Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЕЦ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Нина Федоровна, Сойко Елена Викторовна

Статья посвящена исследованию роли эмоциональной устойчивости в детерминации профессионального стресса в управленческой деятельности. Описана специфика управленческой деятельности. Обращается внимание на специфику рассмотрения феномена профессионального стресса в современной науке. Раскрываются основные подходы к определению понятия «эмоциональная устойчивость». Цель исследования заключается в изучении роли эмоциональной устойчивости в детерминации профессионального стресса в управленческой деятельности. Исследование проводилось на базе государственных учреждений дорожной отрасли Ставропольского края. В нем приняли участие 103 управленца среднего звена в возрасте от 30 до 55 лет. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии связи между эмоциональной устойчивостью личности и профессиональным стрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL STABILITY IN THE DETERMINATION OF OCCUPASSIONAL STRESS IN MANAGERIAL ACTIVITIES

The article is devoted to the study of the role of emotional stability in the determination of occupational stress in managerial activity. The peculiar features of managerial activity are described. The authors drew attention to the specifics of consideration of the phenomenon of occupational stress in modern science. The main approaches to the definition of the concept of «emotional stability» are revealed. The purpose of the research is to study the role of emotional stability in the determination of occupational stress in managerial activity. The research was conducted on the basis of state institutions of the road industry of the Stavropol Territory, 103 middle managers aged 30 to 55 years participated in the survey. The findings obtained allow us to conclude that there is a connection between the emotional stability of the individual and occupational stress.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

- Telegram (100%);

- WhatsApp (73,7%);

- Discord (42,1%).

63,2% респондентов утверждают, что за последние 12 месяцев их знакомые, друзья сталкивались с издевательствами, оскорблениями и грубостью в свой адрес в интернете или личных сообщениях, 31,6% - не могут дать достоверную информацию и только 5,3% дали отрицательный ответ. Более 50% опрошенных сами являлись жертвами кибербуллинга, 47,4% - выступали в роли агрессоров.

Результаты теста самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) показали удовлетворительный уровень стрессоустойчивости у группы респондентов - 18,4 баллов.

Анализ эмпирических данных по тесту диагностики копинг-стратегий Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и

B.М. Ялтонский) показал, что чаще всего среди студенческой молодежи преобладает копинг-стратегия «поиск социальной поддержки».

Средние показатели выбора подходящего совладающего поведения:

- «поиск социальной поддержки» (23,1);

- «разрешение проблем» (22,4);

- «избегание проблем» (21,5).

Важно отметить, такой способ совладания, как «избегание проблем» замыкает данный список. Это говорит о том, что студенческая молодежь в настоящее время склонна не откладывать решение каких-либо сложных ситуаций и берут ответственность за происходящее на себя, действуя не в роли жертвы, а с позиции силы.

Выводы. В наши дни, как никогда, актуальная проблема киберзапугивания, а также выбора эффективной копинг-стратегии в нестандартной ситуации. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сделать вывод о взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и выбором эффективного совладающего поведения в ситуации кибербуллинга. Группа респондентов показала удовлетворительный уровень стрессоустойчивости, что полностью объясняет выбор копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», поскольку на этом уровне достаточно сложно полностью взять на себя ответственность и самостоятельно прийти к положительному решению сложной ситуации. Именно поэтому студенческая молодежь находит выход в коллективном поиске решения какой-либо проблемы, возникшей в сети Интернет.

Литература:

1. Аскарова, Г. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях / Г. Аскарова, Э.З. Усманова // SCIENTIFIC PROGRE. - Volume: 1. - ISSUE: 5. - 2021. - С. 308-316.

2. Бочкарева, Е.В. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга / Е.В. Бочкарева, Д.А. Стренин // Всероссийский криминологический журнал. - 2021. - № 1. - Т. 15. - С. 91-97.

3. Гадаборшева, З.И. Особенности проявления стрессоустойчивости у школьников и студентов в процессе обучения / З.И. Гадаборшева, Ш.И. Булуева, М.Р. Бекова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85).- С. 375-376.

4. Дейнека, О.С. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций / О.С. Дейнека, Л.Н. Духанина, А.А. Максименко // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 273-292.

