Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ВХОДА НА КОРЕЙСКИЙ РЫНОК'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ВХОДА НА КОРЕЙСКИЙ РЫНОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОРЕЙСКИЙ РЫНОК / СТРАТЕГИЯ ВХОДА / ЭКСПОРТ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Процкая Екатерина Ивановна, Хворостяная Анна Сергеевна

Актуальность данной работы обусловлена тем, что корейский рынок является одним из самых развитых и продолжает динамично развиваться, поэтому он является привлекательным и перспективным для зарубежных компаний, в том числе и российских. Однако рынок Кореи характерен высокой конкурентностью, в связи с чем необходимо уделять особое внимание дополнительным стратегическим инструментам, в качестве которых могут выступать инновации и интеллектуальная собственность компании. Целью данной статьи является выявление особенностей, необходимых для учета при разработке стратегии входа на южнокорейский рынок. Использование инноваций и интеллектуальной собственности при стратегировании является актуальным трендом, который обусловлен повышением ценности таких объектов в отечественной, а также и в зарубежной практике. В связи с этим объектом работы определены объекты интеллектуальной собственности и инновации, рассматриваемые как стратегический инструмент для развития конкурентоспособности. Предметом исследования являются особенности использования конкурентных преимуществ объектов интеллектуальной собственности при разработке стратегии входа на рынок Республики Корея. Методологией исследования выступили общая теория стратегии и методология стратегирования, разработанная доктором экономических наук, профессором, иностранным членом РАН В. Л. Квинтом. Методами исследования стали анализ и сравнение, классификация и обобщение. В статье были рассмотрены основные экономические показатели, характеризующие корейский рынок. В соответствии с особенностями, присущими данному рынку, были составлены характеристики по параметрам, которые необходимы для использования при разработке стратегии. Также были даны рекомендации, способствующие разработке стратегии входа на корейский рынок, применимые к компаниям разных сфер. Набор рассмотренных параметров является актуальным для компаний с разными целями, объемами ресурсов и временными возможностями. Научно-практическая значимость полученных результатов состоит в дополнении теоретической базы исследований и высокой применимостью полученных результатов в практической деятельности компаний со стратегическими приоритетами, ориентированными на расширении своего зарубежного присутствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Процкая Екатерина Ивановна, Хворостяная Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLYING INNOVATIONS AND INTELLECTUAL PROPERTY AS A STRATEGIC TOOL IN DEVELOPING A STRATEGY FOR ENTERING THE KOREAN MARKET

The relevance of this work is due to the fact that the Korean market is one of the most developed and continues to develop dynamically, therefore it is attractive and promising for foreign companies, including Russian. The relevance of this work is due to the fact that the Korean market is one of the most developed today and continues to develop dynamically. This makes it attractive and promising for Russian companies. However, the Korean market is characterized by high competitiveness, and therefore it is necessary to pay special attention to additional strategic tools, which can be innovations and intellectual property of the company. The purpose of this article is to identify the features necessary to take into account when developing a strategy for entering the South Korean market. The use of innovations and intellectual property in strategizing is an actual trend due to the increase in the value of such objects in both domestic and foreign practice. In this regard, the object of the work identified intellectual property and innovation, considered as a strategic tool for the development of competitiveness. The subject of the study is the peculiarities of using the competitive advantages of intellectual property objects when developing a strategy for entering the Korean market. The research was based on the general theory of strategy and the methodology of strategizing, developed by V. L. Quint, Doctor of Economics, Professor, foreign member of the Russian Academy of Sciences. The research methods were analysis and comparison, classification and generalization. The article considered the main economic indicators characterizing the Korean market. In accordance with the characteristics inherent in this market, characteristics were compiled according to the parameters necessary for use in the development of a strategy. Recommendations were given to facilitate the development of a strategy for entering the Korean market, applicable to companies in various fields. The set of parameters considered is relevant for companies with different goals, amounts of resources and time capabilities. The scientific and practical significance of the results obtained consists in supplementing the theoretical base of research and the high applicability of the results obtained in the practical activities of companies with strategic priorities focused on expanding their foreign presence.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ВХОДА НА КОРЕЙСКИЙ РЫНОК»

УДК 338.45 https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-62

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ВХОДА НА КОРЕЙСКИЙ РЫНОК

Е. И. Процкая

Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, Россия e-mail: katt.pro@gmail.com

А. С. Хворостяная

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия e-mail: khvorostyanayaas@gmail.com

Аннотация. Актуальность данной работы обусловлена тем, что корейский рынок является одним из самых развитых и продолжает динамично развиваться, поэтому он является привлекательным и перспективным для зарубежных компаний, в том числе и российских. Однако рынок Кореи характерен высокой конкурентностью, в связи с чем необходимо уделять особое внимание дополнительным стратегическим инструментам, в качестве которых могут выступать инновации и интеллектуальная собственность компании. Целью данной статьи является выявление особенностей, необходимых для учета при разработке стратегии входа на южнокорейский рынок. Использование инноваций и интеллектуальной собственности при стратегировании является актуальным трендом, который обусловлен повышением ценности таких объектов в отечественной, а также и в зарубежной практике. В связи с этим объектом работы определены объекты интеллектуальной собственности и инновации, рассматриваемые как стратегический инструмент для развития конкурентоспособности. Предметом исследования являются особенности использования конкурентных преимуществ объектов интеллектуальной собственности при разработке стратегии входа на рынок Республики Корея. Методологией исследования выступили общая теория стратегии и методология стратегирования, разработанная доктором экономических наук, профессором, иностранным членом РАН В. Л. Квинтом. Методами исследования стали анализ и сравнение, классификация и обобщение. В статье были рассмотрены основные экономические показатели, характеризующие корейский рынок. В соответствии с особенностями, присущими данному рынку, были составлены характеристики по параметрам, которые необходимы для использования при разработке стратегии. Также были даны рекомендации, способствующие разработке стратегии входа на корейский рынок, применимые к компаниям разных сфер. Набор рассмотренных параметров является актуальным для компаний с разными целями, объемами ресурсов и временными возможностями. Научно-практическая значимость полученных результатов состоит в дополнении теоретической базы исследований и высокой применимостью полученных результатов в практической деятельности компаний со стратегическими приоритетами, ориентированными на расширении своего зарубежного присутствия.

