этих платформах размещаются сведения об успеваемости, тематическом планировании, движении контингента, комплектовании образовательных организаций и пр. Возможности предоставления услуг по повышению квалификации и получению полезной информации на этих ресурсах тоже есть, однако, учитывая большой потенциал самих площадок, их необходимо расширять и развивать. Направлениями такого развития могут быть:
- создание электронных портфолио педагогов с унификацией требований по регионам и возможностью их учета при получении квалификационной категории, конечно, это потребует разработки или пересмотра критериев оценки самих портфолио, но универсальность и возможность отмены печатных аналогов, а также возможность использовать электронное портфолио не только для получения категории, но и для определения стимулирующих выплат представляется преимуществом;
- создание электронных портфолио обучающихся с возможностью учета и подтверждения достижений как в образовании, так и в других сферах жизни, что позволит сформировать в одном месте пакет документов (приказы о присвоении спортивных разрядов и званий, результаты выполнения норм ГТО, наличие волонтерских книжек и учет результатов волонтерской работы и пр.), дающих представление о достижениях обучающегося при переходе его из одной образовательной организации в другую, при поступлении в организации высшего образования или среднего профессионального;
- создание портфолио образовательных организаций для учета и демонстрации их достижений;
- создание методических копилок и библиотек с возможностью размещения методических материалов самими педагогами;
- проведение конкурсов и олимпиад на единой платформе с единым календарем, что немаловажно для планирования работы образовательной организации и т.д.
То, что многие существующие ресурсы, содержащие методические материалы и предлагающие онлайн-уроки и олимпиады, предоставляют и платный контент, свидетельствует об их коммерческой ориентации, что во многом и снижает их популярность. Посещение ограничивается одним или двумя ознакомительными просмотрами.
Часто разработчиками подобных продуктов выступают ИТ-специалисты, которые не всегда учитывают потребности различных субъектов образовательных отношений. Привлечение к разработке образовательных ресурсов педагогов-практиков и соотнесение структуры и содержания этих ресурсов с нормативными документами, хотя бы на уровне тематического и календарного планирования, позволит значительно повысить их востребованность и эффективность.
Тем не менее, нельзя отрицать огромный образовательный потенциал современного информационного пространства в целом и особенно Интернета как его части. Усилия социальных институтов и органов власти необходимо на-
Библиографический список
править на формирование образовательно значимого контента, отталкиваясь от потребности участников образовательных отношений, а не от интересов создателей и продюсеров медиа-продуктов. Учет интересов медиа-потребителей должен сочетаться с необходимостью формирования у них стратегий безопасного медиа-потребления [4]. Расширяя возможности самих информационных, образовательно-значимых продуктов, мы должны уделять внимание формированию культуры пользования ими.
Комплексное решение проблемы формирования персональных траекторий и стратегий безопасного медиапотребления молодежи требует скорейшего принятия комплекса взаимодополняющих мер:
- создание психодиагностических методик, направленных на исследование индивидуального стиля медиапотребления, позволяющего определить направленность сформированных стратегий медиапотребления, социальную значимость и одобряемость потребляемой и воспроизводимой информации, уровень развития навыков медиа-потребления и общей медиа-грамотности;
- создание универсальных методических приемов и психолого-педагогических практик в форме тренингов, целевой аудиторией которых могут выступать обучающиеся различных видов и уровней образования с учетом их индивидуальных возрастных особенностей;
- интеграция в образовательный процесс мероприятий, направленных на формирование культуры медиапотребления как средства профилактики деструктивного влияния современного информационного пространства;
- психолого-педагогическая поддержка процесса формирования индивидуальных стратегий безопасного медиапотребления в подростковом и юношеском возрасте.
Без должного уровня организации работы в направлении формирования культуры медиапотребления возрастает риск того, что создаваемые образовательные ресурсы будет не востребованы обучающимися, а будут использоваться педагогами в связи с необходимостью выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений органов управления образованием и администрацией образовательных организаций.
Средствами, обусловливающими выполнение данных условий, являются:
- диагностический инструментарий, разрабатываемый на первом этапе проекта;
- комплекс психолого-педагогических мероприятий в виде тренингов, семинаров, коллоквиумов [1].
Таким образом, необходима комплексная работа по формированию индивидуальных стратегий медиапотребления, включающую диагностический инструментарий, комплекс психолого-педагогических мероприятий (тренинги, семинары, коллоквиумы), рекомендации практическим работникам образовательных учреждений, а также комплекс мер по созданию условий эффективного развития стратегий безопасного медиапотребления.
