Научная статья на тему 'Элементы, обеспечивающие эффективное управление образовательной организацией высшего образования: современные тенденции'

Элементы, обеспечивающие эффективное управление образовательной организацией высшего образования: современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / элемент управления образовательной организацией / качество образования / система менеджмента качества / внешняя оценка образовательной организации / вуз / профессорско-преподавательский состав / higher education / management element of an educational organization / quality of education / quality management system / external assessment of an educational organization / university / teaching staff

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екатерина Александровна Летягина

В работе приводится авторский взгляд на перечень элементов, наличие и оценка которых позволяют прийти к выводу, что управление образовательной организацией осуществляется эффективно и соответствует современным тенденциям и требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к организациям, реализующим программы высшего образования. В ходе исследования определяется также содержание каждого приведенного элемента, входящего в систему оценки эффективного управления организацией ВО. Установлено, что ключевым элементом эффективного управления вузом выступает система менеджмента качества, которая позволяет правильно и четко осуществлять мониторинг всех направлений деятельности, получить необходимые для анализа данные. В свою очередь указанные сведения позволяют эффективно корректировать направления работы, а следовательно, и оптимизировать развитие вуза в целом, поскольку в действительности основной задачей системы управления образовательной организацией являются обеспечение непрерывного развития и совершенствование всех направлений работы и, как следствие этих процессов, рост конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements ensuring effective management of an educational institution of higher education: current trends

This work provides the author’s view of the list of elements, the presence and assessment of which allows us to come to the conclusion that the management of an educational organization is carried out effectively and complies with modern trends and requirements for educational organizations, and in particular for organizations implementing higher education programs. During the study, the content of each given element included in the system for assessing the effective management of a higher education organization is also determined. At the same time, it was established that the key element of effective university management is the quality management system, which allows for correct and accurate monitoring of all areas of activity, and obtaining the data necessary for analysis. In turn, this information makes it possible to effectively adjust the areas of work, and, consequently, optimize the development of the University as a whole, since in fact the main task of the educational organization’s management system is to ensure the continuous development and improvement of all areas of work, and, as a result of these processes, the growth of the University’s competitiveness in the educational services market.

Текст научной работы на тему «Элементы, обеспечивающие эффективное управление образовательной организацией высшего образования: современные тенденции»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 254—259. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):254 — 259.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-254-259 NIION: 2007-0062-2/24-102

EDN: https://elibrary.ru/MIZBPA MOSURED: 77/27-004-2024-02-302

Элементы, обеспечивающие эффективное управление образовательной организацией высшего образования:

современные тенденции

Екатерина Александровна Летягина

Красноярский государственный аграрный университет,

Красноярск, Россия, let_k@mail.ru

Аннотация. В работе приводится авторский взгляд на перечень элементов, наличие и оценка которых позволяют прийти к выводу, что управление образовательной организацией осуществляется эффективно и соответствует современным тенденциям и требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к организациям, реализующим программы высшего образования. В ходе исследования определяется также содержание каждого приведенного элемента, входящего в систему оценки эффективного управления организацией ВО.

Установлено, что ключевым элементом эффективного управления вузом выступает система менеджмента качества, которая позволяет правильно и четко осуществлять мониторинг всех направлений деятельности, получить необходимые для анализа данные. В свою очередь указанные сведения позволяют эффективно корректировать направления работы, а следовательно, и оптимизировать развитие вуза в целом, поскольку в действительности основной задачей системы управления образовательной организацией являются обеспечение непрерывного развития и совершенствование всех направлений работы и, как следствие этих процессов, рост конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: высшее образование, элемент управления образовательной организацией, качество образования, система менеджмента качества, внешняя оценка образовательной организации, вуз, профессорско-преподавательский состав

Для цитирования: Летягина Е.А. Элементы, обеспечивающие эффективное управление образовательной организацией высшего образования: современные тенденции // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 254—259. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-254-259. EDN: https://elibrary.ru/MIZBPA.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Elements ensuring effective management of an educational institution of higher education: current trends

Ekaterina A. Letyagina

krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk,

Russia, let_k@mail.ru

Abstract. This work provides the author's view of the list of elements, the presence and assessment of which allows us to come to the conclusion that the management of an educational organization is carried out effectively and complies with modern trends and requirements for educational organizations, and in particular for organizations implementing higher education programs. During the study, the content of each given element included in the system for assessing the effective management of a higher education organization is also determined.

