Е. А. ЯГМУР, М. В. НОВОДЕВИЧИНСКАЯ
189
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 189-199.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 189-199.
Научная статья УДК 316.422.42 EDN: ZOYQHS
ЭЛЕМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1 2 Екатерина Анатольевна Ягмур , Мария Владимировна Новодевичинская
1 2
’ Институт экономических исследований, Донецк, Россия
1 yagmurkat@mail.ru
2
sergeevaMV 98@yandex.ru
Аннотация. Уточнено понятие «ментальная безопасность» путем исследования его структурных элементов. Выявлены и систематизированы угрозы ментальному здоровью в современном обществе. Разработана Программа обеспечения ментальной безопасности, включающая стратегические направления укрепления ментального здоровья и конкретные мероприятия для их реализации.
Ключевые слова: ментальная безопасность, качество жизни, благополучие, психоэмоциональная устойчивость, информационный перегруз, социальная аномия, дофаминовая наркомания, сенсорная депривация, дереализация и деперсонализация человека, цифровой аутизм, клиповое мышление Для цитирования: Ягмур Е. А., Новодевичинская М. В. Элементы обеспечения ментальной безопасности как инструмента повышения качества жизни населения // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). C. 189-199. EDN: ZOYQHS.
Original article
ELEMENTS OF ENSURING MENTAL SAFETY AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION
12 Ekaterina A. Yagmur , Maria V. Novodevichinskaya
1 2
, Economic Research Institute, Donetsk, Russia
1 yagmurkat@mail.ru
2
sergeevaMV 98@yandex.ru
Abstract. The concept of mental security has been clarified by studying its structural elements. Threats to mental health in modern society have been identified and systematized. A program for ensuring mental safety has been developed, which includes strategic directions for strengthening mental health and specific measures for their implementation.
Keywords: mental safety, quality of life, well-being, psychoemotional stability, information overload, social anomie, dopamine addiction, sensory deprivation, derealization and depersonalization of a person, digital autism, clip thinking
For citation: Yagmur E. A., Novodevichinskaya M. V. Elements of ensuring mental safety as a tool for improving the quality of life of the population. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 189-199. (In Russ.). EDN: ZOYQHS.
© Ягмур Е. А., Новодевичинская М. В., 2024
190
Психология и педагогика
В эпоху цифровизации, в условиях быстрого темпа жизни, постоянного стресса и информационного перенасыщения все больше людей сталкиваются с психическими и когнитивными расстройствами, к которым относятся память, внимание, восприятие, мышление и др. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 300 млн человек в мире страдают от депрессии, а тревожные расстройства затрагивают около 260 млн человек [1]. Это серьезная проблема, которая негативно влияет на качественные характеристики человеческого капитала, прежде всего на его интеллектуальную составляющую как результат образовательного процесса.
В этой связи изучение и развитие ментальной безопасности становится все более актуальным, позволяет не только предотвратить возникновение психических расстройств, но и помочь людям эффективно справляться с повседневными стрессовыми ситуациями и сохранять свое эмоциональное равновесие. Кроме того, укрепление ментальной безопасности населения способствует формированию позитивных отношений и социальной поддержки, что является значимым фактором для благополучия общества.
В XXI в. ментальная безопасность становится важной темой исследований и разработок в области психологии, социологии, медицины, науки о безопасности и других дисциплин. Вопросам ментальной безопасности, в том числе в условиях цифрового общества, посвящен ряд научных работ, например Н. А. Коровниковой [2], А. А. Ковалева [3], Н. И. Губанова и Н. Н. Губанова [4]. Авторы изучают новые риски современности, которые могут привести к различным ментальным расстройствам и отклонениям, а также рассматривают направления обеспечения ментальной безопасности, способствующие повышению качества жизни и благополучия человека в новом обществе. Изучению взаимосвязи психологической устойчивости человека, ментальной и национальной безопасности в современной России посвящены работы А. А. Ковалева [5], А. М. Ильницкого [6], Е. К. Обринской [7]. Отдельным набирающим популярность направлением в изучении ментальной безопасности следует считать ментальную медицину. Ее ярким представителем в отечественной науке является академик Российской академии наук, эксперт в области экологии человека П. И. Сидоров, в работах которого рассматриваются понятия «ментальный иммунитет» и возможности его выработки [8], «ментальный иммунодефицит» [9], его признаки и способы борьбы.
