Научная статья на тему 'Элементарные идеи Адольфа Бастиана'

Элементарные идеи Адольфа Бастиана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2393
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементарные идеи Адольфа Бастиана»

© Т.А. Фолиева, О.А. Шинкарь, 2007

ПУБЛИКАЦИИ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ИДЕИ АДОЛЬФА БАСТИАНА

Т.А. Фолиева, О.А. Шинкарь

В 60-70-е гг. XIX в. в гуманитарных исследованиях стала господствовать первая общая концепция - эволюционизм, которая послужила основной методологической базой на протяжении многих десятилетий Х1Х-ХХ веков. Несложные «элементарные» идеи эволюционизма, по словам С.А. Токарева, «могут быть выражены в нескольких словах: это идея единства человеческого рода и вытекающая отсюда единообразия развития культуры; прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному; психологическое обоснование явлений общественного строя и культуры; выведение законов развития этих явлений из психических свойств индивида»1.

У разных авторов эти идеи приобретали многогранное звучание, именно поэтому исследователи выделяют в эволюционизме следующие направления:

-культурно-историческое (Л.Г. Морган, К.Д. Кавелин, Э. Тайлор, Дж. Леббок и др.). Авторами прослеживался «процесс развития отдельных сфер общественной жизни» и проводилась социальная реконструкция, «для чего устанавливалась логическая последовательность ступеней развития и разрабатывались соответствующие классификационные схемы»; -биологическое (А. Бастиан, Т. Ахелис и др.) - последователи этого направления использовали методы естественных наук в этнографии;

- социологическое направление (Дж. Мак-Леннан, И. Бахофен, К. Штарке и др.);

- исследование социальных институтов через призму эволюционных процессов; -географическое (О. Пешель, К. и Р. Андре и др.) - исследование «взаимосвязи между обществом и естественной окружающей средой»2.

Такая классификация во многом условна, но отражает основную идею той эпохи -создать общую науку о человеке, методы которой изучали бы различные явления и подсистемы культуры. Характерно также, что подвижники эволюционизма были и активными организаторами - участвовали в экспедициях, создавали музеи и научные общества, были авторами и инициаторами журналов и учебников. Так, соединяя теорию и практику, они стали основоположниками новой науки - этнологии, которая соединила в себе стремление познать человека, культуру и общество и сохранить наследие цивилизации всего мира.

Одним из таких основателей этнологии в Германии был Адольф Бастиан (1826-1905) -ученый, чье научное наследие не оценено в отечественной науке в полной мере и недостаточно раскрыто в зарубежной литературе 3, но сыграло важное методическое и методологическое значение для этнографов в Европе и России. Такая парадоксальная ситуация объясняется тем, что стиль сочинений А. Бастиана сложен: К. Маркс указывал, что «...плохо, сбивчиво, бесформенно... написано с большими претензиями и ужасным языком»4; схожее мнение и у современных авторов - «он писал в высшей степени сбивчиво и многословно»5,

«крайняя тяжесть стиля, сложность и непоследовательность изложения»6. Свидетельствует

об этом и статья «Об этнологических классификациях», чей перевод на русский язык публикуется впервые и выполнен учеными Волгоградского государственного университета.

Адольф Сильвестрас Бастиан родился в 1826 г. в городе Бремен, получил первоначальное образование в этом же городе, затем продолжил обучаться в университетах Берлина, Иены, Праги, Гейдельберга и Вюрцбурга, где изучал сначала юриспруденцию, потом медицину и естественные науки. С 1851 г. начинает работать судовым врачом. Треть жизни он провел в путешествиях и побывал во всех частях мира, из поездок привозил богатый этнографический материал. В 1860 г. выпускает книгу «Человек в истории», которая была основана на собранных им материалах, ее успех подвигает автора заняться этнографией. В 1866 г. А. Бастиан поселился в Берлине, где при университете начал на философском факультете читать лекции по этнологии сначала в качестве приват-доцента, потом -экстраординарного профессора. Однако, как указывают исследователи, «большого успеха его педагогическая деятельность не имела вследствие своеобразной манеры чтения лекций»7. А. Бас-тиан является основателем Берлинского этнологического музея и Общества по изучению антропологии, этнологии и доистории; он в течение многих лет председательствовал в географическом обществе. В 1869 г. основал вместе с Р. Вир-ховым и Р. Хартманом журнал «Zeitschrift für Ethnologie». В 1873 г. по инициативе ученого было создано «Африканское общество», в этом же году он стал возглавлять выставку этнографической коллекции в Королевской кунсткамере, а в 1876 г. был назначен директором Берлинского этнологического музея.

