JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2019 - V. 26, № 4 - P. 122-128
УДК: 331.4 DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16586
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (обзор литературы)
А.А. ХАДАРЦЕВ*, А.Р. ТОКАРЕВ*, И.Л. ТРЕФИЛОВА**
*ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», медицинский институт, ул. Болдина, д. 128, г. Тула, 300012, Россия **МБОУ Центр образования №6, ул. Гагарина, д. 3, посёлок Косая Гора, г. Тула, 300903, Россия
Аннотация. В обзоре проанализированы публикации по материалам изучения профессионального стресса в 150 публикациях в отечественной научной электронной библиотеке elibrary.ru. Определено, что работа педагога является наиболее эмоциональной и интеллектуально напряженной. Она обусловливает, через напряжение процессов психологической адаптации, различные нарушения психического и физического здоровья педагогов. Это и психосоматические заболевания с эмоциональной ригидностью, профессиональным выгоранием, высоким уровнем фрустрации, повышенной тревожностью и гневливостью, ведущие к профессиональным деформациям. Стресс обусловливает возможность импульсивных действий. Установлена корреляционная связь между показателями профессионального стресса учителей и шкалами саморегуляции. Выявлено, что личностные характеристики влияют на осознанную саморегуляцию. Определены особенности профессионального и эмоционального выгорания при стрессах и специфика стресс-факторов в деятельности педагога, а также особенности профессионального стресса у воспитателей детских дошкольных учреждений и преподавателей высшей школы. Установлены гендерные особенности преподавателей высшей школы: большая подверженность женщин развитию стресса, обусловленная их экспрессивностью, стремлением к успешности в профессиональной карьере и в личной жизни, а также большая частота развития стресса у молодых преподавателей, поскольку им приходится завоевывать авторитет у студентов. А профессиональный стресс у преподавателей со стажем работы обусловлен в основном «многочисленными образовательными реформами и ужесточение требований к преподавателям ВУЗа». Отмечена значимость стрессоустойчивости, которая сопряжена с врожденными качествами, но может быть усилена грамотным планированием и равномерным распределением обязанностей администрации, созданием комфортной рабочей среды заведующими кафедрами, работой психологов и самих преподавателей. Показаны доступные возможности коррекции профессионального стресса учителей.
Ключевые слова: учителя средней школы, преподаватели высшей школы, воспитатели дошкольных учреждений, профессиональный стресс.
PROFESSIONAL STRESS AT TEACHERS (literature review)
A.A. KHADARTSEV*, A.R. TOKAREV*, I.L. TREFILOVA**
*FSBEI of HE "Tula State University", Medical Institute, Boldin Str., 128, Tula, 300012, Russia **MBEO "Education Center No. 6", Gagarin, Str. 3, the village of Kosaya Gora, Tula, 300903, Russia
Abstract. The review analyzes publications based on materials on the study of professional stress in 150 publications in the national scientific electronic library elibrary.ru. It is determined that the work of the teacher is the most emotional and intellectually intense. It determines, through the stress of the processes of psychological adaptation, various violations of the mental and physical health of teachers. These are psychosomatic diseases with emotional rigidity, professional burnout, high level of frustration, increased anxiety and anger, leading to professional deformities. Stress makes impulsive action possible. The authors established a correlation between the indicators of professional stress of teachers and scales of self-regulation. It is revealed that personality characteristics affect conscious self-regulation. The features of professional and emotional burnout under stresses and the specifics of stress factors in the teacher's activities, as well as the features of professional stress in teachers of preschool institutions and higher school teachers are determined. The study established the gender characteristics of higher education teachers: a greater susceptibility of women to stress development due to their expressiveness, desire for success in their professional careers and personal lives, as well as a high frequency of stress development among young teachers, since they have to gain credibility among students. Professional stress for teachers with seniority is mainly due to "numerous educational reforms and tightening requirements for university teachers." The importance of stress tolerance, which is associated with innate qualities, but can be enhanced by competent planning and even distribution of responsibilities of the administration, creating a comfortable working environment by department heads, the work of psychologists and teachers themselves, is noted. Available options for correcting professional stress of teachers are shown.
Keywords: high school teachers, higher school teachers, preschool teachers, professional stress.
