Научная статья на тему 'Эмоциональное мышление в древнекитайской философии'

Эмоциональное мышление в древнекитайской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1032
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГУМАНИЗМ / ЕДИНСТВО НЕБА И ЧЕЛОВЕКА / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ОЦЕНОЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / EMOTIONAL THINKING / HUMANISM / UNITY OF HEAVEN AND HUMAN / SELF-IMPROVEMENT / PSYCHOLOGICAL EXPERIENCE / EVALUATIVE COGNITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ли Ваньли

В статье раскрывается значение понятия «эмоциональное мышление» применительно к древнекитайской философии, производится анализ основных особенностей эмоционального мышления и его отличий от других типов мышления. Гуманизм древнекитайской философии тесно переплетался с обязанностями и ответственностью человека, подчиненного обществу и правителю. Автор акцентирует внимание на изучении оказавших значительное влияние на развитие древнекитайской философии, культуры Китая и традиционное китайское мышление понятий «единства неба и человека», самосовершенствования, баланса и постижения связей со вселенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL THINKING IN THE ANCIENT CHINESE PHILOSOPHY

The article reveals the meaning of the notion “emotional thinking” in relation to the ancient Chinese philosophy, analyses the main features of emotional thinking and its differences from other types of thinking. The humanism of the ancient Chinese philosophy was intertwined closely with the duties and responsibilities of a man subordinate to the society and the ruler. The author focuses on the analysis of the notions “unity of heaven and human”, self-improvement, balance and comprehension of relations with the universe, which had a significant impact on the development of the ancient Chinese philosophy, Chinese culture and traditional Chinese thinking.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное мышление в древнекитайской философии»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.16

Ли Ваньли

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье раскрывается значение понятия "эмоциональное мышление" применительно к древнекитайской философии, производится анализ основных особенностей эмоционального мышления и его отличий от других типов мышления. Гуманизм древнекитайской философии тесно переплетался с обязанностями и ответственностью человека, подчиненного обществу и правителю. Автор акцентирует внимание на изучении оказавших значительное влияние на развитие древнекитайской философии, культуры Китая и традиционное китайское мышление понятий "единства неба и человека", самосовершенствования, баланса и постижения связей со вселенной.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972019/3/16.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 84-88. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

AESTHETICIZATION OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS: CHALLENGES OF MODERNITY

Dzyubenko Regina Giyasovna

Kazan (Volga Region) Federal University regda@mail.ru

The article reflects critically on the modern educational paradigm, in the centre of which capitalist relations are hidden, changing the very purpose of education as a form of a personality's reproduction. Modern technologies, the general crisis of the educational system, coupled with the processes of the world globalization and capitalization of relations between people, form a new type of a personality, including through filling the aesthetic beginning of human life with market ideals and images. The task is to understand the process of aestheticization in the educational sphere as a system-forming factor responsible for the final result -a personality's formation. On the basis of the concepts of the aesthetic by W. Benjamin and G. Schulze the author shows the immanent content of the aesthetic and aestheticization at the present stage of the society development. Particular attention is paid to the figure of a lecturer in modern higher education, as well as the goals and objectives of the modern educational system.

Key words and phrases: philosophy; aesthetic; aestheticization; education; rationality; metaphysics; educational process.

УДК 1; 323(510) Дата поступления рукописи: 18.12.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript2019.3Л6

В статье раскрывается значение понятия «эмоциональное мышление» применительно к древнекитайской философии, производится анализ основных особенностей эмоционального мышления и его отличий от других типов мышления. Гуманизм древнекитайской философии тесно переплетался с обязанностями и ответственностью человека, подчиненного обществу и правителю. Автор акцентирует внимание на изучении оказавших значительное влияние на развитие древнекитайской философии, культуры Китая и традиционное китайское мышление понятий «единства неба и человека», самосовершенствования, баланса и постижения связей со вселенной.

Ключевые слова и фразы: эмоциональное мышление; гуманизм; единство неба и человека; самосовершенствование; психологический опыт; оценочное познание.

Ли Ваньли

Забайкальский государственный университет, г. Чита 9144596000@mail.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Уникальность древнекитайской философии, ее отличие от западной философии обусловлены рядом факторов, в числе которых особый тип мышления - эмоциональное мышление. Оно отличается от логически-абстрактного мышления, в основе которого лежат понятия, а также от образного мышления, в основе которого - образы.

