08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.341.2 A.A. БЕЛЬСКИЙ
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин Орловского государственного университета E-mail: [email protected]
UDK 330.341.2 A.A. BELSKIY
candidate of Economics, the associate professor of applied economic disciplines department Orel state university E-mail: [email protected]
ЭЛЕМЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ELEMENTS AND INSTITUTIONS OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM
Анализ подходов к определению национальной инновационной системы показал, что её элементам присущ динамический характер. Автором предложены основные компоненты инновационной инфраструктуры, в рамках которой происходит комплексное взаимодействие экономических, социальных и организационных факторов, определяющих создание инноваций.
Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, национальная инновационная система.
The analysis of the approaches to the definition of the national innovation system has shown that the elements of the national innovation systems have a dynamic nature. The author offers the basic elements of the innovation infrastructure whereby the interaction of economic, social and institutional factors determine the innovation activity.
Keywords: innovations, innovation infrastructure, national innovation system.
Неотъемлемым условием обеспечения стабильного и качественного экономического роста является постоянный процесс преобразования научных идей в определенные конкурентоспособные знания и технологии для их дальнейшего внедрения, производства и использования в своей деятельности различными экономическими субъектами. Одним из важнейших направлений государственной экономической политики становится повышение инновационной активности отечественных предприятий путём создания национальной инновационной системы (далее - НИС). Использование научных достижений, внедрение новых производственных технологий являются основой перехода российской экономики на инновационный путь развития.
Несмотря на то, что инновации носят всеобщий характер, охватывая все сферы человеческой деятельности, в настоящее время отсутствует единое толкование данного понятия.
Всевозможные трактовки «инновации» во многом базируются на концепциях, предложенных Й. Шумпетером. В работе «Теория экономического развития» он определил, что форма и содержание развития задаются понятием «осуществление новых комбинаций» в следующих пяти случаях [5, с. 132]:
1. создание нового товара или нового качества товара;
2. использование нового метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие;
3. освоение нового рынка сбыта, независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет;
4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов, независимо от того, существовал ли он ранее вообще;
© А.А. Бельский © A.A. Belskiy
5. внедрение новой организационной структуры.
М. Портер отмечает, что «компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к пониманию нововведений в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы. Они осваивают новые принципы конкуренции или находят лучшие средства конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут быть заявлены в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. <...> После того как благодаря инновациям компания достигает конкурентного преимущества, она в состоянии его удерживать только с помощью постоянных усовершенствований» [4, с. 215, 217].
Автор придерживается точки зрения П.Н. Машегова, который отмечает, что при определении инновации необходимо использовать симультантный подход. Использование понятия симультантности, то есть «одновременности разновременного», позволяет органично соединить различные определения «инновации» адекватно контексту применения. Исследователь отмечает, что симультантный подход к определению целого ряда понятий в современной экономике можно считать фактически сложившимся. Так, например, в разных странах, и даже в рамках одной страны (различные схемы государственной поддержки в США), используются разные критерии для отнесения хозяйствующих субъектов к категории «малое предприятие». При всем разнообразии подходов существует некий обобщающий термин «субъект малого бизнеса», позволяющий не только понимать, о чем идет речь, но и выявлять характерные особенности функционирования объектов данного класса. Применительно к понятию «инновация» в
рамках симультантного подхода могут быть рассмотрены следующие определения [3, с. 15]:
- инновация в широком смысле (в том числе и в общественной жизни) - некое позитивное изменение, являющееся результатом целенаправленной деятельности конкретных лиц, коллективов, организаций и т.п.;
- инновация в системе государственной поддержки бизнеса - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
- инновация на уровне функционирования относительно обособленных систем (хозяйствующих субъектов, регионов и пр.) - изменение, позволяющее повысить эффективность функционирования системы;
- на уровне личности - результат интеллектуальной деятельности, востребованный обществом, в отличие от научного знания, которое ценно самим фактом своего существования.
Источником инноваций выступает инновационный процесс.
