Научная статья на тему 'Элементы традиционного воспитания детей дошкольного возраста, бытующие у табасаранцев'

Элементы традиционного воспитания детей дошкольного возраста, бытующие у табасаранцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СКАЗКИ / ПРИТЧИ / ЛЕГЕНДЫ / ТАБАСАРАНЦЫ / TRADITIONAL UPBRINGING / TALES / PARABLES / LEGENDS / TABASARANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рагимова Периханум Ферезуллаевна

Представленная статья посвящена традиционному воспитанию детей дошкольного возраста в табасаранских семьях. Автором приведены разные методы воспитания, бытующие в табасаранских семьях. К ним относятся: воспитание на примерах жизненного опыта старшего поколения, народных традиций, а также примеры устного народного творчества. Автор подробно описывает поучительные рассказы старшего поколения, наиболее популярные табасаранские легенды, притчи и сказки, передающиеся из поколения в поколение. Каждый пример устного народного творчества заканчивается собственными выводами автора. В статье рассматривается такой важный аспект воспитания детей дошкольного возраста, различающийся в зависимости от пола, как приобщение к труду. Например, все девочки дошкольного возраста приучены к ковроткачеству, являющемуся традиционным национальным ремеслом. Статья завершается напутствием автора подрастающему поколению о необходимости чтить обычаи и традиции своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of traditional upbringing of preschool children in Tabasaran families

The paper is devoted to the traditional education of preschool age children in Tabasaran families. The author cites different methods Tabasaran families use to bring up their children. These methods draw heavily on the examples set by the older generation and its experience, national traditions, and Tabasaran folklore. The author describes in detail the instructive stories of the older generation, the most popular Tabasaran legends, parables and stories that have been passed on from one generation to another. Each example of folklore is summed up by the author. The article deals with such an important aspect of sex-based upbringing of preschool children, as introduction of children to work. For example, all girls of the preschool age become accustomed to carpet weaving which is a traditional national craft. The article ends with the author’s appeal to the younger generation about the need to honor the customs and traditions of its people.

Текст научной работы на тему «Элементы традиционного воспитания детей дошкольного возраста, бытующие у табасаранцев»

0 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

П.Ф. Рагимова

Элементы традиционного воспитания детей дошкольного возраста, бытующие у табасаранцев

Рагимова Периханум Ферезуллаевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Представленная статья посвящена традиционному воспитанию детей дошкольного возраста в табасаранских семьях. Автором приведены разные методы воспитания, бытующие в табасаранских семьях. К ним относятся: воспитание на примерах жизненного опыта старшего поколения, народных традиций, а также примеры устного народного творчества. Автор подробно описывает поучительные рассказы старшего поколения, наиболее популярные табасаранские легенды, притчи и сказки, передающиеся из поколения в поколение. Каждый пример устного народного творчества заканчивается собственными выводами автора. В статье рассматривается такой важный аспект воспитания детей дошкольного возраста, различающийся в зависимости от пола, как приобщение к труду. Например, все девочки дошкольного возраста приучены к ковроткачеству, являющемуся традиционным национальным ремеслом. Статья завершается напутствием автора подрастающему поколению о необходимости чтить обычаи и традиции своего народа.

Ключевые слова: традиционное воспитание, сказки, притчи, легенды, табасаранцы.

Elements of traditional upbringing of preschool children in Tabasaran families

Perikhanum F. Rakhimova,

PhD in Hostory, Associate Professor, History Faculty, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

The paper is devoted to the traditional education of preschool age children in Tabasaran families. The author cites different methods Tabasaran families use to bring up their children. These methods draw heavily on the examples set by the older generation and its experience, national traditions, and Tabasaran folklore. The author describes in detail the instructive stories of the older generation, the most popular Tabasaran legends, parables and stories that have been passed on from one generation to another. Each example of folklore is summed up by the author. The article deals with such an important aspect of sex-based upbringing of preschool children, as introduction of children to work. For example, all girls of the preschool age become accustomed to carpet weaving which is a traditional national craft. The article ends with the author's appeal to the younger generation about the need to honor the customs and traditions of its people.

