тестирования в процесс обучения на всех этапах позволяет преподавателю четно определять уровень овладения знаниями и умениями по конкретному изучаемому предмету. Недочеты и ошибки, выявленные в процессе тестирования, указывают на необходимость углубленной дополнительной работы над изучаемой темой.
Тестирование в различных формах, проводимое на всех этапах обучения, может способствовать повышению качества и уровня знаний студентов.
Литература:
1. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. - М.: Университетская книга, Логос. -2007. - C. 4
2. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании. 13.00.01. Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. - Ростов-на-Дону, 2003. -С. 5-7.
3. Косолапова Л.А., Шеремета Т.В. Использование современных технологий оценивания результативности обучения в вузе в контексте компетентсностного подхода // International Research Journal. -2019. DOI: 10.18454/IRJ/2227-6017.URL: https: //research-journal.org/en.
4. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностр. языки в школе. - 2006. - №5. - С. 7-13.
5. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.
6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Белашева Ирина Валерьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Есаян Марине Левоновна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Макадей Людмила Ильинична Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У
СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье авторами представлены результаты исследования особенностей влияния параметров эмоциональной компетентности на показатели эмоционального выгорания у сотрудников организации. Для структурирования эмоциональных компетенций применен иерархический факторный анализ. Показано, что одним из условий нарастания симптоматики эмоционального выгорания от стадии напряжения к стадии истощения у сотрудников является несформированность внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, эмоциональные компетенции, степень эмоционального выгорания, рефлексия, эмпатия, саморегуляция, эмоциональный интеллект.
An^tatton. The authors of the article represent the results of the study devoted to the research how emotional competence parameters influence the indicators of emotional burnout among employees of the organization. The hierarchic factor analysis is used to structure emotional competencies. It is shown that one of the conditions to increase the symptoms of the emotional burnout from the tension stage to the stage of exhaustion is the lack of formation of intrapersonal and interpersonal emotional competencies.
Keywords: Emotional competence, emotional competency, the level of the emotional burnout, reflection, empathy, self-regulation, emotional intelligence.
Введение. Современная социальная среда предъявляет высокие требования к человеку в плане поиска оптимальных решений в сложных и стрессовых ситуациях. Переживание таких ситуаций нередко меняет и восприятие всего окружающего мира, и восприятие собственного места в нем. В процессе утверждения новой картины окружающего и новых ценностей происходит перестройка человеческих отношений, где особую актуальность приобретает эмоциональная сторона. Обращение к проблемам эмоциональной компетентности и эмоционального выгорания продиктовано объективной потребностью в обобщении и систематизации психологического знания об этих феноменах, представленного в разноплановых научных подходах, а также в понимании и уточнении связи между этими явлениями, их взаимовлиянии и взаимозависимости.
В отечественной психологии накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Стрелкова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.), который неразрывно связан с обретением себя в определенной профессиональной сфере, формированием профессионального мировоззрения и компетенций внутриорганизационного/ внутрипроизводственного взаимодействия. Профессиональная деятельность часто сопровождается высоким уровнем стрессогенности и, как следствие, эмоциональной напряженностью, доминированием негативных эмоций, усталостью, потерей мотивации, повышением невротизации и т.д. Это существенно влияет на здоровье сотрудников и объясняет глобальное распространение различных расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием профессионального стресса, в том числе и синдрома эмоционального выгорания. Помимо профессиональной деформации следствием эмоционального выгорания являются изменения в эмоциональной сфере дезадаптивного характера. У сотрудников отмечаются: «огрубление чувств», сужение и обеднение эмоций, ослабление способности контролировать и
регулировать свои эмоции; происходит развитие ощущения эмоциональной неуравновешенности, повышение уровня конфликтности, ослабление волевых качеств и способности к сознательному самоконтролю. Логично предположить, что сформированная эмоциональная компетентность, как система способностей осознавать и управлять собственными эмоциями, понимать эмоции других людей и воздействовать на эмоциональное поле процесса межличностного взаимодействия с целью его конструктивной оптимизации, снижает риски развития синдрома эмоционального выгорания и способствует развитию адаптивных копингов в ответ на действие стрессоров.
Таким образом, исследование эмоционального выгорания сотрудников организации в контексте сформированности их эмоциональной компетентности актуально и с позиций теоретического анализа и с позиций практической значимости, поскольку эмоциональная компетентность является индикатором психологического здоровья человека и обеспечивает его эффективное межличностное и профессиональное взаимодействие.