1. Смирнов В.М. Психология медиа-безопасности: учебное пособие. Саратов: «Саратовский источник», 2012.
2. SEO-анализ сайта от Be1.ru. Available at: https://be1.ru/
3. Образование в цифрах: 2017. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Available at: https://www.hse.ru/primarydata/ oc2017
4. Смирнов В.М. Специфика негативного воздействия современных информационных технологий на личность старшеклассника в контексте трансформации характера социального взаимодействия. Пензенский психологический вестник. 2016; № 1 (60): 78 - 86.
References
1. Smirnov V.M. Psihologiya media-bezopasnosti: uchebnoe posobie. Saratov: «Saratovskij istochnik», 2012.
2. SEO-analiz sajta ot Be1.ru. Available at: https://be1.ru/
3. Obrazovanie v cifrah: 2017. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Available at: https://www.hse.ru/primarydata/oc2017
4. Smirnov V.M. Specifika negativnogo vozdejstviya sovremennyh informacionnyh tehnologij na lichnost' starsheklassnika v kontekste transformacii haraktera social'nogo vzaimodejstviya. Penzenskijpsihologicheskij vestnik. 2016; № 1 (60): 78 - 86.
Статья поступила в редакцию 21.10.19
УДК 378.14 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10006
Falameyev A.B., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]
EMANCIPATION AND DECONSTRUCTION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article reveals the necessity of applying postmodern strategies: emancipation and deconstruction in the pedagogical process of a military university. The main purpose of the article is not to give an exhaustive description of these strategies, but to open the way to a postmodern rethinking of military education, showing the different ways of their implementation. The author presents results of the analysis of modern philosophical, sociological, psychological and pedagogical approaches to the interpretation of the meaning of the strategic approach in education from the standpoint of postmodern methodology. The article formulates the definition of the basic theoretical concept of "strategy of military education", analyzes the strategy of emancipation and deconstruction. The analysis revealed and justified the understanding of the plurality of educational contexts of military education.
Key words: military education, pedagogical strategy, emancipation, deconstruction, postmodernism.
А.Б. Фаламеее, аспирант, Костромской государственный университет, г. Кострома, E-mail: [email protected]
ЭМАНСИПАЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье раскрывается необходимость применения постмодернистских стратегий эмансипации и деконструкции в педагогическом процессе военного вуза. Основная цель статьи состоит не столько в том, чтобы дать исчерпывающее описание этих стратегий, сколько в том, чтобы открыть путь к постмодернистскому переосмыслению военного образования, показав различные способы его осуществления. Автором представлены результаты анализа современных философско-социологических, психологических и педагогических воззрений по поводу сущности стратегического подхода в образовании с позиций постмодернистской методологии. В статье сформулировано определение базового теоретического концепта «стратегии военного образования», проанализированы стратегии эмансипации и деконструкции. В результате анализа выявлено и обосновано понимание множественности образовательных контекстов военного образования.
Ключевые слова: военное образование, педагогическая стратегия, эмансипация, деконструкция, постмодернизм.
Существует широкий консенсус как среди военных лидеров, так и среди ученых в том, что при осуществлении военных операций независимо от уровня их подготовленности все равно будет ожидание, что придется иметь дело с неизвестным и непредвиденным. Таким образом, есть все основания утверждать, что подготовка к войне должна играть ключевую роль в военном образовании.
Однако военное образование характеризуется довольно классическим модернистским взглядом, основанным на универсализме, структуре и объективности, оно направлено на воспитание чувства общей идентичности.
Образовательное воздействие заключается в содействии созданию среды обучения, которая охватывает единообразие и усиливает основанные на сценариях заранее запланированные учения как способы проведения военных операций. Это не значит, что все военное образование одинаково и что нет никаких существующих альтернатив. Скорее, эти альтернативы в основном рассматриваются как интерпретируемые в рамках одной и той же модернистской структуры образования, поэтому существует точка зрения, согласно которой образовательные альтернативы могут рассматриваться как сдвиг в сторону другой образовательной парадигмы.
