Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКА И ЕГО МЕСТО В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКА И ЕГО МЕСТО В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
379
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативное развитие / подростки / эмоциональное переживание / эмоциональный интеллект / цифровизация

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жамбеева З. З.

Показана роль эмоционального переживания в коммуникативном развитии подростков. Природная обусловленность переживания обнаруживается на разных уровнях, и в зависимости от их специфики подростковые переживания волнообразны и неустойчивы. В нашем исследовании продемонстрирована связь некоторых факторов эмоционального интеллекта как одного из составляющих коммуникативной способности и эмоционального переживания, как природно обусловленного состояния и возможная трансформация указанных факторов в цифровую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жамбеева З. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКА И ЕГО МЕСТО В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ»

5. Семенов И.Н. Научно-педагогическая и историко-методологическая деятельность Б.М. Теплова в Московском университете. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. №2 С.46-63

6. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N° 5(7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20. 09. 2021).

7. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20. 09. 2021).

8. Полянкина С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 1. С. 3428-3437

9. Теплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. 208 с.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПОДРОСТКА И ЕГО МЕСТО В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ

Жамбеева З. З., Москва (Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, zarema-z@mail.ru

Показана роль эмоционального переживания в коммуникативном развитии подростков. Природная обусловленность переживания обнаруживается на разных уровнях, и в зависимости от их специфики подростковые переживания волнообразны и неустойчивы. В нашем исследовании продемонстрирована связь некоторых факторов эмоционального интеллекта как одного из составляющих коммуникативной способности и эмоционального переживания, как природно обусловленного состояния и возможная трансформация указанных факторов в цифровую эпоху.

Ключевые слова: коммуникативное развитие, подростки, эмоциональное переживание, эмоциональный интеллект, цифровизация

EMOTIONAL FEELING OF A TEENAGER AND ITS PLACE IN COMMUNICATIVE

DEVELOPMENT

Zhambeeva Z. Z., Moscow (Russia), PhD (Psychology), senior scientific, Psychological Institute, Russian Academy of Education, zarema-z@mail.ru

DOI:

The role of emotional feeling in the communicative development of teenagers is shown. The natural conditioning of the feeling is found at different levels, and depending on their specificity, teenagers' feelings are unstable. Our study has demonstrated the connection between some factors of emotional intelligence as one of the components of communication ability and emotional feeling, as a naturally conditioned state, and the possible transformation of these factors in the digital era.

Keywords: communicative development, teenagers, emotional feeling, emotional intelligence, digitalization

Подростковый возраст является периодом подъема эмоциональных переживаний в жизни каждого человека. Эмоции подростка характеризуются проявлениями разных состояний с крайними формами их выражения и в конкретных жизненных событиях. На

489

эмоциональное поведение влияет личный опыт подростка и его способности к саморегуляции. В подростковый период возникает и формируется многообразие эмоциональных переживаний, что так или иначе приводит подростка к овладению способами эмоциональной самоорганизации в ходе коммуникации, а это, в свою очередь, будет определять его жизненную перспективу.

Словосочетанию «эмоциональное переживание» мы придаем собирательное значение, включающее ощущения, эмоции и чувства. Но в то же время это разные уровни эмоционального переживания. Ощущения являются первым откликом организма на восприятие или воздействие какого-либо объекта или субъекта и на данном уровне еще не осознаются. Эмоция же символизирует или обозначает ощущение, даже направляет его, придавая «смысл» радости, печали, горю, гневу и т.д. Конечно, это зависит от силы, интенсивности и продолжительности ощущения, а далее через чувства мы переживаем происходящее, осмысляем, анализируем его и пытаемся объяснить. Физиологическая природа эмоциональных переживаний нашла свое подтверждение в широко известных исследованиях многих авторов.

Если обратиться к коммуникативной функции эмоций, то она часто играет решающую роль в определении состояния собеседника: «... по мнению ряда исследователей, около 90% эмоционального общения происходит на неречевом (несемантическом) уровне. При восприятии речи независимо от ее содержания мы можем судить об эмоциональном состоянии партнера (например, об аффектах тоски или тревоги) по таким показателям, как средняя длительность чистой речи, продолжительность пауз, отношение времени пауз к общему времени высказывания и скорость артикуляции.» [1, с. 140; 6].

В лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии в диссертационном исследовании А.С. Молчанова (под руководством Э.А. Голубевой и Н.А. Аминова) исследование индивидуальных особенностей восприятия экспрессии лица и их сопоставление с ЭЭГ-показателями общих свойств нервной системы у школьников (8-10 класс) показало, что обладатели более слабой и лабильной нервной системы лучше улавливают знак эмоций, т.е. принадлежность эмоций к классу положительных или отрицательных. Лица с более сильной, инертной и инактивированной нервной системой в большей мере учитывают параметр «принятие-отклонение». Полученные А.С. Молчановым и Н.А. Аминовым данные нашли подтверждение при обследовании 15 учителей-профессионалов, т.е. людей иной возрастной когорты, и это позволяет говорить, что слабость и лабильность нервной системы (реактивность) являются благоприятной природной предпосылкой «...развития социально-перцептивных способностей, проявляющихся в адекватном отражении проблемных ситуаций в сфере субъектно-субъектных отношений» [3; 5].

Суть природы эмоционального переживания может также заключаться в некоторой предрасположенности к положительной или отрицательной эмоциональности. В отечественной дифференциальной психофизиологии, в лаборатории Б.М. Теплова в исследованиях, проведенных под руководством В.Д. Небылицына, были обнаружены физиологические корреляты ЭЭГ показателей с доминирующими переживаниями, которые определяли с помощью диагностики базальных эмоций страха, гнева, печали, радости и их сочетаний. В частности, исследования А.Е. Ольшанниковой были посвящены доминирующей эмоциональности у подростков. Качественный показатель эмоциональности подростков

устанавливали путем наблюдения за поведением подростков на экзамене, уроке, анализа письменных работ (сочинение), а также бесед с подростками и их взрослым окружением. Все это позволило выявить доминирующую устойчивую характеристику эмоциональности. Для подростков с доминированием эмоций положительного знака характерны меньшие значения энергетических индексов дельта-, тета-, бета-1- и бета-2 ритмов. Приведенные результаты позволили представить качественную сторону индивидуальных различий эмоциональности, что обеспечивалось рассмотрением качества (модальности) эмоционального переживания, наиболее типичного для того или иного подростка [2].

В.К. Вилюнас выделяет следующие группы переживаний: одна из них те, которые побуждают к деятельности и таким образом являются ориентиром в эмоциональной жизни, а вторая группа есть производная эмоциональных переживаний (радость, страх, огорчение, гнев), причем последние активизируются в деятельности, тормозя или наоборот поддерживая и подталкивая к достижениям в ней [2].

Таким образом, эмоциональные переживания - это внутренний физиологический процесс, и они тесно связаны с познанием себя и других. В свою очередь, познание себя и других, отработка коммуникативных навыков происходит в реальном общении, лишь в непосредственном общении с другими можно развивать свои чувства, понимать состояние людей и совершенствоваться в этом направлении.

Информатизация и цифровизация стремительно заполняют нашу жизнь и вносят свои коррективы в развитие эмоциональной сферы детей. Здесь возникает противоречие, т.к. «цифровое развитие» больше подразумевает виртуальное общение, а столь необходимое умение в ходе реального общения понимать себя и других, что сегодня именуют эмоциональным интеллектом - одно из основных составляющих коммуникативных способностей. Это еще так называемые Soft skills - «гибкие», или «мягкие», навыки [4], которые считают будущим рынка труда, потому что их наличие обеспечивает эффективность в общении и является одним из перспективных и востребованных качеств в современном мире.

В рамках поиска ответов на возникшие вопросы было проведено исследование подростков 13-14 лет (107 человек). Для решения поставленных задач использовался тест эмоционального интеллекта Холла с целью обнаружить некоторые предпосылки имеющихся коммуникативных навыков, а также методику А. Лэнгле для подростков, где в основе выявляемых шкал экзистенции - эмоциональные переживания. Данные статистической оценки различий между группами с разным уровнем общего эмоционального интеллекта, эмпатии, распознавания эмоций других людей, самомотивации, управления своими эмоциями, эмоциональной осведомленности обрабатывались с применением непараметрического критерия U Манна-Уитни. Полученные результаты имеют уровень значимости Р<0,050.

В результате проведенного анализа высокий уровень по группам общего показателя эмоционального интеллекта, самомотивации, управления своими эмоциями оказался сопряжен с группирующими экзистенциальными шкалами Персональность Р (р=0,003), Экзистенциальность Е (р=0,002) и Исполненость G (р=0,001). Данные шкалы по методике Лэнгле представляют собой такие характеристики подростков, как высокая степень внутренней наполненности, куда включены открытость в общении, умение нести ответственность за свои слова и действия, хорошо ориентироваться в происходящем вокруг, однако при этом подростки с указанными характеристиками достаточно чувствительны и

требовательны к себе. А самомотивация и управление своими эмоциями подразумевает, в свою очередь, умение рефлексировать, эмоциональную пластичность, саморегуляцию.