Таким образом, тема ментальной безопасности является предметом большого количества междисциплинарных исследований. Однако появление новых исследований в данном направлении поможет не только обогатить теоретическую базу, но и расширить имеющийся опыт в обеспечении ментальной безопасности.
Целью статьи является систематизация основных угроз ментальной безопасности, а также разработка направлений ее обеспечения, что поспособствует увеличению продолжительности и улучшению качества жизни населения.
В основе устойчивой ментальной безопасности лежит хорошее самочувствие, которое включает в себя физическое здоровье, здоровый образ жизни и умение управлять своими эмоциями и стрессом. Одним из важных аспектов ментальной безопасности является психоэмоциональная устойчивость [3, с. 65; 5, с. 3].
Под психоэмоциональной устойчивостью следует понимать совокупность личных психологических качеств человека, способных сохранять равновесие в сложных жизненных ситуациях, контролировать свои чувства, восстанавливаться после стресса и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Ментальная безопасность - это состояние психического благополучия и устойчивости, когда человек способен результативно работать, приносить пользу обществу и достигать наивысших трудовых показателей, но при этом эффективно справляться с повседневными стрессовыми ситуациями, поддерживать свое эмоциональное равновесие и сохранять позитивное мышление.
Е. А. ЯГМУР, М. В. НОВОДЕВИЧИНСКАЯ
191
Психоэмоциональная устойчивость является основой эмоционального интеллекта, а ментальная безопасность позволяет человеку сохранять свою самоопределенность и здоровое отношение к окружающим. Обе категории являются важными для личностного роста, социальной и профессиональной адаптации [5, с. 4].
На основании вышеназванных исследований представим основные элементы ментальной безопасности (табл. 1).
Таблица 1
Структурные элементы ментальной безопасности
Элементы ментальной безопасности Видение структурного элемента
Эмоциональная стабильность Способность контролировать свои эмоции и управлять ими, не поддаваться чрезмерному стрессу и тревоге, эффективно коммуницировать в обществе, четко распознавая эмоции других собеседников
Психическое равновесие Способность поддерживать позитивное отношение к жизни, иметь оптимистическую перспективу, уметь адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам
Социальная поддержка Наличие адекватных отношений с другими людьми, включая семью, друзей, выстраивание взаимоотношений, позволяющих чувствовать эмоциональную разгрузку
Компетентность и рефлексия Способность эффективно анализировать и решать проблемы, возникающие в повседневной жизни. Возможность осознавать причины проблемы, генерировать альтернативные решения и выбирать наиболее эффективный исход. Умение принимать решения на основе логического мышления и здравого смысла
Адаптивность Гибкость и способность перестраиваться под новые требования, события, ситуации, умение приспосабливаться к изменениям внешней среды
Позитивные отношения Наличие здоровых и поддерживающих отношений с окружающими людьми, способность строить доверительные и взаимовыгодные взаимодействия. Возможность для проявления эмпатии, уважения и поддержки
Самоэффективность, самоуверенность Уверенность в своих способностях и умение достигать поставленных целей. Внутренние ресурсы для преодоления трудностей и достижения успеха. Умение устанавливать реалистичные цели, разрабатывать план действий и находить мотивацию для реализации задуманных проектов
Здоровый образ жизни Поддержание физического здоровья, включая регулярную физическую активность, здоровое питание и достаточный отдых. У человека, ведущего здоровый образ жизни, большой запас энергии и выносливости, что способствует его ментальному благополучию
Источник: составлено авторами по данным [3, с. 61-65; 5, с. 3-4; 6; 7, с. 347-351].
В эпоху повсеместной цифровизации ментальная безопасность является приоритетным направлением исследований, поскольку нарушения ментального здоровья возникают в большом количестве из-за возросших объемов перерабатываемых человеком потоков данных и невозможности жить вне информационного поля. Направления укрепления ментального здоровья будут зависеть от источников его дестабилизации (см. рис.).
192
Психология и педагогика
Последствия для индивидуума
...........-jx--------
1. Отсутствие или затрудненность социализации, устойчивого зрительного контакта, речи, а также преобладание повторяющихся слов, фраз, действий.
2. Ухудшение концентрации, ухудшение памяти, снижение когнитивных способностей, падение производительности, потеря мотивации.
3. Бессонница, головные боли, нарушение сна, проблемы с пищеварением.
4. Чувство неуверенности, тревога, стресс, депрессия.
5. Неспособность мозга получать удовлетворение от естественных и здоровых источников, игромания, зависимость от социальных сетей.
6. Утрата самоидентификации.
