Научная статья на тему 'Элементы синергетики в педагогических системах'

Элементы синергетики в педагогических системах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / ДИДАКТИКА / ДИАЛЕКТИКА / МОТИВАЦИЯ / SYNERGETIC / DIDACTICS / DIALECTICS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Лобашев Игорь Валерьевич

Синергетический подход в педагогике – достаточно новационное течение, закономерности которого раскрывают потенциалы совершенствования и возможности построения радикально отличных от устоявшихся вариантов и маршрутов обучения. Представление учебного процесса в виде непрерывно модифицирующейся и самосовершенствующейся системы предполагает значительное расширение области исследования проблем синтеза элементов педагогической парадигмы с привлечением закономерностей дидактики, психологии, некоторых положений математического моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF SYNERGY IN PEDAGOGICAL SYSTEMS

The c approach in pedagogy is quite innovate; its patterns open potential for self perfection and opportunities for building new patterns of education, radically different from classic approaches. The perception of the process of education as f constantly modifying and self-perfecting system implies significant broadening of the field of synthesis of the elements of pedagogical paradigm with the usage of consistent patterns of didactics, psychology and some provision of mathematic modeling

Текст научной работы на тему «Элементы синергетики в педагогических системах»

ЭЛЕМЕНТЫ СИНЕРГЕТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Лобашев В.Д.

Лобашев И.В.

Синергетический подход в педагогике - достаточно новационное течение, закономерности которого раскрывают потенциалы совершенствования и возможности построения радикально отличных от устоявшихся вариантов и маршрутов обучения. Представление учебного процесса в виде непрерывно модифицирующейся и самосовершенствующейся системы предполагает значительное расширение области исследования проблем синтеза элементов педагогической парадигмы с привлечением закономерностей дидактики, психологии, некоторых положений математического моделирования

The c approach in pedagogy is quite innovate; its patterns open potential for selfperfection and opportunities for building new patterns of education, radically differentfrom classic approaches. The perception of the process of education as f constantly modifying and self-perfecting system implies significant broadening of the field of synthesis of the elements ofpedagogical paradigm with the usage of consistent patterns of didactics, psychology and some provision of mathematic modeling

Ключевые слова: синергетика, дидактика, диалектика, мотивация Keywords: synergetic, didactics, dialectics, motivation

С некоторой точки зрения педагогическая система - отражение результатов построения образов учебной информации и раскрытия сути соотношений между ними. Алгоритм педагогической деятельности функционально определяется обстоятельствами-условиями целеполагания, мотивацией, смысло-ценностной ориентацией, проявлениями качеств соотносимости, сродства, подчинённости элементов учебного процесса, рассматриваемых в этом случае как некоторые результаты прохождения (исполнения) дискретного этапа обучения. Исходя из этого, можно выделить основные свойства педагогических систем:

1. Целостность, как суммативность при полном выполнении требований взаимообусловленности свойств и элементов (отсутствует у простых искусственных систем репликативного построения);

2. Совместимость (в необходимой, преодолевающей неприятие и невыполнение основообразующих постулатов системы обучения, мере) стандартных требований; (кроме 3-х основных учебных функций, сохраняющих фактическую стабильность при всех системах и обстоятельствах обучения)

3. Стабильность, доверительность и неразрушимость обратной связи (относится только к взаимодействующим элементами всех видов обучающих систем);

4. Адаптация - проведение целесообразных преобразований, коррекции блоков системы, обеспечивающих достижение цели при изменении внешних (либо внутренних) условий, обстоятельств; обеспечение при заданных диапазонах изменения внешних и внутренних параметров и характеристик системы эквифинальности различных (в том числе нелинейных) маршрутов обучения, возможных в сети данной конфигурации, моделирующей и обслуживающей конкретную педагогическую систему;

5. Самообучение, самосовершенствование (присуще только для созидательным, «деятельностным» системам, коей и является педагогическая система); реализуется как целенаправленное преобразование по предложенному извне, либо запроектированному как неотъемлемый атрибут системы, «ценностно-сообразному» алгоритму, разрушающему отрицательные воздействия. Проявляется как стратегически выраженное движение к наиболее оптимальному варианту построения системы;

6. Динамичность и устойчивость - в данном случае указанные свойства реализуются в определённых ограничениях (период времени, интенсивность проявления, методы воздействия и т.д.).

