Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С БИБЛИОТЕЧНЫМИ УРОКАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ. ОПЫТ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С БИБЛИОТЕЧНЫМИ УРОКАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ. ОПЫТ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная библиотека / экология / смысловое чтение / school library / environment protection / meaningful reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнеева Александра Сергеевна

педагогам-библиотекарям и преподавателям литературы предлагается опыт экологического воспитания с помощью уроков смыслового чтения. Рассматриваются два варианта уроков – изучение экологического поведения персонажей в художественных произведениях и аналитическое чтение «с предугадыванием событий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL ECOLOGY. INTEGRATION OF ECOLOGICAL EDUCATION WITH LIBRARY LESSONS IN MEANINGFUL READING. EXPERIENCE OF A TEACHER-LIBRARIAN

teacher-librarians and literature teachers are offered the experience of environmental education through semantic reading lessons. Two options for lessons are considered the study of the environmental behavior of characters in works of fiction and analytical reading “with prediction of events.”

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С БИБЛИОТЕЧНЫМИ УРОКАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ. ОПЫТ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ»

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С БИБЛИОТЕЧНЫМИ УРОКАМИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ.

ОПЫТ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ Карнеева А.С.

Карнеева Александра Сергеевна - педагог-библиотекарь первой категории,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гурзуфская средняя школа им. А.С. Пушкина» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым,

г. Ялта

Аннотация: педагогам-библиотекарям и преподавателям литературы предлагается опыт экологического воспитания с помощью уроков смыслового чтения. Рассматриваются два варианта уроков - изучение экологического поведения персонажей в художественных произведениях и аналитическое чтение «с предугадыванием событий».

Ключевые слова: школьная библиотека, экология, смысловое чтение.

EMOTIONAL ECOLOGY. INTEGRATION OF ECOLOGICAL EDUCATION WITH LIBRARY LESSONS IN MEANINGFUL READING. EXPERIENCE OF A TEACHER-

LIBRARIAN Karneeva A.S.

Karneeva Alexandra Sergeevna - teacher-librarian of the first category,

MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION «GURZUF SECONDARY SCHOOL NAMED AFTER A.S.

PUSHKIN» MUNICIPAL FORMATION OF THE CITY DISTRICT OF YALTA OF THE REPUBLIC OF CRIMEA,

YALTA

Abstract: teacher-librarians and literature teachers are offered the experience of environmental education through semantic reading lessons. Two options for lessons are considered - the study of the environmental behavior of characters in works offiction and analytical reading "with prediction of events. " Keywords: school library, environment protection, meaningful reading.

УДК 373

Основная проблема экологического воспитания, как это хорошо известно педагогам-библиотекарям, в локализованности, или, прямо скажем, «оторванности» этой задачи от контекста программного чтения.

На уроках по освоению курса окружающего мира в начальной школе или биологии/географии в основной школе, экологический аспект изучается как некий отдельный предмет, как доктрина, которую можно просто «выучить». (Здесь не идёт речь о преподавании дисциплины «Экология»). И это, разумеется, правильно и необходимо. Так же как и проектная составляющая, чья цель не только сбор фактажа и построение выводов, но и, в более широком смысле, формирование экологического мышления.

Всё это так. Но педагог-библиотекарь, который также решает экологическую «задачку», не может пользоваться такими формами. Во всяком случае, эта работа не может быть поставлена на поток. Причина -не только растущая по экспоненте загрузка детей.

В первую очередь, это естественное и закономерное намерение библиотекаря не отпугнуть детей от библиотеки новыми заявками на их свободное время, а предоставить комфортную среду, где «играючи», больше слушая, чем говоря, - или наоборот, размышляя вслух - ребёнок может начать вырабатывать и закреплять навыки «умного чтения» или «глубокого чтения».

Термины можно множить, но везде речь идёт об умении структурировать текст «на ходу», по мере чтения/восприятия «видеть» портреты и описания, выхватывать из текста главные определения, считывать авторский подтекст.

Именно на уроке «смыслового, умного и глубокого чтения» библиотекарь и открывает литературный «портал», привлекает свою главную союзницу - художественную литературу.

