Научная статья на тему 'ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ'

ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич, Бобриков Валерий Николаевич

В статье проводится социологический анализ эмоций молодежи в реалиях постковидного городского пространства. Выбраны релевантные работы, посвященные трансформациям эмоций молодежи в период пандемии коронавирусной инфекции. В вводной части работы авторы обращают внимание на исследовательские точки зрения по поводу метаморфоз эмоциональных состояний молодежи, обусловленные ковидными реалиями. Далее критически рассматриваются доковидные и постковидные переменные эмоциональных состояний молодежи. Авторами устанавливаются взаимосвязи между целым рядом ключевых детерминант, куда относятся стресс, когнитивные и метакогнитивные способности личности, что позволяет представить более полную картину анализируемых изменений. Сформулированы выводы, вносящие существенные вклад в социологическое изучение эмоциональных состояний молодежи в условиях (пост)ковидного городского пространства, что позволяет прорисовать траектории для изучения заявленной темы в конкретных урбанизированных территориях. В заключение подводятся результаты проведенной работы и обозначается перспективная панорама будущих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич, Бобриков Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONS OF YOUTH IN A POST-COVID CITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. ANALYSIS OF CHANGES

The article provides a sociological analysis of the emotions of young people in the realities of the post-COVID urban space. Relevant works devoted to the transformation of young people’s emotions during the coronavirus pandemic have been selected. In the introductory part of the work, the authors draw attention to research points of view regarding the metamorphosis of the emotional states of young people, due to covid realities. Next, the pre-covid and post-covid variables of the emotional states of young people are critically examined. The authors establish relationships between a number of key determinants, which include stress, cognitive and metacognitive abilities of the individual, which allows us to present a more complete picture of the analyzed changes. Conclusions are formulated that make a significant contribution to the sociological study of the emotional states of young people in the conditions of (post) covid urban space, which makes it possible to draw trajectories for studying the stated topic in specific urban areas. In conclusion, the results of the work carried out are summarized and a promising panorama of future research is outlined.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНОМ ГОРОДЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ»

Эмоции молодежи в постковидном городе: социологический анализ. Анализ изменений

Равочкин Никита Николаевич,

доктор философских наук, доцент, доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева; доцент кафедры педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии E-mail: nickravochkin@mail.ru

Бобриков Валерий Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева E-mail: ideologie@mail.ru

В статье проводится социологический анализ эмоций молодежи в реалиях постковидного городского пространства. Выбраны релевантные работы, посвященные трансформациям эмоций молодежи в период пандемии коронавирусной инфекции. В вводной части работы авторы обращают внимание на исследовательские точки зрения по поводу метаморфоз эмоциональных состояний молодежи, обусловленные ковидными реалиями. Далее критически рассматриваются доковидные и постковидные переменные эмоциональных состояний молодежи. Авторами устанавливаются взаимосвязи между целым рядом ключевых детерминант, куда относятся стресс, когнитивные и метакогнитивные способности личности, что позволяет представить более полную картину анализируемых изменений. Сформулированы выводы, вносящие существенные вклад в социологическое изучение эмоциональных состояний молодежи в условиях (пост)ковидного городского пространства, что позволяет прорисовать траектории для изучения заявленной темы в конкретных урбанизированных территориях. В заключение подводятся результаты проведенной работы и обозначается перспективная панорама будущих исследований.

Ключевые слова: эмоции, молодежь, повседневность, коронавирусная инфекция, пандемия, общество, взаимодействия, городское пространство.

Трансформации эмоциональных состояний молодежи

Особый интерес в рамках данного исследования представляют публикации А.А. Костригина и Л.В. Козловой [4;5], направленные на исследование трансформаций эмоциональных состояний у молодых людей. Исследование 2020 года позволило сделать вывод, что молодые люди в меньшей степени, чем другие социально-демографические группы, склонны к переживанию стресса [5]. Однако уже результаты проведенного в 2021 г. эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что половина молодых россиян 51% страдают от стресса. Т. е. по мере распространения пандемии, введения ограничительных мер сформировалась тенденция к углублению переживания стресса.

В качестве основных факторов, которые обусловливают глубину переживания стресса, называют опасность заражения (собственной болезни или болезни близких) [5].

Более того, у молодых людей с высоким уровнем переживания стресса развивается «ксенофобия, выражающаяся в виде боязни иностранцев как потенциального источника заражения» [4 с. 58].

