Научная статья на тему 'Элементы культуры в рекламе'

Элементы культуры в рекламе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1576
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заблоцкая Д. В., Непомнящий Л. А.

Рассматривается реклама, как естественный и важный компонент культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы культуры в рекламе»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Как мы видим, на сегодняшний день существует достаточно уже созданных и усовершенствуемых портальных технологий, для создания хорошего понятного, легкоуправляемого сайта, которые помогают в социальных коммуникациях разных людей.

Библиографические ссылки

1. Технологии, используемые при создании и поддержке сайтов / Электрон. дан. [М.] : Web-design студия Дизайн МСК, cop. 2002-2010. URL: http://www.design-msk.ru/technology/.

2. Технологии создания сайтов / Электрон. дан. [М.]: Создание сайтов, cop. 2006-2010. URL: http://www.dbest.ru/information/advice/site_technologies.

3. Особенности разработки сайта компании на современном этапе развития Интернет-технологий / Электрон. дан. [М.]: Создание сайта, Kastoom., cop. 2008-2010. URL: http://www.kastoom. ru/articles/razrabotka_saita_na_sovremennov_etape_ra zvitiyainterneta.php.

© Еремина М. Н., Пискорская С. Ю., 2010

УДК 659.1.01

Д. В. Заблоцкая Научный руководитель - Л. А. Непомнящий Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ В РЕКЛАМЕ

Рассматривается реклама, как естественный и важный компонент культуры.

Реклама, возможно, уникальное порождение человеческой культуры. В отличие от всех прочих текстов и сообщений во всех известных языковых системах, мы точно знаем ее предназначение. Оно совершенно недвусмысленно и определенно. Реклама предназначена для того, чтобы продать, реализовать то, что она рекламирует. Если она этого не делает, она считается плохой рекламой, не достигшей своей цели. Все остальное-маскировка. И в этом смысле, при своей исконной лживости, реклама есть самое откровенное и простодушное порождение культуры. Если нечто используется в рекламе, то с достаточной степенью вероятности можно предположить место этого объекта в системе общественных ценностей.

Не берусь утверждать, что реклама - это высшее достижение культуры. Но мне кажется, что она составляет значительную часть так называемой «массовой культуры», самой популярной и вездесущей. Конечно, массовая культура - феномен очень сложный и неоднозначный. И по-разному интерпретируется. В моем понимании массовая культура - это культура и искусство, адаптированные для сферы досуга.

Существует несколько основ, на которых зиждется массовая культура. И в значительной степени они учитываются в рекламных обращениях. Самосохранение - одно из основных направлений рекламы: питайтесь тем-то, делайте то-то, покупайте тренажеры - и будете в добром здравии и хорошем настроении [2]. Любовь и размножение также является одной из ведущих тем рекламы. Она нас учит быть неотразимыми, нашептывает нам рецепты обольщения лиц противоположного пола с помощью духов, накладных ресниц, шампуней и средств против прыщей. Сюда же можно отнести заботу о детях. Чрезвычайно широко используются сексуальные символы. Наверно каждый из нас помнит, что красивые длинноногие девушки рекламируют любые товары, начиная с нижнего белья и кончая компью-

терами и автомобилями. Что же касается тщеславия, то реклама энергично эксплуатирует это чувство, превращая товары в символы престижа. Она постоянно подчеркивает, что приобретение той или иной вещи или пользование определенными услугами способствует самоутверждению, превосходству над другими.

Массовое искусство откровенно предназначено для массовых продаж. Поэтому почти в каждом рекламном сообщении можно найти встроенные в него элементы культуры, в том числе массовой. Взять хотя бы рекламу шоколадного батончика Твикс, где с юмором обыгрывается картина Малевича «Черный квадрат» [4].

Таким образом, реклама - естественный и важный компонент культуры, и, свою очередь, содержит ее элементы, одним из которых является история нашего государства.

Реклама, хоть и является частью маркетинговых коммуникаций, не может ограничиваться только передачей сведений о товарах и услугах, которые продвигаются на рынке рекламодателями. Для того чтобы их обращения были более или менее успешно восприняты целевой аудиторией, они должны содержать известную часть информации общечеловеческого интереса. И в рекламных потоках всегда можно найти такую информацию, которая касается быта, культуры, спорта, семьи, образования, социальных отношений и других тем, которые подаются как некое «обрамление» сведений о товарах и услугах. Иногда эта информация прямо служит продвижению товара, иногда представляет собой средство повышения эстетической ценности рекламы, а временами и поднимает ее до уровня искусства. Однако во всех случаях эти сведения, призванные повысить привлекательность рекламы, делают ее более информационно насыщенной для потенциальной аудитории. Например, если бы не реклама косметических средств,

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

многие люди бы не узнали каков нормальный кислотно-щелочной баланс и что это вообще такое.

