Научная статья на тему '"Елисеевский гастроном" в Москве: история и реставрация'

"Елисеевский гастроном" в Москве: история и реставрация Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА / КЛАССИЦИЗМ / МАГАЗИН / ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / ЭКЛЕКТИКА / ARCHITECTURE / CITY MANOR / CLASSICISM / SHOP / HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENT / RECONSTRUCTION / RESTORATION / ECLECTICISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефремова Мария Григорьевна

Охрана памятников истории и культуры является одной из важнейших задач современности. В Москве этому уделяется большое внимание. Здесь есть здания, которые были подвергнуты ремонтам, перестройкам и реконструкциям, однако не потеряли своей исторической и культурной ценности. В статье исследуется история дома, расположенного по адресу: Москва, ул. Тверская, 14. Здание имеет почти 250-летнюю историю. Его строил выдающийся зодчий эпохи классицизма М.Ф. Казаков, реконструировали архитекторы А.Е. Вебер, Г.В. Барановский и др. Автор анализирует изменения, которым было подвергнуто здание в разное время по заказу домовладельцев. В конце XIX начале XX в. помещения были перестроены под гастроном торгового дома «Братья Елисеевы». Выбор объекта исследования обусловлен его особым статусом памятника истории и культуры федерального значения. В 2014-2015 гг. была проведена подробная научная реставрация фасадов зданий, им был возвращен облик конца XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yeliseev’s Food Hall in Moscow: history and restoration

The protection of historical and cultural monuments is one of the major challenges of modern time. This problem is strongly emphasized in Moscow. There are buildings that have been repaired, renovated, and reconstructed but have not lost their historical and cultural value. The study deals with the history of the house located at 14 Tverskaya St., Moscow. The building has an almost 250-year history. It was constructed by an outstanding architect of the era of classicism M.F. Kazakov and reconstructed by the architects A.V. Weber, G.V. Baranovsky and others. The author examines the changes in the style of the building made at different times on the order of homeowners. In the late 19th early 20th centuries, the premises were rebuilt as a food hall of the trade house by the Brothers Yeliseev. The focus of the research is explained by the nationwide status of the historical and cultural monument under review. In 2014-2015, a detailed scientific restoration of the building faces was carried out; they were restored to the appearance of the late 19th early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «"Елисеевский гастроном" в Москве: история и реставрация»

УДК 72.03(470-25)

https://doi.org/10.24158fik.2018.11.30

Ефремова Мария Григорьевна

кандидат исторических наук, доцент, старший преподаватель кафедры «История и философия»

Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

«ЕЛИСЕЕВСКИЙ ГАСТРОНОМ» В МОСКВЕ: ИСТОРИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

Efremova Maria Grigoryevna

PhD in History, Associate Professor, Senior Lecturer, History and Philosophy Department, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), Honored Worker of Russian Higher Professional Education

YELISEEV'S FOOD HALL IN MOSCOW: HISTORY AND RESTORATION

Аннотация:

Охрана памятников истории и культуры является одной из важнейших задач современности. В Москве этому уделяется большое внимание. Здесь есть здания, которые были подвергнуты ремонтам, перестройкам и реконструкциям, однако не потеряли своей исторической и культурной ценности. В статье исследуется история дома, расположенного по адресу: Москва, ул. Тверская, 14. Здание имеет почти 250-летнюю историю. Его строил выдающийся зодчий эпохи классицизма М.Ф. Казаков, реконструировали архитекторы А.Е. Вебер, Г.В. Барановский и др. Автор анализирует изменения, которым было подвергнуто здание в разное время по заказу домовладельцев. В конце XIX - начале XX в. помещения были перестроены под гастроном торгового дома «Братья Елисеевы». Выбор объекта исследования обусловлен его особым статусом - памятника истории и культуры федерального значения. В 20142015 гг. была проведена подробная научная реставрация фасадов зданий, им был возвращен облик конца XIX - начала XX в.

Ключевые слова:

архитектура, городская усадьба, классицизм, магазин, памятник истории и культуры, реконструкция, реставрация, эклектика.

