Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОСОЗНАННОСТИ ЕЁ ПОТРЕБНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОСОЗНАННОСТИ ЕЁ ПОТРЕБНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональное здоровье / субъективное благополучие / психологическая помощь / рефлексия эмоций / личность / потребность / осознанность / emotional health / subjective well-being / psychological care / emotion reflection / personality / need / mindfulness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белашева Ирина Валерьевна, Колесникова Александра Сергеевна

Изучение состояния эмоционального здоровья личности в контексте осознания ее потребности в психологической помощи вносит вклад в решение актуальных теоретических и практических задач психологии, связанных с достижением и сохранением эмоционального здоровья, конструктивной психологической «работой» личности в плане его организации. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью определения соотношения показателей эмоционального здоровья личности (субъективного благополучия, особенностей личностной рефлексии эмоций, выраженности признаков невротических состояний) с осознанием её потребности в психологической помощи. В исследовании приняли участие 389 человек сотрудников вузов в возрасте от 22 до 80 лет. Дизайн исследования включал определение отношения респондентов к необходимости и возможности обращения за психологической помощью через анкетирование с использованием прямых и косвенных вопросов; сравнительный анализ групп с разной степенью актуализации потребности в психологической помощи по показателям эмоционального здоровья/ нездоровья; построение регрессионной модели детерминации субъективного неблагополучия, как интегрального показателя эмоционального нездоровья личности, невротической симптоматикой и трудностями личностной рефлексии эмоций. Обнаружена неоднозначность соотношения проявлений эмоционального здоровья/ нездоровья с актуализацией в сознании потребности обращения за психологической помощью. Респонденты, осознающие эту потребность, чаще испытывают проблемы в понимании собственных эмоций и их переносимости. Респонденты, для которых эта потребность не актуальна, стремятся к сознательному подавлению своих эмоций и/ или уходу от субъективно стрессогенных ситуаций. Предикторами снижения субъективного благополучия выступают затруднения в распознании и описании собственных эмоций, а также невротическая депрессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белашева Ирина Валерьевна, Колесникова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the state of emotional health of a personality in the context of awareness of his/her need for psychological help contributes to the solution of actual theoretical and practical problems of psychology related to the achievement and preservation of emotional health, constructive psychological "work" of a personality in terms of its organization. The results of the empirical study conducted to determine the correlation between the indicators of emotional health of a person (subjective wellbeing, features of personal reflection of emotions, expression of signs of neurotic states) and the awareness of her need for psychological help are presented. The study involved 389 people university employees aged from 22 to 80 years old. The research design included questionnaire surveys to determine the respondents' attitude towards seeking psychological help, comparative analysis of different groups based on their actualization of the need for help, construction of a regression model to determine subjective well-being as an indicator of emotional unhealthiness, and analysis of the relationship between the need for help and its actualization. The study found that those who are aware of the need for help are more likely to seek it. However, there was some ambiguity in the correlation between emotional health indicators and the actualization of the need for help.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОСОЗНАННОСТИ ЕЁ ПОТРЕБНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Белашева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант, ассистент кафедры общей психологии и психологии личности Колесникова Александра Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОСОЗНАННОСТИ ЕЁ ПОТРЕБНОСТИ В

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация. Изучение состояния эмоционального здоровья личности в контексте осознания ее потребности в психологической помощи вносит вклад в решение актуальных теоретических и практических задач психологии, связанных с достижением и сохранением эмоционального здоровья, конструктивной психологической «работой» личности в плане его организации. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью определения соотношения показателей эмоционального здоровья личности (субъективного благополучия, особенностей личностной рефлексии эмоций, выраженности признаков невротических состояний) с осознанием её потребности в психологической помощи. В исследовании приняли участие 389 человек - сотрудников вузов в возрасте от 22 до 80 лет. Дизайн исследования включал определение отношения респондентов к необходимости и возможности обращения за психологической помощью через анкетирование с использованием прямых и косвенных вопросов; сравнительный анализ групп с разной степенью актуализации потребности в психологической помощи по показателям эмоционального здоровья/ нездоровья; построение регрессионной модели детерминации субъективного неблагополучия, как интегрального показателя эмоционального нездоровья личности, невротической симптоматикой и трудностями личностной рефлексии эмоций. Обнаружена неоднозначность соотношения проявлений эмоционального здоровья/ нездоровья с актуализацией в сознании потребности обращения за психологической помощью. Респонденты, осознающие эту потребность, чаще испытывают проблемы в понимании собственных эмоций и их переносимости. Респонденты, для которых эта потребность не актуальна, стремятся к сознательному подавлению своих эмоций и/ или уходу от субъективно стрессогенных ситуаций. Предикторами снижения субъективного благополучия выступают затруднения в распознании и описании собственных эмоций, а также невротическая депрессия.

