УДК 614.1
Жукова Э.К.
студент 4 курса КирГМУ, г.Киров, РФ Князев В.С. студент 4 курса КирГМУ, г.Киров, РФ Оксенюк М.И. студент 4 курса КирГМУ, г.Киров, РФ
Научный руководитель: Чагаева Н.В.
Кандидат медицинских наук, КирГМУ
г.Киров, РФ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СОУЮ-19
Аннотация
В данной научной работе описан уровень тревожности студентов медицинского и немедицинского профиля во время пандемии коронавирусной инфекции, приведён сравнительный анализ тревожности и эмоциональной стабильности этих двух групп обучающихся, а также сделано заключение о наличии связи между уровнем тревожности студентов и профилем их обучения. Информация по теме дополнена таблицами, расчётами и выводами.
Ключевые слова
Пандемия, уровень тревожности, медицинский и немедицинский профиль.
Актуальность.
Эмоциональная стабильность - это способность справляться с болезненными переживаниями и извлекать из них ценные уроки. Эмоционально устойчивые люди способны выдерживать большие нагрузки, спокойнее реагируют на трудности и быстрее восстанавливаются после жизненных испытаний [1]. Учёба в высших учебных заведениях требует большого количества времени и сил. Зачастую у студентов почти не остаётся времени для каких-либо других занятий, особенно у студентов медицинских университетов. Постоянное умственное напряжение и отсутствие отдыха приводят к различным нарушениям эмоциональной стабильности [2,3].
Пандемия, карантин, изоляция привели к вспышке психологических проблем по всему миру. Если же говорить о конкретных людях, то далеко не у каждого при столкновении со столь серьёзными изменениями в его жизни обязательно должна расстроиться психика. Это зависит от множества факторов: особенностей характера, наличия психических расстройств, ресурсов - финансового запаса, социальной поддержки.
Студенты медицинских ВУЗов часто находятся в условиях повышенной учебной нагрузки, а с учётом того, что многие студенты-медики работают в больницах, психологическая нагрузка заметно возрастает.
Что же касается студентов немедицинского профиля, учебная нагрузка большая, но недостаточная осведомлённость в некоторых медицинских вопросах, связанных с пандемией и профилактикой коронавирусной инфекции, создаёт дополнительные психологические неудобства.
Вместе с тем оценка эмоциональной стабильности студентов в период длительных стрессовых ситуаций (как пандемия COVID 19) не служила предметом специальных исследований.
Цель.
Дать оценку уровню эмоциональной стабильности у студентов медицинского и немедицинского профиля образования в период пандемии коронавирусной инфекции.
Задачи.
1.Выявить связь между уровнем тревожности студентов по вопросу короновирусной инфекции в зависимости их учебного заведения.
2.Дать количественную оценку эмоциональной тревожности у студентов медицинских и немедицинских учебных заведений.
3.Дать сравнительную оценку состояния эмоциональной стабильности у студентов медицинского и немедицинского профиля обучения.
Материалы и методы. Было проведено анкетирование при помощи Соо§!е формы, которое состояло из 20 вопросов. Участие в опросе приняли 101 студент. Из них 62 респондентов медицинских ВУЗов (Кировский, Волгоградский, Казанский, Самарский, Сеченовский) и 48 студентов ВУЗов различных направлений (ВятГУ; КФ РЭУ им. Г. В. Плеханова и МГЮА). Медиальная характеристика возраста студентов 21 год. Межквартильный размах 4 года. Анализ результатов исследования проводился с помощью статистического пакета <^ТАШТ1СА 6». Сравнение полученных результатов исследования проводилось при помощи критерия соответствия (Хи-квадрат). Была поставлена гипотеза о связи между учебным заведением студентов и уровнем их тревожности.
Результаты.
Таблица 1
Сравнение признаков тревоги в учебных заведениях разных профилей.
