Научная статья на тему 'О выделении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (правовой аспект)'

О выделении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О выделении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (правовой аспект)»

Тоточенко Денис Алексеевич, Омская академия министерства внутренних дел России, кафедра гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, старший преподаватель, г.Омск

О выделении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (правовой аспект)

В настоящее время количество катастроф природного и техногенного характера неуклонно возрастает. Так, число чрезвычайных ситуаций техногенного характера в стране за 2012 год возросло на 23,2% с 185 до 228 по сравнению с 2011 годом [1]. В МЧС подсчитали, что за год экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может достичь 1,5-2% ВВП (от 675 до 900 млрд. руб.). Наибольший риск таких происшествий существует в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском, Центральном, Южном и Северо-Кавказском округах [2]. В этой связи, весьма актуальной становится задача по оказанию материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Согласно Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается: обстановка на определенной территории,

сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [3].

В ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» помимо иных прав гарантируется право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Следует подчеркнуть, что часть авторов полагает, что пострадавшие от чрезвычайных ситуаций граждане имеют право лишь на частичное возмещение ущерба. Так, по мнению Е.В. Ким исходя из того, что согласно Постановлению Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 [4] бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, ущерб гражданам должен возмещаться не в полном объеме, а лишь частично[5]. Учитывая правовую природу отношений по возмещению государством вреда причиненного гражданам в результате чрезвычайных ситуаций полагаем, что указанная точка зрения является небезосновательной, так как в данном случае государство берет на себя обязанность по оказанию «первоочередной», необходимой помощи пострадавшим от чрезвычайной ситуации, в том числе и помощь по возмещению ущерба причиненного их имуществу, но не в коем случае не обязанность компенсировать стоимость пострадавшего имущества. Таким образом, выполняя социальную функцию, государство обязуется оказать лишь «первичную» помощь пострадавшим, при этом «в полной мере» компенсировать стоимость утраченного в результате чрезвычайных ситуаций имущества граждан государство не обязано.

Согласно ст. 29, Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» пострадавшим лицам предоставляются:

- жилые помещения;

- возмещается причиненный материальный ущерб;

- оказывается содействие в трудоустройстве;

- предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Однако, как свидетельствует практика, при оказании материальной помощи пострадавшие граждане зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Так, события, произошедшие в 2012-2013 гг., в том числе связанные с паводком в Мордовии, наводнением на Кубани показали, что имели место ограничения единовременной материальной помощи, не учитывающие интересы многодетных семей.

Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются:

- на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью);

- на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. руб. на человека);

- на выплаты единовременного пособия членам семей (супруге-супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. руб. на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи.

Вместе с тем, данный механизм выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда имеет недостатки. Так, например, указанная в нем сумма единовременной материальной помощи из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, совершенно не учитывает интересы больших семей, которые зачастую состоят из 6 и более человек. Получается, что если семья состоит из 8 человек, то они получат лишь по 6,25 тыс. руб. Так, для многодетных семей пострадавших в 2012 году от наводнения в

Краснодарском крае это ограничение оказалось весьма неприятной новостью, так как именно в данной ситуации, связанной с восстановлением разрушенного хозяйства им необходимо приобретать большое количество вещей первой необходимости, а размеры материальной помощи на члена семьи составляли значительно меньше 10 тыс. руб.[6].

В этой связи, по нашему мнению необходимо как минимум уравнять в правах многодетные семьи, с другими гражданами упразднив содержащееся в п. 9 Постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» ограничение единовременной материальной помощи в 50 тыс. руб. на семью.

В заключении хотелось бы отметить, что учет указанного аспекта в правотворческой деятельности будет способствовать повышению эффективности деятельности, связанной с оказанием материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Литература

1. Официальный сайт МЧС России. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mchs.gov.ru/ Stats/CHrezvichajnie_situacii/2012_god. (Дата обращения: 02.03.2013).

2. МЧС: за 2013 год ущерб от ЧС может достичь 900 млрд. рублей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bfm.ru/news/207405?doctype=news. (Дата обращения: 23.07.2013).

3. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Российская газета. 1994. 24 декабря.

4. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 (ред. от 22.11.2011) О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий // Рос. газета. 2008, 22 октября.

5. Ким Е.В. Правовое регулирование в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций: проблемы и пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 10.

6. Пострадавшим от наводнения на Кубани выплатят по 10 тыс. рублей при любом количестве членов семьи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.yuga.ru/news/267302/. (Дата обращения: 11.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.