Эмоциональное мышление находится под влиянием чувств, настроения. Это личный опыт с уклоном на психологию и чувства субъекта, на познание ценностей. Эмоциональный опыт субъекта вместе с абстрактным мышлением, образным мышлением является формой философского мышления. Эмоциональное мышление - одна из основных форм древнекитайского философского мышления, оно оказало значительное влияние на китайское традиционное мышление и развитие традиционной культуры.

Актуальность исследования обусловлена интересом к китайской философии как к источнику формирования национального мировоззрения и психологии китайцев. Новизна исследования заключается в неисследо-ванности темы, а также в том, что исследование выполнено носителем китайской культуры, это взгляд изнутри.

Целью данного исследования является изучение особенностей типа мышления, характерного для древнекитайской философии, и его влияния на формирование образа мышления. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: изучить человеческую ценность в китайской философии, рассмотреть значение моральных практик, определить особенности эмоционального мышления, характерного для древнекитайской философии.

1. Гуманистическая философская основа эмоционального мышления

Эмоциональное мышление стало важной формой мышления древнекитайской философии. Поскольку древнекитайская философия была гуманистической, а характер философии определяет тип мышления, гуманистический характер соответствует эмоциональному мышлению.

Древнекитайская философия придавала особое значение проблемам человека, признавая за ним центральное место. Начиная с «Чжоу И», где земля, небо и человек признавались «тремя началами» [11], вопросы человека стали центром философии, лейтмотив «единства неба и человека» пронизывал весь ход развития истории древнекитайской философии. Главной функцией древнекитайской философии было разъяснение

отношений неба и человека, стремление к их единству. Такими были все основные философские труды До-циньской эпохи - Конфуция, Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы. В дальнейшем неоконфуцианство Сунской и Минской эпох продолжило традиционные мысли конфуцианства, сделав «единство неба и человека» лейтмотивом, обязательным для изучения. Особый акцент был сделан на единство законов природы и правильных отношений между людьми. Знаменитый представитель неоконфуцианства Чжу Си полагал: «...человек есть небо, небо есть человек. Когда рождается человек, начинается небо. Человек рождается, и небо рождается в нем» [Цит. по: 2, с. 305]. То есть человеческая натура исходит от неба, небесная натура проявляется в человеке. Возможность осуществления единства неба и человека заключается в проявлении субъективной активности человека, то есть в моральном воспитании. Мысль о «единстве неба и человека» - не только теория об отношениях человека и природы, но и теория морального воспитания и высшего просвещения.

Гуманизм древнекитайской философии был тесно связан с моралью, где человек был поставлен в центр этических отношений социума. Особо отмечались морально-этические свойства человека, в то же время моральность человека жертвовалась в пользу «неба», небо становилось воплощением морали. «Небо высоко, земля низка. Небо и земля стабильны. Высокий и низкий, все равно, что богатый и бедный» [12, р. 116]. Эта фраза отображает конфуцианское мнение о том, что мораль регулирует межличностные отношения. Также в конфуцианстве были разработаны программы отношений слуги и господина, родителей и детей, мужа и жены, система гуманности, нравственности, приличия и мудрости и другие феодальные моральные принципы. Древнекитайская философия уделяла большое внимание «человеку», но говорилось только об обязанностях и ответственности человека в моральной связи с подчинением обществу и правителю, например: государь справедливый, подданный - верный, у любящих родителей почтительные дети. Очень мало говорилось о правах независимого человека. Человеческая ценность выражалась в сущности отношений, проявлялась в отношении морали и этики.

Отсюда видно, что гуманизм древнекитайской философии делал акцент на моральной ценности и этической функции. На первый взгляд казалось, что очень ценились человеческая субъективность, инициативность, сознательность, но субъективность касалась только феодальных этических отношений. Не было самосознательности и инициативности в отношении прав и свобод личности. Самосознание - это знание об изначальном единстве человека и всего живого на земле. Остается только признавать, что «небо и человек - одно целое», достижение идеального мира в «единстве неба и человека» и есть самопознание, такого самопознания можно достичь моральным воспитанием. Если отбросить моральное воспитание, то не останется так называемой субъективности, инициативности и сознательности, т.е. гуманизму недостает базиса и бытийного значения.