Изложение основного материала статьи. Целью проведенного исследования стало определение особенностей влияния параметров эмоциональной компетентности на показатели эмоционального выгорания у сотрудников организации.
К исследованию эмоционального выгорания мы подходили с позиций В.В. Бойко, с учетом детализации возможных невротических состояний на разных стадиях эмоционального выгорания. К исследованию эмоциональной компетентности мы подходили с позиций системного подхода (Белашева И.В.), считая параметры эмоционального интеллекта инструментами эмоциональной компетентности (Андреева И.Н.), механизмы эмпатии, рефлексии и саморегуляции - механизмами формирования и реализации эмоциональной компетентности (Юсупова Г.В.).
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко), тест эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин), «Стиль саморегуляции поведения ССПМ» (В.И. Моросанова), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний «К-78» (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич), опросник «Дифференциальный тип рефлексии (ДТР)» (Д.А. Леонтьев); методы статистической обработки данных: табулирование, частотный анализ, корреляционный анализ с использованием г-критерия Пирсона, иерархический факторный анализ, анализ средних значений факторов, Н-критерий Краскала-Уоллиса.
Выборку составили 130 сотрудников Министерства здравоохранения Ставропольского края (МЗСК) в возрасте от 22 до 55 лет. Из них 78 женщин (60%) и 52 мужчины (40%). Стаж работы испытуемых - от 1 года до 27 лет.
На основе анализа шкальных значений методики диагностики уровня эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) и клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний «К-78» (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) была проведена градация испытуемых на три группы в соответствии со степенью выраженности эмоционального выгорания.
1-я группа (низкая степень эмоционального выгорания) - сотрудники с ведущей стадией напряжения по методике В. В. Бойко и без признаков невротических состояний: вегетативных нарушений, обсессивно-фобических нарушений, астении, истерических проявлений, невротической депрессии, тревоги (по опроснику «К-78» шкальные значения выше 1.28).
2-я группа (средняя степень эмоционального выгорания) - сотрудники с ведущей стадией резистенции, по опроснику «К-78» значения находятся в диапазоне нормативных (шкальные значения выше 1,28) -промежуточных (зона неопределённого диагноза: от +1,27 до -1,27).
3-я группа (высокая степень эмоционального выгорания) - сотрудники с ведущей стадией истощения, по опроснику «К-78» значения находятся в диапазоне промежуточных (зона неопределённого диагноза: от +1,27 до -1,27) - болезненных состояний (-1,28 и ниже).
Большинство сотрудников (66%) относятся ко 2-й группе (средняя степень эмоционального выгорания). Они проявляют активное сопротивление нарастающему напряжению, сознательно или бессознательно стремятся к психологическому комфорту, стремятся снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в их распоряжении средств. В.В. Бойко считает, что в фазе резистенции активируются компенсаторные механизмы, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния, а также механизмы психологической защиты, когда неприятные эмоции или воспоминания вытесняются, человек пытается объяснить свои неудачи случайными обстоятельствами.
Низкая степень эмоционального выгорания диагностирована у 11% сотрудников. Фаза напряжения у них создаётся хронической напряженной психоэмоциональной атмосферой, дестабилизирующей обстановкой, повышенной ответственностью и другими факторами. В.В. Бойко считает, что эта фаза является «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания, а само напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Сотрудники с высокой степенью эмоционального выгорания составили 23%. Они характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, а эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.
Согласно используемой нами в исследовании конструкции эмоциональной компетентности как системного качества личности, представляющего совокупность внутренних, потенциальных психологических образований - компетенций (знаний об эмоциях и их проявлениях, навыков оценки эмоциональных состояний и эмоционального саморегулирования и регулирования интерперсональных отношений), мы подвергли иерархическому факторному анализу результаты методики диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко), теста эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д. В. Люсин), методики «Стиль саморегуляции поведения ССПМ» (В. И. Моросанова), опросника «Дифференциальный тип рефлексии (ДТР)» (Д.А. Леонтьев), который позволил произвести их объективную R-классификацию и определить скрытые переменные факторы на основе наличия линейных статистических корреляций между наблюдаемыми переменными. Вследствие перераспределения дисперсии между компонентами получилась простая и наглядная структура из 4-х факторов, соотносимых с эмоциональными компетенциями (ЭК): фактор 1 - «Внутриличностная Я-центрированная ЭК»; фактор 2 - «Межличностная ЭК»; фактор 3 -
«Внутриличностная неосознаваемая ЭК»; фактор 4 - «Рефлексивная ЭК». Обозначения ЭК и описание их индикаторов были даны в соответствии с анализом вклада переменных в структуру фактора (таблица 1).