Ученый занимался общими проблемами этнологии, первобытными религиозными верованиями, психологическим различием неевропейских народов, социальными отношениями и др. А. Бастиан впервые поставил вопрос о создании методологии новой науки и о специфике полевых исследований, о проблеме этнического фактора; связи этнологии и истории 8. Ученый опубликовал множество трудов, в том числе капитальные сочинения: «Die Völker des östlichen Asiens» (6 т., Иена, 1866-71); «Das Best ändiege in den

Menschenrassen» (Берлин, 1868); «Beitr ä gezur vergleichenden Psychologie» (Лейпц., 1870); «Ethnologische Forschungen» (2 т., Йена, 187273); «Geographische und ethnologische Bilder» (Йена, 1873); «Die deutsche expedition an die Loangok ü ste» (Йена, 1875) и «Schöpfung oder Entstehung» (Йена, 1875). Умер ученый в 1905 году.

Излагая теорию А. Бастиана, трудно выявить источники и истоки его концепции. Так, причисляя его к биологическому течению в эволюционизме 9, исследователи указывают, что сам А. Бастиан был предтечей диффузионизма, хотя и не отрицал классические идеи немецкой философии о детерминизме 10. Только одно можно точно зафиксировать - он был знаком и с гуманитарными и с естественнонаучными концепциями, но явного давления на его теорию не оказала ни одна из них. Эволюционизм не заимствован А. Бастианом - господство идей этих столь естественно в науке и обществе того времени, что органично вплетается в любые теоретические построения.

В самой концепции А. Бастиана можно выделить три краеугольных камня:

- идея развития, под которым он понимал «последовательное воздействие движущих сил природы»11, при этом он полагал, что «дух, мышление развивалось одинаково»12, «дух должен проявиться для всех»13, то есть автор констатировал единство человеческой психики;

- учение об элементарных и народных идеях - существуют некие общие «элементарные» идеи, которые одинаковы для всех народов мира, они заложены еще на первоначальном этапе развития человечества и развиваются под влиянием «внешних факторов», «в ходе активных взаимоотношений с окружающей средой»14; под влиянием географической среды у каждого народа элементарные идеи трансформируются в «народные идеи», то есть в идеи, характерные только для отдельных общностей, они локализованы и закрыты до тех пор, пока этнос не начинает культурно-исторический обмен с другими народами 15;

- теория о географических провинциях -различия в окружающей среде влияют на различия народов (например, «В пусты-

216

Т.А. Фолиева, О.А. Шинкарь. Элементарные идеи Адольфа Бастиана

не Гоби никакой другой народ кроме монголов не живет, в Аравийской пустыне -только бедуины, поэтому эти народы находятся вне воздействия, которое приносят с собой чужеземцы»16).

Эти три элемента позволяют говорить, что в концепции А. Бастиана присутствуют элементы психологизации и биологизации социальных процессов, что, несомненно, является передовым явлением в науке XIX века. Отметим и другое, «трансформация» элементарных идей в народные, свидетельствует о стремлении понять коллективное мышление через психологические особенности индивида. Впрочем, конкретизации и уточнений категорий «элементарная» и «народная» идея в трудах А. Бастиана нет, что придает им некую эфемерность.

