УДК 821.161.3.09
С. В. Колядко
https://orcid.org/0000-0003-4226-9967
Эмотивный анализ поэтического произведения
Для цитирования: Колядко С. В. Эмотивный анализ поэтического произведения // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 1 (24). С. 45-51. DOI 10.20323/2499-9679-2021-1-24-45-51
Цель статьи - рассмотреть действие эмоции в поэтическом произведении и описать этот процесс в эмотивном анализе. Ставится задача описания этого действия как в раскрытии авторской субъективности и отображении его внутреннего мира, так и в субъектной организации поэтического текста. Эмотивный анализ поэтического произведения основан на констатации фактов воздействия эмоции на организацию текста на всех уровнях его структурирования. Выявление эмотивности текстовых компонентов в содержании и форме осуществляется методом эмотивного анализа. Нами предлагается многоуровневый эмотивный анализ, затрагивающий разные структуры и уровни поэтического текста: фонетический (звукопись), лексический, изобразительно-выразительный (тропы, фигуры речи, образы), синтаксический (поэтический синтаксис), жанровый (жанровые формы и разновидности), сюжетно-композиционный (эмотемы и изменения в лирическом переживании) и др. В статье делается вывод, что эмотивностью обладают не только стилистические средства, но и эмотема, образ-эмотив, лирический сюжет, эмотивный тип творческой личности и т. д. Эмотивность координирует все уровни структурной модели поэтического текста, воздействуя на раскрытие смыслов произведения и их восприятие читателем. А поэтическая эмоция становится еще и активизатором определенных лирических ситуаций / лирических событий, регулятором эмоциональных изменений в «событиях души», эмотивным маркером определенных настроений, состояний, переживаний.
Ключевые слова: эмотивный анализ, эмоция, эмотив, эмотивность, эмотема, лирический сюжет, стиль, переживание.
The purpose of the article is to examine the functioning of emotion in a poetic work and to describe this process by means of emotive analysis. The aim is to describe this action through revealing the author's subjectivity and depicting his inner world, as well as through the subjective organisation of the poetic text. Emotive analysis of a poetic work is based on establishing the influence of emotion on the organisation of the text at all levels of its structuring. Identifying the emotivity of textual components in content and form is carried out by the method of emotive analysis. We propose a multilevel emotive analysis, concerning different structures and levels of poetic text: phonetic (sound writing), lexical, descriptive and expressive (tropes, figures of speech, images), syntactic (poetic syntax), genre (genre forms and varieties), plot and composition (emothemes and changes in poetic experience), etc. The author of the article concludes that emotivity is characteristic not only of stylistic means, but also of the emotheme, emotive image, lyrical plot, emotive type of creative personality, etc. Emotivity coordinates all levels of the poetic text structure and influences the revealing of the poet's message and the reader's perception of it. And the poetic emotion also becomes an activator of certain lyrical situations / lyrical events, a regulator of emotional changes in 'events of the soul', an emotive marker of certain moods, states, experiences.
Keywords: emotive analysis, emotion, emotive, emotivity, emotheme, lyrical plot, style, experience.
S. V. Koliadko
Emotive analysis of poetic text
Сегодня во многих зарубежных исследованиях эмоциональные процессы, отраженные в литературном произведении, анализируются в контексте психологического [Feelings and Emotions..., 2004; Armstrong, P. B., 2013], социологического [Handbook., 2006; Harris, S. R., 2015], культурологического [Kunz, T., 2012;
Введение
Emocje w kulturze, 2012], философского [Damasio, A. R., 1994], исторического [Interpreting emotions., 2011; Histoire des Emotions, 2016], лингвисического [Emotion in Language, 2015; Telo, smysly, 2012], когнитивного [Burke, M., 2010; Cognitive Poetics., 2003; Cognitive Literary Science, 2017; The Oxford Handbook., 2015; Stockwell, P., 2002] и других теоретических и
© Колядко С. В., 2021
эмпирических подходов. По этой причине представляется целесообразным и действенным изучение поэтического текста с позиции междисци-плинарности с использованием научного инструментария смежных гуманитарных дисциплин. Комплексный подход к изучению эмотивности на разных уровнях структурной модели текста требует разработки современной методологии, соответствующей задачам литературного анализа поэтического произведения. Актуальность исследования поэтической эмоции также определяется превалированием в поэзии ХХ-ХХ1 ст. произведений рефлексивного и медитативного характера, что требует разработки и введения понятийно-терминологического аппарата эмотиологии [Ша-ховский, 2008; Плампер, 2018; Burke, 2011; Hogan, 2011], и ее положений в практику анализа названных произведений в школе и вузе. В проведении целостного литературоведческого анализа поэтического произведения должны быть задействованы методы эмотивного, эстетического и рецептивного анализа, а для этого нужно обозначить границы действия разных понятий в классификационной системе эмотиологии.
