УДК 811
ЭМОТИВНАЯ СПИЦИФИЧНОСТЬ КОНЦЕПТА «ИСКУССТВО» В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
© Надежда Евгеньевна МАЛОВА
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Российская Федерация, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, e-mail: [email protected]
Изучено концептуальное исследование художественного текста, что позволяет проследить динамику творческого созидания, отражающую эмоционально и социально обусловленное отношение автора к эстетическому предмету. Осмыслен ассоциативный характер мышления, объективирующийся в вербальных функциональных и формальных сходствах и аналогиях, связывающих феномены субъективной и объективной действительности, причем эти ассоциативные отношения всегда культурно и эмоционально обусловлены. Доказано, что разнообразные воплощения концепта «искусство» сопряжены с ощущением и проявлением эмоциональных представлений, включающих экстероцептивные и интероцептивные компоненты, которые сигнализируют об изменениях внутреннего мира человека с точки зрения значимости для него окружающих лиц, предметов, явлений и событий. Обосновано, что концепт «искусство» формирует в сознании эмоциональную концептосферу, что эмотивность развивается на основе эмоционального аспекта когнитивно-коммуникативной деятельности и представляет собой результат интеллектуальной интерпретации эмоциональности. Установлено, что существование эмоциональной картины мира в значительной степени обусловлено языком, поскольку эмотивная компетенция языковой личности автора художественного текста реализуется через эмотивы всех языковых уровней, т. е. репрезентируется в виде тех или иных вербализованных языковых единицах, выступающих как отражение внутреннего, психического мира и эмоционально сопряженных представлений, восприятий, ощущений. Доказано, что вербализованный концепт «искусство» интерпретируется как трехкомпонентная ментальная структура, включающая и дифференцирующая такие признаки, как понятие, образ и оценка.
Ключевые слова: эмоция; концепт; аффект; языковая личность; художественный текст.
В современной лингвистике наметилась тенденция к когнитивному исследованию языка, позволяющая рассматривать язык как динамическую систему, в основе которой находится языковая личность. Сознание языковой личности автора связано с взаимодействием интра- и экстралингвистических факторов, реализуемых автором в художественном тексте.
Экспрессивность лингвистических средств русского языка состоит в том, что они действуют как источники аффектов, вызывая в нашем сознании те же эмоции, что и реальные предметы, попадающие в поле восприятия. По мнению Ю.Д. Апресян, причиной эмоций является интеллектуальная оценка положения вещей как вероятного или неожиданного, желательного или нежелательного для субъекта. Эмоция входит в аффективную сферу психики как один из ее компонентов. Кроме эмоций в эту сферу входят чувства, страсти и другие переживания, не являющиеся эмоциями. Взаимосвязь когнитивных и
аффективных процессов была констатирована Л.С. Выготским: «...во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее» [1, с. 19]. Видный теоретик «лингвистики эмоций» В.И. Шаховский совершенно справедливо противопоставил эмоциональности как манере общения категорию языковой эмотив-ности, подчеркивая ее функционально-семантический статус. Ученым было установлено два типа эмотивных слов: «аффективы», к которым он относит междометия, лексику обзывания и ласкания, сленг, вульгаризмы и т. д., и «коннотативы» - слова с логико-предметным значением, в семантике которых имеется эмотивная сема (эмосема); таковы дериваты с суффиксами эмоциональной оценки, зоолексика и мифолексика со сдвигом значений, архаизмы, поэтизмы и т. д. [2, с. 91]. Однако аффективными являются не только «аффективы», но и т. н. «коннотати-вы». В определенных контекстах нейтраль-
ные слова могут «коннотировать», приобретать аффективную окраску.
А. Вежбицкая считает, что эмоции не могут быть идентифицированы без помощи слов, а слова всегда принадлежат к конкретной культуре и приносят с собой культурно специфичную точку зрения. При переводе с одного языка на другой обнаруживаются несоответствия в структурном, компонентном и семантическом планах. Они являются свидетельством лингвокультурных особенностей каждого языка, по-своему представляющего картину мира: фиксируя те или иные явления действительности. А. Вежбиц-кая вводит специальный термин «эмоциональный концепт» для языкового обозначения эмоциональных состояний человека. Все эмоциональные концепты подразделяются на основании их соотнесения с ценностным характером «прототипических» (эмоциоген-ных) ситуаций на несколько категорий:
- эмоциональные концепты, связанные с «плохими вещами» (грусть, уныние, огорчение, скорбь);
- эмоциональные концепты, связанные с «хорошими вещами» (радость, довольство, удовольствие, наслаждение);
- эмоциональные концепты, связанные с людьми, совершившими плохие поступки (неистовство, гнев, ярость, возмущение);
- эмоциональные концепты, связанные с размышлениями о самом себе, самооценкой (раскаяние, виноватость, стыд, униженность, смущение, торжество);
- эмоциональные концепты, связанные с отношением к другим людям (любовь, отвращение, уважение, жалость) [3, с. 331].