Keywords: traditional upbringing, tales, parables, legends, Tabasarans.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

В

Сегодня в мире информационных технологий, когда телевизоры, компьютеры занимают почти все свободное время детей, мы - старшее поколение - должны сохранять и приумножать традиции наших предков. К сожалению, среди современной молодежи есть категории, которые живут псевдоценностями, и наш долг - прививать детям еще в раннем возрасте истинные ценности, воспитывать их на примерах старших поколений, а также на примерах устного народного творчества.

Говорят, дерево крепко корнями, а народ своей историей и традициями, что в полной мере относится к дагестанцам (Магомедсалихов Х.Г., 2007). У народов Дагестана самобытные и очень богатые история, культура, традиции и обычаи.

Дагестан - многонациональная республика, где каждая как большая, так и относительно малочисленная народность имеет присущие только ей особенности и своеобразие не только в языковом, но и в культурном, этнопсихологическом и других отношениях. Хотелось бы подчеркнуть, что Дагестан отличается уникальностью, здесь на относительно небольшой территории (50,3 тыс. кв. км) проживает около тридцати коренных этносов (народов) и этнических групп, говорящих на самостоятельных языковых диалектах. Все народы Дагестана отличаются общими правилами поведения: это - уважительное отношение к старшему поколению, гостеприимство, куначество. «Можно смело утверждать, что только священный обычай гостеприимства дает возможность проникнуть в эту почти недоступную страну», - писал путешественник, побывавший в начале XX в. в Дагестане, А.К. Сержпутовский (Алигаджиева З.А., 2013). Традиция гостеприимства ведет к следующей традиции - к традиции куначества. Слово «кунак» означает «друг», своего рода побратим. У народов Дагестана принято беречь старых и находить все новых кунаков. Кунак деда, отца становится кунаком сына, внука. Человек, который пришел один раз в дом как гость, уже получает право стать кунаком (Мирзоев Ш.А., 2009).

А еще дагестанцы отличаются чувством взаимопомощи. Хочется привести строки из стихотворения народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой «Закон гор»: И если в сундуке У одного лишь горца Еще хранится горсточка муки, Ее на все хватает очаги, И в каждом доме

Свежий хлеб печется (Литература народов Дагестана, 2009)

Дагестанские мужчины отличались и отличаются силой духа. Считалось предосудительным для мужчин выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной. Идеалу современной дагестанки отвечает понятие «умность», отчасти адекватное русскому «целомудрию». Наряду с этим, были в девушке обязательны такие качества, как благочестие, трудолюбие, скромность, верность, благовоспитанность (Народы Дагестана, 2002). О нравственных качествах дагестанских мужчин и женщин писал в своих стихах и народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. В стихотворении «Песни о Дагестане» так им описываются дагестанские мужчины и женщины: Трусоватого мужчину Если встретишь где-нибудь, Знай, что он не дагестанец, Не из Дага держит путь. Дагестанские мужчины Мелкой дрожью не дрожат, Своей доблестью и честью Больше жизни дорожат! Наши девушки стыдливы, Ходят плавно, как луна, -След в пыли не остается, И походка не слышна (Гамзатов Р., 1976) Тем не менее, каждый дагестанский народ отличается определенной самобытностью, и поскольку данная статья посвящена традиционному воспитанию табасаранских детей дошкольного возраста, то ниже речь пойдет об особенностях воспитания детей в табасаранских семьях.

Табасаранцы (табасараны) - один из древнейших дагестанских народов (Рамаза-нов Х.Х., Шихсаидов А.Р., 1967), проживающих на юго-востоке Республики Дагестан (Мурадов Р., 2014).

К территориям, на которых проживают табасаранцы, относятся Дербентский, Табасаранский и Хивский районы Республики Дагестан.

Табасаранский язык как один из самых сложных языков в мире занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей их - 48 (Книга рекордов Гиннесса, 1991).

К своеобразным национальным признакам табасаранцев относятся: многодетность и древнее ремесло ковроткачество (Народы Дагестана, 2002).

История Табасарана, как и история всех народов Дагестана, богата своими традициями и обычаями. Сегодня в силу разных обстоятельств многие традиции и обычаи утрачены, тем не ме-

нее, хочется подчеркнуть, что многое сохранилось до сегодняшнего дня.

Особенности воспитания отношения к старшим в рамках традиций табасаранцев

С самого раннего детства табасаранским детям прививают такие ценности как уважение к старшим, забота о родителях, преданность, трудолюбие, гостеприимство, послушание. Каким образом эти ценности прививаются детям и какие примеры из жизни и из устного народного творчества формируют подрастающее поколение, будет сказано ниже.

