Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ(НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ В. Л. КВИНТА)'

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ(НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ В. Л. КВИНТА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шацкая Ирина Вячеславовна

Конкурентные преимущества - важная экономическая категория, находящаяся под пристальным вниманием исследователей. Любой организации в целях разграничения с прочими участниками рынка требуется обладать отличительными характеристиками. Данное правило актуально и для образовательных организаций, которые функционируют на рынке образовательных услуг, характеризующемся стабильным повышением уровня конкуренции. Отсюда актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных методов решения проблемы конкуренции между образовательными организациями в системе высшего образования. Целью исследования является раскрытие сущности конкурентных преимуществ образовательной организации, а также изучение факторов, способствующих их формированию и развитию. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: проработать содержание конкурентных преимуществ образовательной организации; сформулировать факторы, характеризующие конкурентоспособность образовательной организации; выдвинуть рекомендации, связанные с формированием и развитием конкурентных преимуществ образовательной организации. Теоретико-методологической основой исследования служат научные достижения отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта, в том числе образовательной организации. Научные выводы автора базируются на теории стратегии и методологии стратегирования выдающегося ученого В. Л. Квинта. Для обоснования достигнутых результатов использовалась совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, обобщения, аналогии, научной теории. В результате исследования на основе теории стратегии и методологии стратегирования В. Л. Квинта раскрыта сущность конкурентных преимуществ образовательной организации как элемента ее стратегии. Сделан вывод о том, что конкурентные преимущества - существенный элемент стратегической архитектуры, который, во-первых, обеспечивает результативность стратегии, во-вторых, является своеобразным фильтром в системе целеполагания образовательной организации. Выдвинут ряд рекомендаций, связанных с управлением конкурентными преимуществами образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGES AS AN ELEMENT OF THE STRATEGY OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION (BASED ON THE V. L. KVINT’S METHODOLOGY)

Competitive advantages are an important economic category that is receiving close attention from researchers. Any organization needs to have distinctive characteristics in order to distinguish it from other market participants. This rule is also relevant for educational organizations that operate in the educational services market, which is characterized by a stable increase in the level of competition. Thus, the relevance of this study is due to the necessity to find optimal methods for solving the problem of competition between educational organizations in the higher education system. The purpose of the study is to reveal the essence of the competitive advantages of an educational organization, as well as to study the factors contributing to their formation and development. In accordance with the goal, the following tasks are set: to reveal the content of the competitive advantages of an educational organization; to formulate the factors characterizing the competitiveness of an educational organization; put forward recommendations related to the formation and development of competitive advantages of an educational organization. The theoretical and methodological basis of the research is the scientific achievements of domestic and foreign scientists on the issues of managing the competitiveness of an economic entity, including an educational organization. The author’s scientific conclusions are based on the theory of strategy and the methodology of strategizing by the outstanding scientist V. L. Kvint. To substantiate the achieved results, a set of scientific methods and approaches were used: analysis and synthesis, generalization, analogy, scientific theory. As a result of the research, based on the theory of strategy and the methodology of strategizing byV. L. Kvint, the essence of the competitive advantages of an educational organization as an element of its strategy is revealed. It is concluded that competitive advantages are an essential element of the strategic architecture, which, firstly, ensures the effectiveness of the strategy, and secondly, is a kind of filter in the goal-setting system of an educational organization. A number of recommendations related to the management of the competitive advantages of an educational organization are put forward.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ(НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ В. Л. КВИНТА)»

DOI: 10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139

Конкурентные преимущества

как элемент стратегии образовательной организации (на основе методологии В. Л. Квинта)

И. В. Шацкая1*

1 МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия ' shatskaya@mirea.ru

Аннотация. Конкурентные преимущества - важная экономическая категория, находящаяся под пристальным вниманием исследователей. Любой организации в целях разграничения с прочими участниками рынка требуется обладать отличительными характеристиками. Данное правило актуально и для образовательных организаций, которые функционируют на рынке образовательных услуг, характеризующемся стабильным повышением уровня конкуренции. Отсюда актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных методов решения проблемы конкуренции между образовательными организациями в системе высшего образования. Целью исследования является раскрытие сущности конкурентных преимуществ образовательной организации, а также изучение факторов, способствующих их формированию и развитию. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: проработать содержание конкурентных преимуществ образовательной организации; сформулировать факторы, характеризующие конкурентоспособность образовательной организации; выдвинуть рекомендации, связанные с формированием и развитием конкурентных преимуществ образовательной организации. Теоретико-методологической основой исследования служат научные достижения отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта, в том числе образовательной организации. Научные выводы автора базируются на теории стратегии и методологии стратегирования выдающегося ученого В. Л. Квинта. Для обоснования достигнутых результатов использовалась совокупность научных методов и подходов: анализа и синтеза, обобщения, аналогии, научной теории. В результате исследования на основе теории стратегии и методологии стратегирования В. Л. Квинта раскрыта сущность конкурентных преимуществ образовательной организации как элемента ее стратегии. Сделан вывод о том, что конкурентные преимущества - существенный элемент стратегической архитектуры, который, во-первых, обеспечивает результативность стратегии, во-вторых, является своеобразным фильтром в системе целеполагания образовательной организации. Выдвинут ряд рекомендаций, связанных с управлением конкурентными преимуществами образовательной организации.

