Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА'

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / СОСТАВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СЛОЖНЫЙ ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леткова Евгения Алексеевна

В статье рассмотрен электронный учебный курс в качестве объекта авторского права. Основная цель - определить, является ли электронный учебный курс объектом авторского права. Для достижения поставленной цели автором проведен анализ признаков электронного учебного курса с целью выявления их соответствия признакам объекта авторского права. Исследована правовая природа электронного учебного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE E-LEARNING COURSE AS A COPYRIGHT OBJECT

The article considers the e-learning course as an object of copyright. The main goal is to determine whether the e-learning course is a copyright object. To achieve the goal, the author analyses the e-learning course features in order to identify their compliance with the features of the copyright object. The legal nature of the electronic training course has been investigated.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА»

Подготовка специалистов в учреждениях

высшего профессионального образования

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 64-68. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:4(82):64-68.

УДК 37.01:007

Е. А. Леткова

Электронный учебный курс как объект авторского права

Аннотация

В статье рассмотрен электронный учебный курс в качестве объекта авторского права. Основная цель — определить, является ли электронный учебный курс объектом авторского права. Для достижения поставленной цели автором проведен анализ признаков электронного учебного курса с целью выявления их соответствия признакам объекта авторского права. Исследована правовая природа электронного учебного курса.

I Ключевые слова: авторское право, составное произведение, сложный объект авторского права, электронный учебный курс, цифровые образовательные технологии Для цитирования: Леткова Е. А. Электронный учебный курс как объект авторского права // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 64-68.

E. A. Letkova

The E-learning course as a copyright object

Abstract

The article considers the e-learning course as an object of copyright. The main goal is to determine whether the e-learning course is a copyright object. To achieve the goal, the author analyses the e-learning course features in order to identify their compliance with the features of the copyright object. The legal nature of the electronic training course has been investigated.

I Keywords: copyright, multipart work, complex object of copyright, e-learning course, digital educational technologies

For Citation: Letkova, E. A. (2022). The E-learning course as a copyright object. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 64-68 (In Russian)

Цифровая трансформация, которая тесно связана с переходом общества к цифровой экономике и развитием информационно-коммуникационных технологий, затронула все сферы жизнедеятельности современного общества, в том числе и сферу образования. Цифровые и информационно-коммуникационные технологии оказали существенное влияние на образовательные процессы, их содержание и структуру. Изменился характер взаимодействия между обучающим и обучающимся: цифровая образовательная среда стала посредником между участниками образовательно-

го процесса. Появились новые возможности обработки и представления информации при помощи технических и программных средств в образовательных целях. Преподаватели, используя современные технологи и возможности сети Интернет, могут создавать свои дистанционные образовательные курсы или онлайн-курсы и размещать их в свободном доступе. Однако после опубликования учебного курса в сети Интернет педагоги сталкиваются с недобросовестным использованием созданного ими образовательного продукта. И вместе

Леткова Е. А.

Электронный учебный курс как объект авторского права

с этим встаёт вопрос: является ли электронный учебный курс объектом авторского права?

Актуальность проблемы рассмотрения электронного учебного курса как объекта авторского права заключается, во-первых, в том, что в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере образования, не закреплено определение электронного учебного курса, а во-вторых — законодательство в области авторского права не успевает за развитием информационных технологий и, как следствие, перечень объектов авторского права в настоящее время включает в себя не все произведения, которые создаются и применяются с помощью современных технологий. Поскольку сегодня электронный учебный курс — один из фундаментальных продуктов в цифровой образовательной среде, перед педагогами всё чаще встает вопрос о том, подлежит ли он охране и защите наравне с другими объектами авторского права.

Для того чтобы дать ответ на вопрос «Является ли электронный учебный курс объектом авторского права?», в первую очередь необходимо рассмотреть понятие и признаки электронного учебного курса.

Наиболее актуальное и содержательное определение электронного учебного курса, которое также позволяет раскрыть его признаки, дано Е. В. Панькиной и И. В. Черчик: «Электронный учебный курс представляет собой комплекс учебно-методических материалов, выстроенных по определенной логике и имеющих гипертекстовую структуру с мультимедийными приложениями» [7]. Из данного определения можно выделить следующие признаки электронного учебного курса:

• содержит информацию в виде учебно-методических материалов;

• имеет определенную структуру и логику;

• реализуется с помощью дистанционных технологий.

