Сибирский психологический журнал.
2024. № 93. С. 37-60. Б01: 10.17223/17267080/93/3
УДК 159.923.2
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
И.В. Белашева1, П.Н. Ермаков2
1 Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, 355017, Ставропольский край, Ставрополь, ул. Пушкина, 1
2Южный федеральный университет, Россия, 344006, Ростовская область, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
Резюме
Изучение динамики субъективного благополучия в экстремальных условиях, связанных с ведением боевых действий, и роли внутриличностных факторов в его достижении является актуальной задачей современной психологии. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого - изучить особенности взаимосвязи эмоционально-личностных образований с субъективным благополучием военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. В исследовании приняли участие 477 респондентов мужского пола в возрасте от 20 до 53 лет: военнослужащие, имеющие боевой опыт, и лица, не принимавшие участия в военных операциях. Использовались опросниковые методики диагностики личностных свойств, субъективного благополучия, трудностей личностной рефлексии эмоций, выявления и оценки невротических состояний, эмоционального интеллекта, осознанной саморегуляции. Дизайн эмпирического исследования включал оценку различий в изучаемых показателях у принимавших и не принимавших участие в боевых действиях, а также анализ взаимосвязи этих показателей с помощью структурного моделирования. Подтверждено влияние пребывания в зоне ведения боевых действий на уровень субъективного благополучия и изучаемые эмоционально-личностные характеристики. Военнослужащие считают себя менее благополучными, у них более выражены трудности личностной рефлексии эмоций, связанные с переносимостью и выражением эмоций, склонностью использовать физиологически ориентированные защиты, а также невротическая депрессия и обсессивно-фобические расстройства. У них установлены более низкие значения показателей экстраверсии, эмоциональной стабильности, добросовестности и таких регуляторных процессов и свойств, как моделирование и гибкость. Раскрыта структура взаимосвязей между эмоционально-личностными предикторами субъективного благополучия участников боевых действий, представленная в виде модели. Центральное место в модели принадлежит процессам и свойствам осознанной саморегуляции, непосредственно и опосредованно оказывающим влияние на субъективное благополучие за счет медиаторной роли показателей эмоционального интеллекта и осознанного подавления эмоций. Базовые личностные свойства оказывают только опосредованное влияние на субъективное благополучие через способности к управлению своими и чужими эмоциями и пониманию своих эмоций, невротизацию и сознательное подавление эмоций. Ведущая роль здесь принадлежит эмоциональной стабильности.
Ключевые слова: субъективное благополучие; эмоциональный интеллект; рефлексия эмоций; личностные свойства; невротические состояния; осознанная саморегуляция; военнослужащие
Введение
Текущий период жизнеосуществления человека и общества можно определить как период высокой социальной напряженности, причинами которой выступают социально-политические и социокультурные изменения, затрагивающие основы общественного договора, действующие военные конфликты, значительные риски террористической угрозы. Это повышает требования к военнослужащим, состоянию их физического и психологического здоровья, определяющему способность принимать взвешенные, обоснованные и эффективные решения в условиях боевой обстановки, а также адаптироваться к последующей мирной жизни. Поэтому в настоящее время одной из первостепенных задач по обеспечению боеспособности воинских подразделений является сохранение и поддержание психологического здоровья военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях (Караяни, 2023).
Достоверными предикторами психологического здоровья являются субъективные, внутриличностные факторы, такие как способность к позитивному мышлению, владение широким репертуаром способов совладания со стрессом и обеспечения собственного функционирования в оптимальном формате. Особое место в числе субъективных факторов психологического здоровья человека занимает переживание состояния благополучия / неблагополучия (Карапетян, Глотова, 2020). Проблема благополучия военнослужащих активно изучается в военной психологии, что подтверждается количеством соответствующих научных публикаций в профильных журналах («Российский военно-психологический журнал», Military Psychology и др.). В исследованиях затрагиваются вопросы благополучия в армии и его социально-психологических предикторов у военнослужащих (Bowles et al., 2017), влияния личностных особенностей (Златина, 2020), социальной поддержки (Горбачев, 2020; Skomorovsky, 2019), психологического капитала, удовлетворенности деятельностью и самовосприятия здоровья (Hernandez-Varas, Encinac, Suarez, 2019), факторов неразвертывания (неразмещения, non-deployment factors) (Brooks, Greenberg, 2018) на психологическое благополучие военнослужащих. В предметном поле психологии также рассматривается целый ряд актуальных проблем, близких или пересекающихся с феноменом субъективного благополучия военнослужащих: адаптация военнослужащих и ее детерминанты (Евенко, 2022; Любущенко, 2023); саморегуляция функциональных состояний в боевой обстановке (Караяни, 2023; Караяни 2024); профилактика и коррекция психоэмоциональной напряженности военнослужащих (Юнацкевич, 2018); взаимосвязь смысла жизни и долга военнослужащего (Данильченко, Кадыров, Кулешов, 2007); проблема моральной травмы военнослужащих (Гулль, Цветкова, 2023), феноменология переживания боевых действий (Мильчарек, Мильчарек, Пауксон, Макарчук, 2024). Результаты приведенных концептуальных разработок и эмпирических исследований составляют методологическую базу изучения эмоционально-личностных детерминант субъективного благополучия военнослужащих, участвовавших в боевых действиях.
Теоретический анализ понятия «субъективное благополучие» и его исследований у военнослужащих
Понятие благополучия (well-being), несмотря на активное использование его в исследованиях, не является консенсусным. Со времен A.S. Waterman (1993) выделяют два общих подхода в понимании благополучия человека -гедонистический (счастье и удовлетворенность жизнью) и эвдемонистический (обретение смысла жизни и достижение целей). В связи с этим в западной психологии дифференцируют два теоретических конструкта: «субъективное благополучие» (тяготеет к гедонистическому подходу) и «психологическое благополучие» (тяготеет к эвдемонистическому подходу). Зарубежные исследования субъективного благополучия (СБ) человека (Diener, 1984; Headey, Kelly, Wearing, 1993) подразумевают его зависимость от эмоционального состояния и удовлетворенности жизнью. В отечественной психологии имеет место разная интерпретация терминов, а понятия субъективного и психологического благополучия часто рассматриваются безотносительно к гедонистическому или эвдемонистическому подходам.
СБ является одновременно и системной характеристикой, и состоянием, переживанием личности. СБ выполняет различные функции: адаптации к условиям среды, управления когнитивными процессами, развития (в смысле саморазвития и изменения внешней среды), выбора стратегий поведения (Шамионов, 2008). СБ прежде всего зависит от результатов социализации, от ценностных ориентаций и мотивационной структуры личности. Важной является зависимость СБ от актуальной жизненной ситуации, при этом «невозможность усиления индекса благополучия в одной сфере часто замещается активностью и достижениями в другой» (Шамионов, 2008, с. 105). По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1980), в понятии СБ личности имеет место своего рода «соотношение личности с жизнью», поэтому для определения содержания комплекса предикторов СБ необходимо обращение к внутриличностному анализу, позволяющему выяснить его генезис и соответствующий характер переживания благополучия. Л.В. Куликов, определяя СБ через «слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия» (Куликов, 2000, с. 478-479), отмечает, что «все внешние факторы благополучия при любых объективных характеристиках по самой природе психики не могут действовать на переживание благополучия непосредственно, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку, которые обусловлены особенностями всех сфер личности» (Куликов, 2000, с. 478-479). Р.М. Шамионов рассматривает субъективное благополучие (СБ) через «отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о "благополучной" внешней и внутренней среде, и характеризующееся переживанием удовлетворенности» (Шамионов, 2010, с. 238-239). По мнению автора, поскольку личное СБ определяется соответствием внутренней среды человека внешним условиям его жизнеосуществления, то изучение детерминант СБ предпола-
гает выявление этих внешних - социальных, культурно-исторических, и внутренних - социально-психологических, собственно личностных и индивидных образований и их констелляций (Шамионов, 2008; Шамионов, 2010). Л.В. Карапетян и Г.А. Глотовой (2020) на основе интеграции представлений и эмпирических данных, полученных другими исследователями относительно СБ, было предложено понятие эмоционально-личностного благополучия. Они отмечают гетерархичность его структуры, когда разные уровни влияют друг на друга и в зависимости от наличной ситуации могут последовательно или одновременно воздействовать на переживание человеком своего благополучия / неблагополучия. В разработанной авторами модели детерминанты благополучия (внутриличностные, устойчивые, действующие перманентно и социальные, действующие ситуативно, с разной степенью интенсивности) обусловливают разные варианты его формирования и проявления (Карапетян, Глотова, 2020).