Анализ публикаций по профессиональному стрессу (ПС) учителей осуществлен по выборке из 150 публикаций в отечественной научной электронной библиотеке elibrary.ru. Было установлено, что этой проблеме, с указанием конкретного вида педагогической деятельности, посвящено 35 (11,6%) публикаций, из них 5 - характеризует течение ПС у преподавателей вузов, 8 - у учителей дошкольных образовательных
учреждений, и 22 публикации - у учителей средних школ. Остальные публикации не определяли вид педагогической деятельности и были посвящены общетеоретическим представлениям о ПС.
Педагогическая деятельность относится к наиболее эмоционально и интеллектуально напряженной работе. Перенапряжение процессов психологической адаптации ведет к нарушению психического
10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2019 - V. 26, № 4 - Р. 122-128
и физического здоровья педагогов. При этом превалируют психосоматические заболевания, проявляющиеся эмоциональной ригидностью, профессиональным выгоранием, повышенной тревожностью и гневливостью, высоким уровнем фрустрации и профессиональными деформациями. Повышенное эмоциональное и физическое напряжение обусловливает возможность импульсивных действий. У 240 педагогов г. Улан-Удэ для определения уровня психической саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения», для уровня ПС - опросник Ваймана «Цикл развития профессионального стресса», а для механизмов психологической защиты педагогов - опросник Келлермана и Плутчека «Индекс жизненного стиля». Установлена корреляционная связь между показателями ПС и шкалами саморегуляции. Показано, что личностные характеристики влияют на осознанную саморегуляцию. Изучался ПС, как проявление профессиональной принадлежности и его психосоматического выражения, определялась психологическая устойчивость личности, как фактора преодоления ПС, профессиональная подготовка педагога к допсихологи-ческой помощи школьнику, теоретические аспекты развития ПС у педагога [7,10-12,24,26,27,31,34].
Определялись специфика профессионального и эмоционального выгорания при стрессах и специфика стресс-факторов в деятельности педагога, в том числе от его стажа работы, копинг-поведение педагога, устанавливалась взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций с ПС [1,3,6,8,9,13,17,21,22,25].
Важное место в симптоматике ПС занимает «профессиональное выгорание» педагогов (эмоциональное, психологическое «выгорание»), как состояние эмоционального, физического и умственного истощения со снижением устойчивости к стрессу; крайней степенью усталости; деморализацией, потерей интереса к работе, людям, цинизмом, черствостью и безразличием. Затем занижается самооценка, развивается депрессия, теряется интерес к выполняемой работе. К синдрому «профессионального эмоционального выгорания», или «болезни общения» - ведут длительный стресс и психические перегрузки. При этом наблюдаются классические три фазы стресса (напряжения, резистенции и истощения). Способствуют этому - дисбаланс между интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, затратами на них и материальным (моральным) вознаграждением, ролевые конфликты, работа с «трудными» детьми. У таких педагогов наблюдается менее развитая потребность в планировании, низкий уровень достижения целей, высокая импульсивность, не развитая способность замечать собственные ошибки и реагировать на них, ухудшение качества и эффективности профессиональной деятельности на фоне увеличения объема работы, либо ухудшения психофизиологического состояния. Профилактика «профессионального эмоционального выгорания» заключается в улучшении условий труда и актуализации
личных ресурсов педагога. При этом важна постановка собственных кратко- и долгосрочных целей, организация отдыха от работы в виде тайм-аутов, обучение навыкам саморегуляции, повышение своей квалификации, поддержание физической формы, избавление от ненужной конкуренции, самоанализ, распределение рабочих нагрузок, переключение с одного вида деятельности на другой [35].
Особенности ПС у преподавателей высшей школы. Исследования, проводившиеся среди преподавателей высшей школы в Южно-Уральском государственном университете, показали, что к общим причинам развития ПС учителей у них добавляются: «зависимость финансового обеспечения от количества публикаций, статей», опасность сокращения педагогической нагрузки, постоянно меняющиеся требования к преподавательскому составу, появление новых требований, постоянные аудиты, несоответствующее отношение студентов к учебе, дефицит времени при подготовке к занятиям. Установлены гендерные особенности преподавателей высшей школы: большая подверженность женщин развитию ПС, обусловленная их экспрессивностью, необходимостью успешности не только в профессиональной карьере, но и в личной жизни. Выявлена преимущественная подверженность ПС молодых преподавателей, поскольку им приходится завоевывать авторитет у студентов. А ПС у преподавателей со стажем работы обусловлен в основном «многочисленными образовательными реформами и ужесточение требований к преподавателям ВУЗа». Отмечена значимость стрессоустойчивости, которая связана с врожденными качествами, но может быть усилена действиями администрации (грамотным планированием и равномерным распределением обязанностей), заведующих кафедрами (созданием комфортной рабочей среды), психологов и самих преподавателей (саморегуляцией, работой над собой). Отмечено более тяжелое протекание ПС по сравнению с бытовым стрессом [19]. При этом установлены причины возникновения симптоматики стресса и профессионального выгорания у преподавателей высшей школы, аналогичные выявленным у воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей средних школ (психологические моменты и организационные проблемы) - избыточность нововведений, большое количество социальных контактов, необходимость быть всегда «в форме», отсутствие эмоциональной разрядки и др. [14].
