Научная статья на тему 'ЭМИГРАЦИЯ МУСУЛЬМАН КАВКАЗА В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ЭМИГРАЦИЯ МУСУЛЬМАН КАВКАЗА В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
302
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / КРЫМ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / КАВКАЗСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ / «МУХАДЖИРЫ» / ЭМИГРАЦИЯ В ТУРЦИЮ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бозкурт Угур

Среди причин, вызвавших и сделавших миграцию кавказских мусульман на территорию Османской империи в XIX в. довольно длительной (с 1860-х годов и до 1910-х годов), можно назвать политическую активность России на Кавказе и в Крыму. В свою очередь, Османская империя поощряла прибытие иммигрантов, чтобы увеличить численность мусульманского населения и защитить безопасность границ. Естественно, что переселение столь значительной массы иноязычных людей сопровождалось некоторыми проблемами. Однако и принимающая сторона, и иммигранты извлекли пользу во многих областях. Большинство иммигрантов, оцениваемых в соответствии с их квалификацией, в основном были задействованы в военной сфере, в строительстве, а также обеспечении безопасности железных дорог. Они внесли важный вклад в развитие анатолийского сельского хозяйства и животноводства. Некоторые из иммигрантов быстро адаптировались в новой ситуации, стали частью османского общества, и даже получили возможность работать во дворце. После Первой мировой войны, из которой Турция вышла проигравшей стороной, часть иммигрантов была на стороне дворца, а часть поддерживала тех, кто выступал за обновление родины. Постепенно кавказцы ассимилировались. По некоторым данным их потомки сегодня составляют примерно треть населения Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMIGRATION OF CAUCASIAN MOSLEMS TO THE OTTOMAN EMPIRE AND THEIR ROLE IN THE CREATION OF THE TURKISH REPUBLIC

Among the reasons that caused and made the migration the Caucasian Moslems to the territory of the Ottoman Empire in the nineteenth century quite long (from the 1860 s to the 1910 s), one can name Russia's political activity in the Caucasus and Crimea. In turn, the Ottoman Empire encouraged the arrival of immigrants in order to increase the Moslem population and protect border security. Naturally, the relocation of such a significant mass of foreign-speaking people was accompanied by some problems. However, both the host country and the immigrants have benefited in many areas. Most of the immigrants assessed according to their qualifications were mainly involved in the military sphere, in construction, as well as in ensuring the safety of railways. They made an important contribution to the development of Anatolian agriculture and animal husbandry. Some of the immigrants quickly adapted to the new situation, became part of the Ottoman society, and even got the opportunity to work in the palace. After the World War I, from which Turkey emerged as the losing side, some of the immigrants were on the side of the palace, and some supported those who advocated the renewal of the motherland. Gradually, the Caucasians assimilated. According to some sources, their descendants today make up about a third of the population of Turkey.

Текст научной работы на тему «ЭМИГРАЦИЯ МУСУЛЬМАН КАВКАЗА В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Бозкурт Угур*

ЭМИГРАЦИЯ МУСУЛЬМАН КАВКАЗА

В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ И

ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

DOI: 10.31249/rimm/2023.0L06

Для цитирования: Бозкурт Угур. Эмиграция мусульман Кавказа в Османскую империю и их роль в создании Турецкой Республики. Б01: 10.31249/rimm/2023.01.06

Аннотация. Среди причин, вызвавших и сделавших миграцию кавказских мусульман на территорию Османской империи в XIX в. довольно длительной (с 1860-х годов и до 1910-х годов), можно назвать политическую активность России на Кавказе и в Крыму. В свою очередь, Османская империя поощряла прибытие иммигрантов, чтобы увеличить численность мусульманского населения и защитить безопасность границ. Естественно, что переселение столь значительной массы иноязычных людей сопровождалось некоторыми проблемами. Однако и принимающая сторона, и иммигранты извлекли пользу во многих областях. Большинство иммигрантов, оцениваемых в соответствии с их квалификацией, в основном были задействованы в военной сфере, в строительстве, а также обеспечении безопасности железных дорог. Они внесли важный вклад в развитие анатолийского сельского хозяйства и животноводства. Некоторые из иммигрантов быстро адаптировались в новой ситуации, стали частью османского общества, и даже получили возможность работать во дворце. После Первой мировой войны, из которой Турция вышла проигравшей стороной, часть иммигрантов была на стороне дворца, а часть поддерживала тех, кто выступал за обновление

* Бозкурт Угур, научный сотрудник, Университет Ван Юзюнджю Йыл (Ван-Турция). Bozkurt Ugur,Van Yuzuncu Yil University (Van-Turkey), e-mail: ugurbozkurt@yyu.edu.tr

родины. Постепенно кавказцы ассимилировались. По некоторым данным их потомки сегодня составляют примерно треть населения Турции.

Ключевые слова: Кавказ; Крым; Османская империя; кавказские мусульмане; «мухаджиры», эмиграция в Турцию.

Введение

В 1865 г. между правительствами Российской и Османской империй было достигнуто соглашение о переселении ряда кавказских народов в Турцию. Это соглашение стало реализацией желания горских народов Кавказа переехать в мусульманскую страну после Кавказской войны (1817-1864). Переселение продолжалось несколько лет. Часть кавказцев была поселена на балканских территориях Османской империи, в частности, в районе Косово поле (Сербия), другая часть на территории Сирии и Заиорданья (современная Иордания), остальные - в разных местностях Анатолийского полуострова и арабских провинций.