Задействовать экологическую тему на таких уроках, значит, создать настоящий фундамент для нового сознания. Конечно, во множестве случаев это будет только зацепка, но и это успех.

Для таких уроков необходим подбор эмоционально окрашенных текстов, но не прямо морализирующих, а вызывающих у читателя потребность самому сформулировать триаду «смысл - художественные средства - адресат».

Предлагаю два варианта урока «экологического чтения»:

сравнение двух текстов из разных эпох с сопутствующим увлекательным исследованием;

аналитическое чтение «с предугадыванием» событий...

Уроки были сформированы с учётом знания аудитории (педагог-библиотекарь всегда знает свою «публику», в этом есть и плюс, и минус), проводились с рефлексией, отслеживанием сильных и слабых сторон, опубликованы в форме конспектов, и как вывод - могут быть рекомендованы коллегам в качестве некоего творческого посыла.

Первый урок, адресованный обучающимся пятого класса, а в зависимости от аудитории, и четвёртого, может быть назван вариативно: «Мой друг - море» (с отсылкой к книге Ювеналия Зайцева), «Петя и море», «Вспоминаем каникулы». Построить урок лучше всего на житейских впечатлениях детей, на воспоминании о каникулах, о купании в море.

Обсуждая с детьми в читальном зале истории о грубом потребительском отношении к природе, я предложила прочитать эпизод из книги и решить, как нам поступать в таких жизненных ситуациях:

- Я очень люблю эту книжку. Но дело в том, ребята, что я не вполне понимаю в этой книге целую страницу. Нет, написано здорово...будто очутился внутри книги, в её 3-Б пространстве. Но вопросы есть.. .Может быть, вы поможете мне разобраться?

Речь пойдёт о бессмертном произведении Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», а точнее, о первой его главе, где Петя прощается с морем.

Большинство детей знает эту книгу, так как она есть во всех семейных библиотеках. Кроме того, педагог-библиотекарь обычно представляет эту книгу с разных точек интереса на встречах и обзорах.

В процессе урока цитату из текста Катаева для достижения эффекта следует читать без пропусков.

В качестве реплики для уважаемых коллег: очевидно, мы с вами настолько изменились, что не можем воспринимать Петино неистовство как нечто умилительное. Изменились мы, изменился мир - выработался новый тип мышления, не потворствующий потребительству.

В процессе чтения педагог не торопится. И ни в коем случае не отделяет действия маленького «разрушителя» от контекста. Подобный манёвр сделает всю идею бессмысленной.

Речь не идёт о том, чтобы «осудить» Петю, швыряющего медуз и охотящегося за морским коньком.Петю, простодушно мечтающего засушить и поместить в коллекцию прелестное живое существо.. .Петю, который бездумно ловит и уничтожает рака-отшельника. Нет!

Главная затея - погрузиться в мир юного пловца, для начала в полной мере восхититься катаевским воспроизведением реальности.

Не стоит интонационно отмечать и выделять те фрагменты текста, в которых показана разрушительная для моря, для экологии деятельность Пети.

Нужно без нажима, но объяснить детям, что Петя истинный сын своей эпохи. И он отличный мальчик! Замечательный человек - он азартный и весёлый. Он хочет говорить правду, мечтает никогда не бояться и он всегда верит в своих друзей.

Просто он относится к миру, как тогда относилось большинство. Так повелели неписаные правила рутинной обыденности. Можно привести примеры из книги, которые свидетельствуют в пользу Пети. Это поход к родным Гаврика и спасение беглого матроса.

Эпическая повесть Катаева - это ода пробуждающемуся сознанию. На примере ребёнка показано, как меняется мир, как народ изменяет свою участь, берёт судьбу в свои руки.

Тем более интересно, как действовало повседневное отношение к природе, как она воспринималась обывателем, пусть даже и обывателем интеллигентным.

Преамбулу урока не перегружаем. Достаточно приветствия, отсылки на событие из реального опыта...(Кто-то вёл себя на море, «как дикарь»). И предложения прочитать отрывок текста о том, как мальчик прибежал прощаться с морем перед отправкой в школу.

