Надъярных Е.Э. ©
Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДОПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье исследуются элементы правового регулирования - нормы, правоотношение, акты государственных органов, с помощью которых человек реализует свои конституционные права сфере трудовых отношений.
Ключевые слова: реализация права, трудоправовой механизм, развитие общества. Keywords: realization of the right, force of low, the development of society.
Развитие и жизнь общества на протяжении всей истории человечества зависело от деятельности людей и их общественных отношений. Взаимодействие людей не может происходить без определенного порядка между ними, люди не могут жить обособленно, субъективно самостоятельно, т.к. любое поведение человека, в конечном счете, отражается на окружающих индивидах и обществе в целом. Регулятором данных отношений всегда была и остается норма - правило поведения людей. В различной форме на разных этапах развития общества она устанавливала должное поведение человека. Сегодняшний день не мыслим при всем своем разнообразии общественных отношений без нормативно правового воздействия. Воздействие норм права должно удовлетворять потребности общества, не загоняя его в жесткие рамки поведения, не нарушая неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, соответствовать целям - основным направлениям развития общества, таким как уважение прав и свобод человека; развитие демократического, правового государства, гарантирующего социальную стабильность и защищенность своих граждан и т.д.
Народ, определяя направления своего развития, права и свободы человека ставит на первое место и провозглашает их высшей ценностью государства. Нормы, закрепленные в Конституции России, являются «стартовыми» на пути к осуществлению человеком своих возможностей для удовлетворения духовных и материальных потребностей. Основным вектором в достижении последних выступает труд. Выражая волю народа на благосостояние Конституция России обязала государство обеспечить человеку условия достойной жизни и свободное развитие, охранять труд и свободу людей, гарантировать минимальный размер оплаты труда, свободу труда и выбора деятельности (ст.7, 37), объединяться в профсоюзы для защиты своих интересов (ст.30), право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34) и т.д.
Как один из элементов механизма правового регулирования трудоправовые нормы устанавливают общеобязательные правила для субъектов трудового отношения. Нормы трудового законодательства нацелены на установление минимальных социальных стандартов для достойной жизни человека, реализации его экономических интересов. Они призваны защищать права и интересы участников данных отношений от их ущемления, не предоставления, от чрезмерной эксплуатации работодательской власти и наоборот «шантажа» со стороны работника. Инструментом здесь может служить установление корреспондирующих прав и обязанностей сторон, например ст.21, ст.22 Трудового кодекса (далее ТК), предоставление работнику работы, обусловленной трудовым договором, где для одной стороны это право, а для другой обязанность. В свою очередь, воспользовавшись правом у работника появляется обязанность ее выполнения и если работник не исполняет свою трудовую функцию, у работодателя возникает право уволить его, но это право обусловлено необходимостью совершения дополнительных действий, таких как наложение дисциплинарного взыскания и
© Надъярных Е.Э., 2013 г.
наличие его неоднократности (п.5,ст.81ТК). Таким образом, законодатель дает «шанс» сохранить рабочее место (источник заработка) работнику быть занятым, обустраивать свою жизнь - быть социально мобильным.
Регулирование конкретного вида трудового правоотношения обусловлено не только правотворческой деятельностью государства. Нормы трудового законодательства предоставляют достаточную свободу выбора дополнительных прав и обязанностей путем договорного регулирования, как средства удовлетворения участниками трудового отношения своих интересов и потребностей. Законодатель не в силах знать всю специфику работы предприятия того или иного субъекта хозяйственной деятельности, всех социальных, бытовых, трудовых потребностей работника, и конкретных видов трудовых отношений. Если появляются какие-то вопросы и интересы, которые мешают нормальному течению трудового процесса, такие как заработная плата, безопасность труда, рабочее время, временя отдыха и т.д.- стороны имеют право на коллективные переговоры. Для эффективного существования своей социальной связи стороны вправе выбрать тип, уровень правового регулирования, способы обеспечения регулируемого поведения через институт социального партнерства путем заключения коллективного договора или соглашения. Механизмом результативности социально-партнерских отношений выступает обязанность сторон подписать данный правовой акт в определенный период (ст.40, ст.47 ТК), чтобы эти споры не были бесконечными.