Понятийный аппарат
В нашем исследовании разграничиваются следующие термины: эмоциональность - категория, характеризующая сферу чувств и переживаний автора в поэтическом тексте, и эмотивность -категория, отражающая присутствие поэтической эмоции на всех уровнях структурной модели поэтического текста. В эмоциональном пространстве поэтического текста происходят различные процессы, которые находят отображение, с одной стороны, в раскрытии темы, идеи, предметно-образной системы и т. д., с другой - в структуре произведения и его языке. Именно многофункциональность эмотивности воздействует на условное разграничение понятий «произведение» и «текст»: значения категорий и понятий литературоведческой эмотиологии относятся к плану содержания произведения, а структурные элементы или компоненты формы - к планам выражения / изображения в тексте. Поэтический текст представляет собой семантическое и формальное единство, поэтическое произведение - смысловое и эстетическое.
Эмотивность - категория, коррелирующая с категорией «эмоциональность», понятиями «поэтическая эмоция», «эмотив», «эмотема», а также «поэтический текст» и «поэтическое произведение», способная эксплицировать планы содержа-
ния, выражения и изображения, оказывать влияние на смыслы поэтических образов и всего произведения, на структурные компоненты текста и их координацию. Эмотивность воздействует на организацию всех уровней структурной модели текста, где на фонетическом (звукопись), лексико-морфологическом, синтаксическом, ритмико-интонационным, мелодическом и других уровнях эмотивные содержательные и структурные компоненты и элементы служат воплощению творческого замысла. Эмотивным является текст, передающий информацию об эмоциональном состоянии, отношении, оценке автора / лирического героя, содержащий в своей структуре эмотивные средства, эмоциональные маркеры, образы-эмотивы, художественные тропы и риторические фигуры, с помощью которых кодируются эмоции, характеризующийся эмоциональными коммуникативными целями. И при этом в эмотивном тексте отображается эмоциональный компонент художественной картины мира, концептосферы творчества отдельного автора.
Поэтическая эмоция - обобщающее определение эмоциональных и эмотивных процессов, отраженных в поэтическом произведении, она присутствует на всех уровнях структурной модели текста. Обозначения поэтической эмоции связаны с раскрытием темы, идеи, проблематики, образа автора / лирического героя, образной системы, лирического сюжета, композиции, жанровых разновидностей лирического стихотворения и др. Поэтическая эмоция выступает средством оживления внутренней формы слова, приводящим в активное взаимодействие различные тропы, фигуры и нейтральные слова.
Слово-образ, оказавшееся в эмоциональном, часто метафорическом контексте, может приобретать многоярусную структуру с эмотив-ными значениями / смыслами. Метафорический образ в сопровождении поэтической эмоции превращается в образ-эмотив, он открыт для ассоциативных связей с другими образами. Образ-эмотив (или эмотив) представляет собой единство эмотивного смыслового выражения и эмоционального воздействия. Эмотив - стилистическое средство (художественный троп) с наибольшей эмоциональной нагрузкой в воплощении творческого замысла, которым обозначены состояние, настроение, переживание, передана авторская оценка, отношение. В поэтическом тексте носителями эмотивности могут быть как образы-эмотивы, так и нейтральные слово-образы, которые в контексте могут становиться эмоционально
заряженными (приобретая эмоциональную коннотацию). Образ-эмотив обладает эмотивной валентностью. Эмотивная валентность - это, с одной стороны, способность слово-образа с переносным значением, приобретая эмоциональную нагрузку, наращивать дополнительные эмотивные значения / коннотации. С другой стороны, его возможность вступать в контекстуальные / под-текстовые ассоциативные связи (с активизацией положительных / отрицательных коннотаций) с другими эмотивными слово-образами или нейтральными словами и за счет этого расширять свой образотворческий потенциал, образно-смысловое выражение и эстетические функции. В эмотивном анализе произведения при объяснении смыслов образа-эмотива, чаще представленного метафорой, корреляция эмоционального и рационального интерпретируется на уровне ментальной структуры этого взаимодействия.