Учитывая, что СБ есть комплексное переживание личности, логично предположить его динамику у военнослужащих, сопоставимую с этапами их включения в выполнение боевых задач в условиях реальной военной операции. В исследованиях Т.П. Мильчарек и соавт. (2024) было показано, что в целом переживания военнослужащих как особая деятельность (работа) по перестройке внутреннего мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием с целью повышения осмысленности жизни, отличаются специфической феноменологией на разных этапах несения службы в условиях действующей военной операции. Авторы выделили четыре таких этапа: адаптационный, когда военнослужащий попадает в зону боевых действий; кризисный, когда наступает переломное событие (кризис), кардинально меняющее переживания военнослужащего, приводя его в состояние нервно-психической мобилизованности; протагонистический, наступающий после преодоления кризиса, когда военнослужащий овладевает собой, становится субъектом собственной деятельности, берет ситуацию под контроль, привыкает к происходящему, знает, как поступать в тех или иных условиях; рефлексивный, связанный с анализом, оценкой и переосмыслением событий, может происходить и в процессе жизнедеятельности в условиях военной операции, и после возвращения с территории ведения боевых действий (Т.П. Мильчарек и др., 2024). Обращение к эмоционально-личностным факторам субъективного благополучия в экстремальных по определению условиях проведения военных операций согласуется с результатами исследований О.С. Ширяевой (2005), установившей, что при различном уровне воздействия на личность объективных факторов экстремальной среды актуализируются разные модели психологического благополучия как составной части СБ: в экстремальных условиях - асимметричная модель, характеризующаяся преимущественным обращением к внутренним ресурсам личности; в условиях менее интенсивного экстремального воздействия - симметричная модель, предполагающая обращение личности и к внутренним, и к внешним ресурсам развития.
Эмоционально-личностные детерминанты субъективного благополучия
С учетом проведенного анализа среди внутриличностных детерминант СБ в контексте нашего исследования мы выделяем эмоционально-личностные: личностные свойства, эмоциональный интеллект, осознанную саморегуляцию, особенности личностной рефлексии эмоций. Это неисчерпывающий перечень эмоционально-личностных детерминант СБ, он в большей степени характеризует операционально-действенные аспекты его достижения и поддержания.
Личностные свойства как детерминанты благополучия и его составляющих рассматриваются в ряде отечественных и зарубежных исследований. H.S. Friedman, M.L. Kern и Ch.A. Reynolds (2010) обнаружили, что нейро-тизм в юношеском возрасте является надежным предиктором невысокого уровня СБ в пожилом возрасте. G.J. Soto (2015) в результате лонгитюдного исследования (Австралия) выяснил, что у эмоционально стабильных экстравертов с выраженными показателями доброжелательности и добросовестности со временем увеличивается уровень СБ. Кроме того, те испытуемые, у которых изначально обнаруживался высокий уровень СБ, со временем становились более ориентированными на свой внутренний мир, доброжелательными и уравновешенными. Взаимосвязи между чертами личности, выделенными в рамках факторной модели личности («Большая пятерка»), и СБ (удовлетворенность жизнью, счастье и взаимозависимое счастье) определены в работе японских ученых: во все аспекты СБ нейро-тизм вносит отрицательный вклад, экстраверсия - положительный; доброжелательность оказывает положительное влияние на личное благополучие и благополучие в отношениях (Hatano et al., 2023). В исследовании на турецких студентах были получены аналогичные результаты: нейротизм и экстраверсия влияют на субъективное благополучие личности, равно как и добросовестность (Shabani, Ersever, Darabi, 2023). В работе Е.Н. Пенкиной (2023) выявлена достаточная предсказательная способность индивидуальных личностных свойств в отношении гедонистического аспекта СБ: нейротизм оказывает отрицательное влияние на удовлетворенность жизнью, а доброжелательность - положительное. В исследованиях Я.И. Пав-лоцкой (2016) обнаружено негативное влияние невротических черт на психологическое благополучие личности. И.Б. Ласко рассматривает уровень невротизации в контексте личностных свойств, поскольку он отражает не только динамическое состояние личности, но ее статические свойства: при воздействии различных факторов типичный для конкретной личности уровень невротизации и диапазон его изменений обусловлены личностными особенностями (Ласко, 1978).
Полученные данные свидетельствуют, что личностные свойства оказывают неоднозначное влияние на СБ: одни являются его устойчивыми позитивными предикторами (ресурсами); другие - негативными предикторами (деструкторами).
Подтверждены взаимосвязи эмоционального интеллекта (ЭИ) с СБ и удовлетворенностью жизнью (Пенкина, 2023; Sanchez-Alvarez, Extremera. Fernandez-Berrocal, 2015 и др.), субъективным ощущением счастья, в основе которого лежат благополучие, самоэффективность и саморегуляция (Ы. Fakhri, Hassanzadeh, 2019). В исследовании на иранских студентах-медиках обнаружено, что ЭИ является ключевым элементом в эмоциональном измерении счастья (Ghahramani, Jahromi, Khoshsoroor, Seifooripour, Sepehrpoor.
2019). В нашем исследовании, опираясь на концепцию Д.В. Люсина (2006), мы рассматриваем ЭИ как эмоционально-личностный конструкт, связанный с когнитивными способностями понимания и управления эмоциями и личностными характеристиками: интересом к внутреннему миру человека, склонностью к психологическому анализу поведения, ценностью эмоциональных переживаний. Исходя из разной направленности интеллектуальных действий, Д.В. Люсин (2006) дифференцирует ЭИ на внутриличност-ный и межличностный как ориентированный на себя и на другого человека соответственно.
Значительную роль в поддержании оптимального уровня СБ играет осознанная саморегуляция (Фомина, Ефтимова, Моросанова, 2018; Ericson et а1., 2023) как системно-организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей. В.И. Моросанова говорит о стиле саморегуляции, проявляющемся в образе планирования и программирования человеком жизненных целей, с учетом значимых внешних и внутренних условий, оценивания субъективно приемлемых результатов и коррекции собственной активности для их достижения и в степени развития и осознанности процессов самоорганизации (Моросанова, 2004).
С конструктами осознанной саморегуляции и ЭИ связана личностная рефлексия эмоций (Башанаева, Шумилкина, 2016), процессуально проявляющаяся в осознании текущих эмоций, размышлении об их причинах и направленности, регуляции эмоциональных состояний с опорой на ценностно-смысловую сферу, формировании стратегий их трансформации в случае необходимости (Белашева, Ермаков, 2023). Она обеспечивает осознанность собственной жизни, саморазвитие личности, ее интеграцию в общество и в конечном счете сохранение психического и психологического здоровья (Белашева, Ермаков, 2023). «Дефицитарность» рефлексивного контакта личности с собственными эмоциями и состояниями негативно влияет на ее здоровье и может приводить к эмоциональному выгоранию, невротическим расстройствам, деструктивным формам эмоционального реагирования (Холмогорова, Гаранян, 2009; Нот^, Rodan, 2018; Portnoy.
2020). На возникновение трудностей личностной рефлексии эмоций может влиять целый ряд факторов: специфический индивидуальный склад личности, травматический опыт личности, деструктивное семейное воспитание, интериоризированные социокультурные установки относительно эмоционального реагирования (Белашева, Ермаков, 2023). Исследование факто-
ров, затрудняющих личностную рефлексию эмоций в контексте ее влияния на СБ личности, показало, что избегание личных целей опосредованно ухудшает СБ через такие параметры, как уровень стресса, эмоциональная несдержанность и использование неэффективных копинг-стратегий, например стратегии избегания (Elliot, Thrash, Murayama, 2011).
При относительной разработанности собственно проблемы СБ человека и его детерминант остается неясным вопрос динамики СБ в экстремальных условиях, в том числе связанных с ведением боевых действий в рамках СВО, и роли эмоционально-личностных факторов (ресурсной или деструктивной) в его поддержании.