Если анализировать причины переселения народов Кавказа и Крыма на османские земли, то следует отметить, что переселяющиеся, мигрируя в османские земли, хотели жить среди своих единоверцев. А. Ганич, российский исследователь, пишет, что в качестве причин, «побудивших горцев Северного Кавказа и Закавказья покинуть свою родину, за которую они воевали столько лет, и переселиться в Османскую империю, называют несколько: неспособность малочисленных народов противостоять регулярной русской армии, насчитывавшей сотни тысяч солдат; - неопределенность в земельном вопросе в связи с планировавшейся в России земельной реформой; - а также желание горцев жить в стране правоверных (дар ал-ислам) и не подчиняться "гяурскому» царю"»1.

В свою очередь Османская империя поощряла воинственное кавказское население переселяться на свою территорию, с тем чтобы расселить их в районы, где требовалось обеспечить безопасность земель, находящихся под властью Османской империи, особенно на Балканах2.

1 Ганич А.А. Меж двух империй: Военная и административная карьера генерала Мусы Кундухова // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. М., 2008, № 3. С. 111.

2 Fuat Dundar, Modern Turkiye'nin §ifresi Ittihat ve Terakki'nin Etnisite Muhendisligi (1913-1918), Heti^im Yayinlari, 2. Baski, Istanbul, 2008. Р. 45.

Кавказ несколько веков был центром соперничества разных цивилизаций. Османская Турция стала укреплять свои северные границы сразу после завоевания Константинополя (1453). В результате разные части Кавказского региона оказались в составе Османской империи: Грузия - в период 1480-1878 гг., Армения в 1553-1604 гг., 1724-1736 гг., Азербайджан - 1578-1604 гг. и 17241736 гг. Более длительный период - 354 года - в составе Османской империи состояли Дагестан, Северо-Западный и Центральный Кавказ, Анапа, Азов, Черкесия, Адыгея - в 1475-1829 гг.1 Естественно, что столь длительное пребывание в составе Османской империи привело к тому, что значительная часть населения приняла ислам.

В 1475 г. османы вели войну с крымским ханом Менгли Ги-реем и принудили его признать себя вассалом султана. Кроме того, Османской империи удалось покорить южные районы Крыма. В состав Османской империи вошли также степная и предгорная часть Крыма. В зависимости от Порты Крымское ханство оставалось до 1774 г.2

В начале XVI в. у османов на Кавказе появился соперник -государство Сефевидов. По окончании войны между Османской империей и сефевидским Ираном (1555) османы получили западные территории современной Грузии, а Картли и Кахетия отошли персам. Османская империя использовала разобщенность различных сил в Грузии и других районах для реализации своей политики, но уже вскоре главным конкурентом Турции на Кавказе стала Российская империя. Сложившаяся ситуация чрезвычайно беспокоила турецких султанов. Стамбул организовал множество экспедиций, пытаясь сохранить связь с мусульманским населением региона, одновременно заключив союз с крымскими ханами.

В свою очередь Российская империя присоединяла кавказские земли в несколько этапов. Наиболее активно военные действия происходили в период 1817-1864 гг., хотя присутствие русских в районе началось гораздо раньше. Еще в период правления царя Ивана Грозного (1530-1584) при поддержке кабардинского князя Темрюка (Темир-Гока) вдоль реки Терек было создано воен-

1 Кавказские страны в составе Османской Империи. | Мусульманская Турция // https://dzen.ru/media/id/5b10e98f48c85e2421e05394/kavkazskie-strany-v-sostave-osmanskoi-imperii-5b2d0baeb0e6cf00aaa5eb9c. (дата обращения: 13.08.2022).

2 Semen Esadze, Qerkesya'mn Ruslar Tarafindan í^gali, Kafkas-Rus Sava^lanmn Son Dönemi, Qev: Murat Pap^u, Kafkas Dernegi Yayinlari, Ankara, 1999. Р. 5.

ное поселение. С расселением гребенских казаков1 на Кавказе было образовано Терское воеводство России2. Одновременно при Иване Грозном к России были присоединены Казань (1552) и Астрахань (1556).

Однако при Петре I влияние Османской империи в регионе значительно ослабло. Союз Петра I с кабардинскими князьями (1709-1710) сблизил регион с Россией3. Позднее в результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Османская империя вынуждена была подписать с Россией Кючук-Кайнарджийский договор. Продолжение военных действий в царствование Екатерины II ускорило процесс, приведший к присоединению Крыма (1783). Успехи на этом направлении стимулировали Россию активнее действовать на Кавказе и в Крыму. Тем не менее время правления Екатерины II было периодом, когда обострились религиозные разногласия на присоединенных территориях. Начались массовые миграции. В частности, между 1783-1893 гг. более 1 млн крымских татар покинули полуостров, поселившись на территории Румынии и Болгарии, находившихся под властью Османской империи4.

В 1785-1791 гг. на Кавказе вспыхнуло восстание под предводительством шейха Мансура Ушурма , который стал первым имамом Северного Кавказа. Французский востоковед А. Беннигсен указывал, что Ушурма, после того как был объявлен имамом в 1784 г., уже на следующий год начал активно проповедовать и агитировать кавказцев против России. После нескольких неудачных попыток российским войскам все же удалось пленить шейха, он был отправлен в Санкт-Петербург и позднее заключен в Шлис-сельбургскую крепость, где скончался в 1794 г. в возрасте 31 года.