Средством опредмечивания эмоционального состояния становится поэтический троп, чаще это метафора (метафорическое выражение), возможны также метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение и др. При отсутствии тропов в стихотворении эмотивные функции выполняют другие изобразительные средства (например, поэтический синтаксис, звукопись, ритмико-интонационное оформление и т. д.). Троп, выраженный слово-образом с метафорическим значением, в контексте приобретает эмотивное значение / эмоциональную коннотацию как дополнительные. Все эти значения в слово-образе находятся в определенной соподчи-ненности, наибольшая активность одного из них определяется контекстом / подтекстом. Эмотив-ное значение имеют эмоционально заряженные слово-образы в качестве константного компонента. Коннотация - образотворческое эмоционально-экспрессивное или оценочное значение слово-образа, актуализированное контекстом, которое присоединяется к основному значению. (Коннотацию могут иметь как образы-эмотивы, так и нейтральные образы, способные стать в контексте эмоционально заряженными).
Эмотивность проявляется в художественном тексте через совокупность текстовых компонентов, показателей эмотивности - эмоционально заряженных слов, фраз, предложений, тропов, фигур и др. Эмоциональные маркеры (различные стилистические риторические тропы, фигуры) -языковые средства-идентификаторы определенных поэтических эмоций, обозначающие определенные состояния автора / лирического героя в поэтическом тексте, выражающие различные
смыслы эмоций, которые их сопровождают, а также акцентирующие внимание на экспрессии, аффектации, пафосности поэтического высказывания. Образ-эмотив также может выступать в роли эмоционального маркера. К примеру, писатель для акцентирования определенных эмоциональных моментов в поэтическом высказывании пользуется различными видами маркирования поэтической эмоции: повторами, экспрессивными обращениями, развернутыми метафорами, пар-целляциями, эллипсисами, инверсией и др.
Эмотивный анализ
Объективация эмотивности текстовых компонентов в содержании и форме осуществляется методом эмотивного анализа, являющегося частью целостного анализа поэтического произведения. В анализе используется инструментарий традиционной теоретической поэтики (стиховедения, стилистики, топики), структурной поэтики, методы и приемы герменевтики, феноменологии, гносеологии, гендерологии, рецептивной эстетики и др.
Эмотивный анализ поэтического произведения
Общая позатекстовая информация
Какие факты из биографии поэта могут быть связаны с творческой идеей и ее воплощением в стихотворении? (принимаются во внимание в первую очередь эмоциональные факторы).
Литературные связи (выражение доминантных эмоций в произведениях этого и иных авторов).
Связи с другими видами искусства (влияние музыки, изобразительного искусства, фотоискусства на эмоции автора и их раскрытие в поэтическом произведении).
Литературоведческий анализ
Первые эмоции, которые вызывает текст.
Род, жанр, эмотивная жанровая разновидность (пафосная, патетическая, риторическая, экспрессивная и т. д.).
Пафос (связь с модусом художественности и модальностью в поэтическом высказывании).
Тема (заголовок как эмотивный интенсифика-тор при развертывании темы).
Идея (раскрытие лирического переживания посредством различных форм соотношения эмоций и чувств).
Композиция (из каких эмоциональных частей, или эмотем, состоит произведение? Сколько их в тексте и как они связаны между собой?).
Лирический сюжет (изменение каких эмоций в тексте составляет движение лирического пере-
живания?)
Тип мировосприятия (связь поэтической эмоции с рефлексией и медитацией, с романтизмом, сентиментализмом, импрессионизмом и др.).