Ключевые слова: система образования, образовательная организация, конкурентоспособность образовательной организации, конкурентные преимущества, стратегия

Для цитирования: Шацкая И. В. Конкурентные преимущества как элемент стратегии образовательной организации (на основе методологии В. Л. Квинта) // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 127139. Р01: 10.37791/2687-0649-2021-15-4-127-139

Competitive Advantages as an Element of the Strategy of an Educational Organization (Based on the V. L. Kvint's Methodology)

I. Shatskaya1*

1 MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia ' shatskaya@mirea.ru

Abstract. Competitive advantages are an important economic category that is receiving close attention from researchers. Any organization needs to have distinctive characteristics in order to distinguish it from other market participants. This rule is also relevant for educational organizations that operate in the educational services market, which is characterized by a stable increase in the level of competition. Thus, the relevance of this study is due to the necessity to find optimal methods for solving the problem of competition between educational organizations in the higher education system. The purpose of the study is to reveal the essence of the competitive advantages of an educational organization, as well as to study the factors contributing to their formation and development. In accordance with the goal, the following tasks are set: to reveal the content of the competitive advantages of an educational organization; to formulate the factors characterizing the competitiveness of an educational organization; put forward recommendations related to the formation and development of competitive advantages of an educational organization. The theoretical and methodological basis of the research is the scientific achievements of domestic and foreign scientists on the issues of managing the competitiveness of an economic entity, including an educational organization. The author's scientific conclusions are based on the theory of strategy and the methodology of strategizing by the outstanding scientist V. L. Kvint. To substantiate the achieved results, a set of scientific methods and approaches were used: analysis and synthesis, generalization, analogy, scientific theory. As a result of the research, based on the theory of strategy and the methodology of strategizing by V. L. Kvint, the essence of the competitive advantages of an educational organization as an element of its strategy is revealed. It is concluded that competitive advantages are an essential element of the strategic architecture, which, firstly, ensures the effectiveness of the strategy, and secondly, is a kind of filter in the goal-setting system of an educational organization. A number of recommendations related to the management of the competitive advantages of an educational organization are put forward.

Keywords: education system, educational organization, competitiveness of an educational organization, competitive advantages, strategy

For citation: Shatskaya I. Competitive Advantages as an Element of the Strategy of an Educational Organization (Based on the V. L. Kvint's Methodology). Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.4, pp.127-139 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-127-139

Введение

Одной из важнейших национальных целей развития России до 2024 года является ускорение ее технологического развития. Данная цель, сформулированная в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных це-

лях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», соответствует глобальным экономическим трендам, а также национальным приоритетам в области инновационного развития, определяющим конкурентоспособность нашей страны в мировом экономическом пространстве. По мнению С. Д. Бодрунова, технологическое

развитие экономики должно учитывать «наличие четкой и внятной научно-технической и инновационной политики; многообразие форм организации научных исследований; образование, ориентированное на подготовку творцов» [1, с. 244]. Соглашаясь с С. Д. Бо-друновым, отметим, что технологическое развитие, которое в нашем понимании подразумевает модернизацию производственных мощностей, развитие инновационной инфраструктуры, а также стимулирование инновационной активности предприятий, не может быть достигнуто только путем внедрения новых технологических решений, оно нуждается в кадровом обеспечении инновационной деятельности. Поэтому система образования становится важнейшим общественным институтом, обеспечивающим развитие кадрового потенциала инновационной экономики и осуществляющим профессиональную подготовку квалифицированных кадров, реализующих впоследствии политику ее ускоренного технологического развития.

