Научная статья на тему 'Влияние учебного процеса на психоэмоциональное состояние студента'

Влияние учебного процеса на психоэмоциональное состояние студента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние учебного процеса на психоэмоциональное состояние студента»

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕСА

НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТА

Георгиева Е.Н., Саркисова Н.В.

Ставропольская государственная медицинская академия, кафедра гигиены с экологией, г. Ставрополь

Цель работы - установить психоэмоциональные особенности студентов во время обучения и в период сессии.

В исследовании участвовало 164 студента Ставропольской медакадемии, 72 юноши и 92 девушки в возрасте 18-22 лет, прошедшие психологическое тестирование во время обучения, затем повторно в период сессии. Программа исследования включала личностные опросники Айзенка и Баса-Дарки и шкалы тревоги и тревожности Спилберга.

По данным опросника Айзенка в период обучения преобладали экстраверты, как среди юношей (58,9%), так и девушек (65,7%). Для всех студентов была характерна средняя и высокая эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость выявлена лишь у 36,3% юношей и 34,3% девушек. В период сессии данные по шкале экстраверсии-интроверсии резких отличий не выявили, а по шкале нейротизма отмечалось увеличение численности студентов с высокой и очень высокой степенью эмоциональной неустойчивости; высокой эмоциональной неустойчивостью характеризовались студенты-юноши (40,3%), тогда как у девушек этот показатель составил 33,7%. Согласно литературным данным, у лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

По методике Баса-Дарки большинство опрошенных студентов в период обучения показали умеренные результаты по шкалам агрессивности и враждебности. В период сессии отмечалось увеличение в 1,5-2 раза величин враждебности - у юношей 40,3%, у девушек - 23,9% - и агрессивности - 36,1% и 19,6% случаев соответственно. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности, чрезмерное ее развитие начинает менять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Особенно примечательно, что высокая агрессивность у юношей формировалась в основном за счет физической агрессии, а у девушек - за счет косвенной и вербального компонента.

Методика Спилберга позволила установить, что большинство опрошенных характеризовалось умеренной ситуативной (55,9% юношей и 52,9% девушек) и личностной (59,8% и 56,8% случаев соответственно) тревожностью. В период сессии значительных отклонений по данным личностной тревожности выявлено не было, что свидетельствует о том, что умеренная тревожность в данном случае является индивидуальной психологической особенностью личности. В то же время отмечался рост показателей ситуативной тревожности, причем большинство тестируемых вошло в группу с высокой тревожностью (43,1% юношей и 44,7% девушек), тогда как умеренная тревожность была характерна для 34,7% юношей и 35,9% девушек, а низкую тревожность показали всего 22,2% юношей и 19,6% девушек. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

Выводы. Большинство студентов СГМА составляют экстраверты. В период сессии они демонстрируют увеличение показателей нейротизма, враждебности, агрессивности и ситуативной тревожности. Подобные изменения связаны с неблагоприятной стрессовой ситуацией, вызванной возросшими психологическими нагрузками и эмоциональными переживаниями опрошенных в экзаменационный период. Студенты, обнаружившие максимальную лабильность данных показателей, могут быть отнесены в группу риска по развитию неврозов. Таким студентам следует формировать чувство уверенности в себе, в успехе; им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.