Молодые люди, подверженные глубокому переживанию стресса, отличаются значительной импульсивностью, слабостью эмоционально-волевого контроля, склонны к изменениям эмоциональной сферы в сторону большей упрощенности, они «заменяют решение субъективно более сложных задач относительно более простыми и доступными в сложившейся ситуации стресса» [4, с. 58]. В целом, молодые россияне, подверженные стрессу более эмоциональны, «испытывают эмоции различного спектра и нуждаются в психологической разрядке» [4, с. 58].

Преодоление стрессовой ситуации осуществляется на основании обращения к стратегиям «реализации в дей-

98

ствии», т.е. неосознанном совершении действий, рационализации, стремления объяснить собственные поступки и действия других: «Данный механизм защиты у молодых людей проявляется в создании логических, отчасти псевдоразумных, но благовидных обоснований своего или чужого поведения, действий или переживаний» [5, с. 39].

Проявлениями стресса от коронави-руса являются тревога и желание контроля ситуации, получения новых сведений и вирусе из социальных сетей, СМИ и т.д. Т. е. в эпоху пандемии возрастает зависимость личности от интернета.

Другие исследования отражают, что современные молодые люди часто страдают от высокого уровня тревожности, недостаточно высокого уровня сформи-рованности волевых качеств, инициативности и выдержки [1;3]. Важно подчеркнуть, что указанные качества были выявлены в работах 2018 и 2020 гг., что позволяет сделать вывод, что авторы не видят трансформаций эмоций под влиянием пандемии.

Несколько иные результаты были получены в исследовании Е.Е. Федотовой [10]. На основании проведенных диагностик автор приходит к выводу, что эмоциональная сфера молодых людей имеет сложную структуру, включает в себя совокупность эмоциональных состояний одинаковой направленности. Т. е. эмоциональная сфера молодежи характеризуется разнонаправленностью, на поведение личности могут оказывать влияние разнонаправленные эмоции, автономно представленные в структуре эмоциональной сферы личности. Важно подчеркнуть, что положительные эмоциональные состояния преобладают над негативными, т.е. молодые люди все же склонны к позитивному восприятию ситуации. В данном аспекте результаты исследования входят в противоречие с результатами, полученными в работе А.А. Костригина, Л.В. Козловой [4, с. 58], согласно которым более половины молодых россиян склонны к переживанию стресса в условиях пандемии. В то же время, исследование было проведено в 2020 году, в начале распространения

пандемии, введения ограничительных мер, когда молодежь в меньшей степени переживала негативные эмоциональные состояния [5; 10]. В целом, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние молодых людей существенно менялось не только до и после пандемии, но и на протяжении самой пандемии: в 2020 году преобладают позитивные эмоции, склонность к переживанию стресса не выражена, уже в 2021 году ситуация кардинально меняется, более половины молодых людей проявляют склонность к переживанию стресса и негативных эмоциональных состояний.

За указанный период подвергались исследованию гендерные особенности проявления эмоций [2;6;9]. Результаты эмпирических работ позволяют сделать вывод, что навыки контроля эмоциональных реакций, поведения в целом у мужчин сформированы на более высоком уровне, чем у женщин, что, скорей всего, «взаимосвязано с большей ответственностью за проявление и переживание эмоциональных состояний у мужчин, налагаемой на них обществом» [9, с. 160]. Следует подчеркнуть, что представления о меньшей эмоциональности мужчин выступают стереотипными, широко функционирующими в «доковидных» исследованиях, соответственно, указанное направление исследований не выявляет существенных трансформаций молодых людей под влиянием пандемии.

Кроме того, результаты эмпирических исследований позволяют сделать вывод о большей выраженности склонности к риску у юношей, более высокий уровень развития инновативных качеств, готовность к новаторству [9].

М.Н. Бычкова останавливается не изучении оскудения эмоциональных проявлений молодых людей под влиянием современных информационных технологий. На основании проведенного эмпирического исследования автор приходит к выводу, что современные юноши и девушки, с одной стороны, эмоциональны, но при этом, используя современные ИКТ молодые люди стремятся к экономии психосоциальных ресурсов, т.е. они стремятся к установлению как

99

можно большего числе коммуникативных взаимодействий в сети, сетевых сообществах, но при этом «они зачастую заявляют об истощении организма и тотальной нехватке времени; всегда пребывая в состоянии подключения, многозадачности, они избегают вербального взаимодействия за пределами близкого круга общения, поскольку современная жизнь требует от них полной вовлеченности и внимания, которое они не растрачивать понапрасну» [11, р. 155].