Таблица 1
Результаты факторного анализа психологических параметров конструкта эмоциональной
компетентности
Психологические параметры Компонент
1 2 3 4
Рациональный канал эмпатии -,444
Эмоциональный канал эмпатии
Интуитивный канал эмпатии ,630 -,333
Установки на эмпатию ,564
Проникающая способность в эмпатии ,470 ,381
Идентификация с партнером ,679
Планирование (регуляторный процесс) ,326 ,529 ,453
Моделирование (регуляторный процесс) ,367 ,309
Программирование (регуляторный процесс) ,448
Оценивание результатов (регуляторный процесс) ,377 ,372
Гибкость (регуляторный процесс) ,375 -,399
Самостоятельность (регуляторный процесс) ,427
Системная рефлексия ,412
Интроспекция ,422 ,733
Квазирефлексия ,448 ,541
МУ (Управление эмоциями других) ,685
ВП (понимание собственных эмоций) -,326 ,542 -,371
ВУ (управление собственными эмоциями) -,307 ,614 -,374
ВЭ (контроль внешнего выражения эмоций) ,345 -,372
МП (понимание эмоций других) ,594
В ходе анализа полученных результатов была вычислена индивидуальная выраженность каждой компетенции (фактора) у испытуемых каждой группы, ранжированных по степени эмоционального выгорания. В результате по каждому фактору (компетенции) в каждой группе сотрудников были вычислены показатели средних значений (таблица 2).
Таблица 2
Анализ средних значений эмоциональных компетенций (факторов) сотрудников в зависимости от
степени эмоционального выгорания
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Группа 1 0,04 0,4 -0,15 0,01
Группа 2 0,3 -0,29 0,02 0,31
Группа 3 -0,46 -0,45 -0,11 -0,07
Анализ показывает, что у сотрудников с низкой степенью эмоционального выгорания (группа 1) наиболее выражена межличностная ЭК. Они обладают способностью к пониманию чужих эмоций, управлению чужими эмоциями, а также к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Они способны создавать атмосферу открытости и доверительности за счёт проникающей способности в эмпатии, а также у них сформированы способности к моделированию, планированию, оценке результатов своей деятельности и регуляторной гибкости (высокая общая способность к саморегуляции). В то же время в этой группе наблюдается низкая степень выраженности внутриличностной неосознаваемой ЭК, которая содержательно противоположна межличностной ЭК.
У сотрудников со средней степенью эмоционального выгорания (группа 2) наиболее выражены Внутриличностная Я-центрированная и рефлексивная ЭК. Они характеризуются высокой сосредоточенностью на собственных состояниях и переживаниях; сформированной способностью к самодистанцированию (взгляду на себя со стороны) за счёт развитой системной рефлексии, а также наличием квазирефлексивных тенденций, определяющих направленность сознания на объекты, не имеющие отношения к реальной жизненной ситуации. Данные испытуемые имеют сформированные способности к планированию, но низкую способность к регуляторной гибкости. Также для них характерны низкий уровень понимания и управления своими эмоциями при сформированных идентификационных способностях в эмпатии и её высоком общем уровне, низко выраженная направленность внимания, восприятия и мышления на состояние и поведение партнера по коммуникации (вклад рационального канала эмпатии), а также низкая способность видеть поведение партнеров и действовать в условиях дефицита исходной информации.
У сотрудников с высокой степенью эмоционального выгорания выявлена недостаточная сформированность всех четырёх выделенных эмоциональных компетенций, в том числе низкая способность к интроспекции (самокопанию), связанная с сосредоточенностью на собственном состоянии, собственных переживаниях. У них не выражены даже квазирефлексивные тенденции. Общий уровень эмпатии и её компоненты проявляются слабо, понимание своих и чужих эмоций затруднено.
Таким образом, можно утверждать, что чем более не сформированы эмоциональные компетенции, тем вероятнее нарастание симптоматики эмоционального выгорания от стадии напряжения к стадии истощения у сотрудников.