Одной из движущих сил развития системы профессионального образования, равно как повышения ее адаптивности к потребностям экономики, является конкуренция между образовательными организациями. Как отмечает Ю. Б. Рубин, «потенциал сторон, а также сила и качество предпринимаемых ими конкурентных действий образуют содержание их конкурентоспособности в общей для них конкурентной среде» [2, с. 18]. Образовательным организациям следует управлять факторами, способствующими достижению конкурентных преимуществ, чтобы обеспечить свое выживание и долгосрочную конкурентоспособность. Согласно концепции конкуренции М. Портера, состав и содержание конкурентных преимуществ организации в корне зависят от ценности, которую она может создать для потребителей своих услуг [3]. Так как структурным ядром деятельности образовательной организации является набор ее образовательных программ, индикаторами ценности могут выступать качество образовательного контента, адекват-

ность содержания учебных планов потребностям рынка труда, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, уровень материально-технической оснащенности учебного процесса и др. Набор индикаторов может быть расширен и распространяться не только на обучающихся, но и иных потребителей образовательных услуг, например организации-работодатели. Многоуров-невость показателя конкурентоспособности образовательной организации и широкое разнообразие определяющих ее конкурентных преимуществ усложняют управление конкурентоспособностью, а также создают риск потери образовательной организацией стратегического видения и концентрации на локальных операционных задачах, не имеющих ничего общего с национальными целями развития экономики.

Отсюда целью настоящего исследования является раскрытие сущности конкурентных преимуществ образовательной организации, а также изучение факторов, способствующих их формированию и развитию. При этом конкурентоспособность рассматривается в качестве ресурса стратегического управления образовательной организацией. На основе методологии страте-гирования академика В. Л. Квинта в статье предпринимается попытка проиллюстрировать связь между конкурентными преимуществами, которые определяют потенциал конкурентоспособности образовательной организации, и ее стратегией. Таким образом, достижение поставленной цели требует проработки содержания конкурентных преимуществ образовательной организации, определения факторов, характеризующих ее конкурентоспособность, разработки рекомендаций, связанных с формированием и развитием ее конкурентных преимуществ.

Обзор литературы

Основу теоретических положений данной статьи составляет теория стратегии и методология стратегирования академика

В. Л. Квинта, в частности этап методологии, предусматривающий анализ внешней и внутренней среды объекта стратегирова-ния (в контексте статьи - образовательной организации высшего образования), включая его конкурентный анализ.

Вообще, описание проблемы конкурентоспособности высшего образования и конкурентных преимуществ образовательных организаций содержится в трудах многих российских и зарубежных авторов. В разное время вопросам конкурентоспособности в сфере образования уделяли внимание А. И. Васильев [4-6], А. И. Коваленко [7], Я. И. Кузьми-нов [8], Н. Р. Молочников [9], Ю. Б. Рубин [2, 10], Ю. С. Савенкова [11], А.А. Советкина [11], Р. А. Фатхутдинов [12] и др.

Так, по мнению Р. А. Фатхутдинова, конкурентоспособность образовательной организации может одновременно рассматриваться как ее способность «готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда; разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» [12, с. 37]. Развивая определение Р. А. Фатхут-динова, Ю. С. Савенкова и А. А. Советкина отмечают, что конкурентоспособность образовательной организации - это ее способность «удовлетворять потребность потребителей образовательных услуг в определенной совокупности профессиональных знаний, умений и навыков в условиях прямой и косвенной конкуренции» [11, с. 210]. В упомянутых определениях фиксируется взаимосвязь образовательной организации с иными участниками образовательных отношений, для которых конкурентоспособность рассматривается с позиции фактора лояльности к образовательной организации в силу ее способности удовлетворять их потребности лучшим, чем конкуренты, способом. Вместе с тем в определениях не упоминается потенциал стратегического управления конкурентоспособной образовательной

организацией, который обеспечивается за счет ее способности не просто выдерживать конкуренцию, но и совершать конкурентные действия.

В связи с этим автору статьи импонирует определение А. И. Васильева, который рассматривает конкурентоспособность образовательной организации как «возможность совершения конкурентных действий и компетентность в их совершении» [4, с. 122]. В монографии «Управление конкурентоспособностью образовательной организации высшего образования: вопросы теории» А. И. Васильев отмечает, что «конкурентоспособность имеет две составляющие - возможность и умение. Возможность совершения конкурентных действий формирует потенциальную конкурентоспособность. Умение (компетентность) совершать конкурентные действия отражается в реализованной конкурентоспособности» [5, с. 14]. За основу упорядочения возможностей и умений совершения конкурентных действий в статье рекомендуется принять методологию стратегирова-ния В. Л. Квинта, которая представляет собой непреложную комбинацию формализованных правил и процедур проектирования документов стратегического управления, развитие у участников организационно-экономических отношений интуиции, навыков профессионального стратегического мышления и умения решительно воплощать одобренную и утвержденную стратегическую документацию. Методология В. Л. Квинта базируется на постулате о том, что «ни один документ не может называться стратегией, если приоритеты не обеспечены необходимыми ресурсами. Стратегия без ресурсов - это набор добрых пожеланий» [13]. Крайне уместным в этом контексте будет считаться вывод Ю. Б. Рубина о том, что «конкурентоспособность университетов является составной частью их совокупного конкурентного потенциала и тем самым ресурсом их профессиональной деятельности в сфере образования» [2, с. 18]. Исходя из этого вывода, формирование образовательной организацией кон-