Отдельные исследования были посвящены изучению взаимосвязей между эмоциями и когнитивными процессами, между эмоциональным интеллектом и метакогнитивными способностями личности [2]. Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о наличии взаимосвязи между личностными сферами, эмоциональный интеллект «обнаружил широкий спектр значимых связей с метакогнитивными и рефлексивными компонентами, что определило его включенность в психическую регуляцию - как на метакогнитивном, так и когнитивном уровнях» [2, с. 323]. Т. е. на эмпирическом уровне были подтверждены выводы о наличии взаимосвязи между эмоциями и когницией, о которой говорилось раннее. При этом иные исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития эмоционального интеллекта у молодых людей [7;9].

В целом, подводя итоги анализа теоретических источников, можно сделать следующие выводы: 1) Прежде всего, следует отметить, что на сегодняшний день подвергаются изучения или настроения (как длительное, стойкое, сохраняющиеся определенное время эмоции. Например, стресс, который сочетает в себе целый «пучок» негативных, деструктивных эмоциональных переживаний, оказывая целостное воздействие на личность), или эмоции более высокого уровня (например, актуальным направлением изучения эмоциональной сферы молодежи выступает исследование различных аспектом эмоционального интеллекта). Т. е. преобладает холистический, целост-

ный подход к исследованию молодежи, ученых интересует не какая-либо отдельно взятая эмоция (например, чувство страха, счастья, удовлетворенности жизнью и т.д.), но более общие аспекты эмоциональных переживаний;

2) Результаты исследований, проведенных в 2020 году, позволяют сделать вывод, что молодые люди не были подвержены стрессу или иным негативным эмоциональным переживаниям, т.е. в отличие от других социально-демографических групп, молодые люди в меньшей степени были подвержены негативному влиянию распространения пандемии, связанных с ней мер, прежде всего, ин-фодемией, а также по мере накопления экзистенциального опыта, в том числе связанного с заболеваниями близких, знакомых ситуация меняется кардинально: уже в 2021 году 51% молодых россиян продемонстрировали склонность к переживанию глубокого стресса. Т. е. показатели подверженности стрессу в среде молодежи сравнялись с общими показателями российского общества 2020 г., когда 51% населения испытывал стресс из-за ковида [8]. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что страх заболевания, распространение вируса привели к формированию деструктивных эмоциональных состояний современной российской молодежи, что по мере осознания последствий заболевания оптимизм постепенно сменялся негативизмом восприятия, изменения жизнедеятельности оказали деструктивное влияние на мировосприятие личности;

3) Влияние стрессовой ситуации привело к повышению импульсивности молодых людей, росту ксенофобии, боязни иностранцев, которые часто стали восприниматься как источник заражения. Отмечается повышение тревожности, снижение выраженности, сформированности волевых качеств, инициативности, самостоятельности. В целом, эмоциональные состояния молодых людей сегодня

100

наглядно отображают, что они нуждаются в психологической разрядке;

4) Сама эмоциональная сфера отличается разнораправленностью эмоций, которые регулируют поведение личности, их противоречивостью. В данном аспекте отражаются особенности взросления личности: молодые люди находятся в состоянии своего развития, формирования личностных качеств, эмоциональная сфера еще не сформирована и формируется сегодня в крайне неблагоприятных условиях стрессовой, кризисной ситуации. О том, что эмоциональная сфера личности находится в состоянии своего формирования, становления свидетельствует также недостаточно высокий уровень сформированности эмоционального интеллекта, тесно связанного с метакогнитивными, когнитивными структурами, поведением личности, особенностями ее рефлексии и саморефлексии;

5) При этом существенных отличий в тендерных проявлениях эмоций по сравнению с «доковидными» временами выявлено не было: юноши в меньшей степени склонны к проявлениям эмоций, более скрытны, чем девушки.

6) В ситуации распространения пандемии возрастает зависимость молодых людей от современных ИКТ, от зависимости в сети, которая, как было выявлено раннее, и без того выступает одной из сущностных, отличительных характеристиксоциально-демографической группы;

7) Усиление зависимости от ИКТ, общения в сети сопровождается усилением сформировавшейся в «доковидные» времена тенденцией к оскудению проявлений эмоций, т.е. молодые люди, с одной стороны, стремятся к интеграции в систему виртуальных коммуникативных взаимодействий, но при этом рачительно, рассудительно выражают своих эмоции, ограничивая проявление глубоких, сильных эмоций.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что эмоции представляют со-

бой сложные личностные конструкты, которые формируются в процессе жизнедеятельности индивидуума с окружающей социокультурной средой, выступают своеобразной реакцией на изменения этой среды. Эмоции основываются на иных механизмах, чем когниция, но при этом обладают не меньшей информативностью и значимостью.