Выделяют основные принципы, присущие педагогическим системам1:

- концептуальности и системности, что задаётся социумом в виде образовательного стандарта, квалификационных требований, профессиограмм; реализуются педагогическими системами в образовательных программах и конкретизируются в видах, формах, технологиях обучения; результаты следования этим положениям (принципам) проявляются в уровне качества (степени профессионализма) выпускаемых специалистов;

- бинарности - один из определяющих принципов развития и эффективного функционирования педагогической (дидактической) системы (например, сочетания преподавание - учение; воспитание - самовоспитание; управление - самоуправление; диагностика - самодиагностика);

- задачности в содержании, обеспечивающее поддержание мотивации заинтересованности в обучении, при сохранении необходимого уровня трудности, сложности, динамики нарастания обученности;

- информативности - информация должна быть полной, достоверной, воспринимаемой и оперативной;

- отражение требований сохранения стиля предоставления учебного материала, поступательно раскрывающего содержание, логическую связность изучаемых элементов, сохраняющих индивидуальность учебного сообщения;

1 Андреев, В. И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования / В.И. Андреев // Известия Российской академии образования.- 2001.- № 1.- С.35-42.

- преобразующей направленности (поддержание тенденции достижения антиэнтропийности в процессах изложения и передаче учебной информации);

- эквифинальности маршрутов обучения.

Действующие педагогические системы консолидируют и функционально объединяют следующие особенности:

- образовательный процесс это - искусственная, открытая, конкретная, динамическая, централизованная, сложная, социальная, деятельностная система,

- обучаемый (как подсистема той же системы) - естественная, открытая, конкретная, динамическая, централизованная, сложная, биологическая, деятельностная система.

Основное различие выделенных элементов состоит в постановке задачи контрастного преподнесения и длительного сохранения характера воздействия и уровня активности по отношению к внешнему партнеру.

Профессиональная педагогика в значительной мере выражается в практической способности применять разнообразные технологии обучения (наряду с использованием всего многообразия различных педагогических методов). Проведённый анализ позволяет выделить некоторые положительные черты педагогических технологий, не абсолютизируя их отличия от применяемых методов обучения:

- технология более детальна, она алгоритмично трансформируется до уровня исполнителя, в силу этого обеспечивает минимальный уровень распространения случайных сбоев и ошибок алгоритмов обучения;

- этим усиливающим положительным фактором дополнительно обеспечивается стабильность и массовость подготовки специалистов на этапе обучения их профессиональным навыкам труда (не может быть «среднего» специалиста-профессионала - по определению);

- технология достаточно устойчива во времени в части целеполагания,

и, одновременно, как правило, она более инвариантна и более чётко следует принятой образовательной парадигме;

- технология менее инерционна в реализации конкретного маршрута обучения, она более точна, показательно индивидуальна в выборе средств обучения и личностно лабильна, хотя и оперирует теми же ценностями и использует практически тот же аппарат, что и методики обучения; фактически педагогическая технология проявляет качественно отличные от традиционных форм обучения свойства эргодичности.

В 80-х годах Э.М.Гусинский сформулировал принцип неопределён-ности для гуманитарных систем, согласно которому результаты взаимодействия и развития подобных систем не могут быть детально предсказуемы. Стало актуальным признание невозможности синергетических теорий самоорганизации.

В общем представлении синергетика рассматривается как особого рода симбиоз идей неоклассической физики, кибернетики, знаний о функционировании и развитии нелинейных процессов. Основные понятия синергетики: самоорганизация, открытость, нелинейность, бифуркация, точка бифуркации, неравновесность, флуктация, диссипативные структуры, аттрактор, система, процесс, вероятность, информация, обратная связь, кооперативное взаимодействие, хаос, когерентность, случайность.

Синергетический - это кооперированный и самоНАДстраивающийся процесс, обеспеченный достаточным количеством входящих элементов. Он непрерывен и принципиально (при непрерывном усложнении и расширении системы) бесконечен. Синергетические технологии представляет собой сложный комплекс взаимодействующих динамических систем, что в приложении к педагогике означает непрерывное внесение дополняющих корригирующих, корректирующих и значительно более радикальных изменений в системы критериев образования. Он обусловливает трансформацию оценки результатов обучения под влиянием объективных законов развития производительных сил и производственных отношений. Наибольшее влияние оказывается непрерывно модифицирующимися и усложняющимися законами экономики и достаточно быстро меняющимися ценностями социума.