5. Копылова, О.П. Кибербуллинг в современных условиях: возможности правового регулирования / О.П. Копылова,

C.В. Медведева, Ю.В. Калашникова // Право: история и современность. - 2021. - № 1(14). - С. 97-103.

6. Колодезникова, М.В. Кибербуллинг и его психологические последствия / М.В. Колодезникова, Е.В. Николаев // The Scientific Heritage. - 2020. - № 56. - С. 52-54.

7. Куралева, О.О. Стресс и депрессия в современном мире / О.О. Куралева, В.А. Лушников // Проблемы педагогики. -

2020. - №1. - С. 55-56.

8. Разуваева, Т.Н. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера / Т.Н. Разуваева, М.А. Чуйкова, К.Е. Маслова // The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal. - №1(26)

2021. - С. 14-18.

9. Самвелян, Ф.Г. Стрессоустойчивость личности как психологический феномен / Ф.Г. Самвелян, Н.А. Кора // StudNet. - 2020. - №3. - С. 141-146.

10. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Инфра-М, 2002. - 125 с.

Психология

УДК159

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); магистрант 2-го курса Сойко Елена Викторовна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли эмоциональной устойчивости в детерминации профессионального стресса в управленческой деятельности. Описана специфика управленческой деятельности. Обращается внимание на специфику рассмотрения феномена профессионального стресса в современной науке. Раскрываются основные подходы к определению понятия «эмоциональная устойчивость». Цель исследования заключается в изучении роли эмоциональной устойчивости в детерминации профессионального стресса в управленческой деятельности. Исследование проводилось на базе государственных учреждений дорожной отрасли Ставропольского края. В нем приняли участие 103 управленца среднего звена в возрасте от 30 до 55 лет. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии связи между эмоциональной устойчивостью личности и профессиональным стрессом.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессиональный стресс, управленческая деятельность, управленец среднего звена, личность.

Annotation. The article is devoted to the study of the role of emotional stability in the determination of occupational stress in managerial activity. The peculiar features of managerial activity are described. The authors drew attention to the specifics of consideration of the phenomenon of occupational stress in modern science. The main approaches to the definition of the concept of «emotional stability» are revealed. The purpose of the research is to study the role of emotional stability in the determination of

occupational stress in managerial activity. The research was conducted on the basis of state institutions of the road industry of the Stavropol Territory, 103 middle managers aged 30 to 55 years participated in the survey. The findings obtained allow us to conclude that there is a connection between the emotional stability of the individual and occupational stress.

Key words: emotional stability, occupational stress, managerial activity, middle manager, personality.

Введение. Профессиональный стресс является одним из вызовов современного общества с его высоким уровнем конкуренции и динамизмом. Без сомнения, профессиональный стресс оказывает особое влияние на руководителей разных уровней. При этом профессиональная деятельность управленцев среднего звена более эмоционально насыщенная и напряженная по сравнению с вышестоящим руководством, поскольку зачастую им делегируется часть функций последнего, помимо реализации функций непосредственного управления структурными подразделениями организации. Зачастую последствия профессионального стресса оказывают разрушительное физическое, психологическое и социальное воздействие на человека, приводят к профессиональным и личностным деформациям. Минимизация последствий стресса у субъектов управленческого труда особенно актуальна в современных условиях социальной и экономической нестабильности.

Индивидуальная реакция на стресс модерируется различными механизмами, определяющими силу воздействия стрессора на человека. Исследования показывают, что различные личностные характеристики особенно вовлечены в эмоциональную оценку ситуации и играют существенную роль в восприятии стресса и реакции на него. Именно поэтому значение личностных особенностей индивида в генезисе и преодолении стресса не вызывает сомнения у современных исследователей. И в то же время именно особенности взаимосвязи характеристик эмоциональной реактивности и личности, роль личностной детерминации в развитии стресса являются наименее изученными и привлекают к себе повышенное внимание.

Эмоциональная устойчивость (стабильность) личности - одна из ключевых предпосылок успешного решения основных жизненных задач, а также сохранения психического и физического здоровья, которой посвящены многие современные психологические исследования.

