Научная статья на тему 'КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА'

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Нина Федоровна, Сорокина Инна Игоревна

В статье раскрываются понятия «копинг-стратегия» и «стрессоустойчивость», «кибербуллинг» в отечественной и зарубежной литературе, а также рассматривается проблема применения эффективных копинг-стратегий студентов в ситуации кибербуллинга. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополя, Ставропольского края, стрессоустойчивости и копинг-стратегий в ситуации кибербуллинга. Большое внимание уделяется необходимости развить эффективные копинг-стратегии, релевантные кибербуллингу. Применены методики психологического тестирования. Установлено, что специфика выбора копинг-стратегий может определяться уровнем стрессоустойчивости. В исследовании приняли 25 студентов, так как молодежь, проводя большое количество времени в социальных сетях, подвергает себя опасности стать жертвой киберпреступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES OF UNIVERSITY STUDENTS IN A CYBERBULLYING SITUATION

The article reveals the concepts of «coping strategy» and «stress tolerance», «cyberbullying» in domestic and foreign literature, and also considers the problem of using effective coping strategies of students in a situation of cyberbullying. The results of an empirical study conducted on the basis of the North Caucasus Federal University in Stavropol, Stavropol Territory, stress resistance and coping strategies in the situation of cyberbullying are presented. Much attention is paid to the need to develop effective coping strategies relevant to cyberbullying. Psychological testing techniques have been applied. It is established that the specifics of the choice of coping strategies can be determined by the level of stress resistance. 25 students took part in the study, as young people, spending a lot of time on social networks, expose themselves to the danger of becoming a victim of cybercrime.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА»

5. Слепухова, А.И. Самоотношение личности молодых людей / А.И. Слепухова, Н.В. Калинина // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инжинер-2019). - 2019. -С. 283-285

6. Сорокопуд, Ю.В., Матвеева О.А. Влияние семейного воспитания на подростковую тревожность / Ю.В. Сорокопуд, О.А. Матвеева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 66-68.

7. Шевкун, А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом / А.В. Шевкун // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - №1. - С. 80-85.

Психология

УДК 159.9

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); магистрант 2-го курса Сорокина Инна Игоревна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ КИБЕРБУЛЛИНГА

Аннотация. В статье раскрываются понятия «копинг-стратегия» и «стрессоустойчивость», «кибербуллинг» в отечественной и зарубежной литературе, а также рассматривается проблема применения эффективных копинг-стратегий студентов в ситуации кибербуллинга. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» г. Ставрополя, Ставропольского края, стрессоустойчивости и копинг-стратегий в ситуации кибербуллинга. Большое внимание уделяется необходимости развить эффективные копинг-стратегии, релевантные кибербуллингу. Применены методики психологического тестирования. Установлено, что специфика выбора копинг-стратегий может определяться уровнем стрессоустойчивости. В исследовании приняли 25 студентов, так как молодежь, проводя большое количество времени в социальных сетях, подвергает себя опасности стать жертвой киберпреступлений.

Ключевые слова: кибербуллинг, копинг-стратегии, стрессоустойчивость, студенты, студенчество, сеть интернет, социальные сети.

Annotation. The article reveals the concepts of «coping strategy» and «stress tolerance», «cyberbullying» in domestic and foreign literature, and also considers the problem of using effective coping strategies of students in a situation of cyberbullying. The results of an empirical study conducted on the basis of the North Caucasus Federal University in Stavropol, Stavropol Territory, stress resistance and coping strategies in the situation of cyberbullying are presented. Much attention is paid to the need to develop effective coping strategies relevant to cyberbullying. Psychological testing techniques have been applied. It is established that the specifics of the choice of coping strategies can be determined by the level of stress resistance. 25 students took part in the study, as young people, spending a lot of time on social networks, expose themselves to the danger of becoming a victim of cybercrime.

Key words: cyberbullying, coping strategies, stress tolerance, students, the Internet, social networks.

Введение. Стремительное развитие информационных технологий создало почву для активного общения в Интернете. Взаимодействие в сети занимает большую часть жизни молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, поэтому так важно исследовать их поведение в интернет-пространстве.

Проблема кибербуллинга довольно нова, со временем информация дополняется различными новыми исследованиями.

В последние годы работы, направленные на изучение совладающего поведения, стали популярными в российской психологии, что заняло центральное место в междисциплинарных разработках в психологии.

Изложение основного материала статьи. Согласно исследованиям Оксфордского университета и Бирмингемского университета, молодые люди, над которыми издеваются в Интернете, в два раза чаще подвергаются риску членовредительства и попыток самоубийства [6].