Г.Е. Марков указывает, что «основные теоретические положения были развиты главным образом в его ранних работах и впоследствии он к ним уже не возвращался»17, хотя и затрагивал ряд важных для этнологии теоретических вопросов, например проблему классификации рас. Проблему, которая и в наши дни не утратила своей научной актуальности.

Термин «раса» происходит от арабского «ras», что означает «голова», «начало», «происхождение», впервые термин был употреблен еще в XVII веке 18. В научной литературе XX в. существует множество определений понятий «раса», наиболее типичным является следующее определение: «Раса - внутривидовые системы, обладающие достаточным фенотипическим и генетическим сходством. Чаще всего расы рассматриваются как подвиды»19. Существуют типологическая и популяционная теории рас, первая исходит из того, что морфологические особенности индивидуумов совпадают с расовой категорией, то есть расовый тип рассматривается как единица расовой систематики, и игнорируется возможность проявления в популяции фактора индивидуальной изменчивости. Популяционная концепция рассматривает расы, как сложную популяционную систему, подавляющее большинство признаков которых изменяется и варьируется 20. Среди факторов образования рас отечественные и зарубежные ученые выделяют: изоляцию, метисацию и адаптацию. На происхождение рас в современной науке есть две точки зрения - моноцентрическая (расы возникли в палеолите в одном географи-

ческом центре, произошли от популяции Homo sapiens, расселившихся по всей Эйкумене) и по-лицентрическая (расы - наследие древнейших гоминид, и эволюционировали независимо друг от друга в различных регионах мира).

Первой попыткой классификации рас является классификация Ф. Бернье, который выделил 4 расы: обитающую в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Индии; вторую - в остальной части Африки; третью расу в Восточной и Юго-Восточной Азии; четвертую - в Лапландии. К. Линней выделил 4 формы человека разумного: американский, европейский, азиатский и африканский. В общем можно сказать, что основные расовые типы были выделены уже в XVIII веке. К концу XIX в. И.Е. Дени-кер создает фундаментальную классификацию, которая опиралась только на физические признаки без учета лингвистических признаков 21. В основе современных классификаций лежит морфология человека, однако общепринятой классификации до сих пор нет. Более того, ряд американских исследователей предлагают вообще отказаться от данного понятия, поскольку различия между современными расами человека чрезвычайно малы. Отечественные ученые выступают против подобной позиции, полагая, что понятие «раса» не несет отрицательной смысловой нагрузки, лишь «одну из биологически равнозначных линий исторического развития единого вида Homo Sapiens и человеческого сообщества в целом»22.

Отметим так же, классификация языков в современной науке не является основой классификации рас. Группировка происходит по общности языкового материала, а тем самым ориентируется на общность происхождения (генеалогическая классификация языков) и по общности грамматического строя и типа (морфологическая классификация)23.

В статье «Об этнологических классификациях» А. Бастиан рассматривает проблему соотношения классификации народов и рас по языкам и на основании антропологических данных и делает в ней выводы, предвосхищавшие выводы современных ученых. Во-первых, он постулирует, что любая классификация должна базироваться на фактическом материале - «мы должны руководствоваться только фактами и строго придерживаться собранных наблюдений»24. Во-вторых, он со-

мневается в целесообразности классификации рас и народов на основании лингвистических данных, хотя и полагает, что антропология не дает пока более точных данных 25. В-третьих, он говорит о языке как о «собственности народа», в котором могут появиться изменения, но пока народ существует, не может исчезнуть, но изменится под влиянием уже исторических факторов 26.

Таким образом, в сложной и запутанной статье «Об этнологических классификациях» А. Бастиан, на основе своей теории об элементарных идеях, продолжает говорить о развитии коллективного мышления («духа»), но различает антропологическое развитие и языковое. Ни первое, ни второе не детерминируют друг друга, но связаны единым развитием, которое происходит под влиянием окружающей среды и исторических факторов. Эти положения, несомненно, оказали влияние на появление теории мультиэволюционизма, и именно в этом кроется приоритетность его идей перед другими концепциями эволюционистов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. С. 29-30.