Ключевые слова: стратегирование, конкурентные преимущества, интеллектуальная собственность, корейский рынок, стратегия входа, экспорт, инновации.

Для цитирования: Процкая Е. И., Хворостяная А. С. Особенности применения инноваций и интеллектуальной собственности как стратегического инструмента при разработке стратегии входа на корейский рынок // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2022. - № 1. - С. 62-71, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-62.

FEATURES OF APPLYING INNOVATIONS AND INTELLECTUAL PROPERTY AS A STRATEGIC TOOL IN DEVELOPING A STRATEGY FOR ENTERING

THE KOREAN MARKET

E. I. Protskaya

Russian state academy of intellectual property, Moscow, Russia e-mail: katt.pro@gmail.com

A. S. Khvorostyanaya

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia e-mail: khvorostyanayaas@gmail.com

Abstract. The relevance of this work is due to the fact that the Korean market is one of the most developed and

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © Е. И. Процкая, А. С. Хворостяная, 2022

continues to develop dynamically, therefore it is attractive and promising for foreign companies, including Russian. The relevance of this work is due to the fact that the Korean market is one of the most developed today and continues to develop dynamically. This makes it attractive and promising for Russian companies. However, the Korean market is characterized by high competitiveness, and therefore it is necessary to pay special attention to additional strategic tools, which can be innovations and intellectual property of the company. The purpose of this article is to identify the features necessary to take into account when developing a strategy for entering the South Korean market. The use of innovations and intellectual property in strategizing is an actual trend due to the increase in the value of such objects in both domestic and foreign practice. In this regard, the object of the work identified intellectual property and innovation, considered as a strategic tool for the development of competitiveness. The subject of the study is the peculiarities of using the competitive advantages of intellectual property objects when developing a strategy for entering the Korean market. The research was based on the general theory of strategy and the methodology of strategizing, developed by V. L. Quint, Doctor of Economics, Professor, foreign member of the Russian Academy of Sciences. The research methods were analysis and comparison, classification and generalization. The article considered the main economic indicators characterizing the Korean market. In accordance with the characteristics inherent in this market, characteristics were compiled according to the parameters necessary for use in the development of a strategy. Recommendations were given to facilitate the development of a strategy for entering the Korean market, applicable to companies in various fields. The set ofparameters considered is relevantfor companies with different goals, amounts of resources and time capabilities. The scientific and practical significance of the results obtained consists in supplementing the theoretical base of research and the high applicability of the results obtained in the practical activities of companies with strategic priorities focused on expanding their foreign presence.

Key words: strategizing process, competitive advantages, intellectual property, Korean market, entry strategy, export, innovations.

Cite as: Protskaya, E. I., Khvorostyanaya, A. S. (2022) [Features of applying innovations and intellectual property as a strategic tool in developing a strategy for entering the Korean market]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 1, pp. 62-71, https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-1-62.

Введение

Согласно новому отчету ОЭСР, благодаря надежным навыкам и инвестициям в исследования и разработки Южная Корея лидирует в создании передовых технологий, способных трансформировать производственные процессы, стимулировать появление новых фирм и запуск новаторских продуктов и приложений1. Поскольку традиционные конкурентные преимущества Южной Кореи в таких секторах, как судостроение, металлургия и нефтехимия, в последние годы несколько снизи-лись2, то это открывает стратегические возможности для усиления доли рынка зарубежных компаний. Соглашение о свободной торговле между Кореей и США (KORUS FTA) помогает сделать эту страну привлекательным рынком для инвестиций из-за сниженных тарифов. Товары из ЕС также имеют льготный или нулевой тарифный доступ на рынок с середины 2011 года. Австралия, Канада и Китай также заключили соглашения о свободной торговле с Кореей3. Корейский рынок своей развитостью и непрекращающейся тенденцией к раз-

витию является достаточно привлекательным для иностранных компаний, и поэтому не перестает притягивать все новых участников рынка. Однако, помимо этого, он также является достаточно насыщенным и высококонкурентным. Исходя из данного факта, разработка стратегии входа на данный рынок требует особенно повышенного внимания. Для успешной стратегии входа на международный рынок требуется учитывать комплекс факторов: особенности локального рынка, стратегические решения конкурентов, культурный риск-фактор и прочее. В связи с тенденциями во всем мире к наращиванию ценности инновационных разработок, нематериальных активов компаний, именно инновации и интеллектуальную собственность можно рассматривать одними из ключевых особенностей, необходимых для учета при разработке стратегии входа. Особенно данный инструмент необходим при работе в Южной Корее, которая признана одной из самых инновационных стран мира4 [13] вследствие наличия серьезного потенциала человеческого капитала.

1 Официальный сайт OECD. - URL:// https://www.oecd.org/science/korea-leading-in-technologies-that-have-potential-for-future-growth.htm (дата обращения: 25.11.2021).