Исследование специфики эстетической текстовой деятельности позволяет определить эмотивную компетенцию автора как способность намеренно или интуитивно использовать систему художественных приемов для организации разнообразных языковых и стилистических эмотивных средств с целью отображения в художественном тексте эмоциональной авторской картины мира.
Таким образом, концептуальное исследование художественного текста позволяет проследить динамику творческого созидания, отражающую эмоционально и социально обусловленное отношение автора к эстетическому предмету. Эмотивная компетенция автора художественного текста экспли-
цирует национально-культурные реалии и реализуется посредством индивидуальных эмотивных и стилистических средств языка. Но для более адекватного понимания эмо-тивного аспекта языковой личности автора применительно к художественной коммуникации следует отметить иное проявление эмоций, которое выражается в том, что основные свойства личности могут быть подчинены потребностям творческой личности.
Эмоциональные переживания могут не только побудить к художественной деятельности, сопровождая процесс творчества, но и непосредственно повлиять на эмоциональное состояние внутритекстового пространства. То есть эмоциональное оценивание действительности автором проходит через психический механизм их отображения в семантике слов, словосочетаний и языковых структур, используемых для вербализации эмоций [2, с. 91]. Эмотивность развивается на основе эмоционального аспекта когнитивно-коммуникативной деятельности и представляет собой результат интеллектуальной интерпретации эмоциональности. Следовательно, существование эмоциональной картины мира в значительной степени обусловлено языком, поскольку эмоциональная картина мира репрезентируется в виде тех или иных вербализованных языковых единиц, выступающих как отражение внутреннего, психического мира и эмоционально сопряженных представлений, восприятий, ощущений.
Эмотивная компетенция языковой личности автора художественного текста реализуется через эмотивы всех языковых уровней, благодаря использованию автором многообразной гаммы стилевых окрасок, а также через лексику, которая представляет эмоцию как номинирующее, так и описательно. Следует отметить контекстуальную обусловленность эмотивного высказывания, поскольку одно и то же эмотивное высказывание может выражать в зависимости от контекста как положительную, так и отрицательную эмоцию.
Итак, языковая личность автора - это способность к вербализации концептов как основных контентных единиц ментальности. Если рассматривать концепт как основную контентную единицу ментальности автора, то можно утверждать, что эмотивный концепт отображает эмоционально-оценочную составляющую данной контентной единицы,
отражая события, вызвавшие эмоцию, эмоциональное состояние, физическую и иную реакцию. По мнению Н.А. Красавского, эмоциональный концепт - это «не только понятие, не только набор определенных когнитивных элементов, но и оценочные представления о самом понятии. Оязыковленный эмоциональный концепт, базирующийся на понятии, по мере «погружения» в культурное пространство конкретного этноса обрастает дополнительными вторичными признаками (образ, ценность, оценка)» [4, с. 12].
В художественном тексте в функциональном аспекте эмотивный концепт может быть реализован как посредством лексических и синтаксических средств, так и через ряд ситуативных (контекстуальных) характеристик, сюжетообразующих и раскрывающих его суть. Процесс распознавания различных видов эмоциональных реакций представляется возможным благодаря хранящимся в памяти наиболее типичным способам их экспликации, а также тому, что в эмотивных языковых средствах всех уровней закреплено обобщенное социально-типичное содержание эмоций, их социально-типичное внешнее проявление в поведении человека, способное произвести эмоциональный эффект, адекватный намерению автора.
Имплицитные средства выражения понятийных категорий представляют собой содержательные и эстетически-эмоциональные составляющие концептов, позволяющие ассоциировать идею об эмоциях, многочисленных косвенных номинациях, особенно метафорические описания.
