Научная статья на тему 'Электронный сервис для повышения эффективности оформления дорожно-транспортных происшествий'

Электронный сервис для повышения эффективности оформления дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРВИС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рябов С. С., Папшев В. А.

В настоящее время современные информационные технологии дают возможность создавать интеллектуальные системы, позволяющие решать сложные транспортные задачи. В данной статье представлена структура разрабатываемого электронного сервиса, позволяющего упростить процесс оформления мелких ДТП и передачи материалов в страховую компанию и, как следствие сократить, общие временные затраты. Рассмотрены группы пользователей системы и их функциональные возможности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный сервис для повышения эффективности оформления дорожно-транспортных происшествий»

УДК 004.891.2

Рябов С.С., Папшев В.А.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРВИС ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

В настоящее время современные информационные технологии дают возможность создавать интеллектуальные системы, позволяющие решать сложные транспортные задачи. В данной статье представлена структура разрабатываемого электронного сервиса, позволяющего упростить процесс оформления мелких ДТП и передачи материалов в страховую компанию и, как следствие сократить, общие временные затраты. Рассмотрены группы пользователей системы и их функциональные возможности

Ключевые слова:

регистрация дорожно-транспортных происшествий электронный сервис, эффективность

Анализируя сферы применения информационных технологий, отметим, что в настоящее время существует множество процессов, которые не в полной мере используют современные 1Т возможности. Одним из таких процессов является процесс оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП) без потерпевших. При возникновении такого ДТП у водителей есть варианты действий: первый - вызов инспектора ГИБДД, который оформит ДТП, второй -оформление происшествие самостоятельно по евро-протоколу.

Практика показывает, что ожидание инспектора ГИБДД может затянуться до нескольких часов, а при самостоятельном оформлении бумажного варианта европротокола часто происходят ошибки.

Для того чтобы сократить время при оформлении ДТП и исключить ошибки предлагается воспользоваться мобильными устройствами, которые стали неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Вместе с мобильными устройствами активно развивается и мобильный интернет, который стимулирует рост и развитие мобильных приложений. Эксплуатация мобильного программного обеспечения повышает мобильность людей, что позволяет эффективнее использовать время.

В связи с этим целью данной работы является разработка электронного сервиса направленного на повышение эффективности процесса расследования и регистрации ДТП. Архитектура системы представлена на рисунке 1.

В ходе анализа выделены пользователи системы, а так же их функциональные возможности. Поскольку правила дорожного движения могут меняться в зависимости от территории, целесообразно разбить систему на 2 сервиса:

- сервис для создания, просмотра и редактирования правил, на основании которых система будет предлагать решение,

- сервис для фиксации обстоятельств ДТП и поиска ответа на вопрос: "Кто является виновником ДТП?".

б

Инспекто[

ГИБДД

Взаимодействие между сервисами, а так же между клиентами и сервисами будет осуществляться через глобальную сеть Интернет по http протоколу в соответствии с архитектурным стилем - REST.

Второй сервис является интеллектуальной системой, которая в состоянии решить проблемы оформления ДТП. Наглядно архитектура данного приложения представлена на рисунке 2.

Архитектура, представленная на рисунке 1, учитывает особенности европротокола, который позволяет оформлять ДТП только для двух транспортных средств. А применение сервисного подхода позволяет добиться масштабирования и добавления новых функциональных возможностей при развитии системы.

В результате анализа европротокола и проектирования системы выделены сущности, позволяющие хранить все необходимые данные для регистрации ДТП и позволяющие получить ответ на вопрос: "Кто виновник ДТП?". Поиском ответа на данный вопрос занимается ядро интеллектуальной системы - инспектор. Инспектор - это сущность подобная реальному инспектору ГИБДД, которая производит анализ заполненных данных и решает, кто является виновником ДТП на основании известных ей правил.

