Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИМИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИМИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова О.Ю., Маркина А.Ю.

В статье рассмотрены психологические отклонения в здоровье студентов в процессе получения ими образования в высшем учебном заведении. Выявлены основные факторы образовательного процесса, влияющие на здоровье студентов, что позволит проводить первичную и вторичную профилактику отклонений в эмоциональной и психологической сферах студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL AND PSYCHOLOGICAL DEVIATIONS IN THE HEALTH OF STUDENTS AT THE STAGE OF THEIR EDUCATION

The article deals with psychological abnormalities in the health of students in the process of receiving their education in a higher educational institution. The main factors of the educational process affecting students ' health, which will allow primary and secondary prevention of deviations in the emotional and psychological dimensions of students.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИМИ ОБРАЗОВАНИЯ»

616.89-02+159.98:378.143

Герасимова О. Ю., кандидат биологических наук

доцент кафедры психологии Южно-Уральский государственный медицинский университет

Россия, г. Челябинск Маркина А.Ю., кандидат медицинских наук доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Южно-Уральский государственный медицинский университет

Россия, г. Челябинск

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ

В ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИМИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрены психологические отклонения в здоровье студентов в процессе получения ими образования в высшем учебном заведении. Выявлены основные факторы образовательного процесса, влияющие на здоровье студентов, что позволит проводить первичную и вторичную профилактику отклонений в эмоциональной и психологической сферах студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенты, образовательный процесс, психологические отклонения, психоэмоциональная дезадаптация.

Gerasimova O. Y., candidate of biological Sciences associate Professor of psychology South Ural state medical University Russia, Chelyabinsk Markina A. Yu., candidate of medical Sciences associate Professor of the Department of public health and health

South Ural state medical University Russia, Chelyabinsk EMOTIONAL AND PSYCHOLOGICAL DEVIATIONS IN THE HEALTH OF STUDENTS AT THE STAGE OF THEIR EDUCATION

Abstract: the article deals with psychological abnormalities in the health of students in the process of receiving their education in a higher educational institution. The main factors of the educational process affecting students ' health, which will allow primary and secondary prevention of deviations in the emotional and psychological dimensions of students.

Key words: students, educational process, psychological abnormalities, psycho-emotional maladjustment.

Актуальность

Как известно, обучающиеся в вузах практически постоянно испытывают психоэмоциональные перегрузки, связанные в первую очередь с факторами обучения.

Восприятие и переработка огромного количества информации в условиях дефицита времени, нарастающей интенсификации труда студентов,

внедрение новых технических средств в учебный процесс, частое возникновение состояния нервно-психического напряжения, выполнение значительной части работы в вечернее и ночное время - все это требует от студентов высших учебных заведений высокой степени физического, умственного и психоэмоционального напряжения [4].

Вместе с тем существующая система профессионального обучения не учитывает индивидуальные возможности организма, поэтому адаптация к новому периоду жизни проходит у студентов тяжело, как правило, за счет использования старых, не всегда эффективных в новых условиях механизмов адаптации, и как следствие, идет формирование психосоматических заболеваний. Процесс адаптации к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы, предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей [2]. Исследования свидетельствуют, что в течение последнего десятилетия уровень социального и психического благополучия у молодых людей снижается. Увеличилась распространенность психических, невротических и стрессовых расстройств, алкоголизма и наркомании [1, 3].

Материалы и методы

Исследование проводилось на выборочной совокупности студентов трех государственных ведущих вузов г. Челябинска. По специально разработанной анкете был проведен опрос 1330 студентов.

Результаты исследований

Проведенное исследование свидетельствует о психологическом неблагополучии в студенческой среде.

Наши исследования свидетельствуют о высоком уровне тревожности среди студентов. Чувство тревоги испытывает значительная часть студентов (61,2%). Большую роль в этом играет психологическая неуверенность в том, что они будут востребованы как специалисты по окончании вуза. На это указали 38,5% опрошенных. Вероятно, с этим связан и тот факт, что значительная часть студентов испытывает тревогу за свое будущее (37,3%), а каждый пятый ответил, что не уверен в своем материальном и социальном благополучии.

Данное обстоятельство снижает мотивацию к совершенствованию профессиональной подготовки, уменьшает престиж профессии и изменяет шкалу жизненных ценностей. Следует отметить высокий уровень распространенности чувства вины не свойственного нормальному психоэмоциональному состоянию молодого человека. В данном случае его можно расценить как навязчивый эмоциональный фон, приводящий к личностному конфликту и невротизации личности.

Обращает на себя внимание выраженное у многих студентов чувство одиночества, обычно не свойственное молодому возрасту. Среди опрошенных студентов 71,5% отметили у себя чувство одиночества, а каждый восьмой студент испытывает данное чувство достаточно часто.

