Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
индивидуальная профилактика / безопасность образовательной среды вуза / несовершеннолетние студенты / individual prevention / safety of the educational environment of the university / underage students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голикова Арина Владимировна

В статье исследуется проблема обеспечения криминологической безопасности обучающихся высших учебных заведений в разрезе учета особенностей поведения несовершеннолетних студентов, обусловленных возрастом и социальным статусом этой группы населения. В данном аспекте большое значение для организаторов образовательного процесса приобретают методы, сочетающие запрос общества на создание безопасных условий в процессе обучения и потребности несовершеннолетних, присущих этому этапу их социализации. Основываясь на универсальном диалектическом подходе, используя методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, обобщения и описания удалось выделить предпосылки корректной работы в области индивидуальной профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся в системе высшего образования. Результаты исследования позволили выделить ряд ключевых элементов, повышающих уровень криминологической безопасности в условиях организации образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELEMENTS OF INDIVIDUAL PREVENTION IN ENSURING CRIMINOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article describes the problem of ensuring criminological safety of students of higher educational institutions through the aspect of age characteristics of students. The specific social status and psychological characteristics of persons under the age of 18 require a tremulous approach. In this aspect, methods that make it possible to combine two requests are of great importance: society wants safe conditions for children, and minors want to realize their needs inherent in socialization. The author used a universal dialectical approach, methods of deduction, induction, comparison, analysis, generalization and description. In the process of work, it was possible to identify the prerequisites for correct work in the field of individual prevention of destructive behavior of underage students in the higher education system. The results of the study allowed us to identify a number of key elements that will improve the organization of the educational environment of the university and reduce the risks of criminal threats.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Поэтому крайне необходимо принимать меры по реализации ранней профилактики такого вида преступлений, чтобы установить стабильность в обществе.

Литература и источники

1. Социальное дистанцирование и самоизоляция во время коронавируса - почему это важно и как его переживает интернет// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tjournal.ru/internet/150555-socialnoe-distancirovanie-i-samoizolyaciya-vo-vremya-koronavirusa-pochemu-eto-vazhno-i-kak-ego-perezhivaet-internet(дата обращения 25.02.2022).

2. Число киберпреступлений в России за 2 года выросло в 1,8 раза интернет // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://news.myseldon.com/ru/news/index/267327861 (дата обращения 01.03.2022).

3. Буренкова Е.О. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 1 (29).С. 30-35.

4. Подростковая преступность в России/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://infoш'ok.ra/prezentaciya-na-temu-podrostkovaya-prestupnost-v-rossii-3773117.html (дата обращения 20.02.2022).

5. Генпрокуратура сообщила о росте подростковой преступности в стране: российская газета // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html(дата обращения 15.01.2022).

6. О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Дагестан»: Постановление Правительства Республики Дагестан от 09 ноября 2021 года № 302// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.11.2021.

7. Портал правовой статистики // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 21.03.2022).

References and Sources

1. Social'noe distancirovanie i samoizolyaciya vo vremya koronavirusa - pochemu eto vazhno i kak ego perezhivaet internet// [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://tjournal.ru/internet/150555-socialnoe-distancirovanie-i-samoizolyaciya-vo-vremya-koronavirusa-pochemu-eto-vazhno-i-kak-ego-perezhivaet-internet(data obrashcheniya 25.02.2022).

2. Chislo kiberprestuplenij v Rossii za 2 goda vyroslo v 1,8 raza internet // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https://news.myseldon.com/ru/news/index/267327861 (data obrashcheniya 01.03.2022).

3. Burenkova E.O. Sovremennoe sostoyanie i tendencii prestupnosti nesovershennoletnih v Rossijskoj Federacii // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 1 (29). S. 30-35.

4. Podrostkovaya prestupnost' v Rossii/ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-podrostkovaya-prestupnost-v-rossii-3773117.html (data obrashcheniya 20.02.2022).

5. Genprokuratura soobshchila o roste podrostkovoj prestupnosti v strane: rossijskaya gazeta // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2020/04/20/genprokuratura-soobshchila-o-roste-podrostkovoj-prestupnosti-v-strane.html(data obrashcheniya 15.01.2022).

6. O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu Respubliki Dagestan «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti v Respublike Dagestan»: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 09 noyabrya 2021 goda № 302// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 10.11.2021.

7. Portal pravovoj statistiki // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://crimestat.ru/offenses_chart (data obrashcheniya 21.03.2022).

ЛЫКОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент, кафедра юридических дисциплин, Российский государственный гуманитарный университет (Филиал РГГУ в г. Домодедово) (likedik@mail.ru).

ТИЩЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (tishhenkirina@ya.ru).

LYKOV, EDUARD N. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of Legal Disciplines, Russian State University for the Humanities (Branch of the Russian State University in Domodedovo).

