Научная статья на тему 'Элементы целевого механизма социального управления образовательной организацией высшей школы'

Элементы целевого механизма социального управления образовательной организацией высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL MANAGEMENT / ЦЕЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ / SPECIAL-PURPOSE MECHANISM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МОТИВАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATION FOR RESEARCH ACTIVITIES / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL TECHNIQUES OF MANAGEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леньков Роман Викторович

В статье профилированы элементы целевого механизма социального управления на уровне образовательной организации высшей школы в контексте компетентностного подхода. Актуализирована связь учебного процесса и формирования мотивации научной деятельности студентов. Проведены анализ и диагностика состояния корпоративной культуры вузов, обозначены проблемы ее формирования и развития, основные и вспомогательные социальные технологии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леньков Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of the Special-Purpose Mechanism for Social Management of a Higher Educational Institution

Elements of the special-purpose mechanism for social management at the level of higher educational institution are profiled in the context of competence-driven approach. Interconnection between the educational process and students’ motivation to involve in research activities is actualized. Analytical review and diagnostics of higher institutions’ corporate culture are provided, challenges of its nurturing and developing are highlighted, along with basic and supplementary social techniques of management.

Текст научной работы на тему «Элементы целевого механизма социального управления образовательной организацией высшей школы»

Леньков Р.В.

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «ГУУ», г. Москва

e-mail: lenkovrv@rambler.ru

УДК 378 DOI 10.12737/6715

Получено 17.09.2014 Одобрено 24.10.2014 Опубликовано 15.12.2014

Элементы целевого механизма социального управления образовательной организацией

высшей школы1

Аннотация

В статье профилированы элементы целевого механизма социального управления на уровне образовательной организации высшей школы в контексте компетентностного подхода. Актуализирована связь учебного процесса и формирования мотивации научной деятельности студентов. Проведены анализ и диагностика состояния корпоративной культуры вузов, обозначены проблемы ее формирования и развития, основные и вспомогательные социальные технологии управления.

Ключевые слова:

социальное управление, целевой механизм, образовательная организация, высшая школа, учебный процесс, мотивация научной деятельности, корпоративная культура, социальные технологии управления, образовательный маркетинг, социальное партнёрство.

Len'kov R.V.

PhD of Economic Sciences, Associate Professor, FSBEI HPE "State University of Management", Moscow

e-mail: lenkovrv@rambler.ru

Elements of the Special-Purpose Mechanism for Social Management of a Higher Educational Institution

Abstract

Elements of the special-purpose mechanism for social management at the level of higher educational institution are profiled in the context of competence-driven approach. Interconnection between the educational process and students' motivation to involve in research activities is actualized. Analytical review and diagnostics of higher institutions' corporate culture are provided, challenges of its nurturing and developing are highlighted, along with basic and supplementary social techniques of management.

Keywords:

social management, special-purpose mechanism, educational institution, higher school, educational process, motivation for research activities, corporate culture, social techniques of management, social partnership.

Высокие темпы перемен, характеризующие современную общественно-экономическую и культурную жизнь России, находят свое отражение в системе и практике социального управления образовательными организациями высшей школы . Например, Л . С. Гребнев подчеркивает: «В последние годы мы видим, как на наших глазах кардинально меняется парадигма европейского высшего образования . От обучения в формате teaching мы переходим к формату learning. Теперь уже не человека учат, а человек учится В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а мы ему помогаем, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности» [1, с . 42].

Изменение формата знаниевой парадигмы образования на компетентностную предопределило необходимость осмысления и пересмотра целевых, содержательных и процессуальных характеристик

социального управления в их неразрывном единстве . В связи с этим остро встал вопрос об оценке эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей качественные аспекты результатов образовательного процесса с позиций компетент-ностного подхода. Анализ сущности и специфики компетентностного подхода, а также собственные наблюдения и научно-педагогический опыт автора позволили выделить следующие условия социального управления образовательной организацией (учреждением) высшей школы в контексте компетентностного подхода: организационно-педагогичес-

1 Статья подготовлена на основании текста монографии «Социальное управление в системе высшего образования: теория и методология» — лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 года, проведенного Фондом развития отечественного образования при поддержке Международного инновационного университета (Сочи) и Университета Российской академии образования (Москва) .