Благодаря учебно-методическим материалам преподаватель передаёт знания обучающемуся. Они могут быть одновременно и источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащегося форме учебное содержание, и средством обучения, с помощью которого осуществляется организация учебного процесса. К учебно-методическим материалам относятся текстовые материалы, видео- и аудиоматериалы, графические изображения или гиперссылки, которые содержат в себе информацию по изучаемой теме. Все учебные материалы в курсе упорядочены по определенной логике, отвечающей цели и задачам курса. Создавая образовательный курс, автор выстраивает маршрут из учебно-методического материала, который позволит учащемуся достигнуть цели обучения. Авторы учебного пособия для вузов «Методика дистанционного обучения» определяют дистанционные технологии как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на

расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [4]. К дистанционным технологиям относятся не только коммуникационные технологии и сеть Интернет, но также приемы и методы, благодаря которым реализуется обучение в дистанционном формате. Применение дистанционных технологий позволяет сделать процесс обучения более гибким, экономичным, непрерывным и качественным.

Рассмотрев и раскрыв понятие электронного учебного курса, обратимся к определению объекта авторского права и рассмотрим его основные признаки.

Часть 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень объектов авторского права. Согласно данной статье объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе и другие произведения. Однако определение произведения в статье не раскрыто, но, как отмечено учеными-правоведами Е. А. Поздняковой [8] и Н. В. Щербак [10], чтобы отнести произведение к объекту авторского права, оно должно отвечать следующим признакам:

• представляет собой результат творческого труда;

• является оригинальным, неповторимым, «идеальным»;

• имеет объективную форму выражения.

Произведение, которое относится к объекту авторского права, представляет собой результат интеллектуальной деятельности, созданный в процессе творческого труда. В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 года № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» говорится следующее: «Судам при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом» [2]. Также в данном постановлении указано на то, что не важно, как именно создано произведение, собственноручно или с помощью технических средств, оно в любом случае будет являться объектом авторского права.

Произведение становится оригинальным благодаря тому, что автор вкладывает в него свою индивидуальность, своё уникальное мировоззрение. И отсюда следует и неповторимость произведения, потому что автор произведения, даже повторяя творческий процесс другого автора, получит иное произведение, в котором будет воплощено

66

Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2022

его уникальное мировоззрение. Под «идеальностью» в данном случае следует понимать, что произведение является идеальным решением задачи, которую автор перед собой ставил. Объективная форма выражения означает то, что мысль или идея автора, которая существовала изначально в его голове, обрела объективное выражение в реальном мире. Творческий замысел автора зафиксирован и доступен для восприятия человеческими чувствами [6].

Рассмотрев признаки объекта авторского права, можно сделать вывод, что электронный учебный курс отвечает вышеназванным признакам. Структура самого курса и учебно-методические материалы, содержащиеся в нём, представляют собой результат творческой деятельности преподавателя. И структуре курса, и учебно-методическим материалам могут быть присущи признаки оригинальности, неповторимости и нематериальности. И благодаря современным дистанционным технологиям курс имеет объективную форму выражения.

Но, возвращаясь к определению электронного учебного курса, необходимо отметить, что это комплекс, который включает в себя множество дидактических компонентов, таких как электронные учебники, видеолекции, презентации, тесты, задания и т.д., выстроенные в определенном порядке, и поэтому курс может быть отнесен к составному произведению. Согласно ч. 2 ст. 1259 ГК РФ, составное произведение — это произведение, представляющее собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. И если учесть, что учебно-дидактические материалы в курсе могут представлять собой результаты интеллектуальной деятельности разных авторов, то в соответствии со ст. 1240 ГК РФ электронный учебный курс может быть также отнесен к сложному объекту авторского права, которое представляет собой единое целое произведение, включающее в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Стоит отметить и то, что электронный учебный курс по визуальным и техническим характеристикам может напоминать интернет-сайт, который, по мнению Р. Ш. Рахматулиной, «являясь составным произведением, обладает также всеми признаками сложного объекта» [9]. Таким образом, электронный учебный курс, который представляет собой комплекс из нескольких результатов интеллектуальной деятельности, взаимосвязанных между собой и выстроенных по определенной логике, соединяет в себе признаки составного произведения и сложного объекта авторского права.