TISCHENKO, IRINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Sociology and Management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov.

УДК 343.9.01 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-108-116

ГОЛИКОВА А.В.

ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: индивидуальная профилактика, безопасность образовательной среды вуза, несовершеннолетние студенты.

В статье исследуется проблема обеспечения криминологической безопасности обучающихся высших учебных заведений в разрезе учета особенностей поведения несовершеннолетних студентов, обусловленных возрастом и социальным статусом этой группы населения. В данном аспекте большое значение для организаторов образовательного процесса приобретают методы, сочетающие запрос общества на создание безопасных условий в процессе обучения и потребности несовершеннолетних, присущих этому этапу их социализации. Основываясь на универсальном диалектическом подходе, используя методы дедукции, индукции, сравнения, анализа, обобщения и описания удалось выделить предпосылки корректной работы в области индивидуальной профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся в системе высшего образования. Результаты исследования позволили выделить ряд ключевых элементов, повышающих уровень криминологической безопасности в условиях организации образовательной среды вуза.

GOLIKOVA, A.V.

THE ELEMENTS OF INDIVIDUAL PREVENTION IN ENSURING CRIMINOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Key words: individual prevention, safety of the educational environment of the university, underage students.

The article describes the problem of ensuring criminological safety of students of higher educational institutions through the aspect of age characteristics of students. The specific social status and psychological characteristics of persons under the age of 18 require a tremulous approach. In this aspect, methods that make it possible to combine two requests are of great importance: society wants safe conditions for children, and minors want to realize their needs inherent in socialization. The author used a universal dialectical approach, methods of deduction, induction, comparison, analysis, generalization and description. In the process of work, it was possible to identify the prerequisites for correct work in the field of individual prevention of destructive behavior of underage students in the higher education system. The results of the study allowed us to identify a number of key elements that will improve the organization of the educational environment of the university and reduce the risks of criminal threats.

Имеющийся со стороны общества социальный запрос на снижение уровня криминальных угроз в отношении подростков и молодежи требует многостороннего подхода к его удовлетворению. Общесоциальные и специально-криминологические методы обеспечения криминологической безопасности вузов регулярно становятся предметом исследований, так же, как и личность несовершеннолетних преступников. В тоже время вопросы ранней профилактики деструктивного поведения подростков в процессе получения высшего образования обычно сводятся к поиску «потенциально криминальных субъектов». Между тем, криминология давно отстаивает позицию, согласно которой следует создавать условия, в которых личность не приобретет антиобщественные свойства, либо не станет их проявлять. В данном аспекте большое значение приобретают мероприятия, направленные на обеспечение криминологической безопасности вузов с учетом особенностей личности несовершеннолетних

Криминология разработала пласт концепций и критерии, основываясь на которых, можно выбрать своеобразные группы риска, требующие индивидуального профилактического воздействия. Например, склонностью к совершению правонарушений и преступлений, согласно исследованиям [1], отличаются лица из так называемых неблагополучных семей; лица, имеющие врожденные особенности психики, не исключающие вменяемости. Мотивация поведения подростков в своей основе содержит так называемые причины естественного характера, обусловленные особенностями психологического и физиологического этапа взросления 14-20 летних. Так, главный движущий мотив любого насильственного посягательства это -самоутверждение [2]. «Неприязненные личные отношения» в качестве мотивации совершения преступлений составили 33,5 % от общего количества установленных мотивов убийств, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет» [3, с. 200]. Из всех разновидностей девиаций, наибольшую опасность представляют собой насильственные действия. Применение физического или психического насилия представляет собой внешнюю форму проявления агрессии. Подростки, как правило, боятся ответственности за свои противоправные действия и готовы идти на все, чтобы их скрыть, даже на совершение более тяжкого преступления, в том числе убийства, порой не задумываясь о последствиях. Крайняя форма проявления подростковой агрессии в современных условиях - скулшутинг [4] (колумбайнинг [5]).

Используемые методы обеспечения криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования для профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся должны отвечать следующим принципам, обеспечивающим эффективность данного вида деятельности.

Гуманизм. Приоритет соблюдения прав и свобод человека в образовательной среде. Соблюдение баланса прав и обязанностей обучающихся и сотрудников организации, предоставляющей образовательные услуги.

Законность. Все предпринимаемые меры по обеспечению криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования должны соответствовать правовым нормам.

Обоснованность применения мер по обеспечению криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования. Складывается из наличия: социального запроса на данный вид деятельности; возможности образовательной организации действительно повлиять на процесс формирование личности несовершеннолетнего; прогноза превалирования положительных результатов применяемой меры в сравнении с возможными негативными последствиями ее реализации (особенно актуально в сфере установления правоограничений).

Своевременность. Оперативное выявление условий опасности деструктивного поведения и быстрое реагирование на нее.