Анализ начинается с набора полей, который описывает обстоятельства ДТП и который заполняет каждый из водителей. Этот набор полей достаточен для описания большинства дорожно-транспортных происшествий, поэтому можно заранее определить сценарии на основании выбранных полей. Выделив их в отдельные сущности и организовав проверку соответствия ситуации заложенному сценарию с применением паттерна проектирования, цепочка обязанностей, можно добиться динамичного добавления сценариев в систему. Данные сценарии можно разделить на 2 категории:

Сценарии трактуемые однозначно

Устройство с доступом к сети Интернет

Рисунок 1 - Архитектура системы для оформления ДТП

6

Водитель &

Владелец ТС

2-й водитель

Рисунок 2 - Архитектура клиент-серверного приложения для оформления ДТП

Сценарии, при которых необходимы дополнительные материалы

К первой категории относятся сценарии, при которых можно однозначно трактовать ситуацию в пользу того или иного водителя. Поскольку подобные ситуации являются типовыми, то их можно ассоциировать со схемами, которые уже существуют в системе. Это позволяет предлагать пользователям схемы ДТП, которые характерны для их ситуации и которые требуют минимального редактирования со стороны пользователей.

Ко второй категории относятся сценарии, при которых хотя бы один из водителей заполнил поле "иное", а так же те сценарии, которые не заложены или трактуются неоднозначно. При возникновении неоднозначности инспектор приступает к анализу схемы ДТП, которую прислал пользователь. Данную схему можно представить в виде объекта, состояние которого определяется его полями:

Шаблон транспортной развязки/местности Светофором и набором знаков приоритета Дорожной разметкой

Положение автомобилей на схеме и относительно друг друга

На основании анализа схемы ДТП, инспектор может вынести окончательное решение или посовето-

вать обратиться к инспектору ГИБДД, который способен провести детальный анализ ситуации и принять финальное решение.

Для оформления ДТП предполагается разработать мобильное приложение для смартфонов и планшетов со следующими возможностями:

Возможность пошагового оформления с использованием подсказок.

Возможность заранее внести свои данные в систему, что позволит сократить время при оформлении ДТП.

Возможность выбора схемы происшествия из множества вариантов, которые характерны для геолокации, с последующим редактированием.

Возможность производить фото, видео и геолокационную регистрацию, используя возможности смартфона или планшета.

Возможность найти цены запчастей к своему автомобилю для оценки ущерба.

Возможность передать собранные данные в страховую компанию через интернет.

Возможность узнать о статусе заявки через личный кабинет.

Сценарий взаимодействия с приложением при оформлении ДТП представлен на рисунке 3. На данном рисунке стрелками обозначены переходы между окнами приложения.

Рисунок 3

Сценарий взаимодействия с приложением при оформлении ДТП

Следует отметить, что в настоящее время большая часть населения имеет смартфон или планшет с помощью, которого можно воспользоваться интеллектуальной системой оформления ДТП. Тем не менее, возможны ситуации, когда у одного из водителя может не оказаться одного из упомянутых выше устройств или они будут разряжены. Не смотря на это, водители могут воспользоваться электронным сервисом, чтобы оформить ДТП.

Представленные алгоритмы взаимодействия пользователя и системы подразумевают, что сотрудники ГИБДД внесли типовые правила с помощью сервиса для работы с правилами. В дополнение к описанным

режимам работы, в каждый алгоритм можно добавить возможность рассмотрения заявки аварийным комиссаром. В данном случае при возникновении ДТП, заявки пользователей встают в очередь на рассмотрение, а аварийные комиссары со своих рабочих мест могут рассмотреть заявки водителей, не выезжая на место происшествия. При рассмотрении заявки аварийным комиссаром, система анализирует заявку, но окончательное решение остаётся за комиссаром.

Разделение системы на два сервиса позволяет упростить внедрение системы на территориях, где правила дорожного движения могут отличаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рябов С.С. Применение информационных технологий при оформлении дорожно-транспортных происшествий / С.С. Рябов // Труды Международной научно-технической конференции «Перспективные информационные технологии» ПИТ-2016. 2016. С. 67 6-67 9.