В различных исследованиях подчеркивалось отрицательное влияние реформ профессиональной деятельности на ПС, отсутствие мотивации и удовлетворенности профессией, существенное влияние ПС на психофизиологическое здоровье преподавателей высшей школы [16,18,23,28,32,33,36].
Особенности ПС у воспитателей детских дошкольных учреждений. Изучалась мотивация персонала, как организационное условие снижения уровня ПС у педагогов учреждений дошкольного
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2019 - V. 26, № 4 - P. 122-128
образования, влияние ПС на особенности общения педагогов [2,4,29]. Кроме общеустановленных причин стресса у воспитателей дошкольных учреждений, существенное значение имеют ранний возраст воспитанников, особенности организации развивающей деятельности и организации общения - повседневная рутина, социальная оценка, недостаточное использование саморегуляции и самоанализа. Проведен психодиагностический срез функционального состояния воспитателя, разработан тренинг «Формирование и развитие стрессовой устойчивости воспитателей дошкольного учреждения к воздействию внешней среды», осуществлен психодиагностический срез результатов эффективности тренинга. На основании полученных результатов психодиагностического среза воспитателям предложена социально значимая программа для воспитателей, предупреждающая эмоциональное выгорание, укрепляющая психологическую устойчивость, стимулирующая оптимизацию рабочей среды, уменьшение стрессовой нагрузки. Сделан вывод о профессии педагога дошкольного учреждения, как стрессогенной, требующей саморегуляции, самообладания, из-за значительной эмоциональной нагрузки, превышающей таковую у менеджеров и банкиров [5].
ПС у педагогов средней школы. В исследовании [30] одним из стрессогенных факторов у учителей средних школ, особенно частных, является «трудовая обязанность», в частности «задача классификации заданий» планирование уроков, рабочие внеклассные мероприятия. Различные встречи и собрания относили к разряду «бессмысленных», а оформление документов - к «дополнительной работе». К главным источникам стресса причислены также родители - их нереалистические ожидания, а также родительские конференции.
Администрация - также попала в перечень стрессогенных факторов. Кроме того, учителя частных школ выделяли политику и наблюдение администрации. Отмечены «нереальные» и изменчивые требования администрации, акцентирующей внимание на результате, но не обеспечивающие соответствующей поддержки в их выполнении, как и родители учащихся. Изменение законодательных актов, новых программ - также связывались с деятельностью администрации. Установлена отрицательная роль стремления предотвратить академические и поведенческие неудачи учащихся проведением совещаний по ответу на вмешательство - response to intervention (RTI). Такие совещания оказывали стрессорное воздействия на учителя. К самостоятельным источникам стресса были отнесены усталость, недостаток времени на сон, неумение уравновесить личную жизнь и работу. Страх неудачи и личные надежды ставились в зависимость от поведения учеников, их незаинтересованностью в учебе, поведение и откровенное хулиганство. В качестве стрессорных агентов упоминалось также классное руководство. Почти 50% учителей государственных школ отнесли к одной из
причин стресса государственные экзамены. Только 3,1% отнесли внеклассные обязанности к стрессовым факторам, ведение документации как источник стресса назвали 23,1%, а встречи-совещания - 10,8% опрошенных учителей. Изучались особенности и возможности преодоления ПС педагогами средней школы [8,15].
Возможности предупреждения ПС. Организация внешней среды на работе является важной антистрессовой программой. Проводя на работе более 1/3 жизни, все физиологические процессы в организме человека становятся зависимыми от различных внешних факторов. Общение между руководителями и подчиненными должны быть конструктивными. Это так называемое антистрессовое руководство, которое включает в себя - личные особенности субъектов общения, этические нормы и поведенческие реакции.
