Научная статья на тему 'Элитное образование для инновационной экономики'

Элитное образование для инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элитное образование для инновационной экономики»

ПЕРЕЧЕНЬ

периодических научных изданий, рекомендованных ВАК

Минобразования РФ для публикации результатов диссертационных исследований

(на соискание ученой степени доктора наук)*

...18. Альма Матер (Вестник ... 344. Народное образование

высшей школы) ... 368. Общественные науки

... 96. Вопросы истории и современность

... 103. Вопросы психологии ... 385. Педагогика

... 105. Вопросы философии ... 441. Психологическая наука

...112. Высшее образование в России и образование

... 238. Известия Российской ...510. Социологические исследования

академии образования ... 512. Социология образования

... 251. Информатика и образование ... 610. Человек

* Из бюллетеня ВАК Минобразования РФ.

доктор социол. наук Институт управления образованием РАО

Важнейшим фактором формирования и развития инновационной способности российского общества, сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким культурным и научно-технологическим уровнем, является модернизация отечественной системы высшего и послевузовского образования с акцентом на развитие инновационного образования как элитного.

В чем суть так называемого инновационного образования? В таблице 1 представлено описание основных его признаков в сравнении с признаками классического высшего образования.

Описанная в таблице 1 концепция «инновационного» образования представляется нам созвучной тем требованиям, которые начинают предъяв-

Элитное

образование для

инновационной

экономики

ляться к высшему образованию в условиях, когда грань между высокотехнологичными видами практики и передовыми достижениями науки становится все более проницаемой, когда фундаментальные открытия почти сразу дают колоссальный импульс производству, когда перемены в области экономических, политических, культурно-духовных и национально-этнических отношений все более настойчиво выдвигают на первый план проблему источника тех сил, которые могли бы обеспечить возрождение и развитие России, а именно проблему активизации созидательного, творческого потенциала преподавателей и студентов, их инновационной способности.

Следует подчеркнуть, что между классическим и «инновационным» образованием существуют своеобразные

Л. РОМАНКОВА,

Таблица 1

Сопоставление двух моделей высшего образования по основным компонентам образовательной деятельности

Компоненты образовательной деятельности Классическое высшее образование “Инновационное” высшее образование

Научные ценности Стержнем выступает классический тип научной рациональности, абсолютизация науки Доминируют неклассический и пост-неклассический типы научной рациональности, при которых методы и субъект познания влияют на его результаты, а научные знания рассматриваются в контексте социальных условий и социальных последствий деятельности людей

Цели образования Передача прошлого культурного опыта Формирование облика будущей созидательной деятельности.

Принципы координации Дисциплинарная организация содержания обучения, изолированность блоков дисциплин, кафедр, преподавателей Междисциплинарная организация содержания обучения; интегрированное освоение законов природы, техники, общества, человека на основе системного мышления

Средства Преобладание средств и методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний и методов решения задач, имеющих преимущественно однозначные и заранее известные преподавателю ответы Методы и средства обучения ориентированы на освоение методологии творческой созидательной деятельности, формирование инновационной способности личности - способности создавать то, о чем может не знать преподаватель

Условия Формальная соотнесенность духовности и профессионализма Формирование и развитие нравственности, духовности, социальной ответственности как факторов профессионализма

«перекрытия», обеспечивающие преемственность. Элементы одной модели образования органично переходят в другую модель. Вместе с тем каждая из них характеризуется особыми научными и образовательными идеалами, социальными целями и ценностями, научными картинами мира.

Развитие в системе высшего образования сектора элитного образования для инновационной экономики позволяет решить сразу несколько задач: человек с таким высшим образованием не столько ищет рабочее место, сколько создает новые рабочие места. Контингент высокообразованных занятых работников создает прочную кадровую основу для инновационной экономики. Наконец, эти люди умеют не только придумывать,

изобретать, конструировать, проектировать, но и создавать, внедрять, продавать инновационные наукоемкие продукты, оказывать высококачественные услуги. Все это создает новое качество жизни, новый жизненный тонус, новое общественное настроение.

Итак, инновационное высшее образование относится к числу важнейших факторов, способствующих формированию инновационного потенциала российской экономики.