УДК 777

Надирова Н.Т., Ашуров А.Е., Молдамурат Х.Х., Ергалиев Д.С.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казакстан

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ МЕХАТРОННЫХ МОДУЛЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ В КАЗАХСТАНЕ

В данной работе рассматривается вопрос о развитии системы управления через интернет движение мехатронных систем. Рассмотрены разные виды мехатронных систем и их характеристики. В труднодоступных и опасных областях применение роботов для проведения операций требует создания систем дистанционного управления мобильными роботами, которые будут пользоваться преимуществами сети Интернет в качестве канала связи. Для обеспечения использования перспектив, открывающихся применением сети Интернет в сфере технического управления эффективно и в полной мере, понадобится разработать такой подход к ее использованию, который учитывает проблемы, вызванные или появившиеся спецификой Интернета, как канала связи в системе дистанционного управления техническим объектом, а также специфику управляемого объекта.В Казахстане ведется строительство сборочно-испытатель-ного комплекса космических аппаратов, в том числе и мехатронных систем. Поэтому очень важно уделить особое внимание дистанционному управлению через Интернет этих систем.

Ключевые слова:

модель, метод, передатчик, приемник, связь, управление, радиолиния, мехтроника, системы

Введение

В настоящее время технология интернет интенсивно развивается и используется во многих сферах техники. Например, в технологии «умный дом». В данной технологии предусматривается возможность управления всей бытовой техникой в доме и освещением дома через интернет. В то же время большую практическую значимость имеет управление мехатронными системами на расстоянии через интернет. Поэтому рассматриваемая тема считается одной из самых актуальных в настоящее время.

Мехатронные системы

Мехатроника является новым направлением современной науки и техники стремительно развивающимся в последнее десятилетие по всему миру. Мехатроника следует цели создания как интеллектуальных машин, так и движущихся систем, которые будут обладать качественно новыми функциями и характеристиками. Интерес, быстрорастущий во всем мире, направленный к мехатронике объясняется тем, что мехатронные системы отличаются своей принципиальной новизной и тем самым стимулируют высокую активность специалистов сферы научно-исследовательской, образовательной и производственной.

Новые идеи мехатроники возникают на стыке таких наук, как прецизионная механика, компьютерное управление, информационные технологии и микроэлектроника. Интеграция знаний из вышеперечисленных обособленных областей науки является задачей мехатроники как самостоятельной науки. Не только взаимодействие созданного технического решения друг с другом, но и обладание образованной системы новыми свойствами и характеристиками, не имевшимися в составляющих ее частях, делают научно-техническое решение «истинно ме-хатронным».

На сегодняшний день главным критерием наукоемкой продукции является соответствие машин нового поколения требованиям по показателям цена/качество. Можно сказать, их невозможно выполнить традиционными механическими средствами. Мехатроника решает поставленные перед собой задачи, внедряя цифровые электронные блоки и управляющие компьютеры, и непосредственно механические узлы, и системы. Появление в последние годы новейших информационных и производственных

технологий сделала возможным эффективную реализацию данного подхода. Создание оригинальных ме-хатронных систем получило импульс именно благодаря этим технологическим и экономическим факторам: реконфигурируемое технологическое оборудование и интеллектуальные роботы, новое поколение авиационной и военной техники, микросистемы и медицинское оборудование.

Мехатроника успела стать частью не только профессиональной, но и повседневной жизни современного человека. Домашние бытовые машины, трансмиссии новых автомобилей, цифровые видеокамеры, дисководы компьютеров - все это построено на принципах мехатроники.

Свершившимся фактом на сегодняшний день следует признать широкое распространение мехатро-ники в инженерном деле, науки и практике. Вместе с тем следует отметить, что некоторые известные виды движущихся машин и автоматических систем интеллектуального типа не относились к «ме-хатронной» категории при их разработке.

Предметом мехатроники следует считать процессы проектирования и производства модулей, машин и систем для реализации заданных функциональных движений.

Функциональное движение — это целенаправленное механическое перемещение мехатронной системы, которое координируется с параллельно управляемыми технологическими и информационными процессами. Само понятие «движение» трактуется в данном определении мехатроники в полной мере. Древнегреческие философы называли движением тела его любое изменение вообще: изменение размеров, цвета и температуры и вместе с тем, возникновение и уничтожение. Основой функциональных движений в мехатронике называется механическое перемещение системы в пространстве и во времени. Требования, предъявляемые по точности, скорости и по другим характеристикам качества исполнения функциональных движений определяются служебным назначением машины.

Использование Интернет-технологий в мехатро-нике и робототехнике открывает дорогу новым перспективам развития сбора данных и распределенных систем управления. Дистанционный мониторинг экспериментов и контроль удаленных технических систем могут быть выполнены практически в любой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.