Из этого следует, что авторские права на электронный учебный курс включают в себя и авторские права на структуру самого курса как на составное произведение, и авторские права на отдельные его элементы (презентации, дискретные лекции, вебинары, аудио- и видеолекции, инфографики и т. д.). То есть, если преподаватель провёл огром-

ную работу и сам создал образовательный контент для курса, который потом структурировал в последовательности, помогающей решить ему поставленную цель курса, то он является полноправным автором и обладает всеми авторскими правами как и на структуру курса, так и на его отдельные элементы. Но если преподаватель сделал свой курс, собрав учебные материалы разных авторов, то он будет обладать авторскими правами только на саму структуру курса, и, соответственно, разместить данные учебные материалы в своем курсе должен с соблюдением авторских прав правообладателей.

В то же время не стоит забывать и о том, что электронный учебный курс (или иной образовательный продукт) может быть создан преподавателем в процессе осуществления своей трудовой деятельности в образовательной организации. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ результат творческой деятельности работника, достигнутый вследствие выполнения им своих трудовых обязанностей, является служебным произведением. Согласно закону, авторские права на служебное произведение принадлежат автору, а исключительное право, позволяющее использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, разрешать или запрещать его использование третьим лицам, а также распоряжаться исключительным правом на произведение, принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Большинство произведений, создаваемых педагогами, возникают вследствие выполнения ими своих трудовых обязанностей, поэтому они могут быть отнесены к служебному произведению, и это означает, что правообладателем указанного произведения будет образовательная организация, соответственно, опубликовать указанное произведение в сети Интернет, в том числе электронный учебный курс или другой образовательный контент, преподаватель должен только с разрешения образовательной организации. Подобное положение существенно ограничивает творческую деятельность преподавателя, поскольку образовательной организацией, как правообладателем произведения, могут быть установлены рамки использования, созданного преподавателем образовательного контента. Тем не менее трудовым или гражданско-правовым договором (или иным документом, регулирующим отношения между работодателем и работником по созданию служебного произведения) может быть установлено иное распределение исключительных прав, но преподаватели, как правило, недостаточно осведомлены о данных нюансах.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что электронный учебный курс является объектом авторского права. Однако определить его правовую природу и однозначно отнести его к составному произведению или к сложному объекту автор-

Леткова Е. А.

Электронный учебный курс как объект авторского права

ского права в настоящее время сложно из-за отсутствия легального определения электронного учебного курса. Кроме того, стоит отметить, что в перечень объектов авторского права включены не все объекты, которые в настоящее время создаются, используются и реализуются с помощью информационно-коммуникационных технологий

и сети Интернет. Возможно, стремительное развитие и активное применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования привнесут в положения Гражданского кодекса Российской Федерации и в Закон об образовании в Российской Федерации соответствующие изменения.

Список источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // Российская газета. — № 289. — 2006. — 22 декабря.

2. О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 // Российская газета. — 2019. — 6 мая (№ 96).

3. Алтухова, Е. В. Использование результатов интеллектуальной деятельности в учебном процессе / Е. В. Алтухова // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. — 2018. — №4 (100). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rezul-tatov-intellektualnoy-deyatelnosti-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 18.12.2021).

4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысо-ева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. — Москва: Юрайт, 2020. — 194 с. — ISBN 978-5-9916-9202-1.

5. Войниканис, Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху. Парадигма баланса и гибкости / Е. А. Войниканис — Москва: Юриспруденция, 2014. — 820 с. — ISBN 978-5-9516-0680-8.

6. Косякова, Ю. Л. Критерий творчества как признак объекта авторского права / Ю. Л. Косякова // Актуальные проблемы российского права. — 2009. — № 4. — С. 163-171.

7. Панькина, Е. В. Оценка качества электронного учебного курса как необходимое условие современного обучения / Е. В. Панькина, И. В. Черчик // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2021. — № 1 (41). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-elektronnogo-uchebnogo-kursa-kak-neobhodimoe-uslovie-sovremennogo-obucheniya (дата обращения:18.12.2021).

8. Позднякова, Е. А. Авторское право: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 243 с. — ISBN 978-5-534-13638-8.

9. Рахматулина, Р. Ш. Источники авторского права в эпоху развития цифровых технологий / Р. Ш. Рахматулина // Образование и право. — 2020. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-avtorskogo-prava-v-epohu-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy (дата обращения: 19.12.2021).

10. Щербак, Н. В. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Н. В. Щербак. — Москва: Юрайт, 2021. — 182 с. — ISBN 978-5-534-00008-5.

