Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНО-СФОКУСИРОВАННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИПРЕССИИ: КОГНИТИВНОЕ ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ'

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СФОКУСИРОВАННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИПРЕССИИ: КОГНИТИВНОЕ ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КОГНИТИВНОЕ ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ" / ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ / ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / РЕЛАКСАЦИЯ И КОГНИТИВНОЕ ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костенко А.А., Зубкова Н.С.

В статье говориться о выявление нереалистичных установок является первым шагом в изменении ваших убеждений. Когда бы вы ни испытывали тревогу, злость, разочарование или другие негативные эмоции, вы можете обнаружить провоцирующее эту эмоцию убеждение, взглянув сначала на стрессор или активирующее событие, связанные с этой эмоцией. Затем спросите себя: «Что я думаю об этом стрессоре такого, что вынуждает меня чувствовать себя именно так?»The article refers to identifying unrealistic attitudes is the first step in changing your beliefs. Whenever you experience anxiety, anger, disappointment, or other negative emotions, you can discover the belief provoking this emotion by looking first at the stressor or activating event associated with this emotion. Then ask yourself: "What do I think about this stressor such that you make me feel that way?"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Костенко А.А., Зубкова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНО-СФОКУСИРОВАННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИПРЕССИИ: КОГНИТИВНОЕ ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ»

Костенко А.А., к.псих.н.

доцент

кафедра социальной, специальной психологии и педагогики

Зубкова Н.С. студент ВИ-ВО-1 ФГБОУ ВО «АГПУ» Россия, г. Армавир ЭМОЦИОНАЛЬНО-СФОКУСИРОВАННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИПРЕССИИ: КОГНИТИВНОЕ ПЕРЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ Аннотация: в статье говориться о выявление нереалистичных установок является первым шагом в изменении ваших убеждений. Когда бы вы ни испытывали тревогу, злость, разочарование или другие негативные эмоции, вы можете обнаружить провоцирующее эту эмоцию убеждение, взглянув сначала на стрессор или активирующее событие, связанные с этой эмоцией. Затем спросите себя: «Что я думаю об этом стрессоре такого, что вынуждает меня чувствовать себя именно так?»

Abstract: The article refers to identifying unrealistic attitudes is the first step in changing your beliefs. Whenever you experience anxiety, anger, disappointment, or other negative emotions, you can discover the belief provoking this emotion by looking first at the stressor or activating event associated with this emotion. Then ask yourself: "What do I think about this stressor such that you make me feel that way?"

Ключевые слова: «когнитивное переструктурирование», переструктурирование, иррациональность, релаксация и когнитивное переструктурирование

Key words: "cognitive restructuring", restructuring, irrationality, relaxation and cognitive restructuring.

Термин «когнитивное переструктурирование», как и многие идеи, изложенные в этой главе, берет свое начало в работах Альберта Эллиса. Когнитивным переструктурированием называется процесс, через который вы проходите, чтобы преобразовать свое неадекватное поведение, ригидность мышление в его более адекватные формы.[1]

Иногда мы мыслим ригидными, жесткими стереотипами, считая, что все «должно», «обязано» происходить именно так, а не иначе. В этом случае мы обрекаем себя на эмоциональные потрясения и, как часто бывает, склоняемся к саморазрушительному поведению.

Выявление нереалистичных установок является первым шагом в изменении ваших убеждений. Когда бы вы ни испытывали тревогу, злость, разочарование или другие негативные эмоции, вы можете обнаружить провоцирующее эту эмоцию убеждение, взглянув сначала на стрессор или активирующее событие, связанные с этой эмоцией. Затем спросите себя: «Что я думаю об этом стрессоре такого, что вынуждает меня чувствовать себя именно так?»

Как выявить мышление, которое неконструктивно, искажено или

иррационально?

ЧРЕЗМЕРНО КАТЕГОРИЧНОЕ - вы видите вещи в черно-белых тонах. Если ваша работа несовершенна, то вы считаете себя полным неудачником. Или же, делая доброе дело, вы чувствуете себя героем, что чревато последующим разочарованием.