курентных преимуществ - это, с одной стороны, важнейший фактор ее стратегического успеха на рынке образовательных услуг, с другой - каркас ее конкурентного потенциала, иначе говоря, способности воплощать в жизнь любые идеи и проекты, обеспечивающие ее экономическое благополучие в стратегической перспективе.

Конкурентные преимущества в методологии стратегирования В. Л. Квинта

Существует тесная взаимосвязь между конкурентным преимуществом и стратегией. В соответствии с теорией стратегии академика В. Л. Квинта, под стратегией понимается «система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечивает долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации» [14, с. 13]. Стра-тегирование системы образования на основе методологии стратегирования В. Л. Квинта позволяет сформулировать важнейшие категории стратегии для отдельной образовательной организации: ценности, интересы и приоритеты [15, с. 61]. По мнению В. Л. Квинта, разработка стратегии предпо-

лагает обязательное изучение связей между этими категориями, при этом «финальное выражение эти связи получают при анализе, осмыслении и формулировании стратегического видения как квинтэссенции стратегии» [15, с. 61]. Применительно к объекту стратегирования, которому посвящено данное исследование, формулирование видения начинается со сбора сведений о ценностях образовательной организации. По мнению А. И. Васильева, «образование - это тот редкий вид деятельности, качество результатов которого не выражается прямо в ценностях, воспринимаемых потребителем» [6, с. 39]. Поэтому качество образования правильнее определять через призму целей образования и предоставления возможностей для их достижения, а ценности - через их трансформацию в интересы субъектов стратегирования (государство, обучающиеся, организации-работодатели), которые, в соответствии с методологией стратегиро-вания В. Л. Квинта, отражаются в определенных приоритетах, под которыми понимаются стратегические направления развития, необходимые для реализации стратегии.

На рисунке 1 представлена сформулированная В. Л. Квинтом взаимосвязь основных

МИССИЯ

ВИДЕНИЕ

Источник: [14, с. 79]. Рис. 1. Взаимосвязь миссии и основных компонентов видения в методологии стратегирования В. Л. Квинта Fig. 1. According to V. L. Kvint's methodology of strategy, the relationship between the mission and the main components of the vision

компонентов видения организации, а также ее миссии, под которой подразумевается «стартовый этап в разработке непосредственно стратегии и основной ориентир на всех последующих этапах стратегирования и для отражающих эти этапы документов» [14, с. 77].

В методологии В. Л. Квинта приоритеты -«консолидирующий эпицентр завершенной версии стратегии, в котором ярко проявляется весь практический смысл стратегии» [15, с. 62]. Таким образом, через стратегические приоритеты происходит реализация интересов субъектов стратегирования. При этом, как подчеркивает В. Л. Квинт, в стратегию включаются «...только и исключительно - приоритеты, обеспеченные эффективно осуществимыми инновационными, уникальными конкурентными преимуществами» [15, с. 64].

Отсюда то, как образовательная организация управляет своей стратегией, оказывает сильное влияние на ее конкурентные преимущества. Одним из фундаментальных аспектов формирования конкурентного преимущества является сосредоточение организации на своей уникальности, которая определяется уровнем инновационности образовательной организации и скоростью внедряемых ею инноваций: «Два фактора -время и инновации - придают стратегиру-емому объекту победные и труднопредсказуемые для конкурентов характеристики -ускорение и асимметрию» [15, с. 46].

При помощи методологии стратегиро-вания В. Л. Квинта нам удалось установить связь между конкурентными преимуществами образовательной организации, ее стратегией и категориями, ее определяющими. Так как важнейшей категорией, в которой проявляется практический смысл стратегии, является категория приоритетов, и стратегия включает в себя лишь приоритеты, подкрепленные конкурентными преимуществами, это означает, что конкурентные преимущества - существенный элемент стратегической архитектуры организации, который,

во-первых, обеспечивает результативность стратегии, во-вторых, является своеобразным фильтром в системе целеполагания организации, просеивающим бесперспективные приоритеты и дающим возможность сконцентрироваться на приоритетах с высокой отдачей в будущем.