Следовательно, представляется вероятным и даже уместным подвергнуть сомнению традиционную образовательную парадигму в военном образовании и выдвинуть альтернативную точку зрения, которая охватывает различие, а не единообразие как средство подготовки воинских частей и их солдат к неизвестному и непредвиденному
Образовательные практики, склонные к постмодернистскому мышлению, встроены в нарративы, чувствительны к конструктивизму, сложностям и контек-стуализму и используют эмансипацию, деконструкцию, лексику, диалог, разнообразие и эстетику как виды педагогических «стратегий» в целях создания «нового» смысла.
Цель статьи: обсуждение стратегий эмансипации и деконструкции как педагогического инструмента в современном военном образовании для подготовки военнослужащих и их подразделений к борьбе с непредсказуемостью в военной ситуации.
Может ли постмодернизм выступить как философское основание для современной системы образования? На этот вопрос даются самые различные ответы: те философы, педагоги, культурологи, кто связывает образование с воспитанием, отметают саму возможность такой постановки вопроса в связи с антидидактичностью постмодернизма, его релятивизмом, антимировоззренческими позициями, радикальным плюрализмом ценностей. Они выявляют невозможность опоры на постмодернизм как на парадигму и основание современного образования [1].
Постмодерн описывает мир в непрерывном изменении, где существующее знание находится под постоянным давлением и означает «плавает».
Постмодернизм тот описывает мир, где люди должны сделать свой путь без фиксированных референтов и традиционных точек привязки. Это мир быстрых изменений, ошеломляющей нестабильности, где знание постоянно меняется и смысл «плавает» без его традиционной телеологической фиксации в фундаментальном знании.
Соответственно, создание постмодернистской перспективы в качестве образовательной основы для подготовки и предоставления возможности отдельным лицам и группам иметь дело с непредсказуемым представляется как актуальным, так и потенциально плодотворным.
Точно так же термин «стратегии» выбран для передачи нашего намерения обратиться к чему-то более всеобъемлющему и глубокому, чем педагогика и образование, являющимися просто инструментальными средствами и актом приобретения навыка или компетенции.
Сегодняшние сложные операции никогда не могут быть полностью охвачены руководствами и правилами ведения боевых действий. Наша способность выполнять свои задачи зависит скорее от людей, чьи суждения хорошо развиты и зрелы [2, с. 67]. Это говорит о том, что роль военного образования в развитии будущих солдат заключается в культивировании развития у них способности деконструировать и воссоздавать смысл там, где это необходимо, с помощью имеющихся средств, с целью решения задач, с которыми они сталкиваются в любое время.
Следовательно, военное образование следует рассматривать как культивирование личных и профессионально обоснованных суждений, а не как своего
рода механическое привыкание к «навыкам и тренировкам». Таким образом, современное военное образование может быть основано на аристотелевской традиции и философии образования. Исходя из этой традиции, термин «стратегия» указывает на педагогический подход, который является скорее культивированием мышления, чем планированием действий. Следовательно, использование термина «стратегия» применительно к военной педагогике можно рассматривать как обозначение процесса созревания военно-профессионального мышления, лежащего в основе здравого и качественного суждения, что в конечном итоге позволяет солдатам и офицерам выполнять поставленные перед ними цели не бездумно, а осознанно и ответственно.
Более того, множественная форма «стратегии» предназначена для признания того, что существует более чем один способ культивирования своего суждения, хотя как набор различных путей, которые рассматриваются /объединяются, связаны и по существу составляют своего рода педагогическую философию для культивирования индивидуального суждения. Это важно для военной педагогики, т.к. в чрезвычайной ситуации военнослужащие часто имеют дело с непредсказуемыми обстоятельствами и их решения выходят за рамки, обозначенные приказом.
По сути, термин «стратегия» используется в данной статье для передачи процесса применения более глубокого педагогического понимания средств, необходимых для вызова знаний, навыков и компетентности на уровне мышления для развития личности, чьи суждения хорошо развиты и зрелы. Это контрастирует с модернистским пониманием педагогики как теории наилучшей практики преподавания (которую можно назвать стратегией дидактики).
В целом можно выделить следующие постмодернистские педагогические стратегии: эмансипация, деконструкция, вокабулярия, диалог, разнообразие и эстетика. Все эти стратегии отличает постмодернистский вектор содержания военного образования (как мы его традиционно знаем), ориентированный на путь к подготовке воинских частей и их солдат к борьбе с непредсказуемым.