Теоретический анализ проблемы эмоционально-личностных детерминант СБ как комплексной динамической, гетерархически организованной системы, интегрирующей позитивные и негативные компоненты (Карапе-тян, Глотова, 2020), позволяет выделить ключевые переменные и их взаимосвязь, которые могут оказывать влияние на СБ военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях. Для эмпирического исследования мы предложили теоретическую модель эмоционально-личностных предикторов СБ, в которую включили личностные свойства, в том числе уровень невротизации и ее конкретные проявления, осознанную саморегуляцию, эмоциональный интеллект и трудности личностной рефлексии эмоций (рис. 1).
Рис. 1. Теоретическая модель эмоционально-личностных предикторов субъективного благополучия
Цель нашего исследования - изучение влияния эмоционально-личностных факторов (личностных свойств, особенностей личностной рефлексии эмоций, эмоционального интеллекта и осознанной саморегуляции) на субъективное благополучие военнослужащих, участвовавших в боевых действиях.
Гипотезы исследования:
1. Существуют значимые различия по интегральному показателю субъективного благополучия, трудностям личностной рефлексии эмоций,
базовым личностным характеристикам, выраженности невротических симптомов, параметрам эмоционального интеллекта и осознанной саморегуляции у лиц, принимавших и не принимавших участия в боевых действиях.
2. Осознанная саморегуляция и показатели внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта вносят позитивный вклад в субъективное благополучие военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях. Связь личностных свойств с субъективным благополучием военнослужащих неоднозначна. Трудности личностной рефлексии эмоций и признаки невротических состояний отрицательно влияют на субъективное благополучие военнослужащих. Показатели эмоционального интеллекта, трудностей личностной рефлексии эмоций и признаки невротических состояний опосредуют связь личностных свойств и осознанной саморегуляции с субъективным благополучием военнослужащих.
Материалы и методы исследования
Участники. В исследовании приняли участие 477 человек, из них 186 военнослужащих мужского пола, находившихся 6 месяцев в зоне боевых действий (средний возраст - 23,8 лет (ст. отклонение 6,7, минимальный возраст - 20 лет, максимальный - 53 года)), и 291 человек мужского пола, не принимавших участия в военной операции, с различным уровнем образования и направленностью профессиональной деятельности (средний возраст - 35,6 лет (ст. отклонение 7,3, минимальный возраст - 20 лет, максимальный - 50 лет)). Участники были информированы о целях и процедуре исследования, участие было добровольным.
Методики. Участники заполняли психодиагностические методики в бланковом варианте. Среди них: русскоязычная версия краткого пяти-факторного опросника личности (ТМ-ВЦ^ Сергеева, Кириллов, Джумагу-лова, 2016), измеряющего черты «Большой Пятерки»: экстраверсию, эмоциональную стабильность, добросовестность, дружелюбие, открытость опыту; методика диагностики субъективного благополучия личности (Ша-мионов, Бескова, 2018), позволяющая оценить его интегральный показатель; методика «Трудности личностной рефлексии эмоций» (ТЛРЭ; Бела-шева, Ермаков, 2023), позволяющая определить трудности в осознании и выражении эмоций, их выдерживании, а также защитные механизмы, препятствующие конструктивной рефлексии эмоций; клинический опросник для оценки невротических состояний и выявления отдельных невротических симптомов (К-78): тревоги, астении, невротической депрессии, обсес-сивно-фобических расстройств, вегетативных нарушений, истерического реагирования (Менделевич, 2016); тест эмоционального интеллекта (ЭмИн; Люсин, 2006), предназначенный для измерения способностей к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ; Моросанова, 2004), позволяющий диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее параметров: оценивания результатов, моделирования, планирования, программирования,
гибкости, самостоятельности. У участников была возможность делать перерывы в заполнении опросников и тестов; на заполнение всех методик уходило 40-50 минут.
Анализ данных. Статистическая обработка полученных в нашем исследовании данных проводилась с использованием программного обеспечения 81ай8йса 12.0 и включала в себя и критерий Манна-Уитни для независимых выборок, расчет описательных статистик; также использовалось структурное моделирование с применением путевого анализа.
Результаты исследования
Для определения различий между двумя группами респондентов (принимавших и не принимавших участие в боевых действиях) использовался и-критерий Манна-Уитни. Анализ показал, что группы достоверно различаются на уровне р < 0,01: по интегральному показателю СБ; по показателям трудностей личностной рефлексии эмоций: трудностям выражения эмоций, неспособности выдерживать (переносить) эмоции, запретам на эмоции, подавлению эмоций и склонности использовать физиологически ориентированные защиты; по трем личностным шкалам - экстраверсии, добросовестности, эмоциональной стабильности; по всем шкалам, отражающим выраженность невротических симптомов, - тревоге, истерическому реагированию, невротической депрессии, обсессивно-фобическим расстройствам, астении, вегетативным нарушениям; по сформированности параметров ЭИ - способности управлять своими и чужими эмоциями, способности понимать свои эмоции и контроля эмоциональной экспрессии; по частным регуляторным процессам осознанной саморегуляции (ОС) -моделированию и гибкости (табл. 1).
Анализ средних значений обсуждаемых показателей в группах и их средних квадратичных отклонений (см. табл. 1) обнаружил, что военнослужащие с опытом боевых действий ощущают себя менее благополучными. Для них более характерны трудности в выражении эмоций, когда они не могут дать им адекватный выход, при этом или максимально сдерживают эмоции, или утрированно реагируют. При возникновении эмоционального напряжения они более склонны использовать физиологически ориентированные защиты, проявляющиеся в форме употребления лекарственных препаратов или других веществ (алкоголь, никотин), «заедания», концентрации на физических нагрузках и телесных ощущениях. Они менее толе-рантны к эмоциональным нагрузкам и чаще испытывают трудности в «разрешении» внутри себя эмоциогенных ситуаций. В то же время у имеющих опыт боевых действий реже встречаются жесткие внутриличностные запреты на переживание и открытое проявление эмоций, а также склонность к волевому подавлению эмоций. Следует отметить, что запреты на эмоции, использование физиологически ориентированных защит, переносимость эмоционального напряжения не являются проблемной зоной для обеих групп респондентов, в отличие от сознательного подавления эмоций,
склонность к которому достаточно высокая у большинства респондентов, и трудностей выражения эмоций - числовые значения этого показателя часто находятся в зоне диагностической неопределенности.
Таблица 1
Сравнительный анализ (О-критерий Манна-Уитни) групп респондентов по интегральному показателю субъективного благополучия, особенностям личностной рефлексии эмоций, базовым личностным характеристикам, выраженности невротических симптомов, параметрам эмоционального интеллекта и процессам осознанной саморегуляции
Методика Показатель Значимость различий (Р) Группа 1 (принимавшие участие в боевых действиях) Группа 2 (не принимавшие участия в боевых действиях)
Ср. Ср. кв. Ср. Ср. кв.
знач. откл. знач. откл.
Трудности выражения эмоций 0,000 9,74 2,35 9,35 2,14
Неспособность выдерживать (переносить) эмоции 0,004 8,94 1,78 8,56 1,87
ТЛРЭ Запреты на эмоции 0,000 8,54 2,56 8,95 2,36
Подавление эмоций 0,005 10,59 2,50 10,82 2,67
Склонность использовать фи-
зиологически ориентированные 0,005 7,72 2,10 7,53 2,01
защиты
ПИКИ Экстраверсия 0,000 9,63 2,93 11,54 2,98
Добросовестность 0,000 10,95 2,47 11,79 2,76
Эмоциональная стабильность 0,000 10,35 2,57 11,26 2,80
Тревога 0,000 3,16 4,22 5,17 3,65
Истерическое реагирование 0,000 2,36 4,45 4,29 4,08
Невротическая депрессия 0,000 1,91 5,05 4,08 4,33
К-78 Обсессивно-фобические расстройства 0,000 1,39 3,99 3,39 3,18
Астения 0,000 4,46 4,73 6,33 4,11
Вегетативные нарушения 0,000 3,77 6,24 8,98 7,13
Управление чужими эмоциями 0,000 17,81 4,27 19,25 3,87
ЭмИн Понимание своих эмоций 0,000 18,36 4,66 20,79 5,17
Управление своими эмоциями 0,000 13,75 3,45 14,85 3,71
Контроль экспрессии 0,000 11,83 2,79 12,87 3,31
ССПМ Моделирование 0,000 5,62 2,36 6,54 2,14
Гибкость 0,000 6,15 2,27 6,32 2,18
СБ Субъективное благополучие 0,000 3,79 0,60 4,13 0,79
Относительно базовых личностных свойств: для военнослужащих с опытом боевых действий характерны более низкие значения показателей экстраверсии, добросовестности и эмоциональной стабильности по сравнению с лицами, не принимавшими участия в военных операциях. У них чаще встречается невротическая симптоматика, особенно невротическая депрессия и обсессивно-фобические расстройства. При невысоких показателях ЭИ в обеих группах группа военнослужащих отличается более низкими значе-
ниями следующих параметров: управления эмоциями, понимания своих эмоций и контроля экспрессии (внешних проявлений эмоций). Сравнительный анализ процессов ОС обнаружил в группе респондентов, не принимавших участия в военных операциях, более высокие показатели сфор-мированности регуляторной гибкости и моделирования - регуляторного процесса, связанного с выделением значимых условий достижения целей в текущей ситуации и перспективном будущем.