Через 40 лет после этих событий движение мюридизма возглавил имам Дагестана и Чечни Гази Мухаммед (1795-1832), а за-

1 Гребенские казаки - группа казаков, проживавшая на Северо-Восточном Кавказе, на территории современного Северного Дагестана, и позднее в среднем течении реки Терек.

2 ismailBerkok, Tarihte Kafkasya, Istanbul Matbaasi, Istanbul 1958. p. 338.

3 Halil inalcik, "Osmanli-Rus Rekabetinin Men^e'i ve Don-Volga Kanali Te^ebbüsü", Belleten, Sayi 46, (Ankara, Nisan 1948), p. 362. (349-402).

4 Abdullah Saydam, Kirim ve Kafkasya Göfleri (1856-1876), Türk Tarih Kurumu Yayinlari, Ankara 1997. p. 34.

5 Ушурма - Шейх Мансур - исламский проповедник, военачальник (1765-1794).

тем имам Хамза1 (1832-1834) и шейх Шамиль (1797-1871), сумевший создать Северо-Кавказский эмират, в котором он объединил территории Западного Дагестана и Чечни (1834-1859)2.

Османское государство постоянно поддерживало борьбу кавказских мусульман против русских. Стамбул посылал своих эмиссаров, которые следили за происходящим в регионе и докладывали султану. В 1779 г. при султане Абдул-Хамиде I в Черкесию был послан паша Ферах-Али, османский паша грузинского происхождения. В его задачи входило отслеживание ситуации, а также распространение ислама в регионе. В докладах в Стамбул он отмечал, что мусульмане региона по-прежнему ориентируются на своих единоверцев в Турции3.

С пленением русскими шейха Шамиля (1859) Кавказская война закончилась в пользу России4. Тем не менее кавказцы продолжали сопротивляться российской власти. И тогда возник план переселения кавказских мусульман на территорию Османской им-перии5. Автором плана был Муса Кундухов (1818-1889), осетин, российский генерал-майор. После переезда в Османскую империю он принял турецкое подданство, получил титул паши и стал дивизионным генералом.

На самом деле переселение горцев в Турцию началось задолго до Кавказской войны. Известно, что кавказские женщины в Османской Турции славились своей красотой. Зачастую горцы привозили своих дочерей в Стамбул в надежде, что они смогут попасть в гарем, если не к султану, то к богатому турку. Кавказские мужчины также пользовались уважением в Турции, так как они были известны своей воинственностью и бесстрашием, умением ловко сидеть в седле и пользоваться оружием.

Естественно, что когда Россия начала военные действия на Кавказе, перемещение населения стало неизбежным. Это пересе-

1 Имам Хамза, более известен как Хамзат-бек Гоцатлинский (1789/18011834) - имам Дагестана и Чечни (1832-1834).

2 Alexandre Bennigsen-Chantal Lemercier Quelquejay, Süfi ve Komiser, Qev: Osman Türer, Akjag Yayinlari, Ankara, 1988. Р. 49.

3 Rahmi Deniz Özbay, Kafkasya Ülkeleri ve Kmm'rn Sosyo-Ekonomik-Siyasi Statüleri ve Kisa Tarihleri, Marmara Üniversitesi Ortadogu ve Islam Ülkeleri Ekonomik Ara^tirma Merkezi Yayinlari, Istanbul, 1998. S. 402.

4 Русско-турецкие войны продлились (с перерывами) почти три с половиной века с 1568 по 1918 г.

5 Cemal Gökge, Kafkasya ve Osmanli Imparatorlugu'nun Kafkasya Siyaseti, §amil Egitim ve Kültür Vakfi Yayinlari, Istanbul, 1979. S. 123, 124.

ление в литературе получило название «мухаджирство» (от арабского «мухаджир» - переселенец, эмигрант). Однако некоторые исследователи считают, что это слово можно применить только для тех, кто переселился в Турцию добровольно, т.е. до соглашения 1865 г., так как оно обозначает «добровольное переселение». Покидавшие Кавказ после 1865 г. уезжали принудительно.

Еще в 1857 г. власти Османской империи обратили внимание на то, что число прибывающих в Турцию кавказцев резко возросло. Было решено разработать особый документ «Кодекс переселенцев», в котором были перечислены льготы для переселенцев, а в 1860 г. была создана специальная Комиссия по вопросам беженцев. Первоначально им даже были обещаны земельные наделы, освобождение от налогов и воинской повинности на шесть лет.

Положение иммигрантов в Османском государстве

До сих пор точно неизвестно, сколько людей эмигрировало, в сохранившихся источниках имеются противоречивые данные. По официальным данным России, с 1858 по 1864 г. эмигрировало 398 955 человек1. В архивах Османской империи, сообщается, что 311 333 человека, прибывшие группами в период с 1856 по 1864 г., были переселены в некоторые районы Дунайской долины, в Добруд-жу и Адану. В 1864 г. прибыло еще 280 000 человек. Известно также, что многие иммигранты, переправлявшиеся в Турцию морским путем, утонули2. Кроме того, в 1865 г. прибыло еще 87 000 иммигрантов. Таким образом, за 9 лет в османские земли иммигрировало 678 333 человека3. При сравнении информации, предоставленной архивами России и Османской империи, становится понятно, что между данными существуют противоречия. Диапазон этого несоответствия достаточно велик. Более того, по другим оценкам, из Крыма и Кавказа в османские земли в этот период переселилось 900 000 человек. Большинство иммигрантов были мусульманами, однако среди них были и евреи4.