Основополагающей для современного военного образования является задача не воспитания послушных исполнителей, а развития компетентных солдат с целью формирования воинских частей, которые являются релевантными и способны осуществлять политические намерения государства или нации. Таким образом, эмансипация как педагогическая стратегия в военном образовании - это освобождение военного студента/обучающегося от традиционных взглядов на применение военной силы. Применительно к ряду вопросов обороны и безопасности речь идет об освобождении обучающихся от традиционных представлений о том, что представляет реальную угрозу для общества. Например, чтобы иметь возможность противостоять терроризму, который наблюдался в течение последнего десятилетия, необходимо освободиться от понимания/мышления времен Холодной войны, когда социальная безопасность была неразрывно связана с возможным вторжением со стороны иностранного суверенного государства.
Таким образом, для обучающихся военных вузов освобождение от того, что считается само собой разумеющимся, означает способность освободить свои оперативные концепции от узкого исполнительского мышления и тем самым открыть для себя новые оперативные возможности.
Наглядным примером этого является военная трансформация российской армии в конце 2000-х - начале 2010-х гг., когда мы наблюдали переход от крупных статичных вооруженных сил вторжения к гораздо менее гибким профессиональным экспедиционным силам, способным предоставлять оперативный потенциал там, где и когда возникает необходимость, с возможностями, наиболее подходящими для текущей ситуации (например, военная операция в Сирии).
Более того, на практическом уровне эмансипация как педагогическая стратегия заключается в культивировании суждений солдат, позволяющих им освободить себя и свои подразделения от предопределенных умонастроений и привычек таким образом, чтобы они могли адаптировать свои средства и действия к ситуационным вызовам, с которыми они сталкиваются.
Таким образом, для того чтобы военное образование стало движущей силой в развитии солдат, обладающих той зрелостью, которая позволит им справляться с непредсказуемым, нам нужны педагоги, готовые использовать эмансипацию в качестве педагогической стратегии. В современной российской системе образования наличествуют одновременно две тенденции: установка на постмодернистское гуманитарное образование «вширь» и сохранение ростков традиционного со времен Петра I специального образования «вглубь» [4].
Вторая постмодернистская педагогическая стратегия - деконструкция. С точки зрения постмодерна, деконструкция - это то, как мы, люди, бросаем вызов пониманию понятия через текстовую разбивку/декомпозицию содержания его смысла. Цель постмодернистской деконструкции - показать, что то, что мы считаем центром концепции, на самом деле является сконструированным центром, который мы принимаем за «истинный». Слова, понятия, идеи и тому подобное полны смысла и понимания, намеренного и непреднамеренного. Постмодернистское понимание заключается в том, что «нет предела способам чтения текстов и, следовательно, нет «конца» смыслу текста. Следовательно, будут существовать и другие «центры истины» (эпистемологические основания), которые одинаково или даже более подходят для нашей практики - мы просто не видим их из-за отсутствия критического подхода к их горизонту понимания.
Образование должно обладать как критическим скептицизмом, так и соответствующей степенью неуверенности, в то же время сохраняя внимательность к тщательной деконструкции теорий и дискурсов, в которых находится образовательная практика. Современный человек вынужден «жить на опережение», уметь выстраивать перспективу, планировать изменения социокультурной, профессиональной и личностной ситуации [5]. И именно стратегия деконструкции, на наш взгляд, может стать мощным источником образовательного развития.
В отношении военного образования есть по крайней мере два основополагающих аспекта, нуждающихся в рассмотрении, или, точнее, в деконструкции, для того чтобы создать образование как процесс, который готовит военнослужащих к непредсказуемости ситуации.
Во-первых, это не только важно, но и необходимо для обучения военных студентов искусству ставить под сомнение смысл, знания, факты и рассказы и т.д., которые изображают или даже определяют принципы войны в полезности военной силы.
Во-вторых, необходимо бросить вызов традиционному восприятию самой концепции военного образования. Отсюда и деконструкция самой сути воспитательных принципов руководящего (военного) образования. Исторически военное образование, каким мы его знаем, очевидно, находилось под влиянием принципов войны, которыми руководствовалось развитие современных военных институтов. Четкое концептуальное разделение образования, профессиональной подготовки и поведения является актуальным и наглядным примером в этом отношении.