Важное место в жизни табасаранцев занимает формирование уважения к старшим. В табасаранских семьях не принято, чтобы дети при взрослых громко разговаривали, а тем более кричали. Дети должны вставать с места, когда заходят взрослые. Проявлением неуважения к старшим считается, когда лежат при старших.

Людей старшего возраста неприлично называть по имени. Обычно при обращении к мужчине к имени прибавлялось «халу», а к имени женщины «бажи». Так же обращаются табасаранцы к незнакомым, посторонним людям старшего возраста (Азизова Г. Н., 2012).

В табасаранских семьях прививают уважение к хлебу. О том, на каких примерах воспитывается это качество в детях, в своей книге «Табасаранцы» рассказывает моя землячка Габибат Азизовна Нажмудинова.

Рассказ начинается так: «Происходило это в конце тяжелых послевоенных 1940-х годов. Отец собрал нас возле печи. С нами тогда проживало еще 8 детей-сирот родственников. Он взял в руки кусочек хлеба, показал нам на нем поры и начал свой очередной рассказ».

«Посмотрите, дети, сколько глаз у маленького кусочка хлеба. Когда он лежит под ногами, то с мольбой смотрит на каждого проходящего, как бы просит поднять его и положить в сторону. В Судный день этот кусочек обязательно заступится за того, кто поднял хлеб, будет молиться об отпущении его грехов. А если человек наступит на него или небрежно толкнет ногой, то он будет в Судный день наказан за неуважение к хлебу и к людям, взрастившим его» (Азизова Г.Н., 2012). Такой убедительный рассказ мог оказать только положительное влияние на сознание детей. Это один из многих примеров прививающих детям не только уважение к хлебу, но и уважение к людям, взрастивших его

Труд как элемент воспитания табасаранских детей

В большинстве своем табасаранские семьи многодетные, в 1960-е гг., по статистике, табасаранцы занимали пятое место в мире по рождаемости. Среди табасаранских женщин было много матерей, имевших 10 и более детей. Этих женщин в свое время награждали медалью «Мать-героиня». В качестве примера могу привести мою бабушку, она родила и вырастила десятерых детей.

Часто воспитанием младших братьев, сестер занимались старшие братья и сестры, а в отсутствии отца, старший брат занимал место старшего в семье. На него возлагалась ответственность за всех членов семьи. Вот так вместе поднимались и поднимаются табасаранские семьи.

Важное место в жизни табасаранских детей занимает труд. Табасаранские дети с детства приучены к труду. В селах мальчики помогают родителям пасти домашний скот, пахать, сеять. Девочки помогают старшим расчесывать шерсть, окрашивать нитки для ковров, занимаются ковроткачеством.

Табасаран всегда славился как ковровая столица Дагестана. Табасаранские ковры отличаются яркостью красок, самобытным орнаментом. Ковры умели ткать все табасаранки. Уже с шести лет табасаранские девочки сидели за ткацким станком с мамой или со старшими сестрами. В семьях поговаривали, что никто замуж не возьмет, если девушка не научится ткать красивые ковры. Для натяжения основы на станок приглашались соседки-мастерицы. Сам этот процесс сопровождался приготовлением вкусных блюд и настоящим праздником. И сегодня многие табасаранки продолжают заниматься искусством ковроткачества.

Ковры табасаранских мастериц можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Токио, Монреаля, Измира. Табасаранские ковры удостоены многих Почетных дипломов и Золотых медалей (Азизова Г. Н., 2012) .

Игры и развлечения в жизни табасаранских детей

В табасаранских семьях большое значение придают играм и развлечениям детей. Игры и развлечения в табасаранских семьях направлены на то, чтобы воспитывать из мальчика будущего воина и достойного члена общества, а из девочки будущую мать - хозяйку, хранительницу семейного очага (Народы Дагестана, 2002).

Легенда как средство воспитания моральных качеств

С самого раннего детства в табасаранских семьях детей учат соблюдать обычаи и моральные устои наших предков и ни при каких жизненных обстоятельствах не нарушать их, даже ради высокого чувства.