Ключевые слова: эмоциональное здоровье, субъективное благополучие, психологическая помощь, рефлексия эмоций, личность, потребность, осознанность.

Annotation. The study of the state of emotional health of a personality in the context of awareness of his/her need for psychological help contributes to the solution of actual theoretical and practical problems of psychology related to the achievement and preservation of emotional health, constructive psychological "work" of a personality in terms of its organization. The results of the empirical study conducted to determine the correlation between the indicators of emotional health of a person (subjective well-being, features of personal reflection of emotions, expression of signs of neurotic states) and the awareness of her need for psychological help are presented. The study involved 389 people - university employees aged from 22 to 80 years old. The research design included questionnaire surveys to determine the respondents' attitude towards seeking psychological help, comparative analysis of different groups based on their actualization of the need for help, construction of a regression model to determine subjective well-being as an indicator of emotional unhealthiness, and analysis of the relationship between the need for help and its actualization. The study found that those who are aware of the need for help are more likely to seek it. However, there was some ambiguity in the correlation between emotional health indicators and the actualization of the need for help.

Key words: emotional health, subjective well-being, psychological care, emotion reflection, personality, need, mindfulness.

Введение. Условия постоянных трансформаций и кризисов, характеризующих социальную ситуацию жизнеосуществления современного человека, вызывают эмоциональное напряжение, активизируют адаптационные механизмы личности, запускают защитные реакции, в том числе патологического характера, способствуют развитию деструктивных форм эмоционального реагирования, невротических расстройств. Рефлексия негативного влияния обозначенных процессов актуализирует проблему оказания и принятия психологической помощи (ПП).

Эмоциональное здоровье (ЭЗ) является результатом эмоционального развития личности, её рефлексивных, эмпатийных и регуляционных процессов и свойств, позволяющих сохранять целостное конструктивное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и индуцировать положительно окрашенные переживания [16]. Эмоции выполняют особую интегрирующую функцию в психической организации человека, оказывая влияние на все структуры психики, и как отмечал С.Л. Рубинштейн, развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом [14]. «Невнимание» личности к собственным эмоциональным проявлениям в плане их осознанной регуляции может негативно сказаться на ЭЗ [16]. В связи с этим актуализируются проблемы исследования факторов стабилизации и сохранения ЭЗ личности в условиях транзитивного общества, апеллирующих к ее самоактуализации и самореализации [3].

Изложение основного материала статьи. Анализ ряда исследований [8; 6; 16; 18; 15] позволяет сделать вывод о том, что ЭЗ имеет свои проявления на разных системных уровнях организации здоровья человека, высшим из которых является уровень личностного здоровья, связанный с эмоциональной самоорганизацией личности. При всем многообразии выделяемых исследователями критериев ЭЗ на высшем личностном уровне его интегральными, по определению, критериями являются субъективное благополучие, способность выстраивать доверительные контакты и получать социальную поддержку, основанная на самопонимании и открытом осознанном проявлении чувств. В качестве признаков эмоционального нездоровья могут рассматриваться эмоциональное выгорание, аддикции как деструктивный уход личности от негативных травмирующих переживаний, невротические состояния, дефицит социальных связей, сопровождающийся переживанием одиночества [4]. Перечисленные проявления эмоционального нездоровья и их предикторы не всегда могут осознаваться человеком и, тем более, не каждый человек осознаёт потребность в ПЛ.