Синергетика оперирует трансдисциплинарной научной теорией самоорганизации, по сути, она является аппаратом создания, формирования, поддержания политеории2 и раскрывает системность и динамику окружающего мира, что может стать концептуальной основой разнопредметных научных знаний3. О синергетике можно говорить как о секуляризации надежды - процессе освобождения различных сфер сознания от влияния религии во всех её проявлениях. Синергетический подход в теорию и методологию построения образовательных систем привнесён работами В.Г.Виненко, Л.Я.Зорина, Л.И.Новикова, Н.М.Таланчук и др. Это - постнеоклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений. Синергетика пытается построить модели процессов возникновения более высоких уровней организации из более низких; идёт целенаправленное построение более высоко организованного объекта, системы более организованных элементов, предпринимается попытка анализа процесса усложнения систем (в первую очередь информационных), происходит формирование знаниевого базиса интеллекта.

В этом процессе рассматриваются особая парадигма мировосприятия и специфический (нелинейный) стиль мышления. В определённой мере

2 Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. - 480 с.

3 Игнатова, В.А. Педагогические аспекты синергетики / В.А. Игнатова // Педагогика. - 2009. -№ 8.- С. 26-31.

аналогом синергетики выступают теория диссипативных структур, теория катастроф. Основные принципы построения и развития теории педагогики, практика и специфика функционирования педагогических систем следуют и используют синергетические технологии, согласно которым выполняются требования синхронизации характеристик и свойств всех составляющих её элементов, параметров, ограничений, блоков, при одновременном допущении широкого разброса их потенциалов (индивидуальных отличий). Такая система непрерывно находится в динамическом равновесии и только в динамике модернизирует свои наилучшие функционалы.

Кроме совпадения по времени (моменту) проявления, а также достижения приемлемого паритета уровней ведущих параметров, педагогическая система, обладающая свойствами динамической уравновешенности, требует для наиболее полного использования своего общего, суммарного потенциала учёта различных частот, периодик и фаз активизации и воздействия со стороны основных элементов (учащегося и преподавателя). Требуется полноценный учёт системообразующих компонентов и функций на фоне присутствующих в учебном процессе счётных, чётко определённых и строго ограниченных массовых ресурсообеспечивающих и качественно определяющих факторов системы: предписаний и требований образовательного стандарта, нормативных локальных актов учебных заведений, расписания занятий, параметров активных и пассивных участников процесса, психофизиологические качества участников и т.д.

Особенностью именно педагогических систем является то обстоятельство, что подобная общность развивается, модифицируется, значительно повышая свою энтропию, только лишь под резонансными воздействиями на всю комплексность активных элементов, т.е. главное условие проявления наибольшей эффективности для взаимодействующих систем, подсистем, элементов, функций - достижение резонанса частот функционирования ведущих элементов системы!

Когнитивно-дидактический цикл, соответствующий выделенному периоду процесса обучения (урок, практическое занятие, время изучения учебного модуля), предполагает присутствие и сингулярное (знако-зависимое) проявление в процессе восприятия, усвоения элементов знаний и функционирования процедур, трансформирующих их (знания) до уровня конструктов тезаурусов, преобразуя получаемые знания в разнообразные группы ценностей: - духовные, социальные, интеллектуальные; - творчества, переживания, отношения; - образовательные, воспитательные; - психологические, профессионально-педагогические и некоторые другие4.

Выделенные аспекты системного подхода к исследованию проблем и задач дидактики служат основой для разработки и претворения в практику

4 Маткин, В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к процессу подготовки специалиста-профессионала / В. Маткин // Вестник высшей школы.-1999.- № 6.- С. 23-34.

методов обучения, обладающих способностью использовать частные и совокупные инновационные качества и тенденции динамичного развития процесса обучения. В настоящее время конвенциональные системы обучения, принятые в соответствии с установленными традициями, подвергаются глубоким модернизациям и в значительной мере уступают свои позиции новым методам и технологиям обучения. В общем случае любое обучение предполагает наличие жёстко описанного минимума исходных условий - некоторой системы образования. Определить (записать, задать) систему означает:

1. Выделить роль и взаимосвязи в метасистеме;

2. Раскрыть совокупные и оптимальные свойства компонентов;

3. Вычленить структуру системы.

Существуют общие понятия системного подхода, непреложно присутствующие в педагогической системе: компонент, элемент, структура, связь, отношение, интеграция, целостность, среда, функция, системно-образующий фактор. Педагогические системы подвергаются четырём основным видам анализа с использованием этих факторов:

- морфологическому - что представляет собой экспертный метод систематизированного обзора всех возможных комбинаций развития отдельных элементов и всей системы в целом; метод построен на полных и строгих классификациях всех объектов системы и предполагает сравнительный анализ различных сценариев будущего развития, написанного различными экспертами;

- структурному - подразделённая на отдельные структурные части (подсистемы, функции, уровни), система оценивается с точки зрения постоянства её отдельных элементов: соотношение объёмов, полнота характеристик, реакция на внешние условия и т.д.