В результате структурного моделирования с применением путевого анализа было установлено соответствие теоретической модели эмоционально-личностных предикторов СБ участников боевых действий эмпирическим данным построенной модели (рис. 2), за исключением прямого влияния на СБ базовых личностных свойств. Модель включает в себя ин-тегративный показатель СБ, показатели ОС, ЭИ, ТЛРЭ и выраженности базовых личностных свойств. Следует учитывать особенности интерпретации числовых показателей по методике К-78: повышение показателей по шкалам невротических расстройств свидетельствует о снижении их выраженности. Все коэффициенты регрессии в модели стандартизированы и статистически значимы.
Согласно полученной модели, ОС вносит прямой вклад в СБ участников боевых действий. Следует отметить разнонаправленность этого вклада со стороны отдельных регуляторных процессов и свойств. Наибольшее положительное влияние оказывает моделирование значимых условий достижения целей (в = 0,21). Менее значимыми положительными предикторами СБ являются оценивание результатов (в = 0,17) и планирование (в = 0,14), обеспечивающие устойчивость целеполагания, реалистичность и продуманность планов, адекватность критериев успешности достижения результатов деятельности и самооценки. Самостоятельность (в = -0,14), характеризующая развитость регуляторной автономности, способности самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность независимо от мнений и оценок окружающих, оказывает слабое негативное влияние на СБ участников боевых действий.
Базовые личностные свойства не влияют на СБ военнослужащих непосредственно, однако имеет место их опосредованное влияние за счет меди-аторной роли ЭИ, ТРЛЭ и невротических симптомов: экстраверсия положительно связана с астенией, оказывающей положительное влияние на СБ (в = -0,39); дружелюбие положительно связано с подавлением эмоций и пониманием своих эмоций (связи одинаково слабые), которые оказывают разнонаправленное влияние на СБ: подавление эмоций - слабое положительное (в = 0,13), понимание своих эмоций - слабое отрицательное (в = -0,13); добросовестность положительно связана с пониманием своих эмоций, отрицательно - с подавлением эмоций и астенией (связь слабая), являющихся разнонаправленными предикторами СБ, как это было отмечено выше; эмоциональная стабильность оказывает опосредованное влияние на СБ через сильные отрицательные связи с невротическими симптомами тревоги, невротической депрессии и астении, оказывающими разнонаправленное
оо
Понимание своих эмоций
Планирование
Управление чужими эмоциями
Программирование
Управление своими эмоциями
Моделирование
Оценивание результатов
Гибкость
Подавление эмоций
Дружелюбие
Неврогныессая депрессия
Эмоциональная стабильность
Астения
Открытость новому опыт/
Субъективное
благополуч
£
Ьз
§
о
(й а а
Ь ^
1
а §
Ой
Рис. 2. Эмоционально-личностные предикторы субъективного благополучия военнослужащих
влияние на СБ: астения - положительное (в = -0,39), невротическая депрессия - отрицательное (в = 0,28), тревога - слабое отрицательное (в = 0,13); медиаторную роль относительно влияния эмоциональной стабильности на СБ выполняют показатели ЭИ - способности управления своими и чужими эмоциями, с которыми она имеет положительные связи, а они, в свою очередь оказывают положительное влияние на СБ, более выраженное у управления своими эмоциями (в = 0,21); открытость новому опыту оказывает влияние на СБ, опосредованное невротическими симптомами астении, с которой она имеет слабую положительную связь, и тревоги, с которой она связана сильной отрицательной связью.
ЭИ и ТРЛЭ также выступают в роли медиаторов, опосредующих влияние осознанной саморегуляции: моделирование имеет положительную связь с показателями понимания и управления своими эмоциями, слабую положительную связь с показателем управления эмоциями других; обозначенные показатели ЭИ оказывают разнонаправленное влияние на СБ; для регуляторных процессов оценивания результатов и планирования показатели ЭИ и ТРЛЭ не выполняют медиаторной роли в их влиянии на СБ; самостоятельность слабо положительно связана с осознанным, волевым подавлением эмоций, позитивно влияющим на СБ; программирование не оказывает прямого влияния на СБ; подтверждено опосредованное влияние этого регуляторного процесса на СБ через положительную связь с подавлением эмоций; позитивное влияние регуляторной гибкости на СБ опосредуется способностью к управлению своими эмоциями.
Обсуждение результатов
Выявлены значимые различия по интегральному показателю СБ и всем группам показателей, рассматриваемых нами в качестве эмоционально-личностных детерминант СБ, в группах респондентов, принимавших и не принимавших участия в боевых действиях. Относительно менее благополучными ощущают себя военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, несмотря на то что на момент исследования их командировка в зону ведения боевых действий была завершена. Вероятно, более низкие показатели СБ у них связаны с рефлексивным анализом и осмыслением событий на территории ведения боевых действий, описанными в феноменологических исследованиях динамики переживаний военнослужащих во время несения службы в рамках СВО Т.П. Мильчарек и соавт. (2024), с учетом произошедших изменений критериев оценки жизнедеятельности, через призму которых, по мнению Р.М. Шамионова и Н.Ж. Султаниязовой (2018), происходит внутренняя эвальвация значимых событий, обусловливающая субъективную оценку удовлетворенности жизнью.
У военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, отмечается более высокая выраженность трудностей личностной рефлексии эмоций, связанных с неадекватным выражением эмоций, склонностью снимать эмоциональное напряжение через употребление алкоголя, лекарственных
препаратов, табакокурение, «заедание», физические нагрузки, а также снижением переносимости интенсивных эмоций (сокращение времени пребывания в эмоциях, ухудшение самочувствия в эмоциогенных ситуациях). При этом у них менее выражены внутриличностные запреты на переживание и открытое проявление эмоций, склонность сознательно подавлять эмоции. Мы полагаем, что обсуждаемые проявления являются эффектами постэкспедиционного переживания опыта, полученного в условиях пребывания в зоне ведения боевых действий. Условия боевой обстановки приводят к психическому напряжению, приспособление к ним всегда ресурсозатрат-но и, соответственно, сопровождается утомлением, субъективно воспринимаемым как усталость, и негативными эмоциональными переживаниями. Конечно, параллельно запускаются психологические защитные механизмы, направленные на снижение тревоги, как безусловные, неосознаваемые, так и осознаваемые (совладание со стрессом, связанное с рефлексией эмоций). Однако длительное и интенсивное воздействие боевых стресс-факторов (исследуемые военнослужащие находились в зоне боевых действий 6 месяцев), по мнению А.Г. Караяни и И.В. Сыромятникова (2016), могут приводить к неадекватным эмоциональным реакциям (чрезмерному эмоциональному возбуждению или оцепенению, необоснованной раздражительности, агрессивности, тревожности) и снижать способности к конструктивной эмоциональной регуляции.
Несмотря на различия между респондентами, имеющими и не имеющими опыта боевых действий, по выраженности трудностей личностной рефлексии эмоций, связанных с запретами на эмоции, использованию физиологически ориентированных защит и переносимости эмоционального напряжения перечисленные параметры в обеих группах чаще находятся в области невыраженности. В то же время склонность к сознательному подавлению эмоций, более характерная для не имеющих боевого опыта, высока у большинства респондентов, а трудности адекватного выражения эмоций, в большей степени присущие военнослужащим с боевым опытом, по уровню выраженности часто находятся в зоне диагностической неопределенности, близкой к негативным тенденциям.