кие — разработка и внедрение целевого механизма координации управления образовательной организацией путем прямого контроля, взаимного согласования, стандартизации условий, процесса, квалификации и результатов; психолого-педагогические — разработка и внедрение целевых механизмов мотивации преподавателей и корпоративной культуры; социально-экономические — разработка и внедрение целевых механизмов образовательного маркетинга и социального партнерства . Автор разделяет точку зрения С .В . Кирдянкиной, согласно которой «управление образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода есть целенаправленная, комплексная, скоординированная деятельность по формированию комплекса компетенций команды управленцев, обеспечивающая единую систему определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки выпускника на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность, а также развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих доступное и качественное образование» [2, с . 20].

Результатом управления образовательной организацией в контексте компетентностного подхода выступает образовательный продукт, содержащий портрет компетенций руководителя (ректора), портрет компетенций преподавателя, а также сложившиеся профессорско-преподавательский состав и команду управленцев . Под портретом компетенций здесь понимается документально оформленный набор профессиональных знаний, умений и личных качеств, которыми должен обладать образцовый руководитель и преподаватель С позиций компе-тентностного подхода портрет компетенций руководителя образовательной организации может быть представлен как составляющие его профессиональной компетентности, включая компетенцию координации, компетенцию взаимного согласования, компетенцию стандартизации, компетенцию мотивации, маркетинговую компетенцию и социальную компетенцию . Портрет компетенций преподавателя может быть представлен методической компетенцией, организационной компетенцией, коммуникативной компетенцией, мотивационной компетенцией, информационной компетенцией, общекультурной компетенцией, компетенцией личного самосовершенствования и социальной компетенцией

Анализируя организационно-педагогические условия управления образовательными организа-

циями высшей школы с позиций компетентностного подхода и положений теории организационных структур управления Г Минцберга, автор предлагает использование механизма координации управления образовательной организацией путем прямого контроля, взаимного согласования, стандартизации условий, процесса, квалификации и результатов [6]. Целевой механизм координации управления образовательной организацией на основе компетентно-стного подхода представляет собой совокупность действий и инструментов, позволяющих целенаправленно, комплексно координировать все взаимоотношения организации, обеспечивая создание эффективных условий для проявления преподавателями и административно-управленческим персоналом профессиональной компетентности в соответствии с индивидуальными и социальными требованиями

Как известно, под образовательным стандартом понимается система требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что предлагается стандартизировать не только обозначенную систему требований, но и вышеназванные условия социального управления . Необходимо стандартизировать управленческий процесс, квалификацию и результат деятельности руководящих и педагогических работников

Одним из ведущих факторов эффективного управления образовательной организацией с позиций компетентностного подхода, с точки зрения автора, является мотивация, под которой, следуя идеям Л . С . Выготского, А.Д . Карнышева, А. К. Леонтьева, А. Маслоу, К . Роджерса, он понимает формирование мотивов, обеспечивающих активность профессорско-преподавательского состава и студентов вузов в заданном направлении . В частности, автор актуализирует вопрос связи учебного процесса и формирования мотивации научной деятельности студентов, которая помогает творчески осваивать учебный материал и вырабатывать необходимые профессионально важные качества личности [4, с .8—12].

Специфика научно-исследовательской работы студентов в образовательной организации проявляет себя через подчиненность ее целей учебно-образовательным и имеет преимущественно познавательный характер мотивации, что делает основными ее мотивами: 1) осознание общественной и личной значимости научной работы; 2) желание внести собственный вклад в решение практико-ориентированных проблем; 3) стремление к научному поиску и любознательность . Большинство

современных студентов воспринимает участие в научно-исследовательской работе не только как часть подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как реалистичный способ самовыражения и самоутверждения в жизни . Однако настораживает факт слабой привлекательности для студентов научной деятельности в целом: если 42% из них принимали участие в конференциях или научных семинарах, проводимых на базе собственного вуза, то в выездных мероприятиях регулярно участвовали менее 3% студентов . Подобная ситуация складывается и с реализацией участия в научно-практических проектах и грантах [3].