Древнекитайская философия стремилась к единству неба и человека, выделяя субъективность человека, указывая, что человек опирается на моральное воспитание и чувственное восприятие, регулирование собственного психологического состояния и способа мышления, чтобы достичь высшего просвещения «единства неба и земли». Моральность гуманизма определила субъектом познания самого человека, но не мир за пределами человека. Знания стремились к высшему моральному миру, но не к объективному естественному познанию. В то же время эмоциональный опыт морали был определен в качестве способа мышления.

Эмоциональное мышление - это базовый метод мышления, при котором человек наблюдает естественную мораль, регулирует отношения человека и неба, осуществляет «единство неба и человека». При таком типе мышления человек занимает центральное место. Посредством переосмысления, познания и обнаружения человеческой сущности и природы познаются естественная сущность и закономерности «законов природы». Поскольку человеческая мораль есть законы природы, высшая сущность вселенной есть высшие моральные правила. Таким образом, древнекитайская философия представляет собой гуманистическую философию, то есть моральное или философское учение об основных проблемах человеческой жизни. Ее содержание сконцентрировано вокруг моральных ценностей и моральных норм, ее философский способ мышления выражается в самостоятельном опыте и самовыражении моральных ощущений человека; процесс получения знаний - процесс морального воспитания, метод познания - метод морального восприятия и воспитания, познание неба, познание человека и объединение двух в одно.

2. Эмоциональное мышление при постижении морали

Древнекитайская философия произошла из гуманистической позиции, она возвеличивала морально-этическую сторону общества. Действия должны были быть воплощением морали, а мораль и поступки рассматривались как единое целое. Мораль - это качество, априори присущее человеку, но ее необходимо применять на практике. В моральной практике человек должен служить небу, сохраняя добродетель и совершенствуясь. При личном исполнении каждый человек достигает высокого положения в моральном плане, превращаясь из обычного человека в просвещенного.

Как приобретается моральный опыт? Первостепенный пункт здесь - самосовершенствование. Отличие между человеком и животным заключается в том, что человек может прочувствовать свою моральную основу. Если же человек не может самостоятельно реализовать свою моральную основу, то он ничем не отличается от животного. Мэн-цзы говорил: «Человек этим отличается от животного, а благородный муж -от простолюдина» [6, с. 153], то есть благородный муж сохраняет и развивает свою добродетель, а простолюдин отказывается от своей моральной сущности. У каждого есть доброе начало, но не всякий может реализовать его, ключевой момент в том, может ли человек переосмыслить себя и отсюда воплотить самосознание.

Конфуций всю жизнь стремился к справедливости, требовал, чтобы люди в процессе морального воспитания сознательно проявляли гуманность и жили по справедливости, таким образом достигая пределов совершенного человека, который «следует желаниям сердца, не нарушая правил» [7, с. 203]. Гуманность

и справедливость есть цель самосовершенствования. Все межличностные отношения строятся на основе гуманности и справедливости. Что такое гуманность? Гуманность на самом деле - это эмоциональное сознание, любовь и понимание между людьми. Мэн-цзы говорил: «Гуманность - это сердце человека, справедливость - это человеческий путь. Если отказаться от пути - по нему не пройдешь, если отказаться от сердца -не получишь знаний, печаль!» [6, с. 79].

Моральная практика - это внутреннее стремление к самосовершенствованию. Такая практика отличается от объективной практической деятельности по изменению природы, это не материальная деятельность субъекта, связанная с его представлениями о внешнем мире, направленная на изменение ощущений об объекте, но испытательная деятельность субъекта по познанию присущих ему моральных ощущений. Опыт моральных ощущений основан на собственном гуманизме, проявляется через эмоциональное познание, любовь распространяется на близких и далеких, родных и чужих, людей и предметы. Моральный опыт проходит трансформации от себя к другим, от любви к людям до любви к вещам, от любви к родным до любви к чужим. Из этого получается идеальный мир, где субъект и объект, вещи и человек, небо и человек - едины, человеческая мораль стремится возвыситься до границ совершенного человека [5, с. 295]. Но почему она от самого себя распространяется на других людей, а от людей - к предметам? Потому что моральные качества людей взаимосвязаны, люди и все живое происходят из естественных законов, они также взаимосвязаны. Чувство уважения к старшим и любви к младшим одинаково для всех людей, любовь и уважение к своим родителям может распространяться на чужих родителей, личные принципы уважения к старшим и любви к младшим становятся всеобщими моральными основаниями. В то же время, если человек «может приблизиться к сущности человека, то может приблизиться к сущности вещей. Если приблизиться к сущности вещей, можно поддерживать созидательную деятельность природы, если поддерживать созидательную деятельность природы, можно стать частью неба и земли» [3, с. 183]. Человек становится частью неба и земли, поддерживает созидательную деятельность природы - это результат эмоционального мышления о самопознании законов неба и человеческих инстинктов, результат самопереосмысления, если человек не может познать сущность другого человека, он не сможет познать сущность неба; человек, познавая самого себя, познает все живое вокруг.

