:

Collection of scientific works. Edit. O.A. Belobrykina, M.I. Koshenova. Novosibirsk: NGPU Publ. 172-180.

Belobrykina, O.A., Shamshikova, O.A. (2006). Toy as a transitional object. Social�no-pedagogicheskie,

psihologicheskie i filosofskie aspekty formirovaniya lichnosti v kul�ture sovremennoj Rossii

[Social and pedagogical, psychological and philosophical aspects of the formation of personality in

the culture of modern Russia]. Birsk: BirGSPA Publ. 199-207.

Expert with The Golden Bear Award summed up the results of the work (2023). Associaciya predpriyatij

industrii detskih tovarov [Association of Children�s Products Industries]. URL: https://acgi.ru/news/

association/ekspertnyy-sovet-premii-zolotoy-medvezhonok-podvel-itogi-raboty/ (data obrashcheniya:

04.01.2024).

Fromm, E. (2019). The Sane Society. Moscow. AST Publ. 528.

Kravcov, G.G., Kravcova, E.E. (2017). Psychology of the game. Cultural and historical approach. Moscow.

Lev Publ. 344.

Lezhepekova, A. (2021). MSU graduates told, how their prodigy classmate �broke�. Gazeta.Ru [Newspaper.

Ru]. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/08/23/n_16418000.shtml?updated (data obrashcheniya:

05.01.2024).

Lidin, K.L. (2004). Psychological mechanisms of influence of the image on the emotional sphere of the

personality. Irkutsk: IrGU Publ. 112.

Lidin, K.L. (2006). On the issue of psychological examination of toys (for example, the Barbie doll).

Razvitie cheloveka v sovremennom mire: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii

[Human development in the modern world: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference].

Edit. O.A. Belobrykina, O.A. Shamshikova. Novosibirsk: NGPU Publ. 128-140.

Lidin, K.L. (2016). The Psychological Expertise in Urban Studies. Psychological expertise: modernity

and prospects: Monograph. Edit. O.A. Belobrykina, V.L. Dresvyannikov. Novosibirsk: Nemo Press Publ.

128-160.

Lidin, K.L. (2020). Emotional intelligence and its role in acculturation of immigrants. Modern reality in

the socio-psychological context � 2020: a collection of scientific works. Edit. O.A. Belorykina, M.I. Koshenova.

Novosibirsk: NGPU Publ. 108-119.

Pugh, A.J. (2005) Selling compromise: toys, motherhood, and the cultural deal. Gender & Society. 19

(6.). 729-749.

Retter, H. (2003) Evaluation of toys today � against the background of contemporary changes in society

and socialization. Toys in educaltional and socio-cultural contexts. Toy research in the late twentieth

century. Part 1. Stockholm: Stockholm International Toy Reasearch Centre (SITREC), 2003. 171-180.

Smirnova, E.O. (2017). Modern toys: an approach to psychological and pedagogical examination. Igrovaya

kul�tura sovremennogo detstva: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii

[The Game Contemporary culture: Materials of the 1st International Scientific and Practical Conference].

V 2 t. T. 2. Edit. E.I. Ivanova. Moscow. NAIR Publ. 13-20.

The Game Contemporary culture Materials of the 1st International Scientific and Practical Conference

(2017). V 2 t. T. 1. Edit. E.I. Ivanova. Moscow. NAIR Publ. 366.

The Game Culture of Modern Childhood: Collection of Articles of the II International Scientific and

Practical Conference (2018). Edit. Orlova I.A., Nisskaj A.K., Caplina O.V., Sheina E.G., Kirillov I.L., Hajdarpashich

M.R. Moscow. NAIR Publ. 184.

Warm up �Monstrick Whoops�. Myakishi: Fabrika detskogo schast�ya [Makishi: Factory of children�s

happiness]. URL: https://myakishi.ru/katalog/razogrelki/igrushka-grelka-so-svetyashchimisya-glazkami-

monstrik-ups-3-v-1-igrushka-grelka-3-v-1-s-vishnevymi-k/ (data obrashcheniya: 12.01.2024).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

58

���������� �� �������

����� ������������� �����������, �������� ��������������� ����, ������ ������� ��-

�������� ���������� � ������������ ���������� ����������, ������������� ������������-

��� �������������� �����������, ������� ��������� ������-����������������� �����������

���������-��������������� ������������ ����, �����������, ���������� ���������, olga.

belobrykina@ gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0407-6208

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� ������� �����, �������� ����������� ����, ������, ������� �������� �����-

����� ��������� ����� ������������������, �����, ���������� ��������, lidinkl@hotmail.com,

https://orcid.org/0000-0001-7022-6871

About the authors

Olga A. Belobrykina, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of department of social

psychology and viktimologiya of faculty of psychology, Novosibirsk state pedagogical university,

research associate Research Laboratory of social and psychological researches NSPU, Novosibirsk,

Russian Federation, olga.belobrykina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0407-6208

Konstantin L. Lidin, Cand. Sci. (Technical Sciences), Associate Professor, expert in public diplomacy

of the Federation �Union of Compatriots�, Sofia, Republic of Bulgaria, lidinkl@hotmail.com, https://orcid.

org/0000-0001-7022-6871

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.