Следует отметить, что наше исследование проводилось на мужских выборках. J.A. Hall (1978), N. Eisenberg и соавт. (1989) считают, что мужчины хуже, чем женщины, выражают собственные эмоции не из-за неспособности, а из-за освоенных ими гендерных норм эмоциональной экспрессии. В исследованиях Ш. Берн (2008) определена большая склонность мужчин подавлять свои эмоции, а также использование ими отличных от женских способов выражения своих чувств (например, преобладание у мужчин прямой физической (инструментальной) формы выражения агрессии, а у женщин - косвенной вербальной). О более выраженном контроле эмоций у мужчин говорит И.Н. Андреева (2011).
Значимые различия по выраженности невротической симптоматики (особенно невротической депрессии и обсессивно-фобических расстройств), чаще встречающейся в группе военнослужащих, подтверждают деструк-
тивность длительного воздействия факторов боевой обстановки на психоэмоциональное состояние личности, отмеченную в работах А.Г. Караяни (2023, 2024). Наличие невротических симптомов в постэкспедиционный период говорит также об интенсивности боевого стресса и устойчивости негативных изменений.
Для участников боевых действий характерны более низкие значения показателей способностей управления своими эмоциями и эмоциями других людей, понимания своих эмоций и контроля эмоциональной экспрессии (согласуется с данными по подавлению эмоций методики ТЛРЭ). Учитывая, что показатели ЭИ относительно стабильны (Люсин, 2006), можно предположить, что более низкие оценки военнослужащими своих способностей в сфере внутриличностного и межличностного понимания и управления эмоциями связаны с негативными тенденциями в оценке собственного (субъективного) благополучия, интегрирующего удовлетворенность собой и своим окружением, а также психической астенизацией и общим снижением самоконтроля в условиях относительной комфортности и безопасности.
У военнослужащих с опытом боевых действий по сравнению с респондентами, не имеющими такого опыта, менее выражены черты экстраверсии, проявляющейся в общительности и открытости, эмоциональной стабильности и добросовестности, проявляющейся в надежности и дисциплинированности. Однако числовые значения показателей по этим личностным шкалам у военнослужащих не выходят из зоны обсуждаемых полюсов. Поэтому полученные различия скорее говорят об осторожности (умеренности, критичности) военнослужащих в самооценках личностных качеств в рамках предложенного психодиагностического инструментария, а не об изменчивости базовых личностных свойств в стрессогенных условиях боевой обстановки.
Отмечается более высокая выраженность показателей ОС, прежде всего моделирования и регуляторной гибкости, у респондентов, не принимавших участия в военных операциях, при том что разброс значений этих показателей в обеих группах не выходит за рамки средней зоны. В.И. Моросано-ва (2004, 2022) рассматривает ОС как систему универсальных и специальных регуляторных ресурсов осознанного выдвижения целей и управления их достижением. У военнослужащих после длительного пребывания в условиях ведения боевых действий психологические ресурсы, в том числе ре-гуляторные, истощены.
Полученная в исследовании модель продемонстрировала, что СБ участников боевых действий детерминировано эмоционально-личностными факторами - рядом процессов и свойств ОС, способностями в сфере понимания и управления эмоциями, осознанным подавлением эмоций, затрудняющим их личностную рефлексию, невротической симптоматикой, связанной со склонностью к невротизации как личностной особенностью. Доказана разнона-правленность влияния обсуждаемых факторов на СБ. Базовые личностные свойства (экстраверсия, эмоциональная стабильность, дружелюбие, добросовестность, открытость новому опыту) прямого влияния на СБ не оказы-
вают. Акцент в модели смещен в сторону регуляторного процесса моделирования значимых условий достижения целей личности, который как непосредственно, так и опосредованно через осознанное управление собственными эмоциями и эмоциями других поддерживает СБ участников боевых действий на оптимальном уровне. Регуляторно-личностное свойство самостоятельность, с одной стороны, выступает слабым фактором снижения СБ участников боевых действий: для СБ им необходима легкая внешняя поддержка в планировании, организации и контроле деятельности по реализации выдвинутых целей; с другой стороны, немного усиливая механизм сознательного подавления негативных эмоций, самостоятельность опосредованно способствует повышению СБ. Программирование как сформировавшаяся потребность и способность продумывать способы своих действий в направлении намеченных целей влияет на СБ принимавших участие в боевых действиях только опосредованно, способствуя интеллектуальной переработке информации об эмоциях и их регуляции, а также усиливая тенденции к волевому подавлению эмоций.
Способность перестраивать систему саморегуляции при изменениях внешних и внутренних условий является фактором эффективности управления собственными эмоциями, через которое она опосредованно стабилизирует СБ военнослужащих. Регуляторные процессы планирования своей деятельности и оценивания ее результатов, требующие сосредоточения и четких ориентиров, оказывают слабое влияние на СБ военнослужащих в постэкспедиционном периоде. Обращает на себя внимание выраженная позитивная роль начальных (до пороговых) симптомов астении (легкая слабость, утомляемость, психическая несобранность, рассеянность, иногда ощущение упадка сил и недостаточности отдыха, снижение переносимости нагрузок, раздражительность, возможная потеря самообладания) в поддержании СБ военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях. Вероятно, это связано с возможностью военнослужащих расслабиться после возвращения с территорий ведения боевых действий, когда сознание способно отследить (сделать легитимными) нересурсные состояния как последствия предшествовавшего высокого и длительного психического напряжения и соотнести их с текущей ситуацией относительной безопасности и размеренности (благополучности) жизнедеятельности. Экстраверсия усугубляет астенизацию участников боевых действий и через нее поддерживает их субъективное благополучие. В то же время добросовестность и эмоциональная стабильность, наоборот, являются значимыми факторами снижения астении и ее влияния на СБ военнослужащих. Невротическая депрессия (наиболее часто встречающийся невротический симптом в группе участников боевых действий) вносит негативный вклад в СБ. Значимым фактором снижения вероятности невротической депрессии и ее деструктивного влияния на СБ является эмоциональная стабильность. Отмечается слабая позитивная роль ТРЛЭ, связанных с волевым подавлением эмоций, в обеспечении СБ участников боевых действий. Механизмами усиления подавления эмоций являются процессы осознанной саморегуляции - само-
стоятельность и программирование, а также личностное свойство дружелюбие; добросовестность выполняет здесь слабую ингибирующую функцию.
В целом полученные результаты позволили определить ресурсную роль осознанной саморегуляции, эмоционального интеллекта и особенностей личностной рефлексии эмоций в достижении СБ участников боевых действий с учетом их базовых личностных свойств. Это может послужить основой для разработки индивидуально ориентированных программ оказания психологической помощи военнослужащим с трудностями постэкспедиционной адаптации. Из обнаруженных в исследовании фактов следует, что создание психологических условий осознанного отношения к своему эмоциональному состоянию, развития способностей произвольного управления интенсивностью эмоционального переживания и регуляторных стратегий, основанных на моделировании значимых условий собственной деятельности, будет способствовать повышению СБ участников боевых действий.
Заключение
В исследовании СБ участников боевых действий в постэкспедиционном периоде использовался системный подход. В качестве детерминант СБ рассматривались эмоционально-личностные факторы. Обнаруженные различия между респондентами, принимавшими и не принимавшими участия в боевых действиях, по интегральному показателю субъективного благополучия, трудностям личностной рефлексии эмоций, выраженности базовых личностных свойств и невротических симптомов, параметрам эмоционального интеллекта и осознанной саморегуляции раскрывают особенности влияния длительного психического напряжения, вызванного выполнением служебных обязанностей в условиях ведения реальной военной операции, на личность и ее переживания. Полученные результаты позволили изучить ресурсную роль осознанной саморегуляции и показателей эмоционального интеллекта, отражающих сформированность способностей управления собственными эмоциями и эмоциями других людей, а также деструктивную роль невротической симптоматики (прежде всего невротической депрессии), связанной со склонностью личности к невротизации, в достижении СБ участников боевых действий.