Summary:

The protection of historical and cultural monuments is one of the major challenges of modern time. This problem is strongly emphasized in Moscow. There are buildings that have been repaired, renovated, and reconstructed but have not lost their historical and cultural value. The study deals with the history of the house located at 14 Tverskaya St., Moscow. The building has an almost 250-year history. It was constructed by an outstanding architect of the era of classicism M.F. Kazakov and reconstructed by the architects A.V. Weber, G.V. Baranovsky and others. The author examines the changes in the style of the building made at different times on the order of homeowners. In the late 19th -early 20th centuries, the premises were rebuilt as a food hall of the trade house by the Brothers Yeliseev. The focus of the research is explained by the nationwide status of the historical and cultural monument under review. In 2014-2015, a detailed scientific restoration of the building faces was carried out; they were restored to the appearance of the late 19th - early 20th centuries.

Keywords:

architecture, city manor, classicism, shop, historical and cultural monument, reconstruction, restoration, eclecticism.

Москва - город с более чем 870-летней историей. Ее облик создавался выдающимися зодчими России, которые оставили потомкам непревзойденные по красоте и гармонии здания и сооружения. Задача наших современников - сохранить доставшиеся в наследство памятники истории и культуры.

В настоящее время в Москве находятся три памятника, включенные в список Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО: Московский Кремль и Красная площадь, церковь Вознесения в селе Коломенском и архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря [1, с. 370-376], а также более трех тысяч охраняемых памятников архитектуры федерального и регионального значения, многие из них отреставрированы, около 300 объектов находятся на реставрации [2, с. 24].

Данная работа посвящена истории и реставрации дома, расположенного в Москве по адресу: Тверская ул., 14. Выбор объекта исследования неслучаен: этот дом был построен по проекту выдающегося архитектора XVIII - начала XIX в. М.Ф. Казакова. Его творчество, идеи классицизма, которые он разрабатывал в XVIII - начале XIX в., изучаются учеными разных стран [3].

В рассматриваемом доме находится один из самых роскошных гастрономов России -«Елисеевский».

Здание в разное время подвергалось перестройкам, многочисленным ремонтам и реконструкциям, однако не утратило своей исторической и архитектурной ценности и по праву является объектом культурного наследия федерального значения [4].

История дома № 14 на Тверской улице Москвы начинается в XVIII в. В 1776 г. действительный статский советник князь И.А. Вяземский начинает строительство двухэтажного каменного жилого здания с домовой церковью Живоначальной Троицы. Строительство длилось два года, однако в своей городской усадьбе князь бывал редко. В 1787 г. он продал принадлежавшее ему владение вдове статс-секретаря императрицы Екатерины II Е.И. Козицкой. В 1787-1791 гг. по заказу Е.И. Козицкой выдающийся архитектор М.Ф. Казаков (1738-1812) на месте старой усадьбы в стиле классицизма возвел каменный трехэтажный дом на углу переулка, который называют Козицким [5, с. 179]. М.Ф. Казаков в последнем десятилетии XVIII в. разрабатывал для Москвы различные типы «усадьбы в городе». Проекты и постройки архитектора кристаллизуют основные варианты московской городской усадьбы: они, как правило, привязаны к участку, отвечают особенностям места, его рельефу и положению в городе. Дом связан в равной мере и с улицей, и со своим дворовым участком. М.Ф. Казаков вырабатывает специфическую схему «наугольного» дома, выходящего на две улицы и образующего угол между ними [6, с. 136-137]. Именно так был спроектирован и построен дом Е.И. Козицкой. Он выделялся в застройке Тверской улицы четкостью пропорций, строгой красотой коринфского восьмиколонного портика, опирающегося на высокий цоколь с гербом на фронтоне, с проездной аркой и полукруглыми окнами. Этот дом замыкал угол квартала на пересечении Тверской улицы и Козицкого переулка. Он воплотил в себе совершенство и гармонию архитектуры классицизма, таким мы можем увидеть его на акварели художника Ф.А. Алексеева. По свидетельству современников, это был дворец. Его интерьеры поражали утонченной роскошью и богатством, обладали высокой архитектурно-художественной ценностью. Особый восторг вызывал парадный зал с полукруглой колоннадой и лестницей из белого мрамора. В залах был настелен штучный паркет, стены украшали штофные обои [7, с. 264].