Инновационный процесс следует рассматривать в трёх аспектах [1, с. 29]:
1. параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга;
2. временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до её разработки и распространения;
3. процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции и услуги.
Соответственно, в устоявшемся понимании инновационный процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, начинающийся с поиска и исследования инновационных идей, продолжающийся промышленным производством и диффузией нововведения и заканчивающийся её устареванием. Осуществление инновационного процесса невозможно без инновационной деятельности организаций.
Для того чтобы инновации стали определяющим фактором экономического роста, необходимо сформировать инновационную систему, в которой новые знания воплощаются в готовые востребованные обществом результаты. Именно созданная в рамках государства национальная инновационная система должна объединить усилия субъектов предпринимательства, органов государственной власти и научных организаций в развитии инновационного процесса и внедрении в практическую деятельность его результатов.
Термин «национальная инновационная система» был введён в 1987 г. в исследовании К. Фримена, по-свящённом изучению организации инновационных процессов в Японии. Объясняя её технологическое превосходство в 1980-е годы, исследователь идентифицировал специфические компоненты японской НИС и проследил некоторые важные институциональные
и организационные изменения, которые проводились в данной стране с конца XIX века. По Фримену, НИС представляет собой «сеть институтов в государственном и частном секторах, чья деятельность и взаимосвязь способствуют разработке, импорту и проникновению новых технологий» [10, p. 1].
Дальнейшее развитие концепция НИС получила в работах Б. Лундвалла и Р. Нельсона, которые применяют разные подходы к изучению инновационных систем.
В настоящее время различают два основных подхода к определению национальной инновационной системы [6, p. 33]. Условно назовём их как: институциональный («institutional approach») и реляционный («relational approach») подходы.
Институциональный подход исследует отношения между различными государственными институтами, деятельностью частного сектора (особенно предприятий, ориентированных на исследования и разработки), политикой правительства и их влиянием на склонность к инновациям.
Среди представителей данного направления можно выделить исследования Р. Нельсона, С. Меткалфа. Р. Нельсон определил НИС как «ряд учреждений, взаимодействия которых определяют инновационную деятельность национальных фирм» [13, p. 4]. Согласно С. Меткалфу, инновационная система представляет собой «определенный набор четко выраженных институтов, которые совместно или индивидуально способствуют разработке и проникновению новых технологий, определяющих базовую структуру, в рамках которых правительства устанавливают и применяют политику, влияющую на инновационный процесс. Фактически -это система взаимосвязанных институтов, которые создают, хранят и передают знание, навыки и артефакты, определяющие новые технологии» [12, p. 38].
Реляционный подход ориентирован на отношения между бизнесом и социумом, сфокусирован на важности знаний социума, его устремлений, склонностей и пристрастий. Данное направление представлено работами Б. Лундвалла, в которых под инновационной системой понимаются «элементы и отношения, взаимодействующие в производстве, распространении и использовании новых, но экономически эффективных знаний, которые либо расположены, либо берут своё начало в рамках одного государства» [11, p. 2]. Исследователь выделяет узкий и широкий подход к устройству инновационной системы. В узком смысле НИС включает в себя «организации и институты, вовлечённые в поиск и исследование - такие как отделы НИОКР, технологические институты и университеты». В широком смысле инновационная система - это «все элементы и аспекты структуры экономики и институционального устройства, влияющие как на знания, так и на поиск и исследование - производственная, маркетинговая, финансовая системы, представляющие собой подсистему, в которой возникают знания» [11, p. 12]. К. Фримен отмечает, что Б. Лундвалл ввёл более широкий подход к изучению НИС, в котором институты «вплетены в широкую социально-экономическую систему, где государственные и культурные воздействия, так
Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 55. 2013
же как и экономическая политика, помогают определить масштаб проявления, направление и сравнительный успех всей инновационной деятельности» [9, p. 195].