Сильные рефлексивные тенденции и способности к планированию деятельности связаны со средней стадией эмоционального выгорания - резистентностью. Возможно, они играют роль компенсаторных механизмов.
Понимание эмоциональных процессов, происходящих в деловых и личных коммуникациях, а также способность управлять ими без излишней рефлексии (межличностная ЭК) позволяют сотрудникам сохранять свое профессиональное и личностное благополучие в условиях повышенной стрессогенности.
Согласно результатам применения непараметрического Н-критерия различий Краскала-Уоллиса (таблица 3) достоверный вклад в дифференциацию групп сотрудников по степени эмоционального выгорания вносят внутриличностная Я-центрированная ЭК (фактор 1) и межличностная ЭК (фактор 2).
Таблица 3
Значения ^критерия Краскала-Уоллиса для 4-х эмоциональных компетенций (факторов) в 3-х группах сотрудников организации, различающихся по степени эмоционального выгорания
№ Нулевая гипотеза критерий значение решение
1 Распределение Фактор 1 является одинаковым для категории степень эмоционального выгорания кат. Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок ,000 Нулевая гипотеза отклоняется
2 Распределение Фактор 2 является одинаковым для категории степень эмоционального выгорания кат. Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок ,000 Нулевая гипотеза отклоняется
3 Распределение Фактор 3 является одинаковым для категории степень эмоционального выгорания кат. Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок ,126 Нулевая гипотеза не отклоняется
4 Распределение Фактор 4 является одинаковым для категории степень эмоционального выгорания кат. Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок ,094 Нулевая гипотеза не отклоняется
Анализ значений коэффициентов корреляции r-Пирсона между отдельными показателями эмоциональной компетентности (эмоциональный интеллект, эмпатия, рефлексия, саморегуляция) и симптомами невротических состояний дает дополнительные основания утверждать, что сформированная эмоциональная компетентность снижает возможности развития невротических расстройств, как индикаторов крайних вариантов эмоционального выгорания, в ситуациях стрессирования в профессиональной деятельности. Так, способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций и/или интуитивно (шкала МП - понимание чужих эмоций) отрицательно связана с развитием таких невротических симптомов (опросник «К-78») как: астения, нейротическая депрессия, тревога, вегетативные нарушения, обсессивно-фобические нарушения (уровень значимости р<0,01). Обращает на себя внимание сильная отрицательная связь способности к моделированию (соответствие программ действий планам деятельности, получаемых результатов - принятым целям) со шкалами тревоги, невротической депрессии и астении. Сильные отрицательные связи (р<0,01 и р<0,05) обнаружены между значениями всех шкал «К-78» (кроме шкалы конверсионных расстройств), и такими показателями эмоционального интеллекта как: внутриличностное управление эмоциями, контроль экспрессии, понимание эмоций, управление эмоциями и общий показатель эмоционального интеллекта. Чем ниже способность сотрудника к интроспекции, самостоятельности (регуляторной автономности) и идентификации, тем более вероятнее развитие у него невротических симптомов (р<0,01 и р<0,05).
Выводы. В результате проведённого эмпирического исследования можно сделать устойчивое предположение о положительном влиянии эмоциональной компетентности на профессиональное благополучие сотрудников организации, поскольку чем выше уровень сформированности внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций, тем в меньшей степени сотрудник подвержен эмоциональному выгоранию. Не все полученные результаты однозначны, особенно по показателям рефлексии, проникающей способности в эмпатии и шкале конверсионных расстройств. Тем не менее, полученные данные могут помочь спрогнозировать личностную уязвимость к стрессорам, смоделировать программы психологического сопровождения персонала в организации, ориентированные на повышение психологической устойчивости сотрудников к стрессовым ситуациям различного уровня сложности, точками приложения которых будут эмоциональные компетенции.
Литература:
1. Belasheva I., Yesayan M., Polshakova I., Pogorelova V., Nishitenko S. On the Role of the Brain Asymmetry Profile in the Implementation of Emotional Competence in Stroke Patients [Text] // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - Vol. 10. - No. 9. - PP. 2134-2141
2. Boyatzis R.E., Goleman D., Rhee K. Clustering competence in emotional intelligence: Insights from the Emotional Competence Inventory (ECI) [Text] // Handbook of emotional intelligence, 2000. - Vol. 1. - №. 6. -P. 343-362.