Организационно-педагогические и научно-технологические условия инновационного высшего образования

Решение проблемы инновационного развития российских предприятий и

корпораций средствами образования вряд ли можно свести лишь к введению в учебные планы отдельных дисциплин, в которых рассматриваются вопросы инновационной политики, создания инновационных продуктов и услуг, внедрения их в производство и т. п. Хотя наличие таких дисциплин в образовательных программах высшего и послевузовского профессионального образования имеет сегодня принципиальное значение. Речь, скорее, идет о том, чтобы методы преподавания в вузе строились на принципе единства учебной, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности студентов совместно с преподавателями как фундаментального условия освоения студентами научного и проектного метода.

Однако в условиях, в которых в последние годы оказалась российская высшая школа, мы стали свидетелями разрушения таких традиционных для нашей вузовской культуры элементов, как постоянно действующие методологические семинары, диспуты, НИРС, производственная практика на современных предприятиях, реальное дипломное проектирование и т. п. Сегодня делаются определенные попытки возродить эти формы образования студентов. Однако низкий уровень оплаты труда вузовских преподавателей, а в связи с этим отсутствие конкуренции на рынке труда работников образования оказали разрушающее воздействие на мотивацию преподавателей высшей школы к творческим занятиям со своими студентами. Такие занятия, как известно, требуют не только высокого интеллектуального напряжения, но и значительных временных ресурсов. Многие же преподаватели вузов вынуждены работать в нескольких образовательных учреждениях одновременно.

В настоящее время только четверть профессорско-преподавательского

состава вузов (25,4%) принимает участие в финансируемых государством научных исследованиях. Хотя, по официальным данным, 22,1% студентов занимаются научными исследованиями (написание научных рефератов, участие в научных студенческих конференциях и т.п.), число студентов, участвующих в реально финансируемых НИР, составляет только 1,4% от общей численности студентов. Справедливости ради нужно сказать, что в последние годы получила развитие система студенческих грантов на проведение НИР. Но в пересчете на общий контингент студентов эти показатели просто мизерные.

Вместе с тем сегодня необходимо, чтобы студенты уже с третьего курса могли погрузиться в исследовательскую и управленческую деятельность. Вузы должны выпускать специалистов, способных сразу включиться в практическую деятельность в НИИ, вузе, системе управления, на производстве, в системе торговли, банковской системе и т. д.

В последние годы в российской системе высшего образования широкое распространение получили идеи создания учебно-научно-инновационных комплексов, а также федеральных исследовательских университетов. Началась уже и реализация этих идей, особенно в части учебно-научно-инновационных комплексов.

В настоящее время при ведущих университетах страны создаются так называемые технопарки, на их базе ведется формирование инновационнотехнологических центров и инновационно-промышленных комплексов и прочих инновационных структур. В высшей школе сегодня действуют более ста инновационных структур, которые ориентированы на производство и реализацию наукоемкой продукции. В деятельность этих структур вовлекаются и студенты. Это не только

облегчает устранение недостатков «созерцательного» образования, но и помогает привить молодежи навыки и вкус к продуктивной научной деятельности, сформировать у нее умение организовать научный процесс от стадии зарождения идеи до стадии передачи технологий в промышленность и получения коммерческих результатов. Вместе с тем опросы студентов различных вузов, в частности инженерных, показывают, что в настоящее время большинство студентов имеют весьма смутное представление о реальной научной и изобретательской деятельности.

Подготовка высококвалифицированных инженерных и научно-технических кадров требует очень больших интеллектуальных и финансовых затрат. Образовательные программы подготовки специалистов для инновационной деятельности стоят дорого, и в массовом масштабе реализовать такую модель подготовки специалистов чрезвычайно трудно. Поэтому речь должна идти о секторе элитного высшего образования - элитного не в смысле доступного только для выходцев из

высших социальных слоев общества, а в смысле повышенного уровня подготовки высокоодаренной молодежи из всех социальных слоев общества.

Становление и развитие инновационной экономики требует высококлассных специалистов, ориентированных на активное творчество. Это актуализирует проблему концентрации интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов путем создания сети федеральных исследовательских университетов. Разумеется, и в других вузах следует повышать уровень подготовки специалистов, но при этом нужно постоянно помнить, что равномерное распределение средств по всем вузам в наших условиях вряд ли целесообразно.

Исследовательские университеты

В настоящее время облик передовых промышленно-развитых стран в области науки и техники, подготовки высококвалифицированных кадров в значительной мере определяют именно исследовательские университеты.

