Научная статья на тему 'Особенности образа жизни и факторы риска для здоровья студенческой молодежи'

Особенности образа жизни и факторы риска для здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / LIFESTYLE / STUDENTS / HEALTH / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семченко Л.Н., Герасимова О.Ю., Батрымбетова С.А.

Статья посвящена анализу образа жизни, социально-гигиенической характеристики и социальной адаптации студенческой молодежи. Выявлены и ранжированы факторы риска по степени управляемости и влияния на здоровье студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности образа жизни и факторы риска для здоровья студенческой молодежи»

Семченко Л. Н.

Доцент, к.м.н., кафедра общественного здоровья и здравоохранения, Южно-Уральский государственный медицинский университет

Герасимова О. Ю.

Доцент, к. биол. н., кафедра психологии Южно-Уральский государственный медицинский университет Батрымбетова С. А.

Гл. специалист по организации мед. помощи студентам вузов Департамента здравоохранения Актюбинском области, г. Актобе

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена анализу образа жизни, социально-гигиенической

характеристики и социальной адаптации студенческой молодежи. Выявлены и ранжированы факторы риска по степени управляемости и влияния на здоровье студентов.

Ключевые слова: образ жизни, студенты, здоровье, факторы риска.

Keywords: lifestyle, students, health, risk factors.

Исследования, проведенные в последние годы [1,4,5] свидетельствуют о высоких показателях и темпах прироста заболеваемости, негативных тенденциях в образе жизни, распространении вредных привычек и недостаточном уровне гигиенического воспитания студенческой молодежи. Многообразие факторов, формирующих здоровье студентов,

преимущественно социальная их обусловленность, реформирование систем здравоохранения и образования определяют необходимость комплексного подхода к сохранению здоровья студенческой молодежи, к коррекции и устранению основных факторов риска [2,3,6].

Исследование проведено среди студентов ведущих вузов г. Челябинска и г. Актобе.

По специально разработанной анкете проведен опрос студентов. В опросе приняли участие 42,0% юношей и 58,0% девушек. Для 85,2% студентов основным источником существования являются средства родителей. Совмещают учебу с работой 44,1% опрошенных. Свой уровень

1

жизни как высокий (5 баллов) оценили 15,3% студентов, низкий (1-2) балла -11,8%, большинство (63,2%) студентов оценили свой уровень жизни как средний (3-4 балла). Субъективные оценки практически совпадают с объективными данными. Имеют подушевой доход ниже прожиточного минимума 14,5% опрошенных, на уровне прожиточного минимума обеспеченность у 70,0%, остальные 15,5% студентов имеют подушевой доход выше прожиточного минимума. Недостаток средств на полноценное питание отметили 37,0% студентов. Низкая двигательная активность у 78,3% опрошенных. Дефицит сна испытывают 48,6%, практически не отдыхают 50,5 %. Курят 55,5 на 100 опрошенных. Более 70,0% опрошенных студентов употребляют спиртные напитки. К пятому курсу количество студентов, часто употребляющих спиртные напитки, увеличилось в 2 раза по сравнению с первым курсом, а количество студентов, злоупотребляющих спиртными напитками, - в 3,5 раза (р <0,05). Своевременно обращаются за медицинской помощью только 28,3% студентов; всегда выполняют рекомендации врача 44,6% опрошенных. Значительная часть (61,2%) студентов во время обучения испытывает определенный психологический дискомфорт и чувство тревоги. Более половины находятся в тревоге за свое будущее; 62,2% не уверены, что найдут работу по специальности и с достойной заработной платой. У 71,5% опрошенных студентов выражено чувство одиночества. Среди жалоб на здоровье, предъявляемых студентами, на первом месте жалобы, вызванные эмоциональным перенапряжением.

Студенты, получающие образование на платной основе, в большей степени удовлетворены учебой в своем вузе. Вероятно, эти студенты имели возможность получать образование в соответствие со своим желанием, в отличие от студентов, обучающихся на бюджетной основе. Уровень жизни также влияет на удовлетворенность учебой. Среди студентов с высоким уровнем жизни в 2 раза больше тех, кто «вполне удовлетворен» обучением в своем вузе (Q=0,645; р<0,05).