Изложение основного материала статьи. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности принципиально отличающейся от прочих ее видов и выражается в реализации универсальных управленческих функций -планировании, прогнозировании, мотивировании, принятии решений, контроля и др.

Характерной особенностью управленческого труда выступает многоплановость и сложность решаемых задач, недостаточный или избыточный объем властных полномочий, повышенная интенсивность рабочей нагрузки, необходимость принятия решений в условиях ограниченного временного ресурса, конфликтность коммуникаций.

Специфика управленческой деятельности проявляется в повышенных требованиях, предъявляемых к профессионализму и личности управленца, позволяющим ему успешно функционировать в условиях профессиональной среды. В научной литературе управленческая деятельность характеризуется высоким уровнем стрессогенности.

Совместный отчет Европейского фонда улучшения условий жизни и труда и Европейского агентства по безопасности и гигиене труда показал, что 25% работников испытывают стресс, связанный с работой, при этом интенсивность труда упоминалась в качестве ключевого фактора стресса. Почти 80% управленческого персонала заявили, что испытывают профессиональный стресс, и более половины считают своей главной проблемой нехватку времени. Примерно каждый четвертый работник сообщил о неблагоприятных последствиях для здоровья, вызванных работой [3].

Согласно статистическим данным экономический ущерб, наносимый профессиональным стрессом, обходится странам Евросоюза в 26,47 млрд. долларов США в год [3].

Влияние профессионального стресса на работоспособность и благополучие сотрудников, а также на организационные результаты, такие как производительность труда и текучесть кадров выделило его в качестве актуальной научной проблемы современности.

На сегодняшний день не существует единого и общепризнанного определения понятия «профессиональный стресс». Например, Всемирная организация здравоохранения определяет профессиональный стресс как стресс, с которым люди сталкиваются в ответ на требования к работе и различные виды давления, не соответствующие их уровню знаний и способностей и которые, таким образом, ставят под сомнение их способность справляться с трудностями [1, С. 4].

Согласно Т.А. Бир и Дж.Э. Ньюман профессиональный стресс - это ситуация, возникающая в результате взаимодействия людей и их профессиональной среды и характеризующаяся внутриличностными изменениями, которые вынуждают их отклоняться от нормального функционирования [5, С. 531].

Самоукина Н.В. рассматривает профессиональный стресс как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью [2].

Обобщая приведенные определения можно констатировать, что профессиональный стресс - это состояние, вызванное ситуациями на рабочем месте, негативно влияющими на производительность труда сотрудников и их общее самочувствие.

Специфика понятия «профессиональный стресс» заключается в отражении причин, проявлений и последствий стрессового состояния, возникающего при осуществлении различных видов профессиональной деятельности.

Исследования показали, что существуют многообразные фундаментальные причины, способствующие возникновению профессионального стресса, такие как, чрезмерная рабочая нагрузка, внутриорганизационные конфликты, двусмысленность ролей, неудовлетворенность работой и т.д. (Suleman et al., 2018). По данным Американского института стресса (2017) основные причины профессионального стресса включают в себя несправедливое обращение, продолжительный рабочий день, недостаточное признание или вознаграждение за выполненную работу, отсутствие профессиональной стабильности, организационную политику и, в частности, высокие требования для достижения целей без достаточных полномочий или ресурсов [5].

Вместе с тем многие ученые сходятся во мнении, что личность также играет важную роль в выражении симптомов, связанных с профессиональным стрессом. Поэтому, на наш взгляд, значительный интерес представляют исследования индивидуальных особенностей личности в детерминации такого феномена как профессиональный стресс.

Изначально проблематика детерминации личностных качеств и стресса изучалась в контексте развития психологического стресса и подробно освящена в трудах Бодрова В.А.

В фокусе внимания ученых, занимающихся изучением причин возникновения профессионального стресса, первоначально находились объективные условия его возникновения, впоследствии же их научный интерес сосредоточился на личностных особенностях и характеристиках субъекта труда.

Ведущую роль в развитии профессионального стресса большинство современных авторов отдают психологическим факторам, связанным с индивидуально-личностными особенностями человека.