2 Официальный сайт Export.gov. - URL: https://2016.export.gov/southkorea/doingbusinessinskorea/koreanmarket/index.asp (дата обращения: 25.11.2021).

3 См. 2.

4 Официальный сайт Bloomberg. - URL: // https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-02-03/south-korea-leads-world-in-innovation-u-s-drops-out-of-top-10 (дата обращения: 25.11.2021).

Теоретический обзор литературы

Особенную ценность при изучении и построении стратегий входа на иностранные рынки представляют работы российского ученого, доктора экономических наук, профессора, иностранного члена РАН В. Л. Квинта, в которых представляется общая теория, методология и анализ практических кейсов стратегирования различных масштабов [3, 4, 5, 6]. В научных статьях, монографиях и книгах академика РАН В. Л. Квинта разбираются основополагающие термины и инструменты методологии страте-гирования, необходимые при разработке стратегии долгосрочного развития.

Отдельное внимание следует уделить работам авторов, специализирующимся именно на стратегиях входа на иностранные рынки. В ходе работы над данной статьей были изучены работы иностранных авторов и специалистов, содержащие в себе анализ разработок стратегий входа на рынки различных ведущих стран, среди которых США, Германия, Япония, Великобритания, Канада [12, 15, 20], следует отметить и статьи, рассматривающие международные экономические взаимоотношения стран [7, 9, 10].

Кандидат экономических наук, профессор Пен-сивальского университета William H. A. Johnson -в своей статье акцентирует внимание на важности учета особенностей национального менталитета в первую очередь, а также проводит анализ совместимости ценностей и миссии, рассматривает разные подходы к ведению бизнеса компании с учетом местных норм [15]. Автор указывает на необходимость постоянного мониторинга обратной связи и «уровня социальной отдачи», по средствам которых можно видеть динамику отношения к компании населения и потребителей. В работе также указывается на усложнение анализа, в связи с многонациональностью США и при этом облегчением такого поиска в странах с однородной культурой, как Япония. Старший преподаватель и руководитель Магистратуры по международному бизнесу в Лондонской Европейской школе бизнеса Alan Sitkin же предлагает в работе дополнительную переменную, необходимую для учета при входе на немецкий рынок, в виде «скорости изменения в инновационной сфере» [20]. Автор обращает внимание на необходимость включения в анализ аспекта патентования компаниями новых объектов интеллектуальной собственности. Также автор уделяет внимание в своем анализе вопросу высокой скорости инновационного развития Германии. В своей работе кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока

5 Отчет Министерства экономического развития РФ: Итоги году и I полугодии 2021 года. - URL: // https://economy.gov.ru/mati polugodie_2021.pdf (дата обращения: 26.11.2021).

РАН В. Г. Самсонова перечисляет ряд проблем, существующих в Республике Корея в сфере интеллектуальной собственности и патентования. Среди них можно выделить следующие: рост числа патентных войн и негативных последствий от них, достаточно длинные сроки получения патента, а также слабость поддержки среднего и малого бизнеса в патентной сфере [9]. Все данные факторы необходимо учитывать на этапе мониторинга рынка при разработке стратегии входа.

При анализе зарубежной и отечественной литературы выявлено отсутствие исследований в области разработки стратегий входа именно на корейский рынок, что повлияло на выбор тематики исследования в данной статье.

Помимо научных статей необходимыми для составления актуального представления о состоянии экономических показателей являются отчеты российских ведомств, таких как Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и статистических центров: Федеральная служба государственной статистики, Российский экспортный центр; а также иностранных компаний.

Также необходимое представление об основополагающих правилах и понятиях, современного состояния сферы интеллектуальной собственности (далее - ИС) могут дать работы как отечественных, так и иностранных авторов, которые изучали Республику Корею именно в разрезе ИС [11, 17, 18, 19]. Особенную практическую ценность несут статьи, в которых проведено не только изучение политики и лучших практик Южной Кореи в данной сфере, но и представляющие результаты сравнительного анализа с Российский Федерацией [2, 9].

Методические аспекты стратегирования иностранного рынка

Причиной, по которой данное исследование фокусируется на Корее, является то, что на сегодняшний день данная страна является вторым крупнейшим партнером Российской Федерации в Азии [7]. Это говорит о том, что на корейском рынке существует потребность в российской продукции и хорошая восприимчивость отечественных товаров и услуг. Соответственно, существуют достаточно большие шансы на успех при входе новых компаний. Так в I полугодии 2021 г. прирост экспорта в Республику Корея составил 26,1%, а импорта -24,1%5. График в полном размере, демонстрирующий состояние импортно-экспортных отношений России и Республики Корея, представлен ниже на рисунке 1.

внеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 l/file/ab03f167412ee7cbc60d8caf776bab70/itogi_ved_v_2020g_i_1_

Рисунок 1. Состояние импортно-экспортных отношений России и Республики Корея Источник: заимствованно из Отчета Министерства экономического развития РФ: Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 году и I полугодии 2021 года6

Несмотря на отображаемый на рисунке 1 спад экспорта, в общем подведении итогов Министерство экономического развития Российской Федерации замечает, что именно с Южной Кореей отмечается один из наибольших приростов экспорта за I квартал 2021. В таблице 1 представлена структура экспорта России в Корею в I кв. 2021 года в сравнении с 2020 годом по товарным группам с наиболее большим весом для отслеживания тенденций.

Таблица 1. Структура экспорта из России в Корею

По результатам данной таблицы можно заключить, что, несмотря на наибольшую часть в общем итоге, экспорт минеральных продуктов имеет тенденции к спаду, в то время как продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, металлы и изделия из них, драгоценные металлы и камни, наоборот имеют тенденцию к росту и могут рассматриваться как стратегически благоприятные сферы для входа российских компаний на корейский рынок.

Коды ТН ВЭД Наименование товарных групп Доля в общем экспорте в 1 кв. 2021 г., % Доля в общем экспорте в 1 кв. 2020 г., %

25-27 Минеральные продукты 71,10% 82,55

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё 15,19% 9,34

72-83 Металлы и изделия из них 5,58 4,37

71 Драгоценные металлы и камни 4,09 0,62

Источник: разработана авторами на основе Обзора внешней торговли России с Республикой Корея7

На сегодняшний день Республика Корея является одной из стран с наибольшим показателем патентной активности8, в связи с чем фокус внимания должен быть сконцентрирован на заблаговременном патентном поиске, рассмотрении стратегических воз-

можностей использования имеющихся объектов интеллектуальной собственности, как стратегических конкурентных преимуществ при входе на корейский рынок. Помимо этого, Южная Корея занимает 5 место из 132 сравниваемых стран по Глобальному ин-

Отчет Министерства экономического развития РФ: Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 году и I полугодии 2021 года. - URL: // https://economy.gov.ru/material/file/ab03f167412ee7cbc60d8caf776bab70/itogi_ved_v_2020g_i_1_ polugodie_2021.pdf (дата обращения: 26.11.2021).

7 Электронный ресурс: Внешняя Торговля России. Внешняя торговля России с Республикой Корея (Южной Кореей) в 1 кв. 2021 г - URL: // https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-05/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-respublikoy-koreya-yuzhnoy-koreey-v-1-kv-2021-g/ (дата обращения: 25.11.2021).

Отчет ВОИС: ИС в фактах и цифрах 2020. - URL: // https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_943_2020.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

новационному индексу в 2021 году [21]. Высокие показатели Кореи по данному индексу также говорят о высоком уровне развитости рынка, наполненности инновациями. Следовательно, компаниям необходимо обращать внимание и на соответствие их разработок и продукции с уровнем развития корейского рынка, а также на качество инноваций и патентуемых объектов. Еще одним показателем, характеризующим уровень развитости, приоритеты и ценности южнокорейского рынка является большой объем ассигнований на исследования и разработки гражданского назначения из средств государственного бюджета - по результатам 2020 года он составил 20,1 млрд долл. США, что на 2,6 млрд долл. США меньше, чем такой объем ассигнований Российской Федерации, что в итоге дает Южной Корее 5 место в общем рейтинге НАТТ [8]. Именно поддержка исследований и разработок, а также инвестиции в повышение качества человеческого капитала считаются главными факторами, позволившими появиться такому феномену как «Чудо на реке Хан» [16].

Применение методологии стратегирования для разработки стратегии входа на корейский рынок

Для формирования эффективной стратегии входа на иностранный рынок необходим подбор индивидуальных переменных учета, отвечающих особенностям именного того рынка, на который она направлена [12, 13, 20]. Основываясь на подходе OTSW-анализа, предлагается в первую очередь обратить внимание на дополнительные стратегические возможности компании, которые она может превратить в конкурентное преимущество на новом рынке. Помимо этого, академиком В. Л. Квинтом было утверждено, что конкурентными преимуществами должны стать прорывные технологии [3]. Именно данные особенности должны являться основополагающим при формировании стратегии входа на зарубежные рынки в современных условиях. Основываясь на данном заключении, как уже отмечалось ранее, авторами предлагается обратить внимание на инновации и интеллектуальную собственность, как на инструмент дополнительного преимущества при разработке стратегии.

Для использования данных объектов в таком виде необходимо:

• определение технологических трендов на рынке определенной страны;

• анализ стратегических возможностей патентования и несистемных рисков, которые могут возникнуть в данном процессе в стране входа на рынок;

• целостная оценка общего состояния общества;

• оценка стратегической возможности участия нематериальных активов и прав на объекты интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности в стране входа на рынок.

Определение технологических трендов на рынке страны, в которую планируется вход, необходимо для сопоставления текущих разработок компании, ее дальнейших планов развития, будущей линейной продукции и т. д. с настоящим состоянием и емкостью рынка. Данный анализ сможет сразу же выявить несоответствие и избежать лишних затрат и потерь на исследования и разработки, благодаря изменению и подстраиванию модели выхода или же полного отказа от рынка, в случае коренных различий. Также необходимо отметить, что практика корреляции присутствует в отчетах крупных компаний - в самих отчетах встречаются отсылки на обзоры технологических трендов от стратегических лидеров-поставщиков такой уникальной информации9.

Анализ стратегических возможностей патентования и несистемных рисков необходим для заблаговременной оценки возможностей к получению охраны разработок и иных объектов компании. Важность учета особенностей патентования и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации отмечалась также и другими исследователями [9] и видится авторами данной статьи важным условием успешного использования таких объектов, как стратегического инструмента при разработке стратегии входа на иностранный рынок. В ином случае их использование может оказаться нарушением прав третьих лиц или обернуться для компании неожиданными сверхиздержками и, соответственно, значительным риском.

Целостная оценка общего состояния общества необходима для вынесения предположений о потенциальных стратегических возможностях благоприятного восприятия или же отторжения продукции местными жителями. Данная оценка будет учитывать такие социально-экономические факторы, как средний уровень заработка и трат, показатели открытости к инновациям, а также иные: общий менталитет и культуру уровня продукции, являющейся стандартной для жителей той или иной страны. Сила влияния культуры и менталитета, которые также в себя включают и культуру инноваций, отмечалась и другими авторами [15]. В связи с этим оценка данной переменной видится важным шагом при разработке и реализации стратегии входа на иностранный рынок, который поможет сократить риски, а также избежать возможные потери различного рода: фактор времени, материальные издержки и иные.