Тип эмоционального мышления со стремлением к добру, красоте и поклонению морали оказал значительное влияние на развитие философии. Люди придавали значение возвышению духа и моральному воспитанию. Если не стремиться к познанию окружающего мира, исследованию естественных закономерностей, можно прийти к ситуации, в которой возвышается духовная сторона и обесценивается все материальное, что ограничивает развитие позитивной науки и влияет на точность мышления, повышение научного уровня. В древности этика и мораль одерживали верх над научной истиной, феодальные естественные науки считались «великим учением», а позитивная наука - «малой наукой» [1, с. 203]. Конфуцианский канон стал политикой государства. Все это неразрывно связано с эмоциональным мышлением, это результат его влияния.

3. Эмоциональное мышление и психологический опыт

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Психологический опыт - это категория эмоционального мышления, это субъективное ощущение добра и зла. Основной формой эмоционального мышления является психологический опыт, а не логические умозаключения. Это оценочные, а не материальные знания. Ощущение добра и зла относится к субъективному опыту, люди постоянно проецируют свой психологический опыт и эмоции на живых существ, исходя из собственного ощущения добра и зла, реагируют на изменения природы и ее закономерностей.

Добро - светлое (ян), а зло - темное (инь). В древности люди радовались небу, солнцу, теплой погоде и противились темной ночи, пасмурной и дождливой погоде, такая радость светлому и горестные ощущения от темного напрямую связаны с условиями обитания древних людей и их образом жизни. Люди радовались свету, так как только при ясной погоде они могли охотиться, радостно принимали дары природы; напротив, дождливая темная ночь способствовала тому, что животные прятались, потому люди не любили темноту. Психология радости светлому и горя от темного сохранялась на протяжении длительного времени, постепенно сформировалась психологическая позиция и мыслительная привычка, люди распространили радость от светлого и горести от темного на общественные явления: почтение ян и презрение инь, поддержка ян и укрощение инь, почтение неба и презрение земли, почтение господина и презрение слуги.

Все предметы и явления исходят из сбалансированного положения, только так можно поддерживать стабильность и развитие, в человеческой душе также должен быть баланс, только так можно овладеть элементарными связями вселенной и постичь истину вечного развития, достичь абсолютного баланса, когда «небо и земля живут со мной одной жизнью, я и все вокруг едино» [13, р. 16]. Радость от светлого и горе от темного, стремление к благу и избегание вреда, баланс и гармония и другие психологические особенности - конкретные проявления оценочных взглядов древних людей. Пройдя тысячелетнюю историю, эти психологические особенности и оценочные концепции превратились в устойчивый и неизменный способ эмоционального мышления.

Древнекитайские философы, в особенности конфуцианцы, обращали внимание на необходимость психологического ощущения и моральной оценки [9]. Из ощущений добра и зла можно было прояснить смысл «истинного знания» вещей и предметов. Эмоциональное осмысление психологического опыта дает оценку опытных знаний не с объективной стороны, исходит не из фактической истины и логического анализа, но проявляется через субъективные ощущения.

Интуитивный опыт - это форма эмоционального мышления. Поскольку постичь Дао можно, только проникнув в природу собственных ощущений [8], а, используя рациональные способы мышления, напрямую постичь Дао нельзя, нужно было определить что-то среднее, этим средним мог стать эмоциональный фактор. Для конфуцианцев интуитивным опытом было моральное ощущение. Эмоциональное осмысление интуитивного опыта упоминалось уже в «Чжоу И» и обозначалось как «дух»: «Инь и Ян именуются душой» [12, p. 19]. «У духа нет определенного направления, а у перемен нет сущности» [Ibidem, p. 20]. Перемены и дух схожи по функциям и сущности. Дух непрерывно трансформируется, указывая на совершенство природы. Чтобы познать Инь и Янь, их не измеряют, но постигают до мелочей. Познав до мелочей дух трансформации всего живого на земле, необходимо познать себя. «Познающий небо, постигает его перемены, пребывает в забвении. Стремление к добру зовется Дао; бесплотное зовется душой. Доброта исходит из Дао, радость - из души» [Ibidem, p. 22].