Ч. Эдквист, анализируя подходы к определению национальной инновационной системы, обнаружил, что они имеют понятийную расплывчивость («conceptual diffuse-ness»). В частности, исследователь обращает внимание на использование понятия «институт», которое у Р. Нельсона, по существу, представляет собой различные виды организаций, тогда как для Б. Лунвалла данный термин преимущественно означает «правила игры». Ч. Эдквист подчёркивает, что исследователи не указывают, что конкретно должно быть включено в национальную инновационную систему. Тем самым, подход к определению НИС должен быть обозначен как концепция, а не теория [7, p. 186].
Ч. Эдквист выделяет следующие особенности концепции НИС [8, p. 15-26]:
1. В центре внимания концепции НИС занимает инновационная деятельность и процесс обучения, так как инновации являются предметом производства новых знаний или объединения уже существующих, а иногда и ранее не существовавших, элементов знаний по-новому.
2. Инновационная система должна восприниматься как целостная междисциплинарная сущность. Целостность подразумевает под собой то, что концепция НИС пытается охватить широкий массив или же все важные определители инновации, такие как организационные, социальные и политические, наравне с экономическими. Междисциплинарная она потому, что имеет дело с явлениями из различных (гуманитарных) дисциплин, таких как экономическая теория, социология, регионоведение, и т. д.
3. Концепция НИС включает в себя множество исторических и эволюционных явлений. Инновационный процесс развивается под воздействием многих факторов и процессов обратной связи и может быть охарактеризован как эволюционный. Инновационные системы, а также их инфраструктура в различных странах могут быть совершенно разными. По этой причине невозможно определить оптимальную или идеальную инновационную систему.
4. Одна из наиболее важных характеристик НИС - нелинейность инновационного процесса. Фирмы, как правило, занимаются инновационной деятельностью не изолированно, а во взаимодействии с другими организациями. На инновационные процессы влияют не только инфраструктурные компоненты системы, но и отношения между ними.
5. Концепция НИС охватывает как продуктовые, так и процессные инновации.
6. Концепция НИС придаёт особое значение роли институтов.
Исследованию понимания и структуры национальной инновационной системы посвящены многочисленные работы отечественных экономистов. В настоящее время ими собраны, систематизированы и проанализированы основные подходы к пониманию и определению сущности НИС.
В контексте институционального подхода инновационную систему рассматривают Н.В. Бекетов, С. Д. Ва-лентей, О.Г. Голиченко, Н.И. Иванова, В.В. Иванов, В.В. Новохатский, В.Н. Фридлянов и другие.
В рамках реляционного подхода можно выделить исследования В.А. Васина, П.Н. Машегова, Л.Э. Миндели, В.Г. Садкова.
Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций. Государству отводится роль в содействии производству фундаментального знания (в университетах) и комплекса технологий стратегического (военного) характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности [2, с. 62].
В России начинают создаваться основные элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования научным оборудованием, технико-внедренческие особые экономические зоны и другие. Вместе с тем приходится констатировать, что взаимодействие производителя конкурентоспособных знаний и технологий с представителями предпринимательской среды, заинтересованных в коммерциализации результатов инновационных процессов, в настоящее время в РФ не наблюдается.
Национальная инновационная система охватывает определенных участников, при взаимодействии которых происходит процесс преобразования научных идей в определенные конкурентоспособные знания и технологии для дальнейшего их производства, внедрения, освоения и использования в своей деятельности различными экономическими субъектами.
В структуре НИС, на наш взгляд, можно выделить следующие основные компоненты:
1. Научно-технический компонент представляет собой совокупность государственных и частных научных организаций, деятельность которых направлена на генерацию и разработку новых знаний. К таким субъектам, в частности, относятся научные центры, университеты, исследовательские институты, конструкторские бюро, центры коллективного пользования научным оборудованием и т. п.
2. Производственный (материальный) компонент, важной функцией которого является создание на основе нового знания определенного новшества. В данный компонент входят: малые, средние и крупные предприятия, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы.
3. Сбытовой компонент, отвечающий за внедрение и распространение результатов инновационного процесса, превращающий новшество в инновацию (технико-внедренческие зоны; центры трансфера технологий; лизинговые компании; специализированные/профильные выставки и т.п.).