Системность. Комплексное использование мер по обеспечению криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования, с привлечением необходимых специалистов в различных областях жизнедеятельности.

Научная обоснованность применения мер по обеспечению криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования.

Безусловно, внимание специалистов привлекают несовершеннолетние уже совершившие преступление или административно-наказуемое правонарушение, привлеченные к ответственности. Обычно представители указанных групп лиц относятся к числу явных девиантов, и нуждаются в помощи. При этом своевременно оказанная поддержка способна нейтрализовать межличностный или внутриличностный конфликт подростка, предотвратить шаг в сторону общественно опасного поступка. Как известно, отклоняющееся поведение подростков - это всегда способ привлечь внимание и сообщить иносказательно окружающим (в первую очередь взрослым) о наличии серьезных проблем, которые решить самостоятельно несовершеннолетний не может. К оказанию такой помощи образовательное учреждение должно быть готово. Медиация конфликтов между учащимися, а также между учащимися и преподавателями, обеспечение юридических консультаций, по необходимости, привлечение представителей власти, требуют консолидированного подхода разных органов власти и негосударственных институтов.

Эффективность индивидуальной профилактики, независимо от этапа ее проведения, тем выше, чем сильнее внутренний глубинный отзыв несовершеннолетнего на предложенные методы совместной работы. Поэтому среди ученых обосновано принято считать, что прием оказания помощи обладает наибольшей результативностью в деле предупреждения преступности. И дело даже не в том, что «Лучше предупредить преступление, чем наказывать» [6, с. 493]. Деструктивное поведение подростков всегда в своей основе имеет цель привлечения внимания к себе и имеющимся нерешенным проблемам (внутриличностного либо социально- психологического характера). Актуальный для личности любого подростка запрос в рамках социализации в возрасте 16-18 лет - потребность быть услышанным взрослыми. Следовательно, создание антикриминогенных условий, снижающих шансы на формирование деструктивного поведения, должно происходить путем создания информационного пространства образовательной организации, где подросток получает шанс обсудить имеющиеся у него проблемы. Все варианты: собственная меазона (внутренние вузовские или межвузовские СМИ), телефоны и «почтовые ящики» доверия, доступ к штатному психологу, доброжелательные партнерские отношения с сотрудниками вуза, площадки для обсуждения неоднозначных социальных проблем, - способны удовлетворить запрос быть услышанным. Следовательно, характер предпринимаемых усилий по нейтрализации внешнего стимулирования деструктивного поведения среди несовершеннолетних обучающихся в организациях высшего образования при обеспечении криминологической безопасности образовательной среды имеет черты компенсаторности.

Запрос на поиск справедливости в социуме и ее проявлений прекрасно восполняется поддержанием баланса прав и обязанностей участников образовательного процесса в образовательной организации. Во- первых число прав и количество обязанностей несовершеннолетних обучающихся должны совпадать. Во- вторых, права обучающихся должны взаимокорреспондировать с обязанностями образовательной организации и, в частности, с требованиями преподавателей. И наоборот, права стороны, предоставляющей образовательные услуги необходимо четко соотносить с обязанностями обучающихся. Например, запрет на использование средств связи обучающимися во время текущего контроля успеваемости студентов в период сессии, должен поддерживаться преподавателями, отказывающимися от эксплуатации мобильных телефонов и иных гаджетов на время экзамена или зачета. В-третьих, существование механизма медиации конфликтных ситуаций в вузе и привлечение сторонних специалистов для участия в ней.

Потребность подростка быть принятым обществом в качестве самостоятельной личности со своими запросами и достоинствами опосредуется получением навыков критического мышления и умения формирования собственной позиции. Поэтому не только обсуждение сущностных проблем, но и предоставление разнообразной информации, также относится к сфере обязанностей образовательной организации. В частности, недостаточный жизненный опыт несовершеннолетнего мешает ему осознавать и прогнозировать развитие причинно-следственных

связей между поступками людей и социально значимыми изменениями, которые наступают в результате. Разъяснение таких закономерностей на реальных примерах (включая игровую форму) помогает формированию этого важного навыка взрослого человека. Так, объяснение социальной значимости преступных или иных деструктивных действий, способно изменить представления подростка о качестве некоторых видов поступков. Например, «экстремальное развлечение» в виде хищения предметов из магазинов «на спор», равно как и любое другое хищение причиняет вред вполне конкретным лицам- продавцам, которые вынуждены компенсировать недостачу из личных средств. Объяснение несовершеннолетним конкретных негативных последствий их поступков, помогает осознанию значимости своих действий. Не случайно в ст. 90 УК РФ среди принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним преступникам, указаны: возложение обязанности загладить причиненный вред и разъяснение несовершеннолетнему социально значимости совершенного деяния. Одновременно, раскрываются перед подростком рациональные причины установления запретов на разные модели поведения: от кражи и уклонения от уплаты налогов, до нарушения правил безопасности дорожного движения и клеветы. Таким образом, выстраивается и правосознание законопослушной личности, когда требования государства к поведению людей приобретают характер понятных и объективно необходимых. Отказ от деструктивного поведения тогда происходит не просто осознанно, под давлением угрозы юридической или материальной ответственности, а на уровне убеждений. Это же очень просто - улучшать мир путем отказа от деструктивного поведения.