Я проводила все свои школьные каникулы в родовом селе Аркит. Когда возникла необходимость в моей помощи бабушке и дедушке, я поехала туда и несколько лет провела, ухаживая за парализованным дедушкой. Недалеко от села была расположена старинная крепость, известная как «Крепость семи братьев». В моей детской памяти сохранилась легенда, передающаяся из поколения в поколение, о которой хочу рассказать более подробно.

В крепости этой раньше была башня в семь этажей. В ней жили семь братьев - нартов и красавица сестра. Она имела золотые косы такой длины, что могла привязать к ним кувшин и достать из реки воду. Братья и сестра жили дружно. Сестра занималась домашними делами, а братья - охотой. Иногда они совершали набеги на соседних ханов и грабили их. Однажды ханы собрали огромное войско и двинулись на крепость. Во главе войска стоял один из ханов. Сестра нартов влюбилась в него и решилась на предательство. Когда враги осадили крепость, сестра разрядила ружья и пистолеты братьев, а в ножны кинжалов и шашек налила соленой воды. Начался бой. Братья с криком бросились на врагов и начали стрелять из ружей и пистолетов, но, к их удивлению, выстрелы не наносили ущерб врагам. Они схватили шашки и кинжалы, но не смогли их вынуть из ножен - от соленой воды они заржавели. Братья были окружены, и шестеро из них погибли. Младший брат спасся бегством и узнал про измену сестры. Он привязал ее за косы к седлу своего коня и убил на глазах неприятеля, а сам после этого пропал без вести.

До сих пор перед крепостью на огромном камне сохранился отпечаток копыт его коня с выбитым отверстием. По преданию, каждый прохожий клал одну пулю и один заряд пороха в это отверстие как пошлину. А место, где похоронена сестра нартов, слывет проклятым. Каждый прохожий считает своим долгом бросить на ее могилу камень за предательство. Здесь образовалась уже целая гора камней (Азизова Г. Н., 2012).

Предание о «семи братьях» еще с самого детства, когда о нем рассказывали бабушки и мамы, осуждая поступок сестры, наводило подрастающее поколение на мысли, что ни при каких обсто-

ятельствах нельзя предавать отца, мать, братьев. Законы гор жестоки. Порой неблаговидный поступок, совершенный одним из представителей какого-либо тухума (рода), не смывается долгие годы. Если девушка совершит подобный проступок, то он станет позором на весь тухум. С девушками этого рода не захотят связываться брачными узами мужчины уважаемых тухумов.

Притча как средство воспитания нравственных качеств

Одним из распространенных жанров в табасаранском устном народном творчестве является притча. Вот одна из них: притча «О пахаре и льве».

Долго дружили пахарь и лев. Пахарь обрабатывал землю, выращивал пшеницу, а лев охранял его поле, не допускал к воде никого, пока крестьянин не польет свое поле. Так пахарь разбогател. Они со львом ходили в гости друг к другу, дружили, вместе работали и вместе отдыхали.

И вот однажды пахарь заметил вслух: «Все бы хорошо, друг мой, только твоя морда напоминает мне собаку». Лев сильно обиделся. Он не ожидал такого оскорбления со стороны друга - пахаря и сказал:

«Друг пахарь, рана нанесенная кинжалом, быстро заживает, а вот рана, нанесенная языком, - никогда! Меня, царя зверей, ты сравнил с какой-то собакой! Я этого тебе не прощу! Больше ты мне не друг, а враг!»

Притча «О пахаре и льве» - яркий пример того, что порой фраза и даже одно слово, сказанное человеком, может быть болезненнее физической боли (Азизова Г.Н., 2012).

Сказки как средство воспитания

Поучительными в табасаранском народном творчестве являются не только легенды и притчи, но и сказки.

Сказки прививают детям общечеловеческие ценности: не совершать глупых поступков, за которые будет стыдно, оставаться достойными людьми при любых жизненных обстоятельствах, что добро побеждает зло и т.д.

Очень часто в табасаранских сказках используется прием перенесения человеческих качеств на животных. Их живая разговорная речь в сказках создает особую атмосферу эмоционального настроения у детей. Показывая животных в конкретных ситуациях, сказки объясняют многие жизненно важные явления и процессы. В качестве примера приведу одну из многих табасаранских сказок, героями которой стали лиса и лев.

