Научная статья на тему 'Эмоциональная напряженность как одна из актуальных проблем развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Эмоциональная напряженность как одна из актуальных проблем развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1218
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ТРЕВОГА / КОРРЕКЦИЯ / РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / PSYCHIATRIC EMOTION / EMOTIONAL TENSITY / DISTURBANCE / CORRECTION / DRAWING THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина A. A.

В статье рассматривается вопрос, связанный с подходами к пониманию эмоциональной напряженности как одной из актуальных проблем, рассматриваемых в сфере психических состояний. В статье приведены показания для проведения рисуночной терапии, важность использования арттерапевтических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинина A. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THERAPY IN CORRECTION OF EMOTIONAL TENSITY OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH THE PSYCHIATRIC DEVELOPMENT DELAY

This article touches upon the questions connected with the approaches to the emotional tensity understanding as one of the actual problems in the psychiatric conditions sphere. The article points out arguments for drawing therapy, the importance of the art therapy methods.

Текст научной работы на тему «Эмоциональная напряженность как одна из актуальных проблем развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

А.А. КАЛИНИНА, старший преподаватель кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета Тел. 8 (4862) 773719,89208121228; kalinina3004@mail.ru.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается вопрос, связанный с подходами к пониманию эмоциональной напряженности как одной из актуальных проблем, рассматриваемых в сфере психических состояний. В статье приведены показания для проведения рисуночной терапии, важность использования арттерапевтическихметодов..

Ключевые слова: психические состояния, эмоциональная напряженность, тревога, коррекция, рисуночная терапия.

Социальное значение исследований эмоциональной напряженности заключается в том, что состояние психического дискомфорта нарушает физическое и психическое здоровье человека, понижает жизненный тонус, формирует отрицательные черты личности, способствует разрушению целостности психики. (Т.А. Немчин, Н.И. Наен-ко, О.В. Овчинникова, Э.Л. Носенко, Л.Г. Дикая, Л.В. Куликов, Б.А. Вяткин.)

Многими авторами признается тот факт, что психические состояния участвуют в образовании личностных свойств. А нарушение одной из личностных структур ведет, как правило, к дисгармонии одной из сторон личности, формой проявления которой и можно считать эмоциональную напряженность.

Особенно следует подчеркнуть зависимость возникновения эмоциональной напряженности от возрастных особенностей, поскольку жизненный период с 6 до 9 лет сопровождается для ребенка определенными интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, то есть является очень важным, так как в данный период происходит становление и адаптация ребенка как субъекта учебной деятельности.

Анализ немногочисленных работ, посвященных изучению эмоциональной напряженности в старшем дошкольном возрасте, показал, что чаще авторы пытались рассматривать эмоциональную сферу ребенка и лишь изредка обращались непосредственно к проблеме напряженности.

А.С. Залужный, рассматривая поведение ребенка в сложных условиях деятельности, выделил четыре комплекса защитных реакций у детей разных возрастов и определенные типы их поведения: защитно-негативистский, агрессивный, первично-социальный, коллективно-социальный, каждый из которых характеризуется определенным уровнем напряжения.

Переживания ребенка согласно теории Л.С. Выготского образуют мир, формирующий его эмоциональную внутреннюю жизнь, которая сопровождается определенным уровнем напряжения. Возникновение и развитие аффективных состояний у детей на фоне общей напряженности Л.С. Выготский связывал с их неподготовленностью к действиям в неожиданных ситуациях.

Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова полагают, что в основе всех эмоциональных нарушений лежат общие психологические механизмы, важнейшим из которых является тревога.

© А.А. Калинина

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В.Р. Кисловская подчеркивает в своих работах тот момент, что у каждого периода развития свои источники беспокойства, тревожности, страха, эмоциональной напряженности. Собственно эмоциональную напряженность автор рассматривает как понятие нерасчлененное, в которое входят стрессы, фрустрации и неврозы, тревога и тревожность.

Современные детские психологи и психотерапевты следуют интегративному подходу в коррекции эмоциональной напряженности, объединяя существующие подходы. В зависимости от цели коррекционной работы используются комплексы психологических методик, отражающих различные задачи, которые направлены на ликвидацию негативных эмоций, внутриличностных конфликтов, поведенческих и физиологических реакций, развитие когнитивных представлений, личностных образований детей.

В психокоррекции эмоциональной напряженности у дошкольников с ЗПР необходимо учитывать не только воздействующие факторы в разных областях жизнедеятельности ребёнка, но и специфику задержки психического развития, общие закономерности развития эмоций детей данной категории.

Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид, Е. Крамер. В России такой опыт работы представлен в работах Е. И. Бурно, Г. В. Бур-ковского, Р.Б. Хайкина, О. А. Карабановой и др.

Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного ис-

кусства) облегчает реагирование на переживания и фантазии, способствует изменению поведения.

В. Райков указывал на психокоррекционное воздействие живописи, особенно при активном участии человека в изобразительной деятельности. Он считал, что показаниями для проведения рисуночной терапии являются:

• Трудности эмоционального различия, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций.

• Эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества,

• Наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией.

• Повышенная тревожность, страхи, искаженная самооценка, низкая степень самоприня-тия, эмоциональная напряженность.

Применение арттерапевтических методов, и в первую очередь рисуночной терапии, особенно необходимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, при низком уровне развития познавательной, игровой деятельности. Арттерапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что повышенный или пониженный уровень эмоциональной напряженности, сопровождающий любые отрицательные эмоциональные состояния старшего дошкольника с задержкой психического развития, может приводить к формированию ряда отрицательных явлений, таких как агрессия, гиперактивность, неуправляемость, замкнутость, и приводить к необратимым изменениям в организме.

A.A. KALININA

THE USE OF THERAPY IN CORRECTION OF EMOTIONAL TENSITY OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH THE PSYCHIATRIC DEVELOPMENT DELAY

This article touches upon the questions connected with the approaches to the emotional tensity understanding as one of the actual problems in the psychiatric conditions sphere. The article points out arguments for drawing therapy, the importance of the art therapy methods.

Key words: psychiatric emotion, emotional tensity, disturbance, correction, drawing therapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.