В.Н. Мясищев рассматривает потребности как «основное проявление и важнейший дифференцирующий момент в характеристике личности» [12]. Потребности являются глобальным понятием в определении человека социального, его личности, они направляют и координируют деятельность, отражают внутреннее психическое бытие [10]. В контексте психологии личности особое значение придается потребности в общении. Л.С. Выготский [9] и Л.И. Божович [5] рассматривают потребность в общении как основную в движущих силах психического и собственно личностного развития.

В русле идей А. Маелоу о «пирамиде потребностей» [11], для человека субъективно позитивной выступает любая потребность, поддерживающая субъективное благополучие, важнейшей составляющей которого являются отношения с другими людьми. Проблема заключается в том, что абсолютное большинство людей не осознает, какие потребности, желания и способы их удовлетворения могут восстановить его внутреннюю гармонию.

В контексте задач сохранения и поддержания ЭЗ личности особую актуальность приобретает актуализация и осознание потребности в 1111. Речь идёт не только о ресурсе поддержки от близкого окружения, но и о специализированной 1111, а также осознании самой возможности ее получения из вне и её принятии. Осознание потребности в 1111 - это процесс, который проходит через рефлексию своих негативных эмоциональных состояний (тревоги, страха, гнева и др.) и установок (негативной, низкой самооценки), препятствующих полноценной самореализации личности, и таким образом, является важной частью конструктивной психологической «работы» личности в плане самоорганизации ЭЗ.

Целью нашего исследования является изучение соотношения показателей эмоционального здоровья личности и осознанности её потребности в психологической помощи.

Гипотезы: 1) существуют различия в проявлениях эмоционального здоровья/ нездоровья у респондентов, осознающих или не осознающих потребность в 1111; 2) осознание потребности в 1111 имеет неоднозначную связь с показателями эмоционального здоровья личности.

Характеристика выборки. В исследовании приняло участие 389 человек - сотрудников ВУЗов г. Ставрополя, из них 275 женщин и 114 мужчин. Возраст респондентов составил от 22 до 80 лет.

Организация исследования. На первом этапе респондентов просили ответить на вопросы: «Есть ли у Вас вопросы (проблемы), по поводу которых Вы бы хотели обратиться к специалисту-психологу?», «Был ли у Вас опыт обращения к психологу?», «Что бы Вы порекомендовали своему другу/ подруге при возникновении у него/ нее проблем психологического характера?». На основе ответов на первый вопрос респонденты были поделены на две группы: 1 группа -респонденты, ответившие «Нет» (286 человек), для которых потребность в 1111 не актуальна и/ или не осознанна; 2 группа -респонденты, ответившие «Да» (103 человека), которые осознают эту потребность. На втором этапе проводилось психодиагностическое исследование с применением методик, направленных на выявление признаков эмоционального здоровья/ нездоровья: методика диагностики субъективного благополучия [17]; «Трудности личностной рефлексии эмоций» [4]; клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний [19]. На третьем этапе был проведен сравнительный анализ групп по изучаемым показателям. Применялись статистические критерии Стьюдента, Манна-Уитни, анализ описательных статистик, регрессионный анализ.

самостоятельно

к специалисту-психологу к родным или бли зким опыт обращения к психологу

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 7№о 80% 90% □ группа 2 "Да" ■ группа 1 "Нет"

Рисунок 1. Сравнительный анализ групп по наличию опыта обращения к психологу и рекомендаций близким при возникновении проблем психологического характера

В проведенном нами исследовании было обнаружено, что 26,5% сотрудников вузов испытывают и осознают потребность обращения за консультацией к специалисту-психологу; 73,5% такой потребности не осознают. Потребность обращения за консультацией к психологу может быть интерпретирована как потребность в ПП, поскольку отражает субъективную ресурсность взаимодействия с профильным специалистом при возникновении проблем психологического характера и наличие затруднений их самостоятельного разрешения. В группе осознающих потребность в 1111 женщины встречаются чаще (85%), чем в группе не осознающих такой потребности (65%). Среди осознающих потребность в 1111 чаще встречаются те, кто уже имеет опыт обращения к психологу; они реже рекомендуют обращаться за помощью к родным или близким, решать проблемы психологического характера самостоятельно и, соответственно, чаще рекомендуют обращаться в таких случаях к специалисту-психологу (рис. 1). Достоверность различий подтверждена значениями ^критерия Стьюдента при р < 0,05. Анализ показателей эмоционального здоровья/ нездоровья в группах респондентов с разным уровнем осознания потребности в 1111 обнаружил статистически достоверные различия между ними (табл. 1).