Факторы конкурентоспособности образовательной организации

По мнению Н. Р. Молочникова и соавторов, конкурентные преимущества, в том числе внешние и внутренние, определяют конкурентоспособность образовательной организации, то есть ее долгосрочное преимущество на рынке образовательных услуг, которое способствует продвижению в конкурентной среде, причем «.повлиять на внешние факторы учебное заведение не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, т. е. менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов» [9, с. 135]. Если исходить из того, что внешняя среда образовательной организации формирует внешние конкурентные преимущества, включая государственную политику в сфере образования, конкуренцию между образовательными организациями, спрос на образовательные услуги и др., а компетенции, которыми обладает образовательная организация, и иные особенности ее внутренней среды обеспечивают формирование внутренних конкурентных преимуществ [16, с. 970-971], представим в обобщенном виде внешние и внутренние факторы конкурентоспособности образовательных организаций (табл. 1).

В соответствии с таблицей 1 внешние факторы конкурентоспособности содержат три самостоятельные группы факторов, включая факторы, характеризующие внешнее окружение образовательной организации и задающие тенденции, предопределяющие ее будущую стратегию, - ры-

Таблица 1. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности образовательной организации

Table 1. External and internal factors of the competitiveness of an educational organization

Фактор Содержание

Внешние факторы конкурентоспособности образовательной организации

Потребители образовательных услуг ■ Численность населения ■ Уровень доходов населения ■ Изменение предпочтений потребителей

Рынок образовательных услуг ■ Емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг ■ Приемлемая стоимость обучения ■ Насыщенность рынка востребованными специальностями

Рынок труда ■ Емкость и конъюнктура рынка труда ■ Средний уровень заработной платы специалистов ■ Насыщенность рынка специалистами

Внутренние факторы конкурентоспособности образовательной организации

Инфраструктура образовательной организации ■ Местоположение образовательной организации ■ Материально-техническая база учебного процесса ■ Материально-техническая база научных исследований ■ Инфраструктура инновационной деятельности

Качество и ассортимент образовательных услуг ■ Количество уровней образования ■ Количество специальностей и направлений образовательной подготовки ■ Удельный вес специальностей и направлений подготовки, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики ■ Удовлетворенность обучающихся качеством обучения, баллы: - уровень модернизации и цифровизации образования; - уровень преподавания учебных дисциплин; - уровень эффективности использования учебного времени; - уровень необходимости углубленного изучения дисциплины; - уровень содержания учебных дисциплин; - уровень взаимосвязей между дисциплинами; - уровень материально-технического обеспечения; - уровень учебно-методического обеспечения; - уровень библиотечного фонда и др.

Научно-исследовательский потенциал образовательной организации ■ Наличие научно-исследовательских подразделений ■ Партнерство с другими организациями по вопросам реализации научно-исследовательских проектов ■ Участие представителей образовательной организации в международных научных исследованиях ■ Динамика объемов НИР ■ Численность работников, занятых научными исследованиями и разработками ■ Объем и структура затрат на исследования и разработки ■ Число обучающихся, участвующих в НИР ■ Публикационная активность ■ Участие в конференциях всех уровней ■ Удельный вес обучающихся, участвующих в конференциях всех уровней

Окончание таблицы 1

Фактор Содержание

■ Количество докладов на конференциях всех уровней ■ Удельный вес докладов обучающихся на конференциях всех уровней ■ Количество экспонатов на выставках ■ Количество патентов на изобретение, полезную модель ■ Участие в научных конкурсах, олимпиадах всех уровней ■ Число студенческих проектов, поданных на научные конкурсы ■ Число побед в научных конкурсах, олимпиадах всех уровней ■ Число грантов, выигранных работниками ■ Число грантов, выигранных обучающимися ■ Численность обучающихся, получающих стипендии ■ Численность именных стипендиатов, виды полученных именных стипендий

Конкурентоспособность выпускников на рынке труда ■ Наличие системы отбора, поддержки и закрепления талантливой молодежи ■ Наличие подразделения, оказывающего помощь в трудоустройстве выпускников ■ Удельный вес трудоустроившихся в первый год (в первое полугодие) после окончания обучения ■ Удельный вес трудоустроившихся по специальности ■ Удельный вес продолживших обучение в образовательной организации по другим уровням образования ■ Удельный вес принятых на работу в образовательной организации

Финансовая устойчивость образовательной организации ■ Бюджетная политика образовательной организации ■ Наличие дополнительных источников финансирования

Характеристика ППС ■ Уровень квалификации ППС ■ Публикационная активность ППС ■ Привлечение к образовательному процессу иностранных лекторов ■ Привлечение к образовательному процессу практиков ■ Уровень мотивации ППС

Маркетинг ■ Позиция образовательной организации в национальном рейтинге ■ Узнаваемость бренда образовательной организации ■ Репутация образовательной организации на рынке труда ■ Информированность потребителей о деятельности образовательной организации ■ Система маркетинговых коммуникаций ■ Престиж специальностей Мероприятия для абитуриентов

Источник: предложено автором.