Вместе с тем, как известно, чувство одиночества является фактором, снижающим сопротивляемость организма к стрессовым ситуациям, которые сопряжены у учащейся молодежи с материальными трудностями, совмещением учебы с работой, отрывом от родителей, сдачей экзаменов и зачетов и т.п. Совмещают учебу с работой 44,1% опрошенных, дефицит сна испытывают 48,6%, практически не отдыхают 50,5%.

По нашим данным, 48,3 % респондентов отметили у себя наличие стрессов и нервных перегрузок, которые еще более возрастают в период экзаменационной сессии.

Для значительной части студентов характерны с одной стороны, легкая смена своих прежних решений и установок на новые (35,7%), с другой -излишняя фиксация внимания на собственных проблемах (43,5). По мнению 74,1 % студентов, для них характерны длительные колебания и сомнения при принятии какого-либо решения, и поэтому правильные решения принимаются слишком поздно. Вместе с тем, после принятого решения более половины опрошенных остаются не уверенными в своих действиях и поступках, считая, что поступили неправильно.

Около половины опрошенных студентов отмечают трудности в сосредоточении внимания; указывают на признаки утомляемости при общении с другими; на ощущение чувства неудовлетворенности учебой, личной жизнью. По нашим данным, каждый второй студент заканчивает учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления.

Среди жалоб, предъявляемых студентами, на первом месте жалобы, вызванные эмоциональным перенапряжением.

Чувство одиночества, неуверенность в завтрашнем дне, стрессы и нервные перегрузки способствуют развитию хронической патологии, снижению работоспособности, трудностям усвоения учебного материала и наоборот - легкости поддаться соблазну снятия стресса с помощью курения, алкоголя или наркотика. Именно так и поступают студенты: 45,5% из них для снятия стресса выкуривают сигарету, каждый пятый выпивает некоторое количество алкоголя, 9,5% - принимают легкое психотропное средство, остальные стараются снять стресс посредством отдыха.

К пятому курсу количество студентов, часто употребляющих спиртные напитки, увеличилось в 2 раза по сравнению с первым курсом, а количество студентов, злоупотребляющих спиртными напитками, - в 3,5 раза (р<0,05). Более 20,0% из опрошенных студентов отметили, что знают, где можно достать наркотическое средство и смогут, при необходимости, это сделать. На этот вопрос в основном ответили те, кто не удовлетворен учебой (26,8), имеет низкий уровень жизни (36,0), хронически болеющие (24,8), не имеющие семьи (15,9) (на 100 ответивших каждой подгруппы).

То есть - это тот контингент молодых людей, который испытывает трудности при адаптации к современным условиям, и формой их адаптации

может быть негативная форма, которая является разновидностью социальной дезадаптации.

Проблемы в своей жизни встречают все люди без исключения, но разрешима проблема или нет - это во многом зависит от состояния психики человека, его окружения, условий жизни. Более половины опрошенных молодых людей уже встречались с проблемами, кажущимися им неразрешимыми. Определенную тревогу вызывают 17,3% тех, кому неразрешимые проблемы, как им кажется, сопутствуют постоянно.

Таким образом, исследование психологической характеристики студентов показало наличие психоэмоциональной дезадаптации, повышенный уровень тревожности, невротизации, неустойчивой психики и неуверенности в себе более чем у половины респондентов. Все это обусловливает значительную потребность в активной первичной и вторичной профилактике психических и социоадаптивных отклонений и нарушений в молодежной среде.

Роль психолога в этой работе чрезвычайно велика, психологическое тестирование помогает установить особенности характера учащейся молодежи, наследственной и семейной отягощенности. Это в свою очередь, будет способствовать раннему выявлению лиц с психологическими проблемами и позволит проводить первичную и вторичную профилактику более целенаправленно и дифференцированно, а адаптированная психическая деятельность позволит наиболее оптимально противостоять неблагноприятным факторам образовательной среды.

Охрана психического здоровья населения вообще и студенческой молодежи в частности должна быть включена в систему приоритетов социальной политики государства. Это позволит повысить уровень не только психического и духовного здоровья нации, но будет способствовать более высокому качественному уровню будущих поколений.

Использованные источники:

1.Семченко Л. Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным ее самооценки /Л.Н. Семченко, С. А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. - Саратов: СГМУ, 2007.

2.Семченко Л. Н. Влияние адаптационного потенциала на здоровье студенческой молодежи / Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истори медицины. - 2008. - № 3. - С. 12-14.

3.Семченко Л.Н., Тарасова И.С., Герасимова О. Ю. Особенности психологической характеристики современной студенческой молодежи // Вестн. ЧОКБ. - 2011. - Вып. 15, № 4. - С. 31-32.

4.Семченко Л.Н. Особенности образа жизни и факторы риска для здоровья студенческой молодежи /Л. Н. Семченко, О. Ю. Герасимова, С. А. Батрымбетова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций №8 часть IV. М., - 2015. - С. 54-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.