Жила-была лиса. Ходила она по лесу в надежде найти что-нибудь съестное. Вдруг она остановилась и увидела на поляне спящего льва.

- Пройти незаметно уже нельзя, проснется, тогда ей несдобровать, оставаться тоже опасно. Вот так и стояла лиса, не зная, что делать. Через некоторое время лев проснулся. Обрадовался лев, увидев лису рядом.

- Я как раз голоден - ты вовремя пришла.

- Я пришла к тебе в гости. Я не хотела нарушать твой сладкий сон, поэтому ждала, пока ты проснешься. Наши деды были крепкими друзьями, вместе они съели два пуда соли. Мой дед перед смертью завещал мне крепко подружиться с тобой, он очень много рассказывал о геройских поступках твоего деда, он рассказывал, что твой дед был очень сильным. Ему ничего не стоило перепрыгнуть с этого берега на тот, другой. Ах, как легко играючи он перепрыгивал. Я не знаю, силен ли и ты так же. - Среди лесных обитателей о тебе ходит слава.

- Для меня это раз плюнуть - сказал лев.

Он поднялся, отошел в сторону, разбежался, но остановился. Слишком уж широкая была река у берега.

- Ага, - сказала лиса. - По рассказам моего дедушки, твой дедушка тоже в первый раз испугался.

Услышав эти слова, лев опять разбежался, но снова остановился у берега.

- И твой дедушка со второй попытки тоже не прыгнул, - сказала лиса. - А в третий раз он как ласточка взлетел в воздух и приземлился на том берегу.

Не удержался лев, разбежался и прыгнул. Однако не смог перепрыгнуть, упал в бурную реку и разбился. Вынесло его течением ниже к берегу. Спустилась хитрая лиса по тропинке к умирающему льву и стала неторопливо есть его сзади.

- Начинай спереди, грудинка вкуснее, -говорит умирающий лев, с трудом повернув к лисе голову.

- Ничего, - отвечает лиса, - и грудинка никуда не денется, и до нее доберусь.

Так приходила лиса каждый день ко льву, пока не съела его всего (Волшебный мир дагестанских сказок, 2009).

Суть сказки состоит в том, что при любых обстоятельствах лиса находит выход из положения, используя при этом хитрость, ловкость и коварство. А лев - царь зверей - не мог допустить, чтобы кто-либо уличил его в трусости, тем более, когда лиса так восхваляла его предков. И даже умирая, лев сохранил достоинство.

Таких поучительных сказок у табасаранцев немало, они учат детей тому, что жизнь многогранна и неоднозначна. И надо быть готовыми к различным ее проявлениям.

В произведениях устного народного творчества дагестанских народов отражена взаимосвязь национального характера народа с семейными традициями. «Тысячелетняя практика воспитания позволила народу установить обстоятельства, при которых наиболее эффективен тот или иной метод воспитания. В этой связи значимы «методические» рекомендации народной педагогики, которые выдвигают требования: воспитывать сызмала, знать средства и методы воспитания, учитывать нрав и возраст детей» (Алиева Б.Ш., 2006).

Подводя итог вышесказанному, хочется надеяться, что процесс урбанизации и многие другие факторы, характерные для современного мира, не скажутся отрицательно на формировании подрастающего поколения. Детям с самого раннего детства должны прививаться обычаи и традиции своего народа, поскольку без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего. ■

Литература

1. Азизова Г. Табасаранцы. История, культура, традиции. - Махачкала: Эпоха, 2012.

2. Мурадов Р. В ногу со временем. -Махачкала: Деловой мир Дагестана, 2014.

3. Волшебный мир дагестанских сказок. -Махачкала: Эпоха, 2009.

4. Книга рекордов Гиннесса. - М., 1991.

5. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана: материалы к истории народов Дагестана с древнейших времен до начала ХХ в. - Махачкала, 1964.

6. Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. - Махачкала: Эпоха, 2007.

7. Алигаджиева ЗА. Культура и искусство Дагестана: Учебное пособие. - Махачкала: ДГИНХ, 2013.

8. Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Литература народов Дагестана. - Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2009.

9. Народы Дагестана (коллектив авторов). - М.: Наука, 2002.

10. Гамзатов Р. Покуда вертится Земля. -Махачкала: Дакучпедгиз, 1976.

11. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи (диссертация). - Пятигорск, 2006.

Статья поступила в редакцию 5.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.