В таблице 2 приведено описание критериев, в соответствии с которыми

Таблица 2

Критерии исследовательских университетов США [1]

Типы вузов Критерии

Исследовательские университеты I Обучение на дипломном уровне (программы бакалавра) по всем направлениям. Приверженность к последипломному обучению (подготовка докторов наук - РИ. Б). Высокая приоритетность научных исследований. Объем НИОКР - 33,5 млн. долл. из госбюджета. 50 ученых степеней доктора в год по широкому перечню научных дисциплин

Исследовательские университеты II Наличие бакалаврских программ по всем направлениям подготовки. Приверженность к последипломному обучению (подготовка докторов наук -РИ. Б). Высокая приоритетность научных исследований. Объем НИОКР - 12,5-33,5 млн. долл. из госбюджета. 50 ученых степеней доктора наук в год по суженному перечню научных дисциплин

в США университету присваивается статус исследовательского.

Существует некоторое максимальное количество исследовательских университетов, которое страна может себе позволить. В тех же США из более чем 3300 высших учебных заведений элитными считаются лишь 3%. Но на их долю приходится более 80% федеральных ассигнований на научные исследования, осуществляемые в вузах, и подавляющее число присуждаемых докторских степеней.

Здесь необходимо привести информацию, касающуюся Массачусетского технологического института (одного из ярких примеров исследовательского университета) и подтверждающую выдающуюся роль исследовательских университетов. Если собрать 4000 компаний, основанных выпускниками Массачусетского технологического института (МТИ), в независимое государство, то оно заняло бы 24 место в мире по уровню доходов. В этих фирмах работает более 1 млн. человек, а их годовой доход составляет 230 млрд. долларов. Половина из них была основана выпускниками МТИ в течение 15 лет после выпуска, а 1/6 - в течение 5 лет. Большинство фирм относятся к малым, но 17 компаний насчитывают более 10 000 сотрудников.

Опубликованные недавно данные о деятельности МТИ показывают, что ежегодный экономический эффект от изобретений и новых технологий, разработанных в МТИ, составляет 20 млрд. долл. МТИ постоянно лидирует среди американских университетов по количеству патентов и ежегодно заключает около 70 договоров об авторских правах с частными компаниями.

Интересен также опыт создания исследовательских университетов и в Японии. В 1973 году японское правительство учредило в научном городе Цукуба (46 государственных и 7 част-

ных НИИ, ведущих исследования по всем решающим направлениям научнотехнического прогресса) университет нового типа, ориентированного на научные исследования. В этом университете 7 тыс. студентов обучаются по программам бакалавра и 2 тыс. - по магистерским и докторским программам. Соотношение числа студентов к числу магистрантов и докторантов в этом университете составляет 3,5:1, в то время как в других университетах оно значительно выше: в университете Васэ-да, например, 36:1, Кэйо - 15:1, Фукуока - 36:1.

В университете действуют 15 научно-исследовательских центров в области естественных наук, в том числе институты генной инженерии, плазмы, радиоизотопов, биологии моря и др.

В отличие от обычных университетов, в которых учебная и научно-исследовательская деятельность совмещены, в университете Цукуба учебные и исследовательские функции организационно разделены. Учебная деятельность осуществляется колледжами, а научноисследовательская - НИИ. Все преподаватели этого университета (1900 чел.) закреплены за одним-двумя колледжами, в которых они заняты преподавательской деятельностью, и за одним из 26 университетских НИИ, где они ведут научные исследования. В результате достигается высокий уровень междисциплинарных контактов среди научно-педагогического состава.

Учебная деятельность в университете Цукуба сконцентрирована в трех группах колледжей дипломного обучения (программа бакалавра). В первой группе особое внимание уделяется фундаментальным дисциплинам, во второй - междисциплинарной программе изучения человека и других форм жизни, в третьей - управленческой и инженерно-технической подготовке. В каждую группу входят 3-4 кол-

леджа, напоминающие департаменты в обычных европейских университетах. Во всех колледжах изучаются естественнонаучные и социально-гуманитарные дисциплины, составляющие основу образования.

В университетах Цукуба, в отличие от других японских университетов и университетов США, магистерские и докторские программы структурно разделены. Цель магистерской программы, рассчитанной на два года, состоит в подготовке профессионалов, сочетающих глубокие знания в области техники и высокий интеллектуальный уровень. Докторская программа является самостоятельной пятилетней программой, цель которой заключается в подготовке исследователей, способных самостоятельно достигать оригинальных научных результатов.