Реализация такого руководства осуществляется, прежде всего, созданием комфортной психологической среды (тренинги, на которых обеспечивается достижение понимания собственного состояния и состояния окружающих, восстановление физических и душевных сил, выработка адекватной оценки происходящих процессов, отрабатываются навыки бесконфликтного общения, позитивного мышления). Этому способствуют также корпоративные праздники, спортивные и туристические мероприятия, коллективный (в том числе, семейный) отдых на природе, при этом коллективы ассоциируются с совместными положительными эмоциями, формируются общие ценности. Эффективность комнат психологической разгрузки, комнат отдыха - видится при условии консультаций в них специалистов-психологов [20].
Заключение. Проведенный обзор литературы позволяет сделать вывод о значительной интенсивности эмоциональных и интеллектуальных процессов у педагогов (учителей средних школ, преподавателей высшей школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений) при исполнении своих служебных обязанностей, что обусловливает возможность развития ПС. Имеются общие для всех преподавателей механизмы развития стресса, а также некоторые специфические особенности, связанные с возрастным составом учащихся. Определена значимость организационных проблем, стоящих перед администрациями образовательных учреждений различного уровня (грамотное планирование, равномерное распределение обязанностей, чрезмерная исполнительность и требовательность, избыточность бесполезных совещаний), гендерных особенностей (большая подверженность стрессу женщин), возраста педагога (преимущественная подверженность ПС - молодых). Выявлена стрессо-генность государственных экзаменов, новых требований образовательных реформ к педагогам, обилия работы с бумагами и отчетностью. Определена значимость стрессоустойчивости, которая может усиливаться грамотным распределением обязанностей в коллективах, антистрессовым руководством, учиты-
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2019 - V. 26, № 4 - P. 122-128
вающим личные особенности субъектов общения и этические нормы.
Литература / References
1. Алдиева М.Ш. Проблема стрессов в профессиональной деятельности современного педагога. В сборнике: УЧИТЕЛЬ СОЗДАЕТ НАЦИЮ Сборник материалов III международной научно-практической конференции, 2018. С. 427-430 / Aldieva MSh. Problema stressov v professional'noy deyatel'nosti sovremennogo pedagoga. V sbornike: UChlTEL'' SOZDAET NATslYu Sbornik materialov III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The problem of stress in the professional activity of a modern teacher. In the collection: the TEACHER CREATES a NATION Collection of materials III international scientific and practical conference]; 2018. Russian.
2. Антоновский А.В., Балакшина Е.В. Профессиональный стресс и его влияние на особенности общения педагогов дошкольного образовательного учреждения. В сборнике: Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски, 2016. С. 91-94 / Antonovskiy AV, Balakshina EV. Professional'nyy stress i ego vliyanie na osobennosti obshcheniya pedagogov doshko-l'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. V sbornike: Psikhologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya: sovremennye vyzovy i riski [Professional stress and its influence on the features of communication of teachers of preschool educational institution. In the collection: Psychology of personal and professional development: modern challenges and risks]; 2016. Russian.
3. Афанасьева Ю.А., Гуриева С.Д. Копинг-поведение педагога в контексте профессионального стресса // Мир педагогики и психологии. 2019. № 5 (34). С. 162-167 / Afanas'eva YuA, Gurieva SD. Koping-povedenie pedagoga v kontekste professional'nogo stressa [Coping-teacher's behavior in the context of professional stress]. Mir pedagogiki i psikhologii. 2019;5(34):162-7. Russian.
4. Багадаева О.Ю. Профессионального стресса педагогов ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 10 (72). С. 26-37 / Bagadaeva OYu. Professional'nogo stressa pedagogov DOO [Professional stress teachers DOE]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2016;10(72):26-37. Russian.
5. Баринова Е.В. Исследование профессионального стресса у воспитателей (на материале дошкольного образовательного учреждения) // Вестник магистратуры. 2019. №1-2. С. 109-110 / Barinova EV. Issledovanie professional'nogo stressa u vospitateley (na materiale doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya) [A study of occupational stress in teachers (based on the pre-school educational institutions)]. Vestnik magistratury. 2019;1-2:109-10. Russian.
6. Баринова Е.В. Специфика стресс-факторов в профессиональной деятельности педагога // Вестник магистратуры. 2019. №1-2. С. 111-113 / Barinova EV. Spetsifika stress-faktorov v professional'noy deyatel'nosti pedagoga [Specificity of stress factors in the professional activity of the teacher]. Vestnik magistratury. 2019;1-2:111-3. Russian.