ИЗЛИШНЕ АБСТРАКТНОЕ - вы обобщаете частные факты, говоря «всегда, никогда, все, никто, ничего». Или же, характеризуя себя или кого-то еще, делаете это в очень широком негативном смысле, далеко уходя от конкретного изъяна в поведении, с которого вы начали свои мысли (например: «плохой, глупый, уродливый, ленивый, некомпетентный, неадекватный, никчемный»).

СЛИШКОМ КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ - вы сильно преувеличиваете дурные события, покуда они не приобретают в вашем сознании катастрофические размеры. Вы используете такие слова, как «страшный, ужасный, кошмарный, трагический, конец света». Вы игнорируете свои собственные ресурсы.

НЕОПРАВДАННО ПЕССИМИСТИЧНОЕ - вы замечаете только плохое и игнорируете позитивные стороны вашей жизни. Вы выступаете с неоправданно мрачными прогнозами на будущее и пользуетесь словами «пустой, проклятый, безнадежный».

ЧРЕЗМЕРНО ИСКАЖЕННОЕ - вы «обнаруживаете» вещи, которые вряд ли присутствуют, - намек или тень превращаются для вас в важное свидетельство. Вы ходите с «зондом», разыскивая то, что рассчитываете найти. И если вы не можете найти этого в действительности, то «фабрикуете» искомое из всего, что окажется под рукой.

СЛИШКОМ СУБЪЕКТИВНОЕ - вы игнорируете очевидное, держась за свои собственные «факты». Вы используете свои чувства в качестве «доказательства чего-либо», предсказываете будущее, угадываете чужие мотивы (не утруждаясь проверкой) и действуете исходя из суеверий и слухов. Вы недооцениваете вероятные события.

ИЗЛИШНЕ ЛЕГКОМЫСЛЕННОЕ - вы убеждаете себя, что проблемы не существует или что отдельные вещи не имеют для вас никакого значения (тогда как в действительности имеют). Вы также можете отрицать в себе сильные или негативные чувства, приукрашивая окружающую действительность.

СЛИШКОМ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ - у вас романтический взгляд на реальность. Вы полны прекрасными, но нереалистичными ожиданиями в отношении себя, родителей, брака, детей, любви, профессии, места своей работы. Естественно, что в реальном мире ничто не соответствует такому типу мышления.

ИЗЛИШНЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНОЕ - вы требуете от вещей быть такими, какими вы их хотите видеть, - ваши собственные качества и поведение, поведение других людей, течение вашей жизни. Вы пользуетесь словами «должен», «обязан». Вы подвергаете себя огромным страданиям,

придерживаясь столь жестких правил.

ЧРЕЗМЕРНО ОСУЖДАЮЩЕЕ - вы не прощаете себя и/или других людей за их неудачи. Вы можете считать их виновными во многих и многих вещах, и ваше мышление все больше и больше уподобляется критическим репортажам.

СЛИШКОМ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА КОМФОРТ - ваше мышление постоянно ищет, как бы избежать боли и с ходу получить желаемое. Ваше мышление прибегает к таким построениям, как «слишком тяжело», «мне нужно это прямо сейчас», «я этого не выдержу».

СЛИШКОМ ВЯЗКОЕ - ваше мышление следует в одном русле даже в случае, когда это непродуктивно. Вы вновь и вновь пережевываете одну и ту же тему, пока она не начинает казаться единственной важной па свете. Эта навязчивость может касаться другого человека, какого-то совершенного (или несовершенного) вами поступка, похвалы, любви, достижения, опрятности и т.д.

ИЗЛИШНЕ ЗАПУТАННОЕ - «картины в вашей голове» не совпадают с реальным миром или вы ощущаете себя в окружении или водовороте несуществующих явлений. Когда ваши мысли расходятся с реальностью, вы не можете опираться на свои восприятия и заключения.

Рациональные и иррациональные мысли

Иррациональные мысли, вызывающие тревогу. Рациональные мысли, которые обеспечивают контроль над эмоциями

Как ужасно. Ничего страшного

Мне этого не вынести. Я могу смириться с тем, что мне не нравится

.Я глуп. Я сделал глупость

Он - урод! Он тоже несовершенен

Иррациональные мысли, вызывающие Рациональные мысли, которые обес-

тревогу печивают контроль над эмоциями

Этого не должно было произойти Это должно было произойти, ибо произошло!

Меня убить мало. Я виноват, но убивать меня не за что

Он не имеет права. Он имеет полное право делать по-своему, хотя мне хотелось бы, чтобы он не пользовался этим правом!