Классический алгоритм научно-исследовательских действий начинается с постановки и обоснования проблемы и получает собственное развитие в характеристике ее теоретической и практической значимости, определении конкретной цели и задач исследования, выборе методов и средств получения информации, обработке и анализе эмпирического материала В результате исследований формулируются конкретные выводы и рекомендации . Такая последовательность генерирует теоретическое мышление, профессиональные компетенции исследователя, без которых современный специалист не способен создать что-либо новое .

Одним из факторов формирования мотивов студентов к научной деятельности является воздействие научно-педагогического коллектива образовательной организации, администрации и старшекурсников Положительно влияют на мотивацию также углубленное изучение и рассмотрение сложных разделов и тем программ учебных дисциплин, участие студентов в работе научных коллективов

Вместе с тем исследовательский подход вырабатывается не только в процессе собственно научных изысканий, позволяющих получить интеллектуальное и эстетическое удовлетворение, но и в повседневном обучении Показателями эффективности такого подхода могут и должны выступать: относительная новизна и оригинальность в компоновке учебного материала для ответа на тот или иной вопрос, умение самостоятельно «прореферировать» научную статью, выступить на семинарах с кратким содержательным обзором монографий, учебников и учебных пособий . Все это — результат творческого мышления как важнейшего условия успешной академической работы

Об эффективности рассматриваемого подхода можно судить не только по уровню выступлений студентов на практических занятиях, но и по качеству письменных работ, ответов на зачетах и экза-

менах Как показывает преподавательский опыт автора, положительное влияние здесь имеют углубление знаний по вопросам методологии и методики проведения исследований в области изучаемых дисциплин, ознакомление с историей и философией научных открытий . Хорошо зарекомендовали себя также письменные контрольные работы, выполняемые по заранее разработанным отдельным проблемным вопросам В последнем случае от студентов требуется самостоятельное обобщение практики будущей профессиональной деятельности и анализ значительного числа литературных источников

Формированию исследовательского подхода как нельзя лучше способствуют проблемное обучение, выявление междисциплинарных связей, установка на творческий поиск истины Анализ, выделение главного и критическое осмысление материала из рекомендованных первоисточников, самостоятельное уточнение с помощью словарей и справочников используемых терминов и понятий — предпосылка для перехода в перспективе к серьезным научным изысканиям . Наглядным примером, иллюстрирующим развитие указанных концептуальных положений, выступает авторский подход при обучении основам социального прогнозирования и управления студентов старших курсов специальности «Социология» специализации «Социология и психология управления» в различных институтах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления» на протяжении последних полутора десятков лет

Целью обучения студентов автор определяет формирование представлений о методологии и методике профессиональной деятельности по социальному прогнозированию и социологизации управления; развитие навыков применения технологии моделирования, программно-целевого подхода и системного анализа при решении важнейших социально значимых проблем и задач Подобная целевая установка требует наличия у студентов умений собирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; учитывать ограничения методов сбора и анализа данных социологических исследований; оценивать качество (валидность и надежность) информации социологического характера Студенты должны также уметь участвовать в проектных формах работы и реали-зовывать самостоятельные аналитические проекты; представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед профессиональной и мас-

совой аудиторией Кроме того, они должны обладать навыками использования фундаментальных социологических знаний на практике, анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ, получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет, журнальную и газетную периодику, зарубежную научную литературу В учебном процессе автором используются активные и интерактивные формы проведения занятий, развивающие у студентов умения и навыки самостоятельного формирования представлений о прогнозировании и формах опережающего отражения социальной реальности, методах и методиках построения прогнозных моделей, принятии на их основе стратегических и тактических решений Речь идет о работе в группах с элементами деловой игры, «мозговой атаки» и экспериментирования в части постановки задач по основным этапам технологии социального прогнозирования, обучающих тестах, выполнении индивидуальных творческих заданий в форме социологического эссе . Написание эссе предполагает самостоятельный выбор студентами одного из направлений развития социального прогнозирования в сфере социологии — труда, политики, семьи, образования, науки, медицины, культуры, расселения, среды, преступности и социального наркотизма Работа над эссе предполагает серьезное знакомство со специальной литературой