7. Беляева Д.А., Волков А.А. Стресс в профессиональной деятельности педагога и его последствия. В сборнике: Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. СевероКавказский федеральный университет, Институт образования и социальных наук, 2016. С. 7-11 / Belyaeva DA, Volkov AA. Stress v professional'noy deyatel'nosti pedagoga i
ego posledstviya. V sbornike: Psikhologicheskie issledovaniya lichnosti v sovremennoy stressogennoy srede materialy V Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Stress in the professional activity of the teacher and its consequences. In the collection: Psychological studies of personality in a modern stressful environment materials of the V all-Russian correspondence scientific and practical conference]. Severo-Kavkazskiy federal'nyy universitet, Institut obrazovaniya i sotsial'nykh nauk; 2016. Russian.
8. Беляева Д.А., Волков А.А. Стресс в профессиональной деятельности педагога и его последствия. В сборнике: Психологическая безопасность личности в поликультурной среде жизнедеятельностисборник научных трудов по материалам IV-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета, 2016. С. 111-115 / Belyaeva DA, Volkov AA. Stress v professional'noy deyatel'nosti pedagoga i ego posledstviya. V sbornike: Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti v polikul'turnoy srede zhiznedeyatel'nostisbornik nauchnykh trudov po materialam IV-y ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, studentov i molodykh uchenykh Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Stress in the professional activity of the teacher and its consequences. In the collection: Psychological security of the individual in the multicultural environment of life collection of scientific papers on the materials of the IV-th annual scientific and practical conference of teachers, students and young scientists of the North Caucasus Federal University]; 2016. Russian.
9. Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 4. С. 162-170 / Berezentseva EA. Professional'nyy stress kak istochnik professional'nogo vygoraniya [Professional stress as a source of professional burnout]. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2014;4:162-70. Russian.
10. Глазкова Т.В., Глазков А.В. Профессиональная подготовка педагога к экстренной допсихологической помощи школьнику при острой реакции на стресс // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 171-175 / Glazkova TV, Glazkov AV. Professional'naya podgotovka pedagoga k ekstrennoy dopsikhologicheskoy pomoshchi shkol'niku pri ostroy reaktsii na stress [Professional training of a teacher for emergency pre-psychological assistance to a student in an acute reaction to stress]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018;5:171-5. Russian.
11. Гунзунова Б.А. Личностные факторы саморегуляции эмоциональных состояний педагогов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-1. С. 93-96 / Gunzunova BA. Lichnostnye faktory samoregulyatsii emotsional'nykh sostoyaniy pedagogov [Personal factors of self-regulation of emotional States of teachers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015;3-1:93-6. Russian.
12. Дерягина Л.Е. Стресс в контексте профессиональной принадлежности и его психосоматическое выражение. В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучиематериалы V Международной научной конференции Кострома: в 2 томах, 2019. С. 51-55 / Deryagina LE. Stress v kontekste professional'noy prinadlezhnosti i ego psikhosomaticheskoe vyrazhenie. V sbornike: Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: vyzovy, resursy, blagopoluchiematerialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii Kostroma: v 2 tomakh [Stress in the context of professional affiliation and its psychosomatic expression. In the collection: Psychology of stress and coping
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2019 - V. 26, № 4 - P. 122-128
behavior: challenges, resources, well-being materials of the V International scientific conference Kostroma: in 2 volumes]; 2019. Russian.
13. Журавлева А.М., Качалова А.В. Профессиональный стресс педагога // Студенческий вестник. 2019. №21-2. С. 40-42 / Zhuravleva AM, Kachalova AV. Professional'nyy stress pedagoga [Occupational stress of teacher]. Studencheskiy vestnik. 2019;21-2:40-2. Russian.
14. Зейналов Г.Г., Стародубцева Л.В. Проблема профессионального выгорания и его профилактики в социокультурном пространстве инновационного ВУЗА // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 1. С. 54-56 / Zeynalov GG, Starodubtseva LV. Problema professional'nogo vygoraniya i ego profilaktiki v sotsiokul'turnom prostranstve innovatsionnogo VUZA [The problem of professional burnout and its prevention in the socio-cultural space of an innovative UNIVERSITY]. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2018;1:54-6. Russian.
15. Ибрагимова Э.С., Киндарова З.Б. Особенности профессионального стресса педагога и его преодоление. В сборнике статей: Инновационные научные исследования: теория, методология, практика сборник статей победителей V международной научно-практичсекой конференции, 2017. С. 331-334 / Ibragimova ES, Kindarova ZB. Osobennosti professional'nogo stressa pedagoga i ego preodolenie. V sbornike statey: Innovatsionnye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika sbornik statey pobediteley V mezhdunarodnoy nauchno-praktichsekoy konferentsii [Features of professional stress of the teacher and its overcoming. In the collection of articles: Innovative research: theory, methodology, practice collection of articles of the winners of the V international scientific and practical conference]; 2017. Russian.