Рассмотрение концепта «искусство» в данном направлении определяется, прежде всего, метафорическими дескрипциями, эпитетами, сравнениями, исследование которых обнаруживает скрытые связи между различными феноменами окружающей эмоционально обусловленной действительности.
Вербализованный концепт интерпретируется как трехкомпонентная ментальная структура, включающая и дифференцирующая такие признаки, как понятие, образ и оценка. Эмоционально детерминированные концепты выступают в качестве культурно-обусловленных структурно-смысловых ментальных образований и, следовательно, являются эмотивными сегментами творческого процесса. Эмоциональная обусловленность
концептов имеет неоднозначный характер в связи с необходимостью читателя, имеющего субъективное видение мира, интегрироваться в эстетическую реальность, спроецированную языковым сознанием автора и отраженную посредством художественных концептов, которые являются продуктом авторского сознания и заключают в себе эстетическую информацию, а именно: авторские эмоции, реализованные в доминантных смыслах художественного текста. Реализация эмоциональных интенций связана с разного рода семантико-прагматическими модификациями эмотивно-оценочного значения.
В эмотиологической парадигме концепт «искусство» рассматривается сквозь призму особенностей восприятия мира человеком, обладающим эмоционально-психическими способностями и эмоционально-ценностными ориентациями, а также интеллектуально-эмоциональной оценкой окружающей действительности. Личность в искусстве всегда уникальна, а неотъемлемой составляющей личности является чувственная эмоциональная сфера. Следовательно, искусство рассматривает явления и предметы не ради их простого отображения, а чтобы возбудить эмоциональную составляющую личности.
Опираясь на исследования С.Л. Рубинштейна, рассмотрим базовые эмотивные составляющие концепта «искусство» с позиции их ассоциативного генерирования:
- «низшие чувства» - текстовая реализация концепта «искусство», вызывающая ощущения удовлетворения или неудовлетворения, связанного с естественными, биологическими потребностями: голод, жажда, боль и т. д.;
- «предметные чувства» - осознанные переживания предметного характера, когда чувственное содержание образа становится носителем смыслового содержания;
- «надпредметные чувства» - чувства, которые могут выступать как частные состояния по поводу определенного предмета и как устойчивые мировоззренческие установки: прекрасное, комическое, трагическое, возвышенное;
- аффекты - «сильные кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями» [5, с. 169].
Таким образом, концепт «искусство как некая семиотическая система фиксирует глубинные смыслы эмоционально экзистенциализма и функционирует на грани рационального и чувственного, вербализуемого и не-вербализуемого, осознаваемого и неосознаваемого, поскольку искусство - это область эмоций и настроений в форме их непосредственного переживания. Искусство способно не описать, а выразить эмоции, внушить их личности, повлиять на ее духовный мир. Искусство - это чувственно-образное выражение духа времени и морально-психологического климата эпохи, это такое индивидуально-психическое выражение, которое есть субъективный образ объективного мира, но не отражение природы как таковой, а выражение человеческого понимания природы, квинтэссенция чувств, образов и идей, выражение социальной активности индивида, важнейшее составляющее духовного межличностного общения [6, с. 124].
Концепт «искусство» как эстетическая составляющая художественного теста заключает в себе эмоциональный сегмент, приобретающий, согласно замыслу автора, положительное или отрицательное окрашивание. На наш взгляд, истинное произведение искусства представляет собой конфликт содержания и формы, и именно за счет поглощения содержания формой происходит генерирование эмоции в сознании. Иными словами, вызываемые искусством эмоции позволяют интенсифицировать интегрирование в эстетическую реальность художественного текста и имплицитно выразить замысел автора.
Таким образом, справедливо утверждение Л. Выготского, что содержание художественного текста не просто вносится в произведение извне, а созидается в нем художником... Во всяком человеческом творчестве есть свои эмоции. Огромную роль играют эмоции в творчестве художественном - образном. Они вызываются здесь самим содержанием и могут быть какие угодно: эмоциями скорби, грусти, жалости, негодования, соболезнования, умиления, ужаса и т. д. Но к ним может примешиваться лирическая эмоция - со стороны, именно со стороны формы, если данное художественное произведение облечено в ритмическую форму, например, в стихотворную или такую прозаическую, в которой соблюден ритмический каданс речи
[1, с. 277]. Эмоциональная составляющая концепта «искусство» позволяет еще более точно воспринять индивидуальную авторскую экспрессию, являющуюся продуктом сознания автора [7, с. 98].