нок образовательных услуг и рынок труда, а также факторы, диагностирующие потенциального потребителя образовательных услуг. В состав внутренних факторов конкурентоспособности входят факторы, которые напрямую связаны с удовлетворенностью

потребителей образовательных услуг и степенью их осведомленности о деятельности образовательной организации, а также факторы, раскрывающие ее образовательный и научный потенциал [16, с. 971], а потому служащие основной информационной ба-

зой для формулировки приоритетов образовательной организации с учетом ее ценностей и интересов (в соответствии с методологией стратегирования В. Л. Квинта). Таким образом, предложенная система факторов конкурентоспособности может быть задействована в качестве аналитического инструментария при анализе конкурентных преимуществ образовательной организации, а также в ходе мониторинга результативности реализуемой ею стратегии.

Добавим к этому, что, по мнению В. Л. Квинта, важной частью стратегии является наличие и совершенствование в организации системы стратегической мотивации, которая позволяет существенно повысить результативность ее деятельности. Причем «система мотивации должна быть специально адаптирована к местной практике бизнеса» [14, с. 103]. Отсюда делаем вывод, что предложенная нами система факторов конкурентоспособности образовательной организации может служить основой системы мотивации обучающихся и преподавателей, поскольку конкретизирует направления деятельности, по которым требуются высокие результаты.

Формирование и развитие конкурентных преимуществ образовательной организации

Ключевым процессом обеспечения устойчивого конкурентного преимущества образовательной организации является процесс ее стратегического обновления, который предполагает приведение стратегии образовательной организации в соответствие с условиями, характеризующими ее внешнюю и внутреннюю среду. При этом для адаптации к меняющимся условиям образовательной организации целесообразно использовать свою ключевую компетенцию, а также трансформировать внутренние процессы, которые влияют на ее организационную эффективность.

В соответствии с концепцией конкуренции М. Портера, грамотное применение од-

ной из базовых конкурентных стратегий (лидерства в издержках, дифференциации или концентрации) позволит организации добиться значительных и устойчивых во времени конкурентных преимуществ перед другими организациями [17]. При этом М. Портер подчеркивает, что конкурентная стратегия организации зависит от особенностей ее позиционирования на рынке и атрибутов, которые составляют основу позиционирования, а также от ее способности противостоять рыночным угрозам или использовать силу их воздействия в свою пользу. Согласно выводам Г. Хаммела и К. Прохалада конкурентное преимущество формируется вследствие определения конкретных способов, при помощи которых организация может дифференцировать свою продукцию или услуги от аналогов, предлагаемых прочими игроками рынка, а также за счет продвижения различий, которые будут привлекательны для ее целевой аудитории [18; 19, с. 3]. По мнению И. М. Гараева и Х. А. Фасхиева, которое учитывает концепцию конкуренции М. Портера [17], различают три стратегии, реализация каждой из которых позволяет добиваться устойчивых во времени конкурентных преимуществ в деятельности образовательных организаций [20, с. 1259]:

• стратегия предоставления образовательных услуг высокого качества по сниженной цене, в том числе бесплатных образовательных услуг на конкурсной основе;

• стратегия расширения ассортимента образовательных услуг, включая дифференциацию направлений образовательной подготовки;

• стратегия ориентации на потребителей для достаточного обеспечения их потребностей и интересов в образовательных услугах.

Выбор любого из стратегических сценариев может обеспечить достижение приоритетов образовательной организации. В контексте национальной цели в области ускорения технологического развития России реализация первой стратегии может означать

организацию профессиональной подготовки кадров, адекватной потребностям рынка труда, прежде всего по направлениям, являющимся приоритетными для государства (за счет продуманного распределения бюджетных мест); второй стратегии - расширение перечня направлений и профилей образовательной подготовки, что позволит устранить дефицит специалистов редких направлений на рынке труда; третьей стратегии - клиенто-ориентированность образовательной подготовки, что может способствовать персонали-зации образования и его унификации с учетом потребностей конкретного индивида.

На основании проведенного исследования позволим себе сформулировать дополнительные рекомендации в области формирования и развития конкурентных преимуществ образовательной организации.