Влияние личностных свойств на СБ военнослужащих неоднозначно, а трудностей личностной рефлексии эмоций, связанных с их волевым подавлением, - минимально стабилизирующее. Исследование раскрыло структуру взаимосвязей между эмоционально-личностными предикторами СБ участников боевых действий. Эта структура представлена в виде модели, центральное место в которой принадлежит процессам и свойствам осознанной саморегуляции, непосредственно и опосредованно за счет медиа-торной роли показателей ЭИ и подавления эмоций оказывающих влияние на СБ военнослужащих. Базовые личностные свойства оказывают только опосредованное влияние на СБ через невротизацию, подавление эмоций,
способности к управлению своими и чужими эмоциями и пониманию своих эмоций. Ведущая роль здесь принадлежит эмоциональной стабильности.
Проведенное нами исследование не только подтверждает представление о СБ как сложном интегральном результате взаимодействия внутри-личностных и внешних факторов, но и имеет практическую значимость, поскольку позволяет определить направления возможных психологических интервенций и организационных мероприятий для стабилизации психоэмоционального состояния и достижения СБ военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях. Одной из ключевых точек приложения психологических технологий в решении обозначенных задач являются процессы осознанной саморегуляции, апеллирующие к эмоциональной сфере личности.
Ограничения исследования. Исследование проводилось на мужской выборке и не учитывало возрастную специфику. Требуется продолжение исследований для уточнения причинно -следственных связей между обсуждаемыми переменными.
Литература
Абульханова-Славская, К. А. (1980). Деятельность и психология личности. М.: Наука. Андреева, И. Н. (2011). Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: Полоцкий гос. ун-т. Башанаева, Г. Г., Шумилкина, М. С. (2016). Рефлексия эмоциональных состояний как способ управления ситуативными негативными эмоциями. Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки, 6, 80-98. Белашева, И. В., Ермаков, П. Н. (2023). Эмоциональное здоровье личности: методика измерения трудностей личностной рефлексии эмоций. Российский психологический журнал, 20(3), 66-96. doi: 10.21702/rpj.2023.3.4 Берн, Ш. (2008). Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. СПб.: Прайм-Еврознак.
Горбачев, И. В. (2020). Психологическое благополучие военнослужащих в современных исследованиях: подходы, противоречия и перспективы. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Познание, 10, 21-24. doi: 10.37882/25003682.2020.10.03
Гулль, Н. К., Цветкова, О. А. (2023). Проблема изучения моральной травмы у беженцев. В сб.: Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы: сб. материалов всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвященной 80-летию ЮжноУральского государственного университета (с. 26-31). Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ. Данильченко, С. А., Кадыров, Р. В., Кулешов, В. Е. (ред.) (2007). Отношение к смерти
и бессмертию на войне. Владивосток: ТОВМИ им. С. О. Макарова. Евенко, С. Л. (2022). Психологическое обеспечение адаптации мобилизованных военнослужащих. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 11(5-1), 232-241. doi: 10.34670/AR.2022.69.34.027 Златина, А. А. (2020). Психологическое благополучие военнослужащих. Международный журнал медицины и психологии, 3(2), 97-102. Карапетян, Л. В., Глотова, Г. А. (2020). Внутреннее благополучие человека. Екатеринбург: Изд-во Современного гуманитарного ун-та. Караяни, А. Г. (2023). Психологические последствия участия в боевых действиях: «не ПТСРом единым». Российский военно-психологический журнал, 2(2). URL: https://rusmilps.ru/publikacii/2-2-2023/ (дата обращения: 16.05.2024).
Караяни, А. Г. (2024). Боевой стресс: проблемы определения и классификации. Вестник Московского университета МВД России, 1, 254-264. doi: 10.24412/2073-0454-20241-254-264
Караяни, А. Г., Сыромятников, И. В. (2016). Военная психология. М.: Военный ун-т.
Куликов, Л. В. (2000). Детерминанты удовлетворенности жизнью. В кн.: В. Ю. Большакова (ред.). Общество и политика (с. 476-510). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.
Ласко, Н. Б. (1978). Основные принципы разработки и применения методики определения уровня невротизации и психопатизации. В кн.: М. М. Кабанова (ред.). Психологические методы исследования личности в клинике (с. 25-33). Л.: ВМА.
Любущенко, К. В. (2023). Психологические детерминанты успешной военно-профессиональной адаптации призывников. Российский военно-психологический журнал, 1(1), 79-95. doi: 10.25629/RMPJ.2023.01.09
Люсин, Д. В. (2006). Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика, 4, 3-22.
Менделевич, В. Д. (2016). Психология девиантного поведения. М.: Городец.
Мильчарек, Т. П., Мильчарек, Н. А., Пауксон, М. В., Макарчук, А. И. (2024). Структура и феноменология переживания боевых действий военнослужащими. Российский военно-психологический журнал, 1(3), 103-113. URL: http://search.rads-doi.org/project/ 14798/object/215535. doi: 10.25629/RMPJ.2024.01.13 (дата обращения: 16.05.2024).
Моросанова, В. И. (2004). Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). М.: Когито-Центр.
Моросанова, В. И. (2022). Психология осознания саморегуляции: от истоков к современным исследованиям. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 5882. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-57-82
Павлоцкая, Я. И. (2016). Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности. Волгоград: Изд-во Волгоград. Ин-та управления - филиала РАНХиГС.
Пенкина, Е. Н. (2023). Личностные черты как предикторы гедонического аспекта субъективного благополучия в подростковом возрасте. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология, 3, 61-67. doi: 10.18323/2221 -5662-2023-3-61 -67
Сергеева, А. С., Кириллов, Б. А., Джумагулова, А. Ф. (2016). Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валид-ности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности. Экспериментальная психология, 9(3), 138-154. doi: 10.17759/exppsy.2016090311
Фомина, Т. Г., Ефтимова, О. В., Моросанова, В. И. (2018). Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста. Психолого-педагогические исследования, 10(2), 64-76. doi: 10.17759/psyedu.2018100206
Холмогорова, А. Б., Гаранян, Н. Г. (2009). Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни. В кн.: Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман (ред.). Психология мотивации и эмоций (с. 575-583). М.: ЧеРо: Омега-Л: Моск. психол.-соц. ин-т.
Шамионов, Р. М. (2008). Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга.
Шамионов, Р. М. (2010). О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации. Мир психологии, 1, 237-249.
Шамионов, Р. М., Бескова, Т. В. (2018). Методика диагностики субъективного благополучия личности. Психологические исследования, 11(60), 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.05.2024).
Шамионов, Р. М., Султаниязова, Н. Ж. (2018). Ценности и отношение к этнической культуре и традициям как предикторы субъективного благополучия русских и казахов. Российский психологический журнал, 15(1), 157-186.
Ширяева, О. С. (2005). К вопросу о понятии «психологическое благополучие». В сб.: Личность в экстремальных условиях: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (с. 182-186). Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. гос. ун-та им. Виту-са Беринга.
Юнацкевич, П. И. (2018). Основы военной суицидологии. СПб.: Ин-ут суицидологии АЭСТ.
Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.
Поступила в редакцию 24.05.2024 г.; повторно 26.06.2024 г.;
принята 03.07.2024 г.
Белашева Ирина Валерьевна - заведующая кафедрой общей психологии и психологии личности Северо-Кавказского федерального университета, кандидат психологических наук, доцент.