Дом по наследству достался внучке Е.И. Козицкой княжне Зинаиде Александровне Бело-сельской-Белозерской, получившей блестящее воспитание и образование. В 1811 г. она вышла замуж за князя Н.Г. Волконского, в 1824 г. в доме на Тверской княгиня открыла великосветский салон, его посещали выдающиеся люди России: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, А. Мицкевич, Д.В. Давыдов и др. Отсюда 26 декабря 1826 г. в сибирскую ссылку за своим мужем-декабристом уезжала невестка Зинаиды Александровны - Мария Волконская [8, с. 227].

В 1870 г. усадьба была продана предпринимателю С.М. Малкиелю. Новый владелец решает превратить здание в доходный дом. В 1874 г. он поручает перестроить его известному архитектору А.Е. Веберу (1836-1903), именно им подписаны проектные чертежи [9, с. 53-54]. А.Е. Вебер полностью изменил архитектурно-художественное решение дома Е.И. Козицкой, приспособив его к новым коммерческим задачам: был снесен великолепный коринфский портик, фасады получили новую пышную отделку с лепниной в стиле барочной эклектики. Анфиладные помещения на первом этаже приспособили под магазины. Второй этаж предназначался для богатых квартиросъемщиков. Жилые помещения были отделаны новыми материалами. Парадный подъезд, интерьеры роскошных залов и белая мраморная лестница были сохранены.

В последующие годы дела предпринимателя С.М. Малкиеля пришли в упадок, его владение на Тверской улице перешло кредиторам. С 1880 по 1898 г. дом сменил несколько владельцев. В 1898 г. здание приобрел петербургский купец Григорий Григорьевич Елисеев (1864-1949), возглавлявший торговый дом «Братья Елисеевы». Купеческая династия Елисеевых была известна в России и за ее пределами своей безупречной репутацией, деловыми качествами и нововведениями. Они удостоились высочайшей милости именоваться «поставщиками Двора Его Императорского Величества», поставляли вина и многое другое к царскому столу. В 1874 г. за долголетнюю и полезную работу торговый дом «Братья Елисеевы» добился чести изображать на вывесках и этикетках государственный герб Российской империи [10, с. 21].

С именем Г.Г. Елисеева связаны радикальные изменения композиционно-планировочной и объемно-пространственной композиции дома с целью приспособить его под роскошный магазин.

Перестроить дом под новые задачи Г.Г. Елисеев поручил своему другу, известному петербургскому архитектору Г.В. Барановскому (1860-1920). В августе 1898 г. Г.В. Барановский подал прошение в Московскую городскую управу о новых постройках и необходимых переделках особняка на Тверской улице «во внутренней его части с увеличением окон первого этажа по улице и переулку» [11].

Глобальная реконструкция старого усадебного дома продолжалась почти три года. Все это время здание было окружено деревянными лесами. 5 февраля 1901 г. состоялось открытие «Магазина Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Были сняты леса, и перед москвичами предстал совершенно новый дом. Со стороны Тверской улицы центральный арочный проезд во внутренний двор был переделан под парадный вход в магазин. Слева и справа от него находились широкие сверкающие витрины. Со стороны Козицкого переулка здание стало неузнаваемым: на

первом этаже - витрины, на втором - пять огромных окон полукруглой формы, новый декор. Внутренние помещения дома были подвергнуты коренной перестройке - огромное пространство торговых залов создано путем объединения первого и второго этажей. Для этого были демонтированы перекрытия между ними, утрачены беломраморная лестница и великолепное убранство залов.

Отделка внутренних помещений магазина проводилась по проекту Г.В. Барановского. Ему помогали архитекторы В.В. Воейков (1873-1948) и М.М. Перетяткович (1872-1916) [12, с. 56-58]. Помпезность и массивность в стиле барочной эклектики демонстрировали главную идею магазина - роскошь и изобилие. Торговые залы были украшены массивными колоннами необычной формы с позолотой на капителях, пышной лепниной арок и падуг, великолепными хрустальными люстрами в виде виноградных гроздьев, спускающихся с потолка, стены - стилизованной под растительность росписью. На одной из них находился портрет хозяина заведения Г.Г. Елисеева работы художника-самоучки А.А. Романова.

Г.Г. Елисеев предлагал своим покупателям товары высочайшего качества. «Елисеевский гастроном» - именно такое название закрепилось за магазином - в скором времени стал лучшим торговым заведением Москвы.