Факторы, усиливающие эффект от мероприятий по обеспечению внутренней криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования для профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних:

- доверительные отношения несовершеннолетних и взрослых в образовательной среде (договорной их характер, когда взаимные права и обязанности сбалансированы и понятны каждой из сторон);

- сопровождение социализации обучающегося несовершеннолетнего (развитие критического мышления для фильтрации поступающей из внешних источников информации, навыки формирования собственной позиции и отстаивания ее);

- поддержка обучающегося несовершеннолетнего в трудных жизненных ситуациях и обстоятельствах конфликта;

- повышение уровня нравственно- правовой культуры за счет создания информационного поля образовательной организации;

- организация досуга и помощь в самореализации (отзывчивое отношение к предложениям обучающихся об организации конкурсов, улучшению условий обучения, подготовке мероприятий внеучебного характера, получению дополнительного образования, индивидуализации процесса обучения и др.);

- взаимодействие с семьей несовершеннолетнего обучающегося [7], как главным фактором социализации обучающихся;

- компенсаторный характер применяемых методов нейтрализации условий, способствующих проявлению деструктивного поведения.

Обобщая публикации последнего времени, можно выделись ультрановые специфические факторы, затрудняющие работу с подростками старшего возраста, подлежащие учету при разработке мер по обеспечению криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования и их применению.

Во-первых, социальный инфантилизм [8]. По данным современных психологов взрослеют не в 18 лети даже не в 21 год, а в районе 24 летнего возраста в основной своей массе. Во-вторых, беспрецедентное влияние Масмедиа и социальных сетей на формирование органов восприятия, мышление и мировоззрение несовершеннолетних [9]. В-третьих, «детоцентрическое общество», в котором выращивается неспособность к эмпатии и ощущениям взаимосвязи себя с окружающими (даже в поступках) мешает осознанию и прогнозированию причинно-следственных связей, уважению чужих прав и свобод [10]. В-четвертых, психолого-социальные особенности выстраивания системы ценностей и потребностей поколения «снежинок» [11]. В-пятых, условия экономического кризиса и кризиса образования [12] в России и мире.

Особо следует выделить участие в неформальных группах, в том числе экстремистского направления. Важно понимать, что такая форма социальной активности несовершеннолетних совпадает с важнейшим этапом самоидентификации, а потому существование подобных сообществ представляет собой некую социальную норму. Другое дело, что модели транслируемого ими поведения сами по себе могут исходить из целей разрушения базовых социальных основ (их нельзя путать с общественными стереотипами, которые должны время от времени подвергаться ревизии новыми поколениями, как например, неприкосновенность тела человека, которая долгое время препятствовала развитию медицины). Повышенное внимание государства к деятельности подобных неформальных групп, особенно если их функционирование приобретает статус культа или напоминает тоталитарную деструктивную секту, вполне оправданно. Мудрое решение в отношении такого рода возрастного социального протеста не запрещение подобных сообществ, а наблюдение за ними, их адептами, для необходимого в критической ситуации вмешательства. Корректная дифференциация молодежных неформальных объединений позволит аккуратно и методически выверено выделять потенциально деструктивные и социально приемлемые варианты.

Пример относительно недавнего прошлого - ситуация, в которой взрослые слишком поздно обратили внимание на интернет сообщества, подталкивающие детей и подростков к суициду. Хроника событий 2015-2016 годов, отраженная в СМИ, свидетельствует о том, что со стороны населения России социальный заказ на жесткую реакцию государства в отношении такого явления, как рост подростковых суицидов, был. Появляются истории о закрытых группах в социальных сетях и сообщения о фактах суицида несовершеннолетних, которые в таких группах состояли. Кроме того, появились конкретные общественные организации (например, создатели сайта «Спасение детей от киберпреступлений»), жалобы пользователей интернета администраторам сайтов и в Роспотребнадзор на своеобразный контент, рекламирующий суицидальное поведение, либо демонстрирующий его. Даже с первого взгляда на ситуацию становится ясно, что использование при вовлечении в «игру» различных практик манипуляции, да и сама постановка вопроса о проведении «игры», как формы взаимодействия между виновным и жертвой, свидетельствуют и явном мотиве самоутверждения. Популяризация психологии и её разных направлений, в последние десятилетия, создали большое число монстров- манипуляторов (как профессиональных, например, востребованных в маркетинге - киберпсихолог, который за Вас знает, что Вам необходимо приобрести, когда и где, куда пойти учиться и так далее...), так и обычных самоучек - неудачников. Социальная невостребованность толкает таких людей на путь использования манипуляций (обман и насилие, как способы заставить человека слушаться), для повышения самооценки. А оттачивать свои навыки удобнее всего на неопытных и пока еще слабо стрессоустойчивых подростках.

