DOI 10.37523/SUI.2020.41.5.018 УДК 159.9
Корепанова Юлия Николаевна Yuliya N. Korepanova
кандидат психологических наук, Candidate of Psychology,
редактор организационно-научного и редакционно- Editor of the organizational, scientific, editorial and publishing издательского отдела, Department,
Самарский юридический институт ФСИН России, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,
е-mail: [email protected] е-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ И ВЫСТУПАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДПОСЫЛКОЙ КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. Социальное отчуждение - одна из серьезных проблем современности, способствующая формированию деструктивной модели поведения, затрагивающей важнейшие сферы жизни человека: здоровье, социализацию, духовность и др. Одна из возможных причин данного явления - искаженный процесс воспитания ребенка в условиях травмирующей эмоциональной депривации, влекущей за собой существенное искажение его личности и жизни в целом.
Статья посвящена анализу феномена материнской «нелюбви». Рассмотрены возможные последствия такого отношения в виде эмоциональных расстройств и формирования негативных поведенческих установок. Показана роль эмоционального отвержения ребенка в механизме криминализации личности.
Указаны современные тенденции, усугубляющие проблему личностной отчужденности, имеющие существенные психологические и социальные последствия. Акцентируется внимание на необходимости усиления духовной составляющей молодого поколения, психолого-педагогической и социальной культуры потенциальных родителей. Отмечается важность перестройки описанных неблагоприятных тенденций в вопросах воспитания, опасных как для личного благополучия ребенка, так и благополучия общественного.
Ключевые слова: детско-родительские взаимоотношения, отчуждение, эмоциональная деприва-ция, эмоциональное отвержение ребенка, тревожность, личностная тревожность, страх смерти, семья, социализация, личность, предпосылки криминального поведения, деструктивное развитие.
EMOTIONAL REJECTION OF A CHILD IN THE FAMILY AS A FACTOR CONTRIBUTING TO THE FORMATION OF GENERAL PERSONAL DISEASE AND BEING A PSYCHOLOGICAL
BACKGROUND TO CRIMINAL BEHAVIOR
Summary. Social exclusion is one of the serious problems of our time, contributing to the formation of a destructive model of behavior that affects the most important areas of human life: health, socialization, spirituality, etc. One of the possible reasons for this phenomenon is the distorted process of raising a child in conditions of traumatic emotional deprivation, which entails a significant distortion of his personality and life in general.
The article is devoted to the analysis of the phenomenon of maternal «dislike». Possible consequences of such attitude in the form of emotional disorders and formation of negative behavioral attitudes are considered. The role of emotional rejection of the child in the mechanism of criminalization ofpersonality is shown.
Current trends are indicated, exacerbating the problem of personal alienation, with significant psychological and social consequences. Attention is focused on the need to strengthen the spiritual component of the younger generation, the psychological, pedagogical and social culture of potential parents. The importance of restructuring the described adverse trends in upbringing, which are dangerous both for the personal well-being of the child and for the well-being of the community, is noted.
Keywords: child-parent relationships, alienation, emotional deprivation, emotional rejection of the child, anxiety, personal anxiety, fear of death, family, socialization, personality, prerequisites for criminal behavior, destructive development.
Современные реалии нашей действительности, связанные с необходимостью во многом дистанцироваться от живого, непосредственного взаимодействия, как никогда заостряют проблему социально-психологической отчужденности, приводящей к разобщению людей, затрудняющей важнейший процесс социализации поколений. Поэтому, как и всегда, но по-новому остро, особые
© 2020 Корепанова Ю. Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
надежды в вопросах формирования гармоничной, успешной, адаптивной, законопослушной личности возлагаются на родительскую семью.
Отношения внутри семьи - фундамент, на основе которого происходит первичная социализация ребенка. От качества этих отношений зависит его дальнейшее социальное развитие и психическое благополучие. На этой основе впоследствии будут выстраиваться отношения со сверстниками и взрослыми, формироваться поведенческие установки.
В семье ребенок впервые встречается с трудностями, способными негативно повлиять на его психику и дальнейшую жизнь в обществе. К сожалению, когда речь идет о младенцах, наличие таких трудностей скрыто от окружающих, и вопросы о существующих проблемах поднимаются лишь тогда, когда ситуация выходит за рамки семьи. Возможности корректировки при этом существенно снижаются или становятся вовсе невозможными.
