ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДРОВЬЯ УСПЕШНЫХ СТУДЕНТОВ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД
Дьячкова С.Ю.
Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра патологической физиологии, г. Волгоград
Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины как науки и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли системы образования в сохранении и формировании здоровья в среде студенческой молодежи.
Адаптация студентов к новым социальным условиям, связанным с обучением в вузе, новым кругом общения, новыми формами обучения, новыми требованиями к овладению знаниями имеет свою специфику. Это преодоление «дидактического барьера», то есть перестройка школьного отношения к учебному процессу, а так же изменение образа жизни, места жительства, отрыв от привычного окружения (семья, друзья и др.).
Существует такое понятие как «кризис третьего курса». Студенты сталкиваются с трудностью понимания профессиональных терминов, с возрастающими требованиями к уровню овладения предметом по сравнению с дисциплинами косвенно связанными с профессией, преподаваемыми на более ранних этапах. Кризис третьего курса связан с резким увеличением профилирующих дисциплин в учебном плане, с изменением самооценки как личностных, так и профессиональных качеств и изменением уровня ситуативной и личностной тревожности. Изучение уровней тревожности на протяжении длительного времени наблюдения в настоящее время по-прежнему актуально. Исследованию данной проблемы посвящены работы Р.Х. Габдреевой (1983), К.С. Лебединской (1988), А.С. Спива-ковской (1988), А.М. Прихожан (1997), Н.Д. Твороговой (1998).
Тревожностью называется индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Шкала тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и получившая широкое распространение, является одним из возможных методов изучения эмоционального самочувствия студента в межсессионный период и период сессии.
С помощью опросника Ч.Д. Спилбергера можно измерить как личностную тревожность (устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией), так и ситуационную тревожность (субъективно переживаемые неприятные эмоции напряжённости, озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия, сопровождающиеся, как правило, активацией вегетативной нервной системы). «Нормальная» тревога является важнейшим адаптивным механизмом, без которого невозможно само существование человека. Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности.
Цель исследования - оценка адаптации к учебной нагрузке, условиям экологической обстановки, образу жизни студентов 3-4 курса Волгоградского государственного медицинского университета в межсессионный период по уровню ситуативной и личностной тревожности.
При информированном согласии уровни ситуационной и личностной тревожности с помощью опросника
Ч.Д. Спилбергера определяли у 52 социально обеспеченных и успешных в учебе студентов 3-4 курса. Сформированы две группы наблюдения: первая - студенты, постоянно проживающие в г. Волгограде в третьем поколение (18 человек); вторая - студенты, приезжие из Волгоградской области, близлежащих областей и городов (34 человека). У всех обследованных установлена 2 группа здоровья.
В ходе исследования были получены результаты, которые представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Показатели уровней ситуативной тревожности (в % от общего числа опрошенных)
Ситуативная тревожность 1-ая группа 2-ая группа
Низкий уровень 27,78% 17,65%
Средний уровень 27,78% 50%
Высокий уровень 44,44% 32,35%
Таблица 2. Показатели уровней личностной тревожности (в % от общего числа опрошенных)
Личностная тревожность 1-ая группа 2-ая группа
Низкий уровень 22,22% 8,82%
Средний уровень 44,45% 55,88%
Высокий уровень 33,33% 35,3%
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Анализ полученных данных показал, что среди студентов первой группы по сравнению с показателями студентов второй группы наблюдения преобладают лица с низким и высоким уровнями ситуативной тревожности. Учебная нагрузка вызывает высокий уровень ситуативной тревожности, несмотря на примерно одинаковый показатель высокого уровня личностной тревожности среди студентов обеих групп. Кроме того, у студентов первой группы по сравнению с результатами второй группы наблюдения более чем в 2,5 раза чаще встречается низкий уровень личностной тревожности, что позволяет предположить, что личностная тревожность у лиц этой группы в крайних ее проявлениях обусловлена длительным проживанием в условиях экологического неблагополучия крупного промышленного города. Оценка эмоционального состояния с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера показала, что к учебному процессу адаптированы 50% приезжих и только 27,78% постоянно проживающих в г. Волгограде успешных студентов медицинского вуза.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о необходимости внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению психоэмоционального компонента здоровья в студенческой среде и препятствующих развитию донозологических состояний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва