Научная статья на тему 'Элитарность речевой культуры'

Элитарность речевой культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛАНИЕ / ДИСКУРС / РЕЧЬ / ЭЛИТАРНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ИНТЕЛЛИГЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Геллер Элеонора Семеновна, Эльдарова Наталья Магомедовна

На материале «Послания президента Федеральному собранию» проводится исследование языковой личности автора Послания и жанрово-стилистических особенностей российского политического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элитарность речевой культуры»

ЭЛИТАРНОСТЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

©2009

Геллер Э.С., Эльдарова Н.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

На материале «Послания президента Федеральному собранию» проводится исследование языковой личности автора Послания и жанрово-стилистических особенностей российского политического дискурса.

On the material of "Presidential Address to the Federal Assembly" the author of the Address’ s linguistic identity and the genre and stylistic features of Russian political discourse are analyzed in the article .

Ключевые слова: послание, дискурс, речь, элитарность, русский язык,

интеллигент.

Keywords: address, discourse, speech, elitism, Russian, intellectual.

За последние пятнадцать лет жанр «Послание президента Федеральному собранию» стал традиционным в России. Это отчет президента о положении в стране, о том, каких результатов удалось достичь, каких успехов добиться, какие проблемы еще предстоит решить и какие планы ставятся перед правительством и всей страной на ближайшее время. Жанр «Послания...» возник в результате преломления советской традиции доклада генерального секретаря ЦК КПСС на съездах партии и под влиянием подобных жанров в западной политической культуре. В США, например, жанр послания президента Конгрессу является традиционным со времен первого президента Дж. Вашингтона, то есть с 1790 г. [1. С. 24] .

Жанрово-стилистические характеристики Послания регулируются особенностями целевой аудитории и контекстом ситуации. Эмоционально-ассоциативный образ Послания создается за счет включения релевантных семиотических и аксиологических компонентов и за счет грамотного оперирования их реализацией. Трудно определить долю творчества спичрайтеров в такого рода текстах, хотя, конечно, спичрайтеры при написании текстов исходят из характера личности оратора и из типа его языковой личности в том числе, но бесспорно, что Послание президента РФ Д. А. Медведева можно назвать проявлением элитарной речевой культуры, а Д. А. Медведева элитарной языковой личностью. Его речь не только и не просто правильная - она отражает наивысшую способность автора к речевой деятельности (критерий языкового мастерства). Во всех естественных текстах (в частности, у Медведева), порождаемых языковой личностью, опредмечивается «духовный облик личности, мир ее ценностей, идеалов, устремлений, выражающихся в чертах характера и стереотипах поведения, методе мышления, социально-жизненных целях и конкретно избираемых путях их достижения» [3].

Носитель элитарной речевой культуры владеет низшей и высшей ступенями освоения литературного языка, он имеет большую и разнообразную практику речевого общения, любой коммуникативный акт осуществляется им с учетом стилистического соответствия и коммуникативной целесообразности. У носителя элитарной речевой культуры (в данном случае Д. Медведева) знание норм ортологических, этических доведено до автоматизма, а целесообразность их задается сознанием пишущего, субъективно понимающего объективную необходимость каждого из коммуникативных качеств хорошей речи (логичность, ясность, доступность, чистота, выразительность, эстетичность, уместность) [2. С. 28].

Носителю элитарной речевой культуры свойственны (что и ощущается в выступлении президента): свобода в текстопорождении любой тематической и

жанрово-стилистической офор-мленности - речь президента можно определить как научно-публицистичес-кую, обладающую как научными признаками: обобщенность и

отвлеченность, логичность, объективность и точность, так и публицистическими: органическое единство логического и образного начала, информативность, эмоциональность, оценочность, сочетание стандартизации речи со стремлением к ее оживлению; высокая продуктивность переработки всех услышанных и прочитанных текстов, большой объем активного словаря, сочетание разностилевых элементов речи, свободное владение как устной, так и письменной формами речи и безошибочный выбор формы речи в зависимости от коммуникативных целей; соблюдение этических норм, всемерное уважение к адресату.

Интеллигентный носитель языка способен без видимых затруднений восполнить неполноту или сыграть речевую роль (запланированную, привычную и неожиданно предложенную), создать речевые произведения - от отдельного высказывания, композиционно законченного фрагмента до объемного содержательно-тематического целого.

Д. А. Медведев, обладая высоким уровнем языковой компетенции, демонстрирует в обращении уместность своего речевого поведения и соответствие его конкретным целям общения. Как языковая личность он проявляет себя через порождаемый им дискурс, в котором отражаются знания о мире, оценочные установки, владение языковой техникой и особенности структурированной действительности. Эти моменты обусловлены, с одной стороны, особенностями языковой личности как индивида, с другой - принадлежностью личности к некоторому социуму и могут быть определены временем, уровнем общей культуры, идеологической ориентацией, профессиональной принадлежностью индивида.