16. Карякина С.Н. Профессиональный стресс преподавателей университета и профессионального лицея // Образование и общество. 2017. №5-6. С. 64-67 / Karyakina SN. Professional'nyy stress prepodavateley universiteta i professional'nogo litseya [Professional stress of University and vocational Lyceum teachers]. Obrazovanie i obshchestvo. 2017;5-6:64-7. Russian.
17. Карякина С.Н. Трудовой стресс педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2009. № 4. С. 30-39 / Karyakina SN. Trudovoy stress pedagogov s raznym stazhem professional'noy deyatel'nosti [Labor stress of teachers with different experience of professional activity]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye, tekhnicheskie i meditsinskie nauki. 2009;4:30-9. Russian.
18. Ковалева Н.В. Реформа профессиональной деятельности как фактор профессионального стресса преподавателя ВУЗА. В сборнике: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию. Сборник научных работ. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2012. С. 54-62 / Kovaleva NV. Reforma professional'noy deyatel'nosti kak faktor professional'nogo stressa prepoda-vatelya VUZA. V sbornike: Integrativnyy podkhod k psikho-logii cheloveka i sotsial'nomu vzaimodeystviyu lyudey. Sbornik nauchnykh rabot [Reform of professional activity as a factor of professional stress of a UNIVERSITY teacher. In the collection: an Integrative approach to human psychology and social interaction of people. Collection of scientific works]. Maykop: Adygeyskiy gosu-darstvennyy universitet; 2012. Russian.
19. Кондрашова А.С. Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога высшей школы. В сбор-
нике: Инновационные подходы в современной науке Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова, 2017. С. 473-480 / Kondrashova AS. Upravlenie stressom v professional'noy deyatel'nosti pedagoga vysshey shkoly. V sbornike: Innovatsionnye podkhody v sovremennoy nauke Materialy Mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii. pod obshchey redaktsiey A.I. Vostretsova [Stress management in the professional activity of a higher school teacher. In the collection: Innovative approaches in modern science Materials of the International (correspondence) scientific and practical conference. under the General editorship of A. I. vostretsova]; 2017. Russian.
20. Кононенко О.В., Резанович И.В. Профилактика профессионального стресса работников образовательных организаций. В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики управления человеческими ресурсами Сборник научных статей кафедры "Экономика труда и управление персоналом" Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) . Челябинск, 2018. С. 13-16 / Kononenko OV, Rezanovich IV. Profilaktika professional'nogo stressa rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy. V sbornike: Aktual'nye voprosy teorii i praktiki upravleniya chelovecheskimi resursami Sbornik nauchnykh statey kafedry "Ekonomika truda i upravlenie personalom" Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta (natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta) [Prevention of professional stress of employees of educational organizations. In the collection: Current issues of theory and practice of human resources management Collection of scientific articles of the Department "labor Economics and personnel management" South Ural state University (national research University)]. Chelyabinsk; 2018. Russian.
21. Логинова А.В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1408-1410 / Loginova AV. Professional'nyy stress i sindrom professional'nogo vygoraniya v pedagogicheskoy deyatel'nosti [Professional stress and burnout syndrome in teaching]. Molodoy uchenyy. 2015;11:1408-10. Russian.
22. Махмудов Н.М., Хажуев И.С. Специфика профессионального и эмоционального выгорания в контексте стрессов различной интенсивности. В сборнике: УЧИТЕЛЬ СОЗДАЕТ НАЦИЮ Сборник материалов III международной научно-практической конференции, 2018. С. 516-523 / Махмуdov NM, Khazhuev IS. Spetsifika professional'nogo i emotsional'nogo vygoraniya v kontekste stressov razlichnoy intensivnosti. V sbornike: UChITEL'' SOZDAET NATsIYu Sbornik materialov III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Specifics of professional and emotional burnout in the context of stresses of different intensity. In the collection: the TEACHER CREATES a NATION Collection of materials III international scientific and practical conference]; 2018. Russian.