7. Социальная изоляция, деградация межличностных навыков
Последствия для общества
'J2L
1. Давление на людей, стремление к несбыточным идеалам.
2. Разрушение социальных связей, абсенция моральных ориентиров.
3. Социальные конфликты, напряженность в обществе.
4. Распад традиционных семейных ценностей.
5. Распад социальной солидарности.
6. Проявление нестабильности и конфликтов в обществе.
7. Повышение агрессии, нарушение закона, дезориентация.
8. Сомнение в достоверности авторитарных источников из-за распространения недостоверной информации, манипуляций и фейков.
9. Разрушение социальных рычагов формирования личности из-за распада общественных институтов (школ, церкви и др.)
Причинно-следственные связи возникновения нарушений ментального здоровья индивидуума и общества в эпоху цифровизации Источник: составлено авторами по данным [2, с. 108; 3, с. 65-66;
4, с. 128; 5, с. 3; 6; 7, с. 347-351; 8, с. 42-50; 10, с. 328; 11; 12;
13, с. 58-63; 14, с. 9; 15; 16; 17; 18; 19, с. 26-39; 20, с. 318]
Е. А. ЯГМУР, М. В. НОВОДЕВИЧИНСКАЯ
193
Расшифровка причин возникновения нарушений ментального здоровья (безопасности):
1. Информационная перегрузка - состояние, при котором человек получает больше информации, чем способен обработать и усвоить. В современном цифровом обществе доступ к информации стал намного проще и быстрее, чем раньше, благодаря интернету, социальным сетям и другим технологиям, что неизбежно приводит к возникновению большого объема информации, которую человеку очень сложно качественно обрабатывать и усваивать.
2. Информационный шум - нежелательная информация или сигналы, которые мешают восприятию и пониманию полезной информации (спам, реклама, недостоверные источники информации).
3. Экономические и политические кризисы, военные конфликты. Времена неопределенности, нестабильности могут привести к потере человеком работы, сокращению его доходов, увеличению задолженности по платежам и финансовым трудностям. Все эти факторы дестабилизируют человека, повышается уровень тревоги, нарастает чувство неопределенности и неуверенности в будущем.
4. Ментальная война - использование информации и психологических методов для воздействия на мысли, поведение и восприятие людей для достижения определенных политических, военных или социальных целей.
5. Навязанные стандарты и социальная аномия - давление, которое общество путем культурных ограничений и правил поведения может оказывать на индивидуума. Навязанные стандарты относятся к нормам, ожиданиям и идеалам, которые общество считает правильными или желательными. Они могут быть связаны с внешним видом, поведением, успехом, статусом и другими аспектами жизни. Социальная аномия, с другой стороны, связана с отсутствием ясных норм и ценностей в обществе.
6. «Дофаминовая наркомания». Дофамин - это нейротрансмиттер, который играет важную роль в удовлетворении и мотивации. В эпоху цифровизации видом зависимости от дофамина является поведенческая дофаминовая аддикция - навязчивое желание играть в видеоигры, заниматься онлайн-шопингом, сидеть в социальных сетях.
7. «Цифровой аутизм» - состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, они не интересуются внутренним миром другого человека. Все люди для них стали взаимозаменяемыми, потому что они не видят ценности каждого в отдельности. Все эти проблемы - следствие чрезмерного использования цифровых технологий. Уже сейчас отмечается, что у 90 % детей в возрасте двух-трех лет триггерным (провоцирующим) фактором развития расстройств аутистического спектра стал чрезмерный просмотр (более четырех-пяти часов в день) телевизионных программ или взаимодействие с другими формами и видами виртуальной реальности. Практически невозможно отличить «цифровой аутизм», то есть развившийся вследствие неконтролируемого воздействия гаджетов на психику ребенка, от классического, потому что симптомы совершенно одинаковы.
8. Сенсорная депривация или эмоционально-информационный голод - состояние, при котором на органы чувств человека перестает воздействовать внешняя среда. Одной из причин сенсорной депривации является избыток цифровых технологий. Постоянное подключение к ним может привести к отсутствию реального контакта с окружающим миром, недостатку физической активности.
9. Клиповое мышление или краткосрочное восприятие информации - поверхностное и фрагментарное мышление, при котором человек не способен сосредоточиться на одной задаче или идее, а склонен переключаться между различными мыслями и впечатлениями. Человек может основывать свои мнения и решения на краткой информации или заголовках новостей, не уделяя достаточного внимания контексту и фактам.