Существует множество формулировок кибербуллинга, в некоторых источниках данный феномен определяется как использование информационно-коммуникационных технологий (электронная почта, мобильный телефон) для преднамеренного повторного враждебного поведения человека или группы лиц, направленного на оскорбление других людей [2].

Согласно Дж. В. Патчин и С. Хиндудж, кибербуллинг - это намеренное действие, совершенное с целью причинения вреда, ущерба при помощи компьютеров, мобильных устройств и других электронных ресурсов против тех, кто не может предотвратить или остановить такое поведение со стороны. П. К. Смит определяет кибербуллинг как «агрессивное, преднамеренное действие, совершаемое неоднократно, группой или индивидуально против жертвы, которая не может защитить себя, посредством электронной формы общения» [4].

Кибербуллинг стал угрозой по целому ряду причин: атаки правонарушителей не имеют ограничений ни временных, ни географических, злоумышленник действует анонимно или под псевдонимом, множество пользователей могут стать свидетелями атаки, а угрозы и оскорбления могут оставаться онлайн-пространстве в течение длительного периода после окончания конфликта, атаки более агрессивны, чем при традиционных формах запугивания, из-за того, что злоумышленник не может видеть реальную реакцию жертвы, такие атаки обычно не единичны [2].

Распространенные формы кибербуллинга включают в себя:

1. Флейминг (перепалки) - кратковременная эмоциональная реплика, которая происходит между двумя или более людьми в сети Интернет. В то же время эта форма кибербуллинга может перерасти в затяжной конфликт, где может скрываться человек, совершающий спонтанные нападения на другого человека, вызывая у него сильные эмоциональные переживания в форме тревоги, что уже переходит в форму незаконного психологического насилия;

2. Нападки, нескончаемые изнуряющие атаки - это проявляется в виде многократно повторяющихся оскорбительных сообщений;

3. Клевета - эта форма кибербуллинга заключается в распространении унизительной, а также искаженной информации об одном или нескольких лицах. Например, это может быть текстовые сообщения, электронные письма, фотографии, видео и многое другое, стоит заметить, что часто такие материалы носят сексуальный и агрессивный характер;

4. Самозванство - конкретный человек выдает себя за выбранную им жертву и использует ее данные, пароли для доступа к аккаунту в социальной сети, при этом от ее имени ведет переписку и осуществляет другие действия;

5. Надувательство и выманивание конфиденциальной информации, а затем ее распространение на просторах сети Интернет - это означает, что в результате этих действий можно получить определенную информацию, а также публиковать ее в социальных сетях;

6. Отчуждение (остракизм, изоляция) - этот тип кибербуллинга может встречаться в сети, где существуют онлайн-сообщества или группы с определенной тематикой. Человек присоединяется к сообществу (группе) в Интернете, где есть и другие люди, при общении с которыми возникает недопонимание или конфликт, когда конкретного человека удаляют из «списка друзей» этой группы. Позже этот человек находится в подавленном эмоциональном состоянии, самооценка также может быть занижена;

7. Киберпреследование - это означает тайное отслеживание потенциальной жертвы с целью организации и осуществления нападения, избиения, изнасилования и других действий, совершенных в отношении жертвы;

8. Хеппислепинг - в рамках этой формы рассматривается размещение видеороликов в социальных сетях, где «есть записи с реальными сценами избиений, насилия, при этом, будучи выпущенными в сеть без согласия жертвы, их могут увидеть тысячи или миллионы людей»;

9. Кибертролли - это проявляется в публикации негативной, меланхоличной, а также критической информации на страницах в социальных сетях, на сайтах; бывают случаи, когда информация транслируется на мемориальных страницах, тем самым провоцируя сильную эмоциональную реакцию у потенциальной жертвы;

10. Секстинг - эта форма относится к распространению или публикации фотографий и видеороликов сексуального характера, где один или несколько человек являются полуобнаженными или обнаженными [5].

В настоящее время условия жизни человека часто называют экстремальными и способствуют развитию стресса. Это приводит к общему снижению безопасности человека [3].

Понятие «стресс» впервые было использовано канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году. В наше время этот термин прочно укрепился в повседневную жизнь каждого человека. Стресс - это отклик организма на ситуацию или явление, которое привело к потере психологического баланса. Например, ссора со сверстниками или конфликт с родственниками, любой профицит физической нагрузки, воздействие вредных факторов окружающей среды могут привести к физиологическому стрессу [7].