23. Мясникова И.А. Профессиональный стресс м работа преподавателя. В сборнике: Совершенствование системы высшего профессионального образования: опыт и перспективы Материалы VIII Международной учебно-методической конференции. Под редакцией А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева, 2016. С. 63-66 / Myasnikova IA. Professional'nyy stress m rabota prepodavatelya. V sbornike: Sovershenstvovanie sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya: opyt i perspektivy Materialy VIII Mezhdunarodnoy uchebno-metodicheskoy konferentsii. Pod redaktsiey A.Yu. Aleksandrova, E.L.. Nikolaeva [Professional stress is a teacher's job. In the book: improving the system of
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2019 - V. 26, № 4 - P. 122-128
higher professional education: experience and prospects proceedings of the VIII Mezhdunarodnoy uchebno-metodicheskoe of konferencii. Edited by AYu, Aleksandrova, EL Nikolayev]; 2016. Russian.
24. Ожогова Е.Г., Якубенко О.В. Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 1. С. 49 / Ozhogova EG, Yakubenko OV. Stress i professional'naya deformatsiya v deyatel'nosti pedagoga [Stress and professional deformation in the activity of the teacher]. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU. 2017;1:49. Russian.
25. Платонова З.Н., Мордовская А.В. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций с профессиональным стрессом у педагогов. В сборнике: Научное сообщество студентов Сборник материалов IX Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 томах, 2016. С. 251-254 / Platonova ZN, Mordovskaya AV. Vzaimosvyaz' smyslozhiznennykh orientatsiy s professional'nym stressom u pedagogov. V sbornike: Nauchnoe soobshchestvo studentov Sbornik materialov IX Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 tomakh [The relationship of life orientations with professional stress in teachers. In the collection: Scientific community of students Collection of materials IX International student scientific and practical conference: in 2 volumes]; 2016. Russian.
26. Соловьев М.Н. Психологическая устойчивость личности как фактор эффективного преодоления профессиональных стрессов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. С. 41-55 / Solov'ev MN. Psikhologicheskaya ustoychivost' lichnosti kak faktor effektivnogo preodoleniya professional'nykh stressov [Psychological stability of personality as a factor of effective overcoming of professional stresses]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2019;3:41-55. Russian.
27. Соловьева Е.В., Бокачева О.Н. Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4. С. 221-223 / Colov'eva EV, Bokacheva ON. Psikhologicheskoe soprovozhdenie pedagogov v formirovanii stressoustoychivosti [Psychological support of teachers in the formation of stress resistance]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017;4:221-3. Russian.
28. Старченкова Е.С., Меренкова И.В., Подсадный С.А. Стратегии совладания с профессиональным стрессом у преподавателей высшей школы в контексте профессионального здоровья. В сборнике: Психология стресса и сов-ладающего поведения Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 томах, 2013. С. 129 / Starchenkova ES, Merenkova IV, Podsadnyy SA. Strategii sovladaniya s professional'nym stressom u prepodavateley vysshey shkoly v kontekste professional'nogo zdorov'ya. V sbornike: Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 tomakh [Strategies of coping with professional stress in higher school teachers in the context of professional health. In the collection: Psychology of stress and coping behavior Materials of the III International scientific and practical conference: in 2 volumes]; 2013. Russian.
29. Тагарева К.С. Профессиональный стресс у учителей детских садов и стратегии его преодоления. В сборнике: Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.М. Митиной, 2018. С. 163-167 / Tagareva KS. Professional'nyy stress u uchiteley detskikh sadov i strategii ego preodoleniya. V sbornike: Lichnostno-
professional'noe i kar'ernoe razvitie: aktual'nye issledovaniya i forsayt-proekty Sbornik statey XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod redaktsiey L.M. Mitinoy [Professional stress in kindergarten teachers and strategies to overcome it. In the collection: Personal-professional and career development: current research and foresight projects Collection of articles XIV International scientific and practical conference. Edited by L. M. Mitina]; 2018. Russian.
30. Ховард Т., Лэбби С.А., Салливан С.Л., Мэнинд-жер Р. Сравнительный анализ стрессовых факторов у учителей в частных и государственных школах // вестник московского городского педагогического университета. серия: педагогика и психология. 2017. №2. С. 67-75 / Khovard T, Lebbi SA, Sallivan SL, Menindzher R. Sravnitel'nyy analiz stressovykh faktorov u uchiteley v chastnykh i gosudarstvennykh shkolakh [Comparative analysis of stress factors in teachers in private and public schools]. Vestnik moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. seriya: pedagogika i psikhologiya. 2017;2:67-75. Russian.
