ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НИЗКОАДАПТИВНЫХ И ВЫСОКОАДАПТИВНЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА
EMOTIONAL-REGULATORY PERSONALITY CHARACTERISTICS OF LOW ADAPTIVE AND HIGHLY ADAPTIVE STUDENTS
О.М. Миллер, Е.Ю. журбенко O.M. Miller, E.Yu. Zhurbenko
Субъективные характеристики как фактор адаптации, эмоциональные свойства, самоконтроль, сочетание личностных характеристик, низкоадаптированные и высокоадаптированные студенты. В статье обсуждаются эмоционально-регулятивные характеристики студентов первого года обучения в вузе. Показано, что выраженность определенных эмоционально-регулятивных свойств личности студентов соотносится с успешностью адаптации к учебной деятельности в вузе. Предпринята попытка интерпретации сочетания эмоционально-регулятивных характеристик студентов, влияющих на их адаптацию.
Subjective characteristics as a factor of adaptation, emotional properties, self-control, a combination of personal characteristics, low adaptive and highly adaptive students.
The article discusses the emotional-regulatory characteristics of students of the first year of study at university. It is shown that the manifestation of certain emotionally-regulatory characteristics of students personality correlates with successful adaptation to learning activity at university. The article makes an attempt to interpret the combination of the emotional-regulatory characteristics of students that affect their adaptation.
Одна из актуальных проблем высшей школы связана с адаптацией студентов-первокурсников к обучению в вузе. Адаптация в образовательном учреждении - одна из форм приспособительного поведения студента, которую стоит рассматривать как процесс, состояние, свойство или результат его деятельности. В процессе адаптации происходят кардинальные изменения деятельности индивида, которые сопровождаются трансформацией его предметного социального окружения (встреча студента с новой образовательной средой), а также освоением новых учебных форм, способов и приемов самостоятельной работы, приспособлением к обучению новым видам научной деятельности [Гришанов, Цуркан, 1990].
На успешность адаптации влияет ряд факторов, в частности субъективные характеристики студентов. В данной статье мы рассматриваем эмоционально-регуляторные свойства личности
студентов. С.Л. Рубинштейн писал, что у человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно в деятельности, с ходом и исходом деятельности человек переживает все разновидности и оттенки удовлетворения или неудовлетворения (чувства успеха, удачи, торжества, ликования и неуспеха, неудачи, краха и т.д.) [Рубинштейн, 2000, с. 560]. В то же время и сама деятельность подвергается эмоциональной регуляции. Так Е.П. Ильин, вслед за П. Фрессом, В.К. Вилюнасом, Я. Рейков-ским и другими исследователями, отмечал мотивирующую роль эмоций, тем самым связывая эмоции с потребностями и их удовлетворением в деятельности [Ильин, 2011, с. 6]. Это означает, что если деятельность вызывает негативные эмоции, то человек может пересмотреть свое отношение к деятельности и либо принять решение о смене деятельности, либо приспособиться к деятельности и ситуации [Крайг, 2005].
Возможен и другой вариант, когда для поддержания внутреннего комфорта человек прекращает деятельность и уходит из травмирующей ситуации, регрессируя к детским способам поведения [Аргунова, 2007, с. 16].
Можно полагать, что именно так эмоции обеспечивают саморегуляцию деятельности и поведения. При этом, как отмечает Е.А. Серги-енко, различие эмоциональных ресурсов людей определяет особенности их эмоциональной регуляции деятельности, поскольку люди отличаются различной интенсивностью эмоций, эмоциональной лабильностью, эмоциональной импульсивностью, различной способностью «читать» эмоции других людей и понимать свои настроения [Сергиенко, 2009].
А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум полагают, что особенности протекания эмоций, в частности быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий, связаны с самоконтролем личности. При этом различают внешний контроль и внутренний самоконтроль. При внешнем контроле регулируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций [Реан, Бордовская, Розум, 2002]. Если человек сам рассматривает себя как лицо, ответственное за удовлетворе-
ние собственных потребностей, следовательно, он самостоятельно, без посторонней помощи регулирует активность, выбирая оптимальные для себя способы ее реализации, отказываясь от неоптимальных, неудачных [Абульха-нова, 2014, с. 10].
Как видим, эмоционально-регулятивные процессы являются важными особенностями личности и могут влиять на адаптацию студентов к учебной деятельности в вузе. Для того чтобы прояснить особенности такого влияния, в течение двух лет на базе Красноярского института железнодорожного транспорта проводилось исследование в рамках мониторинга личностного развития студентов 1-х курсов. На основе академической успеваемости студентов и модифицированнаой методики Роджерса - Снегиревой были определены группы низкоадаптированных и высокоадаптированных студентов. Для измерения индивидуально-психологических особенностей личности применялся расширенный вариант опросника Р. Кеттелла [Выбойщик, Шакурова, 2000]. В исследовании участвовало 102 студента (28 низкоадаптированных и 23 высокоадаптированных студента 2013/14 учебного года, 35 низкоадаптированных и 16 высокоадаптированных студентов 2014-2015 учебного года).