Отношения со студентами автором строятся на принципах социально-психологического сотрудничества в сфере научной деятельности, что проявляет себя в совместной научно-исследовательской работе по подготовке дипломных работ, совместных публикациях в журнале «Вестник Университета (Государственный университет управления)» и на сайте кафедры социологии и психологии управления, подготовке тезисов докладов на научно-практических конференциях . Реализуется разнообразная система неофициальных контактов, особенно в структуре самостоятельной работы студентов — частные индивидуальные беседы о социальной прогностике как науке, профессии социолога, научных публикациях, наиболее социально значимых проблемах. Такой подход способствует формированию потребностей в личной и профессиональной самореализации, мотивации научной деятельности студентов и способствует приобретению ими основных умений (участвовать в активных формах обучения и представлять результаты собственной аналитической работы перед учебной аудиторией; научно обосно-

вывать процедуры выбора методов и методик построения прогнозных моделей и проектов; оценивать экономические и социальные перемены через систему индикаторов социального мониторинга) и навыков (постановки задач по основным этапам технологий прогнозирования и проектирования в управлении; прикладного прогнозирования конкретных проблемных ситуаций на примере России)

В качестве психолого-педагогического условия управления образовательной организацией на основе компетентностного подхода автор определяет разработку и внедрение механизма корпоративной культуры, системы ценностных отношений, принципов, правил и норм, выполняемых работниками организации, которая позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и выполнять свое предназначение в целях обеспечения конкурентоспособности образовательной организации [5]. Целевой механизм корпоративной культуры, по мнению автора, состоит из двух ведущих атрибутов: внутреннего — цели, ценностные отношения, стиль общения, предпочтения и приоритеты; внешнего — отличительные символы, создающие бренд организации; состояние рекреаций и учебных помещений; нормативные правовые документы образовательной организации; внешний вид обучающихся и преподавателей; имиджевые коммуникации и ряд других атрибутов

В качестве отправной точки анализа процессов формирования и развития корпоративной культуры образовательной организации высшей школы автор использовал отдельные результаты теоретико-прикладного социологического исследования «Формирование корпоративной культуры студентов и сотрудников вузов» В этом исследовании были опрошены преподаватели и сотрудники ^ = 600), студенты ^ = 1500), эксперты ^ = 57) ряда государственных вузов Белгорода [3], что достаточно адекватно иллюстрирует положение дел по проблеме Так, анализ и диагностика состояния корпоративной культуры вузов показывает, что большинство преподавателей и сотрудников знакомо с понятием «корпоративная культура» (84%) . При этом знание о ней получено больше из наблюдаемых поведенческих реакций, чем из формально декларируемых принципов организационной политики вуза, которые обычно формулируются в виде заявлений, лозунгов, призывов . Более 70% студентов знают атрибуты вуза (герб, гимн, флаг, эмблему) При этом сравнительно большему количеству известен гимн, меньшему — флаг Студенты хорошо осведомлены об истории вузов, но ознакомление с ней обычно

происходит не по их собственной инициативе, а по настоянию сторонних лиц (для двух третей оно является следствием обязательного посещения университетского музея, рассказов кураторов, изучения исторической литературы)

Большинство респондентов поддерживают сложившиеся в вузе традиции При этом показатели позитивной оценки более высоки в отношении их неформальных проявлений Формальные традиции поддерживаются значительно меньшей частью . Наиболее полезными традициями студентам представляются такие централизованно организуемые мероприятия, как кураторский час, выпускной вечер, посвящение в студенты, день здоровья и т. п . Мероприятия, требующие личной инициативы, — день рождения группы, культурно-массовые мероприятия в общежитиях, групповое проведение праздников — приветствуются меньше

Большинству студентов (66%) понятна миссия вуза, и они ее принимают (63%). Миссия, по их мнению, состоит в обеспечении региона высококвалифицированными кадрами, реализации Национальной доктрины развития образования, повышении эффективности вуза, позволяющего конкурировать с ведущими вузами России и Европы . Незначительное число студентов в качестве миссии называют создание комплекса непрерывного профессионального образования

Как показали результаты исследования, одной из значимых функций корпоративной культуры вуза является «определение» нормативного поведения преподавателей и сотрудников При этом мотиватором подобного поведения выступает чувство ответственности Важную роль играет традиционно ритуальное основание нормативного поведения: лишь 5% преподавателей и сотрудников утверждают, что придерживаются общих норм и правил вуза под страхом наказания