Группа с высоким уровнем Эмпатии имеет различия по Самодистанцированию ББ (р=0,021), Самотрансцендентности БТ (р=0,001), Персональности Р (р=0,001), Исполненности О (р=0,006) и возрасту (р=0,037'). Одна из составляющих эмоционального интеллекта - Эмпатия - подразумевает понимание эмоций других людей, что чувствует другой человек, готовность оказать поддержку. Но самое важное здесь понимание именно того, что испытывает и чувствует другой человек в данную минуту и почему. (собственно, Самодистанцированию SD и Самотрансцендентность ST вместе - это и есть показатель Персональности Р.)

Уже несомненно, что общение подростков стремительно переходит в цифровое пространство. Поскольку весьма важная деятельность подростков - это общение, то оно никуда не девается, а переходит в виртуальный мир, где есть свои правила, но где также ценится эмпатийность и необходимо проявлять коммуникативные навыки. Но, именно для наработки этих навыков требуется живое общение, оно главное условие развития коммуникативных способностей. Через экран можно принять информацию от собеседника и сделать технический анализ полученной информации, но понимания на уровне чувств не возникнет, через экран невозможно почувствовать собеседника, следовательно, условием для развития будет живое общение с другими людьми [7; 8].

Таким образом, исследование подростков и статистический анализ их групповых различий показал тесную связь и взаимовлияние эмоционального интеллекта и эмоционального переживания по шкалам экзистенции, который показывает уровень отношения к себе через субъективное переживание и оценку подростком своей жизни, что подтверждает важность развития эмоциональной сферы подростка. По нашим данным, подростки, даже с хорошим уровнем самопонимания и понимания других при этом все равно очень чувствительны и ранимы. На сегодняшний день статистика неутешительна: дефицит реального общения приводит к эмоциональной деградации, что является триггером возрастающей подростковой депрессии.

Литература

1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009. 320 с.

2. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс. 2005.

3. Жамбеева З.З. Коммуникативные способности как фактор личностного и профессионального самоопределения: автореф. канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.

4. Лисенкова А.А. Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект // Российский гуманитарный журнал. Т. 7. № 3. С. 217-222

5. Молчанов А.С., Аминов Н.А. Опознание эмоциональных состояний как компонент педагогических способностей // Материалы всесоюзной конференции «Творчество и педагогика». Секция IV. и., 1988. С. 215-218.

6. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

7. Руслякова Е.Е., Тимофеева Э.А., Шестакова Ю.В., Чепайкин Д.А. Исследование уровня эмпатии у подростков, увлеченных компьютерными технологиями. Цифровая эмпатия // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 6. https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN620.pdf

8. Суханова М.О., Шерягина Е.В. Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 102— 115. doi:10.17759/chp.2019150111

СПОСОБСТВУЕТ ЛИ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ?

Кошелева Ю. П., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук, yu.p.kosheleva@mail.ru

DOI:

В статье обсуждаются основные понятия: цифровая образовательная среда, участники образовательных отношений, цифровой образовательных контент, субъект, индивидуальность и их составляющие; анализируются подходы к созданию цифрового двойника человека, возможные угрозы и последствия, рассматриваются характеристики индивидуальности, которые можно учитывать в образовательной среде, модель «Учитель - Метод - Ученик», где информационно-сервисная платформа цифровой образовательной среды определяет взаимодействие ее участников

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, субъект, индивидуальность, цифровой двойник, участники образовательных отношений

Проект поддержан грантом РФФИ № 19-29-14177

DOES THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT HELP TO DEVELOP

INDIVIDUALITY?

Kosheleva Y. P., Moscow (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, the Institute of Humanities and Applied Sciences, yu.p.kosheleva@mail.ru

The article discusses the basic concepts: digital educational environment, participants in educational relations, digital educational content, subject, individuality and their components; approaches to creating a digital twin of a person, possible threats and consequences are analyzed, characteristics of individuality that can be taken into account in the educational environment, the model "Teacher - Method - Student", where the information and service platform of the digital educational environment determines the interaction of its participants

Keywords: digital educational environment, subject, individuality, digital twin, participants in educational relations

Освоение цифровых технологий неизбежно в силу изменения окружения человека: фактами нашей жизни становятся расширение технических средств, цифровая обработка данных, появление платформенных решений для организации и реализации многих процессов хозяйственной жизни людей, позволяющих объединить различных участников на одном ресурсе. Не исключением стало и образование как вид деятельности, в котором новым шагом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.