Следовательно, своевременность выявления популярных тенденций среди несовершеннолетних и их криминологическая прогностическая оценка позволят предупреждать негативное развитие ситуации, а не только запоздало реагировать на нее.

Справедливости ради стоит отметить, что современные взрослые поддаются манипуляциям ненамного реже. Когда мы (взрослые) рассуждаем о тяжкой участи детей, которые не защищены от пагубной информации жизненным опытом, то забываем о собственной зависимости от информационного потока. Мы покупаем рекламируемые товары гораздо чаще чем вроде-бы «незнакомые», прислушиваемся к мнению медийных персон чаще, к мнению знакомых специалистов, мы формируем свое представление о текущих политических и экономических событиях под воздействием той информации, которую нам предоставляют. Кстати, популярность темы именно суцидального поведения тоже не нова в истории человечества. Вспоминая даже беллетристику можно упомянуть «Клубы самоубийц», отметившиеся в некоторых классических детективах. В современной России самоубийства не являются редким явлением, и причины распространённости этого явления лежат в кризисных общесоциальных тенденциях (об этом много написано, например, у Я.И. Гилинского [13]).

Приведенный пример иллюстрирует, с одной стороны, запоздалую реакцию общества и государства на опасный вид деятельности. Благодаря активистам и СМИ, привлекающих внимание взрослых к проблеме, родители и старшие братья и сестры отслеживали «передвижения» детей и подростков по социальным сетям и иным сайтам. Возникла система

социального контроля. В то же время волна негатива и запретов в отношении социально-культурного явления анимэ создала искусственную полузапретную систему ценностей среди подростков разного возраста. В связи с чем, важным аспектом применения метода запрета отдельных моделей поведения и видов информации должно стать не только понятные желание взрослых оградить детей от нежелательного (зачастую непонятного взрослым) контента, но и целесообразность введения ограничений прав и свобод.

Другим примером молодежно-детского объединения, чье появление вызвало бурю возмущений и опасений за будущее страны - АУЕ [14]. Неоднозначный характер этого движения, безусловно несет в себе угрозу воспроизводства преступности и искаженную систему ценностей, что пагубно сказывается на процессе формирования личности в подростковом периоде. С другой стороны, судя по числу адептов данного движения и сочувствующих ему, существует запрос социума на подобные формы сообществ, имеющих в своей основе хоть и своеобразные, но идеи справедливости. Концепций справедливости [15] (категории не имеющей однозначного наполнения, носящей оценочный, условный характер) очень много. При этом характерной чертой мироощущения несовершеннолетнего является поиск справедливости, то есть ощущения баланса между должным и допустимым, между объемом прав и числом обязанностей, между возможностями и желаниями и др. Поведение взрослых зачастую противоречит требованиям, которые они предъявляют младшим поколениям. Тогда идеология справедливости используется несовершеннолетними интуитивно для нейтрализации негатива «политики двойных стандартов».

Во многом сказанное выше относится к причинам популярности у несовершеннолетних материалов экстремистской направленности, которые не только обнажают нерешенные социальные проблемы и факторы несправедливых жизненных ситуаций, но и предлагают крайне своеобразные (включая заведомо криминальные) пути решения. Фактически подростки, как герои сказок, попадают «на удочку» злодеям благодаря искреннему желанию помогать людям. Потребность в проявлении своих способностей, демонстрации личных достижений и качеств, стремление улучшить окружающий мир, - все это эксплуатируется нечистоплотными взрослыми в своих деструктивных целях. Нереализованная потребность несовершеннолетних - быть услышанными миром взрослых сбывается внутри подобных, альтернативных официальным, сообществам. Получается, что механизм беседы и убеждения при организации образовательной среды, а также выстраивания доверительных отношений со взрослыми (наставниками, тьюторами, кураторами, преподавателями) помогает минимизировать уровень погружения обучающегося в навязываемую «идеологию справедливости», сократить степень влияния на него со стороны активных участников и создателей экстремистских групп и иных асоциальных неформальных сообществ, допускающих или стимулирующих деструктивное поведение.

