Научная статья на тему 'Электронный учебник как средство e-learning обучения в вузе'

Электронный учебник как средство e-learning обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е-learning / технологии Е-learning / электронный учебник (E-textbook) / функциональная спецификация / игра-интерактив / текущий / рубежный / итоговый контроль / Е-learning Е-learning technologies / E-textbook / functional specification / game-interactive / current / boundary / final control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семеновских Татьяна Викторовна

Автором описывается структура, функциональная спецификация электронного учебника по дисциплине «Педагогическая психология», приводится краткий экскурс в этап апробации. E-textbook имеет ярусное строение, при его разработке автор учитывал когнитивные особенности студентов заочной формы обучения: синкретность, фрагментарность, алогичность, ориентация на понятия меньшей степени общности. По результату эксперимента сделаны выводы об эффективности освоения дисциплины посредством авторского электронного учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-TEXTBOOK AS MEANS OF E-LEARNING IN UNIVERSITY EDUCATION

The author describes the functional specification of the electronic textbook on discipline "Pedagogical psychology", a brief excursion into the stage of testing. E-textbook has a tiered structure. In its development the author took into account the cognitive features of students of the correspondence form of training: concreteness, fragmentation, illogicality. At the conclusion of the experiment the conclusions about high and medium levels of learning using an electronic textbook.

Текст научной работы на тему «Электронный учебник как средство e-learning обучения в вузе»

УДК 378.1

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО E-LEARNING ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Т.В. Семеновских

Аннотация. Автором описывается структура, функциональная спецификация электронного учебника по дисциплине «Педагогическая психология», приводится краткий экскурс в этап апробации. E-textbook имеет ярусное строение, при его разработке автор учитывал когнитивные особенности студентов заочной формы обучения: синкретность, фрагментарность, алогичность, ориентация на понятия меньшей степени общности. По результату эксперимента сделаны выводы об эффективности освоения дисциплины посредством авторского электронного учебника.

Ключевые слова: Е-learning, технологии Е-learning, электронный учебник (E-textbook), функциональная спецификация, игра-интерактив, текущий, рубежный, итоговый контроль.

E-TEXTBOOK AS MEANS OF E-LEARNING IN UNIVERSITY EDUCATION

T. Semenovskikh

Abstract. The author describes the functional specification of the electronic textbook on discipline "Pedagogical psychology", a brief excursion into the stage of testing. E-textbook has a tiered structure. In its development the author took into account the cognitive features of students of the correspondence form of training: concreteness, fragmentation, illogicality. At the conclusion of the experiment the conclusions about high and medium levels of learning using an electronic textbook.

Keywords: Е-learning Е-learning technologies, E-textbook, functional specification, game-interactive, current, boundary, final control.

Т ехнологическое совершенствование

обучающей среды вузов занимает важное место среди инновационных направлений развития образовательной системы. Сегодня происходит активное внедрение в образовательную среду технологии электронного обучения (E-learning) [5], базирующегося на использовании

интерактивных, мультимедийных средств воздействия на обучающихся с целью формирования у них знаниевого, когнитивного компонента профессиональных компетенций. Технологии электронного обучения

ориентированы на включение студентов в осознанное понимание содержания курсов (в зависимости от направления подготовки), креативное изучение и последовательное закрепление освоенного материала [2].

В целях активизации учебнопознавательной деятельности при

использовании технологий Е-learning нами комплексно применялись различные обучающие средства: информационные,

экспертно-обучающие, тренажерные,

интерактивные. E-textbook представляет учебно-методический комплекс, построение которого базируется на: 1) особенностях

интеллектуальной сферы обучающихся, таких как: синкретность и фрагментарность

познания, лабильность; 2) вариабельности наглядности, визуального и слухового подкрепления с частичной и полной

трансляцией материала; 3)

структурированности и системности информации; 4) возможности изучения материала в индивидуальном темпе; 5) тренаже в ходе решения головоломок, игр-интерактивов посредством инсайта. Контент учебника подобран таким образом, чтобы формировать у студентов когнитивный компонент, включающий в себя совокупность психолого-педагогических знаний,

представляющих сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях [3].

Спецификация E-textbook: Дидактический блок — содержит целеполагание курса, раскрывает его роль в структуре направления подготовки бакалавров.

Когнитивный блок — построен в традициях модульного обучения. Обучающие модули имеют ярусное строение (удобно при модернизации материала): категориальный

аппарат (1 -ый ярус); обзорная информация (2ой ярус); первоисточники (3-ий ярус); навигационный аппарат (4-ый ярус).

Блок-функционал — включает в себя техническую информацию.

Структурирование образовательного

контента выполнено в соответствии с выбранной оболочкой (Microsoft LCDS),

позволяющей ярусно помещать материал (разделы, главы, параграфы, списки, подзаголовки, схемы, таблицы) в соответствии с модулями дисциплины. Обзорная информация располагается вместе с категориальным аппаратом в виде гипертекстовых, медийных врезок.