Миграция населения Кавказа на османские земли продолжалась и в более поздние периоды. Война 1877-1878 гг. вызвала бо-

1 Бетеп Esadze, £егке8уа'пт Яш1аг ТагайМап 1^аИ, Кайка8-Яш 8ауа§1аптп Бои Бопет1, £еу: Мига! Рар§и, Кайка8 Бегпе|1 Уаут1ап, Апкага, 1999. Р. 71.

2 РГВИА, Ф. БУА, Д. 6696, Ч. 15. С. 268--271.

3 Такут Vekayi, N0: 760, 5 ЯеЪш1еууе1 1281 (8 Аёи-Лоз 1863), р. 2.

4 Такут Vekayi, N0: 804, 21 МиИаггет 1282 (3 На7кап 1864), р. 3.

лее интенсивную миграцию. По некоторым оценкам, с 1859 по 1879 г. с Кавказа выбыло 2 млн человек, но из-за неблагоприятных условий только 1,5 млн из них смогли добраться до османских зе-мель1. После войны темпы эмиграции замедлились, но с 1881 по 1914 г. эмигрировали еще 500 000 человек. Таким образом, количество переселившихся в период с 1783 по 1922 г. составило 1,8 млн человек2.

Миграционный процесс продолжился и в период Первой мировой войны. В частности, с 1914 по 1921 г. эмигрировало 270 тыс. человек. При этом сообщается, что около 470 тыс. человек погибли3. Действительно, данные о численности мигрантов во многих источниках различны, и это не позволяет оценить масштаб эмиграции кавказцев на территорию Османской империи.

Выходцев с Кавказа расселяли почти во всех регионах Османской империи4. В основном их направляли в районы с доминирующим мусульманским населением5. В этот период экономическое положение Османской империи было достаточно сложным. В частности, имелись проблемы, связанные с финансированием расходов по устройству иммигрантов. Были разработаны проекты по обеспечению проживания и способов финансирования иммигрантов. Однако на деле средств не хватало.

Кавказские беженцы, которых русские называют «горцами», были радушно приняты на османских землях. Государство предоставляло гражданство иммигрантам немедленно. В этом контексте численность мусульман в стране значительно возросла6. Социальная интеграция кавказских народов, которых османское общество считало единоверцами, происходила достаточно быстро. Естест-

1 Regat Kasaba, Bir Konargöfer Imparatorluk: Osmanli'da Göfebeler, Göfmenler ve Siginmacilar, Kitap Yayinevi, Istanbul, 2005. P. 136.

2 Fuat Dündar, Modern Türkiye'nin §ifresi Ittihat ve Terakki'nin Etnisite Mühendisligi (1913-1918), Heti^im Yayinlari, 2. Baski, Istanbul, 2008. P. 48.

3 ilhan Tekeli, "Involuntary Displacement and the Problem of Resettlemment in Turkey from the Ottoman Empire to the Present" Seteney Shami (Ed.): Population Displacement and Resettlement Development and Conflict in the Middle East, Center for Migration Studies, New York, 1994. P. 209, 210. (202-227).

4 Justin McCarthy, Ölüm ve Sürgün (1821-1922), Qev: Fatma Sarikaya, 2. Baski, Türk Tarih Kurumu Yayinlari, Ankara, 2014. P. 359.

5 Abdullah Saydam, Kirim ve Kafkasya Göfleri (1856-1876), Türk Tarih Kurumu Yayinlari, Ankara 1997, P. 152.

6 James H. Meyer, Imparatorluklar Arasi Türkler (1856-1914), Qev: Renan Akman, Türkiye Bankasi Kültür Yayinlari, Istanbul, 2021. S. 10.

венно, были проблемы из-за незнания турецкого языка, но больше беспокойства вызывали стычки кавказцев с оседлым немусульманским населением. В официальных документах Османского государства было зафиксировано, что, в частности, черкесы, действовавшие самостоятельно, пытались возделывать землю без официального разрешения, что приводило к возникновению проблем с соседями1.

Многие выходцы из Кавказского региона были переселены в районы, расположенные вдоль строящейся в Анатолии железной дороги. Власти, таким образом, хотели повысить хозяйственную деятельность этих районов. В 1878 г. 25 тыс. черкесов были поселены в Южной Сирии, еще 20 тыс. черкесов - в районе Алеппо. В то же время многим кавказцам было предложено обслуживать железнодорожные пути в Анатолии и в Балканских странах2. Для их обустройства были использованы пустующие земли, расположенные вдоль железной дороги.

Помимо обслуживания железнодорожной линии в регионе Центральной Анатолии, многие иммиг3ранты участвовали в строительстве Хиджазской железной дороги . Речь идет о построенной в 1900-1908 гг. железной дороге из Дамаска до Медины. Причем предполагалось, что иммигранты будут задействованы не только в строительстве, но и охране железнодорожных путей. (Дорога прошла по караванным тропам, которые традиционно контролировали бедуины. Железнодорожное сообщение со священными городами ислама лишала бедуинов заработка, так как обслуживание паломников приносило бедуинам доход, который был одним из главных источников их существования. - Ред.)

В докладе дипломатического представительства России в Дамаске по поводу строительства железной дороги отмечалось, что в Дамаск прибыли 260 выходцев с Кавказа. Предполагалось, что железная дорога пройдет из Дамаска в Медину и далее в Мек-

1 James H. Meyer, împaratorluklar Arasi Türkler (1856-1914), Çev: Renan Akman, Türkiye í§ Bankasi Kültür Yayinlari, Istanbul, 2021. S. 29.