31. Церфас Д.И. Особенности профессионального стресса педагога: теоретический аспект. В сборнике: Шаг в науку Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. С. 406-409 / Tserfas DI. Osobennosti professional'nogo stressa pedagoga: teoreticheskiy aspekt. V sbornike: Shag v nauku Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Features of professional stress of the teacher: theoretical aspect. In the collection: Step into science Collection of materials of the International scientific and practical conference]; 2018. Russian.
32. Чернобровкина С.В. Мотивация труда и удовлетворенность трудом как факторы организационной приверженности у преподавателей вуза в ситуации профессионального стресса. В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕСУРСЫ, ЗДОРОВЬЕ, РАЗВИТИЕ Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах. Ответственные редакторы: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова, 2016. С. 204-206 / Chernobrovkina SV. Motivatsiya truda i udovletvorennost' trudom kak faktory organizatsionnoy priverzhennosti u prepodavateley vuza v situatsii professional'nogo stressa. V sbornike: PSIKhOLOGIYa STRESSA I SOVLADAYuShchEGO POVEDENIYa: RESURSY, ZDOROV''E, RAZVITIEMaterialy IV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: v 2-kh tomakh. Otvetstvennye redaktory: T. L. Kryukova, M. V. Saporovskaya, S. A. Khazova [Motivation and job satisfaction as factors of organizational commitment among University teachers in a situation of professional stress. In the collection: PSYCHOLOGY of STRESS and COPING BEHAVIOR: RESOURCES, HEALTH, DEVELOPMENT Proceedings of the IV International scientific conference: in 2 volumes. Executive editors: T. L. Kryukov, M. V. Zaporowska, S. A. Khazova]; 2016. Russian.
33. Шереметова О.В. Управление профессиональным стрессом и профессиональное выгорание работников: пути решения. В сборнике: Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы. Стратегии Материалы научно-практической конференции с международным участием, 2015. С. 660-665 / Sheremetova OV. Upravlenie professional'nym stressom i professional'noe vygoranie rabotnikov: puti resheniya. V sbornike: Biznes. Nauka. Obrazovanie: problemy, perspektivy. Strategii Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Management of professional stress and professional burnout of employees: solutions. In the collection: Business. The science. Education: problems, prospects. - Materials of
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2019 - V. 26, № 4 - P. 122-128
scientific and practical conference with international participation]; 2015. Russian.
34. Шингаев С.М. Стресс в профессиональной деятельности педагогов. В сборнике: Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные про-блемыматериалы Третьей Международной научной конференции. Казань, 2018. С. 580-583 / Shingaev SM. Stress v professional'noy deyatel'nosti pedagogov. V sbornike: Psikhologiya sostoyaniy cheloveka: aktual'nye teoreticheskie i prikladnye problemymaterialy Tret'ey Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Stress in the professional activity of teachers. In the collection: Psychology of human States: actual theoretical and applied problems materials of the Third International scientific conference]. Kazan'; 2018. Russian.
35. Шнерх И.А. Стресс и профессиональное выгорание педагогов. В сборнике: Актуальные психолого-педагогические исследования Сборник материалов научных исследований. Под редакцией Е.М. Разумовой. Магни-
тогорск, 2017. С. 101-104 / Shnerkh IA. Stress i professional'noe vygoranie pedagogov. V sbornike: Aktual'nye psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya Sbornik materialov nauchnykh issledovaniy. Pod redaktsiey EM Razumovoy [Stress and professional burnout of teachers. In the collection: Actual psychological and pedagogical researches the Collection of materials of scientific researches. Edited by E. M. Razumova]. Magnitogorsk; 2017. Russian.
36. Юсупова Л.А., Сатиева Ш.С. Влияние профессиональных стрессов на психофизиологическое здоровье преподавателей ВУЗА // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 2-2 (22). С. 33-37 / Yusupova LA, Satieva ShS. Vliyanie professional'nykh stressov na psikhofiziologicheskoe zdorov'e prepodavateley VUZA [Influence of occupational stress on psycho-physiological health of UNIVERSITY teachers]. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2017;2-2(22):33-7. Russian.
Библиографическая ссылка:
Хадарцев А.А., Токарев А.Р., Трефилова И.Л. Профессиональный стресс у преподавателей (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2019. №4. С. 122-128. DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16586.
Bibliographic reference:
Khadartsev AA, Tokarev AR, Trefilova IL. Professional'nyy stress u prepodavateley (obzor literatury) [Professional stress at teachers (literature review). Journal of New Medical Technologies. 2019;4:122-128. DOI: 10.24411/1609-2163-2019-16586. Russian.