Блок контроля усвоения качества информации — в электронном учебнике используется три вида контроля: 1) текущий контроль осуществляется как самоконтроль в виде контрольных заданий, реализованных в электронном учебнике; 2) рубежный контроль проводится по играм-интерактивам; 3) итоговый контроль дидактических тестов, представляет собой систему, обладающую факторами: содержательным составом

тестовых заданий с нарастанием трудности.

Экспериментальное исследование

проводилось на базе Института психологии и педагогики (г. Тюмень). Ход внедрения электронного учебника происходил в течение учебного года 2014 - 2015 гг. В исследовании приняли участие 50 студентов заочной формы обучения, направлений подготовки

«Педагогическое образование» (ПО) и «Психолого -педагогическое образование» (ШЮ). В экспериментальную группу вошли испытуемые со следующими особенностями когнитивной сферы [4]: конкретность;

фрагментарность; ориентация на понятия меньшей степени общности; алогичность (тест Г.А. Берулавы «Дифференциальность -интегральность» [1]); именно с ними занятия проводились с использованием электронного учебника, в отличие от студентов, вошедших в контрольную группу.

Работа с экспериментальной группой включала несколько стадий:

1. Установочная стадия (длительность - 1

ак.ч.). Цель: освещение категориально -

понятийного аппарата по проблеме E-leaming обучения. Экспериментатор знакомил студентов с основной информацией по проблеме E-leaming обучения с помощью вводной лекции - «Что такое E-leaming?».

2. Организационная стадия (длительность

- 0,5 ак.ч.). Цель: инструктирование студентов на работу с учебником. Студентам предоставлялся алгоритмический рисунок работы с учебником: проводился

ознакомительный совместный

(экспериментатор - студенты) тренаж по работе с электронной оболочкой и

тестированию достижений.

3. Основная стадия (длительность - 4,5

ак.ч.). Цель: формирование навыков

самостоятельной работы с учебником, погружение в образовательную среду и как следствие приобретение знаний по курсу.

4. Стадия закрепления знаний (длительность - 2 ак.ч.). Цель: закрепление и вторичное осмысление ранее полученных знаний.

Студенты выполняли серию проверочных заданий, различной специфики, например, открытые и закрытые тесты с мгновенным подтверждением ответа, игры-интерактив с сортировкой, табличкой и карточками, позволяющие в он-лайн режиме закреплять материал в инновационной для студента форме, причем, данный тип заданий программой считался не пройденным до тех пор, пока студент правильно не отвечал. Игровой контент электронного учебника стимулирует студента на получение знаний.

5. Стадия контроля (длительность - 2 ак.ч.). Цель: формирование качества знаний по дисциплине. Стадия контроля соответствует рефлексивно-оценочному этапу исследования, на котором мы проверяли качество усвоения знаний студентами, с помощью теста достижений. При интерпретации результатов теста достижений мы опирались на следующую шкалу оценивания: «5» - 100-80% правильно выполненных заданий; «4» - 79 -60%; «3» - 59 - 40%.

Успешность овладения студентами знаниями посредством авторского

электронного учебника «Педагогическая психология» оценивалась с помощью диагностических срезов и итогового теста (рис.1). Полученные результаты

свидетельствуют о высоком и среднем уровнях сформированности у студентов

экспериментальной группы «когнитивного компонента». Проверка статистических различий в показателях испытуемых, обучающихся по учебнику и традиционно посещающих лекции и семинары осуществлялась с помощью расчета U-критерия Манна-Уитни и показала, что полученное эмпирическое значение Шмп (6,5), при икр p < 0,01 = 7, p < 0,05 = 13 находится в зоне значимости, данные проинтерпретированные после итогового тестирования также качественно различаются.

Рисунок 1. - Распределение студентов экспериментальной и контрольной групп в зависимости от результатов итогового теста достижений.

Таким образом, использование электронного учебника, интегрирующего технологии Е-leaming, в процесс обучения студентов-заочников, обладающих конкретностью, фрагментарность, алогичность когнитивной сферы будет эффективнее, если прибегнуть к представленной выше дидактической и функциональной спецификации.

Электронный учебник как средство формирования у студентов когнитивного компонента профессиональных компетенций можно использовать в преподавании различных курсов, при этом проблема существует только при проектировании содержания учебника, наполнении оболочки контентом.

Последовательность описанных процедур (стадии внедрения) следует рассматривать как

опорные дидактические средства,

обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям, посредством набора информационных, телекоммуникационных приложений, процессов, web-технологий, охватывающих весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента студентам, самостоятельно осваивающим дисциплину. Рассмотренный опыт позволит преподавателю вуза не только использовать на занятиях адаптированные технологии Е-learning, но и продвинуться по пути создания информационного общества в целом и реформирования системы образования в частности.

Литература:

1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 74-77.

2. Иванов В.Л. Электронный учебник:

системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 71-81.

3. Семеновских Т.В. Педагогическая

психология: Учеб. пособие. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2013. - 308 с.

4. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 5(24) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf

5. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: Новая техника, 2006. - С. 7-9.

Сведения об авторе:

Семеновских Татьяна Викторовна (г. Тюмень, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the author:

T. Semenovskikh (Tyumen, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at Department of Developmental and Pedagogical Psychology of Tyumen State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.