2 BOA, MV. 59/60.1, H. 20-04-1308 (1890); BOA, DH. MKT. 1980/47. 1, H. 06-03-1310 (1892); BOA, DH. MKT. 32/29. 1, 2, 3, 4, H. 21-02-1311 (1893).

3 Хиджазская железная дорога - Hicaz Demiryolu - узкоколейная (1050 мм) железная дорога, протяженностью 1320 км, построенная в период правления султана Абдул-Хамида II. Предполагалось, что дорога облегчит совершение хаджа паломниками, а также сделает более быстрой переброску войск и военных грузов в южные (арабские) провинции Османской империи, что позволило усилить контроль над ними.

ку (часть проекта из Медины в Мекку не была осуществлена. -Ред. ) и что вдоль железнодорожного пути будут расселены иммигранты для ее охраны. Власти считали, что после строительства дороги престиж Дамаска возрастет1. Таким образом, Османская империя пыталась рационально использовать труд иммигрантов.

Одновременно были предприняты важные шаги в решении проблем эксплуатации сельскохозяйственных земель, которые ранее были заброшены или не эксплуатировались. Согласно отчету, представленному Ферику Музаффер-паше, 938 900 гектаров земли были признаны пригодными для расселения иммигрантов. Распределение этих земель было следующим: 178 000 акров в районе Азизие провинции Хюдавендигар (Бурса); 100 000 акров в районе Сейидгази (провинция Эскишехир). Еще 380 900 акров в Сиврихи-сарском ущелье в провинции Анкара; 280 000 акров в округе Хай-мана. Известно также, что в провинциях Хюдавендигар2 и Анкара было выделено в общей сложности 938 900 акров земли .

Между 1885 и 1912 гг. производство в целом, особенно сельскохозяйственное, увеличилось. Характерно, что при этом цены оставались стабильными, а резервы площадей и инвестиции увеличивались. Именно в этот период в Османской империи возник новый класс предпринимателей. В записях Торговой палаты, учрежденной в Стамбуле в 1880 г., указано, что в этом городе, как и в других частях страны, появились новые предприниматели - из числа коренного турецкого населения. С 1880 по 1890 г. их число увеличилось и среди них постепенно появлялись выходцы из иммигрантской среды.

Развитие городов в тот период во многом зависело от роли иммигрантов. Характерно, что до этого времени верхние уровни османской иерархии в основном состояли из немусульман, которые объединяли сегмент богатых, а нижние уровни, представленные менее состоятельными гражданами, состояли из турок-мусульман3. В конце XIX в. ситуация изменилась.

Надо отметить, что на идеологию, формировавшуюся в последние периоды существования Османской империи, оказывали влияние миграционные процессы. В частности, зарождение

1 Donald Quataert, 08шап11 1шрага1;ог1и|и 1700-1922, (3. Ба8к1), ЙеН^гш Уаут1ап, 1|з!апЬи1, 2004. Р. 177-179.

2 АВПРИ, Ф. 180, Посольство в Константинополь, О. 517/2, Д. 5084, Г. 1891-1913, 129, 130.

3 B0A.YA.HUS., 255/64, Н-23-06-1309, 10-12.

и развитие идеи тюркизма произошло благодаря активистам-мусульманам, переселившимся на османские земли. Впервые пантюркизм, как идеология, возник в среде крымских татар. Первым идею объединения всех тюркских народов выдвинул крымскотатарский общественный деятель Исмаил Гаспринский в конце XIX в. В Османской империи доктрину пантюркизма поддержали младотурки , в частности, Энвер-паша , Талаат-паша и Джемаль-паша4. Любопытно, что Гаспринский, живя в Российской империи, развивал идеологию культурного пантюркизма, которая совмещалась с идеями гармоничного сосуществования тюрок со славянами. В Османской империи пантюркизм развивался на фоне противостояния с Россией и процессов, приведших к распаду османского государства.

Многие представители младотурецкого движения пытались распространять пантюркистскую идеологию через прессу и издательскую деятельность в Стамбуле. После 1908 г. такие люди, как Юсуф Акчура, Ахмет Агаоглу, Хусейнзаде Али-бей, Абдуррешид Ибрагимов, Мехмед Эмин Ресулзаде, Фатих Керими, Исмаил Гаспринский, Махмут-бей Гусейнов, считаются «пионерами тюркизма»5.

Часть крымских эмигрантов, перебравшихся на османские земли, привезли с собой определенный капитал и сумели довольно быстро включиться в османскую экономику. Развивая свою деловую активность, эти иммигранты заняли видное место в растущем классе торговцев и предпринимателей, который постепенно превратился в важный сегмент мусульманского среднего класса. Они смогли создать коммерческие предприятия во многих областях. В то же время выходцы с равнин поселились в степях Центральной

1 Младотурки (Jön Türkler или Genf Türkler - турецк. яз.) - движение за политические реформы, с 1876 г. выступавшее за замену монархии в Османской империи конституционным правительством.

2 Энвер-паша (1881-1922) - османский военный и политический деятель.

3 Мехмет Талаат-паша (1874-1921) - один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», организатор массовой депортации армян.

4 Ахмед Джемаль-паша (1872-1922) - османский военный и политический деятель, полномочный военный и гражданский администратор Сирии (19151917); известный деятель движения младотурок.

5 Kemal H. Karpat, Osmanli'dan Günümüze Etnik Yapilanma ve Göfler, Tima§ Yayinlari, Istanbul, 2017. Р. 189.

Анатолии и стали выращивать зерно и другие сельскохозяйственные культуры1.