Душа - это интуитивный опыт. Интуитивный опыт нельзя объяснить обычным мышлением, ему присуща таинственность. Назначение интуитивного опыта - в поклонении морали. Необходимо совершенствование своей сущности в единстве с Дао, не накопление, не стремление к материальному. Только так можно достичь просветления, узнать законы трансформации всего живого.

На протяжении длительного периода времени люди считали, что существует только две формы мышления -конкретное и абстрактное. Человеческое мышление - это сложная деятельность, ее нельзя подразделять только на абстрактную и конкретную. Помимо абстрактного и конкретного мышления для познания мира применяется и эмоциональное мышление. Проанализировав особенности мышления и гуманистическую сущность традиционной китайской философии, можно заметить, что эмоциональное мышление - это основной способ мышления древних китайцев, оно отличается от использующего концепции абстрактного мышления, оно не относится к рациональному мышлению и к иррациональному мышлению, это особое мышление, основанное на внутренних ощущениях субъекта, это форма оценочного познания с китайской спецификой.

Эмоциональное мышление - это форма оценочного познания, одна из основных мыслительных форм в традиционной китайской философии. Традиционная философия, в особенности конфуцианская, возвышала моральные ощущения до мыслительных принципов, эмоциональная деятельность заменяла познавательную, а оценочные суждения заменяли логическое мышление. К примеру, Конфуций полагал, что в ситуации, когда отец украл овцу, а сын донес на него князю, поступок сына не был продиктован моралью. «Отец покрывает ошибки сына, а сын покрывает ошибки отца, в этом истина» [7, с. 367]. Когда сын скрывает, что отец украл овцу, - это, по мнению Конфуция, соответствует эмоциональным ценностям и моральным нормам. «Любовь начинается с родных», «гуманный любит людей» [Там же], сын должен истинно любить отца, но не «уничтожать семью, следуя долгу» [Там же], т.е. покрывать ошибки отца. Тем самым Конфуций определил, что знания моральной ценности не есть знания объективной реальности [4, с. 351], такой метод эмоционального мышления получил дальнейшее развитие в неоконфуцианстве эпохи Сун и Мин. Неоконфуцианство эпох Сун и Мин рассматривало морально-эмоциональную абстракцию в качестве сущности бытия с распространенным значением, категории «честность», «гуманность», «душа», «истина» выражали моральные ощущения человека, рационализируя ощущения. Так эмоциональное мышление стало конфуцианским философским мышлением.

Хотя эмоциональное мышление оценочное, познание мира интуитивное и смутное. Традиционная философия делала акцент на единении тела и души, формы и духа, стремилась к идеальному миру с единством неба и человека, поэтому не различала объективных свойств и функций, а соединяла их. Такое эмоциональное мышление не нуждалось во вспомогательных мыслительных средствах, не проходило промежуточную стадию. Поскольку не хватало научной обоснованности и звена обязательных знаний, эмоциональное мышление было интуитивным и смутным, хотя можно было познать объект из его целостности, но целостности недостаточно, целостности эмоционального мышления всегда сопутствует размытость. Исследовав эмоциональное мышление древнекитайской философии, можно сделать следующие выводы.

Эмоциональное мышление не является отражением психологии животных и не относится к низшей эмоциональной деятельности человека, но является высшей деятельностью по получению эмоционального опыта. Как и у конкретного, и у абстрактного мышления, у эмоционального мышления есть познавательная функция, это одна из основных форм человеческого мышления. В то же время эмоциональное мышление не может опираться на однобокость абстрактного или конкретного мышления, более эффективно устранять разногласия между общим и индивидуальным, абстрактным и конкретным, субъективным и объективным, делая мыслительную деятельность более созидательной.

Признавая человека в качестве одного из трех начал, древнекитайская философия делала упор на «единство неба и человека». Для его достижения от человека требовалось постоянное переосмысление, познание, моральное воспитание. То есть человек выступал в качестве центра мыслительной деятельности и одновременно с этим должен был постоянно совершенствоваться, познавая себя, познавать все живое вокруг.

Значение моральных практик в древнекитайской философии было очень велико: самопознание открывало связи со вселенной, следование моральным канонам означало жизнь в единстве и гармонии с небом, давало своеобразную гарантию спокойствия, отсутствия катаклизмов.

