Научная статья на тему 'Элементы поэтики романа воспитания в производственном романе 1930 - х годов («Люди из захолустья» А. Малышкина)'

Элементы поэтики романа воспитания в производственном романе 1930 - х годов («Люди из захолустья» А. Малышкина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
871
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ДИКТАТ ВРЕМЕНИ / ПОЭТИКА / NOVEL OF EDUCATION / SOCIALIST FORMATION / SOCIAL ENVIRONMENT / TIME DICTATION / POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токарева Т. Н.

Статья рассматриваетжанровые модификации романа в русской советской литературе 1930-х годов. «Производственный роман», опираясь на одну из жанровых особенностей романа воспитания перемещение героя в пространстве и во времени показывает процесс формирования нового мироотношения героя, которое ставится автором в прямую зависимость от смены социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of the poetics of the novel of education in the industrial novel 1930s (" People from the backwoods" by A. Malyshkin)

The article examines the genre of the novel modification of the Russian Soviet literature 1930s. The" Industrial" novel leans against one of genre features of the novel of education movement of the hero in space and time shows the process of forming new attitude to life which is put by the author in direct dependence on change of the social environment.

Текст научной работы на тему «Элементы поэтики романа воспитания в производственном романе 1930 - х годов («Люди из захолустья» А. Малышкина)»

УДК 821.161.1-3

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИКИ РОМАНА ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ РОМАНЕ 1930 - Х ГОДОВ («ЛЮДИ ИЗ ЗАХОЛУСТЬЯ» А. МАЛЫШКИНА)

Т. Н. Токарева

Статья рассматривает жанровые модификации романа в русской советской литературе 1930-х годов. «Производственный роман», опираясь на одну из жанровых особенностей романа воспитания -перемещение героя в пространстве и во времени - показывает процесс формирования нового мироотношения героя, которое ставится автором в прямую зависимость от смены социальной среды. Ключевые слова: роман воспитания, социалистическое строительство, социальная среда, диктат времени, поэтика.

Как известно, проблемы формирования личности, воспринятые советской литературой от жанра романа воспитания, оставались в центре внимания советской романистики в разные периоды ее развития. В 1930-е годы они вошли органической частью в роман о социалистическом строительстве. Ведущая его тема была связана с мыслью о преобразующей роли коллективного труда. В 1931 году в журнале «Наши достижения» М.Горький писал: «... никогда еще в мире, за всю его историю, труд не обнаруживал так ярко и убедительно своей сказочной силы, преобразующей людей и жизнь, как обнаруживает он эту силу в наши дни, у нас, в государстве рабочих и крестьян» [1, с.114].

Публицистически-пафосная горьковская мысль была обращена прежде всего к писателям, которые должны были реализовать ее в художественных текстах, в судьбах героев. Она диктовалась главной задачей политического момента - созданием основ социалистической индустрии. Но государственной важности задача не могла быть разрешена без коренной перестройки человека, его мировосприятия. И М.Горький указывал писателю «сказочную силу» труда, преобразующего «людей и жизнь».

А.Г.Малышкин (1892-1938) в романе со знаковым для 1930-х годов названием «Люди из захолустья» (1937-38) решает задачу переделки «человеческого материала» в процессе социалистического строительства на разных судьбах. К моменту написания романа тема социалистического строительства была уже достаточно хорошо освоена целым рядом авторов. И даже на этом фоне «Люди из захолустья» имели огромный успех, который многие критики объясняли простым выбором жизненного материала: «Для А.Малышкина в романе «Люди из захолустья» произошла та знаменательная встреча со своей темой, которая одна только и делает писателя настоящим писателем» [2, с.327]. В советской критике наибольшее внимание было сосредоточено лишь на некоторых образах произведения, считавшихся главными. Так, заслуживали особого внимания характеры Петра Соустина и Ивана Журкина, Николая Соустина и Зыбина, Подопригоры и Калабуха. Считалось, что многие образы романа, писатель соотносил с реальными участниками строек, на которых он побывал в момент его написания [3, с.128]. Увидела критика в романе и эпизоды классовой борьбы, отвечавшие изображению борьбы двух миров — старого отжившего мира и нового мира социализма [3, с.132 ].