Иммиграция повлияла и на демографию Османской империи. Сегодня, учитывая естественный прирост населения за счет потомков тех, кто мигрировал на османские земли в XIX - начале ХХ в., иммигранты составляют 30% нынешнего населения Турции2.

Политическая деятельность

и текущее положение иммигрантов

Иммигранты из Российской империи оказались достаточно активны в военной, экономической, социальной и политической сферах. Интересно отметить, что кавказские иммигранты, которые пытались занять место в османском обществе, поселились в районе Баб-и Али (Высокая порта - квартал, прилегающий к дворцу Топ Капы в Стамбуле. - Ред.). Кроме того, в самом дворце, и даже в гареме, присутствовало много женщин-иммигранток. Многие матери султанов были черкешенками3. Из-за их влияния некоторые иммигранты смогли получить работу в дворцовых службах4.

Отметим также, что османские власти, учитывая военные навыки кавказских мужчин, изначально планировали использовать их исключительно в военных действиях. По этой причине возник даже проект создания военной колонии из переселенцев5. Однако проект не был осуществлен, хотя на практике кавказцы практически повсеместно занимались военной деятельностью как внутри империи, так и за ее пределами.

Османское государство пыталось рационально использовать воинские таланты иммигрантов. Такие важные полководцы, как Чачба Хасан, Берзег Керандук, сын шейха Шамиля Гази Мухаммед и Муса Кундухов, которые были выходцами с Кавказа, впо-

1 Janet Klein, Hamidiye Alaylan-ímparatorlugun Smir Boylan ve Kürt A^iretleri, íleti^im Yayinlari, 2. Baski, Istanbul, 2014. P. 290.

2 Kemal H. Karpat, Osmanli'dan Günümüze Etnik Yapilanma ve Göfler, Tima§ Yayinlari, Istanbul, 2017. P. 187.

3 §evket Pamuk, Osmanli Ekonomisinde Bagimlilik ve Büyüme (1820-1913), 1. Basim, Türkiye í§ Bankasi Kültür Yayinlari, Istanbul, 2018. P. 72.

4 Jane Hathaway, Osmanli Hakimiyetinde Arap Topraklari, fev. Gül Qagali Güven, Türkiye í§ Bankasi Kültür Yayinlari, Istanbul, 2018. P. 125.

5 Özcan Mert, Anzavur'un ilk Ayaklanmasin Ait Belgeler, Belleten, C. 56, S. 217, Aralik, 1992, p. 847 (847-962).

следствии сражались против России в составе османской армии1. Султан Абдул-Хамид II ценил боевые качества кавказских мусульман, благодаря чему многие из них смогли занять важные должности в вооруженных силах Турции. В частности, кавказские переселенцы воевали в составе войск Османской империи в период Первой мировой войны.

Следует также признать, что кавказские иммигранты и их потомки внесли большой вклад в создание Турецкой Республики. Среди основателей и членов Партии союза и прогресса, действовавшей в последние периоды существования Османской империи, были кавказские иммигранты: доктор Мехмет Решид (Хану-ко), Хатко Исмаил Джанбулат, Шапли Хусейн Тосун, Шапли Хусейн Кадри, Зекерия Зихни, Эшреф Сенсер Кушчубаши, Селим Сами, Хасан Васфи, Омер Наджи, Азиз Мысри, Ибрагим Сурейя, Мюмтаз, Решит, Этхем, Сары Эфе Эдип, Йенибахчели Шюкрю и его брат Наиль. Естественно, что они были и среди тех, кто пытался спасти Османскую империю от распада, но не смогли добиться успеха.

И в последующий период уроженцы Кавказа участвовали в становлении Турецкой Республики, занимали высокие посты в ее руководящих органах. Среди них были: Хусейн Рауф Орбай, Шап-ли Хусейн Тосун, Шапли Хусейн Кадри, Закерия Минд, Хатко Исмаил Джанбулат, художник Шевкет Даг, Мустафа Невзат, Эсат Фуад, доктор Мехмед Решит, Миралай Бекир Сами Гюнсав, Юсуф Иззет-паша (Мет Чунатука Иззет), Ибрагим Сорейя Йигит, Азиз (Орбай) бей, Сулейман Иззет Цей, Джемиль Джахит Тойдемир, Исмаил Хакки Беркок, Берзег Казим, Берзег Экрем, Зешо Тахир, Шетох Муса, Шамседдин Сулар, Осман Онарак, Музаффер Кы-лыч, Бекир Кубат, Омар Мумтаз Танби, Хакки Бехич, Эмир Мар-шан-паша, Хикмет-бей, Камил Полат, Юсуф (Сангу) бей, Йебджин Ильяс Айдемир, маршал Дели Фуад-паша (Тугкуа), Карзег Салих Хулуси-паша, Ахмед (Хамди) Абук-паша, принц Мехмед Саба-хаддин, Аслан (Тогузати) бей, Рушту Бозкурт, Бородатый Бедри (Басакынджи), Капитан Махмуд (Бад), Шефик Али (Оздемир), Дели Халит (Карсиалан), Ашир бей, Мехмед Фуад Карим, Хакки Хами Улукан, Мехмед Хулуси Акыйол, Касейко Махмуд Хендек, Хунч Али Саид Паша, Хакки Мюрсель (Баку), Реджеп Пекер,

1 Кавказ, Турция, N0: 47, 21 ^пап 1864. С. 5.