Эмоциональное мышление, характерное для древнекитайской философии, оказало большое влияние на формирование традиционного китайского образа мышления, особенностями которого являются самопознание, наблюдение естественной морали и регулирование отношений человека и неба для обеспечения их единства. Результаты данной работы могут использоваться для исследования особенностей традиционного мышления, сравнения китайской и западной культур.

Список источников

1. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли. М.: Наука, 1989. 309 с.

2. Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература, 2002. 606 с.

3. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу») / пер. с кит. и коммент. А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, Л. С. Переломова, П. С. Попова. М.: Восточная литература, 2004. 431 с.

4. Кравцова М. Е., Баргачева В. Н. Культ Конфуция // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5-ти т. М.: Восточная литература, 2006. Т. 2. С. 350-367.

5. Литвинова Л. В. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. 363 с.

6. Мэн-цзы / под ред. Л. Н. Меньшикова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 272 с.

7. Переломов Л. С. Конфуций. Лунь Юй. М.: Восточная литература, 2001. 588 с.

8. Рутковская М. В. Понятие «Дао» в китайской философии [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 33. URL: http://e-koncept.ru/2016/56704.htm (дата обращения: 18.12.2018).

9. Рыков С. Ю. Древнекитайская философия [Электронный ресурс]: курс лекций. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/ biblio/2012/rykov.pdf (дата обращения: 15.12.2018).

10. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии / пер. Р. В. Котенко. СПб.: Евразия, 1998. 376 с.

11. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен» [Электронный ресурс] / под ред. А. И. Кобзева. URL: http://tomsk.jagannath.ru/users_files/books/DjouI.pdf (дата обращения: 17.12.2018).

12. Chen Menglei. Elementary introduction of ZhouYi. Shanghai: Shanghai Ancient Books Publishing House, 1983. 362 p.

13. Wang Kejian. The relationship of Dao of heaven and human in ancient Chinese philosophy // Scientific Bulletin of Tianjin Normal University. 2010. Vol. 3. P. 15-19.

EMOTIONAL THINKING IN THE ANCIENT CHINESE PHILOSOPHY

Li Wanli

Transbaikal State University, Chita 9144596000@mail.ru

The article reveals the meaning of the notion "emotional thinking" in relation to the ancient Chinese philosophy, analyses the main features of emotional thinking and its differences from other types of thinking. The humanism of the ancient Chinese philosophy was intertwined closely with the duties and responsibilities of a man subordinate to the society and the ruler. The author focuses on the analysis of the notions "unity of heaven and human", self-improvement, balance and comprehension of relations with the universe, which had a significant impact on the development of the ancient Chinese philosophy, Chinese culture and traditional Chinese thinking.

Key words and phrases: emotional thinking; humanism; unity of heaven and human; self-improvement; psychological experience; evaluative cognition.

УДК 1; 316.37 Дата поступления рукописи: 08.01.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.17

Данная работа посвящена рассмотрению социального аспекта антисистем, синкретических социально-духовных образований деструктивной направленности. Изучение антисистемности имеет давнюю традицию в отечественной и западной социально-философской мысли, но прежде ни один автор не исследовал социальные механизмы, привлекающие в ряды антисистемных организаций многочисленных адептов. В качестве примеров таких общностей анализируются манихейство, движение тайпинов, культ вуду и современный радикальный исламизм. В статье разбираются социальные факторы, приведшие к возникновению этих организаций, а также принципы их иерархического устройства и функционирования.

Ключевые слова и фразы: антисистема; эзотерическая иерархия; депривация; движение тайпинов; радикальный исламизм.

Сулимов Станислав Игоревич, к. филос. н., доцент

Воронежский государственный университет sta-sulimov@ya. гы

ФЕНОМЕН АНТИСИСТЕМНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В результате политических и экономических событий последней четверти ХХ в. мир если и не превратился в единое целое, то всё равно тенденция к глобализации стала наиболее ярким и влиятельным фактором современности. Окончание «холодной» войны и падение Берлинской стены стали символическими актами, обозначившими отказ от конфронтации в мировых масштабах. Если прежде государства и их военно-политические союзы скрытно и явно противостояли друг другу, пытаясь разграничить мир на сферы влияния или же претендуя на гегемонию в нём, то в наши дни существует лишь один военный блок мирового масштаба - НАТО, а многочисленные международные экономические и политические организации (Африканский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.