Однако в романе было то, чего не отметила советская критика, рассматривавшая роман лишь в контексте популярной проблематики конца 1930-х годов. Для самого А.Малышкина этот роман был далеко не первым произведением. Вступивший в литературу с темой «захолустного» героя еще до революции, писатель, выпускник Петербургского университета и морской офицер революционного выпуска, в гражданскую войну работал в штабе М.В.Фрунзе, был автором не только чрезвычайно популярной в 1921 году повести «Падение Даира», но и более позднего романа «Севастополь» (1929-30), повести «Вокзалы»(1922). Центральной темой писателя во всех его произведениях являлось преображение человека революционной эпохой. Герой А.Малышкина неизменно оказывался в ситуации неизбежного подчинения жесткому диктату времени. Есть такие герои и в романе «Люди из захолустья», о них писала критика. Это Петр и Николай Соустины, Калабух, для которых новые времена несут не только новые испытания, но даже гибель. И лишь для вчерашнего батрачонка Тишки работа на стройке оборачивается радостным открытием мира, в котором он не чувствует себя в опасности. Показателем личностного роста героя в романе А.Малышкина становится меняющееся мироотношение героя.

В беседе с корреспондентом «Комсомольской правды» в марте 1933 года Малышкин говорил, что в основу книги будут положены две биографии. Одна из них начинается в деревне. Герой «робко шагает по жизненному пути. Он был батраком, он был полуграмотным крестьянским

парнем, покорно несшим на себе груз мелкособственнической психологии» [3, с. 140]. Понятно, что речь шла о Тишке. Малышкину интересно исследовать становление такого героя, потому что для автора именно он, вышедший из представителей наиболее отсталой части населения, имеющий наиболее сложный процесс своего выпрямления, подлинный творец современности.

В плане раскрытия нашей темы наибольший интерес представляет Тишка, которого на Магнитку приводит нищета, униженность и захолустность его существования в родной деревне. Судьба Тишки, сына полунищей вдовы из захолустного городка Мшанска (прообраза города детства писателя — Мокшана), с особенной остротой передает контраст безотрадной обреченности и радостного нового. Мальчик вместе с матерью батрачил у деревенского мироеда Коновалова. Привыкший быть безропотным и бесправным батраком, Тишка первое время относится к людям с опаской и недоверием. Постепенно на глазах читателей Тишка становится тем новым человеком, борьбу за которого ведут передовые люди современного Малышкину времени.

В главе «Едут» читатель впервые знакомится с Тишкой. Вместе с ним держат путь в вагоне поезда и другие герои произведения - Петр Соустин и Иван Журкин. Голодный, забитый, запуганный и бесправный, в свои восемнадцать лет Тишка — вполне беспомощный и нуждающийся в опеке взрослый ребенок. Оторванный от матери-попрошайки, паренек, озираясь, смотрит на новую обстановку: «Мальчонка одурело оглядывался, хлопая белыми, овечьими ресницами» [4, с. 61].

Понимая, что в одиночку ему не выжить, Тишка начинает цепляться за Петра, внешне уверенного в себе, умеющего говорить и знающего жизнь человека. Оказавшийся в чужой, незнакомой обстановке, Тишка чувствует себя таким же ничтожным и забитым батраком, как и в родных местах. И ему, по опыту его прежней жизни в батраках, «хотелось уцепиться в дороге за кого-нибудь поопытнее, постарше; тревожно ехалось одному: а что будет еще дальше, за тысячи мерзлых верст? И Тишке поверилось, что правда, за такими, как Петр, не пропадешь, знающий и пройдошный человек, нахальный к чужим, своего не выдаст, выручит. Надо было ему угодить» [4, с.64].

Его каждодневная задача сводится к удовлетворению элементарного чувства голода. А.Малышкин не скрывает, что Тишку на строительство в Красногорск (реальный Магнитогорск, где создавался металлургический комбинат, гигант первых пятилеток) ведут голод и нищета. Его мечты о будущем скромны, сведены к элементарным человеческим потребностям в куске хлеба и тепле. Нелегкий труд на стройке не пугает забитого паренька. Тишка начинает меняться, как только приобщается к труду на стройке и коллективному быту в бараке. Сначала грузчик и подсобный рабочий, он начинает зарабатывать и понимать, что его жизнь понемногу приобретает смысл. Перенести тяжелую работу и холод, к которым Тишке не привыкать, помогает ожидание вечера. Как вознаграждение он воспринимает долгожданное совместное чаепитие с другими жителями барака. Мечты Тишки просты и непритязательны: «Скоро выдадут первую получку за полмесяца... Если скостить долг за обеденные талоны, чистых остается двадцать два рубля. Прохарчиться хватит пять рублей (на всякий случай еще пятишница в кармане завязана); значит семнадцать можно послать маманьке» [4, с.104]. И это для него - главная награда за голод и унижения, которые он перенес в дороге, доедая оставленную пищу в станционном буфете, за ту тяжелую работу, которую ему приходится выполнять на первых порах в Красногорске.