Эмоциональная сфера молодых людей (впрочем, как и когнитивная) находится в состоянии своего интенсивного развития, становления, характеризуется разнонаправленностью, одинаковой силой воздействия различных, часто противоречивых, эмоций на поведение личности. В целом, молодежь представляет собой социально-демографическую группу, объединенную общей системой ценностей, возрастными рамками, характерными особенностями образа жизни (профессиональное становление, поиски своего места в мире, создание семьи, вхождение в систему профессиональных взаимодействий и т.д.).

Результаты анализа научных публикаций, посвященных изучению эмоций молодых людей, позволяют сделать вывод об отсутствии единства в восприятии возрастных рамок при обосновании молодежи как выборки (т.е. несмотря на становление границ молодежи на законодательном уровне, в научном сообществе дискуссии продолжаются). В качестве отличительных характеристик современной российской молодежи называют, прежде всего, вовлеченность в систему коммуникативных виртуальных взаимодействий, высокую зависимость от ИКТ.

В целом, говоря об особенностях трансформаций эмоций молодых людей периода пандемии можно сделать вывод о формировании ряда негативных тенденций:

(1) Отмечается увеличение численности молоды людей, испытывающих деструктивные эмоциональные переживания, прежде всего, стресс, тревожность. Если в 2020 г. молодые люди были не склонны к переживанию негативных эмоций, в 2021 г. численность молодых россиян, переживаю-

101

щих стресс достигла 51%, сравнялась с общим показателем переживания стресса жителями России.

(2) О деструктивном воздействие стресса на состояние и поведение личности написано много, однако, применительно к молодым людям, следует подчеркнуть, что влияние усиливается многократно по причине несфор-мированности эмоциональной сферы, отсутствия эмоциональной стабильности, которой отличаются люди более зрелого возраста. Т. е. кризисная, стрессовая ситуация оказывает намного более сильное влияние именно на исследуемую социально-демографическую группу;

(3) В ситуации пандемии возрастает зависимость от ИКТ, которая, как было выявлено, и без того является сегодня отличительной характеристикой российской молодежи. В свою очередь, высокая зависимость от сетевых взаимодействий, активность, характерная для людей молодого возраста, а также высокий уровень сформированности умений и навыков общения в сети сопровождается продуцированием сообщений алармистского смысла, усиливающих ин-фодемию, которая, в свою очередь, усиливает переживание стресса, фрустрации, тревожности;

(4) Высокая вовлеченность в систему виртуальных взаимодействий влечет за собой оскудение эмоциональных проявлений по причине того, что, с одной стороны, молодой человек стремится к установлению как можно большей численности контактов, с другой, для современной молодежи характерна тенденция к экономии эмоций по причине невозможности эмоционально вовлекаться в такое количество взаимодействий.

В целом, подводя итоги работы, необходимо отметить, что современная молодежь нуждается в психологической разрядке, ее эмоции, характер жизнедеятельности меняется. Сама проблематика нуждается в дальнейших фундаментальных исследованиях для выработки конструктивных решений взаимодействия

с молодыми людьми, их интеграцией

в общество.

Литература

1. Бурлак К.К., Пугачёва М.С., Рубцова М.О. Особенности эмоционально-волевой регуляции и ценностных ориентации современной молодежи// Настоящее будущее: проблемы и тенденции в сфере психического здоровья. 2020. С.168-169.

2. Бызова В. М., Перикова Е.И. Эмоциональный интеллект в структуре метакогнитивных способностей молодежи // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2020. С.318-324

3. Бычкова М.Н. От богатства медиа до экономии эмоций: к результатам эмпирических исследования использования СМС современной молодежной аудиторией // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2020. № 54. С. 176-187.

4. Костригин А. А., Козлова Л.В. Особенности переживания стресса, психологических защит и копинг-стратегий у молодежи, вызванных угрозой заболевания COVID-19 // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2021. № 3. С. 56-59.

5. Костригин А. А., Козлова Л.В. Стресс, вызванный угрозой заражения ко-ронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи// Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 4. С. 33-48.