- функциональному - исследуется степень использования ресурсов; при этом особое значение для профессиональной школы имеет анализ соизмеримости, производимых на всех этапах обучения, затрат и уровня достигаемых при этом результатов, а также определение оптимальной последовательности этапов обучения, всесторонняя обработка возникающих критических ситуаций и выработка путей их преодоления;

- генетическому - тщательному исследованию подвергаются происхождение, рост, развитие, превращения, усложнение отдельных элементов и т.д.

Одно из главных назначений системы профессионального обучения -выполнение полноценной дидактической адаптации. Дидактическая адаптация - это целенаправленный процесс согласованного взаимодействия субъектов обучения с учётом возможностей их самих и дидактической среды, регулируемый при помощи специальных дидактических средств и методов частных дидактик.

Целостная концепция адаптивной системы подготовки специалистов (как педагогическая концепция индивидуализации обучения) должна

включать следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные научно-методические компоненты:

- адекватный формально-понятийный аппарат (наполнение тезауруса выпускаемых специалистов единообразным понятийным ядром), от обозначений до формулировки понятий и трактовки проблем;

- совокупность всесторонне разработанных технологий обучения, включая нарождающиеся технологии воспитания и психологической подготовки;

- вариативные средства обучения, наиболее полно отвечающие задачам интенсификации технологий личностно-направленного обучения.

Базисным функциональным компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъектов на высокий коллективно-общественный рейтинг с их возможностями и реалиями окружающей среды, что и показывают результаты обучения практическим навыкам профессионального труда. К основным характеристическим особенностям выделенной части педагогической системы относятся:

1. Дидактическая адаптация - многозначна, она включает в себя, в частности, понятия, характеристики: процесс, результат, предмет, явление, объект, условие, функции, фаза, метод, стадия. Эти характеристики могут достигать достаточной однозначности и рельефной определённости понятийных границ только в контексте системы доказательных рассуждений. Кроме того, необходимо определить состав действий всех участников учебного процесса и сценарии выполнения этих действий с учётом возможности занятия активной позиции как одним, так и другим участником группы: «учащийся - преподаватель», «индивид - учебная группа», «преподаватель - лидер учебной группы» и др.

2. Дидактическая адаптация - многоаспектна, она требует учёта множества факторов (включенных и активно наполняющих дидактическую систему педагогической технологии): - стратегических (социальных, экономических, философских, психологических, физиологических, педагогических); - тактических (дидактических, психолого-педагогических, социальных); - оперативных (учебных, воспитательных, корректирующих, физиологических) и т.д.;

3. Дидактическая адаптация - целенаправлена, это обозначено в оперировании факторами: обученность, интенсивность, конечность, устойчивость и др., имея различную адресную направленность, эти векторы воздействия оперируют единичным ядром аргументов, дополняемым в каждом частном случае качественными характеристиками, требованиями, условиями, критериями; к аргументам «ядра», характеризующими ценности образования и жизнебезопасного существования человека относят: смысл, свобода, гуманизм, самоценность и др.

4. Дидактическая адаптация - социально-ситуативна, она направлена и активно изменяет параметры процессов взаимодействия элементов и отдельных блоков систем:

- субъект-субъект - в процессе взаимодействия объединяются предметы совместной деятельности, корректируются, приближаются к приемлемому с обеих сторон уровню совпадения, цели;

- субъект-малый коллектив (группа) - происходит выделение и концентрация ролевой составляющей учебной деятельности, проявляются контрастирующие степени референтности группы и отдельных индивидов;

- субъект-коллектив - процесс обучения неизбежно присваивает каждой обучающейся личности свой рейтинг; процессы повышения этого рейтинга и занятие соответствующего места на иерархической лестнице коллективного существования резко интенсифицирует процесс социализации личности, что может стимулировать развитие личности, а равно и, при соответствующих обстоятельствах, в значительной степени подавлять индивидуальность;

- группа-коллектив - объединение отдельных индивидов в группы - есть проявление развитие структуры коллектива; совместная учебная деятельность ускоряет и совершенствует этот процесс; вектор совершенствования группы практически никогда полностью не совпадает с генеральной линией развития всего коллектива, но всегда - дополняет и расширяет область проявления интересов, как отдельных личностей, так и коллектива в целом;

5. Дидактическая адаптация - динамична и стадийна, ей присущи различные режимы проявления в масштабах времени:

- реального времени - монолог, диалог, полидиалог;

- тактические этапы-цели - урок, практическое занятие, поверочное задание;

- стратегия - воспитательный и развивающий аспекты.

