УДК 725.4.011: 66.017
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
© С.Г. Кормильцин, А.С. Горбачев
Kormiltsin S.G., Gorbachev A.A. The e-textbook as a means of intensifying the teaching and learning process. The article looks at principles of developing an educational complex which includes traditional text material and an electronic textbook. An example is described of designing an e-textbook.
Технологии компьютерного образования не только стоят в одном ряду с традиционными формами обучения, но и являются главенствующими при дистанционной форме преподавания дисциплин, в экстернате, дополнительном профессиональном, кардинально меняют основную форму - очное обучение.
В нашем понимании электронные учебники по дисциплинам представляют собой набор мультимедиауроков с анимацией, видео, звуковым сопровождением, записанных на СК-диске, и имеют хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей.
Электронный учебник, естественно, не сможет заменить общения с преподавателем. Дополнительно учащиеся должны иметь возможность изучать теоретическую часть курса - лекции, печатные материалы. На наш взгляд, необходимы комплексы, в которых соединены традиционный печатный учебник и электронный. Такой комплекс необходимо разрабатывать с учетом рекомендаций, представленных в ряде интересных работ [1-5]. Естественно, не все рекомендации этих работ могут быть приняты безоговорочно. Например, нельзя согласиться, на наш взгляд, с одним из положений работы [1], где говорится о том, что учебное пособие может быть подготовлено на бумаге и продублировано в виде гипертекстового аналога на компьютере. Да, такое дублирование учитывает некоторые индивидуальные наклонности студентов, так как одни воспринимают текст с экрана лучше, чем с печатного листа, другие наоборот. Электронный учебник, не исключая дублирования, должен содержать как можно больше иллюстрационных элементов, которые принципиально нельзя показать ни на доске, ни в печатном учебнике, ни на слайде (аудио-, видео-, анимационные материалы).
Такой электронный учебник вместе с традиционным печатным материалом будет соответствовать дуализму человеческого мышления [2] и способствовать изучению дисциплины на высоком уровне. В той же работе [2] и монографии [3] речь идет о когнитивной (т. е. способствующей познанию) компьютерной графике. На наш взгляд, это в полной мере относится и к электронному учебнику, как составляющей части любого учебного комплекса.
Плодотворному восприятию учебного материала и созданию у студента необходимого эмоционального
настроения также способствует гуманитарная оболочка обучающей программы [4]. Для достижения этой цели в разработанном нашем электроном учебнике по проектированию промышленных объектов предусмотрены музыкальные вставки и цвет при оформлении изучаемого материала различных разделов.
Глубокому анализу проблем гуманитаризации образования и решению вопросов психологического обеспечения процесса обучения посвящена работа [5].
Авторы работы [5] особо отмечают, что целью использования психологических средств в организации учебного процесса является создание и поддержание заинтересованности учащихся, как самим ходом процесса обучения, так и его результатами. И далее, цитируя авторов: «Последние должны восприниматься учащимися не только как практически полезные сведения и навыки, необходимые для профессиональной работы, но и как фундаментальные идеи и положения, описывающие естественнонаучные, гуманитарные и культурные основы современного мира». Авторы цитируемой работы также предупреждают создателей компьютерных обучающих программ об опасностях или ловушках общения между студентом и компьютером, «которые следуют из фундаментальных трудностей актов коммуникации». В основе этого лежит тот факт, что субъекты коммуникации - преподаватель и студент - принципиально не тождественны друг другу. «Они не обладают одинаковым внутренним миром, одинаковыми системами ценностей, одинаковыми приоритетами мотиваций, наконец, субъекты общения не имеют полной логической конгруэнтности». И как следствие этого, разработчик компьютерной обучающей программы невольно навязывает студенту свои приоритеты и свою систему навигации при изучении дисциплины.
Одним из опасных моментов при разработке электронного учебника является ориентация его на «среднего» студента без учета диапазона мотиваций обучения: от искреннего желания глубокого изучения дисциплины до «как бы сдать экзамен». Для учета исходного уровня знаний, способностей и мотиваций нами предпринята попытка создания двухуровнего изложения материала изучаемой дисциплины в электронном учебнике. Первый уровень рассчитан на более подготовленного студента, а для второго уровня характерным является подробное изложение дисциплины с большим количеством иллюстративного материала.
Это в некоторой степени обеспечивает индивидуальный подход при обучении студентов. Кроме того, использование нескольких уровней представления материала, на наш взгляд, несет в себе элементы тестирования своих знаний обучаемых. Также многоуровневая структура учебника и хорошая оболочка его уменьшает причины появления у обучаемого дискомфорта и ощущения своей непригодности.