At the same time, it was established that the key element of effective university management is the quality management system, which allows for correct and accurate monitoring of all areas of activity, and obtaining the data necessary for analysis. In turn, this information makes it possible to effectively adjust the areas of work, and, consequently, optimize the development of the University as a whole, since in fact the main task of the educational organi-

© Летягина Е.А., 2024

zation's management system is to ensure the continuous development and improvement of all areas of work, and, as a result of these processes, the growth of the University's competitiveness in the educational services market.

Keywords: higher education, management element of an educational organization, quality of education, quality management system, external assessment of an educational organization, university, teaching staff

For citation: Letyagina E.A. Elements ensuring effective management of an educational institution of higher education: current trends // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):254 — 259. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-254-259. EDN: https://elibrary.ru/MIZBPA.

В настоящее время неизменно возникает вопрос, насколько эффективно работает образовательная организация, насколько ее образовательные продукты востребованы в общественном пространстве [1, с. 57; 2, с. 11]. При этом очевидно, что эффективная работа образовательной организации определяется тем, насколько оптимально построено и реализуется ее управление, как регулируется ее деятельность.

Многие исследователи, в том числе и мы, разделяя точку зрения об открытости системы управления вузом и ее постоянной динамичности, задаются вопросом: «Какие же составляющие влияют на систему управления вузом, определяя ее как эффективную и результативную?».

Размышляя на эту тему, следует отметить, что отдельные исследования этих вопросов указали, что прямой зависимости качества различных инновационных программ подготовки специалистов и рейтинговым местом вуза нет, а действующие модели новаторских организаций высшего образования (ВО) не позволяют точно определить, почему тот или иной вуз результативнее остальных с позиции управленческой системы в условиях современной динамично изменяющейся ситуации.

Обозначим, что система управления организациями ВО постоянно сталкивается с новыми реалиями, требующими быстрой и своевременной адаптации и перестройки. При этом самая важная составляющая современных условий, глобально влияющих как на вуз, так и, естественно, на систему его управления, — это циф-ровизация всех процессов, реализуемых в образовательном пространстве.

Кроме того, современный вуз обязан управлять рисками для достижения обозначенных им же самим стратегических показателей деятельности, типологизировать вызовы и возможные сложности для их контроля.

Отметим, что в современных условиях вуз не может функционировать строго изолированно только в рамках образовательной среды, он обязан конструктивно взаимодействовать с рынком трудовых ресурсов, выпуская не абстрактно подготовленные кадры, а востребованных, обладающих практическими компетенциями специ-

алистов, способных реализовывать трудовые функции с учетом новых требований различных сфер экономики.

Таким образом, система управления современным вузом должна быть максимально гибкой, динамичной, готовой формировать необходимые партнерские связи как внутри государства, так и за рубежом с новыми субъектами образовательного пространства, а ее структурные элементы обеспечивать результативность работы вуза в образовательном пространстве. Именно поэтому в настоящее время исследование элементов, обеспечивающих эффективное управление образовательной организацией, их оценка приобретают все большее значение.

Вопросы оценки эффективности деятельности образовательных структур по определенным показателям в целом, их перечень и содержание подвержены динамике и сохраняют дискуссион-ность [3, с. 196]. Эти и другие вопросы требуют теоретической проработки и универсализации. Такое осмысление позволит образовательным организациям модернизировать свою систему управления, построить ее в соответствии с актуальными задачами и, как следствие, повысить качество образования, а также конкурентоспособность в сфере образовательных услуг и рынка труда [4, с. 90].

Исследуя вопросы эффективного управления образовательной организацией, необходимо понимать, что оно зависит в том числе от уровня реализуемого образования. В данном исследовании мы рассмотрим вопросы эффективного управления образовательной организацией, реализующей уровень высшего образования, к таковым относится вуз.

Отметим, что вопросы управления образовательными учреждениями изучаются в работах многих современных ученых, например, в работах А.Е. Абрамешина, Т.П. Ворониной, А.Д. Иван-никова, Н.В. Коноплиной, О.П. Молчановой, А.Н. Тихонова, Ю.И. Щербакова и др. [5, с. 3].

Разные исследователи в своих трудах поднимают вопросы построения системы мониторинга деятельности вузов для определения эффективности их функционирования, например, Б.Т. То-робеков, А.А. Азимова [6, с. 547]. Г.И. Займист

детально изучал классификацию рисков цифровой трансформации в системе высшего образования, при этом в работе обозначено, что риски цифровой трансформации связаны в первую очередь с системой управления вузом [7, с. 222].

Перечисленные нами, а также и другие работы, несомненно, имеют большое теоретическое значение, а их результаты могут быть использованы при функционировании образовательных организаций ВО на практике. Однако разнообразие исследований не решает всех вопросов относительно окончательного определения максимально эффективной системы управления организациями ВО, авторы по-разному определяют структурные компоненты системы эффективной работы вуза.