2

Вместе с тем, ценность образования от курса к курсу падает, а значимость такой ценности как «материальное благополучие» увеличивается (Q=0,728). Среди высоко обеспеченных студентов чаще отмечаются такие ценности как «свой бизнес» (20,3%), «развлечения» (18,9%), «большие деньги» (17,8%) и «престижное положение» (15,2%) (Q=0,826; р<0,05). Происходящие изменения в жизни общества и государства студенты оценивают через свой уровень жизни и собственное здоровье: чем выше уровень жизни и лучше здоровье, тем более позитивно оцениваются основные стороны жизни и наоборот. По уровню адаптации к изменяющимся социальным условиям и новому образу студенческой жизни выявлено три группы студентов: в основном адаптированные - 28,1%;

среднеадаптированные - 52,2% и низкоадаптированные (или

дезадаптированные) - 19,7%. Именно эта группа требует наиболее пристального внимания государства и общества.

По субъективной оценке собственного здоровья, здоровыми и практически здоровыми себя считают 77,4% опрошенных студентов; остальные отметили, что имеют хронические заболевания. Субъективная оценка студентами своего здоровья расходится с данными, полученными объективным методом. По объективным данным количество студентов, отнесенных к группе здоровых и практически здоровых, несколько меньше и составляет 61,6%, а количество студентов, имеющих хронические заболевания, больше - 37,5%. То есть студенты оценивают свое состояние здоровья более оптимистично, чем это есть на самом деле, что сказывается на их медицинской активности.

Выявлена сильная прямая корреляционная связь состояния здоровья с условиями проживания (г = 0,88±0,2), связь средней силы между

совмещением учебы с работой и наличием хронических заболеваний (г = 0,41±0,21). Корреляционный анализ показал наличие сильной обратной связи между достаточностью средств на питание и наличием хронических

3

заболеваний (г = - 0,78±0,2), сильной прямой связи между здоровьем и медицинской активностью (г = 0,68±0,22); связи средней силы (г=0,48±0,2) между наличием хронической патологии и распространением злоупотребления спиртными напитками; хроническими заболеваниями и курением (г = 0,51±0,2).

Нами проведен анализ эффекта влияния различных факторов риска на состояние здоровья. Наиболее значимым комплексным показателем, влияющим на здоровье студенческой молодежи, является уровень жизни: чем выше оценка студентами своего уровня жизни, тем лучше они оценивают свое здоровье (р<0,05; г = 0,89±0,2).

Факторы, которыми можно управлять на индивидуальном или социальном уровнях, оказывают наибольшее влияние на здоровье студентов.

К ним относятся дефицит сна, наличие стрессовых ситуаций на уровне семьи, вредные привычки, постоянное переутомление, медицинская и двигательная активность, наличие детей. Все управляемые факторы имеют достаточно высокий эффект влияния на состояние здоровья (в частности на возникновение хронической патологии) и, естественно, в разработке и проведении профилактических мероприятий основное внимание должно уделяться именно управляемым факторам. Воздействие только на индивидуально управляемые факторы дает эффект снижения хронической заболеваемости от 0,84 до 0,42 случаев хронической патологии. Удовлетворительное по качеству и достаточное по количеству питание снижает среднюю хроническую заболеваемость на 1,2 случая, отсутствие необходимости совмещать учебу с работой - на 0,9 случая, снижение стрессовых ситуаций - на 0,73 случая, полноценный сон - на 0,41 случай.

Ранжирование социально-гигиенических факторов и характеристик образа жизни по степени управляемости дает возможность определить приоритетность и оптимальные пути устранения их негативного влияния на здоровье студенческой молодежи.

4

Список литературы

1. Абзалова Р.А. Оценка знаний и навыков безопасного поведения среди молодежи (ИППП, репродуктивное поведение, проблемы взросления) // Педагогика. - 2005. - № 3 (2) . - С. 15-21.

2. Батрымбетова С.А., Семченко Л.Н. Психосоциологические аспекты здоровья студенческой молодежи // Проблемы здоровьесбережения школьников и студентов. Новые научные тенденции в медицине и фармации: мат. межрегион. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2008. -С. 49-51.

3. Герасимова О.Ю. Здоровье и семейные факторы риска // I-я итоговая научно-практическая конференция молодых ученых.- Челябинск, 2003.-С.27-28.

4. Круглякова И.П., Ваганова Л.И. Формирование здорового образа жизни у студентов ВУЗов // Современные подходы к первичной профилактике наркотизации в студенческой среде: сб. науч.- практ. работ. -Челябинск, 2003. - Вып. 4. - С. 48-51.

5. Кудайбергенова А., Куттумуратова С. Психология. Проблемы здорового образа жизни среди молодежи // Педагогика. - 2005. - № 11-12 (9). - С. 6-9.

6. Семченко Л.Н., Тарасова И.С., Герасимова О. Ю. Особенности психологической характеристики современной студенческой молодежи// Вестн. ЧОКБ. - 2011. - Вып.15, № 4. - С. 31-32.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.