Цитата из всем известной повести широко доступна по изданиям серии «Школьная библиотека» и многочисленным оцифрованным копиям. Здесь я приведу с максимальным сокращением лишь её абрис, чтобы обозначить будущую работу с текстом.

«...Петярешил на прощанье наскоро выкупаться.

Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море (...), как тотчас забыл все на свете.

(...)Петя добрался до первой мели. Он взошел на нее и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая (...)отчетливую чешую песчаного дна.

На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. Там передвигались (...)крошечные кувшинчики рака-отшельника. Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное - даже были крошечные клешни! - тельце моллюска.

(...) Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (...)

(...) Петя настиг ее. Осторожно - чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме, обжигающей, как крапива, - мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды. Он с силой зашвырнул животное на берег.

Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. Солнце тотчас зажглось в ее слизи серебряной звездой.

Петя испустил вопль восторга и, (...) стал нырять с открытыми глазами.

Какое это было упоение!

На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (...)

Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб.

(...)

Петя ничуть его не испугался. Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. Тогда краб никак не сможет ущипнуть.

(...)Гораздо интереснее казались морские коньки.

Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. С точеными мордочками и грудками - ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, (...) (...) они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.

Сердце мальчика забилось от радости. У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. А эти были крупные, красивые, один в одного. Было бы безумием пропустить такой исключительный случай.

Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту».

Увлекательная «охота» откладывается. Явился папа, пора ехать. Реальность предъявила свои права.

После того, как фрагмент прочтён - «с чувством, с толком...» - начинается вторая часть урока. Вместе с учениками желаем Пете счастливо добраться до города, а сами начинаем «по косточкам» разбирать всю эту утреннюю песнь морю. Никакого морализаторства.. Никакого предложения высказаться по поводу «неправильного поведения».

Мы начинаем работу с предложенным автором глоссарием морских обитателей. Вместе с детьми мы последовательно, с попыткой точного цитирования текста, перечисляем всех морских существ, на которых охотился Петя.

Итак, наши действующие «лица»...

Это: рак-отшельник, живущий в домике, изваянном природой в виде кувшинчика.

Медуза с увесистым куполом, светящимся синими отблесками.

Это большой старый краб, с «рогами» - то есть, с могучими клешнями, при этом необычайно проворный. Везёт с собой постоянных пассажиров-моллюсков.

Наконец, волшебной красоты морской конёк, который по определению самого Пети, напоминает и шахматного коня и дракона.

Теперь пришла пора открывать словари и энциклопедии, проверять материал по новейшим публикациям на солидных научных и научно-популярных сайтах Интернета.

В сущности, начинаем классический экологический урок! Но ведёт его не педагог, ведёт его Валентин Катаев.

Прекрасный текст, обладающий глубиной, как очки дополненной реальности, не грозит пальчиком, не сюсюкает - просто вводит нас в мир солнца, воды и песка. И потому все эти погубленные мальчиком существа - не красочные «фантики» на странице монитора или детской энциклопедии, а персонажи невосполнимые, бесценные .живые.

Поговорим про отшельника, которого Петя лихо выдернул из его жилища. Предложим детям сначала определить, что означает слово «отшельник».

Работа с определением терминов и расшифровкой незнакомых слов - неизбежная часть любого библиотечного урока.

Выясняем, что «отшельник» - тот, кто добровольно отказывается от общения с другими. Необщительный, в общем, человек. Или, в нашем случае, рак. Обсуждаем, почему так прозвали нашего персонажа.

Обращаемся за помощью и к толстому словарю, дедушке Интернета. И к его умному внучку. Грамотно формулируем запрос в поисковике. Нас интересует рак-отшельник на берегу именно Чёрного моря.

Узнаём, что морские отшельники являются чистильщиками пляжей.что в пищу они используют умерших подводных животных и тем самым очищают морское дно. Выясняем, что в нашем море процветают два вида таких обитателей. Они обожают странствовать по дну. В одиночестве. Крошечный вид такого краба имеет имя Диоген.

Тут у нас повод и про Диогена ввернуть нужное слово. И про жизнь в гигантском глиняном сосуде, или иначе - бочке.