Лирический герой (какие эмоции в его изображении связаны с личностью автора? Лирический герой, лирическое «я» и лирический субъект через призму эмоционального и рационального. Субъектное и субъективное в эмоциональном).
Художественные образы (образ-эмотив как троп, в котором воплощена доминантная эмоция произведения, и другие образы -эмотивы при их наличии).
Детали (эмоциональные маркеры в обозначении настроений, состояний, переживаний).
Пейзаж (эмотивная роль пейзажа в раскрытии переживания и отображении состояния героя)
Художественные средства (эмоциональные средства: тропы, фигуры поэтического синтаксиса, звукопись, колоронимы и т. д.).
Ритм, размер стиха, интонация (их влияние на тональность поэтического высказывания, пафос произведения).
Язык и стиль произведения (эмотивные средства на лексическом, фразеологическом, морфологическом, синтаксическом уровнях структурной модели поэтического текста).
Текстологический анализ (сравнение текстов с несколькими вариантами или переизданными в разное время со значительными правками, воздействующими на его эмотивность).
C помощью эмотивного анализа исследователь акцентирует внимание на возможностях поэтической эмоции влиять на структурную организацию всех уровней поэтического текста и передавать смыслы произведения. Поэтическая эмоция проявляет себя в формировании авторского стиля, в организации лирических произведений в определенную жанровую разновидность, в структурировании текста (композиция, лирический сюжет), а также в функционировании поэтического синтаксиса. Эмотивный анализ становится способом актуализации эмоциональности и эмотивности как приемов и средств в раскрытии идеи произведения. Эмотивность, выходя в анализе в «очищенном» виде на первые позиции, рассматривается как структуроорганизующий принцип. Поэтому эмоция как эстетический компонент произведения раскрывает новые горизонты в интерпретации образов поэзии.
Эмотивность компонентов формы и содержания - взаимосвязанные стилистические средства в распознавании лирического произведения. В дан-
ном случае в процессе идентификации поэтического произведения как лирического исследователь выделяет эмоциональное начало авторского самовыражения и средства его отражения в лирическом переживании как способе раскрытия авторской субъектности. Лиризм поэтического произведения - главный признак идентичности лирики как эмотивной. Элементы лиризма как средства особой эмоциональной насыщенности определяют эмотивность текста, каждый из этих элементов несет на себе эстетическую, экспрессивно-оценочную и другие нагрузки. Соответственно эмотивность, с одной стороны, это фактор, компонент стиля, направленный на формирование единства содержания и формы, с другой - это и есть одна из форм организации стиля. Эмотив-ность - постоянный стилеобразующий фактор в отличие от других изменчивых, единичных в индивидуально-авторском стиле. Эмотивность в совокупности с другими стилеобразующими факторами формирует эстетическую целостность, завершенность и уникальность произведения.
В движении эмоции от уровня «поверхностной» констатации (в качестве лексических средств, передающих конкретные эмоции) к уровню глубинных преобразований (к образам поэзии, наделенных эмотивной валентностью и эстетическим потенциалом раскрывать многовек-торность поэтической мысли) мы можем вычленить новый лирический сюжет, накладывающийся на динамику авторских высказываний. Однозначно присутствие сюжета в лирике как формы развертывания темы, подчиняющейся переживанию лирического субъекта (субъектной организации текста). То есть, тема может разворачиваться через цепь событий, поступков, которые прикреплены к пространственно-временным измерениям и образуют единое завершенное целое (лиро-эпические произведения), а может разворачиваться через смену пейзажных кадров, мыслей и рассуждений с разными смыслами и с разной тональностью, определенных настроений с акцентом на той или иной эмоции или их изменении и т. д. Лирический сюжет, в основе которого развитие лирического переживания (изменения в нем определяет координация чувства и эмоции), событийность душевных состояний или само движение чувства, эмоции, мысли, часто отображает «вторичную» структуру текста, целью выявления которой является рассмотрение разных уровней текста и обозначение доминантного, служащего более точной интерпретации авторского замысла. В выделении лирического сюжета имеет значение
наличие некоторых аспектов: лирического субъекта, лирической ситуации / лирического события души и некоторых других. Изменение лирических ситуаций, обусловленное их движением в лирическом переживании автора / лирического героя, в итоге воплощается в лирическом действии как завершенном творческом акте в эстетическом целом произведения.