Воспитание в условиях любви и принятия - важнейшие компоненты в структуре общего благополучия и гармоничного развития личности ребенка. Без этих важнейших составляющих проблемы ребенка оказываются непреодолимыми, отравляют жизнь, становятся причиной деструктивного развития. Именно в семье у ребенка складываются основополагающие представления о себе и окружающем мире, формируется личность, закладываются основные качества, зачатки семейных и общественных отношений, основа всей его будущей жизни. Здесь он учится любить или ненавидеть, прощать или мстить, созидать или разрушать. От отношений в семье во многом зависит то, что ребенок принесет в этот мир.
Множество эмпирических данных, как и убедительные примеры нашей жизни, свидетельствуют о том, что мать играет ключевую роль в воспитании ребенка. Она не только осуществляет уход, но и удовлетворяет важнейшие психические потребности ребенка: формирует базу его отношений к людям, доверие к окружающим, чувство безопасности в социуме. Ребенок приходит в этот мир максимально беспомощным и зависимым. В самом начале пути у него не сформированы ни адаптивные механизмы, ни защитные. Он нуждается не только в беспрестанной заботе, но и в «проводнике» в мир социальных отношений. И центральная роль в этом процессе отводится именно матери - главной фигуре привязанности ребенка.
По свидетельству Ю. М. Антоняна, М. И. Еникеева, В. Е. Эминова [1], прочная эмоциональная связь с матерью позволяет ребенку развивать стремление к другим социальным контактам. Есть и обратная зависимость, которая может стать основой будущего отчуждения личности от общества, порождать психические аномалии, не предопределяющие преступную участь человека, но вне сомнений обладающие криминальным потенциалом. Отсутствие эмоционального контакта, отвержение ребенка матерью приводит к тяжелым и даже необратимым последствиям, зарождая общую неуверенность в себе, страх утраты себя, восприятие окружающей среды как чуждой и угрожающей.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что указанные черты личности, приобретенные в результате эмоциональной депривации, закладываются в младенчестве, переносятся на последующие этапы развития и могут быть определены термином «тревожность». Важно, что это не эпизодическая тревожность ситуативного типа (ответная реакция на угрожающий стимул), а беспредметное беспокойство, закрепленное как личностное, стабильное свойство. Являясь отрицательным эмоциональным переживанием, тревожность связана с предчувствием опасности. Глубинная суть такой тревожности - страх за свою жизнь. Таким образом, в основе младенческой, так называемой «первичной тревоги» [2] лежит инстинкт самосохранения, выстроенный на необходимости выживания.
О связи эмоциональной депривации и личностной тревожности убедительно пишет известный исследователь детских неврозов, психотерапевт А. И. Захаров. Приводя возрастную динамику страха, он указывает на то, что возраст 7-9 мес. является наиболее значимым для оформления и закрепления тревоги и страха, оказывающих заметное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка. Несмотря на то что в некоторых исследованиях понятия тревоги и страха разделяются, мы склонны согласиться с упомянутым автором в том, что тревога - это «глубоко запрятанный страх диффузного характера», своеобразный сигнал опасности, а страх - ответная реакция на нее [3, с. 77].
Большинство авторов сходятся во мнении, что тревожность детей в указанном возрасте естественна и неминуема, более важным представляется то, как преодолевалось это состояние, какую роль, в частности, сыграла мать в этом важном процессе. Удалось ли ей установить положительный эмоциональный контакт - залог нервно-психического здоровья ребенка.
Отверженный в детстве ребенок растет в атмосфере постоянной тревоги, он максимально уязвим в силу психологической надломленности, ранимости и вследствие этого - настороженности и аффективной замкнутости (отгороженности). Не найдя места в социальной структуре общества, он уходит в себя и свои проблемы, имеет шансы встать на противоправный путь, защищаясь от враждебного мира, самоутверждаясь при помощи насилия. Столкнувшись с действительностью, к которой ребенок не был подготовлен любящей матерью, он испытывает тревогу, активный протест и противодействие. Насильственные действия при этом происходят в результате накопления негативных бессознательных переживаний, истощения адаптационных ресурсов и субъективном восприятии ситуации как угрожающей.
Именно поэтому есть основания считать, что наличие тревожности в структуре личностных черт индивида способно не только влиять на отклоняющееся поведение, но и детерминировать преступное.
В контексте сказанного необходимо подчеркнуть, что тревожность имеет разные уровни проявления, и только когда она достигает уровня страха смерти, человек начинает защищаться, отстаивать свое право на жизнь. Это неосознаваемый страх. Формирование его, как и последствия -процесс многофакторный, в который естественным образом включены: конкретные формы отношения к ребенку, его врожденные особенности, психическое и физическое здоровье, наличие иных значимых близких, способных компенсировать негативное воздействие «холодной» матери.