Во-первых, фактором, формирующим конкурентные преимущества, является эффективная стратегия развития образовательной организации. Как отмечалось выше, процесс стратегирования имеет упорядоченную структуру и включает категории, напрямую зависящие от обеспеченности организации эффективно осуществимыми и уникальными конкурентными преимуществами. Жизнеспособные конкурентные преимущества являются движущей силой стратегии, поскольку обеспечивают реализацию стратегических приоритетов образовательной организации. В свою очередь, реализация каждого последующего приоритета заставляет образовательную организацию заниматься поиском новых уникальных атрибутов, отличающих ее на рынке образовательных услуг. Такой отлаженный замкнутый механизм гарантирует образовательной организации отрыв от конкурентов за счет ускорения и асимметрии.

Отсюда отправной точкой развития конкурентоспособности образовательной организации можно считать формулировку ее ценностей, интересов и приоритетов. После чего рекомендуется проводить анализ обеспечения приоритетов конкурентными

преимуществами. Отсутствие конкурентных преимуществ препятствует процедуре стратегирования, и, напротив, наличие уникальных характеристик, выгодно отличающих образовательную организацию от конкурентов, рассматривается в данной статье в качестве ресурса стратегии. В свою очередь, отработанная, проверенная временем стратегия, обеспечивающая образовательной организации экономическое благополучие, служит фактором возникновения ее новых конкурентных преимуществ.

Во-вторых, формирование и развитие конкурентных преимуществ находятся в прямой зависимости от уровня конкурентоспособности образовательной организации. Разработка и реализация политики, направленной на управление факторами конкурентоспособности, сформулированными в таблице 1, по всей вероятности, будет способствовать поиску дополнительных резервов роста, иначе говоря, дополнительных ресурсов для достижения их результирующих показателей. Наличие же у образовательной организации системы стратегической мотивации обучающихся и преподавателей, ответственных по меньшей мере за два фактора конкурентоспособности («конкурентоспособность выпускников на рынке труда» и «характеристика ППС») не только отразится на интегральной конкурентоспособности (как сумме экспертных знаний каждого фактора конкурентоспособности образовательной организации), но и, в силу того, что люди - главная составляющая стратегического ресурса организации, обеспечит должное использование этих резервов роста.

В-третьих, учитывая взаимосвязь конкурентных преимуществ и стратегии, очевидно, что образовательная организация нуждается в гибкой системе управления, умеющей видеть и распознавать новые закономерности, тенденции и предпосылки конкурентных преимуществ, а также предвидеть их воздействие и потенциальный эффект быстрее, чем это сделают конкуренты. В связи с этим не лишним будет заново упомянуть сформули-

рованные В. Л. Квинтом факторы - время и инновации, - рассматриваемые в качестве важнейших характеристик, обеспечивающих ускорение и асимметрию в стратегическом управлении образовательной организацией: «Всегда можно достичь больших результатов и быстрее чем конкурент, если находить асимметричное решение, то есть непохожее на решение конкурента, менее затратное по времени и ресурсам. Нужно постоянно искать проактивные стратегии, новые инициативы и собственные ориентиры» [13].

Заключение

На основе теории стратегии и методологии стратегирования В. Л. Квинта в исследовании получены следующие результаты:

• уточнена сущность конкурентных преимуществ образовательной организации как элемента ее стратегии. Под конкурентными преимуществами понимается экономическая категория, подразумевающая наличие у организации уникальных характеристик, предпочтительных для иных участников рыночной деятельности в сравнении с характеристиками, имеющимися в наличии у конкурентов, служащих основным ресурсом стратегии организации и источником ее экономического благополучия. Сделан вывод о том, что конкурентные преимущества - существенный элемент стратегической архитектуры, ответственный за формулирование стратегических приоритетов

Список литературы

(элемента миссии организации), который, будучи ресурсом, обеспечивает результативность стратегии, является своеобразным фильтром в системе целеполагания образовательной организации;

• предложена авторская система факторов конкурентоспособности образовательной организации, которая включает две группы факторов: внешние (рынок труда, рынок образовательных услуг, потребители образовательных услуг) и внутренние (инфраструктура образовательной организации, качество и ассортимент образовательных услуг, научно-исследовательский потенциал и др.). В дополнение к предложенным ранее системам данная система обеспечивает связь основных и обеспечивающих процессов в деятельности образовательной организации и включает унифицированный набор показателей, которые могут быть использованы при разработке или актуализации программы ее стратегического развития, а также в ходе мониторинга ее реализации;

• сформулированы рекомендации в области формирования и развития конкурентных преимуществ образовательной организации.