Мне обязательно нужно, чтобы он/она это сделали. Я хочу/желаю/предпочитаю, чтобы он/она это сделали, но я не обязательно должен иметь то, что хочу

Дела всегда идут плохо. Дела будут идти плохо если не часто, то иногда

Всякий раз, когда я стараюсь, ничего не Иногда, и даже часто, у меня получается

получается.

Дела никогда не клеятся Дела не клеятся чаще, чем мне хотелось бы

Это больше, чем жизнь. Это важная часть моей жизни

Это должно быть проще. Я хочу, чтоб это было проще, но то, что для меня благо, редко достигается безболезненно

Я должен был сделать лучше. Хотелось бы сделать лучше, но я сделал все, что было тогда в моих силах

Я неудачник. Я человек, который иногда допускает промахи

Модель рационального самоуправления

Активирующее событие. Опишите проблему, уже возникшую или вероятную в будущем, которая мешает вам работать эффективно и/или заставляет переживать исключительно негативную эмоциональную реакцию, затрудняющую решение проблем и достижение целей.

Опишите свое неэффективное поведение и негативные эмоциональные стрессовые реакции, которые постоянно возникают в вышеописанной ситуации.

Убеждения. Запишите ваши убеждения (мысли, действия, разговоры с самим собой) по поводу активирующего события, которые являются неадекватными (неразумными, ложными или бесполезными) и которые приводят к деструктивным действиям и эмоциям.

Цели. Опишите, как бы вам хотелось себя чувствовать и вести в проблемной ситуации в будущем.

Сомнение/Сопротивление. Запишите и поупражняйтесь в рациональных утверждениях и установках, которые помогут вам противостоять вашим неадекватным убеждениям, управлять своими эмоциями и поведением и позволят достичь целей в случае очередной проблемной ситуации.[2]

Техники прямых действий, направленных на преодоление стресса, включают в себя все наши попытки непосредственно изменить природу стрессора или стрессовой ситуации, связанных с нашим переживанием. Техники прямого действия охватывают более широкий круг техник, чем те, что следует классифицировать строго как проблемно-ориентированные превозмогающие навыки. Эти техники являются набором методик, которые можно приложить к индивидуальному поведению в ситуации, чтобы помочь увязать описываемые ниже вмешательства с вашими конкретными обстоятельствами. Большинство ситуаций, с которыми вы столкнетесь в жизни, будут включать в себя как контролируемые, так и неконтролируемые факторы. Из этого следует, что сочетание проблемно-ориентированных и эмоционально-ориентированных превозмогающих навыков может быть идеальным в плане совершенствования ваших способностей справиться с ситуацией, равно как и вероятности благоприятного исхода. Такие эмоционально-ориентированные превозмогающие навыки, как релаксация и когнитивное переструктурирование являются техниками, позволяющими приобрести контроль над собственными эмоциональными реакциями. Однако прямое обращение к проблемной ситуации также может способствовать устранению источника гнева. Такие проблемно -ориентированные превозмогающие навыки, как тренинг уверенности в себе,

могут помочь изменить саму ситуацию.

Использованные источники:

1. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. - 1986. - № 5.

2. Макеева Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. -223 с.

3. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. -СПб., 2001.

4. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. -М., 1971.

Костенко А.А., к.псих.н.

доцент

кафедра социальной, специальной психологии и педагогики

Бут Е.А. студент ВИ-ВО-1 ФГБОУ ВО «АГПУ» Россия, г. Армавир ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПОИСК СМЫСЛА В ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация: в статье говорится о том . что профессиональное самоопределение является составной частью целостного жизненного самоопределения, предполагает взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития. Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.

Annotation: The article says that, that professional self-determination is an integral part of a holistic life self-determination, assumes mutual adaptation of personal needs and the interests of society to solve complex and multifaceted tasks posed by the current development of the social and economic situation and the whole course of social development. Professional self-determination of personality is a complex and lengthy process that covers a significant period of life.

Ключевые слова: самопределение,самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание, уровни профессионального самоопределения, личностное и профессиональное самоопределение.

Key words: self-determination, self-actualization, self-realization, self-realization, self-transcendence, self-awareness, levels of professional self-determination, personal and professional self-determination.

Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.