Предположительно, наш суровый отшельник и есть тот маленький рыцарь, которого Петя выдернул из домика. Кстати, что потом произошло с отшельником? Автор упоминает, что у девочек было пристрастие к виду рукоделия - нанизывать раковинки на суровую нитку. Но Петя считает это глупым занятием. Звучит совсем обидно. Ведь если бы Петя хотя бы забрал изящную раковинку для какой-то рукодельницы. Конечно, это сомнительное оправдание, но хотя бы смысл какой-то забрезжил.

Получается, Петя просто выдернул живое существо из его домика и выбросил... Можно надеяться, что бедолага всё же нашёл свою раковинку. Если Петя, конечно, выпустил его обратно на дно морское.

Найдём несколько интересных комментариев на сайтах, посвящённых прибрежью (это должен сделать педагог заранее, так как «внезапный поиск в Интернете на уроке» не всегда себя оправдывает).

Для этого урока нашлись две чудесные мини-истории разумных и добрых людей. Одна - про «красивого рачка», которого вернули в родное морское лоно. Вторая про рачка, который поселился в раковине улитки-гибулы. Этот «авантюрист» весело гарцевал по циновке, причем, бочком и с большой скоростью. Люди позаботились выпустить этого непоседу в море.

Поговорим о медузе.медузе с большим синим куполом, которую Петя вышвырнул на берег. Сначала - место действия. Наше место действия - Чёрное море. Обитают в его водах - внимание! Два вида медуз. Их зовут Корнерот и Аурелия. И очень похожее на них эффектное и таинственное создание с таким же таинственным названием, Мнемиопсис.

Не забудем ещё раз повторить вслух трудные слова и даже выписать их на доске.А теперь, как в детективе, отыщем среди этих морских «персон» ту медузу, которой в то утро не повезло...

Но сначала вновь вернёмся к описанию:

«Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. Казалось, что она висит неподвижно. Но это только казалось. Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, как края парашюта. Щупальца шевелились. Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность».

Два факта очевидны. Ищем большую медузу. И - с синей каёмочкой, как платочек.

Ищем в семитомной энциклопедии Жизнь Животных. На вид просто башня из изумрудных кирпичей. А внутри - удобный поисковик и текст написан «нормальным языком»!

Предложите детям проверить дома правильность сведений из энциклопедии в поисковиках Интернета вместе с родителями, по конкретным ссылкам на сайты исследовательских институтов.

Опять неизбежная особенность библиотечного урока - всегда пользуемся случаем поработать с поисковиком в специальных энциклопедиях.

Медузы «проживают» в самом первом томе Жизни Животных. Здесь многочисленные путеводители помогут нам. Это - три указателя: терминов, русских названий, латинских названий.

(В этой статье не буду касаться метода работы с универсальными изданиями. Воспитание поискового навыка - увлекательнейшая и для библиотекаря, и для его аудитории тема, так как даёт массу возможностей для плодотворных игровых форм, викторин и их разновидностей).

В результате поиска рассматриваем найденные фотографии и читаем описания. Мнемиопсиса, которого можно встретить в море от Адлера до Тамани, «просим на выход»...Хотя он красиво переливается на свету, это не медуза.

А вот гребневик. Тоже похож на медузу, но передвигается с помощью гребных пластинок. И главное -очутился он в Чёрном море лишь в 1982 году! Совсем не тот «разыскиваемый».

Теперь сравним изображения корнерота и аурелии. Пожалуй, это все же корнерот. Его сложно перепутать с остальными, так как у него нет венчика из щупалец по краешку зонта. Поэтому корнерот как будто сидит под капюшоном!

Значит, мы искали аурелию? Ею восхищаются.называют красой Чёрного моря, волшебницей. А ещё ушастой медузой и плавающим зонтиком. Есть даже утверждение, что она пользуется для поиска пищи ультразвуковыми волнами.

Вспомним, что Петина пленница была большой медузой. Аурелия имеет купол до сорока сантиметров. А корнерот может быть и побольше.Целых пятьдесят сантиметров достигает он под своим капюшоном. Издалека похож на гриб, края шляпы которого окрашены в синеву.