4. Финансовый компонент, обеспечивающий организации, осуществляющие исследования и разработки, необходимыми финансовыми ресурсами. В
структуре данного компонента можно выделить различные типы фондов (бюджетные, венчурные, инвестиционные), а также другие финансовые институты (банки, страховые организации, фондовый рынок).
5. Кадровый компонент отвечает за обучение, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, в том числе для научных и инновационных организаций, и включает учреждения высшего, среднего и профессионального образования.
6. Информационно-аналитический компонент охватывает все компоненты инновационной системы и обеспечивает субъектов инфраструктуры необходимой информацией в целях реализации качественного инновационного процесса. В данный инфраструктурный компонент входят, например, статистические, аналитические, маркетинговые центры, различные виды консалтинговых организаций и т. п.
Перечисленные составляющие образуют целостную систему, в рамках которой происходит комплексное взаимодействие экономических, социальных и организационных факторов, определяющих создание инноваций. Данный процесс не является линейным и характеризуется наличием обратных связей между
его участниками, так как в рамках их взаимодействия происходит обмен различными ресурсами (кадровыми, информационными, финансовыми и другими), позволяющий стимулировать развитие инновационного процесса.
Национальная инновационная система представляет собой динамическую совокупность элементов, значительная часть которых входит в её состав не в силу сущностной атрибутики, а на основе специфики осуществления текущей деятельности. Самопозиционирование и выбор конкурентных стратегий хозяйствующих субъектов способны существенно изменить не только количественные характеристики национальной инновационной системы (доля инновационно-активных предприятий, объемы инновационной продукции и т.д.), но и способны трансформировать границы инновационной системы, исключая или охватывая хозяйствующие субъекты и сферы деятельности, участие которых в инновационном процессе не является обязательным атрибутом их деятельности (например, лизинговые компании, банки, малые предприятия).
Библиографический список
1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. М.: Дашков и К, 2009.
2. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. С. 59-70.
3. Машегов П.Н. Инновации: многоуровневый институциональный подход. М.: Машиностроение-1, 2004.
4. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2007.
6. Dodgson M., Gann, D., Salter, A. The Management of Technological Innovation: Strategy and Practice. N.Y., 2008.
7. Edquist C. Systems of innovation: Perspectives and challenges, in Fagerberg, J., Mowery, D. and Nelson R. (eds) The Oxford Handbook of Innovation N.Y., 2006.
8. Edquist C. Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Or-ganizations. London, 1997.
9. Freeman C. Continental, national and sub-national innovation systems - Complementarity and economic growth // Research Policy, Vol. 31(2), 2002. pp 191-211.
10. Freeman C., Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London: Frances Pinter, 1987.
11. LundvallB.-A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992.
12. Metcalfe S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives, in Stoneman, P., ed. Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. Blackwell, 1995.
13. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. N.Y., 1993.
References
1. Baldin K.V., Perederyaev I.I., GolovR.S. Investments in innovations. - Moscow: Dashkov & K, 2009.
2. Ivanova N. National innovation systems // Voprosi Economiki, Vol. 7, 2001. pp. 59-70.
3. Mashegov P.N. Innovations: multi-level institutional approach. - Moscow: Mashinostroenie-1, 2004.
4. PorterM. On Competition. - Moscow: Williams Publishing, 2005.
5. Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy. - Moscow: EKSMO, 2007.
6. Dodgson M., Gann, D., Salter, A. The Management of Technological Innovation: Strategy and Practice. N.Y., 2008.
7. Edquist C. Systems of innovation: Perspectives and challenges, in Fagerberg, J., Mowery, D. and Nelson R. (eds) The Oxford Handbook of Innovation N.Y., 2006.
8. Edquist C. Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Or-ganizations. London, 1997.
9. Freeman C. Continental, national and sub-national innovation systems - Complementarity and economic growth // Research Policy, Vol. 31(2), 2002. pp 191-211.
10. Freeman C., Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan. London: Frances Pinter, 1987.
11. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992.
12. Metcalfe S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives, in Stoneman, P., ed. Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. Blackwell, 1995.
13. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. N.Y., 1993.