Понятие «стрессоустойчивость» вошло в обиход психологов сравнительно недавно, в связи с теорией стресса, разработанной во второй четверти прошлого века канадским ученым Гансом Селье [10].

Согласно взглядам К.К. Платонова и В.Л. Марищука, стрессоустойчивость - это способность индивида контролировать себя, свое психическое состояние и поведение при выполнении трудоемких и опасных видов деятельности, сохранение работоспособности на требуемом уровне даже под воздействием стрессовых факторов.

В. М. Писаренко под стрессоустойчивостью индивида имеет ввиду способность изменять свое эмоциональное состояние в ответ на сложные и опасные ситуации извне, что, следовательно, приводит не к снижению, а наоборот, к повышению работоспособности [9].

Стрессовые ситуации, возникающие в студенческий период, зависят как от контекста, так и от оценки ситуации самим человеком, а также от взаимодействия этих факторов на психологическом и физическом уровне в целом.

Изучение процессов преодоления стрессовых факторов позволяет выявить особенности совладающего поведения, направленные на борьбу с ситуациями стресса, и разрабатывать превентивные меры для уменьшения стресса, что соответствует снижению уровня стресса, поскольку основной функцией копинг-стратегий является эффективная адаптация человека к требованиям окружающей среды.

Проблема совладающего поведения личности представлена в работах зарубежных и отечественных ученых, таких как: И.Р. Абитов, А.Ф. Бондаренко, Е.Ф. Дубов, Е.Р. Исаева, А.Н. Коваленко, Р. Лазарус и другие [8].

Термин «копинг» произошел от английского «to cope», что определяется как «справляться, преодолевать». Впервые это понятие было использовано в 1962 году Л. Мерфи в материалах о способах преодоления детьми кризисов развития. В дальнейшем исследовании механизмов совладания было тесно связано с изучением психологического стресса [1].

А. Эбата и Р. Мус выделяют два стиля совладания: «контактный копинг» (approach coping) и «копинг избегание» (avoidance coping).

Р. Лазарус и С. Фолкман обозначают два способа совладания со стрессом:

- «эмоционально-ориентированный» (контролирует негативные чувства, вызванные сложной ситуацией);

- «проблемно-ориентированный» (действия направлены на изменение ситуации).

Эмоционально-ориентированное совладание со стрессом предполагает контроль эмоциональной реакции на стрессовые ситуации. Люди могут достичь этого, изменив свое поведение (бихевиоральный подход), что позволяет им отвлечься от проблем.

Проблемно-ориентированное совладание со стрессом направлено на снижение опасности стрессовой ситуации или расширение ресурсов индивида для ее преодоления [1].

В эмпирическом исследовании главной задачей являлось определение популярных копинг-стратегии среди студентов высшего учебного заведения в ситуации кибербуллинга.

В исследовании проводилась диагностика респондентов посредством использования следующих методик: методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский), тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона); анкета «Активность в интернете и включенность в ситуации кибербуллинга».

Площадкой для проведения исследования послужил ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», выборка эмпирического исследования состояла из студентов университета в возрасте от 18 до 24 лет.

Результаты эмпирического исследования, проведенного в университете, позволило увидеть истинную картину цифрового мира и отношение к нему студенческой молодежи.

Выяснилось, 36,8% всех респондентов проводят в Интернете в среднем около 10 часов в будний день, 63,2% - в выходные. Самыми распространенными видами деятельности в сети являются:

- создание и размещение своего контента - 89,5% всех опрошенных;

- просмотр фильмов, сериалов, прослушивание музыки - 73,3%;

- общение с друзьями, оформление заказов и приобретение разных товаров, чтение новостей, статьи и блогов, осуществление подготовки к учебе - 68,4%.

Признанными среди респондентов социальными сетями стали:

- Instagram (84,2%);

- ВКонтакте (84,2%);

- Twitter (47,4%).

Респонденты также определили ряд часто используемых мессенджеров:

- Telegram (100%);

- WhatsApp (73,7%);

- Discord (42,1%).

63,2% респондентов утверждают, что за последние 12 месяцев их знакомые, друзья сталкивались с издевательствами, оскорблениями и грубостью в свой адрес в интернете или личных сообщениях, 31,6% - не могут дать достоверную информацию и только 5,3% дали отрицательный ответ. Более 50% опрошенных сами являлись жертвами кибербуллинга, 47,4% - выступали в роли агрессоров.

