Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уманская Елена Геннадьевна, Шерстнева Кристина Владимировна

Статья посвящена проблемному полю исследования эмоциональной зрелости как основы гармоничного профессионального личностного развития, сосредоточению внимания на внутреннем содержании эмоциональной сферы личности студента, будущего профессионала, сквозь призму которой высвобождается его внутренний потенциал. В данной статье эмоциональная зрелость рассматривается в качестве компонента личностной зрелости, обладающего уникальной структурой и поддающегося операционализации. Авторами были обозначены такие компоненты эмоциональной зрелости как эмпатия, способность к рефлексии, эмоциональная гибкость, ответственность, контроль и распознавание эмоций. Описаны результаты проведённого исследования эмоциональной зрелости студентов педагогического вуза. Для реализации исследования был использован комплекс психодиагностических методик, позволивший изучить эмоциональную зрелость личности студентов и сделать вывод об уровне выраженности ее компонентов. Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для теоретического представления феномена эмоциональной зрелости и послужить основанием для формирования вектора дальнейших исследований по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уманская Елена Геннадьевна, Шерстнева Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL MATURITY OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the problem field of the study of emotional maturity as the basis for harmonious professional personal development, focusing on the inner content of the emotional sphere of the student's personality, the future professional, through the prism of which his inner potential is released. In this article, emotional maturity is considered as a component of personal maturity, which has a unique structure and amenable to operationalization. The authors identified such components of emotional maturity as empathy, the ability to reflect, emotional flexibility, responsibility, control and recognition of emotions. The results of the study of the emotional maturity of students of a pedagogical university are described. For the implementation of the study, a complex of psychodiagnostic techniques was used, which made it possible to study the emotional maturity of the students' personality and draw a conclusion about the level of severity of its components. The results obtained in the course of the study may be of interest for the theoretical presentation of the phenomenon of emotional maturity and serve as the basis for the formation of a vector for further research on this issue.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Эмоциональная зрелость студентов педагогического ВУЗа Emotional maturity of students of a pedagogical university

Уманская Елена Геннадьевна.

Кандидат психологических наук, Доцент, Московский педагогический государственный университет,

Россия, Москва. e-mail для связи elena.umanskaya@mail.ru

Umanskaya Elena Gennadevna.

PhD in Psychology,

Associate Professor, Moscow State Pedagogical University,

Russia, Moscow.

e-mail elena.umanskaya@mail.ru

Шерстнева Кристина Владимировна.

Магистр,

Московский педагогический государственный университет,

Россия, Москва. e-mail для связи sherstyowa@gmail.com

Sherstneva Kristina Vladimirovna.

Master,

Moscow State Pedagogical University, Russia, Moscow. e-mail sherstyowa@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена проблемному полю исследования эмоциональной зрелости как основы гармоничного профессионального личностного развития, сосредоточению внимания на внутреннем содержании эмоциональной сферы личности студента, будущего профессионала, сквозь призму которой высвобождается его внутренний потенциал. В данной статье эмоциональная зрелость рассматривается в качестве компонента личностной зрелости, обладающего уникальной структурой и поддающегося операционализации. Авторами были обозначены такие компоненты эмоциональной зрелости как эмпатия, способность к рефлексии, эмоциональная гибкость, ответственность, контроль и распознавание эмоций. Описаны результаты проведённого исследования эмоциональной зрелости студентов педагогического вуза. Для реализации исследования был использован комплекс психодиагностических методик, позволивший изучить эмоциональную зрелость личности студентов и сделать вывод об уровне выраженности ее компонентов. Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для теоретического представления феномена эмоциональной зрелости и послужить основанием для формирования вектора дальнейших исследований по данной проблематике.

Annotation.

The article is devoted to the problem field of the study of emotional maturity as the basis for harmonious professional personal development, focusing on the inner content of the emotional sphere of the student's personality, the future professional, through the prism of which his inner potential is released. In this article, emotional maturity is considered as a component of personal maturity, which has a unique structure and amenable to operationalization. The authors identified such components of emotional maturity as empathy, the ability to reflect, emotional flexibility, responsibility, control and recognition of emotions. The results of the study of the emotional maturity of students of a pedagogical university are described. For the implementation of the study, a complex of psychodiagnostic techniques was used, which made it possible to study the emotional maturity of the students' personality and draw a conclusion about the level of severity of its components. The results obtained in the course of the study may be of interest for the theoretical presentation of the phenomenon of emotional maturity and serve as the basis for the formation of a vector for further research on this issue.