194
Психология и педагогика
10. Дереализация и деперсонализация человека - психическое расстройство, при котором человек ощущает отчуждение от своего тела и личности, от реальности и окружения. Цифровые технологии и виртуальная реальность способны создавать иллюзию альтернативной действительности, которая может быть более привлекательной по сравнению с реальным миром.
11. Изменение восприятия и мышления человека. Расстройства восприятия - группа патопсихологических симптомов, включающих различные нарушения целостного отражения объектов, проецируемого в реальное пространство. С появлением фейковых новостей, манипуляций информацией и альтернативных фактов человек может столкнуться с трудностями в определении истины, что способствует утрате доверия, авторитетов, а также распространению конспирологических теорий и недоверию к научным фактам.
12. Ликвидация авторитетов и процветание ложных лидеров мнений - отхождение от идеалов, авторитетных людей. Ранее авторитеты, такие как родители, учителя и общественные лидеры, играли ключевую роль в передаче ценностей, норм и моральных установок молодым поколениям. Однако с появлением новых коммуникационных технологий и социальных изменений роль авторитетов стала ослабевать или заменяться ложными ценностями.
Указанные выше причины положены в основу разработки направлений обеспечения ментальной безопасности (табл. 2).
Таблица 2
Программа обеспечения ментальной безопасности
Направления обеспечения ментальной безопасности Предполагаемые действия
1. Противодействие информационной перегрузке и информационному шуму 1.1. Организация осведомленности общества через средства массовой информации о рисках информационной перегрузки и ее последствиях. Включение в образовательные программы курсов по критическому мышлению, информационной грамотности, медиаобразованию и фактчекингу (проверки информации на правдивость, точность и достоверность). 1.2. Регулирование информационного пространства на законодательном уровне (ограничение количества рекламы и информационного шума, а также установление ответственности за распространение ложной и вредоносной информации и т. д.). 1.3. Использование технических средств (программ, приложений), которые предлагают персонализированный контент или помогают отслеживать времяпровождение в интернете. 1.4. Поддержка психического здоровья через тренинги по управлению стрессом и развитию психологической устойчивости. 1.5. Сотрудничество и партнерство между правительством, образовательными учреждениями, медиа и частным сектором с целью разработки и реализации программ по обеспечению ментальной безопасности. 1.6. Повышение информационной грамотности общества
2. Предотвращение влияния экономических и политических кризисов, а также военных конфликтов и ментальной войны на сознание населения 2.1. Поддержка экономической стабильности, реализация мер для смягчения последствий экономического кризиса на население. 2.2. Повышение политической стабильности, создание условий для диалога и конструктивного разрешения конфликта. 2.3. Обеспечение доступа к достоверной и своевременной информации о ситуации и принимаемых мерах с целью снижения тревожности среди населения. 2.4. Повышение экономической и политической грамотности населения.
Е. А. ЯГМУР, М. В. НОВОДЕВИЧИНСКАЯ
195
Направления обеспечения ментальной безопасности Предполагаемые действия 2.5. Поддержка психического здоровья (бесплатные консультации психолога за счет средств обязательного медицинского страхования). 2.6. Содействие социальной солидарности, поддержка механизмов взаимопомощи (благотворительность, волонтерство и т. п.). 2.7. Развитие критического мышления. 2.8. Обучение навыкам эмоционального интеллекта, умению управлять своими эмоциями и различать манипулятивные приемы. 2.9. Регулирование ментального пространства посредством введения законодательных мер борьбы с ментальным воздействием и манипуляциями. 2.10. Повышение информационной прозрачности и раскрытие механизмов ментальной войны
3. Превентивные меры по защите от «дофаминовой наркомании», «цифрового аутизма» 3.1. Информирование населения, особенно молодежи, о рисках и последствиях зависимости от поведенческих факторов и чрезмерного использования цифровых технологий. Помощь в принятии осознанных решений для избегания ситуаций, которые могут привести к развитию зависимости. 3.2. Диагностика, которая позволяет выявить признаки зависимости от дофамина на ранних стадиях. 3.3. Лечение и реабилитация при помощи терапии замещения, психотерапии (укрепление психосоциальных навыков, развитие навыков саморегуляции, стрессоустойчивости, эмоционального интеллекта и социальных навыков). 3.4. Создание баланса между использованием цифровых технологий и другими аспектами жизни, такими как физическая активность, социальные взаимодействия, а также время для отдыха и релаксации. 