6. Лемякина Ю. А., Родионов Г.А. Тендерные особенности эмоционального интеллекта молодежи// Тендерный калейдоскоп-2019. 2020. С. 157-161.

7. Смольникова Л.В. Роль эмоционального интеллекта в межличностном взаимодействии молодежи // III чтения памяти В.Т. Лисовского. 2020. С. 77-80

8. Тревога, стресс и одиночество: влияние COVID-19 на работу // Ipsos. 20.12.2020. URL: https://www.ipsos.

102

com/ru-ru/covid-19-pandemics- i mpact-workers-lives.

9. Федоровский А.Е., Атаманова И.В., Шнайдер М.И. Взаимосвязь инно-вативных качеств личности и эмоционального интеллекта у юношей и девушек / /Человеческий фактор. Социальный психолог. 2020. № 1 (39). С. 458-464.

10. Федотова Е.Е. Структура эмоционального самочувствия в контексте субъективного благополучия студенческой молодежи // Молодёжь третьего тысячелетия. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. С. 913-918.

11. Turkle Sh. Alone together: why we expect more from technology and less from each other. Published by Basic Books. 2011. 379 p.

EMOTIONS OF YOUTH IN A POST-COVID CITY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. ANALYSIS OF CHANGES

Ravochkin N.N., Bobrikov V.N.

Kuzbass state technical university named after T.F. Gorbachev

The article provides a sociological analysis of the emotions of young people in the realities of the post-COVID urban space. Relevant works devoted to the transformation of young people's emotions during the coronavirus pandemic have been selected. In the introductory part of the work, the authors draw attention to research points of view regarding the metamorphosis of the emotional states of young people, due to covid realities. Next, the pre-covid and post-covid variables of the emotional states of young people are critically examined. The authors establish relationships between a number of key determinants, which include stress, cognitive and metacognitive abilities of the individual, which allows us to present a more complete picture of the analyzed changes. Conclusions are formulated that make a significant contribution to the sociological study of the emotional states of young people in the conditions of (post) covid urban space, which makes it possible to draw trajectories for studying the stated topic in specific urban areas. In conclusion, the results of the work carried out are summarized and a promising panorama of future research is outlined.

Keywords: emotions, youth, everyday life, coronavirus infection, pandemic, society, interactions, urban space.

References

1. Burlak K.K., Pugacheva M.S., Rubtso-va M.O. Features of emotional-volitional regulation and value orientations of today's youth// Present future: problems and trends in the field of mental health. 2020. S. 168-169.

2. Byzova V. M., Perikova E.I. Emotional intelligence in the structure of youth metacogni-tive abilities // Abilities and mental resources of a person in the world of global changes. M.: Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2020. P. 318-324

3. Bychkova M.N. From the richness of the media to the economy of emotions: to the results of empirical research on the use of SMS by modern youth audience // Bulletin of the Tomsk State University Philosophy. Sociology. Political science. 2020. No. 54. S. 176-187.

4. Kostrigin A. A., Kozlova L.V. Peculiarities of experiencing stress, psychological defenses and coping strategies among young people caused by the threat of COVID-19 // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. 2021. No. 3. S. 56-59.

5. Kostrigin A. A., Kozlova L.V. Stress caused by the threat of coronavirus infection and the prevailing coping strategies among young people // Bulletin of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia. 2020. No. 4. S. 33-48.

6. Lemyakina Yu. A., Rodionov G.A. Gender characteristics of the emotional intelligence of young people // Gender Kaleido-scope-2019. 2020. S. 157-161.

7. Smolnikova L.V. The role of emotional intelligence in the interpersonal interaction of youth // III readings in memory of V.T. Lisovsky. 2020. S. 77-80

8. Anxiety, stress and loneliness: the impact of COVID-19 on work // Ipsos. 12/20/2020. URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/ covid-19-pandemics-impact-workers-lives.

9. Fedorovsky A.E., Atamanova I.V., Shnaid-er M.I. The relationship of innovative personality traits and emotional intelligence in boys and girls / / Human factor. Social psychologist. 2020. No. 1 (39). pp. 458-464.

10. Fedotova E.E. The structure of emotional well-being in the context of the subjective well-being of student youth // Youth of the Third Millennium. Omsk: Om publishing house. state un-ta, 2020. S. 913-918.

11. Turkle Sh. Alone together: why we expect more from technology and less from each other. Published by Basic Books. 2011. 379 p.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.