Хасан Атакан, Рушту Кобаш, Расим Канбулат, Джевдет Керим Инджедай, Чакир Эфе Сефер и Этем бей1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упомянутые выше люди принимали активное участие во многих важных проектах и мероприятиях, таких как «Циркуляр Хавзы», «Циркуляр Амасья», «Конгресс Эрзурума», «Конгресс Сиваса» и «Представительный комитет». Среди депутатов Великого национального собрания, открывшегося в Анкаре 23 апреля 1920 г., было много потомков уроженцев Кавказа. Именно тогда, выступая на втором заседании Великого национального собрания Турции, Мустафа Кемаль-паша (будущий Кемаль-паша-Ататюрк, счтающийся основателем современного турецкого государства. -Ред.) подчеркнул значимую роль черкесов, как важной части нового турецкого общества2. Он отметил, что иммигранты, занимающиеся политической и административной деятельностью, работают на всех уровнях государства и весьма эффективно участвуют в строительстве республики.

Кавказцы, сторонники провозглашения республики, понимая, что некоторые соотечественники не смогли вписаться в принимающий их социум и создают проблемы, пытались объяснить им идеологические установки Великого национального собрания Турции. Показательно, что когда в ноябре 1919 г. в городе Сивас проходил Конгрес, созванный по инициативе Кемаля-паши, сторонники сохранения монархии провели работу по объединению многочисленных региональных Ассоциаций защиты прав в «Ассоциацию защиты прав Анатолии и Румелии». Надо отметить, что в это время Стамбул, столица поверженной Османской империи, а также ряд городов находились под оккупацией союзных держав, которые уже готовили план раздела страны. Среди тех, кто поддерживал младотурок, был Эмир Маршан (1860-1940), который провел большую работу среди кавказцев, убеждая их поддержать Мустафу Кемаля3. Впоследствии он вошел в первый состав Великого национального собрания Турецкой Республики.

1 Muhittin Unal, Kurtulu§ Sava^inda Qerkeslerin Rolu, Cem Yayincilik, Istanbul, 1996. Р. 14.

2 Есть много людей, имена которых я не могу привести. Подробную информацию об упомянутых лицах см.: там же. С. 15-166.

3 Маршан Эмир (1860-1940) - выходец из абхазского княжеского рода Маршан, поселившихся в Турции и Сирии. Член партии «Единение и прогресс». TBMM Zabit Cerideleri, Devre 1, Cilt 1, Iftima Senesi 1, ikinci Celse, 24.4.1336 (1920). Р. 16.

Действительно, в этот сложный период бывшие кавказские иммигранты разделились между Стамбульским и Анкарским правительствами, которые действовали с двух разных позиций. По этой причине кавказские иммигранты, осевшие в некоторых регионах, выполняли требования стамбульского правительства, но восставали против правительства Анкары. Ахмет Анзавур (1885-1921), иммигрант с Кавказа, офицер османской жандармерии, попытался противостоять кемалистскому движению. Он поднял восстание против правительства Анкары, отстаивая власть халифа.

Это и последовавшие за ним второе и третье восстания были подавлены. Причем победу над Анзавуром одержало войско, созданное кемалистами под командованием другого черкеса, известного как Черкес-Этхем1. В результате кавказцы, жившие в районе восстаний (в деревнях в Адапазары и Дюздже), были депортированы в другие регионы2. Позднее было принято решение наказать восставших путем изгнания. Был подготовлен список сотен черкесов, проживавших в 14 черкесских деревнях в Генене и Маньясе. Они были депортированы в Афьон, Сивас, Токат, Урфу, Муш, Битлис, Конью и Малатью3.

Понятно, что для многих кавказцев наступили трудные времена. Из общественного пространства исчезли названия их национальной принадлежности. Всех стали называть «турками». Так, Кериман Халис, которая в 1932 г. была выбрана Мисс мира, черкешенка по национальности, была заявлена как «турчанка». В прессе не было дано никакой информации о ее настоящем про-

4

исхождении .

Османское общество, имевшее до провозглашения национального государства многоязычную, поликультурную и полиэтническую структуру, связанную с многочисленными миграциями, начало прокламировать идею единой нации во вновь установленном республиканском режиме. Однако стремление представителей многих этносов, особенно черкесов, сохранить свой язык и куль-

1 Бо^ап Лусю^Ь, МИН КшМи§ ТапЫ 1838^еп 1995'е, Текп Уаутеу^ СШ 3, 181апЬи1, 1978. Р. 995.

2 Огсап ЫвН, Лпгаушг'шп 11к Луак1апта81п Лй Ве^е1ег, Ве11е1еп, С. 56, Б. 217, Лга11к, 1992, р. 877-883 (847-962).

3 Еакг1 УвИт, МИН Мйса(!е1е Ббпетгш1е 18уап1апп Оо^е8гш1е Бшсе уе Qevгesmde Л8ау1§ Богшп1аг1, СштЬшпуе1 ТапЫ Лга§11гта1ап Deгgisi, У11 7, Б. 13, ВаИаг 2011. Р. 60. (54-69).

4 izzet Лydemir, Gбnen-Manyas Qeгkes1eгmm Бш^ипй, №г1, Ка51т Лга11к 1999, р. 45, 46. (45-47).

туру поставило на повестку дня некоторые проблемы. Деятельность кемалистской идеологии породила общины, которые пытались сохранить свой язык и культуру через множество ассоциаций и организаций в многонациональном обществе.