E-mail: [email protected]; [email protected]
Ермаков Павел Николаевич - заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии Южного федерального университета, доктор биологических наук, профессор. E-mail: [email protected]
For citation: Belasheva, I. V., Ermakov, P. N. (2024). Emotional and Personal Determinants of the Subjective Well-being of Military Personnel who Participated in Hostilities. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 93, 37-60. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/93/3
Emotional and Personal Determinants of the Subjective Well-being of Military Personnel who Participated in Hostilities
I.V. Belasheva1, P.N. Ermakov2
1 North-Caucasus Federal University, 1, Pushkin Str., Stavropol, 355017, Russian Federation
2 Southern Federal University, 105/42 Bolshaya Sadovaya Str., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation
Abstract
Studying the dynamics of subjective well-being in extreme conditions associated with combat operations and the role of intrapersonal factors in its achievement is an urgent task of modern psychology. Presented are the results of an empirical study, the purpose of which is to study the peculiarities of the relationship between emotional and personal formations and the subjective well-being of military personnel who participated in combat operations. The study involved 477 male respondents aged from 20 to 53 years: military personnel with combat experience and those who did not take part in military operations. Questionnaire methods were used for diagnosing personal characteristics, subjective well-being, difficulties in personal reflection of emotions, identifying and assessing neurotic states, emotional intelligence, and conscious self-regulation. The design of the empirical study included assessing differences in the studied indicators between those who took part in combat and those who did not take part in combat operations, as well as analyzing the relationship between these indicators using structural modeling. It was confirmed that being in a combat zone influenced the level of subjective well-being and the studied emotional and personal characteristics. Military personnel consider themselves less prosperous; they have more pronounced difficulties in personal reflection of emotions associated with the tolerance and expression of emotions, a tendency to
use physiologically oriented defenses, as well as neurotic depression and obsessive-phobic disorders. They have lower values for extraversion, emotional stability, conscientiousness, and such regulatory processes and properties as modeling and flexibility. Revealed is the structure of relationships between emotional and personal predictors of the subjective well-being of combatants, presented in the form of a model. The central place in the model belongs to the processes and properties of conscious self-regulation, which directly and indirectly influence subjective well-being due to the mediating role of indicators of emotional intelligence and conscious suppression of emotions. Basic personality traits have only an indirect effect on subjective well-being through the ability to manage one's own and others' emotions and understand one's emotions, neuroticism and conscious suppression of emotions. The leading role here belongs to emotional stability.
Keywords: subjective well-being; emotional intellect; reflection of emotions; personal properties; neurotic conditions; conscious self-regulation; military
References
Abulkhanova-Slavskaya, K. A. (1980). Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti [Activity and
Psychology of Personality]. Moscow: Nauka. Andreeva, I. N. (2011). Emotsional'nyy intellekt kak fenomen sovremennoy psikhologii [Emotional Intelligence as a Phenomenon of Modern Psychology]. Novopolotsk: Polotsk State University.
Bashanaeva, G. G., & Shumilkina, M. S. (2016). Refleksiya emotsional'nykh sostoyaniy kak sposob upravleniya situativnymi negativnymi emotsiyami [Reflection of emotional states as a way to manage situational negative emotions]. Nauchnoe obozrenie. Ser. 2. Guma-nitarnye nauki, 6, 80-98. Belasheva, I. V., & Ermakov, P. N. (2023). Emotsional'noe zdorov'e lichnosti: metodika izmereniya trudnostey lichnostnoy refleksii emotsiy [Emotional health of the individual: A methodology for measuring the difficulties of personal reflection of emotions]. Ros-siyskiypsikhologicheskiy zhurnal, 20(3), 66-96. doi: 10.21702/rpj.2023.3.4 Bowles, S., Bartone, P., Ross, D., Berman, M., Rabinowitz, Y., Hawley, S., Zona, D., Talbot, M. & Bates, M. (2017). Well-Being in the Military. Handbook of Military Psychology, 12, 213-238. doi: 10.1007/978-3-319-66192-6_14 Brooks, S. K., & Greenberg, N. (2018). Non-deployment factors affecting psychological
wellbeing in military personnel: literature review. Journal of Mental Health, 27(1), 80-90. Burn, Sh. (2008). Gendernaya psikhologiya. Zakony muzhskogo i zhenskogo povedeniya [Gender Psychology. Laws of Male and Female Behavior]. Translated from English. St. Petersburg: Praym-Evroznak. Danilchenko, S. A., Kadyrov, R. V., & Kuleshov, V. E. (Eds.) (2007). Otnoshenie k smerti i bessmertiyu na voyne [Attitude to Death and Immortality in War]. Vladivostok: TOVMI im. S. O. Makarova.
Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 95(3), 542-575. Eisenberg, N., Shell R., Pasternack, J. J., Beller, R., Lennon, R. & Mathy, R. (1987). Prosocial development in middle childhood: A longitudinal study. Developmental Psychology, 23(5), 712-718.
Elliot, A. J., Thrash, T. M. & Murayama, K. (2011). A longitudinal analysis of self-regulation and well-being: avoidance personal goals, avoidance coping, stress generation, and subjective well-being. Journal of Personality, 79(3), 643-674. doi: 10.1111/j. 14676494.2011.00694
Ericson, S. M., Gallagher, J. P., Federico, A. J., Fleming, J. J., Froggatt, D., Eleid, A., Finn, B. M., Johnston, K., & Cai, R. Y. (2023). Does emotion regulation mediate the relationship between self-compassion and subjective well-being? A cross-sectional study
of adults living in the United States. Journal of Health Psychology, 13591053231209668. doi: 10.1177/13591053231209668 Evenko, S. L. (2022). Psikhologicheskoe obespechenie adaptatsii mobilizovannykh voenno-sluzhashchikh [Psychological support for the adaptation of mobilized military personnel]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 11(5-1), 232241. doi: 10.34670/AR.2022.69.34.027 Fomina, T. G., Eftimova, O. V., & Morosanova, V. I. (2018). Vzaimosvyaz' sub"ektivnogo blagopoluchiya s regulyatornymi i lichnostnymi osobennostyami u uchashchikhsya mlad-shego shkol'nogo vozrasta [The relationship between subjective well-being and regulatory and personality traits in primary school students]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya, 10(2), 64-76. doi: 10.17759/psyedu.2018100206 Friedman, H. S., Kern, M. L., & Reynolds, Ch. A. (2010). Personality and Health, Subjective Well-Being, and Longevity. Journal of Personality, 78(1), 179-216. doi: 10.1111/j.1467-6494.2009.00613.x
Ghahramani, S., Jahromi, A. T., Khoshsoroor, D., Seifooripour, R., & Sepehrpoor, M. (2019). The relationship between emotional intelligence and happiness in medical students. Korean Journal of Medical Education, 31(1), 29-38. doi: 10.3946/kjme.2019.116 Gorbachev, I. V. (2020). Psikhologicheskoe blagopoluchie voennosluzhashchikh v sovremen-nykh issledovaniyakh: podkhody, protivorechiya i perspektivy [Psychological Well-Being of Military Personnel in Modern Research: Approaches, Contradictions, and Prospects]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii ipraktiki. Ser. Poznanie, 10, 21-24. doi: 10.37882/2500-3682.2020.10.03 Gull, N. K., & Tsvetkova, O. A. (2023). Problema izucheniya moral'noy travmy u bezhentsev [The problem of studying moral trauma in refugees]. In Psikhologiya v menyayushchemsya mire: problemy, gipotezy, perspektivy [Psychology in a Changing World: Problems, Hypotheses, Prospects]. (pp. 26-31). Chelyabinsk: SUSU. Hall, J. A. (1978). Gender effects in decoding nonverbal cues. Psychological Bulletin, 85(4),
845-857. doi: 10.1037/0033-2909.85.4.845 Hatano, K., Kawamoto, T., Hihara, S., Sugimura, K., Ikeda, M., Tanaka, S. & Nakahara, J. (2023). Relationship between Personality Traits and Subjective Well-Being in Emerging Adulthood: Moderating Role of Independent and Interdependent Self-Construal. Journal of Youth and Adolescence, 53(5), 1155-1170. doi: 10.1007/s10964-023-01918-z Heady, B., Kelley, J. & Wearing, A. (1993). Dimensions of well-being: life satisfaction, positive affect, anxiety and depression. Social Indicators Research, 29, 63-82. Hernandez-Varas, E., Encinac, F. J. L. & Suarez, M. M. (2019). Psychological capital, work satisfaction and health self-perception as predictors of psychological wellbeing in military personnel. Psicothema, 31(3), 277-283. Horwitz, D. F. & Rodan, I. (2018). Behavioral awareness in the feline consultation: Understanding physical and emotional health. Journal of Feline Medicine and Surgery, 20(5), 423-436.
Iri, Y., Fakhri, M. K., & Hassanzadeh, R. (2019). Modeling the structural relationship of happiness based on psychological well-being with self-efficacy intermediation and academic self-regulation in university students. International Clinical Neuroscience Journal, 6(3), 104-110. doi: 10.15171/icnj.2019.20 Karapetyan, L. V., & Glotova, G. A. (2020). Vnutrennee blagopoluchie cheloveka [Human
Inner Well-Being]. Ekaterinburg: Modern University for the Humanities. Karajani, A. G. (2023). Psikhologicheskie posledstviya uchastiya v boevykh deystviyakh: "ne PTSRom edinym" [Psychological consequences of participation in combat operations: "Not Just PTSD"]. Rossiyskiy voenno-psikhologicheskiy zhurnal, 2(2). https://rusmilps.ru/ publikacii/2-2-2023/ (accessed: 16th May 2024). Karajani, A. G. (2024). Boevoy stress: problemy opredeleniya i klassifikatsii [Combat Stress: Problems of Definition and Classification]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 1, 254-264. doi: 10.24412/2073-0454-2024-1-254-264
Karajani, A. G., & Syromyatnikov, I. V. (2016). Voennayapsikhologiya [Military Psychology]. Moscow: Voennyy un-t.