Лирическое переживание в движении от одного эмоционального состояния к другому может разворачиваться параллельно с отражением изменений в настроениях, ощущениях, чувствах и т. д. При таком развертывании лирического переживания образуются определенные эмоционально-смысловые части, или мотивы, которые мы назовем эмотемами (микротемы или мотивные части внутри стихотворения, актуализированные определенными эмоциями, в каждой из частей выражаются доминантные эмоции). В поэтическом произведении лирический сюжет состоит из эмо-тем как кодовых систем, с помощью которых фиксируются «события души», изменения в чувствах, переживаниях, подчиненных воздействию различных эмоций. Эмоциональные высказывания в произведении не всегда имеют иерархическую структуру, они могут быть однолинейными, однопорядковыми, параллельными и др. Один и тот же образ может входить в различные эмотемы произведения и раскрываться в каждой из них как с идентичными, так и новыми / разными смыслами. В поэтическом произведении тема и эмотема могут совпадать, накладываясь одна на другую, а могут определять содержание параллельных текстов внутри единого организма произведения. Следовательно, стихотворение может структурироваться с эмотем, в каждой из которых выделяются свои эмоциональные доминанты, а движение поэтических эмоций может составлять композицию лирического сюжета.
Композиция лирического сюжета может рассматриваться как с позиций наличия / отсутствия канонических, традиционных, трафаретных приемов в сюжетопостроении (типа последовательности частей в структуре стихотворения, типизации субъективных переживаний и др.), так и свободных, эмотивных приемов (появление возбуждения в эмоциональных частях по линии возрастания / понижения его градуса, нагнетания эмоциональных состояний, выражения прямой авторской оценки, отношений и др.).
Отображая палитру многоаспектных эмоциональных переживаний, авторы часто обращаются к поэтическим тропам, которые, как и образы-
эмотивы, имеют экспрессивную функцию. Троп используется в качестве средства выражения личного, оценочного момента в высказывании, а также в качестве средства описания определенного эмоционального состояния; это широко используемый компонент плана выражения / изображения. Стилистическая дифференциация эмоциональных средств связана с формальным выражением их на всех уровнях структурной модели поэтического текста - фонологическом, морфологическом, лек-сико-семантическом, синтаксическом, ритмико-интонационном - и выражением в риторических и синтаксических фигурах и тропах. В анализе важно учитывать взаимодействие эмотивности со спецификой словоразмещения в поэтической строке, их лексическую характеристику, разные аспекты поэтического синтаксиса. Если стиль -это структурная закономерность художественной формы, то эмоциональные средства - одни из создателей ее (формы) своеобразия и целостности, выразители многообразия содержательных воплощений в единстве произведения. Семантическая способность эмоциональных средств выражать эмоции раскрывается при выявлении отношений (в том числе ситуативных) к предметам, явлениям и событиям, в отражении чувственности, переживания автора. Аффективные, экспрессивные эмоциональные средства увеличивают силу воздействия высказывания на читателя за счет усиления его образности и динамичности, эстетических свойств, выступают репрезентантами своеобразного, отличительного, индивидуально-характерного в эмоциональной сфере автора / лирического героя.
Выводы
Таким образом, поэтическая эмоция выражается не только в эмоциональном содержании произведения, но и в его форме, структуре (коррелирует с композицией, лирическим сюжетом, жанром, изобразительно-выразительными средствами и т. д.), рассматривается нами еще и как активиза-тор определенных лирических ситуаций / лирических событий, регулятор эмоциональных изменений в «событиях души», как эмоциональный маркер определенных настроений, состояний, переживаний и других эмоциональных явлений, отраженных в произведении, и т. д.