Тревожная личность воспринимает окружающую действительность совершенно иначе, остро реагирует на воздействия извне, защищая свой биологический статус. Стремление к самоутверждению, защите своего «Я» создает предрасположенность к дезадаптивному противоправному поведению. Не фатально, но риск срыва существует. По сути, именно опасение небытия бессознательно диктует понижать статус другого человека, вплоть до его уничтожения.
Опираясь на исследования в области криминологии и психологии можно утверждать, что большинство правонарушителей находятся на определенной социально-психологической дистанции от общества, понимают, но не принимают существующие в нем нормы и ценности.
В широком понимании отчуждение - это процесс постепенного погружения в себя, изоляция от других людей, ведущий к одиночеству. З. Фрейд отмечал, что отчуждение ведет к невроти-зации личности, деперсонализации (потери собственного «Я») и дереализации (утрата чувства реальности окружающего мира).
Проблемы отчуждение личности прежде всего проявляются в общении. Согласно философским воззрениям (Н. А. Бердяев, М. Библер, Ф. Гогартен, М. Бубер, Э. Левинас, Г. Марсель, Ф. Розенцвейг, Г. В. Лейбниц, А. А. Майер и С. Л. Франк, М. М. Бахтин и др.) человек, включенный в структуру общества, формируется и реализуется в нем путем общения, постоянно участвует в диалоге с другим человеком, природой, Богом. Это двунаправленный процесс, взаимная коммуникация. Сама жизнь имеет диалогическую природу - своеобразный вечный диалог, находящий выражение в действиях, поступках человека.
Известный автор теории диалога в России М. М. Бахтин пишет: «Я осознаю себя и становлюсь самим собой, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Абсолютная смерть (небытие) есть неуслышанность, непризнанность, невспомянутость. Быть - значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого» [4, с. 300].
Согласно таким воззрениям человеку лучше совершить что-то порицаемое, но тем самым быть «услышанным», утвердить свое хрупкое «Я»: «Если ругают, значит, признают факт моего существования, значит, помнят» [5, с. 11]. Тем самым человек пытается привлечь к себе внимание. При этом не важно, каким способом это будет достигнуто. Страх отвержения, страх перед негативной оценкой общества и возможным наказанием менее болезненно по восприятию и переживаниям, чем быть отчужденным социумом, забытым им.
Проанализировав описанные в психологической литературе группы криминологически значимых последствий психологического отчуждения личности, отдельно выделим некоторые из них:
- социально-психологическая изоляция от социума на раннем этапе жизненного развития вследствие пережитой эмоциональной депривации в семье, которая не включила ребенка в структуру социальных отношений;
- отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, выступающих регуляторами поведения в различных сферах межличностного взаимодействия;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
- отчуждение личности может сформировать внутреннее ощущение враждебности окружающего мира, негативное отношение к социуму и его требованиям;
- отчуждение личности может сформировать у нее устойчивые антисоциальные установки, проектируя вовне агрессию - как способ защиты против чуждой действительности.
Тема отчуждения личности всегда интересовала и продолжает интересовать научное сообщество, находя отражение в трудах философов, историков, социологов, юристов и, разумеется, психологов. В отечественной психологической литературе об отчуждении индивида писали: В. С. Мухина, Т. В. Гаврилова, В. В. Абраменкова, Л. П. Стрелкова, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, В. И. Слободчиков, В. И. Лебедев, А. Е. Горбушин, Т. П. Скрипкина, А. М. Прихожан, О. Н. Кузнецов, А. А. Меграбян, Е. И. Исаев, М. В. Полевая и др.
Западный психологический подход к отчуждению представляли: З. Фрейд, К. Хорни, Э Фромм, Э. Шахтель, Д. Рубинс, М. Симен, Г. Маркузе, М. Бубер, Ф. Теннис и др.
Среди основных причин, актуализирующих в современном обществе дальнейшую проработку рассматриваемой в статье темы, усугубляющих проблему личностной отчужденности ребенка на последующих этапах развития, выделим следующие:
- возникновение в современном обществе нестабильной обстановки, появление широкого круга неблагоприятных условий, приводящих матерей в состояние дестабилизации, неуверенности в будущем, вынуждающих родителей уделять почти все свое время работе, заменяя духовный вклад в развитие ребенка на материальный;
- активное использование молодыми родителями развивающих компьютерных программ в повседневной жизни детей раннего возраста, злоупотребление отводимой им ролью, что самоустраняет самих родителей из важных воспитательных процессов, усугубляя ситуацию эмоционального разрыва между ними.