Официальная страница Gartner. - URL: https://www.gartner.com/en (дата обращения: 25.11.2021).

Необходимость оценки стратегической возможности участия нематериальных активов и прав на объекты интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности в стране входа на рынок обуславливается отсутствием единого законодательства в сфере ИС, которое бы охватывало все страны. В этой связи необходимо учитывать особенности закона, важность изучения ограничений и возможностей, существующих в данной сфере той или иной страны, для ведения законной деятельности без нарушений, а также эффективного использования всех своих активов.

Ниже представлены авторские рекомендации для повышения экономической и общественной эффективности стратегии входа на корейский рынок.

Во-первых, для сбора достоверной информации, отвевающей актуальному состоянию рынка и тенденциям, по каждому из вышеперечисленных пунктов, а также формирования максимально объективного заключения и, следовательно, эффективной стратегии, основывающейся на данных итогах, необходим поиск локальных партнеров. В Южной Корее существует ряд организаций, целью которых является непосредственная помощь, консультирование иностранных компаний, планирующих вход на корейский рынок или сотрудничество с корейскими компаниями. Ряд таких организаций имеет четкую специализацию между странами, к примеру KRIC (Korea-Russia Innovation Center) или KORUSTEC, в то время как другие взаимодействуют с обращающимися из всех стран: KAIST, KOTRA и другие10. Достаточно широкий спектр помощи предоставляется иностранным компаниям организацией KOTRA, в виде содействия по поиску партнеров, установлению отношений между компаниями11. Также наиболее значимым моментом для работы с вышеуказанными переменными является деятельность данной организации по оказанию информационных услуг по оценке рынка и перспективности продвижения товаров, оказание поддержки участия в выставках и торговых миссиях.

Во-вторых, для определения технологических трендов на корейском рынке и анализа стратегических возможностей патентования для каждого продукта или услуги необходимо проводить отдельный поиск, который будет состоять из анализа заполненности ниши, поиска аналогов, прямых и непрямых конкурентов, активности исследований, проводимых в данной сфере и других переменных. Однако непосредственную помощь с патентным поиском и получением консультаций по возможности полу-

чения охранного документа на территории Кореи можно получить в патентном ведомстве Южной Кореи-К1РО. Аутсорсинг информационного поиска в Республике Корея высоко развит и показывает высокие уровни продуктивности12.

В-третьих, в случае же целостной оценки общего состояния общества показатели для различных ниш будут в целом схожи (за исключением случаев выведения в Корею исключительно новых прорывных инноваций и создания нового рынка). В связи с наполненностью данного рынка как собственными корейскими инновациями, так и уже вошедшими в повседневное пользование иностранными инновациями уровень восприятия обществом высокотехнологичных и инновационных продуктов является высоким, что является благоприятным для компаний с личными инновациями при планировании входа на корейский рынок [14]. Высокая патентная активность также ценится потребителями как показатель качества проводимых исследований, самостоятельности компании, и таким образом располагает к себе южнокорейскую аудиторию [10].

В-четвертых, корейский потребитель особенно внимательно относится к качеству потребляемых товаров, получаемых услуг, постоянно стремится повысить свой уровень жизни [1]. Такое состояние рынка отображает на практике методологию стра-тегирования академика В. Л. Квинта, который утверждает, что конечная цель любой стратегии - повышение качества и уровня жизни людей. Если же стратегия будет строиться по данной методологии, то она будет находить в себе отражение состояния общества и рынка при входе на корейский рынок. В связи с этим особенное внимание необходимо уделять инновациям, которые непосредственно направлены на повышение уровня жизни в Корее.

Оценку стратегической возможности участия нематериальных активов и прав на объекты интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности в Корее также необходимо учитывать отдельно для каждого случая, в связи с рядом ограничений и условий использования. К примеру, в Республике Корея существует возможность получения кредита под залог прав на ИС. Политика Южной Кореи по такому виду кредитования является одной из лучших в мире и не раз отмечалась Роспатентом и ставилась в пример для улучшений работы российской политики в данной сфере13. Также наличие уже полученных охранных документов с высоким качеством объекта является конкурентным преимуществом, иногда решительным, при

10 Korea Export-Import Bank: сайт. - URL: // http://www.koreaexim.go.kr (дата обращения: 15.11.2021).

11 Официальный сайт KOTRA. - URL: // http://kotra.ru/ (дата обращения: 25.11.2021).

12 KIPO 2019 Annual Report- Providing IP Service. URL: https://www.kipo.go.kr/upload/en/download/ANNUALREP0RT_2019_06.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

переговорах с потенциальным инвестором, партнером и завязывании всех первоначальных контактов и связей сразу после входа на рынок.

Результаты исследования

Как было продемонстрировано выше, в Южной Корее достаточно развиты институты поддержки компаний, планирующих вход на корейский рынок. Благодаря обращению в такие институты, аутсорсингу таким компаниям определённых процессов сбора информации является возможным формирование полного набора данных, отражающих подходящую каждой компании отдельно ее собственную стратегию использования инноваций и интеллектуальной собственности в качестве инструмента конкурентного преимущества при входе на корейский рынок.

В связи с высоким уровнем насыщенности рынка инновационными продуктами и услугами и общим уровнем инновационного развития страны, корейский рынок характеризуется своей высокой восприимчивостью к инновациям и уделением повышенного внимания патентной активности компаний.

