Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / МЕДИЦИНСКИЙ И НЕМЕДИЦИНСКИЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Э.К., Князев В.С., Оксенюк М.И.

В данной научной работе описан уровень тревожности студентов медицинского и немедицинского профиля во время пандемии коронавирусной инфекции, приведён сравнительный анализ тревожности и эмоциональной стабильности этих двух групп обучающихся, а также сделано заключение о наличии связи между уровнем тревожности студентов и профилем их обучения. Информация по теме дополнена таблицами, расчётами и выводами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жукова Э.К., Князев В.С., Оксенюк М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 614.1

Жукова Э.К.

студент 4 курса КирГМУ, г.Киров, РФ Князев В.С. студент 4 курса КирГМУ, г.Киров, РФ Оксенюк М.И. студент 4 курса КирГМУ, г.Киров, РФ

Научный руководитель: Чагаева Н.В.

Кандидат медицинских наук, КирГМУ

г.Киров, РФ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СОУЮ-19

Аннотация

В данной научной работе описан уровень тревожности студентов медицинского и немедицинского профиля во время пандемии коронавирусной инфекции, приведён сравнительный анализ тревожности и эмоциональной стабильности этих двух групп обучающихся, а также сделано заключение о наличии связи между уровнем тревожности студентов и профилем их обучения. Информация по теме дополнена таблицами, расчётами и выводами.

Ключевые слова

Пандемия, уровень тревожности, медицинский и немедицинский профиль.

Актуальность.

Эмоциональная стабильность - это способность справляться с болезненными переживаниями и извлекать из них ценные уроки. Эмоционально устойчивые люди способны выдерживать большие нагрузки, спокойнее реагируют на трудности и быстрее восстанавливаются после жизненных испытаний [1]. Учёба в высших учебных заведениях требует большого количества времени и сил. Зачастую у студентов почти не остаётся времени для каких-либо других занятий, особенно у студентов медицинских университетов. Постоянное умственное напряжение и отсутствие отдыха приводят к различным нарушениям эмоциональной стабильности [2,3].

Пандемия, карантин, изоляция привели к вспышке психологических проблем по всему миру. Если же говорить о конкретных людях, то далеко не у каждого при столкновении со столь серьёзными изменениями в его жизни обязательно должна расстроиться психика. Это зависит от множества факторов: особенностей характера, наличия психических расстройств, ресурсов - финансового запаса, социальной поддержки.

Студенты медицинских ВУЗов часто находятся в условиях повышенной учебной нагрузки, а с учётом того, что многие студенты-медики работают в больницах, психологическая нагрузка заметно возрастает.

Что же касается студентов немедицинского профиля, учебная нагрузка большая, но недостаточная осведомлённость в некоторых медицинских вопросах, связанных с пандемией и профилактикой коронавирусной инфекции, создаёт дополнительные психологические неудобства.

Вместе с тем оценка эмоциональной стабильности студентов в период длительных стрессовых ситуаций (как пандемия COVID 19) не служила предметом специальных исследований.

Цель.

Дать оценку уровню эмоциональной стабильности у студентов медицинского и немедицинского профиля образования в период пандемии коронавирусной инфекции.

Задачи.

1.Выявить связь между уровнем тревожности студентов по вопросу короновирусной инфекции в зависимости их учебного заведения.

2.Дать количественную оценку эмоциональной тревожности у студентов медицинских и немедицинских учебных заведений.

3.Дать сравнительную оценку состояния эмоциональной стабильности у студентов медицинского и немедицинского профиля обучения.

Материалы и методы. Было проведено анкетирование при помощи Соо§!е формы, которое состояло из 20 вопросов. Участие в опросе приняли 101 студент. Из них 62 респондентов медицинских ВУЗов (Кировский, Волгоградский, Казанский, Самарский, Сеченовский) и 48 студентов ВУЗов различных направлений (ВятГУ; КФ РЭУ им. Г. В. Плеханова и МГЮА). Медиальная характеристика возраста студентов 21 год. Межквартильный размах 4 года. Анализ результатов исследования проводился с помощью статистического пакета <^ТАШТ1СА 6». Сравнение полученных результатов исследования проводилось при помощи критерия соответствия (Хи-квадрат). Была поставлена гипотеза о связи между учебным заведением студентов и уровнем их тревожности.