А.Малышкин показывает, как меняется отношение Тишки к людям, как постепенно пробуждается в нем чувство собственного достоинства. Если в поезде он старался быть поближе к нахальному и «пройдошному» Петру Соустину, то опыт красногорской жизни меняет его отношение к людям и жизни. Петр Соустин — из старой жизни, в которой Тишке была навеки определена роль батрака. В Красногорске бывший батрачонок увидел иные возможности. Их открывает для него профуполномоченный Подопригора. Чужой, незнакомый человек заставляет поверить паренька в большое будущее, участником и хозяином которого может он стать. «Длинношеий, кадыкастый парнишка тянулся сзади послушать, тянулся и прятался» [4, с.162]. И задача профуполномоченного, как он ее понимает, состоит в том, чтобы этот парнишка перестал бояться, прятаться за чужие спины. И довольно скоро Подопригора добивается желаемого результата. Во время его очередного доклада «Тишка, до ломоты выпрямленный, руки крестом на груди, сидел в первом ряду» [4, с. 165].

Подопригора же, хорошо понимая чувства Тишки, «мысленно переносил парнишку в будущее, заставлял пройти там со смелым взором, с поднятой и светлой головой. Да, путь до такого был труднее, чем до дворцов над праздничной водой!..» [4, с.162]. Главное в той картине будущего, ради которой работает большевик Подопригора, - высоко поднятая голова ныне

забитого парнишки, еще не привыкшего быть свободным человеком, пока еще не умеющего принимать собственные решения.

Беседы с коммунистом увлекают Тишку. Подопригора, предлагает ему освоить профессию водителя: он описывает, как позавидуют ему односельчане, видя, каких успехов добился бывший бесправный батрак. Тишка клюет на эту удочку и записывается на курсы шоферов. Подопригора необходим таким людям, как Тишка. Впервые в своей жизни забитый батрачонок из захолустья как в чудо начинает верить в помощь чужого ему, незнакомого человека.

В полном согласии с жанром романа воспитания А.Малышкин трактует и образ Подопригоры. В перевоспитании Тишки он руководствуется не только жалостью и сочувствием забитому мальчишке, но и разрешает одну из главных задач времени - воспитывает нового человека, строителя социализма: «Парня выплеснуло сюда из недр огромного деревенского пролетариата. А что, если сразу оторвать нетронутую эту дремучую душу от мужицкой родни?» [4, с.162].

История Тишки, как она написана А.Малышкиным, в полной мере является иллюстрацией воспринятых производственным романом жанровых особенностей роман воспитания. Его судьба становится иллюстрацией тех общих закономерностей и процессов, которые были трактованы советской литературой как этапы личностного роста.

Поначалу Тишке тяжело дается учеба: сказывается опыт прежней жизни. В процесс обучения А.Малышкин включает не только самого героя, но и его окружение. Советская критика отметила этот распространенный для производственного романа прием: неудачи Тишки в обучении воспринимаются и им самим, и окружающими не как его личный неуспех, а как поражение общего дела. «Тишка испытывает не только смятение перед хитроумными механизмами, но и по отношению к товарищу, создается впечатление об ограниченности возможностей влияния коллектива» [3, с. 182]. И коллектив спасает Тишку от его неверия в собственные силы.

На этих же курсах Тишка знакомится с таким же, как он, «человеком из захолустья» Василием Петровичем, который за короткое время становится передовиком производства, получает широкую известность. Тишка хочет стать таким, как Василий Петрович. А это и есть то, чего хочет добиться большевик Подопригора.

Благоприятно влияют на парня беседы с Подопригорой, который укрепляет коллективное настроение среди тружеников, проводя беседы и собрания, организуя совместные посиделки, вселяя в них веру в счастливое будущее. И Тишка меняется вместе со стройкой. Если по дороге в Красногорск он хотел бы стать таким, как «знающий» и жуликоватый Петр Соустин, то теперь образцом для подражания становится рабочий человек Василий Петрович. Он становится его наставником не только в трудовой деятельности. Василий Петрович со своими товарищами приходит на помощь обвиненному в воровстве Тишке и протягивает ему дружескую руку. Слово «рабочий» наполняется для него новым смыслом, становится обозначением родства уже не по рождению, а по социальной принадлежности.