Таблица 1

Анализ различий по показателям эмоционального здоровья

Показатель группа 1 («Нет») группа 2 («Да») Уровень знач., р

Ср. зн. Ст. от. Ср. зн. Ст. от.

Субъективное благополучие 3,874 0,522 3,601 0,522 ,000

Тревога 3,480 2,455 1,685 3,553 ,000

Невротическая депрессия 2,631 3,781 -0,658 4,160 ,000

Астения 8,549 3,376 2,034 4,456 ,000

Истерический тип реагирования 3,382 3,308 0,800 3,666 ,000

Обсессивно-фобические нарушения 3,013 2,975 0,954 3,475 ,000

Вегетативные нарушения 7,731 5,795 3,414 6,405 ,000

Трудности осознания собственных чувств 3,480 2,455 7,330 2,078 ,042

Склонность использовать физиологически ориентированные защиты 7,475 2,171 8,0194 2,227 ,019

Подавление эмоций 10,888 2,512 10,194 2,686 ,021

Избегание эмоций 10,877 2,021 10,398 2,138 ,032

Группы различаются по обобщенному показателю субъективного благополучия: он выше в группе не осознающих потребность в ПЛ. По степени выраженности отдельных невротических симптомов также наблюдаются достоверные различия: негативная невротическая симптоматика в большей степени характеризует респондентов, осознающих потребность в ПЛ. Особенно ярко выражены различия по шкалам невротической депрессии, астении и вегетативных нарушений. Обращает на себя внимание высокая встречаемость в обеих группах невротической депрессии как симптома. Группы различаются и по выраженности трудностей личностной рефлексии эмоций: у респондентов, осознающих потребность в ПП, более выражены трудности осознания собственных чувств, а также склонность использовать физиологически ориентированные защиты для снятия эмоционального напряжения. В то же время, респонденты, не осознающие потребность в ПП, в большей степени склонны к осознанному подавлению эмоций и избеганию эмоций.

Для определения вклада невротических симптомов и трудностей личностной рефлексии эмоций в переживание субъективного неблагополучия - системный показатель негативных тенденций ЭЗ, мы использовали регрессионный анализ.

Таблица 2

Регрессионная модель детерминации субъективного неблагополучия

Зависимая переменная Значимые предикторы (независимая переменная) R2 t Р Р

Субъективное благополучие Шкала невротической депрессии ,378 14,254 0,586 ,00

Трудности осознания собственных чувств -2,089 -0,086 ,03

В таблице 2 представлена соответствующая регрессионная модель детерминации субъективного неблагополучия сотрудников вузов. Значение R2 (0,378) показывает, что 37,8% дисперсии переменной «субъективное благополучие» обусловлено влиянием предикторов, включенных в регрессионную модель. Стандартные коэффициенты регрессии ß позволяют интерпретировать относительную степень влияния каждого из вошедших в модель предикторов: наибольший вклад в субъективное неблагополучие вносит невротическая депрессия (ß=0,586, р<0,01); трудности осознания собственных чувств вносят существенно меньший вклад (ß= -0,086, р < 0,05).

Таким образом, в нашем исследовании показателей ЭЗ личности в контексте осознанности её потребности в ПП была подтверждена возможность использования прямых вопросов для определения этой осознанности. Респонденты, обозначившие наличие проблем, по поводу которых они испытывают желание (потребность) обратиться к специалисту-психологу, часто уже имеют соответствующий опыт и рекомендуют в таких случаях и своим друзьям использовать эту возможность, что дополнительно свидетельствует об осознании их потребности в ПП. Обнаруженная в нашем исследовании более высокая встречаемость женщин среди осознающих потребность в ПП является ожидаемой, поскольку подтверждена данными других психологических и социологических исследований. Так, в исследованиях H.A. Антоновой с соавторами, A.A. Нестеровой с соавторами отмечается более высокий уровень доверия и готовности к обращению за ПП у девушек-студенток, чем у юношей [2; 14]. В исследованиях В.О. Аникиной с соавторами определена склонность мужчин, даже при высокой оценке тяжести эмоционального состояния, отрицать необходимость ПП [1].