Ниже представлены данные сравнительного анализа личностных характеристик низкоада-прированных и высокоадаптированных студентов с помощью опросника Р. Кеттелла за 2013/14 и 2014/15 учебные годы (рис. 1 и 2).
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
Рис. 1. Средние значения показателей по шкалам методики Кеттелла у низкоадаптированых и высокоадаптированных студентов 2013/14 учебного года
Д
Н
и
щ м
Рис. 2. Средние значения показателей по шкалам методики Кеттелла у низкоадаптированых и высокоадаптированных студентов 2014/15 учебного года
При дальнейшем сравнении низкоадаптированных и высокоадаптированных студентов с помощью критерия Манна - Уитни достоверных различий между группами 2013/14 и 2014/15 гг. не выявлено, следовательно, можно рассматривать группы низкоадаптированных студентов 2013/14 учебного года и 2014/15 учебного года как одну выборку низкоадаптированных - всего 63 студента. Группы высокоадаптированных студентов 2013/14 учебного года и 2014/15 учебного года составили еще одну выборку из 39 респондентов.
Поскольку в данной статье эмоции и самоконтроль рассматриваются как целостный
эмоционально-регуляторный механизм, то факторы, фиксирующие, по мнению Р. Кеттелла, эмоциональные свойства: С - эмоциональная устойчивость, F - беспечность, Н - смелость в социальных контактах, I - эмоциональная чувствительность, О - тревожность, Ц4 - напряженность, а также регуляторные свойства личности: G - моральная нормативность, Ц3 - самодисциплина -соответственно объединяются в один комплекс эмоционально-регуляторных личностных черт.
Ниже представлен график сравнения средних значений показателей эмоционально-регуляторных черт личности низкоадаптированных и высокоадаптированных студентов (рис. 3).
Рис. 3. Средние значения показателей по шкалам эмоционально-регулятивных черт личности по методике Кеттелла у низкоадаптированых и высокоадаптированных студентов
2013/14 и 2014/15 учебных годов
На основе анализа профилей личностных ство эмоционально-регуляторных черт лично-характеристик на представленном выше ри- сти высокоадаптированных и низкоадаптиро-сунке визуально можно оценить, что большин- ванных студентов заметно отличаются друг от
друга. Дальнейшее статистическое исследова- стве меры сравнения использовался и-критерий ние включало в себя сравнение выборок. В каче- Манна - Уитни.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели эмоциональных-регулятивных свойств личности низкоадаптированных и высокоадаптированных студентов по методике Кеттелла
Фактор Низкоадаптированные Высокоадаптированные Значение и Уровень значимости, р
Средние значения Средние значения
С 3,683 7,026 374 <0,001
Р 4,6 4,4 1177,5 0,73
Н 2,7 5 501,5 <0,001
I 4,6 4,2 1160,5 0,64
О 2,6 5,9 426 <0,001
Ц4 4,2 7,5 289,5 <0,001
С 3,2 6,5 195 <0,001
Ц3 3,1 5,2 625,5 <0,001
Как видно из табл. 1, при сравнении выборок по методике Кеттелла было определено несколько высоко значимых различий между ними (Р<0,001). Обнаружено, что значения показателей факторов С - эмоциональная устойчивость, Н - социальная активность, О - тревожность, Ц4 - напряженность, G - моральная нормативность, Ц3 - самодисциплина выше у высокоадаптированных студентов.
Более высокие значения у высокоадаптированных студентов по фактору С свидетельствуют о том, что им свойственны большая эмоциональная устойчивость и постоянство интересов. Они более работоспособны, увереннее в себе, лучше осознают требования действительности, настойчивее и упорнее в достижении целей. Одновременно более высокие значения по фактору Н показывают, что они смелее и общительнее - свободнее вступают в контакты с другими людьми.
В то же время более высокие значения по фактору О свидетельствуют, что высокоадаптированным студентам свойственно чаще переживать тревогу, чувство вины, они более чувствительны к реакциям окружающих. Однако нельзя забывать, что данный фактор оценивает скорее настроение и состояние человека, нежели глубинные свойства его личности
[Романов, 1998, с. 73]. Возможно, именно поэтому (в соответствии с достоверно большей величиной значения фактора Ц4) высокоадаптированные респонденты чаще проявляют энергичность, внутреннее напряжение и мотивацию к деятельности. Им в большей степени, чем низкоадаптированным студентам, характерны дисциплинированность, обязательность, ответственное отношение к делу, добросовестность, стремление к соблюдению моральных норм и правил поведения в обществе (фактор G). При этом у них более выражен самоконтроль поведения (фактор Ц3).