Видные теоретики зарубежной науки в области изучения личности (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк,

Р. МакКрае, П. Коста и др.) описывают ее структуру в виде пирамиды, в основание которой помещаются обобщенные характеристики - факторы, являющиеся общими особенностями в структуре личности. В 1963 году Уорэн Норман первым идентифицировал наряду с экстраверсией, конформностью, сознательностью и открытостью новому опыту эмоциональную стабильность как одну из пяти фундаментальных характеристик, по мнению большинства ученых, в большей или меньшей степени представленных в каждой личности. Диада «эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность» - это один из основных параметров личности в модели Р. МакКрае - П. Коста.

Немало исследований посвящено изучению взаимосвязи профессионального стресса и таких свойств личности как экстраверсия, психотизм и невротизм. Установлено, что психотизм и невротизм имеют положительную связь с профессиональным стрессом, в то время как экстраверсия отрицательно связана со стрессом. Экстраверсия является предиктором профессионального стресса, поскольку формирует у человека склонность к конструктивным чувствам. Психотизм и невротизм обусловливают склонность личности к переживанию нежелательных чувств, и эта склонность способствует возникновению и развитию профессионального стресса. Несмотря на активно ведущиеся научные разработки по исследуемой проблеме, на наш взгляд, вопросам взаимосвязи профессионального стресса и эмоциональной устойчивости уделено недостаточно исследовательского внимания.

Прежде чем перейти к рассмотрению роли эмоциональной устойчивости в детерминации профессионального стресса следует определить содержание данного понятия.

Отечественная психологическая наука возникновением термина «эмоциональная устойчивость» обязана исследованиям поведения человека в контексте экстремальных условий. Значительный массив научных трудов относится к области прикладной психологии: авиационной (Р.Н. Макаров, В.Л. Марищук, В.А. Плахтиенко и др.), инженерной (К.М. Гуревич, П.Б. Зильберман, Е.А. Милерян и др.), психологии спорта (Л.М. Аболин, О.В. Дашкевич, А.Ц. Пуни, А.Я. Чебыкин) [1].

Как правило, выделяют четыре подхода к пониманию сущности понятия «эмоциональная устойчивость».

Первый подход (В.И. Евдокимов, Ю.Н. Кулюткин, В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, В.Л. Мирошин, К.К. Платонов, Е.А. Плетницкий, Г.С. Сухобская) характеризуется сведением эмоциональной устойчивости к проявлениям волевых характеристик личности, и определяет ее как способность управлять возникающими эмоциями в процессе выполнения деятельности [1].

Мы придерживаемся мнения сторонников второго подхода (Л.М. Аболин, Г.Ю. Гольева, В.И. Долгова, П.Б. Зильберман, О.А. Сиротин, С.В. Субботин), рассматривающих эмоциональную устойчивость как интегративное свойство личности. На наш взгляд, именно данный подход наиболее полно отражает суть рассматриваемого понятия.

В рамках третьего подхода (Ю.М. Блудов, В.Д. Небылицин, К.М. Гуревич и др.) эмоциональная устойчивость обуславливается особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижностью нервных процессов [1].

Представители четвертого подхода (А.В. Алексеев, А.Е. Ольшанников, О.А. Черникова и др.) исследуют эмоциональную устойчивость во взаимосвязи с самим эмоциональным процессом в сложной для человека ситуации, уделяя особое внимание его качествам и свойствам [1].

Однако все авторы согласились с тем, что эмоциональная устойчивость позволяет человеку сохранять работоспособность в стрессогенных условиях деятельности.

Нам представляются наиболее интересными взгляды Л.М. Аболина, согласно которым структуру эмоциональной устойчивости составляют когнитивный, качественный, динамический и экспрессивный компоненты [1].

В диагностическом исследовании, проведенном на базе государственных учреждений дорожной отрасли Ставропольского края, ставилась задача выявить влияние эмоциональной устойчивости на уровень профессионального стресса.

Диагностика респондентов осуществлялась с использованием Пятифакторного личностного опросника Р. МакКрае -П. Коста («Большая пятерка»). Уровень профессионального стресса диагностирован с помощью методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Л.И. Вайсмана).

В результате диагностики было установлено, что 5,83% из опрошенных имеют низкий уровень профессионального стресса, 81,55% - средний уровень, и 12,62% - высокий уровень.