Именно поэтому наше исследование дополнит объем теоретических разработок по вопросам систем управления вузами в Российской Федерации в современных условиях и может использоваться в практической деятельности вуза.

Приступая к характеристике элементов, обеспечивающих эффективное управление вузом, мы хотели бы изначально определиться, что обозначаемые нами позиции являются авторским видением и не исключают других точек зрения на данные вопросы.

С учетом вышеизложенного мы полагаем, что одним из важнейших элементов, обеспечивающих оптимальное и результативное управление вузом, является кадровый состав, основу которого составляют преподаватели [8, с. 47]. Для качественного взаимодействия с преподавателями вузы должны сформировать объективные и доступные для ознакомления процедуры по вовлечению, развитию, в том числе повышению квалификации профессорско-преподавательского состава (далее — ППС), которые будут стимулировать и обеспечивать требуемый для уровня ВО объем профессиональных компетенций ППС, их заинтересованность в постоянном совершенствовании соответствующих компетенций, что в свою очередь позволит ППС результативно осуществлять образовательную деятельность в организации ВО [9, с. 796].

Критериями оценки приведенного элемента являются:

■ достаточность объема подготовки и компетенций ППС;

■ наличие у ППС ученых степеней, званий; заслуженных отличий (благодарностей, премий, наград и т.п.);

■ наличие практического опыта по реализуемым предметам;

■ работа ППС в области подготовки учебно-методической литературы, обеспечивающей качественный образовательный процесс;

■ соответствие объема компетенций ППС преподаваемым ими дисциплинам, установленных нормативными правовыми требованиями;

■ научно-исследовательская деятельность ППС, а также работа по внедрению ее результатов в процесс подготовки специалистов;

■ применение ППС в системе инновационных методов и методик преподавания, а также использовании современных электронно-цифровых технологий;

■ участие ППС в конференциях, проектах, грантах и др. [10, с. 361].

Вторым очень важным элементом, позволяющим эффективно управлять вузом, выступает наличие системы менеджмента качества (далее — СМК), функционирующей в том числе и на электронно-цифровой платформе вуза [11, с. 921].

СМК обеспечивает качественный сбор, анализ и применение сведений для выстраивания и корректировки управления направлениями деятельности вуза. Считаем, что этот элемент должен быть правильно определен в функционирующей модели управления организацией ВО с учетом специфики образовательного менеджмента.

Совершенно очевидно, что вузы с оптимальной и результативной системой управления основываются в своей деятельности на эффективно работающей СМК, позволяющей выявлять проблемы и сложности в реализации тех или иных направлений деятельности. При этом объективно формируемые СМК сведения являются необходимым основанием для принятия управленческих решений, выявления ошибок и недоработок, а также их устранения при оптимизации всех процессов в вузе. Полученные сведения позволяют выявить направления, реализуемые эффективно, а также и те, что нуждаются в улучшении, модернизации, реорганизации, оптимизации и т.п.

Таким образом, в вузе при наличии оптимальной СМК должны быть разработаны и осуществляться в установленном порядке процедуры сбора и анализа сведений о реализуемых направлениях работы, а также определен порядок их применения в практической деятельности.

Качественная составляющая информации, получаемая вузом посредством СМК, определяется вузом самостоятельно, исходя из стратегических целей. Вместе с тем считаем, что образо-

вательным организациям уровня ВО необходимо проводить мониторинг следующих параметров: численность обучающихся и динамика ее изменения; данные об академической успеваемости, иных достижений студентов; удовлетворенность обучающихся качеством предоставляемых образовательных услуг; информация о качестве и возможности доступа к различным ресурсам вуза, в том числе электронных-цифровых; показатели трудоустройства выпускников [12, с. 33]. При этом специалисты СМК могут применять различные методы и методики сбора данных, однако повышает эффективность их работы вовлеченность обучающихся в процесс сбора и анализа соответствующих сведений.

При оценке эффективности данного элемента следует учитывать:

■ наличие и эффективность системы сбора и мониторинга сведений о специальностях и профилях, реализуемых вузом;

■ степень вовлеченности обучающихся и сотрудников вуза в процесс сбора и анализа сведений об образовательном процессе и иных направлениях деятельности вуза;

■ наличие в образовательной организации ВО единой информационно-телекоммуникационной системы, ее эффективность, степень внедрения электронно-цифровых ресурсов в управление вузом в целом и в образовательный процесс в частности.