3. Ciarrochi J., Scott G. The link between emotional competence and well-being: A longitudinal study [Text] // British Journal of Guidance & Counselling. - 2006. - Vol. 34. - №. 2. - P. 231-243.
4. Demerouti E., Bakker A. B. The Oldenburg Burnout Inventory: A good alternative to measure burnout and engagement [Text] // Handbook of stress and burnout in health care, 2010. - P. 65-78.
5. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 83-95.
6. Белашева, И.В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс психологического здоровья личности [Текст] // Акмеология, 2016. - №. 3 (59). - С. 143-152.
7. Белашева И.В. Эмоциональные компетенции в структуре параметров психологического здоровья старшеклассников с разной степенью вовлеченности в виртуальные коммуникации [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2021. - Т. 23. - № 1 (85). - С. 133-142.
8. Бойко В.В. Диагностика уровня эмоционального выгорания [Текст] // Практическая психодиагностика. Методика и тесты. - Самара: Бахрах-М. - 2001. - С. 161-169.
9. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [Текст] / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. -С. 486-490.
10. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Текст] // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. - №4. - С. 110-135.
11. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн [Текст] // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.
12. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» [Текст] // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №. 2. - С. 150-163.
13. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] // Психологический журнал, 2001. - №1. - С. 16-21.
14. Осухова, Н.В., Профилактика эмоционального выгорания: практико-ориентированный семинар [Текст] / Кожевникова, В.А. // Школьный психолог, 2006. - №. 16. - С. 18-32.
15. Юсупова, Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: специальность 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии": диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / Юсупова Гузель Валимухаметовна. - Казань, 2006. - 166 с.
16. Яхин К.К., Менделевич Д.М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний [Текст] / Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие. Ред. В.Д. Менделевич. - М., 2005. - С. 432.
Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Сазонова Светлана Анатольевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОТДЫХА
Аннотация. В статье отражен теоретический анализ состояния проблемы организации инклюзивного отдыха в России. Представлены результаты исследования профессиональной готовности будущих выпускников психолого-педагогического направления подготовки к работе в условиях инклюзивных лагерей, раскрыты основные трудности работы в лагере с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, представлены результаты опроса этих детей, выявлены сложности, с которым сталкиваются студенты, проходящие педагогическую практику в этих лагерях; предложены способы их преодоления.
Ключевые слова: инклюзивный детский отдых, инклюзивные смены, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, бакалавры психолого-педагогического направления подготовки, профессионально-личностная готовность к работе в условиях детских оздоровительных лагерей.
Annotation. The article presents the results of a theoretical analysis of the state of the problem of organizing inclusive recreation in Russia. The results of the study of the professional readiness of future graduates of the psychological and pedagogical direction of preparation for work in inclusive camps are presented, the main difficulties of working in the camp with children with disabilities and disabilities are revealed, the results of a survey of these children are presented, the difficulties faced by students undergoing pedagogical practice in these camps are revealed.
Keywords: inclusive children's recreation, inclusive shifts, children with disabilities, children with disabilities, bachelors of psychological and pedagogical training, professional and personal readiness to work in children's health camps.
Введение. Актуальность проблемы отдыха детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивной среды связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет. В нашей стране, начиная с периода реформ, в связи с уменьшением социальной защищенности и падением жизненного уровня населения, возрастающим объемом стрессовых факторов, неблагоприятной экологической средой наблюдалось значительное ухудшение соматического и репродуктивного здоровья родителей, что сказалось и на здоровье их детей. По данным статистики, число детей-инвалидов на сегодняшний день составляет около 2% от общего количества детей в стране [1].
Изложение основного материала статьи. Государственная политика Российской Федерации в вопросе поддержки социально незащищенных слоев населения, в особенности - детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, направлена на создание условий для здорового развития каждого ребенка [3]. Государство, начиная с 2015 года, проводит активную работу по дальнейшему совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере организации детского инклюзивного отдыха. Инклюзивные лагеря являются в мире инновационной практикой. В России существует успешный опыт проведения инклюзивных смен. Первые инклюзивные смены появились в 2015 г. в связи с изменениями в законодательстве Минздрава РФ, позволившими детям с ограниченными возможностями пребывать в лагерях, не имеющих реабилитационной направленности [8]. Разработка