Результаты теста самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона) показали удовлетворительный уровень стрессоустойчивости у группы респондентов - 18,4 баллов.

Анализ эмпирических данных по тесту диагностики копинг-стратегий Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и

B.М. Ялтонский) показал, что чаще всего среди студенческой молодежи преобладает копинг-стратегия «поиск социальной поддержки».

Средние показатели выбора подходящего совладающего поведения:

- «поиск социальной поддержки» (23,1);

- «разрешение проблем» (22,4);

- «избегание проблем» (21,5).

Важно отметить, такой способ совладания, как «избегание проблем» замыкает данный список. Это говорит о том, что студенческая молодежь в настоящее время склонна не откладывать решение каких-либо сложных ситуаций и берут ответственность за происходящее на себя, действуя не в роли жертвы, а с позиции силы.

Выводы. В наши дни, как никогда, актуальная проблема киберзапугивания, а также выбора эффективной копинг-стратегии в нестандартной ситуации. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сделать вывод о взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и выбором эффективного совладающего поведения в ситуации кибербуллинга. Группа респондентов показала удовлетворительный уровень стрессоустойчивости, что полностью объясняет выбор копинг-стратегии «поиск социальной поддержки», поскольку на этом уровне достаточно сложно полностью взять на себя ответственность и самостоятельно прийти к положительному решению сложной ситуации. Именно поэтому студенческая молодежь находит выход в коллективном поиске решения какой-либо проблемы, возникшей в сети Интернет.

Литература:

1. Аскарова, Г. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях / Г. Аскарова, Э.З. Усманова // SCIENTIFIC PROGRE. - Volume: 1. - ISSUE: 5. - 2021. - С. 308-316.

2. Бочкарева, Е.В. Теоретико-правовые аспекты кибербуллинга / Е.В. Бочкарева, Д.А. Стренин // Всероссийский криминологический журнал. - 2021. - № 1. - Т. 15. - С. 91-97.

3. Гадаборшева, З.И. Особенности проявления стрессоустойчивости у школьников и студентов в процессе обучения / З.И. Гадаборшева, Ш.И. Булуева, М.Р. Бекова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85).- С. 375-376.

4. Дейнека, О.С. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций / О.С. Дейнека, Л.Н. Духанина, А.А. Максименко // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 273-292.

5. Копылова, О.П. Кибербуллинг в современных условиях: возможности правового регулирования / О.П. Копылова,

C.В. Медведева, Ю.В. Калашникова // Право: история и современность. - 2021. - № 1(14). - С. 97-103.

6. Колодезникова, М.В. Кибербуллинг и его психологические последствия / М.В. Колодезникова, Е.В. Николаев // The Scientific Heritage. - 2020. - № 56. - С. 52-54.

7. Куралева, О.О. Стресс и депрессия в современном мире / О.О. Куралева, В.А. Лушников // Проблемы педагогики. -

2020. - №1. - С. 55-56.

8. Разуваева, Т.Н. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера / Т.Н. Разуваева, М.А. Чуйкова, К.Е. Маслова // The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal. - №1(26)

2021. - С. 14-18.

9. Самвелян, Ф.Г. Стрессоустойчивость личности как психологический феномен / Ф.Г. Самвелян, Н.А. Кора // StudNet. - 2020. - №3. - С. 141-146.

10. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Инфра-М, 2002. - 125 с.

Психология

УДК159

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); магистрант 2-го курса Сойко Елена Викторовна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли эмоциональной устойчивости в детерминации профессионального стресса в управленческой деятельности. Описана специфика управленческой деятельности. Обращается внимание на специфику рассмотрения феномена профессионального стресса в современной науке. Раскрываются основные подходы к определению понятия «эмоциональная устойчивость». Цель исследования заключается в изучении роли эмоциональной устойчивости в детерминации профессионального стресса в управленческой деятельности. Исследование проводилось на базе государственных учреждений дорожной отрасли Ставропольского края. В нем приняли участие 103 управленца среднего звена в возрасте от 30 до 55 лет. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии связи между эмоциональной устойчивостью личности и профессиональным стрессом.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессиональный стресс, управленческая деятельность, управленец среднего звена, личность.

Annotation. The article is devoted to the study of the role of emotional stability in the determination of occupational stress in managerial activity. The peculiar features of managerial activity are described. The authors drew attention to the specifics of consideration of the phenomenon of occupational stress in modern science. The main approaches to the definition of the concept of «emotional stability» are revealed. The purpose of the research is to study the role of emotional stability in the determination of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.