ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Колесникова И.В., Ананьин Н.Н., ЧеремныхМ.О.
ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет», кафедра нервных болезней, г. Красноярск
Возрастающие информационные нагрузки в условиях действующих стрессогенных факторов значительно повышают уровень психоэмоциональной напряженности, способствуют ослаблению компенсаторно-приспособительных реакций и нарушают адаптивные возможности организма. Раннее выявление отклонений в психическом статусе студентов высших учебных заведений, своевременная коррекция нарушений и повышение адаптационных возможностей организма, представляют значительную актуальность, что определило цель настоящего исследования. Из 123 студентов (25 юношей и 98 девушек), возраст которых составлял от 22 до 24 лет, у 59 человек (47,97%), посредством тестирования, определялись патологические вегетативные изменения, величина которых находилась в пределах 17-47 баллов. С помощью психологических тестов для оценки выраженности депрессии (CES-D), уровня реактивной и личностной тревожности (Спилбергера-Ханина), у студентов были выявлены расстройства тревожно-депрессивного спектра. Симптомы депрессии имелись у 18 человек (14,6%), их величина составляла 19-26 баллов. Реактивная тревожность зарегистрирована у 50 человек (40,6%). При этом в 24 случаях (48%) она была умеренной и находилась в пределах 31-45 баллов. У 26 человек (52%) она была высокой и составляла от 47 до 62 баллов. Личностная тревожность определялась с меньшей частотой - у 46 человек (37,4%). В 29 случаях (63,04%) она находилась в пределах 34-44 баллов, что соответствовало уровню умеренной тревожности. У 17 человек (36,96%) показатели личностной тревожности составляли 46-68 баллов и указывали на ее высокий уровень.
Полученные данные, свидетельствующие о наличии у значительного количества студентов изменений психического гомеостаза, являются сигналом к проведению лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов организма и оптимизацию механизмов адаптации студентов к академическим перегрузкам, психоэмоциональным перенапряжениям и стрессам. По этой причине, для предупреждения срыва адаптации и сохранения психического здоровья учащейся молодежи, организация учебного процесса должна включать рациональное использование времени семинарского занятия, корректное расписание, предусматривающее возможность полноценного отдыха, реальность выполнения домашних заданий по всем дисциплинам и повышение мотивации студентов к ведению активного и здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [396]