Таким образом, при функционировании СМК есть возможность получать обратную связь о направлениях деятельности вуза, а следовательно, адекватно формировать систему управления образовательной организацией.

Следующим элементом, позволяющим осуществлять эффективное управление вузом, является внешняя оценка реализуемых направлений подготовки в вузе, которая обеспечивает и гарантирует внешний объективный контроль качества образовательных программ и качества работы образовательной организации [13, с. 37]. Именно поэтому, мы полагаем, при наличии грамотного и эффективного управления вузом он должен систематически принимать участие в процедуре внешней оценки качества реализуемых образовательных программ. Такой внешний скрининг позволяет достаточно широкому кругу заинтересованных лиц получить объективную информацию о фактическом состоянии и результатах работы вуза.

При этом следует отметить, что функционирование указанного структурного элемента не сводится к получению внешнего отзыва, формированию отчета или составлению плана коррек-

тирующих мероприятий. Полагаем, что эффективно управляемые вузы должны стремиться к тому, чтобы прогрессивные изменения, обусловленные проведением внешней оценки качества, имели место в течение всего периода действия внешней оценки до следующей процедуры, а иногда и выходили за рамки корректировочных действий.

При характеристике этого элемента необходимо оценивать:

■ наличие и периодичность внешней оценки направлений подготовки вуза;

■ наличие планов корректирующих мероприятий, основанных на рекомендациях лиц, осуществивших процедуры внешней экспертизы соответствующих направлений деятельности вуза;

■ проанализированы ли результаты предшествующих мероприятий внешней оценки при осуществлении последующих внешних проверок.

Полагаем, что еще один очень важный элемент эффективного управления образовательной организацией — это транслируемая в общественную среду информация о деятельности вуза, в том числе о реализуемых образовательных программах. Указанная информация должна обладать объективностью, актуальностью и быть доступной для широкого круга общественности и заинтересованных лиц. Более того, отметим, что информация о результатах работы вуза актуальна для многих заинтересованных категорий (абитуриентов, студентов, выпускников, работодателей — юридических лиц и государственных структур и т.п.).

При характеристике этого элемента следует оценивать:

■ доступность и простоту использования официального веб-сайта вуза, возможности его применения в образовательной деятельности вуза;

■ актуальность и достоверность сведений о деятельности вуза, размещаемых на официальном веб-сайте вуза, а также транслируемых в различных средствах массовой информации;

■ актуальность и достоверность сведений о возможностях и результатах трудоустройства выпускников вуза;

■ наличие сведений об активном взаимодействии вуза с различными профессиональными ассоциациями и другими организациями;

■ наличие возможности обратной связи любого заинтересованного лица с вузом (упол-

номоченными должностными лицами) в случае необходимости.

Завершая наше исследование, отметим, что приведенные нами элементы, обеспечивающие эффективное управление вузом, не являются исчерпывающими, мы лишь считаем, что они наиболее значимы в современных условиях развития системы ВО.

В ходе проведенного анализа мы пришли к следующим выводам.

Так или иначе, говоря об элементах, обеспечивающих эффективное управление современным российским вузом, следует отметить, что они не могут функционировать вне рамок стратегии каждой конкретной образовательной организации ВО, в связи с этим мы должны всегда понимать, что управление вузом носит стратегический характер. С учетом данной позиции ключевым средством управления современным вузом является научная, инновационная миссия, определяющая главные (приоритетные) сферы и акценты траектории развития различных направлений деятельности образовательной организации ВО.

Мы уверены, что важнейшими элементами, обеспечивающими эффективное управление вузом, являются кадровый состав образовательной организации ВО, СМК, внешняя оценка качества образовательных программ, система информирования общества о деятельности вуза. Учет, анализ и оценка данных компонентов позволяют корректировать систему управления вузом, а следовательно, значительно повышать эффективность его деятельности.

Более того, эффективное функционирование рассмотренных элементов будет способствовать укреплению позиции вуза в рамках конкурентной среды; обеспечит оптимальное функционирование кадровых, материально-технических и иных ресурсов вуза; позволит оптимизировать процесс привлечения дополнительных ресурсов, создания благоприятного инвестиционного климата за счет повышения привлекательности вуза.

Список источников

1. Назарова С.И. Тенденции развития современной системы образования // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 1 (29). С. 57.

2. Ураков АА Развитие системы управления в высших учебных заведениях / / Современные проблемы развития профессионального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 15 декабря 2022 г. Н. Новгород:

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2023. С. 10—14.

3. Медведева Н.В., Порошкина М.В. Исследование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования / / Материалы Ивановских чтений. 2017. № 2-1 (12). С. 196.