Похоже, в книге описан именно корнерот! Но мы можем и ошибаться. Поиск открыт.

В любом случае, существа это почтенные. Среди медуз сохранился вид, явившийся в наш мир раньше динозавров!

И главное: все медузы - чистильщики вод морских и океанических. Они усердно очищают воду от мельчайшего органического «вторжения». Иногда медуз становится очень много.а чья вина? Наша.Вина человечества и отдельных людей. Основная причина увеличения массы медуз в морской толще - это удобрения, стекающие по стокам. Правда, иногда это чрезмерное прогревание поверхности воды.

Теперь позаботимся о крабе. О том большом крабе с «рогами», который лишился своего дома.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тексте краб описан как могучее и грозное существо, способное защитить себя.

«Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков.

Петя ничуть его не испугался. Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. Тогда краб никак не сможет ущипнуть».

Поищем надёжные источники информации. Например, Карадагскую научную станцию имени Терентия Вяземского. У станции есть свой сайт. Спросим учёных, и они объяснят нам: в Чёрном море живёт каменный краб или иначе - эрифия. Есть и другие, но эрифия самый массивный. Носит рыцарский панцирь красноватого цвета и шириной до десяти сантиметров.

И самое главное. Каменный краб - бессменный санитар моря. Он уничтожает следы разложения и тем очищает воду.

У Пети был морской конёк в коллекции. Правда, всего только один «трухлявый экземпляр»...

Давайте посмотрим на это существо.в самом деле, как будто его нарисовали. Причем, рисовала фея с удивительным воображением. И дракон, и шахматный конь.

Кстати, что он вообще собой представляет? Удивительно, но конёк - рыбка. Маленькая рыбка длиной в шестнадцать сантиметров.

«Пасётся» конёк-дракончик в зарослях прибрежья, как в призрачных джунглях. Это его заколдованный лес. К водорослям он цепляется своим хвостиком, похожим на шпору. Не любит он открытого моря. Разве что отдельные коньки, уж совсем беспечные.

Есть у него и неповторимая особенность. Он может «кивать» головой. Двигать своей изящной головой верх-вниз. Так не умеет делать ни одна другая рыбка! Конёк - властелин нашего моря. Знаете, сколько ему? Двадцать миллионов лет. И ничего не грозило хрупкому шахматному дракону. Пока не появился ещё один биологический вид.

Морской конёк, которым Петя собирался пополнить свою коллекцию, ныне записан в Красную Книгу. Интересно, какие же основные факторы угроз подстерегают кивающую рыбку?

Во-первых, для него мучительно опасно загрязнение моря. А во-вторых.по-прежнему, вылов с целью изготовления сувениров.

Неужели до сих пор кто-то мечтает выловить эту нежную морскую статуэтку, чтобы сунуть в морилку и распрямилку?

Разве всё надо превращать в сувениры? Ведь у нас есть память и вдобавок к ней фотоаппарат.К счастью, конька активно охраняют в заповедниках - Мыс Мартьян, Карадагский, Опукский и Казантипский, в национальном природном парке Тарханкутский. Но учёные полагают, что «необходимо создание сети дополнительных природоохранных акваторий вдоль побережья Крыма».

Теперь, когда мы познакомились со всеми перечисленными в отрывке обитателями моря, пришло время задать аудитории главный вопрос. звучать вопрос может по-разному, но лучше всего без наводящей интонации.

Как Петя провёл утро? А как море провело утро?

Теперь момент для педагога очень важный. Самый важный. Ответы надо выслушать. Все ответы до единого.

Как разумнее подвести итог ответам и размышлениям? Для этого нам понадобится ещё одна книга и ещё один фрагмент. Но сначала нам необходимо подчеркнуть, что дело не в «низких моральных качествах» Пети. Отнюдь!

.Друзья мои, ведь Петя - славный мальчишка. Он море искренне любит, даже попрощаться захотел. Смотрите, до чего волевой! Раньше всех встал. А какой он прекрасный пловец и прыгун в воду! И он по-настоящему умеет видеть природу.. .он восхищается всем окружающим.. .по -своему.