Это говорит об эффективности действия норм трудового права, они не просто регулируют отношения, но и соответствуют целям развития общества, трудового права и его предназначению - социального развития и стабильности общества и каждого его члена.
Вторым элементом трудоправового механизма является правовая реальность общественных отношений по созданию материальных и духовных благ. Чтобы быть участником трудового отношения необходимо обладать исключительной правосубъектностью. Особенности обусловлены условиями, установленными трудовым законодательством. Даже при равном правовом статусе личности, закрепленном в гл.2 Конституции России реальное правовое положение потенциальных участников трудового отношения неодинаково. Например, ст. 63 ТК устанавливает возраст 16 лет с которого допускается заключение трудового договора, обстоятельства объективной реальности для лиц 15 лет, такие как получение общего образования, согласие законных представителей и органов опеки и попечительства для четырнадцатилетних, определенные сферы деятельности работодателя для малолетних.
Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей и других обстоятельств определяются нормами, частично ограничивающими применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающих для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст.251 ТК).
Например, запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст.253 ТК). Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) (ст.265 ТК). К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и наоборот не допускаются лица, имеющие определенные заболевания (ст. 331 ТК). Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей, допускается при наличии у них медицинского заключения (ст. 324 ТК). Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу (п.4, ст.13 Федерального закона от
25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") и т.д.
Трудовые отношения должны быть формально определены (ст.16, ст.67 ТК). Их форма это трудовой договор, где стороны устанавливают объем, содержание прав и обязанности. Стремление людей вступать в трудовые отношения исходит из понимания того факта, что стабильность занятости, заработка, получение различных гарантий и компенсаций и т.д. возможна только посредством трудового договора.
Осознание вышеперечисленного и правильное правоприменение -делает эффективным и четким механизм правового регулирования. Чем выше уровень правосознания участников общественных отношений по созданию материальных и духовных благ, находящихся в сфере правового воздействия (трудового законодательства), тем надежнее действует механизм правового регулирования.
При невозможности субъектов самостоятельно реализовать принадлежащие им юридические права и обязанности и для реализации в целом трудовое законодательство задействует третий элемент своего механизма - акты государственных органов, которые направлены на обеспечение должного уровня (соответствующего основным принципам и нормам международного права и основам конституционного строя) трудовых отношений. Только деятельность государства может реализовать трудовые гарантии. Конституция России в ст. 37 устанавливает свободу труда (принудительный труд конституционно запрещен во всех странах), провозглашает право человека трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В таком контексте право на труд не субъективное, а значит, у государства нет обязанности его предоставить. Ст. 2 ТК право на труд включает в субъективное право свободы труда, тем самым обязывая государство в рамках реализации своих трудовых способностей (желания работать) человеком, выбора рода занятий обеспечить это право в случае невозможности субъектом трудоустроиться самостоятельно. В этом случае он может обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости для получения информации о рынке труда, вакансиях, содействию ему в поисках подходящей работы (ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"), и в худшем случае получить статус безработного, что дает ему право на социальное обеспечение. И защищает его право путем установления запрета необоснованного отказа в приме на работу (ст. 64 ТК).
Такие акты, как Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-Ф3 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", Федеральный закон от 03.12.2012 N 233-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 545 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2013 г." призваны гарантировать минимальный уровень справедливой заработной платы, которая обеспечила бы достойное существование человека для него самого и его семьи -определенный уровень жилья, питания, образования, культуры и т.д.
Одним из важнейших условий достойной жизни человека является его здоровье. Для этого государство создает целую систему для его сохранения. Она включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Устанавливает стандарты безопасности, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарные правила и гигиенические нормативы (акты содержащие требования охраны труда), ставя жизнь и здоровье работника выше экономических, политических, идеологических и др. потребностей государства и работодателя.
Трудовое законодательство выполняет важную задачу закрепления и охраны прав работника (личности), содействует развитию и укреплению не только трудовых отношений, но и общества в целом. Благополучие отдельного человека, безусловно, влияет на формирование, развитие и жизнь общества и государства. Посредством инструментария трудоправовых норм человек может реализовать свое главное право на жизнь, т.к. она не возможна без пищи,
жилища, общения, все это в современных условиях экономики можно получить посредством организации общественного труда. Право на труд - это неотъемлемое право человека.
Литература
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
5. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"