Разрабатывая электронные учебники, необходимо учитывать специфику дисциплин. Например, дисциплина «Проектирование химических предприятий» базируется на совокупности многих курсов, некоторые из них изучались студентами в первых семестрах и основательно забылись. Кроме того, обучаемые должны знать элементы тех дисциплин, преподавание которых не предусмотрено учебным планом. Поэтому только нетрадиционные методы представления изучаемого материала, в данном случае анимация, позволяют, как показывает опыт, успешно освоить такой курс.
Результаты этого анализа и рекомендации, вытекающие из него, мы пытались реализовать при разработке электронного учебника.
Наш электронный учебник по проектированию выполнен в среде Power Point программного пакета MS Office, позволяющей совмещать видеофайлы, звук, музыкальное сопровождение, текст, растровые файлы. Все это представляет учебный материал в различных формах и использует средства мультимедиа в полном объеме. Для работы с электронным учебником требуется компьютер IBM PC с процессором не ниже Pentium 166, ОЗУ 64 Мб, звуковой картой, 100 Мб свободного места на системном диске и полного программного пакета MS Office.
Такие высокие требования к компьютеру обусловлены наличием большого количества графической информации на некоторых виртуальных страницах, которая дается в совокупности со звуковым сопровождением. Многие анимации занимают несколько слайдов, которые «прокручиваются» автоматически.
При запуске основного файла, содержащего главное меню, он автоматически переписывается с СD в каталог TEMP системного диска (обычно это диск С). Этот файл содержит в себе гиперссылки, которые позволяют открывать файл с нужным разделом. При щелчке мыши на выбранной гиперссылке требуемый файл также переписывается в каталог TEMP системного диска. При выходе из какого-либо раздела в главное меню - файл, содержащий этот раздел, автоматически из каталога TEMP стирается. Поэтому для нормальной работы программы требуется около 100 Мб свободного места. Электронный учебник на базе IBM PC состоит из главного файла меню «Основы проектирования», файлов, содержащих меню каждого раздела, и файлов, содержащих отдельные уроки. Файл «Основы проектирования» необходимо запускать для просмотра учебника, остальные файлы подгружаются автоматически по мере продвижения по учебнику.
При создании электронного учебника было выбрано несколько принципов представления учебного ма-
териала. Основополагающий принцип - максимальная замена текстовой информации на графическую (статическую и динамическую) и звуковое сопровождение. Если это чертеж, то на экране идет его построение. Если речь идет о зданиях или строительных элементах, даются их фотографии или трехмерные изображения. Формулировки и определения даются на экране шрифтом не ниже 24 кегля.
В электронном учебнике используется двухуровневая иерархия. На первом уровне даются основные понятия и формулировки, на втором - расшифровки основных понятий и подробные пояснения. Как первый, так и второй уровни имеют разветвленную структуру. Для перехода с одного уровня на другой или в другие ветви текущего уровня, а также для перелистывания страниц применяется гипертекстовая технология. Для гипертекстовых переходов используются активные слова, которые выделены цветом с тенью, или кнопки, на которых написано название открываемого объекта и активные блоки.
Каждая тема учебника выделена своим цветом. При открытии темы сначала показывается ее номер, затем цвет, название, после чего открывается меню темы. Из этого меню можно вызвать любой интересующий нас урок.
Представленные выше результаты анализа работ по созданию компьютерных обучающих программ, структура и методика разработки нашего электронного учебника могут служить элементами учебной дисциплины «Информационные технологии обучения», которую предлагает автор работы [1] включать в программы ФПК и учебные планы вузов: «Полученные знания понадобятся будущим специалистам, в потенциале руководителям различных подразделений на предприятиях и в организациях, квалифицированно решать вопросы подготовки и переподготовки кадров».
ВЫВОДЫ
1. Рассмотрены принципы разработки учебных комплексов, включающих текстовый материал и электронный учебник.
2. Приведен пример разработки электронного учебника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 31.
2. Соловов А.В. Компьютерная графика в инженерном образовании // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 90.
3. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика / Под ред. А.А. Поспелова. М.: Наука, 1991. 261 с.
4. Курдюмов Г.М., Курдюмова А.Г. Использование гуманитарной оболочки в компьютерной технологии обучения // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 126.
5. Кроль В.Н., Мордвинов В.М., Трифонов Н.А. Психологическое обеспечение технологий образования // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 34.
Поступила в редакцию 9 декабря 2004 г.