Корреляционный анализ выявил наличие слабой и обратной связи между уровнем профессионального стресса и эмоциональной устойчивостью респондентов. Это свидетельствует о том, что чем слабее развита эмоциональная устойчивость личности, тем выше уровень профессионального стресса.

Полученные данные позволяют утверждать, что эмоциональная устойчивость может оказывать влияние на уровень профессионального стресса субъекта управленческого труда. Эмоционально стабильные люди переносят незначительные стрессы и неурядицы повседневной жизни, не проявляя эмоционального расстройства, беспокойства, нервозности, напряжения или гнева. Они способны сохранять самообладание при незначительном эмоциональном напряжении, довольно постоянны в своем настроении и обычно быстро возвращаются к нему после испытанного существенного стресса. Эмоционально неустойчивый человек, напротив, подвержен довольно частым и порой непредсказуемым изменениям настроения, которые могут колебаться от полюса к полюсу.

Таким образом, эмоциональная устойчивость является фундаментальной чертой личности, связанной с уравновешенностью, особенно перед лицом вызовов и угроз повседневной жизнедеятельности. Она позволяет человеку выработать целостный и сбалансированный способ восприятия жизненных проблем. Эта способность и структурированное восприятие помогают сохранять эмоциональное равновесие в стрессовых обстоятельствах, в том числе в негативных условиях профессиональной среды.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что существует значимая связь между таким свойством личности как эмоциональная устойчивость и профессиональным стрессом. Чем слабее развита эмоциональная устойчивость личности, тем более высокий уровень профессионального стресса она испытывает. Анализ полученных данных позволяет нам констатировать, что эмоциональная устойчивость может оказывать влияние на уровень профессионального стресса субъекта управленческого труда.

Не вызывает сомнения тот факт, что эмоциональная устойчивость помогает человеку адаптироваться к стрессогенным условиям профессиональной среды.

Литература:

1. Лещенко, Ю.П. Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе / Ю.П. Лещенко, О.Н. Кажарская. // Молодой ученый. - 2018. - № 16 (202). - С. 280-283. - URL: https://moluch.ru/archive/202/49671/ (дата обращения: 05.03.2022).

2. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина - СПб.: Питер, 2003. - 219 с.

3. Bolliger, L., Lukan J., Colman E., Boersma L., Lustrek M., De Bacquer D., Clays E. Sources of Occupational Stress among Office Workers - A Focus Group Study. Int. J. - Environ. Res. - Public Health. - 2022. Retrieved from URL:

https://www.mdpi.com/joumal/ijerph.

4. Mohammad, A. Occupational Stress and Its Management: A Comparative Study of Information Technology (IT) Employees in Pune and Chandigarh. Thesis for the degree of Doctor of Philosophy. - 2021. - p. 234. Retrieved from URL: https://www.researchgate.net/publication/353261280.

5. Suleman, Q., Khattak A.Z., Hussain I. Occupational Stress: Associated Factors, Related Symptoms, and Coping Strategies Among Secondary School-heads. Pakistan Journal of Psychological Research. - 2021. Retrieved from URL: https://www.researchgate.net/publication/357527127.

Психология

УДК 159.99

аспирант 2 года обучения Салпагаров Марат Рашидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

СЕПАРАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В научной статье рассматриваются теоретические основы понятия «сепарация» в психологической науке. Обсновывается актуальность своевременной сепарации детей от родителей в процессе онтогенеза. Рассматриваются основное содержание понятий «сепарация», «психологическое отделение», «автономия» в отечественной и зарубежной психологической науке. В современных реалиях проблема сепарации детей от значимых взрослых в семейных системах является важной проблемой. Данная проблема связана с проблемой развития личности в условиях психологического отделения от родителей. Опираясь на труды ученых, обосновано, что сепарация детей от родителей на разных возрастных этапах имеют свои особенности. Процесс психологического отделения от родителей начинается уже в младенческом возрасте. Психологи выделяют фазы, этапы, периоды в процессе сепарации, которые в основном связаны с социальными, психологическими и физиологическими факторами. При правильно организованной и успешной социализации к юношескому возрасту процесс сепарации переходит к фазе завершения. При этом, у субъектов сепарации сохраняются эмотивные отношения. Детско-родительские отношения трансформируются. Процесс сепарации влияет как на детей, так и на родителей, видоизменяя и конструируя их личностные качества.