Результаты.

Таблица 1

Сравнение признаков тревоги в учебных заведениях разных профилей.

Учебное заведение Всего студентов Отсутствие тревоги Признаки тревоги

Учебные заведения немедицинского профиля 39 14 25

Учебные заведения медицинского профиля 62 31 31

I 101 45 56

Нулевая гипотеза

Всего Отсутствие тревоги Признаки тревоги

101 45 56

100 % 44,6 55,4

Источник: разработано автором

«Ожидаемые» результаты

Таблица 2

Сравнение уровня тревоги у студентов разных Вузов.

Учебное заведение Отсутствие тревоги Признаки тревоги

Учебные заведения немедицинского профиля 17 22

Учебные заведения медицинского профиля 28 34

Источник: разработано автором

Таблица 3

Разница между фактическими и «ожидаемыми» числами р - р1.

Учебное заведение Отсутствие тревоги Признаки тревоги

Учебные заведения немедицинского профиля -3 +3

Учебные заведения медицинского профиля +3 -3

Источник: разработано автором

(P-Pi)2 Pi

(1)

Учебное заведение Отсутствие тревоги Признаки тревоги

Учебные заведения немедицинского профиля 0,5 0,4

Учебные заведения медицинского профиля 0,3 0,3

Источник: разработано автором

£ = 1,5, П1 = 1*1 = 1, таким образом, вероятность нулевой гипотезы более 5 %, следовательно, связь между учебными заведениями студентов и уровнем их тревоги отсутствует.

При обработке данных было выявлено, что половина студентов медицинских ВУЗов - 31 - находится в стадии тревожности. Сумма баллов составила от 15 до 35 баллов. У данных респондентов отмечаются: неусидчивость и внутреннее напряжение, волнение из-за финансового положения в связи с кризисом из-за ситуации пандемии COVID-19.

У 31 студента отсутствуют выраженные симптомы тревоги (0-15 баллов), что значительно радует. Студенты-медики в первую очередь должны понимать, как стресс и эмоциональные колебания влияют на весь организм в целом. Не зря говорят: все болезни от нервов. Нервное перенапряжение может не только ухудшить общее самочувствие, привести к нарушениям сна или ухудшению памяти, но и стать своего рода триггером для активации некоторых психических заболеваний.

Совершенно иными оказались данные у студентов ВУЗов различных направленностей.

Очень огорчило, что у 25 студентов присутствует тревога. Сумма баллов от 15-35. Это означает, что период пандемии негативно сказался на их психическом состоянии. Отсюда могут возникать проблемы в учёбе, семье, а также астения, замкнутость и ряд других проявлений. Респонденты в основном жаловались на неусидчивость и внутреннее напряжение, волнение из-за финансового положения в связи с кризисом из-за ситуации пандемии COVID-19. Если вовремя не обратиться за помощью к психологу или близкому человеку, то данное состояние сможет привести к нервным срывам и серьезным последствиям.

Немалая часть студентов - 14 - набрали от 0 до 15 баллов. У них отсутствуют выраженные симптомы тревоги. Данный показатель незначительно ниже, чем у студентов медицинских ВУЗов. Приятно отметить, что большинство респондентов на период карантина смогли обеспечить себе эмоционально и психологически приемлемые условия. Одни читали книги, другие смотрели сериалы, онлайн-концерты, находили новые хобби. Таким образом, они отвлекались от непростой ситуации в мире.

Выводы.

1.Связь между учебным заведением студентов и уровнем их тревожности по вопросу COVID-19 отсутствует.

2.Уровень тревожности у обучающихся немедицинских учебных заведений выше уровня тревожности у обучающихся медицинских учебных заведений (64,1% против 50% соответственно).

3.Сравнивая состояние эмоциональной стабильности у студентов медицинских и других высших учебных заведений, можно сделать вывод, что медики более спокойны, более способны справляться со стрессом, нежели другие студенты.

Список использованной литературы:

1. Психологическая наука и практика: психологическая безопасность личности: Пермь, 2017

2. Вильнюс В.К., Гиппенрейт Ю.Б. Психология эмоций: учебное пособие, 1996

3. Батрымбетова С.А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента// Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы, 2007

© Жукова Э.К., Князев В.С., Оксенюк М.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.