Таким образом, в художественном произведении номинантами эмотивного концепта «искусство» являются структурные компоненты многочисленных метафорических описаний и коннотативные значения слов, словосочетаний и высказываний, которые в свою очередь обнаруживают существование скрытых связей между различными феноменами мира.
Список литературы
1. Выготский Л.Психология искусства. М.,
1986.
2. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лек-сико-семантической системе языка. Воронеж,
1987.
3. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов // Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 326-375.
4. Красавский Н.А. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской лингвокуль-турах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2001.
5. Леонтьев А.В. Потребности, мотивы, эмоции. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
6. Заховаева А.Г. Искусство и медицина: грани взаимодействия (Искусство, которое лечит истерзанное «Я») // Вестник психотерапии. 2005. № 13. C. 123-129.
7. Ахиджакова М.П. Специфические особенности структурирования речи героев в творчестве А. Евтыха // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. Майкоп, 2009. № 3. С. 95-101.
References
1. Vygotskiy L. Psikhologiya iskusstva. Moscow,
1986. (In Russian).
2. Shakhovskiy V.I. Kategorizatsiya emotsiy v lek-siko-semanticheskoy sisteme yazyka. Voronezh,
1987. (In Russian).
3. Vezhbitskaya A. Tolkovanie emotsional'nykh kontseptov. Yazyk. Kul'tura. Poznanie. Moscow, 1997, pp. 326-375. (In Russian).
4. Krasavskiy N.A. Dinamika emotsional'nykh kontseptov v nemetskoy i russkoy lingvokul'turakh. Avtoreferat dissertatsii ... kan-didata filologicheskikh nauk. Moscow, 2001. (In Russian).
ISSN 2413-6859. BecTHHK Try, BtmycK 2 (6), 2016
5. Leont'ev A.V. Potrebnosti, motivy, emotsii. Psikhologiya emotsiy. Teksty. Moscow, 1984. (In Russian).
6. Zakhovaeva A.G. Iskusstvo i meditsina: grani vzaimodeystviya (Iskusstvo, kotoroe lechit ister-zannoe "Y"). Vestnik psikhoterapii - Bulletin of Psychotherapy, 2005, no. 13, pp. 123-129. (In Russian).
7. Akhidzhakova M.P. Spetsificheskie osobennosti strukturirovaniya rechi geroev v tvorchestve
A. Evtykha. Vestnik Adygeyskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya Filologiya i iskusstvo-vedenie - Bulletin of the Adygeya State University. Series Literature and Art Criticism. Maykop, 2009, no. 3, pp. 95-101. (In Russian).
nocTynuna b pega^uro 10.02.2016 r. Received 10 February 2016
UDC 811
EMOTIVE SPECIFICS OF THE CONCEPT "ART" IN AESTHETIC SPACE OF LITERARY TEXT Nadezhda Evgenevna MALOVA, Adyghe State University, Maykop, Republic of Adygeya, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language as Foreign Department, e-mail: [email protected]
The concept research of literary text is studied that let trace dynamics of creative making, reflecting emotionally and socially founded relation of the author to aesthetic subject. Associative nature of thinking is comprehended, objecting in verbal and functional and formal common features and analogies, connecting the phenomenon of conceptualized associative nature of thinking, objectivises in the verbal functional and formal similarities and analogies linking the phenomena of subjective and objective reality, and that these associative relationships are always culturally and emotionally conditioned. It is proved that a diverse implementation of the concept "art" are associated with the feeling and expression of emotional performances, including exteroceptive and interoceptive components that signal the change of man's inner world from the point of view of the importance for him of others of persons, objects, phenomena and events. The concept of "art" forms in the minds of the emotional concept sphere that emotively develops on the basis of the emotional dimension the cognitive-communicative activity and is a result of intellectual interpretation of emotion. It is established that the existence of a emotional picture of the world largely because of emotive competence of linguistic personality of the author of a literary text is realized through the emotives of all language levels, i.e. represented in the form of certain verbalized language unit, acting as a reflection of the inner, mental peace and emotional conjugate of conceptions, perceptions, sensations. It is proved that verbalized the concept of "art" is interpreted as a three-part mental structure, including differentiating features such as concept, image, and rating. Key words: emotion; concept; affectus; linguistic personality; literary text.