2 Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988. С. 130-131.

3 См., к примеру: Токарев С.А. Указ. соч. С. 3032; Бутинов Н.А. Современники Н.Н. Миклухо-Маклая в этнографии // Проблемы этнографии и истории культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона. СПб., 2004. С. 151-155; Марков ГЕ. Немецкая этнология. М., 2004. С. 22-32; Winkelmann I. AdolfBastian -Leben und Wirken // EAZ. B., 1986. Jg. 27. H. 3. S. 405414; Fiedermutz-Laun A. Der kulturhistorische Gedanke bei Adolf Bastian. Systematisierung und Darstellung der Theorie und Methode mit dem Versuch einer Bewertung des kulturhistorischen Gehaltes auf dieser Grundlage. Wiesbaden, 1970; Buchheit K.P. Die Verkettung der Dinge. Stil und Diagnose im Schreiben Adolf Bastian. Münster, 2005.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. XXII. М., 1962. С. 552.

5 Токарев С.А. Указ. соч. С. 30.

6 Marshall W. Besprechung // Tribus. 1972. N° 21.

S. 45.

7 Марков Г.Е. Немецкая этнология. М., 2004.

С. 24.

8 Там же. С. 27, 31.

9 Представляется спорной идея Г.Е. Маркова, что ученый не был знаком с «эволюционными идеями Дарвина и его последователей» (Марков Г.Е. Указ. соч. С. 23-24). В публикуемой ниже статье А. Бастиан указывает, что «грандиозное собрание материалов Дарвина стало причиной неожиданного нового направления в исследованиях», что косвенно свидетельствует о его работе с трудами основателя эволюционизма.

10 См., к примеру: Fiedermutz-Laun A. Der kulturhistorische Gedanke bei Adolf Bastian. Systematisierung und Darstellung der Theorie und Methode mit dem Versuch einer Bewertung des kulturhistorischen Gehaltes auf dieser Grundlage. Wiesbaden, 1970.

11 Bastian A. Ueber ethnologische Eintheilungen // Zeitschrift fur ethnologie. Berlin, 1871. S. 18.

12 Марков Г.Е. Указ. соч. С. 28.

13 Bastian A. Op. cit. S. 16.

14 Ibid. S. 27.

15 См.: Bastian A. Ethnische Elementargedanken in der Lehre von Menschen. Berlin, 1895.

16 Bastian A. Ueber ethnologische Eintheilungen. S. 18.

17 Марков Г.Е. Указ. соч. С. 30.

18 Проблема расы в российской физической антропологии. М., 2002. С. 12.

19 Антропологический словарь. М., 2003. С. 231.

20 Там же. С. 217, 279.

21 Антропология: Хрестоматия / Авт.-сост. Т.Е. Россолимо, Л.Б. Рыбалов и др. М.; Воронеж, 1998. С. 295-307.

22 Проблема расы в российской физической антропологии. С. 17, 72.

23 Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1999. С. 388.

24 Bastian A. Ueber ethnologische Eintheilungen. S. 16-17.

25 Ibid. S. 1-15. Отметим, А. Бастиан делает иногда ошибочные выводы, основываясь на модной и популярной в те годы науки френологии - антинаучной теории, утверждающей наличие связи между психическими, моральными свойствами человека и строением его черепа. Создателем френологии является австрийский врач и анатом Ф.Й. Галь. По его учению, кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. При сильном развитии этой способности соответствующий центр мозга также очень развит, что якобы отражается на конфигурации черепа -образование выпуклости на соответствующем участке черепа; при недоразвитии каких-либо свойств в черепе образуются впадины. Френология была очень популярна в первой половине XIX века.

26 Ibid.

218

Т.А. Фолиева, О.А. Шинкарь. Элементарные идеи Aдольфа Бастиана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.