3.5. Общественное участие и сотрудничество государственных органов власти, учреждений здравоохранения и общественных организаций. Разработка совместных программ, способствующих обмену информацией и координации действий. 3.6. Регулирование времени (особенно для детей и подростков), проводимого перед экраном компьютера и других устройств с доступом в интернет. Использование приложений и программ, помогающих контролировать время взаимодействия с цифровыми технологиями. 3.7. Сознательное и эффективное применение цифровых технологий (осознание своих потребностей, установка целей и приоритетов, отсутствие серфинга (бездумного блуждания) по интернет-сайтам). 3.8. Поддержка и последующий уход (психологические консультации, поддержка социальной среды, доступ к группам поддержки и ресурсам, помогающим справиться с проблемами ментального здоровья)
4. Предупреждение развития сенсорной депривации, эмоционально-информационного голода, клипового мышления и краткосрочного восприятия информации 4.1. Развитие концентрации и внимания через тренировки и практики (такие как медитация, йога и др.), которые помогают улучшить способность сосредотачиваться на одной задаче или идее. 4.2. Управление временем, эффективное его использование. Важно научиться планировать время и устанавливать приоритеты, чтобы избежать переключения между различными задачами и мыслями. 4.3. Развитие глубокого мышления - способности анализировать и осмысливать информацию, а не просто поверхностно ее воспринимать. 4.4. Практика «ментальной гигиены» (регулярная физическая активность, здоровое питание, достаточный сон, управление стрессом и избегание излишней экспозиции к клиповым и разрозненным впечатлениям, таким как социальные сети или постоянное переключение между задачами)
196
Психология и педагогика
Направления обеспечения ментальной безопасности Предполагаемые действия
5. Препятствование развитию дереализации и деперсонализации личности, изменению восприятия и мышления человека 5.1. Предупреждение и осведомленность общества через образовательные программы и информационные каналы, направленные на распространение знаний о возможных проблемах, которые связаны с изменением восприятия и мышления. 5.2. Раннее выявление и диагностика благодаря доступу к профессиональной медицинской помощи (специальные тесты и консультации с психологами или психиатрами). 5.3. Лечение и реабилитация (медикаментозная терапия, когнитивноповеденческая психотерапия, реабилитационные программы, социальная поддержка, различные терапевтические подходы (ароматера-пия, дыхательные практики, медитации, тактильные «ловушки внимания», расслабляющая музыка и др.)). 5.4. Последующий уход (психологическая поддержка, социальная интеграция, доступ к группам поддержки и ресурсам для самопомощи). 5.5. Социальная активность (комфортное взаимодействие с другими людьми), интенсивная физическая или эмоциональная стимуляция и релаксация, а также отвлечение себя (увлеченный разговор, просмотр интересного фильма, хобби). Обеспечение стойкой ремиссии путем предупреждения рецидива
6. Ликвидация навязанных стандартов и социальной аномии, изобличение ложных лидеров мнений 6.1. Модернизация образования и информирование общества (разработка образовательных программ, развивающих критическое мышление и умение анализировать информацию, обучение навыкам оценки достоверности и надежности источников информации). 6.2. Социальная поддержка через создание групп поддержки, форумов или сообществ, где люди могут обсуждать свои опасения и получать содействие. 6.3. Развитие доверия к надежным источникам информации, таким как научные исследования, экспертные мнения авторитетных фигур и проверенные новостные издания. 6.4. Пропаганда ценностей справедливости, толерантности и солидарности образовательными и общественными институтами. 6.5. Поддержка социально уязвимых групп населения, которые могут быть особенно подвержены навязыванию стандартов. 6.6. Законодательный запрет на продажу образовательных и медицинских услуг без профильного специального образования
Источник: составлено авторами по данным [11; 12; 15; 17; 18; 19, с. 39; 20, с. 321; 21, с. 82-84; 22, с. 49-58; 23, с. 10-11, 20; 24].
Таким образом, ментальная безопасность - это важный аспект общего благополучия и здоровья человека, который зависит от множества факторов, таких как уровень осведомленности общества, безопасная среда, социальная поддержка, способность к адаптации и др. В ходе исследования определено, что основной задачей в обеспечении ментального здоровья является возможность управлять стрессом путем формирования позитивного мышления, которое совсем не предполагает игнорирование сложных ситуаций или отрицание того, что негативных моментов в жизни не существует. Напротив, люди с позитивным мышлением осознают, что жизненные события бывают разными, а сложности - не повод для отказа от планов, ведь можно адаптироваться к ситуации и решить проблему, применив нестандартный подход.