В 1903 г. закончилось строительство нового здания, объединившего бывший дворец Е.И. Козицкой и две новые 5-6-этажные кирпичные пристройки. В последних разместились склады, торговые помещения и жилые квартиры для сотрудников магазина. Так завершилась реконструкция комплекса зданий «Елисеевского гастронома» [13, с. 83-88].

После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. гастроном продолжал работать. В 1918 г. он был национализирован и стал называться «Гастрономом № 1», ассортимент товаров резко сократился, однако слава «Елисеевского» как лучшего гастронома Москвы сохранилась. Сюда приходили не только за продуктами, но и затем, чтобы полюбоваться интерьерами торговых залов.

В советское время глобальных перестроек здания не было. Проводились ремонты главных фасадов, причем не всегда с учетом исторической ценности сооружения. Использовались материалы плохого качества, сами работы часто выполнялись грубо и непрофессионально, что не могло не отразиться на состоянии здания [14, с. 51].

В 2014 г. к 190-летию «Дома братьев Елисеевых» внутренние помещения гастронома были отреставрированы, при этом сохранился их первоначальный облик [15].

Подробные научные обследования фасадов «Елисеевского гастронома» были начаты в 2013 г. специалистами под руководством Почетного реставратора города Москвы Н.И. Дани-ленко. В ходе исследовательских работ реставраторы определили, что здание за свою многовековую историю прошло через многочисленные ремонты, реконструкции и изменения. Детальные осмотры фасадов показали, что утраты лепного декора часто докомплектовывались материалами, не соответствующими подлинным, многие элементы находились в аварийном состоянии. Реставраторы обнаружили, что во время одного из очередных ремонтов цокольной части здания его белокаменные блоки были полностью заменены на кирпичную кладку, выполненную из стандартного кирпича и облицованную гранитными плитами с использованием цементного раствора, что привело к отслоению и разрушению нижней части профилей, от переувлажнения пострадал фундамент здания. В восточном ризалите главного фасада на месте исторического дверного проема был устроен оконный, что привело к утрате подлинных, литых с остеклением козырьков над входами в магазин.

Реставраторы выявили первоначальный цвет стен - серо-розовый и белый, светлый, чуть тонированный профиль руста первого этажа. Исследования показали, что оконные заполнения были выполнены под натуральный темный дуб. Под слоем штукатурки были найдены элементы сбитого лепного декора еще Казаковского дворца - сандрики, балясины, накладные детали. Эти находки были укреплены и законсервированы. Реставраторы обнаружили уникальную систему проветривания в «Елисеевском гастрономе». В оконных откосах находились сквозные каналы - воздуховоды, выходящие на улицу: через них шел забор воздуха, поступающего в помещения [16, с. 52-53].

Перед реставраторами была поставлена задача - сохранить композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов здания конца XVIII - XIX в. и фасады 4-этажной жилой пристройки по Козицкому переулку конца XIX - начала XX в.

Научная реставрация фасадов Елисеевского гастронома осуществлялась в 2014-2015 гг. Работа осложнялась тем, что проходила без приостановки обслуживания покупателей магазина. Реставраторы укрепили кирпичную кладку наружных стен, инъецировали наклонные трещины на здании специальным раствором, очистили фасады и декоративные элементы от поздних красочных покрытий, грязи и пыли. Восстановили лепной декор по шаблонам и моделям, снятым с сохранившихся деталей. Воссоздали карнизы, элементы фурнитуры, двери и оконные переплеты, металлические козырьки над входами в магазин, кронштейны осветительных приборов, отвесы

крыши с системой водоотвода - пристенные желоба, воронки, водосточные трубы. Стены здания были окрашены в розово-белый цвет. Таким образом, объект культурного наследия федерального значения «Елисеевский гастроном» трудом реставраторов предстал перед посетителями в том виде, который он имел после перестройки и реконструкции конца XIX - начала XX в. [17].

На наш взгляд, любой объект культурного наследия, стоящий на охране государства, должен быть сохранен и отреставрирован, а в случае необходимости реконструирован, приспособлен и переоборудован только по проекту и под контролем архитекторов в строгом соответствии с паспортом объекта.

Ссылки:

1. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2002. 415 с.

