УДК 338.2
ЭЛЕМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА В УПРАВЛЕНИИ ОПАСНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Акулова С.В., преподаватель экономических дисциплин, Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский промышленно-экономический колледж», магистр экономики ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», магистр техносферной безопасности ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
В статье рассмотрены проблемы обеспечения промышленной безопасности и статистика техногенных катастроф. Приведены отдельные элементы контроллинга и проблемы их взаимосвязи в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Ключевые слова: контроллинг, промышленная безопасность, опасный производственный объект, техногенная катастрофа.
ELEMENTS CONTROLLING IN MANAGEMENT OF HAZARDOUS INDUSTRIAL
OBJECTS
Akulova S., lecturer of Economics, Budgetary Institution of Higher Professional Education «Omsk Industrial Economic College», master's degree in economics, FSEIHPE «Omsk F. M. Dostoevsky State University», master's degree in Technospheric Safety, FSEIHPE «Omsk State
Technical University»
The problems of industrial safety and statistics man-made disasters. Presents the individual elements and problems controlling their relationships in organizations operating hazardous industrial facilities.
Keywords: controlling, industrial safety, dangerous industrial object, technogenic catastrophe.
Резкий прогресс развития производства на всех уровнях деятельности человека привёл к возникновению и эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО), представляющих потенциальную опасность для здоровья обслуживающего персонала, жизни и здоровья людей, находящихся в пределах функционирования этих объектов, а также имущества и среде их обитания [1].
Это подтверждается данными статистики, опубликованными в ежегодных отчетах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [2; 3; 4].За период с 2010 года по 2014 год наблюдается неутешительная картина в части техногенных аварий, количества погибших и пострадавших в них, что графически показано в таблице 1.
По среднемировой статистике в природных бедствиях гибнет на порядок больше людей, чем в техногенных катастрофах (в США в 3,5 раза больше, в Китае - в 7,3 раза). В России ситуация обратная - почти 60% погибших приходится на техногенные потери. За первые десять лет ХХ1-го века по абсолютному числу погибших в техногенных катастрофах Россия (2 549 погибших) уступает лишь Китаю (13 512 погибших) и Индии (6 584 погибших). Если учесть масштаб экономик и численность народонаселения России, Китая и Индии, то можно утверждать о проявлении в России максимальной смертельной угрозы техногенных катастроф. В ХХ1-ом веке Россия вошла в тройку лидеров по максимальному ущербу от техногенной катастрофы:
1) авария на DeepwaterHorizon (США, 2010) - более $39,85 млрд.
$,
2) гибель нефтетанкераPrestige (Испания, 2002) - 9,96 млрд.
$,
3) авария на Саяно-Шушенской ГЭС (Россия, 2009) - 1,32 млрд. $. [5].
Следует согласиться с Давиденко Л.М., который в своем исследовании подчеркивает основные проблемы, стоящие перед отечественными компаниями, можно обозначить следующим образом:
- износ и старение основных фондов;
- массовое выбытие мощностей из эксплуатации;
- острый дефицит инвестиций и, как следствие, отставание с внедрением в производство новых технологических процессов, современного высокопроизводительного и надежного оборудования [6].
В большинстве отечественных организаций руководство придерживается реактивной формы управления ОПО, а именно, принятие управленческих решений выглядит как ответная реакция на возникшую аварию или инцидент. Такой подход неприемлем, так как последствия по своей тяжести могут быть очень серьезными, в том числе и потери среди населения, экологические и финансовые.
Для построения высококачественной и гибкой системы управления ОПО могут применяться новые разработки, одной из которых является контроллинг.
Система контроллинга принадлежит производственной подсистеме, и управление ее деятельностью и развитием осуществляется в замкнутом контуре посредством обратной связи выхода системы (результатов деятельности) с входом (факторами деятельности). Наличие обратной связи обеспечивает воздействие системы контроллинга на производственные факторы за счет координации ресурсов, чем и достигается самоорганизация производственной системы.