Учебное заведение Всего студентов Отсутствие тревоги Признаки тревоги
Учебные заведения немедицинского профиля 39 14 25
Учебные заведения медицинского профиля 62 31 31
I 101 45 56
Нулевая гипотеза
Всего Отсутствие тревоги Признаки тревоги
101 45 56
100 % 44,6 55,4
Источник: разработано автором
«Ожидаемые» результаты
Таблица 2
Сравнение уровня тревоги у студентов разных Вузов.
Учебное заведение Отсутствие тревоги Признаки тревоги
Учебные заведения немедицинского профиля 17 22
Учебные заведения медицинского профиля 28 34
Источник: разработано автором
Таблица 3
Разница между фактическими и «ожидаемыми» числами р - р1.
Учебное заведение Отсутствие тревоги Признаки тревоги
Учебные заведения немедицинского профиля -3 +3
Учебные заведения медицинского профиля +3 -3
Источник: разработано автором
(P-Pi)2 Pi
(1)
Учебное заведение Отсутствие тревоги Признаки тревоги
Учебные заведения немедицинского профиля 0,5 0,4
Учебные заведения медицинского профиля 0,3 0,3
Источник: разработано автором
£ = 1,5, П1 = 1*1 = 1, таким образом, вероятность нулевой гипотезы более 5 %, следовательно, связь между учебными заведениями студентов и уровнем их тревоги отсутствует.
При обработке данных было выявлено, что половина студентов медицинских ВУЗов - 31 - находится в стадии тревожности. Сумма баллов составила от 15 до 35 баллов. У данных респондентов отмечаются: неусидчивость и внутреннее напряжение, волнение из-за финансового положения в связи с кризисом из-за ситуации пандемии COVID-19.
У 31 студента отсутствуют выраженные симптомы тревоги (0-15 баллов), что значительно радует. Студенты-медики в первую очередь должны понимать, как стресс и эмоциональные колебания влияют на весь организм в целом. Не зря говорят: все болезни от нервов. Нервное перенапряжение может не только ухудшить общее самочувствие, привести к нарушениям сна или ухудшению памяти, но и стать своего рода триггером для активации некоторых психических заболеваний.
Совершенно иными оказались данные у студентов ВУЗов различных направленностей.
Очень огорчило, что у 25 студентов присутствует тревога. Сумма баллов от 15-35. Это означает, что период пандемии негативно сказался на их психическом состоянии. Отсюда могут возникать проблемы в учёбе, семье, а также астения, замкнутость и ряд других проявлений. Респонденты в основном жаловались на неусидчивость и внутреннее напряжение, волнение из-за финансового положения в связи с кризисом из-за ситуации пандемии COVID-19. Если вовремя не обратиться за помощью к психологу или близкому человеку, то данное состояние сможет привести к нервным срывам и серьезным последствиям.
Немалая часть студентов - 14 - набрали от 0 до 15 баллов. У них отсутствуют выраженные симптомы тревоги. Данный показатель незначительно ниже, чем у студентов медицинских ВУЗов. Приятно отметить, что большинство респондентов на период карантина смогли обеспечить себе эмоционально и психологически приемлемые условия. Одни читали книги, другие смотрели сериалы, онлайн-концерты, находили новые хобби. Таким образом, они отвлекались от непростой ситуации в мире.
Выводы.
1.Связь между учебным заведением студентов и уровнем их тревожности по вопросу COVID-19 отсутствует.
2.Уровень тревожности у обучающихся немедицинских учебных заведений выше уровня тревожности у обучающихся медицинских учебных заведений (64,1% против 50% соответственно).
3.Сравнивая состояние эмоциональной стабильности у студентов медицинских и других высших учебных заведений, можно сделать вывод, что медики более спокойны, более способны справляться со стрессом, нежели другие студенты.
Список использованной литературы:
1. Психологическая наука и практика: психологическая безопасность личности: Пермь, 2017
2. Вильнюс В.К., Гиппенрейт Ю.Б. Психология эмоций: учебное пособие, 1996
3. Батрымбетова С.А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента// Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы, 2007
© Жукова Э.К., Князев В.С., Оксенюк М.И., 2022