2. Архитектурные памятники Москвы: прошлое и настоящее (к 870-летию основания столицы) : монография / Т.А. Молокова [и др.] ; редкол. А.А. Волков [и др.] ; под общ. ред. Т.А. Молоковой. М., 2017. 353 с.

3. Brumfield W.C. A History of Russian Architecture. N. Y., 2004. P. 283-296 ; Frankl P. Zu Fragen des Stils. Leipzig, 1988. S. 52-61 ; Shvidkovsky D., Shorban E. Russian Architecture and the West. New Haven, CT, 2007. P. 96-115.

4. Об утверждении перечней объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в г. Москве (с изменениями на 1 марта 2011 г.) [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902182062 (дата обращения: 10.09.2018).

5. Иконников А.В. Каменная летопись Москвы : путеводитель. М., 1978. 352 с.

6. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. 399 с.

7. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М., 2001. 464 с.

8. Александров Ю.П. Москва: диалог путеводителей. М., 1982. 496 с.

9. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.) : ил. биогр. слов. М., 1998. 318 с.

10. Дорожкина Н. Магазины-дворцы братьев Елисеевых // История. 2009. № 5. С. 18-23.

11. Джанджугазова Е.А., Пятнов П.В. Знаменитый Елисеевский на Тверской [Электронный ресурс] // Российские регионы: взгляд в будущее. URL: http://futureruss.ru/intresting-facts/mysticism/eliseevskij.html (дата обращения: 07.11.2018).

12. Зодчие Москвы ... С. 56-58.

13. Таратынова О.В., Горюнов С.Г. Новое о творчестве архитектора Г.В. Барановского // Вопросы истории, теории и практики архитектуры : межвуз. темат. сб. тр. Л., 1985. С. 81-89.

14. Мершкова Г. Гастроном № 1 // Московское наследие. 2015. № 5 (41). С. 46-53.

15. Магазину Елисеева на Тверской вернули исторический облик [Электронный ресурс] // Газета^. 2016. 24 февр. URL: https://www.gazeta.ru/culture/news/2016/02/24/n_8288747.shtml (дата обращения: 05.09.2018).

16. Мершкова Г. Указ. соч. С. 52-53.

17. Магазину Елисеева на Тверской вернули исторический облик.

References:

Aleksandrov, YuP 1982, Moscow: A Dialogue between Guidebooks, Moscow, 496 p., (in Russian). Arkin, DE 1990, Images of Architecture and Images of Sculpture, Moscow, 399 p., (in Russian). Brumfield, WC 2004, A History of Russian Architecture, New York, pp. 283-296. Dorozhkina, N 2009, 'Shops-Palaces of the Brothers Yeliseev', Istoriya, no. 5, pp. 18-23, (in Russian). Dzhandzhugazova, EA & Pyatnov, PV 2018, 'The Famous Yeliseev's Food Hall on Tverskaya Street', Rossiyskiye regiony: vzglyadvbudushcheye, viewed 07 November 2018, <http://futureruss.ru/intresting-facts/mysticism/eliseevskij.html>, (in Russian). Frankl, P 1988, Zu Fragen des Stils, Leipzig, S. 52-61, (in German). Gilyarovsky, VA 2001, Moscow and Muscovites, Moscow, 464 p., (in Russian). Ikonnikov, AV 1978, Stone Chronicle of Moscow, guidebook, Moscow, 352 p., (in Russian). Maksakovsky, VP 2002, World Cultural Heritage, Moscow, 415 p., (in Russian). Mershkova, G 2015, 'Food Hall No. 1', Moskovskoye naslediye, no. 5 (41), pp. 46-53, (in Russian). Molokova, TA (et al.) 2017, Architectural Monuments of Moscow: Past and Present (on the 870th Anniversary of the Capital), monograph, Moscow, 353 p., (in Russian).

Moscow Architects of the Era of Eclecticism, Modernism and Neoclassicism (the 1830s-1917), visual dictionary, Moscow, pp. 56-58, (in Russian).

Shvidkovsky, D & Shorban, E 2007, Russian Architecture and the West, New Haven, CT, pp. 96-115. Taratynova, OV & Goryunov, SG 1985, 'New Information on the Works of Architect G.V. Baranovsky', Voprosy istorii, teorii i praktiki arkhitektury: mezhvuz. temat. sb. tr., Leningrad, pp. 81-89, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.