Можно утверждать, что выявленные особенности эмоционально-регулятивных свойств личности высокоадаптированных студентов являются важным фактором их успешной адаптации к вузу. В то же время обнаруженные достоверные различия между отдельными показателями личностных свойств не дают полной картины эмоционально-регулятивных особенностей студентов обеих выборок. Для более полной интерпретации полученных результатов мы использовали не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетания [Капустина, 2007], образующие симптомокомплек-сы эмоциональных-регуляторных личностных свойств (табл. 2).
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
о я
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
и
1 к
а
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
Д
н и
щ м
Таблица 2
Интерпретация сочетаний исследуемых факторов методики Кеттелла для показателей эмоционально-регулятивных черт личности низкоадаптированных и высокоадаптированых студентов (в стенах)
Эмоционально-регулятивные свойства низкоадаптированных студентов Эмоционально-регулятивные свойства высокоадаптированных студентов
Сочетание факторов С и I характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям
Низкие значения фактора С (1-3 стена) и фактора I (1-3 стена) означают, что низкоадаптивные студенты эмоционально переменчивы, неустойчивы в интересах и склонностях, стремятся уклониться от ответственности, не доводят дело до конца. При этом эмоциональная чувствительность подавляется у них склонностью рационализировать эмоции, стремлением к практичности. Поэтому на собственные чувства они ориентируется довольно редко Средние значения фактора С (4-7 стенов) и низкие значения фактора I (1-3 стена) показывают, что респонденты этой группы отличаются достаточной эмоциональной устойчивостью и постоянством интересов, реалистичным восприятием окружающей обстановки, происходящих событий. В большинстве случаев они способны справиться с трудностями, склонны рационализировать собственные эмоциональные переживания, хотя при неожиданном появлении дополнительных трудностей у них возникает кратковременное чувство тревоги
Сочетание факторов H и F отражает склонность к рискованному поведению
Низкие значения фактора Н (1-3 стена) и средние значения фактора F (4-7 стенов) свидетельствует о том, что их уверенность в себе слабо выражена, однако, когда им кажется, что успех реально достижим, они могут рисковать Средние значения фактора Н (4-7 стенов) и низкие значения фактора F (1-3 стена) отражают стремление высокоадаптированных студентов находить позитивное в жизни. При этом они предпочитают знакомые ситуации, когда можно использовать проверенные опытом стратегии поведения. Поэтому ситуации, связанные с риском, избегаются
Сочетание факторов O и 04 характеризует разные проявления тревожности как личностного свойства
Низкие значения фактора О (1-3 стена) и фактора 04 (1-4 стена), характерные для низкоадаптированных студентов, свидетельствуют о довольно беспечном восприятии окружающей реальности. Редко тревожатся о будущем и прошлых поступках. У них отсутствуют сильные побуждения и желания, они довольны жизнью, существующим положением дел и не стремятся к достижениям и переменам. В конфликтных ситуациях склонны преимущественно обвинять других Средние значения факторов О (4-7 стенов) и 04 (4-7 стенов) показывают, что высокоадаптивные студенты испытывает тревогу в непривычных ситуациях. Когда обстановка знакома и предсказуема, ощущение тревоги у них ослабевает или не возникает вообще. Они пытаются объективно воспринимать происходящее и окружающих людей. В конфликтных ситуациях склонны обвинять не только других, но и себя
Сочетание регуляторных свойств 03 и G характеризует соотношение самодисциплины и моральной нормативности
Низкие значения факторов 03 (1-3 стена) и G (1-3 стена) свидетельствуют о том, что низкоадаптированные студенты отступают от желаемой цели, как только появляются внутренние или внешние препятствия. Не умеют планировать и рационально распределять свое время. Их поведение регулируется преимущественно сиюминутными желаниями и потребностями. К моральным нормам они относятся достаточно свободно Средние значения факторов 03 (4-7 стенов) и G (4-7 стенов) говорят о способности высокоадаптированных студентов быть организованными и настойчивыми в ситуациях, в которых они адаптировались. Избирательно относятся к общегрупповым нормам и требованиям. Совестливость, ответственность в лично значимых ситуациях могут сочетаться у них с формальным выполнением обязанностей тогда, когда ситуация не затрагивает личных интересов
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что на успешную адаптацию в вузе влияют эмоционально-регуляторные свойства личности, что позволяет в дальнейшем
[
акцентировать внимание на развитии этих личностных характеристик студентов для того, чтобы снизить риск их попадания в группу низкоадаптированных.
]
Библиографический список
1. Абульханова К.А. К проблемам экологии личности и возможности психологической поддержки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 С. 6-23.
2. Аргунова Н.В. Личностные качества как детерминанты мотивации учебной деятельности // Вестник СаГА Сер.: Психология. 2007. № 2. С. 21-28.
3. Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла: учеб. пособие. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2000. 54 с.
4. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психологические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990. С. 29-41.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 782 с.
6. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. СПб.: Речь, 2007. 104 с.
7. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005 940 с.
8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
9. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. М.: Юристъ, 1998. 488 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
11. Сергиенко Е.А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.04.2017).
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W
s
ь
U
<с п
W
с
S
д
н
U
W М