Мнения студентов относительно необходимости существования в вузах Кодекса студента разделились: 55% — за него, 45% — против или не имеют четкого суждения . Видимо, это может быть объяснено тем, что, с одной стороны, Кодекс в некотором смысле облегчает студенческую жизнь, с другой — требует выполнения определенных обязательств

Корпоративная среда вуза характеризуется сравнительно высоким уровнем комфортности социальных отношений Подавляющее большинство преподавателей и сотрудников удовлетворено отношениями с коллегами, воспринимая их как партнеров . Большинству студентов удается найти взаимопонимание с однокурсниками, тьютором, пре-

подавателями, работниками деканата Отношение студентов к администрации — полярно Вместе с тем положительно его характеризуют на треть студентов больше, чем отрицательно Преподаватели и сотрудники отмечают ощутимые изменения в социально-психологическом климате вузов . Большинство из них работает с полной отдачей сил, качественно выполняя работу, так как получает удовлетворение от профессии, более того испытывает положительные эмоции, приходя на работу и уходя с нее

О стратегических планах вузов осведомлено большинство преподавателей и сотрудников Однако в полной мере знает о планах треть респондентов, в самом общем виде знакомо с ближайшими стратегическими планами вуза — менее половины Более 20% респондентов не осведомлены о перспективных мероприятиях, реализуемых в вузе Только треть преподавателей и сотрудников получает информацию с сайта вуза, активно пользуясь при этом персональной электронной почтой, что оценивается большинством как элемент эффективной организационной работы по реализации информационной политики, проводимой администрацией вуза По мере продвижения «вниз», по цепочке «вуз — факультет — кафедра», уровень информированности о жизни вуза снижается .

Анализ представленных результатов эмпирического исследования позволяет констатировать следующие проблемы формирования и развития корпоративной культуры вуза Первая — неприобщенность части преподавателей и студентов к ценностям и представлениям, образующим ядро корпоративной культуры Вторая — недостаточная привлекательность формальных традиций и предпочтение неформальных, нейтральных или противоположных вузовским ценностям Третья — преобладание традиционных каналов информационного взаимодействия . Четвертая — недостаточное использование современных информационно-коммуникативных технологий

Влияние корпоративной культуры вуза является сравнительно более устойчивым и результативным на уровне высшего управленческого звена, но ее влияние на уровне реального поведения преподавателей и студентов недостаточно для выполнения функции интеграции коллектива в реализации миссии, процессе достижения целей и задач Большинство преподавателей и студентов не заинтересованы в делах вуза, не имеют желания вникать в его проблемы и не готовы к участию в их разрешении . Для корпоративной культуры вуза характерны умеренно-

авторитарные вертикальные отношения, для которых типично повышенное внимание к позиции руководства, сравнительно высокий уровень ответственности перед организацией, которую представляет ректор Существует тенденция на снижение самостоятельности преподавателей и сотрудников Уровень авторитарности корпоративной среды возрастает по мере продвижения «вниз»: от управления вузом к управлению факультетами и кафедрами

На современном этапе формирования и развития корпоративной культуры в российских образовательных организациях высшей школы необходимо соединение науки и практики, выявление закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использование их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности преподавателей, сотрудников и студентов . Важен учет социально-психологических явлений, нередко соединяющих в себе противоречивые, а иногда и взаимоисключающие черты Поэтому система социального управления должна включать выявление этих ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривать их учет, устранение или, по крайней мере — нейтрализацию При этом новизна социальных технологий, по мнению Ж. Т. Тощенко, должна определяться, прежде всего, их наукоемкостью [7, с . 149].

Сегодня в понятие «результат управления» в значительной мере должны быть включены человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, организационное развитие, самоуправление, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отработка механизмов получения его социального компонента. Эти механизмы фактически означают не управление преподавателями и сотрудниками, а создание условий для свободного развития их умственных и физических сил, повышение уровня организации социальной системы вуза, а также стимулирование труда творческой составляющей, материальными и моральными факторами Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие, гуманистические ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия рыночной конкурентной среды

Внедряемые в мировой и российской практике системы социального управления не только направлены на достижение социального результата, но и организационно обеспечивают его социально-технологическую проработку, что предполагает доверие к работнику, уважение к его творческому потенциалу, готовность к сотрудничеству средствами планирования, нормативными документами спо-

собствует их проявлению и развитию Эти системы обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, соответствующих уровню решений технико-технологических задач .