Список источников
1. Over 300 million people suffer from depression globally: WHO // NDTV WORLD : сайт. URL: https://www.ndtv.com/world-news/over-300-minion-people-suffer-from-depression-globany-who-1676024 (дата обращения: 05.12.2023).
Е. А. ЯГМУР, М. В. НОВОДЕВИЧИНСКАЯ
197
2. Коровникова Н. А. Ментальная безопасность в эпоху цифровизации // Социальные новации и социальные науки : электрон. журн. 2020. № 1. С. 107-118. https://doi.org/10.31249/snsn/2020.01.08.
3. Ковалев А. А. Значение ментальной безопасности в современном мире // Вестник Вятского государственного университета. 2023. № 3 (149). С. 61-70.
4. Губанов Н. И., Губанов Н. Н. Ментальные ответы на возникновение рисков в современном обществе // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 127-139.
5. Ковалев А. А. Психологическая устойчивость и ментальная безопасность в современной России // SocioTime / Социальное время. 2023. № 3 (35). С. 60-71. https://doi.org/10.25686/2410-0773.2023.3.60.
6. Ильницкий А. М. Ментальная война в России // Военная мысль. 2021. № 8. С. 19-33.
7. Обринская Е. К. Потенциал и перспективы развития и совершенствования государственного механизма обеспечения ментальной безопасности Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8 (74). № 1. С. 347-352.
8. Сидоров П. И. Ментальный иммунитет как биопсихосоциодуховная матрица идентичности и основа безопасности личности и общества // Экология человека. 2015. № 12. С. 42-52.
9. Сидоров П. И. Синдром приобретенного ментального иммунодефицита // Медицинский академический журнал. 2015. Т. 15. № 4. C. 82-95.
10. Сухоруких А. В. Духовно-нравственный фактор как условие «ментальной безопасности» социокультурной среды // Историческая и социально-образовательная мысль : сетевое изд. 2014. Т. 6. № 5. С. 328-329. URL: https://hist-edu.ru/index.php/hist/artide/view/1176/1169 (дата обращения:
11.01.2024) .
11. Ментальная безопасность // Одинокий лидер : сайт. URL: https://odinokiylider.ru/mentalnaya-bezopasnost/ (дата обращения: 25.07.2023).
12. Ментальная безопасность: как поддерживать душевное здоровье и оставаться спокойным в эпоху перемен // Tactise : сайт. URL: https://tactise.com/news/tpost/thox32moh1-mentalnaya-bezopasnost-kak-podderzhivat (дата обращения: 25.07.2023).
13. Разумникова О. М., Кривоногова К. Д. Сенсорная депривация как модель реализации компенсаторных ресурсов мозга: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология : сетевое изд. 2020. Т. 9. № 2. С. 57-67. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090205.
14. Артеменков А. А. Объективная и виртуальная реальность: дереализация сознания человека как онтолого-гносеологическая проблема современности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 2. С. 8-19. https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-2-8-19.
15. Егорова Ю. О. Синдром деперсонализации - дереализации: причины, симптомы и лечение // ПроБолезни : сайт. URL: https://probolezny.ru/sindrom-depersonalizacii-derealizacii/ (дата обращения:
12.01.2024) .
16. Нарушения восприятия // Сеть клиник «Психическое здоровье» : сайт. URL: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/narusheniya-vospriyatiya (дата обращения: 12.01.2024).
17. Шатаев Н. В. Цифровой аутизм. Проблемы : презентация. URL: http://shataev-nv.narod.ru/ publikasii/cifrovoj_autizm.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
18. Падение авторитета: как разрушение социальных рычагов формирует личность // Нейросеть в науке. URL: https://dzen.ru/a/ZUtuB-ScqEAVab6u (дата обращения: 12.01.2024).
19. Ефремов О. А. Месседжерная коммуникация и клиповое мышление в условиях цифровиза-ции // Философия и общество. 2023. № 1 (106). С. 23-41.
20. Цветков В. Л., Павлова А. А. Клиповое мышление как актуальная психологическая проблема // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 317-322. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-317-322. EDN: IVEFWW.
21. Белодед Д. Р. Психологическая безопасность человека в условиях формирования цифровой культуры // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всерос. психол. форума : в 2 т. (Екатеринбург, 28-30 сент. 2022 г.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. Т. 1. С. 8185. URL: http://psyrus.ru/library/pdf/psychology_today_forum_2022_01.pdf (дата обращения: 12.01.2024).