Договорной характер отношений между взрослым и подростком старшего возраста в процессе обучения должен выходить за пределы устоявшейся системы, в которой несовершеннолетние скорее объект прав, нежели самостоятельный субъект реализации свобод. Диссонанс, вызываемый такой ситуацией, когда несовершеннолетнему предъявляют очень взрослые требования: соответствовать принятым в обществе нормам поведения, нести ответственность за свои поступки и решения, самостоятельно брать на себя обязательства и их выполнять, одновременно с мизерной возможностью в самостоятельной реализации собственных прав и свобод (так, даже решение о том. в как какой вуз пойти учится и какую профессию в связи с этим выбирать, происходит под давлением родителей или лиц, их заменяющих).

Приведенный материал позволяет сделать вывод о том, что возникновение разнообразных неформальных объединений подростков и участие в них, - нормальный этап социализации. Другое дело, что взрослые обязаны защитить несформированные личности от приобретения ими не столько опыта деструктивного поведения (оно объективно обусловлено процессом взросления), сколько выработки навыков и убеждений в правильности такого рода поступков. И, конечно, уберечь от риска физического уничтожения или существенных повреждений здоровья. Мониторинг активности неформальных объединений, осведомленность о сущности формах их деятельности, информированность о возникновении новых популярных в детско-молодежной среде направлениях массовых интересов, - важная информационная база для прогнозирования того, как новое увлечение может быть использовано в корыстных криминальных целях. Своевременное получение необходимых сведений о жизни подростков, тех идеях, потребностях и

пристрастиях, в которых они существуют, составляет значительную часть деятельности по раннему предупреждению девиаций и факторов проявления деструктивного поведения [9].

Таким образом, приходим к мысли о необходимости постоянного мониторинга процессов формирования и развития молодежных субкультур, которые имеют свои организационно-технические и психологические особенности на фоне информационной глобализации и существования online социальной среды. Следовательно, создание в образовательных организациях информационного поля, позволяющего всем участникам образовательного процесса своевременно получать необходимые сведения, как непосредственно связанные с получением знаний по изучаемым дисциплинам, так и формирующим общественное пространство такой организации, принципиально. Подготовка и обустройство площадок, позволяющих высказывать свои идеи или оригинальные решения для получения навыков ведения продуктивных дискуссий и умения выслушивать иные позиции по спорным и неоднозначным вопросам, можно отнести к приему организации безопасной среды. Безусловно, речь не идет о распространении заведомо ложных сведений или антисоциальной информации. Обеспечение корректного и законного формата обсуждения насущных проблем - задача опытных педагогов. Замалчивание, игнорирование неоднозначных социальных проблем и явлений как раз ведет к усилению влияния неформального деструктивного контента, позволяя последнему манипулировать сознанием подростков. Открытый диалог, как честная форма обмена данными, ценится всеми, особенно несовершеннолетними. Подобные площадки помогают донести до сознания обучающихся существующую официальную позицию по животрепещущим вопросам и объяснить ее логичность, необходимость и целесообразность.

Для возрастной группы старших подростков, несмотря на максимальную приближенность к взрослости, актуальным остается игровой аспект взаимодействия [16]. По этой причине неформальные сообщества, как антиобщественного, так и гуманистического толка, успешно используют в своей деятельности элементы ролевого участия (например, участие в разнообразных волонтерских программах позволяет подростку «примерить» на себя разные функциональные роли: от строителя до повара), создания искусственных обстоятельств (например, процедура «инициации» при приеме в преступную группу), внутренних правил для адептов движения (например, соблюдение здорового образа жизни участниками экологических движений), индивидуализирующей внешней атрибутики (например, татуировки в среде сторонников АУЕ или поклонников Анимэ), и др. Аналогичные механизмы присутствуют в кампаниях волонтерских организаций, театрализованных постановках, инструментах самоуправления обучающихся в образовательной организации, флэшмобах, квестах и прочих видах организации досуга вузом.

Таким образом, обобщая все, отмеченное выше, основы обеспечения криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования для профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся предпочтительно строить на следующих предпосылках:

1. На современном этапе развития российского общества существует социальный заказ на противодействие деструктивному (в том числе и криминального уровня) поведению несовершеннолетних обучающихся в организациях высшего образования.

2. Организации высшего образования имеют достаточный объем ресурсов для создания условий криминологически безопасной образовательной среды, а, следовательно, способны осуществлять данное направление деятельности.

3. Организации высшего образования в отношении несовершеннолетних обучающихся предоставляют не только образовательные услуги, но и осуществляют важную функцию содействия социализации личности на промежуточном этапе между детством и взрослением.

4. Обеспечение криминологической безопасности сводится к созданию условий, в которых вероятность совершения преступлений минимальна, а в контексте деятельности организаций высшего образования речь идет об обеспечении образовательной среды, в которой совершение преступлений обучающимися или против них приобретает качество невозможности.

5. Предупреждение деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся на общесоциальном уровне предполагает создание организациями высшего образования условий физической и информационной безопасности для несовершеннолетних обучающихся с тем, чтобы причин и поводов для проявления деструктивных поступков у них не возникало.