С учётом изложенного, систему профессионального обучения возможно рассматривать в некотором роде как проявление некоторого конструкта на поле дидактической адаптации заданного и контролируемого процесса воспитания и обучения, цели, задачи, содержание, мотивы, оценки, результаты деятельности которого подчинены организационно-процессуальным алгоритмам-требованиям подготовки специалиста. Деятельность этой системы направлена, в частности, на:

1. Построение адаптивной логико-лингвистической модели обучаемого;

2. Выработку рациональной стратегии адаптивного управления.

Структуру учебного процесса нельзя унифицировать. Она может быть

общей только в отдельных компонентах (диагностическом, социальном, процессуальном и др.) но такие её компоненты как гностический, технологический, методический, проектировочный, воспитательный и некоторые другие всегда имеют сугубо личностную основу, зависящую от подготовки и состояния участников процесса обучения, учебной базы, многих внешних условий. В общем подходе педагогическая система как целое является контекстом для своих элементов, полностью раскрывающих все аспекты самого процесса обучения. Она определяет собой их смысл и значения.

Современная педагогика впервые столь широко сталкивается с необходимостью совершенствования теории и практики обеспечения и сопровождения непрерывности процесса расширения понятия, содержания и места контекста в процессе обучения. При рассмотрении любого педагогического взаимодействия (акта учитель - ученик) необходимо различать контекст порождения текста (учителем) и контекст его восприятия (учеником). Именно эта разница определяет различия интеллектов и права обладать властью над знаниями и права руководить самим процессом обучения партнёра (субъекта обучения). При этом реальность обстоятельств педагогического общения-контакта объективно свидетельствует о том, что язык системы (личности или сообщества, учебной группы, преподавателя учебной группы, личности и учебной группы) - есть сугубо индивидуальное достояние. Понимание одних и тех же слов и выражений, знаков и обозначений существенно различаются в контекстах разных систем, и каждая из систем-участников педагогического процесса придерживается и сохраняет некоторое постоянство своего трактования смысла, своего контекста. В широком смысле проблема понимания (или герменевтики) стала одной из центральных методологических проблем5.

Слово, как дискретный элемент учебного сообщения, обозначает модель, существующую в данной системе, и выступает от её имени. Однако индивидуальная модель субъективна, уникальна и занимает в различных системах разное положение, что связано с различными связями и отношениями в многослойной горизонтальной и вертикальной подчинённости подсистем педагогического процесса, а слово часто используется одно и то же. Совокупность слов, фраз, логика их построения и взаимодействия создают первоначальную структуру образа.

Построение и модернизация образа осуществляется по индивидуальным алгоритмам каждым участником процесса обучения. Оно выполняется сочетанием и перестановкой элементов, синтезом и трансформацией, выделением (отпочкованием) и слиянием (растворением), агглютинацией (склеиванием), построением по аналогу и т.д. Образ создаётся как результат взаимодействия функционалов контекстов, полностью либо частично воспринятых обучаемым. Последнее обстоятельство определяет наличие специфического объёма «недосказанности» преподавателем изучаемого материала, оставляемого на домысливание, разгадку самим обучаемым во время самостоятельной подготовки и т.д. Недостающий элемент заставляет обучаемого активизировать самостоятельный поиск смысла и истины учебного сообщения. Индивидуальный вариант проверяется аттестующим преподавателем и понятие, сформированное обучаемым, может быть помещено им в базы знаний только после дополнительных затрат на доказательство преимуществ собственной

5 Магазанник В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений// Психологический журнал. - 1997.- т. 18.-№ 1. - С. 90-97.

правоты. Понятие становится прообразом, основой, критерием, вершиной развивающейся ветви дерева знаний обучаемого по данной проблеме, операции, вопросу, основой построения несущего фрактала (структурной основы, наброска, остова) базового образа.

Этот дискрет ознаменовывает преодоление определённых (на практике описываемых в численных характеристиках) затруднений при изучении отдельной единицы учебного материала, в частности учебного модуля. Он характерен положительным результатом обучения (при обязательном выполнении условия достижения уровня усвоения не ниже требований стандарта). В этом случае количественно-качественный рубеж успешности обучения на данном этапе описывается сформированным обучаемым законченным понятийным образом: полностью усвоенным теоретическим материалом, либо сформированным умениям, либо закреплённым практическим навыком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.