- искажение и переосмысление устоявшихся традиционно-семейных, морально-этических ценностей и, как следствие, потеря духовно-нравственных ориентиров, изменение культурного уровня подрастающего поколения, разрыв связей, нарушение преемственности между поколениями;
- переоценка задач образования с явным пренебрежением задачами воспитания молодежи, обесценивание функции педагогического влияния и личности педагога, пропагандирующего сохранение базовых ценностей в молодежной среде;
- иное понимание, принципиальное отличие новых стандартов развития и воспитания личности от существующих ранее, под влиянием изменения динамики социальных взаимодействий, процесса трансформаций, охвативших весь современный мир;
- всевозможные зависимости (например, компьютерная игромания, интернет-зависимость), нездоровый образ жизни и довольно широкий круг проблем, связанных с нервно-психическим здоровьем молодого поколения, тогда как именно от данной социальной группы, их потенциала зависит будущее нашей страны.
Такой взгляд на затронутую в статье проблему, особенным образом обострившуюся в современном социуме, должен заставить обратить пристальное внимание на тех, от кого зависит наше будущее, а также задуматься тех, кому предстоит быть родителями. Родительство в обыденном сознании часто сводят к миссии сохранения семьи, тогда как в более широком, часто неосознаваемом уровне, это помогает поддержать популяцию и сохранить цивилизацию.
Можно предположить, что во многом проблемы эмоционального холода в функционально дееспособных семьях, имеющих все условия для нормального функционирования, происходят из-за личностной незрелости, неготовности к трудностям, естественным образом прилагающимся к воспитанию детей. Отдельно стоит сказать и о значимости нравственной составляющей в мировоззрении воспитывающего. Последнее особенно значимо в современной действительности, которая характеризуется серьезной духовной перестройкой, нравственной деформацией базовых ценностей современной молодежи - потенциальных родителей.
К сожалению, любовь к ребенку, естественными проявлениями которой выступают эмоциональная близость и взаимопонимание, не является врожденной способностью отцов и матерей. Бытует мнение, что способность любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности, общения с ребенком. Мы считаем необходимым уточнить, что чувство любви имеет более глубокую природу зарождения, проектируется на все сферы жизни и во многом зависит от духовной наполненности и гармоничности личности. Именно эти направления,
на наш взгляд, стоит провозгласить основной целью в вопросах профилактики эмоционального отчуждения ребенка в семье.
В заключение подчеркнем, что эмоциональное отвержение ребенка родителями (в особенности матерью) представляет собой устойчивую дисгармонию детско-родительского взаимодействия и в силу серьезных нарушений в психическом и социальном развитии ребенка может являться предпосылкой криминального поведения.
Нельзя недооценивать и игнорировать проблему детского отчуждения. Принцип безусловного принятия, провозглашенный Ю. Б. Гиппенрейтер, любовь к ребенку, эмоциональная близость -это основа, без которой невозможно сохранить психическое здоровье детей, а тем самым создавать необходимые условия для нормального функционирования социальных отношений, в том числе успешно поддерживать общественный порядок и общественную безопасность - залог спокойствия и уверенности в завтрашнем дне.
Библиографический список
1. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996. 336 с.
2. Астапов В. М. Тревожность у детей. М.: Per Se, 2008. 160 с.
3. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 444 с.
5. Иванов Н. Г. Мотив преступного деяния: учебное пособие. М., 1997. 64 с.
References
1. Antonyan Yu. M., Enikeev M. I., Eminov V. E. Psikhologiya prestupnika i rassledovaniya prestuplenii [Criminal psychology and crime investigation]. Moscow, 1996, 336 p. [in Russian].
2. Astapov V. M. Trevozhnost' u detei [Anchor in children]. Moscow, 2008, 160 p. [in Russian].
3. Zakharov A. I. Proiskhozhdenie detskikh nevrozov i psikhoterapiya [The origin of childhood neurosis and psychotherapy]. Moscow, 2000, 448 p. [in Russian].
4. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, 1986, 444 p. [in Russian].
5. Ivanov N. G. Motiv prestupnogo deyaniya: uchebnoe posobie [Motive for a criminal act]. Moscow, 1997, 64 p. [in Russian].