6. Предупреждение деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся при индивидуальной профилактике строится на базе психологических приемов и объединяет в себе методы: убеждения, принуждения и оказания помощи. Учет личностных особенностей и жизненной ситуации подростка, чье деструктивное поведение попало в поле зрения взрослых, обусловливают обязательное взаимодействие образовательной организации с семьей, участие психологов и юристов в медиации конфликта.

7. Одним из главных инструментов, используемых для контролируемой социализации в современном мире, выступает информация. Создание организациями высшего образования информационного поля, позволяющего всем участникам образовательного процесса своевременно получать необходимые сведения, как непосредственно связанные с получением знаний по изучаемым дисциплинам, так и формирующим общественное пространство такой организации.

8. Эффективность обеспечения криминологической безопасности образовательной среды в организациях высшего образования для профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних напрямую связана с особенностями профилактируемой социально-возрастной группы. В частности, снижение мотивации к антисоциальным поступкам достигается за счет удовлетворения потребности подростков в проявлении своих способностей, демонстрации личностных качеств, стремлении улучшить окружающий мир. Нереализованная потребность несовершеннолетних быть услышанными миром взрослых заставляет их привлекать внимание экстремальными формами поведения, наиболее «говорящими» и яркими из которых как раз и выступают деструктивные.

Литература и источники

1. Соколов И.С. Неблагополучная семья - криминогенный фактор детской и подростковойпреступности // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 94-100.

2. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Подростковая агрессия как психологическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31). С. 319-322.

3. Варыгин А.Н., Григорян З.М. Особенности мотивации убийств, совершаемых несовершеннолетними // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2(84).

4. Лукашкова И.Л., Ященко А.А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. № 2(12). С. 337-341.

5. Никишин В.Д. Колумбайн (скулшутинг): сущность, правовая квалификация, криминалистическая диагностика // Lex russica (Русский закон). 2021. № 11(180). С. 62-76.

6. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.

7. Князева Е.Ю. Криминологическая безопасность семьи и преступный рецидив несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 2. С. 93-98.

8. Бочавер А. Почему подростки не спешат взрослеть // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Научно-образовательный портал IQ. Новости. URL: https://iq.hse.ru/news/202366945.html (дата обращения 07.05.2022).

9. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения: дисс. ... докт. юрид. наук. Казань, 2019. 625 с.

10. Ершова Р.В., Омельчанко Е.В. Эгоизм: врожденное или приобретенное? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 7-15.

11. Долгарева А. Интернет породил поколение «снежинок» // Деловая газета «Взгляд» Интернет ресурс. 20.09.2020. URL: https://vz-ru.turbopages.Org/vz.ru/s/opinions/2020/9/25/1062027.html (дата обращения 07.05.2022).

12. Кабахидзе Е.Л. Системный кризис высшего образования в мире: причины, последствия и решения для университетов // Primo Aspectu. 2020. № 4(44). С. 19-28.

13. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей. СПб.: Алеф-Пресс, 2012. 352 с.

14. Клейменов М.П., Козловская М.Г., Савельев А.И. Экстремистское преступное сообщество "АУЕ" // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2020. Т. 17. № 4. С. 75-80.

15. Канарш Г. Справедливость // Философская антропология. 2018. Т. 4. №1. С. 244-262.

16. Брюно В.В. Рискованное сексуальное поведение современных подростков в России. Часть II // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. №1. С. 113-126.

References and Sources

1. Sokolov I.S. Neblagopoluchnaya sem'ya - kriminogennyj faktor detskoj i podrostkovojprestupnosti // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2013. № 2. S. 94-100.

2. Devdariani N.V., Rubcova E.V. Podrostkovaya agressiya kak psihologicheskaya problema // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020. T. 9. № 2(31). S. 319-322.

3. Varygin A.N., Grigoryan Z.M. Osobennosti motivacii ubijstv, sovershaemyh nesovershennoletnimi // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2012. № 2(84).

4. Lukashkova I.L., YAshchenko A.A. Fenomen skulshutinga: prichiny i profilaktika // Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2021. T. 6. № 2(12). S. 337-341.

5. Nikishin V.D. Kolumbajn (skulshuting): sushchnost', pravovaya kvalifikaciya, kriminalisticheskaya diagnostika // Lex russica (Russkij zakon). 2021. № 11(180). S. 62-76.

6. Bekkaria CH. O prestupleniyah i nakazaniyah. M., 1939.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Knyazeva E.YU. Kriminologicheskaya bezopasnost' sem'i i prestupnyj recidiv nesovershennoletnih // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 2. S. 93-98.