Ключевые слова: сепарация, психологическое отделение, автономия, суверенизация, возраст, самостоятельность, деидеализация, семейные системы.

Annоtation. The scientific article discusses the theoretical foundations of the concept of "separation" in psychological science. The relevance of timely separation of children from parents in the process of ontogenesis is substantiated. The main content of the concepts of "separation", "psychological separation", "autonomy" in domestic and foreign psychological science is considered. In modern realities, the problem of separating children from significant adults in family systems is an important problem. This problem is connected with the problem of personality development in conditions of psychological separation from parents. Based on the works of scientists, it is substantiated that the separation of children from parents at different age stages has its own characteristics. The process of psychological separation from parents begins already in infancy. Psychologists identify phases, stages, periods in the process of separation, which are mainly associated with social, psychological and physiological factors. With properly organized and successful socialization, by adolescence, the separation process passes to the completion phase. At the same time, emotive relations remain among the subjects of separation. The parent-child relationship is changing. The separation process affects both children and parents, modifying and constructing their personal qualities.

Key words: separation, psychological separation, autonomy, sovereignization, age, independence, deidealization, family systems.

Введение. В современном обществе к подрастающему поколению предъявляются высокие требования: сегодня особенно ценятся независимость, самодостаточность личности, беспрерывное саморазвитие, способность к самостоятельной постановке жизненных целей и их достижение, умение «опираться» на себя, находить ресурсы и их реализовывать. Для формирования вышеназванных качеств важна своевременная сепарация детей от родителей, что будет выступать детерминантой многих личностных качеств формирующейся личности. В психологической отечественной и зарубежной науке вопросу сепарации детей посвящены достаточно большое количество исследований, которые раскрывают различные аспекты данной проблемы. В современных условиях, в современных реалиях проблема сепарации в семейных системах, проблема развития личности в условиях психологического отделения от значимых взрослых приобретают актуальность и требует исследования и получения новых данных.

Изложение основного материала статьи. Феномен «сепарация» в науке был введен М. Малер и ее соавторами, которые впервые понятие «сепарацию» использовали в концепции психологического рождения ребенка, в котором детское психологическое рождение и развитие в отличие от биологического рассматривается как медленно разворачивающийся интрапсихический процесс. Процессы нормальной сепарации-индивидуации детей от родителей определяется как психологическая дифференциация (отделение) ребенка от матери, что дает ребенку автономию, суверенизацию и индивидуализацию [7].

М. Малер отмечала, что сепарация это интрапсихический процесс дифференциации и разъединения с родителем, заключающийся в выходе ребенка из симбиотической связи с матерью. Это не физическое, пространственное, отделение от матери или разрыве межличностных отношений, а вырабатывание «интрапсихического» чувства возможности нормального и полноценного психического функционирования независимо от матери» [7].

Сепарация - это социально-психологический процесс, который должен проявиться в ходе личностного развития ребенка в онтогенезе. М. Малер выделила и описала три фазы, которые поэтапно встречаются в развитии ребенка в младенчестве и раннем детстве. Первая фаза (от рождения до 1 месяца) - фаза «нормальный аутизм»; вторая фаза(от 2 до 5 месяцев) - фаза «нормальный симбиоз»; третья фаза (от 5 месяцев до 3 лет) - фаза «сепарация-индивидуализация», она состоит из нескольких подфаз: дифференциация, практика, воссоединение, консолидация [7].

Психологическое содержание сепарации в данной концепции показывает актуальность эмоциональной открытости, чуткости, внимания матери по отношению к ребенку, роль аффективного и эмпатийного взаимодействия родителей и детей для здорового психического развития ребенка. Как результат, начало активного формирования автономности, которая начинает проявляться в эмоциональной социализации ребенка.

В исследованиях психологов, педагогов, физиологов в разные годы можно найти различные подходы к исследованию проблемы сепарации личности. Все исследователи солидарны в мысли, что сепарация как процесс и социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.