Он добрый и уважительный сын, стоило папе позвать, и он немедленно послушался его зова. А потом он окажется ещё и преданным другом, готовым рисковать.Он влюбчивая и романтичная натура. И вообще, благородная у него душа. Помните, когда в дилижанс забрался незнакомый человек? Это был матрос с восставшего броненосца. Его нельзя было выдавать. И Петя не выдал.

Тогда почему этот славный парень ведёт себя в море как.слово трудно подобрать, как чужой, как расхититель.. .как тот, кому всё безразлично?

Будем размышлять .

Он со стороны выглядит дикарь дикарём. Хватает всё и всех подряд, портит и выбрасывает. Изящная рыбка для него всего лишь экспонат.Нет у него и тени мысли, что краб, рак-отшельник, медуза - живые создания, способные испытывать боль. В действиях Пети нет смысла, нет логики. Нет эмпатии. Это безразличное отношение к миру, вернее, отношение как к возобновляющемуся ресурсу, о котором не стоит и заботиться.

Но ведь никто из нас, ныне живущих, так себя на побережье не ведёт!

Попробуем найти ответ. Для этого нам понадобится ещё одна книжка. Её написал Ювеналий Зайцев. Книга издана в 1985 году. Её название «Твой друг - море».

Ювеналий Зайцев целую главу посвятил тому, что происходит в море, когда в него вступает человек.

Человек начинает свою разрушительную деятельность, даже когда просто торжественно шествует по пляжу! В песке остаются частицы кожи.Масса лишней органики! Стоит ему шагнуть в воду, все живые существа в радиусе метра удирают врассыпную. А между делом, вода смывает с «венца мироздания» десять миллионов бактерий.Вот эти десять миллионов бактерий должны обезвредить обитатели моря, которых так усердно уничтожал Петя.

Когда человек начинает плыть, то распугивает стайку мальков.а когда выходит из моря, переворачивает камень, на котором были оставлены сотни икринок бычка, которые теперь погибнут.

Кстати, речь идёт о невинном и тихом отдыхающем .

Ювеналий Зайцев напоминает: в море не бездействует ни одно живое существо. Кто-то кормится, кто-то заботится о потомстве, кто-то линяет, выслеживает добычу...

А если отдыхающий ведёт себя в стиле прощания Пети с морем?

Ювеналий Зайцев странствовал по многим морям. На юге Франции, на пляже, он увидел плакат местных учёных:

«Маленькая рыбка станет большой, если Господь Бог и .отдыхающий позволят ей жить».

Гидробиологи просят - не собирайте мелких животных.Если перевернули крупный камень - верните его в исходное положение. Ведь этот камень - крепость и защита для тысяч маленьких животных, которые чистят и прибирают для нас море!

Можно открыть небольшую дискуссию о компромиссе - ведь вряд ли кто-то будет вести себя «на море» слишком чинно. Педагог поразмышляет вместе с детьми и предложит варианты решения.

Но главное - подытожить проделанную серьёзную работу.

Вот какие разные тексты мы прочитали! Один отрывок - из художественного произведения, второй - из научно-популярного. Но оба - очень убедительные, искренние.

Их разделяет время.

Повесть «Белеет парус одинокий.» издана в 1936 году. Книга Ювеналия Зайцева в 1985 году.

То есть, почти полвека!

Учтём и то, что действие в повести Катаева происходит в 1905 году. Стало быть, восемьдесят лет. Неужели это так много? Почему мы так изменились?

Получается, что из шумных потребителей природы мы становимся более разумными и добрыми? Наверное, сыграло роль наше вступление в космическую эру? Мы вдруг увидели со стороны, как мал и хрупок наш дом в космосе. Что нашу планету правильнее было бы назвать Планета Вода.

К слову: этот урок можно провести, ориентируясь на День Земли, 22 апреля или День Океанов, 8 июня.

Мы плывём к Острову Дельфинов!

Смысловое чтение «с предугадыванием событий».

Этот урок проводился и в формате «обзора-беседы», и вкупе с командным конкурсом.