8. Bochaver A. Pochemu podrostki ne speshat vzroslet' // Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». Nauchno-obrazovatel'nyj portal IQ. Novosti. URL: https://iq.hse.ru/news/202366945.html (data obrashcheniya 07.05.2022).

9. Demidova-Petrova E.V. Prestupnost' nesovershennoletnih v sovremennoj Rossii: teoretiko-metodologicheskie i prikladnye problemy ee poznaniya i preduprezhdeniya: diss. ... dokt. yurid. nauk. Kazan', 2019. 625 s.

10. Ershova R.V., Omel'chanko E.V. Egoizm: vrozhdennoe ili priobretennoe? // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2015. № 3. S. 7-15.

11. Dolgareva A. Internet porodil pokolenie «snezhinok» // Delovaya gazeta «Vzglyad» Internet resurs. 20.09.2020. URL: https://vz-ru.turbopages.org/vz.ru/s/opinions/2020/9/25/1062027.html (data obrashcheniya 07.05.2022).

12. Kabahidze E.L. Sistemnyj krizis vysshego obrazovaniya v mire: prichiny, posledstviya i resheniya dlya universitetov // Primo Aspectu. 2020. № 4(44). S. 19-28.

13. Gilinskij YA.I. Deviantnost', prestupnost' i social'nyj kontrol' v «novom mire». Sbornik statej. SPb.: Alef-Press, 2012. 352 s.

14. Klejmenov M.P., Kozlovskaya M.G., Savel'ev A.I. Ekstremistskoe prestupnoe soobshchestvo "AUE" // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo. 2020. T. 17. № 4. S. 75-80.

15. Kanarsh G. Spravedlivost' // Filosofskaya antropologiya. 2018. T. 4. №1. S. 244-262.

16. Bryuno V.V. Riskovannoe seksual'noe povedenie sovremennyh podrostkov v Rossii. Chast' II // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2019. T. 7. №1. S. 113-126.

ГОЛИКОВА АРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Саратовская государственная юридическая академия (golikovaa@mail.ru).

GOLIKOVA, ARINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Lecturer of Faculty Criminal and Penal Law State, Saratov State Law Academy (golikovaa@mail.ru)

УДК 343.353 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-116-120

ЛАПТЕВ Д.А.

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТЬИ 170 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: регистрация прав, кадастровый учет, ведение Единого государственного реестра недвижимости, уголовная ответственность, наказание.

В статье рассматриваются вопросы улучшения диспозиции и санкции ст. 170 УК РФ, с учётом того, что данная уголовно-правовая норма ещё не утратила своей актуальности и регулятивный потенциал. Обосновывается целесообразность исключения из ст. 170 УК РФ деяния в виде «занижения кадастровой стоимости объектов недвижимости» и совершенствования объективной стороны остальных изучаемых преступлений. Выделяется необходимость усиления уголовной ответственности путём закрепления более суровых наказаний, перечисленных в ст. 44 УК РФ.

LAPTEV, D.A.

ISSUES OF IMPROVEMENT OF ARTICLE 170 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: registration of rights, cadastral registration, maintaining the Unified state register of real estate, real estate, criminal liability, punishment.

The article deals with the issues of improving the disposition and sanctions of art. 170 of the Criminal code of the Russian Federation, taking into account the fact that this criminal law norm has not yet lost its relevance and regulatory potential. The expediency of an exception from art. 170 of the Criminal code of the Russian federation acts in the form of «understanding the cadastral value of real estate objects» and improving the objective side of the other crimes under study. The need to strengthen criminal liability by fixing more severe punishments listed in art. 44 of the Criminal code the Russian federation.

Вопросы совершенствования ст. 170 УК РФ назревали практически с момента вступления в силу этой нормы (с 01.01.1997 г.). Существовавшая тогда учётно-регистрационная система земель (недвижимости) не была надлежащим образом детализирована и продекларирована на законодательном уровне. По мере её реформирования - актуализировалось уголовно-правовое регулирование соответствующих отношений, постепенно изменяя диспозицию ст. 170 УК РФ (в 2008г. [1] и 2015г. [2]). Тем не менее, образовавшаяся в ней бланкетная несогласованность со вступившим в законную силу с января 2017г. Федеральным законом от 13.05.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» пока на текущий момент не урегулирована. Особенно очевидно это на фоне того, что Президент РФ обратил внимание на вопрос о полной или частичной декриминализации некоторых преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью (в отсутствие регистрации, разрешения и т. д.) [3]. С учётом этого, Правительством РФ была выдвинута законодательная инициатива [4] о различных изменениях, а также о признании утратившими силу отдельного ряда у уголовно-правовых норм, в т. ч. ст. 170 УК РФ.

Основной непосредственный объект рассматриваемых преступлений связан с отношениями в учётно-регистрационной системе недвижимости. Её осуществление хоть и сопряжено с экономической природой, поскольку такая деятельность представляет собой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.