Необходимо проведение отдельных исследований для определённой сферы, в которой ведет свою деятельность та или иная компания, при анализе технологических трендов на рынке данной сферы в Корее, а также при анализе стратегических возможностей патентования и несистемных рисков в данной сфере в Южной Корее.

По результатам целостной оценки общего состояния корейского общества можно заключить, что восприятие инноваций, открытость к ним и понимание ценности нематериальных активов компаний достаточно высоки и благоприятны. А также можно отметить, что всё это стимулирует к использованию инноваций и ИС как дополнительных инструментов конкурентного преимущества при создании стратегии входа на корейский рынок.

Оценка стратегической возможности участия нематериальных активов и прав на объекты интеллектуальной собственности в предприниматель-

ской деятельности в Корее должна проводиться отдельно для каждой компании, учитывая все её особенности. Но проводить ее необходимо, в связи с преференциями, которые можно получить в Республике Корея благодаря своим разработкам и охранным документам.

Заключение

В статье были выявлены особенности, необходимые для учета при разработке стратегии входа на южнокорейский рынок. Инновации и интеллектуальная собственность рассмотрены в качестве стратегического инструмента повышения конкурентных преимуществ, основываясь на общей теории стратегии и методологии стратегирования, разработанной академиком В. Л. Квинтом. Среди них выявлены следующие: необходимость определения технологических трендов на корейском рынке для определенной сферы, в которой работает та или иная компания; анализ стратегических возможностей патентования и несистемных рисков, которые могут возникнуть в данном процессе входа в Корею; особенно высокий уровень восприятия инноваций и общего уровня жизни корейского общества, требующий качественно высоких инноваций; а также необходимость отдельной оценки стратегической возможности участия нематериальных активов и прав на объекты интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности в Корее в отдельном случае каждой компании.

Полученные результаты исследования могут быть имплементированы в деятельность компаний, у которых есть стратегические приоритеты, связанные с выходом на зарубежные рынки. В результате данной работы была положена база для дальнейших исследований и создания практических советов по использованию данных конкурентных преимуществ с максимальной эффективностью для отдельных сфер или же отдельных компаний, с учетом их особенностей и интересов при разработке стратегии входа на корейский рынок.

Литература

1. Андронова И. В. Дюжева Н. В., Андронов К. А. Внешнеторговые отношения Республики Корея и США в условиях развития интеграционных процессов // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2020. -№ 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnetorgovye-otnosheniya-respubliki-koreya-i-ssha-v-usloviyah-razvitiya-integratsionnyh-protsessov (дата обращения: 25.11.2021).

2. Ивлиев Г. П., Ларин А. Ю. Государственная политика Республики Корея (Южной Кореи) в обеспечении развития интеллектуальной собственности // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». - 2020. - № 11. - С. 1-8. - URL: // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44418702 (дата обращения: 25.11.2021).

3. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего ин-

13 Официальный сайт Роспатента: https://rospatentgov.ru/ru/news/03-07-2019-gossovet-obsudil-predlozheniya-rospatenta-po-razviti-yu-kreditovaniya-msp-pod-zalog-intellektualnoy-sobstvennosti (дата обращения: 25.11.2021).

дустриального региона России // Экономика промышленности. - 2020 - C. 290-299. - DOI:10.17073/2072-1633-2020-3-290-299.

4. Квинт В. Л. Стратегирование в современном мире - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2014. - 50 с.

5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования/ В. Л. Квинт. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. - 132 с. Том I.

6. Квинт В. Л. Теория и практика стратегирования (на русском, английском и узбекском языках) / В. Л. Квинт. - Ташкент: Тасвир, 2018. - 160 с.

7. Комар А. А., Цапенко И. А. Торгово-экономические отношения России и Южной Кореи // Скиф. -2019. - № 10 - С. 38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ntorgovo-ekonomicheskie-otnoshemya-rossii-i-yuzhnoy-korei (дата обращения: 25.11.2021).

8. НАТТ Ежегодное исследование рынка трансфера технологий: динамика развития и эффективность трансфера технологий в Российской Федерации. Москва, 2021. - URL: https://rusnatt.ru/media/mr/Исследо-вание%20НАТТ^ (дата обращения: 25.11.2021).

9. Самсонова В. Г. Патентная деятельность Южной Кореи в условиях развития креативной экономики // Россия и Корея в меняющемся мире / Российская Академия Наук; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока РАН; Центр корейских исследований. - Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук - 2014. - С. 139-152. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25602677 (дата обращения: 25.11.2021).

10. Трифонов К. Г. Российско-корейские торгово-экономические отношения // Корееведение в России: направление и развитие. - 2020. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-koreyskie-torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya (дата обращения: 25.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Хван Е. Ы. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в Республике Корее // Сравнительное право и проблемы частноправового регулирования в России и зарубежных странах: сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 22 января 2016 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов - 2016. - С. 314-318. -URL: // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27228953& (дата обращения: 25.11.2021).

12. Conroy-Krutz E. (2021). Foreign Missions and Strategy, Foreign Missions as Strategy, pp.311-328. -DOI: 10.1093/oso/9780190695668.003.0016. URL: // https://www.researchgate.net/publication/350155850_ Foreign_Missions_and_Strategy_Foreign_Missions_as_Strategy (дата обращения: 26.11.2021).

13. Duginets Ganna & Olena Kolesnykova (2021). Competitive Strategies Of Companies In The Foreign Market. Foreign trade: economics, finance, law. 116, pp. 12-22. ВЩШЖ10ю31617.яеюлтгеую2021(116)02 ГКДЖ .. https://www.researchgate.net/publication/352733513_COMPETITIVE_STRATEGIES_OF_COMPANIES_ IN_THE_FOREIGN_MARKET (дата обращения: 26.11.2021).