Проблемы академической мобильности

Развитие элитного высшего образования в контексте задач расширения доступа граждан к качественному высшему образованию требует совершенствования сложившейся в нашей стране практики функционирования многоуровневой системы высшего и последипломного образования, в рамках которой реализуются образовательные программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров, кандидатов и докторов наук.

Известно, что образовательные программы подготовки бакалавров и магистров были введены с целью сделать российскую систему высшего образования более открытой и мобильной. Однако пока этого не произошло. Так, оказалось, что диплом бакалавра многих вузов обладает ценностью только для самого вуза, где он был получен. Признание же этого диплома бакалавра другими вузами или работодателями нередко оказывается проблематичным.

Справедливости ради необходимо сказать, что дело не только в уровне подготовки бакалавров, но и в том, что на рынке труда не сложились рабочие места для лиц с данным уровнем образования.

Система многоуровневого высшего образования была утверждена постановлением Правительства в 1994 году. Предполагалось, что ступень бакалавра является обязательной при подготовке магистров. В настоящее время многие вузы готовят и дипломированных специалистов через ступень бакалавра.

Сейчас российская система высшего образования начала свое вхождение в так называемый Болонский процесс, суть которого заключается в принятии системы высшего образования, основанной на двух циклах -достепенного и послестепенного (формула 3 года + 2 года). Предусматривается и внедрение системы зачетных баллов, содействующей мобильности студентов. Опыт работы российских вузов по многоуровневой системе высшего образования создает хорошую основу для реализации принципов Болонского соглашения. Однако существует еще множество вузов, которые пока не вписались в систему многоуровневого высшего образования.

Вместе с тем идея создания сети федеральных исследовательских университетов, ведущих вузов и т. п. окажется социально и экономически эффективной в плане формирования российской научной и научно-технической элиты, если все ступени высшего образования, в том числе и ступень бакалавра, открывают возможности для академической мобильности в сфере высшего образования. Более того, именно ступень бакалавра является наиболее целесообразной для отбора способных и одаренных студентов для продолжения их образования в ведущих вузах страны, дающих элитное образование.

Литература институциональных структур регио-

1. Становление федеральных исследова- нальной научно-технической политики.

тельских университетов как базовых - М., 2001. - С. 16-17.

Л. ДАВЫДОВА, доцент Астраханский государственный университет

В современной образовательной политике ключевым понятием является «качество образования». На наш взгляд, это объясняется следующим.

Во-первых, «качество» сочетает в себе не только социально-экономические, но и культурно-личностные аспекты образования. Иными словами, качество образования является национальным достоянием [1].

Во-вторых, расширение образовательного пространства до общеевропейского и мирового уровней, усиление международной мобильности студентов и преподавателей, интернационализация рынка труда приводят к необходимости взаимного доверия к качеству конкретного высшего образования. В связи с этим целесообразно иметь механизм его оценки, учитывающий национальные особенности и обеспечивающий общеевропейскую гарантию. Включение России в Болонский процесс актуализирует задачу обеспечения качества высшего образования, определяя курс на «европейское измерение» и провозглашая его обязательным элементом нового «образовательного порядка».

Усиление внимания к проблемам качества характерно не только для зарубежных, но и для российских университетов. Качество высшего образования рассматривается как интегральная характеристика образовательной деятельности вуза, охватывающая ее фун-

О показателях

качества

образования

кции и результаты. На уровне вуза основными стратегическими целями в этой области являются:

□ обеспечение и повышение качества образования выпускников, адекватного современному уровню науки, технологии, экономики и международным требованиям к специалистам;

□ подготовка конкурентоспособных специалистов широкого спектра с учетом национально-региональных потребностей;

□ воспитание разносторонне развитых молодых людей с гражданско-профессиональной позицией;

□ повышение престижа вуза и его роли в региональном образовательном пространстве;

□ вовлечение всего коллектива, включая студентов, в процесс непрерывного повышения уровня качества образования;

□ развитие маркетинговой службы и системы содействия выпускникам вуза в трудоустройстве;

□ совершенствование и развитие системы управления качеством на основе учета мнений студентов, сотрудников университета, родителей, выпускников и работодателей;

□ сотрудничество с работодателями по вопросам качества подготовки специалистов, участие их в государственной аттестации выпускников.

Рассмотрим пути решения задачи повышения качества образования на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.