Ключевые слова: эмоциональная зрелость, эмоциональный интеллект, зрелость личности, рефлексивность, студенчество, эмоциональная саморегуляция.

Key words: emotional maturity, emotional intelligence, personality maturity, reflexivity, student body, emotional self-regulation.

Гуманистический курс на всестороннее развитие личности, предоставление свободы внутриличностного потенциала и создание необходимых условий для его реализации, ярко читается в современных образовательных стандартах. Студенчество - своеобразная ступень взросления, которая неизбежно сопровождается критическим переломом в жизни личности [1].

Интеллектуальный и эмоциональный компоненты обучения составляют неразрывное единство: студенты в период обучения в вузе могут проявлять черты эмоциональной нестабильности и незрелости, впадать в депрессивные и тревожные состояния, испытывать одиночество, неуверенность в себе - все эти трудности неизбежно оставляют отпечаток на профессиональном и личностном развитии [2]. Данная тема представляет ценность для акцентирования внимания на гуманистической ценности образования - заботе о гармоничном эмоциональном развитии личности.

Целью исследования выступала изучение эмоциональный зрелости студентов педагогического вуза.

В соответствии с проблемным полем исследования был выдвинут ряд гипотез.

Общая гипотеза: уровни развития компонентов эмоциональный зрелости студентов педагогического и непедагогического вузов имеют различия.

Частные гипотезы:

1. Студенты педагогического вуза обладают более выраженной способностью к эмпатии и рефлексии, а также более высоким уровнем эмоциональной лабильности, нежели студенты непедагогического вуза.

2. У студентов педагогического вуза преобладает интернальный уровень субъективного контроля.

3. У студентов 1 курса ниже уровни развития компонентов эмоциональной зрелости, чем у студентов 4 -5 курсов.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются:

1. Идея Л.С. Выготского об единстве аффекта и интеллекта, которая прослеживается в положениях:

1. Единство аффекта и интеллекта проявляется в взаимосвязи этих феноменов на протяжении всего психического развития личности;

2. Каждому этапу в развитии мышления соответствует этап в развитии аффекта и связь является непрерывно изменяющейся [3].

2. Определение в рамках гуманистической парадигмы эмоциональной зрелости как определённого уровня развития личности взрослого человека, которая характеризуется открытостью эмоциональному опыту, осознанием собственных чувств, развитой эмоциональной регуляцией, а также способностью к рефлексии собственных эмоций и эмпатии (А. Маслоу, К. Роджерс).

3. Идея Б.Г. Ананьева об определении студенчества как периода активного развития взрослого человека, сензитивного к этапу интеллектуального развития и профессионального становления, на протяжении которого формируются нравственные и этические нормы, проявляется самосознание и осуществляется стабилизация характера личности [4].

Как и в случае с личностной зрелостью, отечественные и зарубежные исследователи выдвигают собственные доводы относительно специфики эмоциональной зрелости личности в соответствии с теоретико-методологической базой конкретного направления психологии. В общем и целом, эмоциональную зрелость рассматривают в качестве составного компонента личностной зрелости, но обладающего уникальной структурой, поддающейся отдельному исследованию. Именно поэтому в нашем исследовании первоначально был проведен анализ теоретических воззрений зарубежных и отечественных ученых относительно феномена личностной зрелости, и далее на основе полученных результатов понятие «эмоциональная зрелость» было операционализировано.

Для нашего исследования особенный интерес представляет подход М.А. Пивень, реализованный в контексте направления гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь и др.), выбранного в качестве методологической основы данной работы [5]. Здесь эмоциональная зрелость личности - одна из характеристик полноценно функционирующей личности, которая открыта своим переживаниям и реализует свой уникальный эмоциональный опыт. Важно отметить, что в данном подходе эмоциональная зрелость рассматривается как тенденция к самоактуализации личности.

Данная модель эмоциональной зрелости в рамках гуманистического подхода представлена комплексом компонентов, такими как эмоциональная саморегуляция, эмоциональная экспрессивность, рефлексия эмоций, эмпатия и принятие собственных эмоций, которые взяты нами за основу операционализации предмета исследования. Были выделены такие компоненты эмоциональной зрелости как способность к рефлексии, эмпатия, эмоциональная гибкость, ответственность, контроль и распознавание эмоций. Таким образом, эмоциональная зрелость рассматривается в качестве многокомпонентного феномена.