198
Психология и педагогика
22. Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А., Шилко Р. С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 48-59.
23. Ичитовкина Е. Г., Жернов С. В., Завадский А. Н. Эмоциональный интеллект как ресурс в обеспечении субъективного благополучия человека // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2023. Т. 22. № 2. С. 9-22. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2023-22-2-9-22.
24. Дофаминовая зависимость: разбираемся в причинах, последствиях и путях решения проблемы // Дельфин центр : сайт. URL: https://narkologia-omsk.ru/dofaminovaya-zavisimost-razbiraemsya-v-prichinah-posledstviyah-i-putyah-resheniya-problemy/ (дата обращения: 16.01.2024).
References
1. Over 300 million people suffer from depression globally: WHO. Available at: https://www.ndtv.com/world-news/over-300-minion-people-suffer-from-depression-globany-who-1676024 (accessed 05.12.2023).
2. Korovnikova N. A. Mental’naya bezopasnost’ v epokhu tsifrovizatsii [Mental security in the digital age]. Social novelties and Social sciences, 2020, no. 1, pp. 107-118. (In Russ.). https://doi.org/10.31249/ snsn/2020.01.08.
3. Kovalev A. A. Znachenie mental’noy bezopasnosti v sovremennom mire [The importance of mental security in the modern world]. Herald of Vyatka State University, 2023, no. 3 (149), pp. 61-70. (In Russ.).
4. Gubanov N. I., Gubanov N. N. Mental’nye otvety na vozniknovenie riskov v sovremennom ob-shchestve [Mental responses to the risk occurrence in modern society]. Vestnik slavyanskikh kul’tur, 2019, vol. 54, pp. 127-139. (In Russ.).
5. Kovalev A. A. Psikhologicheskaya ustoychivost’ i mental’naya bezopasnost’ v sovremennoy Rossii [Psychological stability and mental safety in modern Russia]. SocioTime, 2023, no. 3 (35), pp. 60-71. (In Russ.). https://doi.org/10.25686/2410-0773.2023.3.60.
6. Ilnitsky A. M. Mental’naya voyna v Rossii [Mental warfare in Russia]. Military Thought, 2021, no. 8, pp. 19-33. (In Russ.).
7. Obrinskaya E. K. Potentsial i perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya gosudarstvennogo mek-hanizma obespecheniya mental’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Potential and prospects for the development and improvement of the State mechanism for ensuring the mental security of the Russian Federation]. Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical Science, 2022, vol. 8 (74), no. 1, pp. 347-352. (In Russ.).
8. Sidorov P. I. Mental’nyy immunitet kak biopsikhosotsiodukhovnaya matritsa identichnosti i osnova bezopasnosti lichnosti i obshchestva [Mental immunity as bio-psycho-socio-spiritual matrix of identity and personality and society safety basis]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2015, no. 12, pp. 42-52. (In Russ.).
9. Sidorov P. I. Sindrom priobretennogo mental’nogo immunodefitsita [Acquired mental immunodeficiency syndrome]. Medical Academic Journal, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 82-95. (In Russ.).
10. Suhorukikh A. V. Dukhovno-nravstvennyy faktor kak uslovie “mental’noy bezopasnosti” sotsio-kul’turnoy sredy [Spiritual and moral factor being a condition for “mental safety” on the social cultural scene]. Historical and Socio-Educational Idea, 2014, vol. 6, no. 5, pp. 328-329. (In Russ.). Available at: https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/1176/1169 (accessed 11.01.2024).
11. Mental’naya bezopasnost’ [Mental security]. (In Russ.). Available at: https://odinokiylider.ru/ mentalnaya-bezopasnost/ (accessed 25.07.2023).
12. Mental’naya bezopasnost’: kak podderzhivat’ dushevnoe zdorov’e i ostavat’sya spokoynym v epokhu peremen [Mental security: how to maintain mental health and stay calm in an era of change]. (In Russ.). Available at: https://tactise .com/news/tpost/thox32moh 1 -mentalnaya-bezopasnost-kak-podderzhivat (accessed 25.07.2023).
13. Razumnikova O. M., Krivonogova K. D. Sensornaya deprivatsiya kak model’ realizatsii kompen-satornykh resursov mozga: obzor zarubezhnykh issledovaniy [Sensory deprivation as a model for the actualizing compensatory brain resources]. Sovremennaya zarubezhnayapsikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, 2020, vol. 9, no. 2, pp. 57-67. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090205.