Говоря о языковой личности президента, мы обращаемся к понятию «русский интеллигент», в котором в современном литературном узусе на первый план выдвинута положительная оценка. Оно выступает сейчас как положительная характеристика человека большой внутренней культуры и высокой нравственности.

В последнее время в понятии «интеллигент» акцент все больше делается на самостоятельность мысли, поведения и независимость суждений человека как главный критерий интеллигентности. К факторам, участвующим в становлении русской элитарной языковой личности, следует отнести семью, место рождения, природный интеллект, среду проживания, полученное воспитание, раннее приобщение к книге, т.е. к самостоятельному чтению классических прецедентных текстов, в том числе поэтических, постоянную тягу к получению все новой и новой информации по различным каналам, хорошее образование, высокий профессионализм, социальную значимость, обширную и разнообразную речевую деятельность, повышенное чувство тревоги и ответственности за все происходящее, всемерное уважение к любому собеседнику.

На наш взгляд, исходя из материалов о личности президента, окруженного с детских лет культурной средой, правильной речью, можно утверждать, что эти факторы способствовали зарождению элитарного типа речевой культуры.

Все сказанное выше реализовано и в лингвистической организации текста Послания президента к Федеральному собранию. В рамках работы был проанализирован текст «Послания Федеральному собранию» Д. А. Медведева в 2009 г. (www.kremlin.ru).

Для лучшего восприятия текста Д. А. Медведевым используются большей частью такие синтаксические конструкции, как простые предложения в составе почти каждого абзаца: «Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового

оздоровления или уйти с рынка. Их защита путем установления торговых барьеров не будет продолжаться вечно. Развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция. Российским потребителям нужно создать доступ к недорогим качественным товарам. И задача российских компаний - научиться их производить».

Содержательно, конечно, это научный стиль, оперирующий обычно сложными и осложненными предложениями. Однако автор понимает, что на слух воспринимать текст не всегда легко, и он членит абзац на простые предложения и делает его более публицистическим.

Текст становится легко усваиваемым и динамичным. Этому способствуют и встречающиеся в конце абзаца небольшие предложения по размеру, выполняющие как бы функцию выводов. Например: «И в результате этого улучшить и качество жизни на селе»; «Очень долго мы это делаем»; «Все это надо сделать»; «Это не такое простое дело»; «Вот в чем цель»; «И дальше так будет»; «Это наша обязанность»; «И в этом принципиальное отличие»; «Это нам всем очень нужно»; «И об этом тоже нужно помнить»; «Вот в чем дело»; «Такой человек появится» и др.

Сближая научный стиль и публицистический, автор использует эмоционально-окрашенные образные выражения: «Это очень плохо»; «Это критическая вещь»; «Это ключевая вещь»; «Сохранять огромный объем собственности без перспективы его модернизации тоже бессмысленно»; «Прекрасные слова»; «Там тяжелая ситуация»; «Покончить с этим безобразием»; «Здесь не все благополучно»; «Только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии»; «Одними посадками (арестами) проблему не решить. Но сажать надо»; «Нам нечего «надувать щеки»; «У Грузии не хватило бы наглости развязать войну против Осетии»; «Чествуем ветеранов-спасителей нашего Отечества, отстоявших нашу свободу, поднявших страну из руин»; «Это великие люди»; «Грандиозная историческая драма (война)»; «Они для нас (ветераны) близкие родственники в буквальном смысле этого слова. Мы одной крови с ними»; «Мы сильный и свободный народ»; «Россия, вперед».

Автор послания не забывает об экспрессивности изложения. Этому способствует и употребление президентом вопросно-ответных комплексов, которые вскрывают диалогичность текста, скрытую порой как в научном, так и публицистическом тексте: «В чем я вижу факторы такого развития? Отечественная экономика должна переориентироваться именно на реальные потребности людей...»; «Что нужно сделать? Во-первых, будут запущены программы, во-вторых...; в-третьих...; в-четвертых...»; «Николай Иванович Рыжков, не знаю в зале или нет? В зале»; «В чем заключается суть инициативы и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Уже в 2010 году мы разработаем и введем новые требования к качеству образования...»; «Что здесь будет сделано? Будет введен институт социально ориентированных некоммерческих организаций...»; «Что предлагаю сегодня? Предлагаю на следующем этапе уделять особое внимание демократическим институтам на региональном уровне»; «Но могли бы мы еще 10 лет назад представить, что лидеры столь разных стран будут сидеть за одним столом и обсуждать внутренние вопросы? А ведь так и происходит на саммитах «Группы двадцати».