Эмотивный анализ не является альтернативным традиционному литературоведческому анализу, он выступает частью комплексного подхода к интерпретации смыслов поэтического текста как на уровне их идейно-содержательного выявления,
так и на уровне структурной организации текста. Роль эмотивного анализа - акцентировать внимание на эмотивных компонентах как структуры произведения, так и авторского замысла, стратегий и механизмов его реализации. Наиболее информативен эмотивный анализ в характеристике лирической поэзии, в изучении поэтических произведений, имеющих отношение к сентиментализму, романтизму как литературным течениям и, например, импрессионизму как стилевому явлению и др. Однако не следует недооценивать роль поэтической эмоции в литературе реализма, постмодернизма и других литературных направлений и течений, т. к. её действие распространяется на раскрытие образной системы, эмотемы, лирического сюжета, жанровых разновидностей, поэтического синтаксиса и других структурных компонентов произведения, всегда остающихся в своих основных функциях по-за модой и существенными трансформациями. Эмотивный анализ должен стать частью литературного анализа поэтических произведений в высших и средних учебных заведениях, он позволит преподавателю или учителю вернуть первые позиции Человеку, обратить внимание учеников на богатство внутреннего мира лирического героя, его чувства и переживания, которые часто в угоду современным «антиантропологическим» и «антиаксиологическим» концепциям становятся незначимыми, невыясненными. Человек с комплексом мотиваций, устремлений, желаний, мечтаний и т. д. должен оставаться важным в изучении современным литературоведением, т. к. любая научная модель интерпретации литературы не может быть легитимной без ориентации на человека.
Библиографический список
1. Плампер Я. История эмоций / пер. с англ. К. Левинсона. Москва : Новое литературное обозрение, 2018. 568 с.
2. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. Москва : Гнозис, 2008. 416 с.
3. Armstrong P. B. How Literature Plays with the Brain: The Neuroscience of Reading and Art. Baltimore : Johns Hopkins Univ. Press, 2013. 221 p.
4. Burke M. Cognitive Stylistics: History, Development and Current Applications // Journal of Foreign Languages. 2010. Vol. 33/1. P. 40-46.
5. Burke M. Literary Reading, Cognition and Emotion: An Exploration of the Oceanic Mind. New York ; London : Routledge, 2011. 284 p.
6. Cognitive Literary Science: Dialogues Between Literature and Cognition / еd.: M. Burke, E. T. Trosci-anko. Oxford : Oxford Univ. Press, 2017. 368 p.
7. Cognitive Poetics in practice / ed.: Gavins Joanna, Steen Gerard. London ; New York : Routledge, 2003. 188 p.
8. Damasio A. R. Descartes' Error: Emotion, Reason, and the Human Brain. New York : Avon Books, 1994. 312 p.
9. Emocje w kulturze / red.: Malgorzata Rajtar, Justyna Straczuk. Warszawa : Wyd-wo Uniw. War-szawskiego : Narodowe Centrum Kultury, 2012. 509 s.
10. Emotion in Language : Theory - Research - Application / ed. Ulrike M. Lüdtke. Amsterdam ; Philadelphia : John Benjamins Publishing, 2015. 458 p.
11. Feelings and Emotions : The Amsterdam Symposium / ed. A. S. R. Manstead, Nico Frijda, Agneta Fischer. New York : Cambridge Univ. Press, 2004. 504 p.
12. Handbook of the Sociology of Emotions / ed.: Jan E. Stets, Jonathan H. Turner. New York : Springer, 2006. 638 p.
13. Harris S. R. An Invitation to the Sociology of Emotions. London ; New York : Routledge, 2015. 148 p.
14. Histoire des Emotions : in 3 vol. set // Sous la direction de Alain Corbin, Jean-Jacques Courtine, Georges Vigarello. Paris : Seuil, 2016. Vol. 2 : Des Lumières à la fin du XIXe siècle. 470 s.
15. Hogan P. C. What Literature Teaches Us about Emotion (Studies in Emotion and Social Interaction). New York : Cambridge Univ. Press, 2011. 336 p.
16. Interpreting emotions in Russia and Eastern Europe / ed. M. D. Steinberg, V. Sobol. DeKalb : Northern Illinois Univ. Press, 2011. 303 p.
17. Kunz T. Kulturowa socjologia literatury, rozpoz-nania i propozycje // Kulturowa teoria literatury : Poetyki, problematyki, interpretacje / red.: T. Walas, R. Nycz. Krakow : TAiWPN UNIVERSITAS, 2012. S. 413-439.
