Т. Ю. АВРАМБНКО*
Татьяна Юрьевна АВРЛМЕНКО — аспирантка кафедры управления им. з.д.н. Ю. А. Лаврикова СПбГУЭФ.
Окончила СПбГУЭФ в 2003 г.
В настоящее время работает руководителем отдела маркетинга ООО «Калинка».
Имеет 4 научные публикации.
Область научной специализации — управление малыми промышленными предприятиями.
<> 4
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА ДЛЯ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ"
Малое предпринимательство играет большую роль в экономике любой страны, так как имеет присущие ему институциональные преимущества: потребность в более низком стартовом капитале; более быструю адаптацию к местным условиям ведения бизнеса; гибкость и оперативность в принятии и реализации принимаемых решений; способность оперативно реагировать и изменять товар в соответствии с запросами рынка; меньшие расходы на ведение бизнеса, особенно в части управленческих издержек, а также благоприятные возможности для индивидов реализовать свои творческие возможности к идеи.
' © Т. Ю. Аераменко, 2007
Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента В. И. Пилипенко.
Характерной особенностью малого бизнеса в России является его большая сосредоточенность в сфере коммерческих и посреднических операций по сравнению с производственной и инновационной сферами хозяйственной деятельности. После кризиса 1998 г. произошла трансформация деятельности малых предприятий. С одной стороны, негативными последствиями явилось обесценение значительной части накоплений, ужесточение спросовых ограничений со стороны населения, что привело к ограничению импорта комплектующих, полуфабрикатов и т. д.; но с другой стороны, данная ситуация послужила толчком для развития малых промышленных предприятий как импортозамещающих производств.
В последние годы становится очевидной тенденция роста численности малых промышленных предприятий и формирования двух различных региональных экономических моделей. Вокруг мегаполисов, крупных промышленных и портовых городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах, происходит развитие малых и средних предприятий, удовлетворяющих нужды крупной промышленности. Малый бизнес функционирует в общем машиностроении и генной инженерии, Текстильной промышленности и микроэлектронике, кожевенно-обувном производстве и робототехнике. Уже не редкость, когда небольшая промышленная фирма располагает современнейшими компьютерами, многофункциональным оборудованием, обрабатывающими центрами. Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров крупных корпораций на условиях субконтрактации и аутсорсинга, участвуют в разработке пилотных проектов и стандартных узлов, деталей, комплектующих изделий. Проявляя мобильность и гибкость, малые предприятия выполняют обычно начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остается более капиталоемкая стадия развертывания производства, что характеризует существование определенной зависимости крупного бизнеса от малого.
Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность: финансовую и технологическую сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт. Именно в сфере инноваций, в разработках средств программного обеспечения, малые предприятия, несмотря на ограниченность ресурсов, играют большую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса.
Довольно часто высококвалифицированные работники крупных предприятий, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (автосервис, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т. д.).
Можно определить малое промышленное предприятие, функционирующее в современных российских условиях, как мобильную хозяйственную единицу производственной сферы, образованную на основе соединения интеллектуальной и финансовой собственности и способную работать в условиях трансформации экономики.
В мировой практике стратегическим направлением развития государственной политики является поощрение малого бизнеса, основными целями которой являются: развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий; создание новых рабочих мест; привлечение иностранных инвестиций; поощрение экономического роста и инновационной деятельности, а также передача технологий.
В большинстве стран определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства остается прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Изложенное выше свидетельствует о том, что малое предпринимательство несет в себе огромный потенциал для развития экономики и общества в целом.
Проблема идентификации малых предприятий актуальна не только на государственном уровне для правомерности применения налоговых льгот, кредитно-финансовых программ и других мероприятий. Для любого экономического сообщества необходимо полноценное развитие всех участников экономической деятельности, при этом определение качественных характеристик феномена малого предпринимательства позволит использовать существующие инструменты и методы управления с наибольшим эффектом.
Главный качественный признак малого бизнеса заключается в том, что это образование наиболее приспособлено для формирования, функционирования и развития предпринимательских способностей и предпринимательской деятельности как основы развития современной экономики. При этом ключевое различие между малыми и крупными предприятиями заключается в природе неопределенности и предпринимательских рисков. Для крупных предприятий наиболее характерен «внутренней риск», связанный с доведением до каждого подразделения и работника стратегии компании, ее целей и конкретных задач. Внутренний риск в рамках всей организации связан также с контролем выполнения решений, принятых иа уровне руководства.