Особенность системы социального управления состоит в возможности интегрировать достижения естественных и гуманитарных наук, применять синтетические принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования Важным компонентом такой системы является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью Акцент в мышлении, поведении и практических действиях смещается на то, как получить конечный социальный результат, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, как правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы социальной организации и личностей Сегодня открываются пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство и управленческие структуры, изменения стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным, гуманитарным, стратегическим, конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся задач

С целью рационализации процессов формирования и развития корпоративной культуры вуза необходимо, с точки зрения автора, научное обоснование основных социальных технологий управления — технологий социального проектирования и социального мониторинга, а также ряда вспомогательных технологий — формирования вузовских традиций, создания позитивного имиджа, социальной адаптации, тьюторства, студенческого самоуправления Внедрение на всех уровнях образования новых экономических и социальных подходов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств, требует от руководителя создания в образовательной организации высшей школы определенных социально-экономических условий, в частности, разработки и внедрения целевых механизмов образовательного маркетинга и социального партнерства

Образовательный маркетинг опирается на тесные взаимоотношения между образовательной организацией и их потребителями, имея своей целью гармонизацию их взаимных интересов

Механизм образовательного маркетинга, по мнению автора, имеет следующие особо значимые компоненты:

• маркетинговые исследования;

• ресурсы образовательной организации;

• образовательные программы организации;

• программы развития образовательной организации;

• бизнес-планы, базирующиеся на маркетинговой стратегии, маркетинговом комплексе и маркетинговой программе образовательной организации Задачи образовательного маркетинга могут быть

осуществлены только в условиях эффективного взаимодействия с социальными партнерами, реа-

лизации механизма социального партнерства . Этот механизм представляет позицию образовательной организации по отношению к государственным органам, общественным структурам и бизнес-организациям

Создание комплекса организационно-педагогических, психолого-педагогических и социально-экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности социального управления образовательной организацией высшей школы на основе компетентностного подхода, требует существенных изменений в структуре управления, разработки структуры государственно-общественного управления и социального партнерства .

Литература

1. Гребнев Л.С. Высшее образование в Болонском изме- 1. рении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1.

2. Кирдянкина С.В. Обновление механизмов управле- 2. ния образовательным учреждением в контексте ком-петентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2009. № 2.

3. Козлов М.Ю. Социальные технологии управления кор- 3. поративной культурой высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Белгород, 2009.

4. Леньков Р.В. Учебный процесс и формирование мотивации научной деятельности студентов // Управление научной деятельностью студентов в вузе: Материалы 4. науч.-практич. сем. М., 2011.

5. Леньков Р.В., Боровлёва Е.И. Корпоративная культура как фактор эффективности вуза. 2013. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/04evn513.pdf

6. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Капту- 5. ревского. — СПб., 2004.

7. Тощенко Ж. Т. Социология управления: учебник. — М., 2011.

6.

7.

References

Grebnev L.S. Higher education in the Bologna dimension: Russian features and limitations. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2004, I. 1 (in Russian)

Kirdyankina S.V. Updating the control mechanisms in the context of the educational institution the competence approach. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2009, I. 2 (in Russian).

Kozlov M.Yu. Sotsial'nye tekhnologii upravleniya korporativnoy kul'turoy vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoref. dis. kand. [Social control technology corporate culture of higher education institution. Autoabstract Diss. Cand.]. Belgorod, 2009.

Len'kov R.V. The educational process and formation of motivation research activities of students. Upravlenie nauchnoy deyatel 'nostyu studentov v vuze: Materialy nauch.-praktich. sem. [Managing research activities of students in high school: Materials scientific-Practical. Sem.] Moscow, 2011.

Len'kov R.V., Borovleva E.I. Korporativnaya kul'tura kak

faktor effektivnosti vuza [Corporate culture as a factor in the

effectiveness of the university]. Available at: http://

naukovedenie.ru/PDF/0 4evn5l3.pdf

Mintsberg G. Struktura v kulake: sozdanie effektivnoy

organizatsii [Structure of the fist: the creation of an effective

organization]. St. Petersburg, 2004.

Toshchenko Zh.T. Sotsiologiya upravleniya [Management

Sociology]. Moscow, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.