Однако, осознание потребности в ПП имеет неоднозначную связь с показателями ЭЗ личности. Люди, осознающие потребность в ПП, характеризуются более низкими показателями удовлетворенности жизнью и ощущения счастья, имеют более выраженные тенденции к формированию невротических состояний, а также ряд затруднений личностной рефлексии эмоций, связанных с осознанием собственных чувств, их влияния на поведение и деятельность, с использованием лекарственных препаратов и других веществ (алкоголь, никотин), «заедания» и физических нагрузок для снижения эмоционального напряжения без осознанного пребывания в эмоции. В тоже время, сознательное избегание эмоций, как отказ от переживаний, обладающих высоким аффективным зарядом, и подавление эмоций, как осознанное стремление не показывать свои эмоции и их подавление волевым усилием, более выражены в группе, для которой потребность обращения за ПП не актуальна. Избегание и подавление эмоций - это прогностически негативные процессуальные тенденции для ЭЗ личности, поскольку они затрудняют конструктивную переработку эмоций, способствуют накоплению эмоционального напряжения (в случае подавления) и снижают адаптивный потенциал личности (в случае избегания). Избегание и подавление эмоций сопряжено с минимизацией сознательного контакта с ними, и это игнорирование собственного состояния проявляется недостаточной актуализацией потребности в ПП.

Предикторами снижения субъективного благополучия, рассматриваемого нами вслед за Л.В. Тарабакиной [16] и М.В. Сокольской [15] в качестве системного критерия ЭЗ личности, согласно построенной нами эмпирической модели детерминации выступают затруднения в распознании и описании собственных эмоций, а также невротическая депрессия, проявляющаяся продолжительным плохим настроением, ощущением упадка сил, снижением интереса к происходящим событиям, вегетативной дистонией [19]. С учетом выше сказанного, можно предполагать, что недостаточное понимание собственных эмоциональных состояний и переживание ситуационно обусловленного депрессивного эпизода у респондентов, для которых актуальна возможность обращения за ПП, приводят к ощущению неудовлетворенности жизнью и отсутствия счастья, однако не снижают критичности оценок собственного состояния (это основное отличие невротических состояний) [7], что проявляется в осознании потребности в ПП.

Выводы. Полученные в исследовании результаты позволяют говорить о неоднозначном соотношении проявлений эмоционального нездоровья с актуализацией в сознании потребности обращения за ПП. На уровне снижения субъективного благополучия вследствие переживания невротического состояния, чаще депрессивного характера, сохраняется способность человека адекватно и критично воспринимать происходящее, оценивать свое состояние, анализировать причины его возникновения и обдумывать пути его стабилизации, в том числе с использованием профессиональной психологической помощи. Отсутствие явной негативной динамики субъективного благополучия может быть сопряжено с неэкологичным отношением и отсутствием сознательного контакта с миром собственных эмоций. В этом случае потребность в психологической поддержке или психологической помощи может быть не актуальна и/ или не осознанна.

Литература:

1. Аникина, В.О. Субъективные факторы обращения за психологической помощью мужчин / В.О. Аникина, А.Г. Попова, Н.Л. Васильева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №5. - С. 1-18

2. Антонова, H.A. Запрос на психологическую помощь у студентов педагогического вуза / H.A. Антонова, К.Ю. Брицян, Л.А. Цветкова // Психология человека в образовании. - 2021. - №2. - С. 208-217

3. Белашева, ИВ. Эмоциональные компетенции как фактор поддержания эмоционального здоровья медицинских работников / И.В. Белашева, М.И. Плугина, МЛ. Бсаян, Н.В. Осипова // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. -2023. -№2S. - С. 29-37

4. Белашева, И.В. Эмоциональное здоровье личности: методика измерения трудностей личностной рефлексии эмоций / И.В. Белашева, П.Е. Ермаков // Российский психологический журнал. - 2023. - №3. - С. 66-96

5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968.-278 с.

6. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье личности как феномен / И.В. Дубровина // Гуманизация образования. -2022. -№4. -С.35-42

7. Карвасарский, Б.Д. Неврозы: руководство для врачей / Б.Д. Карвасарский. - Москва: Медицина. - 1990. - 576 с.

8. Кравцова, H.A. Международная научно-практическая конференция / H.A. Кравцова, Б.С. Братусь, Г.В. Залевский Международная научно-практическая конференция «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. - 2011. - №5. - URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 02.05.2024)

9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - Москва: АПН РСФСР, 1956.-520 с.

10. Корнеенков, С.С. Психология потребностей, их дуальность и гармоничное развитие личности / С.С. Корнеев // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 1998. -№3. - С. 116-127

11. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - Москва: Рефл - бук, Ваклер, 1997. - 304 с.

12. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев. -Москва: Академии педагогических наук РСФСР // Психологическая наука в СССР. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959-1960. - Часть 2: Психологическая наука в СССР. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - С. 110-125

13. Нестерова, A.A. Структурно-содержательные характеристики социальных представлений студентов о психологической помощи / A.A. Нестерова, М.А. Есипов // Российский психологический журнал. - 2021. - №3. - С. 115-129

14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.

15. Сокольская, М.В. Субъектная активность как условие личностного здоровья / М.В. Сокольская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №62. - С. 293-303

16. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования / Л.В. Тарабакина // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №8. - С. 250-252

17. Шамионов, P.M. Методика диагностики субъективного благополучия личности / P.M. Шамионов, Т.В. Бескова // Психологические исследования. -2018. -№60. -С. 8.

18. Шувалов, A.B. Психологическое здоровье и образование человека / A.B. Шувалов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - №1,- С. 8-18

19. Яхин, К.К. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний / К.К. Яхин, Д.М. Менделевич //Казанский медицинский журнал. - 1978. -№4. - С. 51-53

Психология

УДК 159.9

студент Бердюгина Екатерина Юрьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат психологических наук Вержицкая Елена Николаевна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация. В статье рассматривается актуальность изучения взаимосвязи профессионального выгорания с локусом контроля и профессиональной мотивацией сотрудников МВД. В статье присутствует профессиографический анализ деятельности сотрудников МВД, теоретические представления о профессиональном выгорании. Представлены результаты диагностики основных психологических явлений исследования у 42 сотрудников управления МВД по г. Новокузнецку. Выделено преобладание экстернального локуса контроля. Продемонстрированы результаты диагностики профессионального выгорания. Определена наиболее значимая профессиональная мотивация сотрудников МВД. Корреляционный анализ показал наличие значимой взаимосвязи между общим показателем профессионального выгорания и интернальностью, а также мотивацией на хорошие условия, креативность, высокую зарплату, совершенствование и сложные цели.

Ключевые слова: локус контроля, уровень субъективного контроля, профессиональное выгорание, профессиональная мотивация, сотрудники МВД, профессиограмма.

Annotation. The article discusses the relevance of studying the relationship between professional burnout and the locus of control and professional motivation of employees of the Ministry of Internal Affairs. The article contains a professional analysis of the activities of employees of the Ministry of Internal Affairs, theoretical ideas about professional burnout. The results of diagnostics of the main psychological phenomena of the study among 42 employees of the Ministry of Internal Affairs of Novokuznetsk are presented. The predominance of the external locus of control is highlighted. The results of diagnosing professional burnout are demonstrated. The most significant professional motivation of employees of the Ministry of Internal Affairs has been determined. Correlation analysis showed a significant relationship between the general indicator of professional burnout and internality, as well as motivation for good conditions, creativity, high salaries, improvement and challenging goals.

Key words: locus of control, level of subjective control, professional burnout, professional motivation, employees of the Ministry of Internal Affairs, professiogram.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудников министерства внутренних дел (МВД) в большинстве профессиональных ситуаций сопровождается эмоциональным напряжением различной интенсивности. Специфика данной профессиональной деятельности определяется высоким риском рабочих ситуаций, строгой формальностью и регламентацией, сложным рабочим графиком: нередки случаи переработок, вызовов в ночное время, выходные дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.