Выделение отдельных «внутренних» компонентов эмоциональной зрелости личности и их исследование является наиболее важным шагом для понимания обозначенного феномена как целостного, сбалансированного уровня развития личности взрослого человека в достижении психоэмоционального благополучия и здоровья, вопросы о которых особенно актуальны в контексте исследуемого нами возраста и социальной группы студенчества педагогического вуза [6].

В исследовании приняло участие 120 респондентов - 60 студентов Московского педагогического государственного университета (МШУ) и 60 студентов Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (РХТУ) очных форм обучения. Каждая группа студентов была разделена на 4 равные группы по 15 человек в соответствии с курсом обучения: 1,2,3 и 4-5 курсы. Для проведения исследования нами были использованы: опросник рефлексивности А.В. Карпова, тест эмоционального интеллекта Н. Холла, опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда.

Рисунок 1. Возрастной контингент студентов МПГУ и РХТУ

В группе студентов МПГУ 68% респондентов в возрасте 20-30 лет, 17% - менее 20 лет, 12% в возрасте 31-40 лет и 3% респондентов в возрасте более 40 лет.

В группе студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева 78% респондентов в возрасте 20-30 лет, 19% - менее 20 лет, 3% в возрасте 31-40 лет и респондентов в возрасте более 40 лет в выборке студентов непедагогического вуза не представлено. Таким образом, большая часть студентов, принявших участие в исследовании, соответствуют возрастной группе молодости.

89% респондентов МШ У - учащиеся направлений «Психология», «Педагогическое образование» института педагогики и психологии и 11% - направления «Филология» института иностранных языков. В свою очередь, 92% респондентов РХТУ им. Д.И. Менделеева - учащиеся направления «Химическая технология», факультета нефтегазохимии и полимерных материалов и 8% - направлений «Фундаментальная и прикладная химия» и «Биотехнология» факультета химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов.

В ходе эмпирической части нашего исследования было выявлено отсутствие различий между уровнем развития рефлексивности студентов МИТУ и РХТУ в целом и у студентов младших и старших курсов.

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа различий уровня развития рефлексивности студентов

педагогического и непедагогического вузов

Средние значения и-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости (р), п=120

МПГУ РХТУ

Уровень развития рефлексивности 126,4 127,3 1882,5 0,657

* - различия статистически достоверны (р<0,05)

Подобные результаты могут быть связаны с фактическим отсутствием влияние фактора направленности обучения на способность к рефлексии. Обучение в вузах осуществляется по единым образовательным стандартам, поэтому, может быть, что способность к рефлексии - это способность, ядром активизации которой является внутренняя позиция личности, а не внешние условия в лице университета.

У двух групп студентов рефлексивность выражена на среднем уровне, что о говорит средней, достаточной склонности размышлять над своим психическим состоянием, обращать сознание на самого себя.

: ■! I

Рисунок 2. Процентное соотношение уровней развития рефлексивности студентов педагогического и не

педагогического вузов

Интегративный уровень эмоционального интеллекта большинства студентов МПТУ и РХТУ находится в зоне низких значений и различий между уровнями студентов разных вузов выявлено не было. Люди с низким эмоциональным интеллектом неспособны контролировать эмоциональные переживания, транслировать эмпатийные установки, лабильно эмоционально реагировать на смену ситуации.

РХТУ

МПГУ

53.33 38.33 8.33

38,3 35 6.67

20

I Низкий уровень

40

60

Проценты,

80

100

120

■ Средний уровень

высокий уровень

Рисунок 3. Процентное соотношение уровней развития компонентов эмоционального интеллекта студентов

педагогического и непедагогического вузов

У студентов педагогического и непедагогического вузов не развито такое свойство, как эмоциональная гибкость (шкала «Управление эмоциями» теста ЕР). Это оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности и устойчивости, тугоподвижность эмоциональных процессов тормозит эмоциональное созревание личности.

Кроме того, существуют различия между студентами 2 групп по субшкале «Самомотивация». Иными словами, у студентов МПГУ ниже способность произвольной регуляции собственных эмоциональных состояний, им более свойственны импульсивные эмоциональные реакции под влиянием случая.