18. Stockwell P. Cognitive Poetics. An Introduction. London ; New York : Routledge, 2002. 204 p.
19. Telo smysly, emoce v jazyce / Telo, smysly, emoce v literature / ed. I. Vankova , J. Wiendl. Praha : Un-ta Karlova v Praze, 2012. 180 c.
20. The Oxford Handbook of Cognitive Literary Studies / ed. L. Zunshine. New York : Oxford Univ. Press, 2015. 656 p.
Reference List
1. Plamper Ja. Istorija jemocij = History of emotions / per. s angl. K. Levinsona. Moskva : Novoe literaturnoe obozrenie, 2018. 568 s.
2. Shahovskij V I. Lingvisticheskaja teorija jemocij = Linguistic theory of emotion. Moskva : Gnozis, 2008. 416 s.
3. Armstrong P. B. How Literature Plays with the Brain: The Neuroscience of Reading and Art. Baltimore : Johns Hopkins Univ. Press, 2013. 221 p.
4. Burke M. Cognitive Stylistics: History, Development and Current Applications // Journal of Foreign Languages. 2010. Vol. 33/1. P. 40-46.
5. Burke M. Literary Reading, Cognition and Emotion: An Exploration of the Oceanic Mind. New York ; London : Routledge, 2011. 284 p.
6. Cognitive Literary Science: Dialogues Between Literature and Cognition / ed.: M. Burke, E. T. Trosci-anko. Oxford : Oxford Univ. Press, 2017. 368 p.
7. Cognitive Poetics in practice / ed.: Gavins Joanna, Steen Gerard. London ; New York : Routledge, 2003. 188 p.
8. Damasio A. R. Descartes' Error: Emotion, Reason, and the Human Brain. New York : Avon Books, 1994. 312 p.
9. Emocje w kulturze / red.: Malgorzata Rajtar, Justyna Straczuk. Warszawa : Wyd-wo Uniw. Warszawskiego : Narodowe Centrum Kultury, 2012. 509 s.
10. Emotion in Language : Theory - Research - Application / ed. Ulrike M. Lüdtke. Amsterdam ; Philadelphia : John Benjamins Publishing, 2015. 458 p.
11. Feelings and Emotions : The Amsterdam Symposium / ed. A. S. R. Manstead, Nico Frijda, Agneta Fischer. New York : Cambridge Univ. Press, 2004. 504 r.
12. Handbook of the Sociology of Emotions / ed.: Jan E. Stets, Jonathan H. Turner. New York : Springer, 2006. 638 p.
13. Harris S. R. An Invitation to the Sociology of Emotions. London ; New York : Routledge, 2015. 148 p.
14. Histoire des Emotions : in 3 vol. set // Sous la direction de Alain Corbin, Jean-Jacques Courtine, Georges
Vigarello. Paris : Seuil, 2016. Vol. 2 : Des Lumières à la fin du XIXe siècle. 470 s.
15. Hogan P. C. What Literature Teaches Us about Emotion (Studies in Emotion and Social Interaction). New York : Cambridge Univ. Press, 2011. 336 p.
16. Interpreting emotions in Russia and Eastern Europe / ed. M. D. Steinberg, V. Sobol. DeKalb : Northern Illinois Univ. Press, 2011. 303 p.
17. Kunz T. Kulturowa socjologia literatury, rozpoz-nania i propozycje // Kulturowa teoria literatury : Poetyki, problematyki, interpretacje / red.: T. Walas, R. Nycz. Krakow : TAiWPN UNIVERSITAS, 2012. S. 413-439.
18. Stockwell P. Cognitive Poetics. An Introduction. London ; New York : Routledge, 2002. 204 p.
19. Telo smysly, emoce v jazyce / Telo, smysly, emoce v literature / ed. I. Vankova , J. Wiendl. Praha : Un-ta Karlova v Praze, 2012. 180 c.
20. The Oxford Handbook of Cognitive Literary Studies / ed. L. Zunshine. New York : Oxford Univ. Press, 2015. 656 p.