Kholmogorova, A. B., & Garanyan, N. G. (2009). Printsipy i navyki psikhogigieny emotsi-onal'noy zhizni [Principles and skills of emotional life psychohygiene]. In Yu. B. Gippen-reiter, & M. V. Falikman (Eds.), Psikhologiya motivatsii i emotsiy [Psychology of Motivation and Emotions] (pp. 575-583). Moscow: CheRo: Omega-L: Mosk. psikhol.-sots. in-t.
Kulikov, L. V. (2000). Determinanty udovletvorennosti zhizn'yu [Determinants of Life Satisfaction]. In V. Yu. Bolshakova (Ed.), Obshchestvo i politika [Society and Politics] (pp. 476-510). St. Petersburg: St. Petersburg State University.
Lasko, N. B. (1978). Osnovnye printsipy razrabotki i primeneniya metodiki opredeleniya urovnya nevrotizatsii i psikhopatizatsii [Basic principles of developing and applying a method for determining the level of neuroticism and psychopathization]. In M. M. Ka-banova (Ed.). Psikhologicheskie metody issledovaniya lichnosti v klinike [Psychological Methods of Personality Research in the Clinic] (pp. 25-33). Leningrad: Military Medical Academy.
Lyubushchenko, K. V. (2023). Psikhologicheskie determinanty uspeshnoy voenno-profes-sional'noy adaptatsii prizyvnikov [Psychological determinants of successful militaryprofessional adaptation of conscripts]. Rossiyskiy voenno-psikhologicheskiy zhurnal, 1(1), 79-95. doi: 10.25629/RMPJ.2023.01.09
Lyusin, D. V. (2006). Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn [A new technique for measuring emotional intelligence: the EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika, 4, 3-22.
Mendelevich, V. D. (2016). Psikhologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of Deviant Behavior]. Moscow: Gorodets.
Milcharek, T. P., Milcharek, N. A., Paukson, M. V., & Makarchuk, A. I. (2024). Struktura i fenomenologiya perezhivaniya boevykh deystviy voennosluzhashchimi [The structure and phenomenology of the experience of combat operations by military personnel]. Rossiyskiy voenno-psikhologicheskiy zhurnal, 1(3), 103-113. doi: 10.25629/RMPJ.2024.01.13
Morosanova, V. I. (2004). Oprosnik "Stil' samoregulyatsii povedeniya " (SSPM) [Questionnaire "Style of Self-Regulation of Behavior" (SSRB)]. Moscow: Kogito-Tsentr.
Morosanova, V. I. (2022). Psikhologiya osoznaniya samoregulyatsii: ot istokov k sovremen-nym issledovaniyam [Psychology of Awareness of Self-Regulation: From the Origins to Modern Research]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya, 15(3), 58-82. doi: 10.24412/2073-0861-2022-3-57-82
Pavlotskaya, Ya. I. (2016). Psikhologicheskoe blagopoluchie i sotsial'no-psikhologicheskie kharakteristiki lichnosti [Psychological well-being and socio-psychological characteristics of personality]. Volgograd: Volgograd Publishing House. Institute of Management, RANEPA.
Penkina, E. N. (2023). Lichnostnye cherty kak prediktory gedonicheskogo aspekta sub"ektivnogo blagopoluchiya v podrostkovom vozraste [Personality traits as predictors of the hedonic aspect of subjective well-being in adolescence]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudar-stvennogo universiteta. Ser. Pedagogika, psikhologiya, 3, 61-67. doi: 10.18323/22215662-2023-3-61-67
Portnoy, S. (2020). Unaccompanied asylum-seeking children and young people - Understanding their journeys towards improved physical and emotional health. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 91(6), 341-347.
Sánchez-Álvarez, N., Extremera, N. & Fernández-Berrocal, P. (2015). The relation between emotional intelligence and subjective well-being: A meta-analytic investigation. The Journal of Positive Psychology, 9(11), 276-285. doi: 10.1080/17439760.2015.1058968
Sergeeva, A. S., Kirillov, B. A., & Dzhumagulova, A. F. (2016). Perevod i adaptatsiya krat-kogo pyatifaktornogo oprosnika lichnosti (TIPI-RU): otsenka konvergentnoy validnosti, vnutrenney soglasovannosti i test-retestovoy nadezhnosti [Translation and adaptation of the Brief Five-Factor Personality Inventory (TIPI-RU): Assessment of convergent va-
lidity, internal consistency, and test-retest reliability], Eksperimental'naya psikhologiya, 9(3), 138-154, doi: 10.17759/exppsy.2016090311 Shabani, S, M,, Ersever, G, O., & Darabi, F, (2023), Subjective well-being and its relationship with personality traits, irrational beliefs, and social support: a model test, J Educ Community Health, 10(3), 128-135, doi: 10,34172/jech,2110 Shamionov, R, M, (2008), Sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti: psikhologicheskaya kartina i factory [Subjective well-being of the individual: Psychological picture and factors], Saratov: Nauchnaya kniga, Shamionov, R, M, (2010), O nekotorykh preobrazovaniyakh struktury sub"ektivnogo blago-poluchiya lichnosti v raznykh usloviyakh professional'noy sotsializatsii [On some transformations of the structure of subjective well-being of the individual in different conditions of professional socialization], Mirpsikhologii, 1, 237-249, Shamionov, R, M,, & Beskova, T, V, (2018), Metodika diagnostiki sub"ektivnogo blagopolu-chiya lichnosti [Methodology for diagnosing subjective well-being of the individual], Psikhologicheskie issledovaniya, 11(60), 8, http://psystudy,ru (Accessed: 16th May 2024), Shamionov, R, M,, & Sultaniyazova, N, Zh, (2018), Tsennosti i otnoshenie k etnicheskoy kul'ture i traditsiyam kak prediktory sub"ektivnogo blagopoluchiya russkikh i kazakhov [Values and attitudes towards ethnic culture and traditions as predictors of subjective well-being of Russians and Kazakhs], Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 15(1), 157186,
Shiryaeva, O. S. (2005). K voprosu o ponyatii "psikhologicheskoe blagopoluchie" [On the concept of "psychological well-being"]. In Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh [Personality in Extreme Conditions] (pp, 182-186), Petropavlovsk-Kamchatskiy: Kamchatka State University,
Skomorovsky, A, (2014), Deployment stress and well-being among military spouses: the role
of social support, Military Psychology, 26(1), 44-54, Soto, C, J, (2015, Feb), Is happiness good for your personality? Concurrent and prospective relations of the big five with subjective well-being, Journal of Personality, S3(1), 45-55, doi: 10,1111/jopy, 12081 Waterman, A, S, (1993), Two conceptions of happiness: Contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment, Journal of Personality and Social Psychology, 64(4), 678-691, doi: 10,1037/0022-3514,64,4,678 Yunatskevich, P, I, (2018), Osnovy voennoy suitsidologii [Fundamentals of Military Suicido-
logy], St, Petersburg: Institute of Suicidology AEST, Zlatina, A, A, (2020), Psikhologicheskoe blagopoluchie voennosluzhashchikh [Psychological well-being of military personnel], Mezhdunarodnyy zhurnal meditsiny i psikhologii, 3(2), 97-102,
Received 24.05.2024; Revised 26.06.2024;
Accepted 03.07.2024
Irina V. Belasheva - Head of the Department of General Psychology and Personality Psychology, North Caucasus Federal University, Cand, Sc, (Psychol,), Associate Professor, E-mail: magistratura_ioisn@mail,ru, ibelasheva@ncfu,ru
Pavel N. Ermakov - Head of the Department of Psychophysiology and Clinical Psychology, Southern Federal University, D, Sc, (Biol,), Professor, E-mail: paver@sfedu