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа различий показателей субшкал теста EQ Н. Холла среди

студентов педагогического и непедагогического вузов

и Р, п=120

Субшкала теста Е<3 Н. Холла МПГУ РХТУ

Распознавание эмоций 1665,5 0,481

Самомотивация 2306 0,008*

Эмпатия 1725,5 0,991

Управление эмоция ми 2068 0,16

Эмоциональная осведомленность 1799 0,998

*- различия статистически достоверны (р<0,05)

Также можно сделать вывод об отсутствии различий баллов субшкал теста Ер студентов педагогического и непедагогического вузов 1 и 4-5 курсов.

Студенты педагогического вуза обладают интернальным уровнем субъективного контроля, равно как и студенты непедагогического вуза. Показатель локуса контроля является одним из важнейших составляющих определения феномена зрелости, в том числе, и эмоциональной. Общий уровень интернальности у студентов МПГУ и РХТУ 1 и 4-5 курсов не имеет различий, что может свидетельствовать об отсутствии влияния фактора обучения в вузе на способность личности принимать на себя ответственность.

Так, составляя целостное представление об эмоциональной зрелости студентов, можно говорить о достаточной сформированности у молодых людей способности к самоанализу переживаний.

Достаточный уровень развития эмпатийных способностей становится для будущего специалиста надежной основой для познания эмоциональных переживаний воспитанников, создания адекватных условий для комплексного формирования у них знаний [7].

Интернальный уровень субъективного контроля студентов педагогического вуза характеризует их как сфокусированных на эмоциях, принимающих на себя ответственность за их проявления и готовых оказать эмоциональную поддержку. Как эмоционально зрелого человека можно охарактеризовать человека, чей локус контроля сконцентрирован во внутренней сфере.

Тибкость и контроль эмоций заслуживают особенного внимания, потому что являются «слабым местом» эмоциональности студентов-педагогов и могут препятствовать их профессиональному становлению, так как данное направление работы неизбежно сопряжено с высокой эмоциональной отдачей и моральной ответственностью.

Так, молодые люди обладают достаточной способностью к рациональной оценке своих эмоциональных состояний и проявлений, но, в силу возрастных особенностей или иных причин, недостаточно ещё себя контролируют и неохотно подстраиваются под смену ситуации. Студентов педагогического вуза можно охарактеризовать как достаточно эмоционально зрелых личностей, чьи эмоциональные состояния могут претерпевать значительные колебания.

Таким образом, общая гипотеза нашего исследования о различиях уровней развития компонентов эмоциональный зрелости студентов педагогического и непедагогического вузов, частично получила подтверждение.

Опровержение ряда частных гипотез может послужить основанием для пересмотра системы обучения будущих педагогов и привлечения внимания к проблемам эмоциональной сферы студентов. Практические результаты исследования доказывают необходимость осуществления со студентами педагогического вуза комплексной психологической работы в рамках обучения: над воспитанием эмоциональной гибкости и формированием установок эмоционально зрелой личности.

Теоретическая значимость данной работы заключена в том, что исследование феномена эмоциональной зрелости является довольно новой и неразработанный темой в современной психологической науке, так как не имеет однозначного определения. Толкование исследуемого феномена с точки зрения разных теоретических подходов позволит выделить критерии эмоциональной зрелости студентов, механизмы и условия ее формирования для определения вектора дальнейших исследований по данной проблематике.

Практическая значимость нашей работы сосредоточена на перспективной возможности применения результатов исследования в психологическом сопровождении личности студента в период обучения в ВУЗе, например, в работе психологической службы высшего учебного заведения и составлении образовательных программ с учетом вышеупомянутых особенностей возраста и исследуемого нами феномена.

Список используемой литературы:

1. Горшков Е.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. - 2017. - № 23. - С. 51-55.

2. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического Вуза // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 1(22). - С. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология. - М.: «Педагогика-Пресс», 1996. - С. 117-178.

4. Ананьев Б.Т. Человек как предмет познания. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - С. 167.

5. Афонина Е.И. Современные представления об эмоциональной зрелости личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 4-6. - С. 98-101.

6. Выходцева В.Н. Феномен эмоциональной зрелости, как важный аспект самосознания личности // Проблемы педагогического образования. - 2004. - Вып. 1. - С. 123-126.

7. Бажук О.В., Пузеп Л.Г. Активизация ресурсов психологического здоровья студентов педагогического вуза // КПЖ. - 2017. - №3 (122). - С. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.