Условиями контроллинга в замкнутом контуре являются:
- наличие канала информации о состоянии процесса и выходов (информационное обеспечение контроллинга);
- возможность сравнения результатов с планово-нормативными показателями;
- наличие источников формирования управленческих воздей-
Таблица 1. Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации за период с 2010 года по 2014 год
Количество ЧС Погибло Пострадало
- з a я sr о s « с ео о s = Í 0! S X Oí а о х -г го CI О ~t ГО сч о ТГ ГО сч о
3 a er <U a. =r в « i 1 s я» a <J Q. Я « И а х X г* = 05 о сч о СЧ о N О СЧ О СЧ о с* О сч о сч О СЧ о сч о сч О сч о сч О сч о сч
u 3 I к у о F я X 'О ОО vo NO ON CN СЧ m оо 00 г- NO Ш 1П со NO in ГО 3 in го in 1620 1621 24093 1134 (N ОО ON
Н
ствий системы контроллинга;
- наличие условий для организации воздействия на вход и процесс.
Определяя функционально-процессуальную позицию контроллинга в системе управления организацией, необходимо рассматривать субъектно-объектную связь контроллинга и «системы управления», а также контроллинг непосредственно как систему управления [7, с. 57].
По мнению автора, эта научная позиция отражает сущность контроллинга и его взаимодействие с системой управления.
Немаловажной является и точка зрения Э.А. Смирнова в том, что гибкость контроллингу может обеспечивать отсутствие стандартов.
Следовательно технологии контроллинга могут быть использованы для обеспечения системы управления деятельности хозяйствующих субъектов, имеющие различные виды производства.
Это дает повод говорить о контроллингеОПО, так как он будет направлен на достижение одной из основных целей организаций, эксплуатирующих ОПО, - обеспечение высокого уровня промышленной безопасности каждого отдельного хозяйствующего субъекта, что в целом будет способствовать повышению промышленной безопасности на национальном уровне.
Для обеспечения квалифицированной эксплуатации опасных объектов следует осуществлять следующие мероприятия: создание систем управления промышленной безопасностью в процессе технологического цикла на опасных объектах; совершенствование принципов и порядка осуществления производственного контроля; совершенствование осуществления технического и метрологического контроля при эксплуатации опасных объектов и оборудования таких объектов; стимулирование развития профессиональной культуры и культуры безопасности; создание механизмов, гарантирующих квалифицированное сервисное обслуживание опасных производственных объектов, систем управления и безопасности, оборудования таких объектов; создание экономических стимулов участия субъектов экономической деятельности в подготовке технических специалистов; совершенствование требований к подготовке и проверке знаний (аттестации) руководителей и работников, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание ОПО [8].
В ряде организаций, эксплуатирующих ОПО существуют те или иные элементы контроллинга, например: цели и задачи; коммуникации и информационное обеспечение; организационные структуры; сети связи и структура документооборота. Однако, из-за отсутствия взаимосвязи между этими элементами, можно сказать, что отсутствует и система контроллинга.
Поэтому построение системы контроллингас учетом всех необходимых элементов и взаимосвязей между ними может обеспечить решение ряда проблем, которые стоят перед организациями, эксплуатирующими ОПО, по снижению риска возникновения
техногенных аварий, так как его существенная роль будет заключаться в поддержке основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия оперативно-тактических и стратегических управленческих решений по обеспечению эффективности, надежности и безопасности производственной деятельности.
Литература:
1. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012.
2. 2011 год. Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации за 2011/2010 года. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: официальный сайт. - URL: http:// www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/Sravnitelnaja_ harakteristika_chrezvichaj (дата обращения: 20.05.2015).
3. Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 12 месяцев 2013/2012 года. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: официальный сайт. - URL: http://www.mchs.gov. ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/2013_god (дата обращения: 23.05.2015).
4. Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 2014 год. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: официальный сайт. - URL: http://www.mchs.gov.ru/document/3516519 (дата обращения: 23.05.2015).
5. Научно-исследовательский отдел анализа риска «НТЦ «Промышленная безопасность»: официальный сайт. - URL: http://safety. moy.su/publ/sovremennye_opasnosti_krupnykh_promyshlennykh_ avarij_kpa/36 (дата обращения: 23.05.2015).
6. Давиденко Л.М. Современные тенденции промышленной интеграции в нефтехимии и нефтепереработке // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. - 2014. - № 3. - С. 130 - 135.
7.Благирева Е.Н., Блинов А.О. Контроллинг - основы системного подхода // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014, №6. - С. 56 - 63.
8. Кутьин Н.Г. Цели и задачи совершенствования законодательства РФ в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов // Законы России: опыт, анализ, практика. - № 12. - 2012 г. URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/57796255/#ixzz3bKhSWgZ2. (Дата обращения 27.05.2015г.).