14. Jílková P. (2019). Product Management and Marketing Innovation Strategy. DOI: 10.18267/pr.2019. los.186.58. - URL: // https://www.researchgate.net/publication/338730271_Product_Management_and_ Marketing_Innovation_Strategy (дата обращения: 26.11.2021).

15. Johnson W. (2020). Managing Foreign Market Entry. - DOI: 10.4324/9781003031529-14. URL: // https:// www.researchgate.net/publication/343747217_Managing_Foreign_Market_Entry (дата обращения: 27.11.2021).

16. Karada§ S., Qetin R. (2018). The Miracle on the Han River: South Korean Economic Development. Istanbul Journal of Economics / Istanbul íktisat Dergisi. 93-112. - DOI: 10.26650/ISTJETON405372.

17. Lee H. (2017). Competition law and intellectual property in Korea. 10.1017/9781316671313.010. -URL: // https://www.researchgate.net/publication/325868903_Competition_law_and_intellectual_property_in_ Korea (дата обращения: 26.11.2021).

18. Lee K.-R. (2001). From fragmentations to integration: Development process of innovation cluster in Korea. Science, Technology and Society. 6. 305-327. - URL: //https://www.researchgate.net/publication/325011211_ From_fragmentations_to_integration_Development_process_of_innovation_cluster_in_Korea (дата обращения: 26.11.2021).

19. Park J., Hwang J., Jung H. (2015). Survey of Intellectual Property Rights in the Ergonomics Field in Korea. Journal of the Ergonomics Society of Korea. 34. 487-499. 10.5143/JESK.2015.34.5.487. - URL: // https:// www.researchgate.net/publication/285627631_Survey_of_Intellectual_Property_Rights_in_the_Ergonomics_ Field_in_Korea (дата обращения: 26.11.2021).

20. Sitkin A., Mangion-Thornley K. (2020). Foreign market entry. - DOI: 10.4324/9780429022234-6. - URL: // https://www.researchgate.net/publication/344146067_Foreign_market_entry (дата обращения: 25.11.2021).

21. WIPO Global Innivation Index 2021. - URL: // https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_ gii_2021.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

References

1. Andronova, I. V., Dyuzheva, N. V., Andronov, K. A. (2020) [Foreign trade relations of the Republic of Korea and the USA in the context of the development of integration processes]. Vestnik RUDN. Seriya: Eko-nomika [Bulletin of the RUDN. Series: Economics]. Vol. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vnesh-netorgovye-otnosheniya-respubliki-koreya-i-ssha-v-usloviyah-razvitiya-integratsionnyh-protsessov (accessed: 25.11.2021). (In Russ.).

2. Ivliev, G. P. (2020) [State policy of the Republic of Korea (South Korea) in ensuring the development of intellectual property]. Elektronnoye setevoye izdaniye «Mezhdunarodnyy pravovoy kur'yer» [Electronic online publication «International Legal Courier»]. Vol. 11, pp. 1-8. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44418702 (accessed: 25.11.2021). (In Russ.).

3. Kvint, V. L. (2020) Teoreticheskiye osnovy i metodologiya strategirovaniya Kuzbassa kak vazhneyshego industrial'nogo regiona Rossii [Theoretical foundations and methodology of strategizing Kuzbass as the most important industrial region of Russia. Industrial economics].Economy of industry, pp. 290-299. - DOI: 10.17073/20721633-2020-3-290-299. (In Russ.).

4. Quint, V. L. (2014) Strategirovaniye v sovremennom mire [Strategizing in the modern world]. St. Petersburg: CPI of the RANEPA, pp. 50. (In Russ.).

5. Quint, V. L. (2019) Kontseptsiya strategirovaniya [The concept of strategizing]. St. Petersburg: CPI SPIU RANEPA, pp. 132. (In Russ.).

6. Quint, V L. (2018) Teoriya i praktika strategirovaniya (na russkom, angliyskom i uzbekskom yazykakh) [Theory and practice of strategizing (in Russian, English and Uzbek)] . Tashkent: Tasvir, pp. 160. (In Russ.).

7. Komar, A. A., Tsapenko, I. A. (2019) Torgovo-ekonomicheskiye otnosheniya Rossii i Yuzhnoy Korei [Trade and economic relations of Russia and South Korea]. Vol. 10 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/torgovo-ekonomicheskie-otnosheniya-rossii-i-yuzhnoy-korei. (accessed: 25.11.2021). (In Russ.).

8. NATT Annual Research of the Technology Transfer Market: Dynamics of Development and Efficiency of technology transfer in the Russian Federation. Moscow, Available at: https://rusnatt.ru/media/mr/ Hcc^egoBaHHe%20HATT.pdf (accessed: 25.11.2021). (In Russ.).

9. Samsonova, V. G. (2014) Patentnaya deyatel'nost' Yuzhnoy Korei v usloviyakh razvitiya kreativnoy eko-nomiki [Patent activity of South Korea in the context of the development of the creative economy]. Russia and Korea in a Changing World. RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES; Federal State Budgetary Institution of Science INSTITUTE of the FAR EAST of the Russian Academy of Sciences; Center for Korean Studies. Moscow: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences, pp. 139-152. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25602677 (accessed: 25.11.2021). (In Russ.).