В современной российской рекламе заметную часть информации общечеловеческого интереса составляют сведения об исторических фигурах и событиях. В последние годы - это образы Петра I, Екатерины II, А. В. Суворова, отсылки к конкретным страницам истории России (в первую очередь славным, таким, как победа в войне с Наполеоном) [1].

Исторические мотивы в рекламе действительно популярны в нашей стране. Такая реклама востребована, люди испытывают к ней интерес. Известно, что мерой популярности любого текста является его вхождение в фольклор, а степень вхождения в фольклор, в народные анекдоты телевизионных рекламных роликов исторической тематики весьма велика - вспомним хотя бы знаменитое «Ждем-с!» из сюжета про Екатерину Великую и графа Суворова. Данный сюжет стал одним из самых запомнившихся. Нет уже и банка «Империал», благодаря которому была создана серия роликов «Всемирная история», а сюжет живет в народной памяти. И все это при общем негативном отношении к рекламе [3].

Можно сделать вывод, что нынешнее использование исторической тематики в рекламе совершенно закономерно. Современная российская реклама стала одним из каналов напоминания об историческом прошлом, а возможно, и одним из инструментов исторического самосознания нации. Таким образом, она выполняет не только коммерческие, но и важные социальные функции, помогая искоренить «историческое беспамятство» и содействуя развитию уважения и интереса к родной истории [4].

В заключении хотелось бы добавить, хорошая реклама - это маленькое произведение искусства. И

не случайно в разных странах проводятся различные конкурсы рекламной продукции. В США главный приз называется «Клио»- по имени одной из девяти муз. Это своего рода рекламный «Оскар». На ежегодном конкурсе представляются 10 тыс. рекламных клипов из разных стран [5].

Конечно, далеко не все рекламные ролики представляют собой произведение искусства. К сожалению, мы видим на нашем телеэкране массу пошлых, глупых, а то и просто вредных реклам.

Таким образом, реклама стала ярким социокультурным явлением и привлекает внимание многих ученых и практиков. О рекламе написано много слов хвалебных и уничижительных, язвительных и патетических. Ясно одно, что реклама - не приправа к бизнесу, политике и торговле, а жизненно важная часть культуры, экономики, политики.

Библиографические ссылки

1. Костюк В. Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Полис. 1996. № 2. С. 101-110.

2. Пирогова Ю. К. Современные творческие рекламные стратегии и их отражение в тексте. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М. : Изд. дом Гребенникова, 2000. С. 46.

3. Ромат Е. В. Реклама : учебник для студ. спец. «Маркетинг». Киев, 2000. С. 70-74.

4. Федорова Л. Н. Реклама в социоинформаци-онном пространстве: Социологические эссе. М. : Моск. рекл. обозрение, 1996.

5. Шлезенбер М. Л. Циклы американской истории. М. : Прогресс, 1992. С. 66.

© Заблоцкая Д. В., Непомнящий Л. А., 2010

УДК 168.522

А. Ю. Зайка Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ЧЕРЕЗ РЕКЛАМУ

С завидной периодичностью все СМИ страны в один голос вещают нам об очередной обретенной национальной Идее. Начинается якобы бурная деятельность по Возрождению России.

Что же такое эта национальная идея, о которой все говорят, но никто ее не видит. Понятие «Национальная Идея» в «Современном философском словаре» объясняется так: «Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса - народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов». Нация не может существовать длительное время без национальной идеи - лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый.

Но в наши дни люди перестали задумываться о самоидентификации и самобытности русского наро-

да. А национальная идея дает развитие и процветание страны в целом.

В прошлые года, Союз создателей социальной рекламы представил на российской конференции Всемирного экономического форума исследование, посвященное самоидентификации современного российского общества. По мнению его организаторов, полученные результаты могут быть полезны для формирования национальной идеи. Которая, в свою очередь, позволит получать от государства выгодные заказы на ее продвижение.

Президент союза Дмитрий Коробков говорил: «Речь идет о понимании того, что сейчас представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.