История личностного роста Тишки для А.Малышкина продолжена за страницами романа -еще один жанровый признак романа воспитания советского времени. В газете «Комсомольская правда» в 1933 году писатель опубликовал очерк «Двое в майках», который нашел свое место в произведении [3, с. 141]. Одним из его героев является такой же паренек, как Тишка, другим — Василий Петрович. Пожертвовав долгожданным праздником, рабочие исполняют свой гражданский долг и не дают воде пролиться на драгоценный шамотный кирпич.

Исполнение служебного долга требует отказа от праздника, на который шли рабочие, от новой майки, которая сама по себе была для Тишки праздником, и А.Малышкин не скрывает этих чувств своих героев. Василий Петрович снимает свою майку с лицом, «будто убивал кого-то», но это не мешает ему выполнить свой долг и стать примером для младшего товарища.

В последней главе первой части романа «Песня» автор подводит некоторый итог нравственному перевоспитанию героев, прибывших из глубинки на главную стройку страны. Тишка вырос и возмужал. Он окружен коллективом тружеников, ему легко и радостно. Тишка верит и доверяет своему старшему товарищу Василию Петровичу. Читатель понимает, что Тишка изменился к лучшему.

Т.о., роман о социалистическом строительстве, о сооружении гиганта черной металлургии становится рассказом о рождении личности нового времени. Судьба Тишки теперь определена его изменившимся мироотношением. В начале его пути в Красногорск мир виделся тотально враждебным, неродственным. Стройка становится для Тишки родным домом, семьей - рабочий коллектив. Бездомность сменяется теснотой и теплом барака, жизнь за печкой из милости -

равноправным положением в бригаде, забитая маменька - истинными наставниками, которые учат его быть хозяином и собственной жизни, и той стройки, на которой он становится новым человеком. Так советский производственный роман, заимствуя жанровые особенности романа воспитания, кладет в основу формирования героя изменившееся мироотношение, в котором интересы личности и коллектива совпадают.

Как известно, М.М. Бахтин создал собственную классификацию романов воспитания, положив в ее основу особенности освоения пространства и времени [5, с. 188-236]. По М. Бахтину, в романе воспитания происходит изображение жизни как опыта, как школы, через которую должен пройти всякий человек. Происходит столкновение героя с реалиями жизни, из которого и вытекают основные события романа. Примером такого произведения для М.М.Бахтина является «Обыкновенная история» (1847) А.И. Гончарова.

По такому же принципу - перемещение героя в пространстве и во времени - строится советский производственный роман, реализующий принцип зависимости героя от перемещения из одной социальной среды в другую. Бывший батрачонок Тишка, ставший сначала строителем Красногорского комбината, а затем трактористом, из человека «захолустья» (пространственный и временной признак) становится участником социалистического строительства (временной и идеологически окрашенный признак). Связь героя и социальной среды получают идеологически верное истолкование.

The article examines the genre of the novel modification of the Russian Soviet literature 1930s. The" Industrial" novel leans against one of genre features of the novel of education - movement of the hero in space and time - shows the process of forming new attitude to life which is put by the author in direct dependence on change of the social environment.

The key words: novel of education, socialist formation, social environment, time dictation, poetics.

Список литературы

1. Хватов А. Александр Малышкин: жизненный путь и художественные искания писателя/ А.Хватов. Л.: Художественная литература, 1985. 240 с.

2. Емельянов Л. Обретение устоев//Малышкин А. Люди из захолустья/А.Г.Малышкин. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1979. 335с.

3. Хватов А. Александр Малышкин: жизненный путь и художественные искания писателя/ А.Хватов. Л.: Художественная литература, 1985. 240 с.

4. Малышкин А. Люди из захолустья/А.Г.Малышкин. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1979. 335с.

5. Бахтин М.Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. М.: Искусство, 1979. С.188-236.

Об авторе

Токарева Т.Н. - аспирант Воронежского государственного университета, [email protected] Тел. 8-962-329-64-00

Tokareva T.N.

Elements of the poetics of the novel of education in the industrial novel 1930s (" People from the backwoods" by A. Malyshkin).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.