В период с 1923 по 1946 г. однопартийное правительство, руководствуясь пониманием функций национального государства, не позволяло разным народам, населяющим Турецкую Республику, выступать за сохранение своего языка и культуры. Однопартийная администрация пыталась создать единую нацию, игнорируя богатые культурные ценности иммигрантских сообществ, переданных в свое время Османской империи1. Естественно, что эта ситуация сформировала сегодняшнее общество, но одновременно она привела к значительной утрате национальной памяти.

Заключение

Военные действия, инициированные Россией на Кавказе, привели к перемещению населения в Османскую империю, которое шло до середины ХХ в. По окончании Русско-турецких войн, продолжавшихся в период 1568-1918 гг. и завершившихся решительной победой России, кавказские мусульмане массово переселялись в Анатолию. Приняв уроженцев Кавказа и Крыма, Османская империя, таким образом, увеличила численность мусульманского населения. Кроме того, взяв на себя задачу по переселению иммигрантов, Стамбул разработал программу по их обустройству, созданию рабочих мест, которые давали финансовый источник существования.

Особо отметим роль кавказцев, поселившихся на заброшенных и целинных землях; они поделились навыками выращивания ряда сельскохозяйственных культур с бедуинами, что способствовало переходу последних на полуоседлое существование.

Распад Османской империи привел к разделению кавказских сообществ. Часть из них оказалась на территории Сирии, Иордании и Балканских стран. Тем не менее навыки, приобретенные иммигрантами и их потомками в Османской империи, помогли им адаптироваться в новых условиях.

В самой Турции помнят о том, что миграционные процессы, произошедшие во время распада Османской империи, сыграли

1 Caner Ув^р, Тшкуе £егке81еп 08шап11'(1а Тшкуе'уе Бауа§, ^(йе!, МД-НуефНк, Пей§т Уаут1ап, 181апЪи1, 2019. Р. 192-193.

важную роль в создании Турецкой Республики. Иммигранты, принимавшие активное участие в создании и деятельности Комитета «Единение и прогресс», способствовали развитию идеологии тюркизма. Эта ситуация продолжалась с периода Абдул-Хамида II до конца войны за национальную независимость.

После принятия в Турецкой Республике многопартийной системы некоторым этническим сообществам было разрешено создавать культурные ассоциации. Многие иммигранты сегодня работают над сохранением своего языка и культуры. В современном турецком обществе все чаще можно услышать критику методов, которые были применены к их предкам. Дети и внуки иммигрантов стараются восстановить память о прошлых событиях, наладить контакты с соотечественниками, оставшимися на Кавказе, с тем чтобы не утратить культуру своего этноса.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022.

Принята к публикации 10.01.2023.

Bozkurt Ugur

Emigration of caucasian moslems to the Ottoman Empire and their role in the creation of the Turkish Republic. (Abstract)

Bozkurt Ugur,

PhD (Hist.),

Van Yuzuncu Yil University (Van-Turkey), e-mail: ugurbozkurt@yyu.edu.tr

Abstract. Among the reasons that caused and made the migration the Caucasian Moslems to the territory of the Ottoman Empire in the nineteenth century quite long (from the 1860 s to the 1910 s), one can name Russia's political activity in the Caucasus and Crimea. In turn, the Ottoman Empire encouraged the arrival of immigrants in order to increase the Moslem population and protect border security. Naturally, the relocation of such a significant mass of foreign-speaking people was accompanied by some problems. However, both the host country and the immigrants have benefited in many areas. Most of the immigrants assessed according to their qualifications were mainly involved in the military sphere, in construction, as well as in ensuring the safety of railways. They made an important contribution to the development of Anatolian agriculture and animal husbandry. Some of the immigrants quickly

adapted to the new situation, became part of the Ottoman society, and even got the opportunity to work in the palace. After the World War I, from which Turkey emerged as the losing side, some of the immigrants were on the side of the palace, and some supported those who advocated the renewal of the motherland. Gradually, the Caucasians assimilated. According to some sources, their descendants today make up about a third of the population of Turkey.

Keywords: Caucasus; Crimea; Ottoman Empire; Caucasian Moslems; «muhajirs»; emigration to Turkey.

Кириченко В.П.* ИРАНСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАН: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

DOI: 10.31249/rimm/2023.01.07

Для цитирования: Кириченко В.П. Иранский Азербайджан: прошлое и настоящее. DOI: 10.31249/rimm/2023.01.07

Аннотация. В статье рассматривается история Южного, или Иранского Азербайджана, уделяется внимание тому, какое место занимали тюрки в истории Ирана. Рассматривается и политика Резы-шаха Пехлеви, направленная на ассимиляцию азербайджанцев Ирана. В целом азербайджанцы смогли преодолеть трудности и вписаться в политическую систему современного Ирана.

Ключевые слова: Иран; Азербайджан; тюрки; исламская революция.

В I тысячелетии до н.э. - начале I тысячелетия н.э. на территории современного Азербайджана и северных районов Ирана располагался ряд могущественных государств, в том числе Манна, Атропатена и Албания1. После завоеваний Александра Македонского (330 г. до н.э.) представитель местной знати Атропат (некоторые исследователи полагают, что слово «атропат» означало титул правителя) был назначен правителем Мидии. В 323 г. он был

* Кириченко В.П., научный сотрудник, Институт востоковедения РАН, e-mail: black-whit@yandex.ru

© Кириченко В.П., 2023

1 History//Republic of Azerbaijan Cabinet of Ministers // https://nk.gov.az/en/page/34/ (дата обращения: 09.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.