Как показано в табл. 1, все три области (образование, обучение и поведение) имеют собственную концепцию значения в связи с определенным контекстом с соответствующей эпистемологией и перспективой обучения. На самом
Библиографический список
Таблица 1
Схематическое представление военного образования с точки зрения модернизма
Образование Обучение Поведение
Площадка Школа Гарнизон Театр оперативных действий
Эпистемология Зная, что и почему, контекстно-свободная теория Технические ноу-хау, контекстно-свободная практика Зная, как и кто, контекстуальное поведение
деле разделение не было абсолютным, но концептуально это то, как оно было изображено, и в значительной степени то, как оно использовалось и рассматривалось педагогически. Применяя постмодернистский взгляд на образование, это резко изменится. Потому что обучение в постмодерне подразумевает постоянное изменение поведения адаптивного характера. Таким образом, военное обучение, рассматриваемое с постмодернистской точки зрения, происходит как непрерывная адаптация к вызовам окружающей среды по отношению к собственному существованию в той же самой среде, в результате чего военное обучение является чем-то, что не может быть отделено от других частей жизни: это происходит все время, во всех и любых контекстах (например, школа, гарнизон, театр оперативных действий). Таким образом, нет четкого разделения действий, обучения или знания; скорее, они являются различными сущностями любого человеческого поведения.
Таким образом, знание (что, почему, кто или как) всегда локализовано. Более того, обучение не может быть сведено к чему-то одномерному, оно по своей природе множественное, обращается ко всем нашим чувствам, в каком бы контексте мы ни находились. Есть только разные случаи/контексты, которые обеспечивают различные стимулы для обучения. Соответственно, военное образование следует рассматривать как часть общего процесса обучения, которое происходит в результате участия в различных (военных) ситуациях, а не как резюме деятельности военных школ и курсов.
Подводя итог можно сказать, что роль деконструкции заключается в том, чтобы сделать видимыми нюансы и различия военных парадигм и практик, чтобы облегчить развитие и созревание рефлексивности военнослужащих.
1. Барков С.А., Зубков В.И. Постмодернизм и гносеологический пессимизм: социальные и научные противоречия. Социодинамика. 2016; № 11: 1 - 5.
2. Горгола Е.В., Кваша В.А. Развитие военно-экономической науки в эпоху сетевых войн. Вооружение и экономика. 2014; № 2: 65 - 84.
3. Мухамед Т.В. Постмодернистские модели образования. Вестник МГУКИ. 2015; № 4 (66). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernistskie-modeli-obrazovaniya
4. Пилюгина Е.В. Россия в пространстве постмодерна. ВестникВятГУ. 2016; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-prostranstve-postmoderna
5. Тарханова И.Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. II, № 2: 126 - 130.
References
1. Barkov S.A., Zubkov V.I. Postmodernizm i gnoseologicheskij pessimizm: social'nye i nauchnye protivorechiya. Sociodinamika. 2016; № 11: 1 - 5.
2. Gorgola E.V., Kvasha V.A. Razvitie voenno-'ekonomicheskoj nauki v 'epohu setevyh vojn. Vooruzhenie i 'ekonomika. 2014; № 2: 65 - 84.
3. Muhamed T.V. Postmodernistskie modeli obrazovaniya. Vestnik MGUKI. 2015; № 4 (66). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernistskie-modeli-obrazovaniya
4. Pilyugina E.V. Rossiya v prostranstve postmoderna. Vestnik VyatGU. 2016; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-prostranstve-postmoderna
5. Tarhanova I.Yu. Social'nye 'effekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2013; T. II, № 2: 126 - 130.
Статья поступила в редакцию 21.10.19
УДК 37.013 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10007
Tukhvatullin B.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Borisov S.V., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF TRAINING OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. In the article the authors reveal principles of training and education of cadets in the educational process of universities of the national guard troops. Using the principles of instruction, which form the most important part of the theory of instruction, it is possible to increase the efficiency of assimilation of the material being studied, and to adapt participants to the conditions of further service. The principles of training are understood such guiding pedagogical provisions that reflect laws of the military pedagogical process and determine the activities of a student in arming students with knowledge, skills and abilities. The article formulates features of military educational activities that must be taken into account when organizing military professional training of personnel of units. These features clearly demonstrate that military educational activities are much broader, multifaceted and more complex than the usual pedagogical process. It solves a whole range of educational and upbringing tasks with the aim of preparing military personnel for military service missions.
Key words: armed forces, military professional training, principles of training, educational activity.
Б.Т. Тухватуллин, канд. пед. наук, доц., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
С.В. Борисов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]