В качестве вступления используется обновляемый дайджест сведений о дельфинах и китах. Это и такие всем известные истории, как исследования доктора Лилли, и современные сведения о том, что киты «поют песни», как в походе, чтобы «нескучно» было целыми семьями пересекать океаны, и свидетельства абстрактного мышления дельфинов.

К сожалению, давать прямую ссылку на роман Робера Мёрля «Разумное животное» не стоит, - эта книга слишком суровая, недетская - но упомянуть персонажей, дельфинов Бетти и Фа (Ивана), - в расчёте на перспективу взрослеющего читателя можно.

Дельфины выучили человеческий язык и разочаровались в людях, собиравшихся использовать их против других людей. Они покинули своих мнимых «богов», чтобы жить свободно. Но дельфины собираются сохранить знание человеческих языков! А почему? Этого они объяснить не могут. Просто они поступают, как подобает цивилизованным мыслящим существам...

Но костяк урока составляет чтение книги классика фантастики Артура Кларка «Остров дельфинов», многократно переиздававшейся ещё в советский период, как образец гуманистической юношеской фантастики.

Кларк предложил обществу книгу в 1969 году. Но события в ней приурочил к веку XXI. Тем паче, интересно читать её, сравнивая высокие запросы писателя-гуманиста с нашим технологическим, а главное, моральным уровнем.

Чтение книги на уроке предстоит подробное и неторопливое, с заранее тщательно выбранными фрагментами и обдуманными сокращениями.

К уроку создаётся приложение проверенных фактов по истории, биологии, океанологии. То есть, книга должна «обрасти» закладками, пометками и выписками.

. Джонни остался сиротой и жаждет покинуть дом, где его приютили. Однажды ночью он видит в окне амфибию на воздушной подушке и забирается на борт исполинского судна, которое может двигаться и по суше, и по морю. «Санта Мария» выходит в океан и терпит крушение. О мальчике никто не знает, ведь он проник сюда зайцем.. .Он оказывается один-одинёшенек в открытом океане.

Скажите, есть ли у Джонни шансы продержаться до спасения?

Теперь педагог терпеливо выслушивает все ответы.Кто-то поинтересуется тем, умел ли плавать Джонни? Да, плавать он умел и учился плавать в горных речках.

Можно уточнить, поможет ли ему это конкретное умение в океане? Вы обязательно услышите от кого -либо из ребят, что плавать в пресной воде труднее, значит, Джонни имеет особые шансы в более плотной солёной воде.

Зададим следующий вопрос:

- Что должен сделать Джонни? Хотя бы попытаться для своего спасения?

Педагог с ребятами размышляет и вот они, версии:

- пустить сигнальные ракеты.

- построить плот из обломков.

А педагогу уместно ввести тему из истории о легендарной команде «Кон-Тики», которая проплыла почти семь тысяч километров посреди открытого океана. Тем более что вспомнил об этом сам Джонни! Вдохновленный историческим фактом, он строит плот из упаковочного ящика.

Дальнейшее бдение посреди ночи приносит новые вопросы: возникает странное свечение. (Узнаём о люминесценции и о её причинах, о ночесветках, испускающих фосфорный свет).

Утром в лучах солнца Джонни видит нечто ужасное.

«.прямо на него, быстро и неуклонно, неслись с запада десятки серых треугольных плавников».

В этот момент педагог и аудитория останавливаются перевести дух. Вспоминаем все истории про акул.. .Проверяем свои познания и отвечаем на вопрос, водятся ли акулы в Чёрном море. Рассказываем про

собачью акулу (катрана) и кошачью акулу. Самый большой катран, который встречался людям в Черном море, был в длину целых два метра!

Просматриваем очень лаконичное видео о черноморском катране и его мирном нраве.

Возвращаемся к нашему герою, которого окружило множество серых плавников. Выясняем, чем плавник акулы отличается от плавника дельфина. Спорим на эту тему! У акулы острый и прямой, у дельфина более плавный. Но есть и более чёткое определение.

Пытаемся понять, сумели бы мы сами распознать тип плавника в подобных обстоятельствах.