10. Trifonov, K. G. (2020) Rossiysko-koreyskiye torgovo-ekonomicheskiye otnosheniya. Koreyevedeniye v Rossii: napravleniye i razvitiye [Russian-Korean trade and economic relations. Korean studies in Russia: direction and development]. Vol. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-koreyskie-torgovo-ekonomi-cheskie-otnosheniya (accessed: 25.11.2021). (In Russ.).

11. Hwang, E. Y. (2016) [Legal regulation of intellectual property in the Republic of Korea]. Sravnitel'noye pravo i problemy chastnopravovogo regulirovaniya v Rossii i zarubezhnykh stranakh: sbornik statey Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Comparative law and problems of private law regulation in Russia and foreign countries : collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Moscow, January 22, 2016. Peoples' Friendship University of Russia. - Moscow: Peoples' Friendship University of Russia, pp. 314-318. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27228953& (accessed: 25.11.2021). (In Russ.).

12. Conroy-Krutz, E. (2021) Foreign missions and strategy, Foreign missions as a strategy, pp.311-328. -DOI: 10.1093/oso/9780190695668.003.0016. Available at: https://www.researchgate.net/publication/350155850_ Foreign_Missions_and_Strategy_Foreign_Missions_as_Strategy (accessed: 26.11.2021). (In Engl.).

13. Ganna, D., Kolesnikova, E. (2021) Competitive strategies of companies in the foreign market. Foreign trade: economics, finance, law. 116.12-22. - D0I:10.31617/zt.knute.2021(116)02. Available at: https://www.re-searchgate.net/publication/352733513_C0MPETITIVE_STRATEGIES_0F_C0MPANIES_IN_THE_F0R-EIGN_MARKET (accessed: 26.11.2021). (In Engl.).

14. Yilkova, P. (2019) Product Management and Marketing Innovation Strategy. - D0I: 10.18267/pr.2019. los.186.58. Available at: https://www.researchgate.net/publication/338730271_Product_Management_and_Mar-keting_Innovation_Strategy (accessed: 26.11.2021). (In Engl.).

15. Johnson, W. (2020) Managing Access To The Foreign Market. - D0I: 10.4324/9781003031529-14. Available at: https://www.researchgate.net/publication/343747217_Managing_Foreign_Market_Entry (accessed: 27.11.2021). (In Engl.).

16. Karadash, S., Chetin, R. (2018) Miracle on the Han River: The Economic Development of South Korea. Istanbul Economic Journal. Istanbul Iktisat Dergisi, pp. 93-112. - D0I: 10.26650/ISTJEC0N405372. (In Engl.).

17. Lee, H. (2017) Competition and Intellectual property law in Korea. 10.1017/9781316671313.010. Available at: https://www.researchgate.net/publication/325868903_Competition_law_and_intellectual_property_in_ Korea (accessed: 26.11.2021). (In Engl.).

18. Lee, K.-R. (2001) From fragmentation to integration: The Process of innovation cluster development in Korea. Science, technology and society. Vol. 6, pp. 305-327. Available at: //https://www.researchgate.net/publi-cation/325011211_From_fragmentations_to_integration_Development_process_of_innovation_cluster_in_Korea (accessed: 26.11.2021). (In Engl.).

19. Park, J., Hwang, J., Jung, H. (2015) Review of intellectual property rights in the field of ergonomics in Korea. Journal of the Korean Society of Ergonomics., pp. 34.487-499.10.5143/JESK.2015.34.5.487. Available at: https://www.researchgate.net/publication/285627631_Survey_of_Intellectual_Property_Rights_in_the_Ergo-nomics_Field_in_Korea (accessed: 26.11.2021). (In Engl.).

20. Sitkin, A., Mangion-Thornley, K. (2020) Access to the foreign market. DOI: 10.4324/9780429022234-6. Available at:https://www.researchgate.net/publication/344146067_Foreign_market_entry (accessed: 25.11.2021). (In Engl.).

21. WIPO Global Innovation Index 2021. Available at: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_ gii_2021.pdf (accessed: 25.11.2021). (In Engl.).

Информация об авторах:

Екатерина Ивановна Процкая, студент, направление подготовки 38.03.02 Менеджмент, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Москва, Россия ORCID ID: 0000-0002-2800-1094 e-mail: katt.pro@gmail.com

Анна Сергеевна Хворостяная, кандидат экономических наук, PhD, ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

ORCID ID: 0000-0003-4421-3705, Researcher ID: N-4385-2018 e-mail: khvorostyanayaas@gmail.com

Вклад соавторов:

Конфликт интересов отсутствует.

Процкая Е.И. - подготовка и обработка статистического материала, проведение сравнительного анализа, работа с графическим материалом;

Хворостяная А.С. - руководство исследованием, коррекция статистического материала, формулировка выводов и интерпретация результатов исследования.

Статья поступила в редакцию: 30.11.2021; принята в печать: 09.02.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors:

Ekaterina Ivanovna Protskaya, student, training program 38.03.02 Management, Russian state academy of intellectual property, Moscow, Russia ORCID ID: 0000-0002-2800-1094 e-mail: katt.pro@gmail.com

Anna Sergeevna Khvorostyanaya, Candidate of Economic Sciences, PhD, Leading Researcher, Center for Strategic Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia ORCID ID: 0000-0003-4421-3705, Researcher ID: N-4385-2018 e-mail: khvorostyanayaas@gmail.com

Contribution of the authors:

There is no conflict of interest.

E. I. Protskaia - preparation and processing of statistical material, comparative analysis, work with graphic material;

A. S. Khvorostyanaya - research management, correction of statistical material, formulation of conclusions and interpretation of research results.

The paper was submitted: 30.11.2021. Accepted for publication: 09.02.2022. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.