14. Artemenkov A. A. Ob’’ektivnaya i virtual’naya real’nost’: derealizatsiya soznaniya cheloveka kak on-tologo-gnoseologicheskaya problema sovremennosti [Objective and virtual reality: derealization of human consciousness as an ontological and epistemological problem of our time]. Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2020, no. 2, pp. 8-19. (In Russ.). https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-2-8-19.
Е. А. ЯГМУР, М. В. НОВОДЕВИЧИНСКАЯ
199
15. Egorova Yu. O. Sindrom depersonalizatsii - derealizatsii: prichiny, simptomy i lechenie [Depersonalization and derealization syndrome: causes, symptoms and treatment]. (In Russ.). Available at: https://probolezny.ru/sindrom-depersonalizacii-derealizacii/ (accessed 12.01.2024).
16. Narusheniya vospriyatiya [Perception disorders]. (In Russ.). Available at: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/narusheniya-vospriyatiya (accessed 12.01.2024).
17. Shataev N. V. Tsifrovoy autizm. Problemy [Digital autism. Problems]. (In Russ.). Available at: http://shataev-nv.narod.ru/publikasii/cifrovoj_autizm.pdf (accessed 12.01.2024).
18. Padenie avtoriteta: kak razrushenie sotsial’nykh rychagov formiruet lichnost’ [The fall of authority: how the destruction of social levers shapes personality]. (In Russ.). Available at: https://dzen.ru/a/ZUtuB-ScqEAVab6u (accessed 12.01.2024).
19. Efremov O. A. Messedzhernaya kommunikatsiya i klipovoe myshlenie v usloviyakh tsifrovizatsii [Messenger communication and clip thinking in the context of digitalization]. Philosophy and Society, 2023, no. 1 (106), pp. 23-41. (In Russ.).
20. Tsvetkov V. L., Pavlova A. A. Klipovoe myshlenie kak aktual’naya psikhologicheskaya problema [Clip thinking as an actual psychological problem]. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023, no. 3, pp. 317-322. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-317-322. EDN: IVEFWW.
21. Beloded D. R. Psikhologicheskaya bezopasnost’ cheloveka v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy kul’tury [Psychological safety of humans in the conditions of formation of digital culture]. Psikhologiya se-godnya: aktual’nye issledovaniya i perspektivy. Materialy Vserossiyskogo psikhologicheskogo foruma. Ekaterinburg, Ural University, 2022, vol. 1, pp. 81-85. (In Russ.). Available at: http://psyrus.ru/library/pdf/psychology_today_forum_2022_01.pdf (accessed 12.01.2024).
22. Zinchenko Yu. P., Shaygerova L. A., Shilko R. S. Psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti i ob-shchestva v sovremennom informatsionnom prostranstve [Psychological security of the individual and society in the modern information space]. National Psychological Journal, 2011, no. 2 (6), pp. 48-59. (In Russ.).
23. Ichitovkina E. G., Zhernov S. V., Zavadsky A. N. Emotsional’nyy intellekt kak resurs v obe-spechenii sub’’ektivnogo blagopoluchiya cheloveka [Emotional intelligence as a resource in ensuring a person’s subjective well-being]. Psychological-Pedagogical Journal “Gaudeamus”, 2023, vol. 22, no. 2, pp. 922. (In Russ.). https://doi.org/10.20310/1810-231X-2023-22-2-9-22.
24. Dofaminovaya zavisimost’: razbiraemsya v prichinakh, posledstviyakh i putyakh resheniya prob-lemy [Dopamine addiction: we understand the causes, consequences and ways to solve the problem]. (In Russ.). Available at: https://narkologia-omsk.ru/dofaminovaya-zavisimost-razbiraemsya-v-prichinah-posledstviyah-i-putyah-resheniya-problemy/ (accessed 16.01.2024).
Информация об авторах
Е. А. Ягмур - кандидат экономических наук, доцент, DipIFR-rus ACCA, старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований Института экономических исследований;
М. В. Новодевичинская - главный экономист отдела социально-экономических исследований Института экономических исследований.
Information about the authors
E. A. Yagmur - Candidate of Economic Sciences, Docent, DipIFR-rus ACCA,
Senior Researcher at the Department of Socio-Economic Research, Economic Research Institute; M. V. Novodevichinskaya - Chief Economist of the Department of Socio-Economic Research, Economic Research Institute.
Статья поступила в редакцию 07.02.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 04.03.2024.
The article was submitted 07.02.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 04.03.2024.