11. Harkonen, Heidi. (2020, March). Fashion piracy and artificial intelligence — does the new creative environment come with new copyright issues? Journal of Intellectual Property Law & Practice, 15 (3), 163-172.

12. Lauber-Ronsberg, Anne & Hetmank, Sven. (2019, July). The concept of authorship and inventorship under pressure: Does artificial intelligence shift paradigms? Journal of Intellectual Property Law & Practice, 14 (7), 570-579.

References

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ (red. ot 11.06.2021) (s izm. i dop.. vstup. v silu s 01.08.2021) [Civil Code of the Russian Federation (Part Four) dated December 18, 2006 No. 230-FZ (as amended on June 11, 2021) (as amended and supplemented, commenced from August 1, 2021)] . (2006, December 22). Rossiyskaya Gazeta, 25-34.

2. Postanovleniye Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 23.04.2019 № 10 "O primenenii chasti chetvertoy Grazhdanskogo ko-deksa Rossiyskoy Federatsii" [On the application of part four of the Civil Code of the Russian Federation: Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of April 23, 2019 No. 10]. (2019, May 6). Rossiyskaya Gazeta, 11-14.

3. Altukhova, E.V. (2018). Ispolzovaniye rezultatov intellektualnoy deyatelnosti v uchebnom protsesse [Using the results of intellectual activity in the educational process]. Vestnik REA im. G. V. Plekhanova, 4, 39-45. Retrieved December 18, 2021, from https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rezultatov-intellektualnoy-deyatelnosti-v-uchebnom-protsesse

4. Vayndorf-Sysoyeva, M.E., Gryaznova, T. S. & Shitova, V. A. (2020^. Metodika distantsionnogo obucheniya: uchebnoyeposo-biye dlya vuzov [Methodology of Distance Learning]. Moskva: Izdatelstvo Yurayt.

5. Voynikanis, E. A. (2014). Pravo intellektualnoy sobstvennosti v tsifrovuyu epokhu. Paradigma balansa i gibkosti [Intellectual Property Law in the Digital Age. Paradigm of Balance and Flexibility]. Moskva: Yurisprudentsiya.

6. Kosyakova, Yu.L. (2009). Kriteriy tvorchestva kak priznak obyekta avtorskogo prava [The criterion of creativity as a sign of a copyright object]. AktualnyyeProblemy Rossiyskogo Prava, 4, 163-171.

7. Pankina, E.V. & Cherchik, I.V. (2021). Devaluation of the quality of an e-learning course as a necessary condition for modern education. Professionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom, 1, 39-47. (In Russian). Retrieved December 18, 2021, from https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-elektronnogo-uchebnogo-kursa-kak-neobhodimoe-uslovie-sovre-mennogo-obucheniya

8. Pozdnyakova, E. A. (2018). Avtorskoyepravo: uchebnik ipraktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Copyright]. Moskva: Izdatelstvo Yurayt.

9. Rakhmatullina, R. Sh. (2020). Istochniki avtorskogo prava v epokhu razvitiya tsifrovykh tekhnologiy [Sources of copyright in the digital age]. Obrazovaniye iParvo, 4, 303-309. Retrieved December 19, 2021 from https://cyberleninka.ru/article/n/ istochniki-avtorskogo-prava-v-epohu-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy

10. Shcherbak, N. V. (2021). Avtorskoye pravo: uchebnik ipraktikum dlya vuzov [Copyright for University Students]. Moskva: Izdatelstvo Yurayt.

11. Harkonen, Heidi. (2020, March). Fashion piracy and artificial intelligence — does the new creative environment come with new copyright issues? Journal of Intellectual Property Law & Practice, 15 (3), 163-172.

68 Инновационные проекты и программы в образовании № 4, 2022

12. Lauber-Ronsberg, Anne & Hetmank, Sven. (2019, July). The concept of authorship and inventorship under pressure: Does artificial intelligence shift paradigms? Journal of Intellectual Property Law & Practice, 14 (7), 570-579.

Информация об авторе

Евгения Алексеевна Леткова

Московский педагогический государственный университет, магистерская программа «Электронные образовательные технологии», студент, Москва, Россия, ea_letkova@student.mpgu.edu

About the author

E. A. Letkova

Moscow Teacher-Training State University, Master's Degree Program "E-learning technologies", Student, Moscow, Russia, ea_letkova@student.mpgu.edu

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.