Таким образом, управление конкурентными преимуществами посредством стра-тегирования образовательной организации не только упорядочивает процесс их формирования и развития, но также обеспечивает возможность выбора правильной стратегии, учитывающей ценности, интересы и приоритеты субъектов образования.

1. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика: монография. - СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. - 351 с.

2. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 17-30. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.

3. Porter M. E. The competitive advantage: creating and sustaining superior performance. - New York: Free Press, 1985. - 558 с.

4. Васильев А. И. Конкурентоспособность вуза в свете теории конкуренции и норм российского законодательства // Современная конкуренция. 2017. № 6. Т. 11. С. 122-134.

5. Васильев А. И. Управление конкурентоспособностью образовательной организации высшего образования: вопросы теории: монография. - М.: Университет «Синергия», 2019. - 186 с.

6. Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43.

7. Коваленко А. И. Конкуренция между вузами: институциональная дискриминация // Современная конкуренция. 2010. № 1 (19). С. 79-87.

8. Как сделать образование двигателем социально экономического развития?: коллективная монография / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина [и др.]. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 288 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1995-0.

9. Молочников Н. Р., Реутова И. В., Лобовская Т. А. Конкурентоспособность образовательных учреждений: ключевые факторы успеха // Успехи современного естествознания. 2004. № 8. С. 134-135.

10. Рубин Ю. Б., Леднев М. В. Обучение тактике конкурентных действий в современной магистратуре // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62). С. 96-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Савенкова Ю. С., Советкина А. А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 182-199.

12. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 35-37.

13. Стратегия есть философия успеха [Электронный ресурс] // Научная Россия. 2020. URL: https:// scientificrussia.ru/articles/nauka-strategiya (дата обращения: 23.09.2021).

14. Квинт В. Л. Концепция стратегирования: монография. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. - 170 с.

15. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. Т. 1. - 132 с.

16. Шацкая И. В. Факторы конкурентоспособности образовательной организации // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 968-972. DOI: 10.34925/EIP.2020.124.11.189.

17. Porter M. E. What is Strategy? // Harvard Business Review. 1996. Vol. 74. No. 6. Р. 61-78.

18. Хамел Г., Прохалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: Олимп-бизнес, 2014. - 288 с.

19. Soko J. J., Gachunga H, Katuse P., Otieno R. O., Kenyatta J. Competitive advantage for universities in Kenya:

A qualitative study // The Research Journal. 2015. Vol. 1. No. 4. URL: https://www.researchgate.net/publication/292993976_ Competitive_Advantage_for_Universities_in_Kenya_A_Qualitative_Study (дата обращения: 04.08.2021).

20. Голиков И. А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 10. С. 1251-1264. DOI: 10.18334/rp.17.10.35291.

Сведения об авторе

Шацкая Ирина Вячеславовна, ORCID 0000-0001-5292-3382, канд. экон. наук, доцент, заместитель директора по научной работе, Институт технологий управления, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия, shatskaya@mirea.ru

Статья поступила 04.08.2021, рассмотрена 23.08.2021, принята 20.09.2021 References

1. Kvint V. L., Bodrunov S. D. Strategirovanie transformacii obshchestva: znanie, tekhnologii, noonomika: monografiya [Strategic transformation of society: knowledge, technology, noonomy: monograph]. St. Petersburg, INIR

im. S.Yu. Vitte Publ., 2021, 351 p.

2. Rubin Yu. B. Competition in the Russian education: theory and contradictory reality. Universitetskoe upravlenie: praktika ianal/z=University Management: Practice and Analysis, 2017, vol.21, no.5(111), pp.17-30 (in Russian). DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.

3. Porter M. E. Competitive advantage: creating and sustaining superior performance. New York, Free Press, 1985, 558 p.

4. Vasilev А. I. Competitiveness of the university in the light of competition theory and Russian legislation. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, vol.11, no.6(66), pp.122-134 (in Russian).

5. Vasiliev A. I. Upravlenie konkurentosposobnostyu obrazovatelnoy organizacii vysshego obrazovaniya: voprosy teorii: monografiya [Management of the competitiveness of the educational organization of higher education: theoretical issues: monograph]. Moscow, Synergy University Publ., 2019, 186 p.

6. Vasilev A. I. Quality and competitiveness in the system of higher education: aspects of interrelation. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2019, vol.28, no.4, pp.37-43 (in Russian). DOI: 10.31992/08693617-2019-28-4-37-43.

7. Kovalenko A. I. Peculiarities of competition among HEIS: institutional discrimination. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2010, vol.4, no.1(19), pp.79-87 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.