Теперь мы знаем, что окружают Джонни именно дельфины. Он слышит их дыхание, видит сжимающиеся дыхала.запомните, никогда не дотрагивайтесь до дельфиньего дыхала, пожалуйста.мимо скользят их идеальные обтекаемые и могучие тела.

И главное, пространство наполняют их голоса! Обилие и разнообразие звуков, которыми они обмениваются. Да полно! Неужели это язык?

Бесконечно болтая, дельфины увлекают импровизированный плот с измученным пассажиром. Куда они тащат маленький плот? Как определяют, где стороны света? И возможно ли понять, где юг и где север, когда не видишь берегов? Как это сделать? (Рассуждаем с примерами).

И вот ещё важнейший вопрос. Джонни смирился с голодом. Но жажда мучает его всё сильнее. Решим окончательно, допустимо ли пить морскую воду или это смертельно опасно? (Нет, пить нельзя! Тридцать четыре грамма солей на один литр - такое сочетание не для человеческого организма!)

И сколько человек может продержаться без воды? Приводим известные из истории, официально зарегистрированные прецеденты. В конце сороковых годов двадцатого века человек в городе Фрунзе оставался без воды двадцать дней. Сознание он потерял, страдал от ран, но доктора его спасли.

Скоро в волнах показывается остров, загадочная земля.Дельфины толкают маленький плот к загадочному острову, где события развернутся так, как Джонни и представить себе не мог.

Впереди новый мир, слом всех стереотипов, появление друзей, изучение дельфиньего языка и испытания духа и тела, которые Джонни выдерживает с честью.

Первый же вопрос, который профессор, в будущем любимый учитель, задаёт Джонни, переворачивает всё с ног на голову . или наоборот?

- Кто-нибудь из дельфинов говорил с тобой?

Каждое событие и явление книги даёт возможность затронуть множество тем и проблем.

Знакомство с новым другом из другого народа с другой историей и культурой. Фантастический научный комплекс на острове - Кларк практически изобрел обучение онлайн, за шесть лет до формального создания Интернета. Книга об истории дельфинов, вернее, об истории мира с точки зрения дельфинов, которую пишет профессор.

Вопросы формулируются так, чтобы информация осталась в памяти.

Самый главный посыл книги, ради которого она написана, это утверждение свободы воли как основополагающего постулата цивилизации.

Профессор, всю жизнь изучавший дельфинов, напоминает ученику:

- Каждый дельфин это самостоятельное существо, личность. Они никому не принадлежат и никогда не будут принадлежать.

(Доказываем утверждение примерами, в том числе, из законодательства Индии. Там дельфинов признали личностями).

Возможность построить события самим, попробовать вести нечто вроде альтернативного писательского черновика - побуждает к особому вниманию.

Приходится ответить самому себе на вопросы.

Это этические вопросы. Стоит ли позволить любимым друзьям рисковать собой ради ещё одного любимого друга? Это вопросы на степень научного мышления. Как построить обучение дельфинов?

Особенным интересом пользуется вопрос, который профессор адресует Джонни:

- Мы с тобой забыли ввести в программу для дельфинов два главных слова!

.Я уважаю своих учеников. Ведь кто-то всегда сразу догадывается, что это слова «пожалуйста» и «спасибо».

В качестве краткого итога: оба типа урока, и критическое осмысление прочитанного/прослушанного текста и урок-построение событий имеют потенциал в зависимости от аудитории, и могут быть многократно варьированы с применением игровых форматов и слайд-презентаций.

Каждое новое поколение учеников/учениц привносит в такие уроки новую реальность и новую осознанность.

Список литературы/References

1. Зайцев Ювеналий Петрович. Твой друг море: Очерк / Ю.П. Зайцев. - 2-е изд., переработанное и

дополненное. - Одесса : Маяк, 1982. - 143 с.

2. Кларк Артур. Остров дельфинов: Перевод с английского /А. Кларк. - Москва : Пресса. 1992. - 123 с.

3. Катаев Валентин Петрович. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи: Повести. - Москва : Советский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

писатель, 1987. - 258 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.