Малое предприятие сталкивается с проблемой «внешней» неопределенности и риска, вызванных изменениями налогового законодательства, спроса покупателей на узкоспециализированный товар. Небольшая компания слабо влияет на рыночную цену и не имеет возможности препятствовать проникновению на рынок других компаний. Снизить уровень внешних рисков малого бизнеса позволяет организация контроллинга как современной системы управления, основанной на комплексном соединении процессов планирования, учета, контроля и экономического анализа, а также координации действий по реализации стратегии предприятия.
С позиций системного подхода при характеристике любой системы необходимо выделять, помимо характеристик внешней среды, целей системы, входа и выхода системы, также и ее составляющие элементы. К статическим элементам системы контроллинга следует отнести ее структуру, а к динамическим — процессы, происходящие в системе.
Среди структурных элементов в научной литературе называют учет затрат и калькулирование, бюджетирование, управление прибылью, контроллинг инвестиций, проектный контроллинг и др. В данном случае происходит отождествление функций управленческой деятельности с видами работ, которые выполняет система контроллинга, что, с нашей точки зрения, также характеризует особенности технологии управленческой деятельности в рамках рассматриваемой системы. Отличительной особенностью системы контроллинга для малых промышленных предприятий является присутствие таких элементов, как:
— управление затратами на основе перспективных методов калькулирования себестоимости продукции — директ- и таргет-костинга;
— бюджетирование на основе выделенных центров финансовой ответственности;
— налоговый контроллинг;
— управление прибылью.
Основой успешной реализации системы контроллинга является определение системы показателей, в которой цель деятельности малого предприятия формализуется в конкретных показателях. Последние отражают цель деятельности предприятия, а выбранные значения показателей — стратегические установки предприятия на определенном этапе жизненного цикла. Контроль исполнения плана (бюджета) происходит через измерение фактических значений показателей регулярно и многократно в течение планового периода. В системе контроллинга обязателен анализ отклонений, направленный на выявление их причин.
Характерной особенностью контроллинга является предварительный анализ и контроль, который достигается еще на стадии планирования путем формирования такой структуры управления предприятием, которая позволяла бы организации исключить или свести к минимуму планируемые и неконтролируемые расходы, достигать только целевых (т. е. заранее определенных и контролируемых) затрат и доходов.
Уже традиционные для российского бизнеса методики анализа безубыточности и метод директ-костинга в системе контроллинга используются в комплексном виде, т. е. с обязательным анализом запросов потребителей, требований рынка, уровня конкуренции, цен. При механистическом подходе система директ-костинга позволяет рассчитывать уровень безубыточности или оптимальную цену на реализуемый товар. Во всех случаях необходим заинтересованный исполнитель, не только владеющий экономической терминологией и знаниями, но и стремящийся выполнить план, бюджет, программу и, в конечном итоге, стратегию компании. Это означает, что необходима увязка системы экономических показателей деятельности предприятия с системой мотивации сотрудников, которую позволяют реализовать такие методы управленческого учета и контроллинга, как система сбалансированных показателей (BSC).
В системе контроллинга значительная роль отводится учету затрат по центрам ответственности, который основан на оценке обоснованности затрат, поиске причинно-следственных связей между затратами и результатами, разграничению уровня ответственности за расходы и доходы.
Характерной особенностью контроллинга для малых промышленных предприятий является выполнение управленческих функций на основе единых принципов, единой информационной базы и единой организационной структуры для участников субконтрактных проектов. Методика субконтрактной системы предусматривает соглашение между контрактором (крупным предприятием) и субконтрактором (малым предприятием) о производстве деталей, комплектующих или узлов в соответствии с техническими условиями, предоставляемыми кон-фактором.
Так как у малых предприятий преобладают внешние риски, то данный факт определяет структуру элементов контроллинга для малых предприятий. В первую очередь должны быть использованы возможности создания единого информационного поля для субконтракторов, а значит и системы единых управленческих показателей и отчетов.
Привязка системы показателей и отчетов должна происходить по выделенным центрам финансовой ответственности, которые в малых промышленных предприятиях будут иметь комплексные функции центров затрат, доходов, прибыли, инвестиций и контроля одновременно.
Следующей особенностью системы контроллинга для малых промышленных предприятий будет обязательное выделение блока (элемента) налогового контроля и планирования. Налоговое планирование возможно в связи с тем, что в налоговом законодательстве допускаются разные варианты налогового учета и оценки активов, не говоря о том, что допускается неоднозначное толкование норм права. Необходимость оперативного налогового контроля малых промышленных предприятий, имеющих потенциальную возможность работать только в двух налоговых режимах — традиционной или упрошенной системе налогообложения, объясняется их повышенной зависимостью от правильности, полноты и своевременности реализации выбранной налоговой политики.
Таким образом, внедрение системы контроллинга в управление малыми промышленными предприятиями позволит им использовать современные технологии менеджмента для достижения намеченных целей и минимизации внешних предпринимательских рисков.