4. Аманацкий Ю.В. Современное отечественное образование в системе национальной безопасности России / / Юридическая наука: история и современность. 2017. № 3. С. 90.

5. Асаул АН, Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. СПб.: Гуманистика, 2007.

6. Торобеков Б.Т. Основы концепции построения информационной системы мониторинга эффективности деятельности вузов / / Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 9. С. 547—551.

7. Займист Г.И. Классификация рисков цифровой трансформации в системе высшего образования // Проблемы теории и практики современной науки: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 21 ноября 2022 г. Нефтекамск: Мир науки, 2022. С. 222—227.

8. Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы молодых специалистов / / Вестник Удмуртского университета. 2019. № 2. С. 47.

9. Галактионова Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / / Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 796.

10. Летягина ЕА. Актуальные вопросы саморазвития цифровых компетенций студентов в системе высшего образования / / Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, Красноярск, 19—21 апреля

2022 г. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 364—367.

11. Сухорукова Д.В. Эффективность контроля качества национальной системы высшего образования // Самоуправление. 2023. № 1 (134). С. 920—923.

12. Летягина ЕА. Проблемные вопросы современного высшего образования / / Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 18-20 апреля

2023 г. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2023. С. 32—34.

13. Letyagina E., Storozheva A., Dadayan E.V. Self-examination fs the main mechanism that

universities use to assess the quality of implementation of educational programs modern requirements / / International Scientific Conference "ICEST-2020: Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society" in May 20—22, 2020, Saint-Petersburg — Krasnoyarsk, Russia. P. 36—45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Nazarova S.I. Trends in the development of the modern education system // Education management: theory and practice. 2018. No. 1 (29). p. 57.

2. Urakov AA Development of the management system in higher educational institutions // Modern problems of professional education development: a collection of articles based on the materials of the All-Russian Scientific and practical conference, Nizhny Novgorod, December 15, 2022 N. Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 2023. pp. 10—14.

3. Medvedeva N.V., Poroshkina M.V. Research on the activities of local governments in the field of education / / Materials of the Ivanovo readings. 2017. No. 2-1 (12). p. 196.

4. Amanatsky Yu.V. Modern domestic education in the national security system of Russia / / Legal science: history and modernity. 2017. No. 3. p. 90.

5. Asaul A.N., Kaparov B.M. Management of a higher educational institution in an innovative economy. St. Petersburg: Humanistics, 2007.

6. Torobekov B.T. Fundamentals of the concept of building an information system for monitoring the effectiveness of universities / / Bulletin of Science and practice. 2022. Vol. 8. No. 9. pp. 547—551.

7. Zaimist G.I. Classification of risks of digital transformation in the higher education system // Problems of theory and practice of modern science: materials of the International (correspondence) scientific and practical conference, Neftekamsk,

November 21, 2022 Neftekamsk: The World of Science, 2022. pp. 222—227.

8. Matveev V.V. Reform of higher education in Russia and prospects for young specialists / / Bulletin of the Udmurt University. 2019. No. 2. p. 47.

9. Galaktionova Yu.Yu. The state of the education system in modern Russia and forecasting its further development // Alley of Science. 2018. Vol. 4. No. 1 (17). p. 796.

10. Letyagina EA. Topical issues of self-development of students' digital competencies in the higher education system / / Science and Education: experience, problems, development prospects: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 70th anniversary of the Krasnoyarsk State University of Higher Education, Krasnoyarsk, April 19—21, 2022 Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2022. pp. 364—367.

11. Sukhorukova D.V. Effectiveness of quality control of the national system of higher education // Self-government. 2023. No. 1 (134). pp. 920—923.

12. Letyagina EA Problematic issues of modern higher education // Science and education: experience, problems, development prospects: materials of the international scientific and practical conference, Krasnoyarsk, April 18—20, 2023 Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University, 2023. pp. 32—34.

13. Letyagina E., Storozheva A., Dadayan E.V. Self-examination fs the main mechanism that universities use to assess the quality of implementation of educational programs modern requirements // International Scientific Conference "ICEST-2020: Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society" in May 20—22, 2020, Saint-Petersburg — Krasnoyarsk, Russia. P. 36—45.

Информация об авторе

Е.А. Летягина — доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Красноярского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук.

Information about the author

E.A. Letyagina — Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure at the Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University, Candidate of Law.

Статья поступила в редакцию 15.04.2024; одобрена после рецензирования 15.05.2024; принята к публикации 14.06.2024.

The article was submitted 1 5.04.2024; approved after reviewing 1 5.05.2024; accepted for publication 1 4.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.