Контакт с аудиторией становится еще более успешным, когда автор Послания часто использует именно местоимение «Я», создающее личностный тип общения, обозначающее авторское отношение к предмету речи: «я верю в новую Россию», «я призываю всех, кто родился и вырос в этом регионе...», «я полагаю, ...», «я надеюсь, ...», «я напомню...». На экспрессивность работают повторы, парцелляция, параллелизм синтаксических конструкций, ритмизирующие прозаический текст Послания: «...Современность не является застывшим понятием. Конечной остановкой прогресса, по прибытии на которую можно расслабиться и отдохнуть»; «Вместо архаичного общества станем обществом свободных и ответственных людей. Вместо сумбурных действий будем проводить умную ...политику. Вместо прошлой построим настоящую Россию»; «Очевидно в целом, что наша налоговая система нуждается в совершенствовании. Очевидно, что реализация наших стратегических планов невозможна без перемен в обществе»; «... производящую новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям»; «должно стать частью общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры»; «в интересах экономики страны, именно экономики страны»; «специалисты дадут объективный, подчеркиваю, объективный ответ»; «продолжаем терять гигантские объемы энергии, гигантские объемы»; «Мы преодолеем отсталость и коррупцию, потому что мы сильный и свободный народ. Мы сами выбирали свой путь, наши отцы и деды тогда победили».

Достижению коммуникативной цели в значительной степени служат вспомогательные языковые единицы. Специфика их использования во многом определяет манеру речевого поведения выступающего. Послание 2009 г. - это второе послание Д. Медведева, и в обоих посланиях отмечаются одни и те же обращения: «Уважаемые граждане России! Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации!»; «Уважаемые коллеги!» Таким образом, этот традиционный жанр становится все более ритуальным.

Известно, что Посланию 2009 г. предшествовала дискуссия на основе статьи президента «Россия, вперед» и многие идеи россиян были учтены при подготовке выступления. В Послании автор благодарит всех тех, кого он считает «соавторами», за отклики, участие в дебатах, цитирует некоторые письма, то есть в некоторой степени подчеркивается роль отдельной личности, ее ценность и вклад в общее дело, правда, имена пока не называются. Особые прощальные слова, содержащие благодарение и благословение, в финале отсутствуют, вместо них, как и в Послании 2008 г. («...есть

настоящие победы. И мы вместе идем вперед, чтобы ...снова - побеждать») встает образ российского народа - народа-победителя, звучит тема победы, полный уверенности и оптимизма призыв: «Теперь должны победить мы. Россия, вперед!»

Стройности речи, в которой аргументированно декларируется необходимость модернизации страны, способствуют дискурсивы, выполняющие композиционную и связующую функции. Их употребление делает текст структурированным и доступным: «Отечественная экономика должна, наконец, переориентироваться ...на реальные потребности людей»; «Кроме того, я поручаю разработать и внести в Государственную Думу проект закона....»; «Речь идет, во-первых, о дорогих препаратах». Среди этой группы самое частотное слово кстати - 9 употреблений: «Кстати, о часовых поясах»; «Эту идею, кстати, высказали и представители...». Из субъективно-модальных дискурсивных слов самое частотное - конечно (14): «Конечно, надо просчитать все последствия такого решения». Также встречаются очевидно (5), естественно (4), надеюсь (3), к сожалению (3), безусловно (2), возможно; считаю (2), полагаю (2), на мой взгляд и др. Не столь частотны, но довольно разнообразны вспомогательные единицы с выделительным значением и рефлексивы: подчеркиваю, обращаю внимание; иными словами, что называется, другими словами, что там скрывать, излишне добавлять, если хотите и др. «Излишне добавлять, насколько это важно в наших демографических условиях»; «... у многих, что там скрывать, почти у всех были иллюзии...»; «... другими словами, что необходимо сейчас предпринять для изменения качества жизни в России». В целом характер, частотность, уместность встречающихся вспомогательных коммуникативных единиц демонстрируют нам политика размышляющего и рефлексирующего, помогающего аудитории ориентироваться в речевом потоке, уважающего своего слушателя.

В заключение следует отметить, что такая элитарная языковая личность как президент - личность активная, думающая, цивилизованная, влияющая на национальную культуру, выступающая «творцом культурных ценностей», воспитывающая окружающих, обладающая деятельностным потенциалом. У носителя элитарной речевой культуры отмечаем прекрасное знание родного языка и самый высокий уровень употребления, т.е. реального активного использования ресурсов всех ярусов языка в многочисленных и разнообразных конкретных ситуациях общения, логическую последовательность, четкую композицию, взаимосвязь частей текста. Все это было продемонстрировано в Послании Президента РФ и свидетельствует о том, что грамотный политик Д. А. Медведев не случайно пользуется популярностью у своего народа.

Примечания

1. Викторова Е.Ю. Вспомогательные коммуникативные единицы в речи российских и американских президентов // Известия Саратовского университета. 2008. Т.8. Сер. Филология. Журналистика. Вып.2. С. 22-31. 2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. М.: Инфра-М, 2003. 3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. С. 167. 4. Паршина О.Н. Российская политическая речь: Теория и практика. М., 2007. 5. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

Статья поступила в редакцию 12.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.